Яковлева т с здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду

Обновлено: 05.10.2024

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Арбузова Виолетта Генриховна, Коннова Наталья Михайловна, Юшкова Ольга Вячеславовна

Населенный пункт: Саратовская область, г. Балашов

ЦЕЛЬ: пропаганда здорового образа жизни среди детей и родителей, повысить стремление родителей использовать двигательную деятельность с детьми для форми-рования основ здорового образа жизни.

ЗАДАЧИ:

1.Создание условий для физкультурно-оздоровительной работы в детском саду

2.Расширять и закреплять знания детей о здоровом образе жизни.

3.Совершенствовать физические способности в совместной двигательной деятельности детей.

4.Повышение профессионального мастерства педагогов дошкольного учреждения по теме здоровый образ жизни.

5.Заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье.

УЧАСТНИКИ: Дети логопедической группы, воспитатели, учитель- логопед, физ. инструктор, родители.

ТИП ПРОЕКТА: Краткосрочный. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 1 неделя.

АКТУАЛЬНОСТЬ: Сохранение здоровья дошкольника зависит от образа жизни, который он ведет, поэтому в детском саду и в семье нужно создать условия для здоро-вого образа жизни каждого ребенка. Физическое воспитание - один из основных ком-понентов общего воспитательного процесса, без которых невозможно гармоничное развитие ребенка. Забота о здоровье ребенка занимает во всем мире приоритетные позиции.Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. Поэтому сохранение и укрепление здоровья, формирование осознанной потребности в здоровом образе жизни, должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребенка с семьей, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребенка, но и на членов его семьи. Низкая компетентность родителей (по данным анкетирования) в вопросах здоровья сбереже-ния не способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольника. А добиться успехов в укреплении здоровья и полноценном физическом развитии детей, в повыше-нии их двигательной активности можно только при единых подходах к физическому воспитанию в детских садах и дома.

Предполагаемые результаты:

-приобретённые навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни,

-полученные ребёнком знания и представления о себе, о своём здоровье и двигательной активности позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья,

-родители получат необходимые теоретические знания об уровне физического развития своих детей.

Итоги проекта:

1. Дети получили знания и представления о себе, о том, как можно укреплять и беречь своё здоровье.

2. Изготовлено нетрадиционное физкультурное оборудование.

4. Спортивное развлечение.

Понедельник.

Понятие о здоровом образе жизни включает в себя много аспектов.

Это, во-первых, соблюдение режима дня. В детском саду режим соблюдается, а вот дома не всегда. (беседа с детьми о режиме дома и в детском саду).

Во-вторых, это культурно-гигиенические навыки.

- Дети должны уметь правильно умываться.

-Для чего это надо делать? Чтобы быть чистым, хорошо выглядеть, чтобы было приятно, и кожа была здоровой, чтобы быть закаленным, чтобы смыть микробы.

В-третьих, это гимнастика, физзанятия, закаливание и подвижные игры.

- Если человек будет заниматься спортом, он проживет дольше.

- Почему так говорят: "Береги здоровье смолоду".

По утрам зарядку делай

В-четвертых, культура питания.

Утренняя гимнастика. (см. приложение 1)

1. НОД . Познавательное развитие

Прогр.сод. Учить самостоятельно следить за своим здоровьем, знать на сложные приемы самооздоровления, уметь оказывать себе элементарную помощь.

3. Музыкальная НОД

Воспитатель: В каких продуктах есть витамины? Нужно есть больше овощей и фруктов. В них много витаминов А, В, С, Д. В каких продуктах они содержатся и для чего нужны?

Витамин А - морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения.
Витамин В - мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).
Витамин С - цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды).
Витамин Д - солнце, рыбий жир (для косточек).

(Для лучшего запоминания использовать художественное слово).

Никогда не унываю И улыбка на лице,
Потому что принимаю Витамины А, Б, С.

Очень важно спозаранку, Есть за завтраком овсянку.

Черный хлеб полезен нам И не только по утрам.

Помни истину простую Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую, Или сок морковный пьёт.

От простуды и ангины Помогают апельсины.
И неплохо есть лимон Хоть и очень кислый он.

1. Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок,
И тогда ты точно будешь очень строен и высок.

2. Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить
Ешь конфеты, жуй ирис, строен, стань как кипарис.

3. Чтобы правильно питаться, вы запомните совет:
Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу мед и виноград.

4. Нет полезнее продуктов - вкусных овощей и фруктов.
И Сереже и Ирине всем полезны витамины.

5. Наша Люба булки ела и ужасно растолстела.
Хочет в гости к нам прийти, в дверь не может проползти.

6. Если хочешь быть здоровым, правильно питайся,
Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся.

Вторник

Мойся мыло! Не ленись!

Не выскальзывай, не злись!

Ты зачем опять упало?

Буду мыть тебя сначала!

О микробах:

Они очень маленькие и живые (рисунок).

Они попадают в организм и вызывают болезни.

Они живут на грязных руках.

Они боятся мыла.

Микроб - ужасно вредное животное, Коварное и главное щекотное.

Такое вот животное в живот Залезет - и спокойно там живет.

Залезет шалопай, и где захочется Гуляет по больному и щекочется.

Он горд, что столько от него хлопот: И насморк, и чихание, и пот.

Вы, дети, мыли руки перед ужином? Ой, братец лис, ты выглядишь простуженным

Постой-ка, у тебя горячий лоб Наверное, в тебе сидит микроб!

Утренняя гимнастика. (см. приложение 1)

1. НОД. Познавательное развитие (ФЭМП)

Прогр.сод. Учить считать в пределах 7,показать образование числа 7 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 6 и 7..

2. НОД. Физкультура

Прогр.сод. Разучить с детьми поворот по сигналу воспитателя во время ходьбы в колонне по одному, упражнять в беге с перешагиванием через бруски

3. Художественно-эстетическая НОД (рисование)

Прогр. сод.: Учить детей определять и передавать относительную величину частей тела, общее строение фигуры человека, изменение положения рук во время упражнений. Закреплять приемы рисования и закрашивания изображений карандашами.

Прогулка. Индивидуальная работа Развитие движений. Цель: улучшать технику бега (естественность, легкость, энергичные отталкивания). Прыжки на двух ногах до флажка и обратно.

-Что мы делаем, чтобы защитить себя от микробов? (есть только мытые овощи и фрукты; когда чихаешь или кашляешь, закрывать рот и нос платком; есть только из чистой посуды).

- Посчитайте, сколько раз в день вы моете руки руки?

Среда

Утренняя гимнастика. (см. приложение )

1.Музыкальная НОД

2. Логопедическая НОД

Индивидуальная работа Развитие движений. Цель: совершенствовать прыжки через длинную скакалку (неподвижную и качающуюся, на).

3. НОД. Развитие речи

Прог. сод.: Учить детей говорить правильно, уметь рассуждать, объяснять свои действия. Развивать речь, внимание, память, мышление. Способствовать формированию навыков здорового образа жизни: знать назначение и применение предметов личной гигиены и одежды. Заучивание пословиц, поговорок о здоровье.

Закаляй свое тело с пользой для дела.

Холода не бойся, сам по пояс мойся.

Кто спортом занимается, тот силы набирается.

Солнце, воздух и вода помогают нам всегда.

Кто любит спорт, тот здоров и бодр.

Смекалка нужна, и закалка важна.

В здоровом теле здоровый дух.

Паруса да снасти у спортсмена во власти.

Смолоду закалишься, на весь век сгодишься.

Солнце, воздух и вода - наши верные друзья.

Начинай новую жизнь не с понедельника, а с утренней зарядки.

Крепок телом - богат и делом.

Со спортом не дружишь - не раз о том потужишь.

Пешком ходить — долго жить.

Отдай спорту время, а взамен получи здоровье.

Индивидуальная работа Элементы хоккея. Цель: учить прокатывать шайбу в заданном направлении, закатывать в ворота.

Положите мяч в центр поля. Мяч отправляется в левый верхний угол.

Гол! Мяч в правых воротах. Положите мяч в центр поля.

Мяч в правом нижнем углу. Мяч в правом верхнем углу.

Гол! Мяч в левых воротах. Мяч в левом нижнем углу.

Правила по технике безопасности при игре с мячом.

- От игры с мячом могут случаться и неприятности, если забыть правила безопасности.

- Как приучит мяч быть послушным?

1. Не играйте с мячом возле стеклянных окон, витрин магазинов. Почему? Мяч может их разбить.

2. Не играйте с мячом возле проезжей части дороги. Почему? Мяч может выкатиться под колеса проезжающей машины, вызвать аварию. И конечно, ни в коем случае нельзя выбегать за мячом на дорогу!

3. Нельзя сидеть на мяче, прокалывать его. Почему? Это испортит мяч.

Чтение художественной литературы. "Вовкина победа" А. Кутафин.

Четверг

Утренняя гимнастика. (см. приложение 1)

1. НОД. Развитие речи

Тема: "Путешествие в страну "Здоровья"

Прог. сод.: Развивать интерес к здоровому образу жизни, к значению спорта для здоровья человека. Развивать связную речь, обогатить словарь детей: микроскоп, лупа, микроб.

2. НОД. Физкультура

Прог. сод.: Закрепить навык приземления на полусогнутые ноги при спрыгивании; повторить перебрасывание мяча друг другу и переползание через препятствия.

Индивидуальная работа . Прыжки через скакалку. Цель: развивать двигательную активность.

3. Художественно-эстетическая НОД (рисование)

Прог.сод.: . Расширить и закрепить знания детей о символах Олимпийских игр; Способствовать развитию любознательности, мышления, способности делать выводы и умозаключения; закреплять умение рисовать кистью и красками; развивать внимание, память, сенсорное восприятие, глазомер

- Дети должны уметь правильно умываться.

-Для чего это надо делать? Чтобы быть чистым, хорошо выглядеть, чтобы было приятно, и кожа была здоровой, чтобы быть закаленным, чтобы смыть микробы.

Мойся мыло! Не ленись!

Не выскальзывай, не злись!

Ты зачем опять упало?

Буду мыть тебя сначала!

О микробах:

Они очень маленькие и живые (рисунок).

Они попадают в организм и вызывают болезни.

Они живут на грязных руках.

Они боятся мыла.

Микроб - ужасно вредное животное,

Коварное и главное щекотное.

Такое вот животное в живот

Залезет - и спокойно там живет.

Залезет шалопай, и где захочется

Гуляет по больному и щекочется.

Он горд, что столько от него хлопот:

И насморк, и чихание, и пот.

Вы, дети, мыли руки перед ужином?

Ой, братец лис, ты выглядишь простуженным

Постой-ка, у тебя горячий лоб

Наверное, в тебе сидит микроб!

Прогулка. Подвижные игры (по желанию детей). Цель: закрепление правил ранее изученных игр; обеспечить двигательную активность детей; создать хорошее настроение; воспитывать дружеские чувства, интерес к подвижным играм.

Пятница

Утренняя гимнастика. (см. приложение 1).

1.НОД. Познавательное развитие

Тема: Витамины укрепляют организм (Волчкова, 66)

2. Художественно-эстетическое ( аппликация)

Прогр.сод. : развивать устойчивый интерес к правилам и нормам здорового образа жизни; развивать мелкую моторику; воспитывать аккуратность при работе с клеем.

Индивидуальная работа Развитие движений. Цель: учить метать снежки вдаль

3. НОД. Физкультура

Прог.сод.: Упражнять в ходьбе на носках, пятках, беге до 1,5 мин; разучить игровые упражнения с мячом.

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.

Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось с 23 до 15% и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания, с 16 до 17,3%. В среднем по России на каждого дошкольника приходится не менее двух заболеваний в год. Приблизительно 20-27% детей относится к категории часто и длительно болеющих. Почти 90% детей дошкольного возраста имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата - нарушение осанки, плоскостопие, неравновесный мышечный тонус, слабость мышц брюшного пресса, неоптимальность соотношения статических и динамических движений. У 20-30% детей старшего дошкольного возраста наблюдаются невротические проявления. По данным прогнозов, 85% этих детей - потенциальные больные сердечно-сосудистыми заболеваниями. Около 50% детей нуждаются в психокоррекции и характеризуются серьезным психологическим неблагополучием.

В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом. Их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: у детей практически нет возможности играть в подвижные игры во время прогулки, да и некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков).

Приведенные результаты наглядно указывают на социально-педагогический уровень проблем, которые возникают перед работниками дошкольных учреждений, призванных воспитать здорового ребенка с оптимальным физическим и психическим развитием, что соответствует социальному запросу общества.

Прежде чем начать говорить о здоровьесберегающих технологиях, определим понятие “технология”.

Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач, наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели; итоговой диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов. (Данное определение предлагается Деркунской В.А.-канд.пед.наук)

Что такое здоровьесберегающие технологии?

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.

2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.

3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.

Виды здоровьесберегающих технологий, используемых в ДОУ

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании - классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду.

Здоровьесберегающая деятельность в нашем детском саду осуществляется в следующих формах:

* Медико-профилактическая технологии

Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами с использованием медицинских средств.

Задачи этой деятельности:

- организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

- организация и контроль питания детей, физического развития, закаливания;

- организация профилактических мероприятий, способствующих резистентности детского организма (например, иммунизация, полоскание горла противовоспалительными травами, щадящий режим в период адаптации и т.д.).

- организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов – Сан ПиНов

- организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

*Физкультурно-оздоровительная технология

Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.

Задачи этой деятельности:

- развитие физических качеств;

- контроль двигательной активности и становление физической культуры дошкольников,

- формирование правильной осанки, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата;

- воспитание привычки повседневной физической активности;

- оздоровление средствами закаливания. Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется инструктором по физической культуре на занятиях по физическому воспитанию, а также педагогами - в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз и пр.;

*Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

*Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов

На улучшение здоровья малышей, их благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни ребёнка в детском саду, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых, высокое чувство ответственности всего коллектива за каждого воспитанника. Поэтому большое внимание в нашем ДОУ уделяется подбору и расстановке кадров на группы с учётом их деловых качеств, опыта и психологической совместимости. Помня о том, что результаты физического развития зависят прежде всего от профессиональной подготовки педагогов, их педагогических знаний, продумана система всесторонней методической работы по совершенствованию мастерства.

Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей прежде всего сам должен быть здоров, иметь валеологические знания, не переутомлен работой, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой самокоррекции и приступить к его реализации.

*Технологии валеологического просвещения родителей.

Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.

Информационно-просветительская деятельность выражается в формировании у родителей здорового образа жизни как ценности, а также в знакомстве родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении, информировании о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка; привлечении родителей к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках.

В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей нами разработана система мероприятий, к которым относятся:

Что может быть для нас ценнее здоровья и благополучия наших детей. На здоровье в последнее время обращается все больше и больше внимания, потому что оно катастрофически ухудшается. В детских садах все больше уделяют внимание оздоравлению детей в разных формах его проявления – будь то утренняя зарядка, физкультминутка во время занятий, физкультурная пауза, физкультурные занятия, досуги, кварцевание групп в период эпидемий ОРВИ и гриппа, сквозное проветривание групп в отсутствии детей. А в садах комбинированного вида, каким является сад, в котором я работаю, созданы ортопедические группы, для детей с проблемами опорно-двигательного аппарата. Здесь здоровью детей уделяется еще более пристальное внимание. Это – лечебная физкультура в зале и на воде (в бассейне, электромассаж, гидромассаж ног, обычный массаж стоп или спины (чередуются, витаминная терапия, физиотерапевтические процедуры, ароматерапия. Вот это я могу назвать здоровьесбережением и здоровьеобогащением.

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Но что такое здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ и что ими считать - до сих пор остается загадкой для широкого круга профессионально-педагогической аудитории и даже для тех, кто уверенно использует эти технологии в своей практике. Попробуем разобраться в понятиях.

Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека (по Уставу ВОЗ).

Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.

В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.

Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость, включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают : конкретность и четкость цели и задач; наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.

Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей!

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного ДОУ – задачи сохранения поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно ко взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическогму просвещению родителей.

Поподробнее хотелось остановится на просвещении родителей, потому что без тесной работы с ними мы не смогли бы работать правильно и в полном объеме.

Как привлечь родителей ко взаимодействию с детским садом. Для этого существует множество способов. Это - родительские собрания, досуги с участием родителей в них, круглые столы по проблемам здоровья детей, беседы педагога индивидуально и с подгруппой родителей, консультации, вывешиваемые педагогом на информационном стенде группы, папки-передвижки, проспекты, буклеты, брошюры по здоровьесберегающим технологиям, подготавливаемые педагогами ДОУ для родителей, и конечно же личный пример самого педагога, его внешнее и внутреннее обаяние, увлеченность темой, играющие немаловажную роль в общении с родителями. Чем больше и чаще педагог будет привлекать родителей к своей работе с детьми, тем активнее родители будут включаться в эту работу и тем охотнее будут идти на контакт и помогать педагогу.

Можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

Каковы же составляющие элементы:

1. Медико-профилактической технологии :

- организация мониторинга здоровья дошкольников;

- разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

- организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста;

- физического развития дошкольников;

- организация профилактических мероприятий в детском саду;

- организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;

- организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

2. Физкультурно-оздоровительной технологии :

- развитие физических качеств, двигат ельной активности;

- становление физической культуры дошкольников;

- массаж и самомассаж;

- профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки;

- воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье.

Для ребенка, как и для взрослого необходима эмоционально благоприятная обстановка в группе, образовательном учреждении. Какую же работу проводят педагоги, решая данную задачу. В ОУ осуществляется психолого-педагогическое сопровождение ребенка. Ребенок, имеющий какую-либо проблему в развитии получает квалифицированную помощь, направленную на индивидуальное развитие. В ОУ применяется песочная терапия, психогимнастика и другие формы работы с ребенком.

3. Технология обеспечения социально-психологического благополучия:

- технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка.

Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей прежде всего сам должен быть здоров, иметь валеологические знания, не переутомлен работой, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой самокоррекции и приступить к его реализации.

4. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов.

- технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в ОУ, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.

5. Технологии валеологического просвещения родителей:

- папки-передвижки, беседы, личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы (практикумы) и другие формы работы.

Какие выводы можно сделать из данной статьи:

- Технология – инструмент профессиональной деятельности педагога;

- перечисленные технологии обеспечивают сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала и педагогов ДОУ в соответствии с медицинскими правилами и нормами;

- элементами всех здоровьесберегающих технологий является развитие физических качеств и двигательной активности детей;

- целью технологий является становление осознанного отношения ребенка к своему здоровью и жизни человека;

- обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и дома является одной из основных задач ДОУ наряду с физкультурно-оздоровительными технологиями;

- для развития культуры здоровья детей, нужно чтобы сами педагоги имели потребности к здоровому образу жизни;

- нужно проводить тесную работу с родителями для обеспечения решения задач валеологического просвещения родителей (папки-передвижки, консультации для родителей, круглые столы по вопросам оздоравления, беседы с подгруппой родителей и индивидуальные беседы, консультации с родителями часто болеющих детей, привлекать в эти беседы медработников, психологов ДОУ.

Список используемой литературы

1. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Методическое пособие для педагогов ДОУ. Сфера, 2007.

2. Деркунская В. А. Диагностика культуры здоровья дошкольников : Учебное пособие. Педагогическое общество России, 2005.

3. Сундукова А. К., Калайтанова Г. Н. Практический опыт здоровьесберегающей деятельности в ДОУ. АРКТИ, 2008.

6. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду. //Под ред. Т. С. Яковлевой. Школьная пресса, 2007.

1 МКОУ Хреновская СОШ 2 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕТСКОМ САДУ Презентацию подготовила Горшенёва Л.А. заместитель директора по дошкольному обучению.

5 Основные цели и задачи работы дошкольного учреждения в режиме здоровьесбережения Охрана и укрепление здоровья детей Охрана и укрепление здоровья детей Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности Воспитание потребности в здоровом образе жизни Воспитание потребности в здоровом образе жизни Обеспечение физического и психического благополучия. Обеспечение физического и психического благополучия. Профилактика ОРВИ. Снижение численности болеющих детей. Профилактика ОРВИ. Снижение численности болеющих детей. Подготовка дошкольников к физическим нагрузкам, предъявляемым общеобразовательной школой. Подготовка дошкольников к физическим нагрузкам, предъявляемым общеобразовательной школой. Интеграция обучения и целенаправленное формирование здоровья детей на основе современных методик, обеспечивающих эффект при обучении детей. Интеграция обучения и целенаправленное формирование здоровья детей на основе современных методик, обеспечивающих эффект при обучении детей.

7 Классификация здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

8 Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

9 Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки и др.

10 Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.

11 Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

12 Валеологическая образованность родителей воспитанников ДОУ.

13 Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это, прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.

14 Научно-методическое обеспечение здоровьесберегающей деятельности:

15 Г.И.Кулик, Н.Н.Сергиенко – Школа здорового человека – Программа для ДОУ. Г.И.Кулик, Н.Н.Сергиенко – Школа здорового человека – Программа для ДОУ. П.А.Павлова, И.В.Горбунова – Расти здоровым, малыш! – Программа оздоровления детей раннего возраста. П.А.Павлова, И.В.Горбунова – Расти здоровым, малыш! – Программа оздоровления детей раннего возраста.

16 Л.И.Глизерина – Уроки здоровья – Для детей дошкольного и младшего школьного возраста. В.И.Ковалько – Азбука физкультминуток для дошкольников. Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина - Тридцать уроков здоровья для первоклассников. М.Д.Маханева – Воспитание здорового ребенка. С.Н.Зинатулин – Планирование и конспекты занятий по обучению детей регуляции дыхания. Е.А.Алябьева – Психогимнастика в детском саду. В.И.Ковалько – Поурочные разработки по физкультуре. Е.Н.Вареник – Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми. Л.Г.Горькова, Л.А.Обухова – Занятия по физической культуре в ДОУ.

17 - Т.С.Яковлева – Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду. - О.Н.Моргунова – Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. - Петрушина А.Д. – Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ. - Л.В.Кочеткова – Оздоровление детей в условиях детского сада. - Ю.Ф.Змановский – К здоровью без лекарств. - В.А.Зебзеева – Организация режимных процессов в ДОУ. - Здоровье дошкольника – журнал. - В.Ф.Трещалин – Здоровье детей и подростков: проблемы и пути их решения. - Т.С.Яковлева – Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду. - О.Н.Моргунова – Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. - Петрушина А.Д. – Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ. - Л.В.Кочеткова – Оздоровление детей в условиях детского сада. - Ю.Ф.Змановский – К здоровью без лекарств. - В.А.Зебзеева – Организация режимных процессов в ДОУ. - Здоровье дошкольника – журнал. - В.Ф.Трещалин – Здоровье детей и подростков: проблемы и пути их решения.

18 Е.А.Тимофеева – Подвижные игры с детьми. В.Я.Лысова, Т.С.Яковлева Спортивные праздники и развлечения. Г.Н.Гришина – Любимые детские игры. А.В.Кинеман – Детские подвижные игры и другие. Е.А.Тимофеева – Подвижные игры с детьми. В.Я.Лысова, Т.С.Яковлева Спортивные праздники и развлечения. Г.Н.Гришина – Любимые детские игры. А.В.Кинеман – Детские подвижные игры и другие.

19 С.О.Филиппова – Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения. Т.А.Тарасова – Контроль физического состояния детей дошкольного возраста. В.А.Деркунская – Диагностика культуры здоровья дошкольников.

20 М.М.Безруких, Т.А.Филиппова – Ступеньки к школе. Азбука Здоровья. Тренируем пальчики. Учимся учиться.

21 Формы организации здоровьесберегающей работы

22 Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в детском саду созданы определённые условия. В группах созданы уголки физической культуры, где располагаются различные физические пособия, спортивный инвентарь, игрушки для спортивных игр. Всё это повышает интерес малышей к физкультуре, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении и на улице.

23 С детьми, имеющими нарушения, затруднения в произношении слов, работает логопед школы.

25 Физкультурное занятие занятия проводятся в соответствии с программой, перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение

27 Игры с мячом, подвижные игры малой, средней и большой подвижности, развивающие упражнения.

29 Самостоятельная деятельность детей

31 Подвижные и спортивные игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения. В детском саду используем лишь элементы спортивных игр.

32 Игры с песком и водой

33 Релаксация используется спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов), звуки природы

34 Сказкотерапия используется для психо- терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание.

35 Технологии музыкального воздействия используются в качестве вспомогательного средства, как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроения

36 Технологии эстетической направленности реализуется на занятиях художественно- эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформление помещений к праздникам

37 Физкультминутки на занятиях

38 Гимнастика пальчиковая рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводиться в любой удобный отрезок времени.

39 На занятиях дети знакомятся с культурой здорового образа жизни.

42 Обширное умывание и контрастное обливание, ходьба босичком.

43 Гимнастика дыхательная проводится в проветриваемом помещении, педагог даёт детям инструкции об обязательной гигиене полости носа

44 Точечный массаж проводится строго по специальной методике, показана детям с частыми простудными заболеваниями и для профилактики ОРЗ.

45 Диагностика заболевания детей

47 Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно- образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

Читайте также: