Закаливание в детском саду в ссср

Обновлено: 05.10.2024

закаливание в ссср

Слово закаливание мое поколение 80-х слышало с самого раннего детства. Нас не кутали в супернепроницаемые синтипоновые одежки – я бегала босиком по полу зимой в частном доме, пила в 3 года воду из холодильника и редко болела. В 80-е было модно заниматься здоровьем. Государство на этот вопрос уделяло гораздо больше внимания, чем сейчас. Потому что выгоднее не болеть, чем лечиться. И стране, и самому человеку. И, как известно, в здоровом теле – здоровый дух. Профилактическая гимнастика на работе, аэробика, утренняя гимнастика по радио и телевидению, разминки в детском саду и школьная программа по физкультуре готовили к жизни сильных, выносливых граждан. Все мы стремились быть быстрее, выше, сильнее…

порфирий иванов

Также было модно следовать какому-либо учению. Были последователи Порфирия Иванова — там целая философия – и бегать, и питаться, и особое отношение к жизни и окружающей среде. Все читали его советы и рекомендации, отпечатанные на печатной машинке и размноженные с помощью копировальной бумаги. Некоторые выполняли упражнения по ци-гун, йоге, аэробике или другой популярной гимнастике.

Детей с раннего детства обливали холодной водой, некоторых даже купали в проруби. С 6 лет обязательно в программах детского сада и школы были коньки, лыжи, благо зима в то время позволяла. В методических рекомендациях по закаливанию детей в дошкольных учреждениях, утвержденных Минздравом СССР в 1980 г. были предусмотрены рекомендованные температуры в этих учреждениях, рекомендации по обливанию и растиранию, соотношения времени и температур воздуха для прогулок детей различного возраста, даже полоскание рта кипяченой водой как профилактика заболеваний зубов и слизистой рта и носоглотки.

закаливание!

Первым требованием для проведения закаливания детей в дошкольном учреждении является создание гигиенических условий жизни детей. Это, прежде всего, обеспечение чистого воздуха и рациональное сочетание температуры воздуха и одежды ребенка – в рекомендациях четко прописано, в какую одежду должен быть одет ребенок при определенном тепловом режиме.

  • Учет индивидуальных особенностей ребенка при выборе метода закаливания
  • Комплексное использование всех природных факторов и закаливающих процедур.
  • Постепенность в увеличении силы воздействия природного фактора
  • Систематичность закаливания — оно осуществляется круглый год, но виды его и методики меняются в зависимости от сезона и погоды
  • Спокойное, радостное настроение ребенка во время закаливающей процедуры.

Также для профилактики заболеваний можно было пользоваться процедурами физиотерапевтического отделения стационарных больниц – там и душ Шарко, контрастные души и ванны с добавлением морской соли, хвои и кислородные коктейли – все это было бесплатно, доступно и активно использовалось гражданами различных возрастов.

Зачем в советских детсадах малышей укладывали спать на улице в мороз

Глядя на это фото, становиться не по себе - малыши, зимой спят на улице. Удивительно, но в советских детских садах это было обычным делом. В интернете множество фотографий, на которых дети спят на улице - как зимой, так и летом. Уверен у кого-то есть такие фотографии в семейном альбоме.

Зачем в советских детсадах малышей укладывали спать на улице в мороз

Дневное время на улице в 1950-х годах. Леонид Шокин / МАММ / МДФ

Работники детского сада должны были следить за тем, чтобы дети были одеты тепло, но не чрезмерно: зимние пальто были обязательными только при температуре ниже-4 по Цельсию. Тем не менее в этих правилах нет информации о физическом сне на улице.

Трудовой лагерь или здоровая привычка?

Зачем в советских детсадах малышей укладывали спать на улице в мороз

Дети в спальниках. Архивное фото

Но таких фотографий очень много, поэтому просмотрел несколько онлайн-форумов и нашёл несколько действительно интересных комментариев на эту тему от людей, которые помгнят свою молодость в СССР.

Одной из важнейших задач первого советского правительства было остановить массовые эпидемии, в том числе туберкулез. К началу 30-х годов в туберкулезных диспансерах работало более 25 тысяч врачей; к 1957 году более 130 миллионов советских людей были вакцинированы против туберкулеза. Но стержнем борьбы с эпидемиями была повседневная гигиена, которую пропагандировали в детских садах по всему СССР.

Зачем в советских детсадах малышей укладывали спать на улице в мороз

Дети в Крыму, 1971 г. Валерий Шустов / Sputnik

Свежий воздух важен для хорошего здоровья. Здоровье первых Романовых - царей - было настолько плохим, потому что большую часть жизни они проводили в своих покоях, редко дыша свежим воздухом, особенно в детстве.

Зачем в советских детсадах малышей укладывали спать на улице в мороз

Воспитанники детского сада в Феодосии, Крым, на летней прогулке. 1939 г. Анатолий Гаранин / Sputnik

Зачем в советских детсадах малышей укладывали спать на улице в мороз

Дмитрий Бальтерманц / МАММ / МДФ

Романтический опыт

Зачем в советских детсадах малышей укладывали спать на улице в мороз

Дети в санатории на Карельском перешейке, СССР, 1959 г. В. Логинов / Sputnik

Всем спасибо! Если публикация была вам интересна поставьте палец вверх и подпишитесь!

Закаливание школьников (Чусов) 1985

Ровесникам — ленинградским школьникам суровых и героических блокадных лет — посвящает автор.

«Дорогой А. Д.! Вы становитесь совершенно невозможны в обращении с казенным имуществом.

Предписание: три недели лечиться! И слушаться Лидию Александровну (Л. А. Фотиеву. — Ред.), которая Вас направит в санаторий.

1 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 50, с. 177.

Сегодня в нашей стране забота о здоровье детей возведена в ранг важнейшей государственной задачи. Для ее успешной реализации созданы все необходимые условия. Постоянно осуществляется широкий комплекс мер по оздоровлению внешней среды, по созданию оптимальных условий учебы и отдыха детей, по дальнейшему развитию детского здравоохранения и физического воспитания.

Одним из наиболее действенных средств достижения отличного здоровья и физического совершенства служит научно обоснованное физическое воспитание. Оно — составная часть коммунистического воспитания и представляет собой совокупность мероприятий, направленных на подготовку морально стойких, здоровых и всесторонне физически развитых людей, готовых к труду и к защите нашей Родины.

Значение физического воспитания детей резко возросло в наши дни. Это вызвано существенным изменением характера заболеваемости людей. В настоящее время резко уменьшилась распространенность эпидемических, инфекционных и паразитарных заболеваний. Угроза со стороны таких болезней, как чума, оспа, холера, малярия, паразитарные тифы и им подобных, почти полностыо исключена.

Вместе с тем сегодня все большее распространение получают хронические, неинфекционные заболевания, такие, как сердечно-сосудистые, онкологические, нервно-психические, болезни органов дыхания. В их профилактике важное место принадлежит сознательному, высококультурному отношению людей к своему здоровью, правильному образу жизни и физической культуре.

Важным средством физического воспитания является закаливание. Оно укрепляет здоровье, делает человека способным без каких-либо отрицательных воздействий переносить-жару и холод, значительные перепады внешней температуры, сохраняя при этом хорошее самочувствие и высокую работоспособность.

В СССР особо важное значение имеет закаливание к голоду. Это обусловлено преобладанием на территории нашей Родины районов с суровыми климатическими условиями (рис. 1, 2). На территории СССР расположены 4 климатических пояса; арктический, субарктический, умеренный и субтропический. Они в .свою очередь подразделяются на 24 климатические области. Примерно 75% всей территории характеризуются длительными морозными периодами. Так, например, в Якутске преобладает холодная погода: среднемесячная температура января составляет — 41,6°С, прочный снежный покров держится 206 дней в году, общая длительность морозного периода равняется 271 дню.

Единственным и самым эффективным средством тренировки и совершенствования защитных механизмов человеческого организма, повышения его устойчивости к холоду является закаливание. Не поздно закалять свой организм в любом возрасте, но лучше это начинать с самого раннего детства. Закаливание не только повышает устойчивость к холоду, но и является могучим средством, обеспечивающим нормальное протекание роста и развития ребенка. Поэтому оно должно занимать прочное место в режиме дня всех детей и подростков. При этом надо помнить, что закаливание предполагает не одну какую-либо закаливающую процедуру, а целый комплекс мероприятий, тесно увязанный со всеми другими, составляющими режим дня.

Для успешного решения задач воспитания и обучения надо хорошо знать организм ребенка, основные закономерности его роста и развития, специфические особенности. Только в этом случае возможно полное овладение процессом воспитания и обучения, предельная минимизация вероятных ошибок в нем. Важность этих знаний для воспитателей (родителей и учителей) неоднократно подчеркивали многие замечательные отечественные ученые и педагоги. Известный русский врач-педиатр Н. П. Гундобин в конце восьмидесятых годов прошлого века по этому поводу писал, что правильное развитие и воспитание детей — залог для роста и развития страны, а нормальное физическое и умственное развитие немыслимо без знакомства с природой развиваемого. Вот почему материалу о закаливании детей предшествует краткое изложение физиологических данных об основных закономерностях их роста и развития, о наиболее характерных специфических особенностях их организма.

Человек использует закаливание на протяжении тысячелетий. Учение о закаливании прошло длинный и сложный путь. К настоящему времени, накоплен большой фактический материал, который позволяет расширить и уточнить представления о нем, модифицировать формы и методы его применения. Появление новых материалов 6 закаливании вызвано тем, что со времени издания фундаментальных работ И. М. Саркизова-Серазини (1938, 1953), А. С. Блудорова (1954), А. П. Парфенова (1960), Г. Н. Сперанского и Е. Д. Заблудовской (1964), К. М. Смирнова (1969) и других, ставших в наши дни уже библиографической редкостью, прошло более 15 — 30 лет.

Глава I. ЗАКАЛИВАНИЕ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

§ 1. ПОРАЖАЮЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ ХОЛОДА НА ЧЕЛОВЕКА

Охлаждение, в зависимости от его интенсивности, может вызвать в организме человека, особенно ослабленного, самый широкий спектр эффектов: от холодовых травм различной, тяжести, включая летальные исходы, до изменений, устранение которых находится в пределах его возможностей и поэтому относительно безопасных для организма.

Охлаждение может вызвать смерть. Причем не обязательно при очень низких температурах воздуха; смерть от замерзания может наступить и при относительно благоприятных температурах. Этому способствует истощение организма, сильное утомление, алкоголь, страх перед холодом. В условиях повседневной жизни смерть от замерзания — явление, к счастью, довольно редкое. Как правило, это наблюдается при аварийных ситуациях. Вероятность смертельных исходов резко увеличивается при охлаждении в воде. Только при кораблекрушениях ежегодно в мире в наши дни от переохлаждения погибает более 200 000 человек (Клинцевич, 1973).

Значительно чаще охлаждение вызывает холодовые травмы. Так, во время Крымской войны 1854 — 1856 гг. в английской и французской армиях отморожения составили 6% от общего числа всех потерь. В первую мировую войну во французской армии они составили 14,3% (Рагоза, 1966). Во время второй мировой войны потери вследствие отморожений среди личного состава американской армии были такими же, а в отдельные периоды даже больше, чем вследствие ранений. В мирное время, исключая .аварийные ситуации, количество холодовых травм невелико. Однако, учитывая, что средняя длительность стационарного лечения отморожений в зависимости от их тяжести колеблется от трех дней до одного года и более, становится очевидным тот огромный вред, который могут нанести человеку низкие температуры.

Существует определенная закономерность в локализации отморожений. Наиболее часто они возникают на ногах и руках. На других частях тела отморожения возникают реже (рис. 3, А, Б, В). Это обстоятельство следует учитывать при проведении загородных экскурсий и туристических походов в зимнее время, при лыжных прогулках и соревнованиях по зимним видам спорта. Особое внимание следует обращать на защиту от холода наиболее уязвимых участков тела — ног и рук.

Носки, обувь, перчатки должны соответствовать размеру, быть чистыми и сухими. Обувь не должна быть тесной. Необходим подробный инструктаж по правилам пользования туристическим или спортивным инвентарем. Например, неправильное пользование лыжными палками приводит к тому, что их петли блокируют кровоток в предплечьях, что может нарушить кровоснабжение кистей, а это будет способствовать их отморожению.

Охлаждение играет большую роль и в этиологии (возникновении) так называемых простудных заболеваний (Штраус, 1928; Койранский, 1966; Кучерин, 1975). Это одни из самых распространенных заболеваний. Около 50% всех обращений в лечебно-профилактические учреждения среди городского и сельского населения приходится на болезни органов дыхания, к которым относятся и простудные заболевания (см. табл. 1).

Простудные заболевания — самые распрюстраненные и среди школьников. Так, 27,1% заболеваемости ангиной всего населения страны приходится на детей и подростков. Во всех возрастных группах школьников болезни органов дыхания (в них входят и простудные заболевания) занимают первое место (см. табл. 2).

Несомненно влияние простудных заболеваний и на успеваемость школьников. По данным ученых ГДР, острые респираторные заболевания, — одна из основных причин пропуска уроков в школах ГДР (Войводт, Дере-Волчков, 1979, и др.).

Богаты такими событиями и наши дни. В январе 1981 г. в Закавказье наступило резкое потепление и далее началось цветение плодовых деревьев. Особенно богат подобными событиями был 1982 г. В январе этого года в Чикаго температура воздуха опустилась до — 63°С! Только за два первых месяца зимы, по неполным данным, от холода (замерзания) погибло 260 американцев.

На юге Иордании, где обычно весной температура воздуха не опускается ниже 4-40°С, в один из майских дней 1982 г. неожиданно похолодало, выпал обильный снег.

О последствиях резкой с.мены температур писала и замечательная советская спортсменка, чемпион мира и Олимпийских игр по конному спорту Елена Петушкова. В 1972 г. она готовилась к Олимпийским играм. Подготовка проходила в Москве, где в этот год лето было жарким. В Мюнхене, где проводились Игры, стояла холодная погода. Резкая смена температуры при переезде из Москвы в Мюнхен вызвала заболевание; она простудилась. У нее повысилась температура до 38,5°. Только своевременная медицинская помощь, а главное — огромный эмоциональный подъем и желание участвовать в Играх помогли ей одолеть недуг, а затем и победить в состязаниях.

В чем состоит механизм отрицательного действия холода на организм человека? Охлаждение в зависимости от интенсивности понижает защитные силы: повышается проницаемость защитных барьеров; болезнетворные агенты легко проникают в организм. В результате охлаждения уменьшается активность фагоцитоза, т. е. способности организма противостоять возбудителям болезни. Под влиянием охлаждения снижается уровень обменных процессов, ослабляется деятельность центральной нервной системы. Все это приводит к ослаблению организма, способствует обострению имеющихся хронических заболеваний или возникновению новых.

Важно отметить, что указанные изменения возникают только у незакаленных людей. Закаленные же люди легко переносят охлаждение. Закаливание способствует повышению активности и мощности всех защитных сил организма.

§ 2. МЕСТО ЗАКАЛИВАНИЯ В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ

Осваивая планету, человек заселял и обживал новые регионы, климат которых далеко не всегда был благоприятным для жизни. В борьбе с суровыми стихиями веками отрабатывались различные приемы устранения или смягчения неблагоприятных климатических и, в частности, холодовых воздействий. В дальнейшем они закреплялись в обычаях, в обрядовых и ритуальных действиях.

Высоко ценились в этом плане различные приемы закаливания. Сведения о его месте в общем укладе жизни у русских людей мы находим в памятниках письменности, в трудах врачей и историков, педагогов и общественных деятелей. Имеющиеся данные позволяют судить о широком использовании всевозможных активных форм закаливания в жизни наших предков.

Интересно проследить отражение отношения человека к холоду в языке. Язык — это яркий выразитель жизни народа. Словарный фонд в известной мере определялся значимостью отдельных предметов или явлений для жизни человека и всего народа. Чем больше значил предмет или явление, тем больше было в языке слов, обозначающих его. Например, в лапландском языке имеется и посейчас несколько десятков слов, обозначающих снег: снег лежащий, падающий, несомый ветром, тающий, фирновый и т. д. И это не случайно. Обилие синонимов подчеркивает значимость предмета, а для лапландцев от состояния снега зависел успех охоты или рыбной ловли, а следовательно, и сама жизнь.

Любопытная особенность наблюдается и в обычаях номинации (выборе имени ребенку) у народов, населяющих холодные регионы. В них прослеживается отношение человека к холоду. Так, у удмуртов женское имя

Следует отметить, что уже в давние времена люди создавали способы устранения или смягчения холодовых воздействий, приемы повышения устойчивости организма к холоду. Для дальнейшего изложения важно То обстоятельство, что повышение устойчивости человека к холоду предусматривало не одно какое-то средство, а целый комплекс закаливающих мероприятий в общем укладе жизни.


Если на заводе, например, смена начиналась с шести утра, то садик, относившийся к этому заводу, тоже работал с этого времени, а забрать детей можно было около шести вечера. График работы обычных садиков, в которые детей водили люди, работавшие с восьми утра по восемь часов в день, был таким: с восьми утра до пяти вечера.Кормили детей в садике исключительно натуральными продуктами четыре раза в день. Давали завтрак, обед и ужин и еще полдник. В меню обязательно присутствовали первые блюда на обед, на второе давали каши, приготовленный картофель, чаще всего пюре, на третье обязательно был компот, сваренный из свежих фруктов или из сухофруктов зимой. Одни раз в день был предоставлен тихий час. В это время дети спали. В садиках велась подготовка ко всем праздникам, которые отмечали в стране, специально отводилось время для занятий творчеством. Занимались лепкой из пластилина, делали аппликацию из цветной бумаги. Детей выводили на прогулку, на территорию садика.

Детям своевременно делали необходимые прививки. Особое внимание уделяли закаливанию. Специальная процедура проводилась, как правило, после тихого часа. Использовались деревянные емкости, длинные и неглубокие, которые имели несколько отделений. Ребенку необходимо было переходить из отделения в отделение, в каждом из них находились определенные составляющие, например, стеклянные шарики, диаметр которых не превышал двух сантиметров, либо просто две деревянные рейки, находившиеся внизу емкости, и ребенку нужно было становиться на него ступнями. Детям процедура закаливания нравилась и вызывала интерес.


Садики в СССР были переполнены детьми. Как правило, в каждой семье было по двое детей, редко можно было встретить бездетную пару или семью с одним ребенком. Рождаемость была высокой. Можно с уверенностью сказать, что в Советском Союзе были все возможности для того, чтобы детей вырастить. Не смотря на занятость на основном рабочем месте, родители не беспокоились о том, что за их маленькими детьми присмотрят, благодаря садикам. О том, чтобы график работы родителей совпадал с графиком работы садиков, заботилось именно государство.

В Советском Союзе люди чувствовали себя надежно и не переживали за своих детей. В садиках малышей учили исключительно добру, отзывчивости, то есть объясняли им, что такое хорошо и что такое плохо. Учили дисциплине, тому, что нужно уважать взрослых. Дети в СССР росли и превращались в морально устойчивых граждан. Никакой пропаганды насилия, сексуальной закрепощенности, зла не было. Детей в садике четко распределяли по полам, объясняли, где мальчики и где девочки. Давали им игрушки, которые подходят для пола. Садики — это неотъемлемая составляющая детства людей, выросших в СССР. Воспоминания о садике теплые, они и не могут быть другими.

Читайте также: