Зеленин д к древнерусская братчина как обрядовый праздник сбора урожая

Обновлено: 18.09.2024

Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

ПОКОН РОДА | Язычество | Древние славяне

ПОКОН РОДА | Язычество | Древние славяне

ПОКОН РОДА | Язычество | Древние славяне запись закреплена

Известно, что охотники и звероловы первобытных народов весьма скептически относятся к участью женщин во всем том, что касается их промысла. У русских это недавно еще сохраня­лось во всей силе, напр , на Каспийском море, у астра­ханских рыболовов [Михайлов 1851, с. 171]. Отзвук этих поверий мы усматриваем в том, что кое-где и на современные братчины не допускаются женщины [Харузин 1894, с. 343]2). Hi мы встретимся со специально женскими братчинами, связными с женскими занятиями, например куроводством.

Переход от звероловства к скотоводству вызвал ест венную замену жертвенного оленя быком или бараном. На скотоводческой, стадии развития обряд встречается еще и в на дни и много раз описан этнографами. Обряд совершался под покровом церкви и приурочивался к разным церковным праздник Эти обстоятельства спасали его от преследования со стороны властей. Но отсутствие особого церковного чинопоследования вело постепенному вымиранию обряда, и сохранились до наших дне главным образом, праздники обетные.

Редкую и оригинальную форму имеет земледельческая брат­нина в Кадниковском у. Вологодской губ.: в Ильин день деревня печет сообща громадный каравай хлеба в 2-5 пудов весом; после молебна этот каравай разрезают на мелкие куски] раздают миру; одновременно приготовляется и раздается громадный же кусок сыра (творога) [Зеленин 1914, с. 251].

Земледельческие братчины совершаются не всегда осенью, по сбора урожая в поле, но также зимой, летом и весной. Тут сказалась прежде всего генетическая связь их с прежними скотоводческими и охотничьими праздниками, которые по самой своей природе были связаны с каким-либо одним временем года. Обетный характер братчин способствовал разнообразию их сроков: обет давался имя какого-нибудь святого, и братчина приурочивалась к дню памяти этого святого. Повторность праздников в честь спасителя, богоматери, св. Николая, св. Козьмы и Дамиана и др. лишний содействовала колебанию сроков совершения братчин. Наконец, естественное стремление населения, чтоб братчины соседних деревень и приходов не падали на одно и то же время (иначе нельзя будет бывать на братчине соседей) и не падали на близкие друг к сроки (частые праздники прекратили бы всякую работу), — все условия приводили к более или менее равномерному распредению братчин по всем временам года.

Если на русском севере сравнительно хорошо сохранились наших дней братчины скотоводческие и земледельческие, то западе и на юге лучше сохранились соответствующие обряды пчеловодов. Тут обрядовым блюдом служит мед, главным образом в виде напитка, а жертвой — воск. Последний, в связи с церковным характером обряда, имеет форму свечи, отчего и сал братчина носит большею частью имя: свеча, братская свеча.

Воздействие на пчеловодную братчину со стороны стариных церковных братств, а частью и со стороны цеховых организаций, — вне всякого сомнения. Думать вместе с некоторыми рами, что этот обычай и создан братствами, нет оснований. Пчеловодная братчина известна также мордве-мокше Пензенской

Коллективный характер пчеловодского обряда сказался и в том, что все члены общины приносят воск для изготовления но­вой свечи или для дополнения прежней; и в том, что одна и та же свеча хранится по году в доме каждого из домохозяев, пока она не обойдет всей деревни; наконец, часто бывает и сбор продуктов для общей трапезы.

Пчеловодная братчина совершается не всегда осенью, после сбора свежего меда, но и в другие времена года. Мы объясняем это обстоятельство теми же самыми причинами, что и сроки зем­ледельческой братчины; к этим причинам нужно еще присоеди­нить воздействие церковных братств, которые воспользовались традиционного формою братчины для своих целей, чтоб добывать средства на благоустройство храма, причем они часто объединя­ли братчину с храмовым праздником.

Читайте также: