Здоровьесберегающие технологии в детском саду в средней группе дыхательная гимнастика

Обновлено: 05.10.2024

А поможет управлять этим процессом – дыхательная гимнастика.

Дыхательные упражнения - являются неотъемлемой частью физической культуры и спорта. Каждое упражнение, каждое движение человека сопровождается вдохом и выдохом. Дыхание — главнейший источник жизни. Человек сможет прожить без воды и пищи несколько дней, а без воздуха максимум – несколько минут.

Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция.

При естественном дыхании его глубина и темп могут быть различны, и не следует регулировать их искусственно, иначе дыхание не будет естественным. Естественное дыхание – это дыхание покоя, оно должно быть протяжным, легким, медленным, спокойным, равномерным. В течение короткого времени добиться такого дыхания нельзя.

Для регулирования дыхания необходимо, чтобы темп движения соответствовал темпу детского дыхания. Взрослые должны учитывать, что у ребенка более быстрый темп дыхания, поэтому выполнение упражнений в замедленном темпе сбивает детей с естественного ритма дыхания.

Анализ детской заболеваемости в дошкольных учреждениях показывает, что лидерами заболеваемости являются заболевания, передающиеся воздушно-капельным путем - ОРВИ, ОРЗ.

Поэтому, мы, педагоги большое внимание уделяем дыхательным упражнениям на учебных занятиях и в свободной деятельности, что способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению кровообращения в легких

Современная медицина считает, что выработка правильного дыхания – залог хорошего здоровья. Поэтому важно уделять большое внимание выработке правильного дыхания. Во второй половине XX в. роль дыхательной гимнастики в оздоровлении человека приобрела особую значимость. В это время было разработано множество методик, нашедших широкое применение, как в традиционной, так и в нетрадиционной медицине

В ритме современной жизни люди не задумываются над тем, как мы дышим. Поэтому первоначальной задачей педагога является стремление обратить внимание не только детей, но и их родителей на формирование правильной методики дыхания (спортивного, речевого и т. д.). Дыхательная гимнастика является наиболее эффективным методом не только профилактики простудных заболеваний и заболеваний органов дыхания у детей, но и общего укрепления организма ребенка. При выполнении комплекса таких упражнений развивается дыхательная мускулатура, речевой аппарат, происходит насыщение крови кислородом, что благотворно влияет на деятельность всех органов и систем.

В первую очередь, занятия дыхательной гимнастикой способствуют общему оздоровлению организма ребенка, активизации деятельности иммунной, дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной, пищеварительной систем. Упражнения на глубокое и поверхностное дыхание, которые осваивает малыш, помогают предотвратить опасность возникновения простудных заболеваний. Дыхательная гимнастика – это один из способов закаливания детского организма, поскольку обеспечивается наиболее полная вентиляция легких, тренируются мышцы дыхательного аппарата, улучшаются общее физическое самочувствие и эмоциональный настрой.

Существует очень много интересных упражнений (комплексы дыхательной гимнастики) для развития дыхания детей дошкольного возраста, которые обязательно включаются в различные виды детской деятельности: деятельность по развитию речи, познавательному развитию, физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, гимнастику пробуждения и как самостоятельные игры-упражнения с различными атрибутами, игрушками – тренажёрами.

Упражнения дыхательной гимнастики

1.Снег

Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнение.

2.Кораблики

3.Мыльные пузыри

Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.

4.Дудочка

Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька (подойдет любой стеклянный пузырек из-под лекарств, витаминов, йода, духов; горлышко пузырька не должно быть широким). Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

Для развития дыхания ребенка используются дыхательные игры:

· Сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки;

· Дуть на легкие шарики, карандаши и катать их по столу; приводить в движение плавающих в тазике уток, лебедей, кораблики и другие фигурки, всевозможные вертушки, бумажные колпачки и ватные шарики, подвешенные на натянутой горизонтально нитке; сдувать тычинки созревших одуванчиков;

· Надувать надувные игрушки и воздушные шарики; особенно полезно пускать мыльные пузыри – это формирует очень тонкое регулирование выдоха;

· Поддувать вверх пушинку, ватку, бумажку, мыльный пузырь.

Обучив малыша простым и весёлым дыхательным упражнениям, мы сделаем неоценимый вклад в его здоровье + профилактику ОРВИ.


В этой связи весьма актуальным становится вопрос о внедрении в практику работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий, т.е. такой организации образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание детей происходят без ущерба их здоровью, а наоборот способствует его укреплению.

Здоровье людей – основная ценность всего человечества. Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка.

Почему-то считается, что человека нужно учить правильно, читать, петь, рисовать, а вот учить дышать не нужно. Но это в коре неверно! Большинство людей, к сожалению, дышат неправильно, и из-за этого у них возникает масса болезней.

Все знают, какую важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма выполняет дыхание. Кроме своей основной физиологической функции – осуществление газообмена – дыхание обеспечивает ещё и такую функцию, как речевое дыхание. Речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Речь, как известно, является составляющей общего здоровья.

Чтобы правильно говорить, ребёнку нужно научиться управлять своим дыханием. При правильном речевом дыхании ребёнок сможет верно, произносить звуки, говорить громко, чётко, выразительно, плавно и соблюдать необходимые паузы.

Исследователи отмечают, что речевое дыхание поражается при целом ряде нарушений речи, таких как дизартрия, моторная алалия, заикание, ринолалия, разные формы нарушения голоса.

Общепризнанным является то, что при коррекции речевых нарушений в дошкольном учреждении коррекционно-педагогическая работа осуществляется наиболее эффективно, так как имеет место взаимодействия и преемственности в работе логопеда и воспитателя.

С учётом того, что дыхание является источником здоровья, основой звучащей речи, то сформировать его надо в оптимальные сроки. Для эффективности работы по формированию речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями необходимо применять нетрадиционные подходы.

  • снизить трудоёмкость;
  • преодолеть детям эмоциональные барьеры;
  • стабилизировать у ребёнка психофизиологические процессы;
  • интенсифицировать процесс постановки и автоматизации речевого дыхания;
  • формировать у дошкольника познавательную мотивацию.

Здоровьесберегающий эффект достигается за счёт применения дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой, точечного массажа, нестандартного оборудования, традиционных и вариативных игр и упражнений.

  • участие в процессе коррекции разных специалистов (логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию);
  • использование дыхательных упражнений в течение дня в разных режимных моментах (прогулки, самостоятельная деятельность, занятия).

Система работы включает три этапа по развитию дыхания.

I этап. Формирование правильного неречевого дыхания (формирование длительного выдоха).
II этап. Развитие (неречевого дыхания) диафрагмально – релаксационного типа дыхания, который направлен на расслабление и напряжение мышц диафрагмы.
III этап. Развитие речевого дыхания. Работу на данном этапе проводят без использования оборудования, только на речевом материале.

На первом этапе у детей формируется умение осуществлять длительный плавный целенаправленный ротовой выдох (исходя из индивидуальных возможностей ребёнка, обучаем его вдоху через нос), развиваются ощущения движения органов дыхания.

Этап включает упражнения, направленные на развитие способности ощущать движения диафрагмы в положении лёжа на спине, сидя и стоя. Для контроля используется игрушка, ладонь ребёнка, большое зеркало. Важно помнить, что внимание ребёнка на этом этапе сосредоточивается не только на длительности вдоха и выдоха, но и на работе диафрагмы, то есть на ощущениях сокращений этой мышцы.

Первый этап длится столько времени, сколько необходимо для формирования длительного плавного целенаправленного ротового выдоха (примерно 4 недели).

Цель второго этапа развитие сократительной активности диафрагмальной мышцы, а также развитие координаторных отношений между двумя функциями: дыханием и движением туловища или конечностей.

Работа ведётся по трём направлениям:

1. Использование элементов дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.

Особое внимание необходимо обратить на следующие условия:

– активное внимание ребёнка привлекается к фазе вдоха;
– вдох осуществляется в момент физической нагрузки;
– все упражнения проводятся в комфортном для детей темпе и ритме.

Суть методики заключается в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра, что влияет на оздоровление организма.

2. Использование нестандартного оборудования.

Нестандартное оборудование может служить различным целям, тем самым оно становится полифункциональным и включает в себя фитболы, пузырьковую колонну, подвесные конструкции, альбом и т.д.

Оборудование создаёт условия для возникновения положительных эмоций у детей во время работы над дыханием. Возможности этого оборудования эффективно используются с целью формирования правильного физиологического и речевого дыхания как одного из важных составляющих развития правильной речи.

3. Игровые упражнения с использованием нестандартного оборудования.

Работа по формированию речевого дыхания с использованием нестандартного оборудования осуществляется в процессе занятий и в режимных моментах.

На третьем этапе происходит развитие фонационного (озвученного) выдоха; развивается собственно речевое дыхание.

Данный этап является базовым. Он тесно сопряжён с логопедической работой по формированию планирования речевого высказывания.

У детей формируется умение произносить на выдохе: звуки; слоги и отдельные слова; фразы из двух, трёх, четырёх слов; стихотворные тексты.

На этом этапе также применяются игры с использованием нестандартного оборудования. При этом решаются и другие задачи: развивается сила и высота голоса, отрабатывается способность менять интонацию, автоматизируются и дифференцируются звуки. Всё это способствует совершенствованию фонематического слуха.

Работа по формированию речевого дыхания с опорой на нетрадиционный подход формирует у воспитанников правильное речевое дыхание в процессе занятий, создавая высокую мотивацию, способствует, таким образом, формированию самоконтроля и саморегуляции.

Правильное речевое дыхание у дошкольников, нуждающихся в логопедической помощи, обеспечивает правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает верно, соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику.

Использование точечного массажа в логопедической работе.

  • Не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате.
  • Не заниматься после еды (только через 1,5-2 часа).
  • Занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений.
  • Не переутомляться, при недомогании отложить занятия.
  • Дозировать количество и темп проведения упражнений.
  • Подъём грудной клетки вверх и втягивание живота на выдохе.
  • Слишком большой вдох.
  • Учащённость дыхания.
  • Укороченность выдоха.
  • Неумение делать незаметный для окружающих добор воздуха.
  • Неправильная осанка.
  • Воздух набирать через нос.
  • Плечи не поднимать.
  • Выдох должен быть длительным и плавным.
  • Необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щёки (для начала их можно придерживать руками).
  • Сделав вдох, сразу же начинать говорить, не задерживая дыхания.
  • Говорить только на выдохе.
  • Нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению.

При использовании традиционных и вариативных игр и упражнений, точечного массажа, дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой, у детей формируется устойчивый навык диафрагмального дыхания и возможность применения его в повседневной жизни.

За счёт постановки правильного дыхания быстро и эффективно исправляются речевые нарушения. Сокращается время для постановки и автоматизации речевых звуков, речь становится более чёткой и внятной, ребёнок может произнести на выдохе определённое для данного возраста количество слов.

Для каждого возраста имеются свои показатели произнесения определённого количества слов на выдохе:

Помимо этого отмечается улучшение сна, памяти, повышение способности концентрировать внимание, развивается коммуникативность.

Введение здоровьесберегающих технологий в работу над дыханием способствует улучшению показателей развития речевого дыхания у детей и снижению уровня их заболеваемости. Это формирует у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

  • увеличение объёма дыхания и улучшение качества движений дыхательной мускулатуры; силы сокращений и выносливости, что способствует улучшению обменных процессов, влияющих на акт дыхания;
  • автоматизацию нижне-рёберного диафрагмального дыхания;
  • регулирование дыхательного ритма;
  • формирование навыка правильного дыхания для речи; полноценный вдох – пауза – удлинённый выдох;
  • формирование темпо-ритмических характеристик речи.

Несовершенства речевого дыхания у дошкольников

Помните: дыхание – это жизнь, а правильное дыхание – это здоровая жизнь.

Действительно, одно из чудес природы – возможность дышать.


Дышат люди, дышат звери.
Дышат все, кто хочет жить.
Кто под солнцем иль луною,
Может жизнью дорожить.
Разберемся, кто как может.
Будем знать, а кто какой.
Мы же дышим, дышим тоже,
Если дышишь – ты живой.

Нам в этом мире многое дано,
Расти, искать и ошибаться,
Но, главное дано дышать.
Любить, найти и не сдаваться!

Дыхательная гимнастика эффективно укрепляет детский иммунитет, помогает справляться с болезнями и делает пребывание в детском саду более увлекательным

Дыхание — это естественная функция человеческого организма. Но чаще всего мы обращаем на него внимание лишь в случае болезни либо каких-то отклонений, даже если речь идёт о собственном ребёнке. Родителям дошкольника часто трудно выделить время для выполнения несложных упражнений. На помощь приходит детский сад, где дыхательная гимнастика является важной составляющей деятельности по укреплению здоровья дошкольников.

Значение дыхательной гимнастики при работе с дошкольниками

Многие дети дошкольного возраста имеют хрупкий иммунитет: они подвержены частым респираторным заболеваниям, страдают от насморка, продолжительного кашля. И родители порой даже не догадываются, что причиной этого может являться неправильное поверхностное дыхание. В этом случае вдыхание и выдыхание воздуха происходит не в полную силу. Как следствие, нет полноценной вентиляции лёгких, растущему организму не хватает кислорода. От этого страдает мозг и другие важные органы, все клетки голодают, ослабляя свои барьеры перед вредоносными микроорганизмами.

Помимо частых ОРЗ, малыш с плохо развитой дыхательной системой, как правило, отличается бледностью, сонливостью и медлительностью. Он привыкает дышать ртом и не очень развит физически — имеет слабую мускулатуру.

Мальчик держит платок у носа и имеет болезненный вид

Причиной многих проблем с детским здоровьем и самочувствием часто бывает неправильное дыхание

Ключевая цель дыхательной гимнастики — научить дошкольника правильно дышать, а значит, укрепить его здоровье. Лёгкие должны максимально наполняться в процессе вдоха, грудная клетка — расширяться. При выдохе крайне важно, чтобы высвободился весь воздух, в противном случае оставшийся будет ограничивать поступление нового в необходимом объёме.

Наряду с этим, существуют и упражнения, напротив, нацеленные на тренировку быстрого дыхания. Они имеют свою пользу — помогают укреплению носоглотки и гортани.

Значение дыхательных упражнений для дошкольников очень велико:

  • Все клетки организма насыщаются кислородом, улучшаются обменные процессы, все органы начинают полноценно работать. Ребёнок становится менее подверженным респираторным заболеваниям: болезнь быстрее проходит, снижается вероятность развития осложнений.
  • Упражнения помогают в борьбе с имеющимися хроническими заболеваниями: астмой, гайморитом, проблемах с аденоидами и пр.
  • Корректируются дефекты речевого дыхания, укрепляется речевой аппарат, что способствует устранению логопедических проблем.
  • Поскольку мозг получает полноценное кислородное питание, дети становятся более работоспособными и активными, лучше развивается интеллект.
  • Улучшается и физическое развитие. Занятия физкультурой при правильном дыхании приносят больше пользы, у ребёнка развивается мускулатура, здоровый румянец.
  • Упражнения учат дошкольников управлять своим дыханием. Как следствие, формируется умение владеть собой, контролировать собственные действия.
  • Медленный вдох способствует расслаблению, успокоению (это особенно важно для гиперактивных малышей), помогает бороться с волнением, чрезмерной раздражительностью, эмоциональной усталостью.

Мальчик и девочка сдувают стрекоз с подставок

Управляя своим дыханием, дети учатся управлять собой

Интересно, что дыхательные упражнения имеют крайне мало противопоказаний. К примеру, выполнять гимнастику нежелательно ребятам, перенёсшим травмы головного мозга, позвоночника, имеющим остеохондроз шейно-грудного позвоночного отдела, а также высокое давление (артериальное, внутриглазное, внутричерепное).

Если у ребёнка астма, то интенсивность упражнений следует согласовать с лечащим врачом.

Виды дыхательной гимнастики, практикуемые в детском саду

В дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) можно выделить следующие основные виды дыхательной гимнастики.

Игры на дыхание

Ребёнок дует в пластиковую свирель

Дыхательные упражнения легко можно облечь в игровую форму

Ребёнок рисует на запотевшем стекле

Ребёнок может подышать на стекло, а потом нарисовать на нём картинку

Ребята всегда с удовольствием играют в снегопад — кладут на ладошку снежинки из маленьких комочков ваты и сдувают их. Точно так же можно устроить листопад или полёт бумажных бабочек.

Воспитатель может заинтриговать ребят — предложить им волшебные коробочки (это могут быть пластмассовые контейнеры от киндер-сюрпризов). Каждая наполнена чем-то особенным: апельсиновыми корочками, сухими мятными листьями, ванилином и пр. Задача дошкольников — определить, что это за аромат: для этого нужно глубоко втягивать воздух носом.

Разнообразные идеи для игр можно реализовать на прогулке. Например, устроить праздник мыльных пузырей. Все дети обожают это занятие, а оно между тем укрепляет органы дыхания.

Девочка пускает мыльные пузыри

Выдувание мыльных пузырей подразумевает глубокое дыхание и является замечательным упражнением

Дыхательная гимнастика в стихах

Полезные упражнения хорошо выполнять под чтение забавного стихотворения. В таком случае они напоминают собой весёлую физкультминутку. При этом дыхательные движения чаще всего сочетаются с общеукрепляющими.

Упражнения из комплекса Стрельниковой

Существуют разные комплексы дыхательных упражнений, основанные на совокупности приёмов: глубоком и поверхностном дыхании, его задержке и искусственном затруднении. Но в дошкольных учреждениях наиболее широкое распространение получила гимнастика А. Стрельниковой.

Александра Николаевна Стрельникова была педагогом-вокалистом. И при тяжёлой болезни с приступами удушья ей помогла специальная актёрская гимнастика. Именно на ней она основала свою методику, которая впоследствии была запатентована.

Общая суть гимнастики состоит в том, что при вдохе грудная клетка вовсе не расширяется, а, напротив, сжимается, поскольку одновременно выполняются соответствующие движения — наклоны, повороты и пр. За счёт этого кислород попадает в самые отдалённые области лёгких. Автор методики обращает ключевое внимание исключительно на качество вдохов (они должны быть шумными и резкими), а выдохи считает их естественным последствием.

Упражнения Стрельниковой доказали свою эффективность при терапии не только дыхательных заболеваний (у детей, в том числе), но также патологий сердечно-сосудистой и нервной системы, ЖКТ. Положительный результат наблюдается даже при лечении детского заикания, причём в тяжёлых формах). Кроме того, при выполнении комплекса задействуется почти вся мускулатура тела, что способствует формированию у дошкольников правильной осанки, развивает гибкость.

Полный комплекс Стрельниковой включает в себя более десятка упражнений, однако в ДОУ воспитанникам обычно предлагаются 3 базовых:

Старшие дошкольники выполняют дыхательную гимнастику А. Стрельниковой

В детском саду обычно практикуются отдельные базовые упражнения комплекса Стрельниковой

Видео: дыхательная гимнастика Стрельниковой на прогулке в старшей группе

Правила выполнения дыхательной гимнастики в ДОУ

Проведение с дошкольниками дыхательной гимнастики имеет определённые нюансы:

Возрастные особенности дошкольников

Практиковать дыхательную гимнастику можно уже с ясельной группы. Для малышей 2–3 лет это должна быть исключительно весёлая игра, в которой воспитатель участвует наравне с дошкольниками.

Воспитанники младшей группы дуют на подвешенные шарики

В раннем и младшем дошкольном возрасте гимнастику нужно проводить в форме забавной игры

Вначале нужно доходчиво объяснить малышам, что из себя представляет дыхание. Для этого можно, к примеру, поиграть с одуванчиком на участке детского сада. Глубокий выдох, от которого разлетаются белые пушинки, делается вначале ртом, а затем носом.

Девочка дует на одуванчик

Вначале педагог должен объяснить малышам, что такое дыхание, например, с помощью одуванчика на прогулке

Воспитанники средней группы уже более самостоятельные, усидчивые. В этом возрасте нужно учить ребят прислушиваться к дыханию, характеризовать его глубину, силу (тихое либо шумное), частоту, прослеживать, куда направляется воздушная струя, каким образом двигается грудная клетка и пр. Дыхательные упражнения усложняются: появляются повороты влево и вправо, вводится соревновательный элемент.

Мальчик и девочка дуют на пластиковые колёса

В среднем дошкольном возрасте в дыхательные упражнения можно вносить элементы соревнования

В старшем же дошкольном звене, помимо прочих упражнений и игр, уже можно практиковать методику А. Стрельниковой. Ведь дети с помощью педагога осознанно подходят к выполнению полезных заданий.

Картотека упражнений дыхательной гимнастики в детском саду

В каждом возрастном периоде воспитанникам ДОУ предлагаются свои дыхательные упражнения, различающиеся по степени сложности.

Первая и вторая младшие группы

В раннем и младшем дошкольном звене все упражнения исключительно игровые:

Каждое упражнение повторяется 5–6 раз.

Мальчик и девочка дуют на кораблики в тазике

Малыши с удовольствием будут дуть на кораблики, находящиеся в воде

Всегда с радостью малыши воспринимают дыхательную гимнастику со стихотворным сопровождением. Она также подразумевает перевоплощение в какой-то предмет или объект.

Таблица: примеры стихотворений для дыхательной гимнастики в младших группах (составлено по материалам открытого доступа)

Средняя группа

С ребятами 4–5 лет проводятся следующие дыхательные упражнения:

Две девочки играют в воздушный футбол

В средней группе дети способны выполнять упражнения в парах, игры приобретают соревновательный характер

Таблица: примеры стихотворений для дыхательной гимнастики в средней группе

Старшая и подготовительная группы

Со старшими дошкольниками проводятся такие упражнения:

Хомячок и изображение ребёнка с надутыми щёчками

Дети надувают щёчки, двигаются по комнате, а потом спускают воздух

Видео: медработник проводит дыхательную гимнастику с дошкольниками

Видео: гимнастика Стрельниковой под музыку в подготовительной группе

Картинки и другие пособия для проведения дыхательных упражнений в ДОУ

Выполнять упражнения на развитие дыхание всегда интереснее с использованием различных пособий. В основном они предназначены для индивидуальной работы, хотя некоторые игры рассчитаны сразу на двух детей.

Замечательным тренажёром является знакомая всем простая игрушка — вертушка. Малышам нравится наблюдать, как ветер приводит в движение яркие элементы, а возможность подуть на них приводит их в восторг.

Девочка дует на вертушку

Вертушка — прекрасный тренажёр для дыхания

Множество игровых пособий педагог легко может сделать своими руками. Главное — подключить фантазию и иметь желание порадовать детей. Можно воспользоваться следующими идеями:

Фотогалерея: пособия для дыхательной гимнастики

Если дуть на рыбок, то они начнут двигаться, как в настоящем аквариуме Если подуть через соломинку в бутылочку, произойдёт чудо, например, начнётся снегопад или листопад Когда ребёнок подует на дождик, он узнает, кто живёт в домике Чтобы увидеть грибы, нужно сдуть с них листики Чтобы прогнать гусениц с яблока, нужно подуть на них Задача дошкольника — подуть на бабочку, чтобы она села на цветок Ворота мини-футбола сделаны из пластиковых контейнеров, а мячик — из лёгкой пластмассы Когда ребёнок сдует цветочки и грибы, под ними окажутся зайчики Шарики из пряжи нужно задувать в забавные ворота Лепестки одуванчика крепятся к центру цветка с помощью ниточек Нужно подуть на тучки, чтобы они открыли солнышко Чтобы узнать тайну ракушки, нужно сдуть с неё крышку

При работе со старшими дошкольниками для выполнения полезных упражнений можно использовать картинки. Педагог не объясняет задание, он просто показывает нужное изображение, а дети выполняют соответствующее упражнение (несколько повторений). Примеры картинок:

Нарисованная свеча

Картинка подсказывает детям, какое дыхательное упражнение нужно выполнить

Информацию по дыхательной гимнастике необходимо предлагать для ознакомления родителям. Для этого воспитатель периодически вывешивает в уголке здоровья в раздевалке соответствующие памятки или плакаты.

Информация для родителей — упражнения для развития дыхания

С информацией по дыхательной гимнастике обязательно нужно знакомить родителей воспитанников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здоровью нельзя научить – надо воспитывать потребность быть здоровым.

Введение ФГОС дошкольного образования требует новых нестандартных подходов к оздоровлению детей, так как прежние формы и методы не могут в полной мере противостоять ухудшению здоровья подрастающего поколения. Многие современные здоровьесберегающие технологии по снижению заболеваемости детей и подростков дают положительные результаты. Одна из главных оздоровительных задач – способствовать правильной деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем организма.

Дыхательная гимнастика, которую я использую в своей работе, дает большой положительный результат в укреплении здоровья детей. Активно включает в работу все части тела (руки, ноги, голову, брюшной пресс, тазобедренный пояс, плечевой пояс, вызывает общую физиологическую реакцию всего организма, возрастает потребление кислорода).

Дыхание у детей дошкольного возраста из-за особого строения органов дыхания отличается от этого процесса у взрослых. Дыхание у детей не глубокое, поверхностное, но частое. Потребность в кислороде при движениях сильно возрастает. У взрослых она удовлетворяется за счет углубления дыхания, у детей – за счет учащения дыхания. Благодаря частоте дыхания вентиляция легких у детей происходит значительно лучше, чем у взрослых.

Если ребенок начинает дышать не через нос, а через рот, особенно во время бега, то это является главным сигналом, что он получил достаточную физиологическую нагрузку и ее надо снизить, т.е. перейти с бега на ходьбу.

Для урегулирования дыхания необходимо, чтобы темп движения детей соответствовал темпу их дыхания. Нельзя забывать, что темп дыхания у детей более быстрый, чем у взрослых. Важно, не ошибиться, дав очень медленный темп для движения, иначе движения детей не совпадут со вдохом и выдохом, что неблагоприятно отражается на их дыхании.

Известно немало методик дыхательной гимнастики (по А.Н.Стрельниковой, К.П.Бутейко, по системе Йоги и др.), но механически следовать какой-либо из них нецелесообразно.

Метод дыхательной гимнастики открыла для себя мать Александры Николаевны – Александра Северовна Стрельникова, которая, так же как и дочь, была преподавательницей пения. Она занималась постановкой голоса, к ней старались попасть на занятия люди, работа которых была связана с пением. Первоначально Александра Северовна даже не предполагала, что ее дыхательная гимнастика сможет лечить людей.

Александра Николаевна Стрельникова в юности часто страдала от сердечных приступов; однажды ночью, когда невозможно было получить медицинскую помощь, начался один из самых тяжелых приступов. Тогда Александра Николаевна вспомнила о дыхательных упражнениях. Она стала дышать, как учила мать, превозмогая боль. К утру удушье отступило, сердечный ритм нормализовался. С той поры она стала регулярно заниматься парадоксальной гимнастикой и в преклонном возрасте не знала тех недугов, которыми страдает большинство пожилых людей: у нее не было проблем с сердцем, ее миновала болезнь века остеохондроз, у нее никогда не повышалось давление.

Патологические изменения у детей дошкольного возраста, возникающие при простудных заболеваниях, ослабляют дыхательную мускулатуру, что ведет к ухудшению легочной вентиляции. Поэтому использование на занятиях элементов дыхательных гимнастик способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению кровообращения в легких. Регулярные занятия физическими упражнениями повышают силу межреберных дыхательных мышц и диафрагмы, и тем самым повышают дыхательный объем легких. Кроме того, в упражнениях заложены дополнительные резервы тренировки дыхания и внимания.

Благодаря дыхательной гимнастики решаются следующие задачи:

- укрепление здоровья детей;

-восстановление нормального физиологического дыхания через нос;

-направление энергии детей в мирное русло и полное удовлетворение потребности в двигательной активности.

Дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, а также выздоравливающим после воспаления лёгких или страдающим бронхиальной астмой.

В своей работе я использую дыхательную гимнастику систематически включая, как часть физкультурного занятия или отдельные дыхательные упражнения на физкультуре после нагрузки; в утренней гимнастике, включаю в комплекс общеразвивающих упражнений (ОРУ) и в заключительную часть занятия для восстановления.

Перед проведением дыхательной гимнастики, все упражнения выполняю сначала сама. Дыхательные упражнения могут быстро утомлять ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие упражнения необходимо ограничивать по времени. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребёнка

Упражнения для детей провожу в игровой форме. Дыхательную гимнастику можно проводить стоя, сидя, лежа. Необходимо дозировать количество и темп проведенных упражнений, вдыхать воздух через нос, выдыхать через рот, заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде, помещение должно быть хорошо проветрено, а упражнения выполняются или до еды, или же не раньше чем через час после еды.

Чтобы заинтересовать ребенка, упражнения подбираю их с веселыми названиями. Большинство пособий изготавливаю сама, стараюсь их делать яркими и привлекательными.

Привожу пример упражнений дыхательной гимнастики, включаемых в комплекс ОРУ.

Бормочут куры по ночам,

Бьют крыльями: тах, тах.

Поднимем крылья мы к плечам,

Потом опустим так.

Самолет

Посмотрите в небеса,

Самолет там, как оса.

И машет крыльями.

Полетаем-ка с нами!

Насос

Это очень просто:

Накачай насос ты.

Накачай насос ты.

Это очень просто.

Дом маленький, дом большой

У медведя дом большой,

А у зайца маленький.

Мишка наш пошел домой,

Да и крошка заинька.

Вот свернулся еж в клубок,

потому что он продрог.

Лучик ежика коснулся,

ежик сладко потянулся

Усы раздвинув смело,

Жуки жужжат в траве.

«Ж-жу, - сказал крылатый жук, -

Пример упражнений дыхательной гимнастики, включаемых в заключительную часть занятия для восстановления.

1. И.п. – стоя, сидя или лежа в зависимости от предыдущей физической нагрузки. Медленный вдох через нос. Сделать паузу, кто сколько сможет . Затем плавный выдох через нос. Повторить 5-10 раз. Упражнение выполняется бесшумно и плавно.

4. И.п. – лежа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты, на пупке лежат обе ладони. Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается. Сделать медленный плавный вдох без каких-либо усилий. Живот при этом медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар. Затем сделать медленный плавный выдох. Живот при этом медленно втягивается.

5. И.п. – стоя или в движении. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны. Задержать дыхание на 3-4 секунды. Затем, растягивая губы в улыбке, произнести звук (С), выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначала вытянуть вперед, затем скрестить переел грудью, как бы обнимая плечи – одна рука идет подмышку, другая – на плечо. Повторить 3-4 раза.

Регулярное выполнение этих упражнений поможет детям научиться регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем свое внимание в целях контроля за расслаблением своего организма и психики

Во время физкультурного занятия полезно провести небольшую беседу о легких и их значении в жизнедеятельности.

В качестве демонстрационного материала использую вот такой фартук с изображением внутренних органов человека, в том числе легких.

- Для того, чтобы легкие хорошо работали, грудь должна быть свободно расправлена. Тогда нам будет легко дышать. А если мы сдавим грудь, каким будет наше дыхание?

-Почему вы так часто дышите? Вы всегда так дышите? А почему вы сейчас часто дышите?

- Попробуйте совсем не дышать. Хорошо так жить? Может, совсем не будем дышать? Правильно, без воздуха жить нельзя.

- Что управляет нашим дыханием? Как узнать, что с нашими легкими что-то случилось? (Человек кашляет или ему трудно дышать.)

Или о необходимости следить за правильной осанкой:

-Всегда ли нам необходимо много воздуха? Когда нам нужно много воздуха?

Постепенное овладение детьми навыками правильного дыхания, умение по дыханию определять состояние своего организма позволит им на протяжении всей жизни повышать сопротивляемость к простудным и другим заболеваниям, поддерживать работоспособность и нормальное психологическое состояние.

И в заключении, хочется процитировать слова Жан Жака Руссо

Читайте также: