Здоровьесберегающие технологии по физической культуре в детском саду

Обновлено: 05.10.2024

Главная задача дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.

Здоровье дошкольника, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие зависят от окружения, в котором ребёнок находится. Большинство детей с 1,5 до 7 лет посещают дошкольные образовательные учреждения (ДОУ), соответственно, педагоги несут ответственность за физическое и эмоциональное состояние воспитанников.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ в условиях ФГОС

Помимо воспитательных и образовательных задач, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ставит обязательной целью сохранение и укрепление здоровья детей. Воспитатель следит за состоянием своих подопечных. Здоровые дети эффективнее усваивают знания и совершенствуют все виды умений. К сожалению, по статистическим данным, уровень здоровья дошкольников снижается к моменту выпуска из детского сада. А в школе ребят ждут большие нагрузки и период адаптации к новой среде. Поэтому педагоги ДОУ не только занимаются с детьми общеукрепляющими техниками, но и стремятся привить навыки здорового образа жизни.

Дети выполняют упражнение с палками в спортивном зале

Воспитатель является для детей примером, прививает привычку к здоровому образу жизни и спорту

Выделяют следующие факторы риска, влияющие на здоровье детей:

  • применение на занятиях с дошкольниками методов и приёмов, не соответствующих их возрастным особенностям;
  • неправильная организация образовательного процесса (без учёта норм и требований СанПиН);
  • отсутствие контроля или недостаточное внимание к здоровью детей со стороны родителей.

Воспитатель планирует каждый режимный момент с учётом потребностей дошкольников. Педагогическая деятельность способствует развитию детей без излишних нагрузок и стрессовых ситуаций. Среда в ДОУ благотворно влияет на воспитанников, в ней раскрываются их интересы, формируются и совершенствуются способности. Это те условия, в которых здоровье ребёнка не страдает. А чтобы оно укреплялось и у дошкольников формировались привычки здорового образа жизни, педагог использует специальные технологии. Методиками по здоровьесозиданию воспитатель делится с родителями на консультациях и мастер-классах.

Дети слушают выступление медсестры в ДОУ

Забота о здоровье детей состоит и в привитии желания заботиться о своём организме, укреплять его

Здоровьесберегающие технологии — комплекс инструментов и методов по охране и стимулированию здоровья детей. Эти технологии охватывают большой диапазон направлений:

  • осуществление образовательного процесса на основе санитарных норм и гигиенических требований,
  • проведение диспансеризации,
  • организация режима двигательной активности,
  • рациональное питание,
  • контроль за психическим состоянием и психологическая поддержка.

Существует стереотип, что здоровьесберегающие технологии используют в своей работе только физкультурные руководители. Это не так. Забота о здоровье детей — общая задача работников ДОУ. Здоровьесберегающие технологии внедряют воспитатели, музыкальный руководитель, логопед, психолог, медицинская сестра, педагоги дополнительного образования.

Дети занимаются на фитболах в зале

У физкультурного руководителя широкий выбор возможностей внедрять здоровьесберегающие технологии

Таблица: задачи здоровьесберегающих технологий

  • Сформировать представления о полезной пище;
  • рассказать о работе медсестёр и врачей;
  • сформировать представления о том, что такое здоровье;
  • пополнять словарный запас.
  • Сформировать первоначальные представления о работе организма (органов зрения и слуха, головного мозга, мышц, внутренних органов);
  • пополнять словарный запас;
  • научить сбалансированно питаться и соблюдать питьевой режим.
  • Научить простым техникам самостоятельного снятия физического и эмоционального напряжения (пальчиковые игры, дыхательные упражнения, самомассаж);
  • передать знания о болезнях и способах защиты от них.
  • Развивать координацию движений и двигательные навыки;
  • развивать тактильное восприятие и мелкую моторику;
  • развивать внимание и умение повторять показываемые действия;
  • формировать и совершенствовать культурно-гигиенические навыки.
  • Закрепить культурно-гигиенические навыки;
  • совершенствовать точность, гибкость, ловкость движений;
  • развивать все виды восприятия;
  • сформировать умение действовать (выполнять упражнения) по команде.
  • Повысить двигательную активность;
  • осуществлять профилактику умственного перенапряжения;
  • развивать аналитические способности и логическое мышление.
  • Воспитывать аккуратность и опрятность;
  • создать положительную мотивацию к правильному питанию, регулярным физическим тренировкам.
  • Воспитывать чувство коллективизма;
  • прививать полезные привычки, желание заниматься спортом.
  • Научить избегать вредных привычек;
  • воспитать осознанное отношение к личной гигиене;
  • стимулировать и поощрять желание самостоятельных тренировок.

Применение здоровьесберегающих технологий в детском саду осуществляется в соответствии с ещё одним требованием ФГОС — воспитывать в ребёнке всесторонне развитую личность.

Дети ходят по сенсорным коврикам

Здоровьесберегающие технологии в детском саду направлены на здоровое развитие детей, а также дают стимул к поиску новых знаний и самосовершенствованию

Виды здоровьесберегающих технологий в детском саду

По характеру применяемых инструментов и способов воздействия на воспитанников ДОУ здоровьесберегающие технологии делятся на:

  • медико-профилактические — укрепление иммунитета, коррекция здоровья, профилактика заболеваний под контролем медицинских работников;
  • физкультурно-оздоровительные — созидание здоровья через различные формы двигательной активности;
  • социально-психологические — поддержка эмоционального благополучия;
  • образовательные — просвещение детей на тему здорового образа жизни.

Элементы различных здоровьесберегающих технологий сочетаются в образовательной и досуговой деятельности в ДОУ с другими педагогическими технологиями. Забота о здоровье воспитанников красной нитью проходит через весь срок их пребывания в детском саду.

Две команды дошкольников соревнуются в прыжках на фитболах в День Здоровья в ДОУ

Здоровьесберегающие технологии зачастую реализуются в детском саду в игровых формах

Медико-профилактические технологии

К таким технологиям в ДОУ относят:

    Мониторинг здоровья воспитанников — непрерывное наблюдение за состоянием детей. Ежедневно медсестра осматривает ребят после приёма в группу. Ежегодно проводятся медицинские обследования (анализы крови и мочи), комплексный осмотр специалистами (диспансеризация). По результатам мониторинга медсестра совместно с педиатром подготавливает план по оптимизации здоровья детей, проводит консультации для родителей и педагогов.

Медосмотр детей в ДОУ, мальчику делают УЗИ

Ежегодно врачи проводят комплексные обследования воспитанников детских садов

  • постепенная адаптация к прохладной температуре в помещении, равной 20° для первой младшей группы (дети раннего возраста) и 18° для дошкольников 3–7 лет,
  • сон с открытой форточкой (круглый год),
  • воздушные и солнечные ванны на прогулках,
  • обтирание, реже — контрастное обливание,
  • ходьба босиком, в том числе по коврикам с солевым раствором.

Трое детей моют руки

В младшей группе организуется закаливание прохладной водой во время умывания

Кислородный коктейль в детском саду

Регулярное употребление кислородного коктейля является профилактикой хронической усталости у дошкольников

Фитобар в детском саду

Фитотерапия в детском саду применяется как средство укрепления организма в период эпидемий простудных заболеваний

Идеально, когда медицинские работники скоординированно и ответственно работают в детском саду. К сожалению, далеко не всегда это так. И медсестра оставляет за собой функции оповещения о профилактических прививках и анализах. Врачебный осмотр в ДОУ тоже не всегда проводится регулярно. За время пребывания моего сына в детском саду диспансеризация была в средней группе (присутствовали на ней три врача из заявленных шести) и перед выпуском в школу (специалисты были все, кроме одного). К слову, кислородный коктейль в нашем детском саду ребята употребляют, но на договорной основе: ежемесячная плата составляет 300 рублей.

Физкультурно-оздоровительные технологии

В детском саду это:

    Физкультминутки — динамические паузы на занятиях с дошкольниками. Внимание детей непроизвольно, они быстро утрачивают интерес к текущей форме работы и нуждаются в частой смене видов деятельности. Чрезмерное умственное и/или физическое напряжение может стать причиной сильного стресса. Поэтому примерно в середине занятия, требующего продолжительного нахождения в положении сидя и затраты интеллектуальных сил, проводится физкультминутка. Это комплекс двигательных упражнений длительностью 1,5–3 минуты. Часто проводится под весёлую ритмичную музыку.

Дети и педагог стоят на ковре, вытянув руки в стороны

Физкультминутки необходимы для хорошего самочувствия детей во время занятий

Дошкольники делают пальчиковую гимнастику

Пальчиковые игры повышают работоспособность организма и помогают сохранить эмоциональный баланс

Дети босиком идут по гимнастической дорожке на территории ДОУ

Ходьба босиком по дорожке здоровья на улице помогает предотвратить плоскостопие и одновременно является инструментом закаливания

Дыхательная гимнастика в младшей группе

Правильно дышать — значит меньше уставать во время физической активности, уметь расслабляться и говорить стройными фразами

Офтальмотренаж в детском саду

Выполнение упражнений для глаз укрепляет органы зрения и снимает напряжение

Четверо детей выполняют самомассаж ушных раковин

Самомассаж активизирует работу внутренних органов

Социально-психологические технологии

Технологии социально-психологического блока направлены на укрепление иммунитета через создание позитивного настроения и воздействие на различные органы чувств. Учёные всё чаще говорят о том, что эмоциональная нестабильность и подверженность стрессам оборачиваются ухудшением физического здоровья.

В ДОУ практикуется:

  • Психогимнастика — игровые упражнения, направленные на нормализацию различных аспектов психики (снятие агрессии, борьба со страхами, повышение уверенности в себе и т. д.).
  • Музыкотерапия — игровые и танцевальные импровизации, релаксация под инструментальные композиции.
  • Сказкотерапия — коррекция психического состояния через прослушивание, придумывание и инсценировку волшебных историй.
  • Песочная терапия — рисование и игровые упражнения с сухим, влажным и кинетическим песком. Сенсорные ощущения от контакта кожи с песчаными частицами развивают мозговые центры.
  • Цветотерапия — просматривание разноцветных картинок и слайдов, продуктивное творчество с материалами приятных оттенков (пластилином, тканями, гуашью и акварелью, для малышей — с пальчиковыми красками).

Тёмная сенсорная комната со световым оборудованием

Волшебная комната в детском саду — место, где ребёнок отдыхает и набирается сил

Образовательные технологии в здоровьесбережении

В ДОУ активно используются технологии, которые учат детей здоровому образу жизни: дошкольники узнают о правильном питании, полезных привычках, средствах укрепления иммунитета. Это:

  • Проведение зарядки и гимнастики пробуждения после тихого часа — привитие детям правильного пробуждения организма для продуктивной работы и хорошего настроения.
  • Занятия по валеологии — непосредственно образовательная деятельность (НОД) по вопросам здоровья.

Дошкольники рассматривают картинки с изображёнными детьми

Занятия по валеологии расширяют словарный запас и знания детей, воспитывают осознанное отношение к здоровью

Воспитатель ДОУ должен обрести компетенцию для использования здоровьесберегающих технологий в своей работе. Он изучает методическую литературу о способах здоровьесозидания дошкольников, знакомится с практическим опытом коллег, посещая открытые мероприятия, читая педагогическую периодику и разработки на интернет-порталах. Освоенные в теории здоровьесберегающие технологии внедряются в практику при обязательном взаимодействии с администрацией и медперсоналом ДОУ и родителями.

Технологии по укреплению здоровья внедряются в образовательный процесс через различные виды детской активности:

  • предметную,
  • исследовательскую,
  • игровую,
  • творческую.

Дети и родители передают друг другу мячи

Внедрение здоровьесберегающих технологий происходит при постоянном взаимодействии с родителями воспитанников

Методы и формы внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Валеология (наука о здоровом образе жизни) — область знаний, сложная для усвоения детьми дошкольного возраста. Столько информации хочется передать ребятам, столькому их научить, чтобы они росли радостными и здоровыми. Но им будут интересны и отложатся в памяти только те факты и привычки, которые увлекали, вызывали позитивные эмоции в момент знакомства и при повторении. Формы проведения занятий по здоровьесбережению в ДОУ могут быть разнообразными.

Таблица: формы образовательной и досуговой деятельности по здоровьесбережению

Празднование Дня Здоровья в детском саду

Валеологическая направленность в детском саду включает проведение праздничных и спортивных мероприятий

Игры по здоровьесберегающим технологиям

Игровые технологии воспитания и обучения интегрируются в ДОУ с технологиями здоровьесохранения. В игре дети узнают новое о предметах и явлениях окружающей среды, развивают разнообразные навыки и умения.

Выстраивать образовательный процесс с игровыми ситуациями и элементами — положение классической педагогики, ведь игра является ведущей деятельностью дошкольников.

Занятия по здоровьесбережению обогащают игровой опыт ребят. Моим детям захотелось сделать на дачном участке тропинки здоровья, на которых они бегают босиком и играют с друзьями каждое лето. Они знают, что после просмотра мультфильма глазкам полезно активно поиграть. В дождливые дни дети устраивают дома пальчиковый театр.

Методические рекомендации по организации и проведению игр по здоровьесбережению:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Укрепление Здоровья детей дошколного возраста, одно из приоритетных требований ФГОС в ДО. Технологии здоровьесбережения тесно связаны с занятиями Физкультурой.


"Применение здоровьесберегающих технологий на

физкультурных занятиях в ДОУ"

Инструктор по физического воспитания

«НЕ лечиться, чтобы стать здоровыми,

Одной из главных задач в работе инструктора по ФВ – создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников.

Понятие “здоровьесберегающие технологии” как раз и интегрирует все направления работы руководителя по ФВ по сохранению, формированию и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.

Для полноценного физического и психического развития ребёнка наряду с различными формами организации физкультурно – образовательной работы, необходимо использовать следующие современные здоровьесберегающие технологии: * дыхательная гимнастика; * бодрящая гимнастика; * ритмическая гимнастика; * психогимнастика; * игровой стретчинг; * упражнения на фитболах; * упражнения на развитие гибкости, силовых качеств, правильной осанки; * цветотерапия; - * пальчиковая гимнастика; * гимнастика для глаз; * спортивные и подвижные игры; * релаксация и др.

Для полноценного физического и психического развития ребёнка наряду с различными формами организации физкультурно – образовательной работы, необходимо использовать следующие

современные здоровьесберегающие технологии:

* дыхательная гимнастика;

* бодрящая гимнастика;

* ритмическая гимнастика;

* психогимнастика;

* игровой стретчинг;

* упражнения на фитболах;

* упражнения на развитие гибкости,

силовых качеств, правильной осанки;

* цветотерапия; -

* пальчиковая гимнастика;

* гимнастика для глаз;

* спортивные и подвижные игры;

* релаксация и др.

Гимнастика Бодрящая гимнастика помогает детскому организму настроиться на активные движения, улучшают настроение, поднимают мышечный тонус. Во время её проведения целесообразно музыкальное сопровождение.

Бодрящая гимнастика помогает детскому организму настроиться на активные движения, улучшают настроение, поднимают мышечный тонус. Во время её проведения целесообразно музыкальное сопровождение.

Ритмическая гимнастика Танцевальные движения, при проведении ритмической гимнастики, мобилизируют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение.

Танцевальные движения, при проведении ритмической гимнастики, мобилизируют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение.

Психогимнастика здесь дети проявляют себя и общаются без помощи слов: ( мимика, с помощью жестов).

  • здесь дети проявляют себя
  • и общаются без помощи слов:

( мимика, с помощью жестов).

Упражнения на фитболах. Огромное удовольствие и интерес вызывают у детей упражнения на фитболах. Правильная посадка на фитболе выравнивает положение таза, способствует формированию правильной осанки, развивает многочисленные мышечные группы

Упражнения на фитболах.

Огромное удовольствие и интерес вызывают у детей упражнения на фитболах.

Правильная посадка на фитболе выравнивает положение таза, способствует формированию правильной осанки, развивает многочисленные мышечные группы

Художественная гимнастика - в процессе выполнения танцевальных движений с лентой , скакалкой у детей развиваются музыкальные способности, внимание, зрительная и двигательная память, чувство ритма.

- в процессе выполнения танцевальных движений с лентой , скакалкой у детей развиваются музыкальные способности, внимание, зрительная и двигательная память, чувство ритма.

В упражнениях с мячами, с обручами дети учатся соблюдать координацию движений рук, ног, следят за осанкой, добиваюсь не просто освоения движений, а качественного выразительного его исполнения.

В упражнениях с мячами, с обручами дети учатся соблюдать координацию движений рук, ног, следят за осанкой, добиваюсь не просто освоения движений, а качественного выразительного его исполнения.

Силовые упражнения: - упражнения с гантелями и мячами с утяжелением дают детям дополнительную нагрузку на мышцы, способствуют укреплению опорно-двигательного аппарата.

- упражнения с гантелями и мячами с утяжелением дают детям дополнительную нагрузку на мышцы, способствуют укреплению опорно-двигательного аппарата.

Упражнения с палками – хорошие помощники в укреплении мышц спины, формирования правильной осанки. Помогают снятию внутренних зажимов, позволяют эмоционально раскрепоститься, быть более открытыми.

Упражнения с палками

– хорошие помощники в укреплении мышц спины, формирования правильной осанки. Помогают снятию внутренних зажимов, позволяют эмоционально раскрепоститься, быть более открытыми.

Акробатические упражнения развивают у детей гибкость, координацию и красоту движений, дают возможность научиться владеть своим телом.

развивают у детей гибкость, координацию и красоту движений, дают возможность научиться владеть своим телом.

Цветотерапия: - в зале очень важна цветовая гамма спортивного оборудования. Тёплые цвета – повышают активность нервной системы, стимулируют, тонизируют иммунитет, укрепляют память, зрение, придают бодрость. Холодные цвета – нормализуют сердечную деятельность, расслабляют, снимают напряжение.

- в зале очень важна цветовая гамма спортивного оборудования. Тёплые цвета – повышают активность нервной системы, стимулируют, тонизируют иммунитет, укрепляют память, зрение, придают бодрость.

Холодные цвета – нормализуют сердечную деятельность, расслабляют, снимают напряжение.

Мягкие модули Использование конструкций из мягких модулей позволяет достигнуть наилучших результатов: координация движений, ориентировка в пространстве, сила и гибкость, формируются основы здорового образа жизни.

Использование конструкций из мягких модулей позволяет достигнуть наилучших результатов: координация движений, ориентировка в пространстве, сила и гибкость, формируются основы здорового образа жизни.

Для профилактики плоскостопия, снятия усталости, напряжения мышц стопы, улучшения общего самочувствия использую:

Для развития мелкой моторики пальцев рук, силы, гибкости пальцев, провожу пальчиковую гимнастику ,с массажными мячами, а так же массаж активных точек на пальцах ног и ладонях.

Для развития мелкой моторики пальцев рук, силы, гибкости пальцев, провожу пальчиковую гимнастику ,с массажными мячами, а так же массаж активных точек на пальцах ног и ладонях.

Гимнастика для глаз С целью снятия напряжения с мышц глаз, утомляемости – провожу гимнастику для глаз. Глаза меньше устают, повышается зрительная работоспособность, улучшается кровообращение.

Гимнастика для глаз

С целью снятия напряжения с мышц глаз, утомляемости – провожу гимнастику для глаз. Глаза меньше устают, повышается зрительная работоспособность, улучшается кровообращение.

Подвижные игры Систематическое проведение подвижных игр развивает у ребёнка умение управлять своим телом, эмоциями. Радость, веселье – это обязательное условие игровой деятельности, без них игра теряет свой смысл.

Систематическое проведение подвижных игр развивает у ребёнка умение управлять своим телом, эмоциями. Радость, веселье – это обязательное условие игровой деятельности, без них игра теряет свой смысл.

Важное место, на занятиях по физическому воспитанию, занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру.

С помощью дыхания можно расслаблять, восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения.

Есть игра у нас такая - Очень легкая, простая, Замедляются движения, Исчезает напряжение…. И становится понятно- Расслабление приятно. Игры малой подвижности, психогимнастики, релаксации. В конце занятия чередую использование игр малой подвижности, психогимнастики, релаксации. На помощь здесь приходит музыка (музыкотерапия, шумы природы, голос взрослого и др.)

Есть игра у нас такая -

Очень легкая, простая,

Замедляются движения,

Исчезает напряжение….

И становится понятно-

Расслабление приятно.

Игры малой подвижности,

В конце занятия чередую использование игр малой подвижности, психогимнастики, релаксации.

На помощь здесь приходит музыка (музыкотерапия, шумы природы, голос взрослого и др.)

Таким образом, каждая технология имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровье сберегающая деятельность, в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие. Всем известно, всем понятно, Что здоровым быть приятно. Только надо знать, Как здоровым стать!

Таким образом, каждая технология имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровье сберегающая деятельность, в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование разносторонней физической подготовленности, укрепление здоровья и профилактика заболеваний средствами физической культуры и двигательной активности, содействие правильному физическому развитию, обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям, активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Здоровье дошкольника – это не только отсутствие болезней, но физическое, социальное и психологическое благополучие ребенка, а также его доброжелательные отношения с окружающими, с природой и с самим собой.

Здоровье является условием гармоничного развития личности, её психического, духовно-нравственного, социального и физического совершенствования, а также становится залогом успешной и достойной жизни в дальнейшем. Инструктор по физической культуре в ДОУ может сделать для оздоровления дошкольника гораздо больше, чем любой врач. Его основная задача – сохранение и укрепление здоровья дошкольников, воспитание внимательного отношения к своему организму и развитие в детях стремления быть физически сильными и развитыми.

Существует несколько направлений здоровьесберегающих технологий и одно из них - физкультурно-оздоровительное, где подразумевается развитие физических качеств, умений и навыков, реализация потребности ребенка в двигательной активности и приобщение к спорту и физической культуре. Именно это направление и реализуется мной, как инструктором по физкультуре, а здоровьесберегающие технологии являются ведущими во всей моей спортивной и физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ.

С помощью здоровьесберегающих технологий инструктор по физкультуре в процессе своей деятельности в ДОУ решает следующие задачи:

обучение дошкольников жизненно важным двигательным навыкам и умениям;

содействие правильному физическому развитию детей;

укрепление здоровья и профилактика заболеваний воспитанников средствами физической культуры и двигательной активности;

формирование мотивации у дошкольников к здоровому образу жизни.

Применяя здоровьесберегающие технологии при планировании и ведении физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОУ, инструктору по физкультуре необходимо соблюдать следующие правила:

Использовать здоровьесберегающие технологии в комплексе и соответствии с требованиями СанПин и ФГОС;

Постоянно взаимодействовать с медицинским работником ДОУ, учитывать состояние здоровья детей и результаты медицинских осмотров;

Создавать оптимальное сочетание различных форм и методов физкультурно-оздоровительной деятельности, чередовать их с расслаблением и отдыхом, соблюдая при этом рациональную насыщенность занятий;

Включать в занятия краткие разъяснения, связанные со здоровьем и строением организма, способствующие формированию у дошкольников ценности здорового образа жизни и потребности в нем;

Применять методы и приёмы обучения, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения дошкольников;

Осуществлять индивидуальный подход к воспитанникам и учитывать их личностные и физические возможности;

Создавать благоприятную атмосферу и положительный эмоциональный фон;

Наблюдать, анализировать и оценивать свою деятельность в течение каждого занятия или мероприятия, особенно в итоговой его части и на протяжении всего учебно-воспитательного процесса.

Не допускать травм и состояния переутомления у детей;

Помнить, что развивая физические качества, нельзя забывать про психическое, социальное и духовно-нравственное воспитание ребенка.

Заботиться о здоровье детей необходимо каждый день и на каждом занятии, с обязательным учетом того, что уже было сделано ранее в рамках физкультурно-оздоровительных мероприятий и непосредственно в учебно-воспитательной работе;

Создавать искренние и доверительные взаимоотношений с воспитанниками - с одной стороны понимать и вникать во внутренний мир каждого ребенка, и с другой стороны, стремиться быть адекватно понятым детьми и каждым ребенком в частности.

Для реализации здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе в условиях ДОУ мною, как инструктором по физкультуре используются следующие формы и методы:

1. Подвижные и спортивные игры – используются как часть физкультурного занятия и на физкультурно-оздоровительных мероприятиях. Игры могут быть как малой, так и средней степени подвижности. Это наиболее комфортный для детей способ усвоения знаний и приобретения двигательных навыков.

2. Профилактические упражнения – используются упражнения, способствующие профилактике плоскостопия и формированию правильной осанки;

3. Стретчинг – включение упражнений на растяжку. Такие упражнения повышают уровень гибкости, подвижности и эластичности мышечной системы;

4. Ритмопластика – включение элементов гимнастики, хореографии, танцев и их музыкальное сопровождение. Ритмопластика способствует формированию разносторонне физически и творчески развитой личности;

5. Пальчиковая гимнастика –применяется в заключительной части занятий или для переключения внимания, улучшает координацию движений и мелкую моторику;

6. Су-Джок терапия - приёмам Су-Джок терапии являются массаж кистей специальными шариками и эластичными кольцами, массаж стоп. Применяется в заключительной части занятия. Упражнения с использованием Су-Джок обогащают знания ребёнка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, стимулируют речевые области в коре головного мозга, а так же способствуют общему укреплению организма.

7. Дыхательная гимнастика – может применяться как в заключительной части, так и внутри занятия. Восстанавливает дыхание, стимулирует кровообращение и имеет оздоравливающий эффект;

8. Фитбол-гимнастика – упражнения с использованием мячей фитболов. Способствует укреплению мышц торса, что является профилактикой нарушений осанки.

9. Релаксация – необходима для отдыха и успокоения, душевного равновесия. Применяется в заключительной части занятия, но в случае перевозбуждения детей может использоваться и внутри занятия;

10. Беседы о здоровье – включение в занятия познавательного материала о здоровье в форме беседы и разъяснений с целью приобщения детей к здоровому образу жизни и пониманию ими влияния физкультурно-оздоровительной деятельности на организм;

11. Самомассаж – проводится с использованием массажных мячиков во время разминки или в конце занятий. Способствует оздоровлению организма и благоприятно влияет на психику ребенка;

12. Активный отдых – проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий, досугов, развлечений, праздников, где дети ведут себя более раскованно, проявляют артистизм и заинтересованность. Такие мероприятия способствуют закреплению приобретенных навыков и развитию творческих способностей;

14. Работа с воспитателями и специалистами ДОУ – проведение консультаций и разъяснительной работы в сфере физкультурно-оздоровительной деятельности на педсоветах, семинарах и мастер-классах и личных беседах;

15. Создание соответствующих условий и предметно-развивающей среды - приобретение спортивного оборудования, атрибутов, модулей, массажных ковриков и дорожек, тренажёров и других предметов, необходимых для проведения физкультурно-оздоровительной работы, создание различных картотек, разработка специальных оздоровительных комплексов.

Комплексное применение здоровьесберегающих технологий повышает результативность и эффективность физкультурно-образовательного процесса, укрепляет здоровье детей и формирует стойкую мотивацию к здоровому образу жизни.


Педсовет

Насколько данные люди готовы реализовывать в образовательном процессе принципы здоровьесберегающих технологий? Насколько они открыты к сотрудничеству? Способны ли вести диалог с родителями и предпринимать совместные действия по сохранению и укреплению здоровья воспитанников?

Анализ сложившейся ситуации дает весьма печальные ответы на поставленные вопросы. Большинство педагогов придерживаются определения здоровья, часто имея в виду его физическую составляющую и, тем самым перекладывая ответственность на инструкторов по физической культуре, забывая о социально-психологической и духовно-нравственной составляющих.

Одним из средств решения проблем по оздоровлению детей становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим образовательный процесс. Но что такое здоровьесберегающие технологии и что ими считать − до сих пор остается загадкой для широкого круга специалистов. Попробуем разобраться в понятиях.

Здоровьесберегающие технологии − это технологии, направленные на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий: обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни.

Применение здоровьесберегающих технологий актуально в случаях:

  • гиподинамии (нарушения функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения, нарушения зрения и т.п.);
  • детских стрессов (нервных расстройств вследствие отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском коллективе);
  • тревожности (недостатка эмоциональной поддержки в дошкольном учреждении и семье, недостатка информации).

Классификация здоровьесберегающих технологий определяется по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения. Можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий (см. Приложение 1):

  • медико-профилактические;
  • физкультурно-оздоровительные;
  • технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
  • валеологическое просвещение детей и родителей;
  • здоровьесберегающие образовательные технологии или просто образовательные.

Здоровьесберегающие технологии, используемые в образовательном процессе,, делятся на 3 направления (см. Приложение 2):

1. Технологии стимулирования и сохранения здоровья.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни.

3. Коррекционные технологии.

Рассмотрим каждое из них через призму практики (технологии будут использоваться в бассейне в связи со специализацией автора). Данные технологии при использовании в плавании имеют две присущие только ему особенности: тело человека находится в особой среде – воде; движения выполняются в горизонтальном положении.

1. Технологии стимулирования и сохранения здоровья. К ним относятся:

1) Подвижные и спортивные игры.

Здесь следует говорить об играх у воды, на воде, и даже под водой.

3) Гимнастика пальчиковая.

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

  • способствует овладению навыками мелкой моторики;
  • помогает развивать речь;
  • повышает работоспособность головного мозга;
  • развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
  • развивает тактильную чувствительность;
  • снимает тревожность.

По большей части пальчиковая гимнастика в воде – это инсценировка рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. При использовании пальчиковой гимнастики в воде сочетают такие движения как сжатие, растяжение, расслебление кисти рук, а так же используют изолированные движения отдельных пальцев.

Упражнения пальчиковой гимнастики используются для координации движений при плавании на спине.

4) Гимнастика для глаз.

5) Гимнастика дыхательная.

Упражнения дыхательной гимнастики на воде делятся на 4 группы:

Положительно совмещение плавания, дыхательной гимнасти и элементов йоги.

6) Гимнастика корригирующая или иначе лечебная (исправляющая) гимнастика. Выполняется в 2 видах интенсивном и постуральном. Упражнения корригирующей гимнастики рекомендованы медиками. Они тесно переплетаются с ЛФК. Автор в своей работе опирается на разработки Челаховой Е.Ф. и Колчина Д.В., используя комплекс игр для коррекции сколиоза 1-2 степени; гидрокинезотерапия по А.Ф. Каптелину и метод Д.Сандакова, который разработан для детей с ДЦП.

7) Гимнастика ортопедическая. Так же как корригирующая гимнастика переплетается с лечебной физкультурой.

В рамках бассейна не используются.

9) Динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т.д.).

Они создают благоприятную атмосферу; снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями.

10) Технологии технической направленности.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни. К ним относятся:

1) Физкультурное занятие.

2) Утренняя гимнастика.

3) Гимнастика после сна, или иначе ее называют бодрящая гимнастика.

В рамках бассейна не используются, но в некоторых дошкольных учреждениях занятия по плаванию проводятся во второй половине дня после сна, в данной ситуации гимнастика не проводится.

4) Массаж и самомассаж.

В заключительной части занятий по плаванию массаж водой осуществляется с помощью разных насадок и разного напора воды.

Самомассаж – это стимуляция точек на кистях рук способствует повышению тонуса и работоспособности всего организма.

5) Точечный самомассаж.

7) Активный отдых.

8) Бассейн, подразумевается занятие как таковое, в случае отсутствия бассейна в дошкольном учреждении, данную технологию можно рассметривать в рамках активного отдыха, и тогда она возлагается на родителей дошкольника.

9) Спортивные развлечения, праздники.

Проходят в бассейне согласно календарному плану или согласно признанным в стране праздникам.

10) День здоровья.

Проводя его в бассейне стараются привлекать родителей воспитанников.

11) СМИ (ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра).

Чаще всего используется на занятиях в младших и средних группах.

12) Проблемно-игровые (игротреннинги и / или игротерапия) и игры различного характера:

  • игры направленные на улучшение общего психологического самочувствия;
  • игры направленные на коррекцию страхов;
  • игры направленные на коррекцию агрессии;
  • игры, направленные на расслабление, снятие напряжения;
  • коммуникативные игры и т.п.

3. Коррекционные технологии. К ним относятся:

1) Технологии музыкального воздействия.

Для этого в нашем ДОУ ежегодно проходят проекты по использованию аквааэробики или элементов синхронного плавания и других методик в обучении детей плаванию.

2) Артикуляционная гимнастика.

6) Фонетическая ритмика.

Принцины здоровьесберегающих технологий:

— принцип сознательности и активности;

— непрерывности здоровьесберегающего процесса;

— систематичности и последовательности;

— принцип доступности и индивидуальности;

— всестороннего и гармонического развития личности;

— системного чередования нагрузок и отдыха;

— постепенного наращивания оздоровительных воздействий;

— возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса и др.

А теперь к практическим аспектам.

Формы занятий, двигательная деятельность:

— с использованием профилактических методик;

— с применением функциональной музыки;

— с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью;

— через оздоровительные мероприятия;

— создания здоровьесберегающей среды.

Методы здоровьесберегающих технологий: фронтальный, групповой, практический метод, познавательная игра, игровой метод, соревновательный метод, метод индивидуальных занятий.

Существует правила — кирпичики, из которых строится здоровье:

  • Соблюдайте режим дня!
  • Обращайте большое внимание на питание!
  • Больше двигайтесь!
  • Спите в прохладной комнате!
  • Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
  • Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
  • Гоните прочь уныние и хандру!
  • Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
  • Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
  • Желайте себе и окружающим только добро!

Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем, их применение в работе повысит результативность в образовательном процессе, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение здоровья и гармоничное развитие воспитанников. Помните, здоровье — это ДАР, который нужно не растрачивать попусту, а сохранять и приумножать начиная с самого раннего возраста.

Список литературы

1. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка. — М.: 1993.

2. Алямовская В. Г. Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания.

3. Антонов Ю. Е. Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века. — М.: Аркти, 2001.

4. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально- ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.

5. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. — М.: Просвещение, 1981.

6. Глазырина Л. Д. Физическая культура дошкольникам. — М.: Владос, 2001.

7. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. — М.: ВАКО, 2007.

8. Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. — М.: 2001.

9. Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. — М.: 2000.

10. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения. /Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. — М.: 2002.

11. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. — М.: 2002.

12. Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова. — М.: АПКиПРО, 2003.

13. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. — М.: АРКТИ, 2003.

14. Солдатченко С.С., Кащенко Г.Ф. и др. Ароматерапия. Профилактика и лечение заболеваний эфирными маслами. – Симферополь: Таврида, 1999.

15. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.29 – 34.

16. Ткачева В.И. Играем каждый день //Методические рекомендации. — Мн.: НИО, 2001.

[1] Здоровый образ жизни — это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Здоровый и духовно развитый человек счастлив — он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты.

Автор: Сабаненко Евгения Игоревна, инструктор по физической культуре (плавание), структурное подразделение дошкольного образования №1 ГБОУ города Москвы СОШ № 597.

Читайте также: