Зудов и рождественский посадка

Обновлено: 07.07.2024

Первая экспедиция должна была отработать наборту станции два месяца. Однако этот полет был завершен досрочно из-за плохого самочувствия космонавтов, которые жаловались напосторонние запахи.

Вначале сентября 1976г. В.Д. Зудов иВ.И. Рождественский начали готовиться кполету уже как основной экипаж. Они оба были изодного набора— поступили вотряд космонавтов ЦПК в1965г. Оба были новичками— для них это должен был быть первый космический полет. Оба были подполковниками. НоЗудов был военным летчиком, авот Рождественский втовремя был единственным военнослужащим вотряде космонавтов, пришедшим изВоенно-морского флота. Более того, онбыл непросто моряком, онбыл военным водолазом.

Кроме того, экипаж должен был провести важный эксперимент. Необходимо было вручную, открыв специальный клапан, постепенно выпустить воздух состанции вкосмос, азатем спомощью бортовой системы наддува вновь восстановить атмосферу станции. Воставшееся время космонавты должны были заниматься фотосъемкой винтересах министерства обороны инародного хозяйства страны.

Вистории советской/российской космонавтики это единственный случай приводнения корабля скосмонавтами наборту. Поиронии судьбы, корабль вэкипаже которого находился единственный вотряде космонавт-водолаз, угодил именно возеро. Кстати, горько-соленое озеро Тенгиз довольно большое— площадью более 1300 квадратных километров. Имеет максимальную глубину почти 8метров.

Подлетевшие вскоре вертолеты ПСС втемноте ипри снежном буране несразу обнаружили спускаемый аппарат. Тем временем, ситуация все более усугублялась. Соленая вода попала набарометрический блок, замкнула контакты реле исработала запасная парашютная система. Вывалившийся парашют, как якорь потянул аппарат вниз ирезко увеличил крен корабля. Люк спускаемого аппарата надве трети оказался вводе. Открывать его было нельзя, так как мощному потоку хлынувшей холодной воды космонавты противостоять несмоглибы ипросто утонули.

Нонаэтом испытания, выпавшие надолю Зудова иРождественского, незакончились. Из-за увеличившегося крена корабля, отверстия дыхательной вентиляции оказались под водой ипрекратилась подача забортного воздуха. Система регенерации вкорабле выработала свой ресурс ипочти недавала кислорода. Через два часа после срабатывания запасного парашюта уэкипажа появились первые признаки кислородного голодания. Периодически выходившие насвязь Зудов иРождественский тяжело дышали ихрипели.

«Ивот спускаемый аппарат насуше. Излюка появилось измученное бледное лицо Вячеслава Зудова. Онулыбается. Его спускают наЗемлю, иследом вытаскивают Рождественского. Видок унего тоже неахти. Валерий бледен, как снег, под глазами черные круги. Удушье иуглекислый газ сделали свое. Уобоих отхолода озноб, стучат зубы. Медики укладывают ихнаносилки, снимают гидрокостюмы, одевают влетное зимнее обмундирование иунты, непозволяют подниматься. Подбегает Альберт Пушкарев— фоторепортер ТАСС.

—Неужели они висторию войдут лежащими идрожащими?! —возмущенно кричит мне влицо Пушкарев.

—Иосиф, подними ихипоставь каппарату. Пусть они будут космонавтами, анедохляками.

Группа поддержки идет к космическому кораблю SpaceX Crew Dragon Endeavour после приводнения в Мексиканском заливе/буксировка вертолетом аппарата с парашютом в 1976 году

2 августа 2020 года, впервые за 44 года, пилотируемый космический корабль Crew Dragon совершил посадку на воды Атлантического океана. До этого дня последними, кому удалось совершить этот маневр, были члены экипажа Советского корабля “Союз-23”.

Полет и неудачная стыковка

Казахстан. Кызылординская область. 14 октября 1976 г. Ночной старт ракеты-носителя с космическим кораблем

Казахстан. Кызылординская область. 14 октября 1976 г. Ночной старт ракеты-носителя с космическим кораблем "Союз-23"

Н.Павлова, Альберт Пушкарев/TASS

Экипаж космического корабля

Экипаж космического корабля "Союз-23" - командир В.Зудов (слева) и бортинженер В.Рождественский перед стартом на Красной площади

Посадка на воду и новые проблемы

Приземляться надо было быстро, пока не израсходовалось все топливо. Для посадки руководитель полета с Земли (имя не уточняется) выбрал город Аркалык в Казахстане. Когда корабль пошел на спуск над югом Африки, Центр Управления Полетами отправил вертолеты со спасателями в предполагаемый район посадки.

Вертолеты из-за непогоды не сразу смогли увидеть космический корабль, к тому же на борту одного из вертолетов не оказалось надувных лодок и гидрокостюмов - их просто забыли во время поспешных сборов. На другой машине лодки и костюмы все же нашлись, и спасатели устремились к озеру.

Две лодки не смогли добраться до корабля, они застряли во льдах замерзшего озера.

В это время соленая вода попала на контакты внешних разъемов корабля, часть из них все еще оставалась под напряжением. Из отсека автоматически вышел парашют - из-за этого корабль перевернулся, а люк для выхода космонавтов оказался в воде.

Буксировка вертолетом аппарата с парашютом

Буксировка вертолетом аппарата с парашютом

Счастливое спасение

Вскоре снег перестал идти, температура снизилась до минус двадцати двух градусов. Спасатели и вертолетчики жгли костры в надежде согреться. В это время Рождественский с хрипами доложил, что Зудов потерял сознание от удушья.

Буксировка вертолетом аппарата с парашютом

Буксировка вертолетом аппарата с парашютом

Ближе к рассвету к кораблю прилетел еще один спасательный вертолет из Караганды во главе с вертолетчиком-спасателем, подполковником Николаем Кондратьевым. На борту с ним также был фотокорреспондент ТАСС Альберт Пушкарев.

Именно этот вертолет под руководством инструктора Давыдова смог тросом зацепить аппарат и дотащить его до берега.

Казахская ССР. Акмолинская область. 16 октября 1975 года. Члены экипажа космического корабля

Казахская ССР. Акмолинская область. 16 октября 1975 года. Члены экипажа космического корабля "Союз-23" командир Вячеслав Дмитриевич Зудов и бортинженер Валерий Ильич Рождественский (справа налево) после приземления на озере Тенгиз

Спасательная операция продлилась 12 часов. Ни Зудов, ни Рождественский в космос больше не летали.

Валерий Рождественский служил в ЦПК (Центр подготовки Космонавтов)вп лоть до 1992 года, увлекался греблей, был уволен в звании полковника, умер в 2011 году.

В 2019 году Зудов в интервью нижегородскому новостному сайту заявил, что счастлив, что время космических гонок закончилось.

Сорок лет назад, в октябре 1976 года, на самую середину казахстанского озера Тенгиз (длина - 70 км, ширина - 40 км, глубина до 8 м) плюхнулся спускаемый аппарат космического корабля "Союз-23" с космонавтами Вячеславом Зудовым и Валерием Рождественским. Это было первое и единственное приводнение в практике отечественной пилотируемой космонавтики.

По стечению обстоятельств автор "Родины" оказался в ту ночь на берегу степного водоема.

Космический корабль

. В тот день с пункта слежения за полетом в Целинограде (ныне Астана) я загодя отдиктовал в "Комсомольскую правду" так называемую "рыбу" - заготовку об успешном приземлении космонавтов. Однако ближе к полуночи вокруг началась очень нервная суета, и я понял, что моя "рыба" протухла. А потом мне "по секрету" сообщили, что космонавты угодили в озеро. Главная поисковая группа сидит в Аркалыке и не может к ним вылететь - погода нелетная. А из Целинограда до Тенгиза - рукой подать.

И я рванул туда.

"Союз-23". Нехорошие знаки

Командир корабля

Рассказывает командир корабля "Союз-23" Вячеслав Зудов:

"Фатальное невезение началось еще до полета. Первоначально старт корабля планировался на 8 октября. Но накануне на Северном полигоне неудачно провели запуск аналогичной ракеты со спутником - через несколько секунд после старта ракета взорвалась. Нехороший знак. Необходимо было срочно разобраться в причине случившегося. Сегодня я понимаю, что, возможно, тот взрыв сохранил нам с Валерием Рождественским жизни. Старт "Союза-23" перенесли на 14 октября - день Покрова. Говорят, что в этот большой христианский праздник нельзя выполнять сложную работу. Но ведь тогда все мы были атеистами".

Потому не усмотрели и еще один знак.

До стартовой площадки оставалось метров сто, как вдруг автобус остановился: поломка двигателя! Подбежали люди, попытались дотолкать автобус до ракеты. Не получилось. Пришлось подгонять другой автобус, пересаживать в него космонавтов. Такого на "Байконуре" никогда раньше не случалось.

Бортинженер

Рассказывает бортинженер "Союза-23" Валерий Рождественский:

"Старт и выход на орбиту прошел нормально. А вот при сближении с орбитальной станцией корабль стал "раскачиваться", переходя из одной плоскости в другую. Подвела автоматика, произошел большой перерасход горючего, предназначенного для сближения. Топлива в баках корабля осталось только для возвращения. Нам пришлось отключить автоматику и "уйти" от станции. А ведь предполагалось, что мы будем работать на орбите две недели. Было чрезвычайно обидно. "

Многие космонавты сравнивают прохождение плотных слоев атмосферы, когда корабль горит и дрожит, с ездой по булыжной мостовой. На высоте около 9 км после сильного рывка загорается табло "Основной парашют", спускаемый аппарат на мгновение зависает в воздухе и, повинуясь силе притяжения, опускается на землю. Обычно встреча с ней проходит весьма жестко. Но рядом уже садятся поисковые вертолеты, бегут встречающие, готовые оказать любую помощь.

В этот раз все случилось не по "сценарию".

Спускаемый аппарат. Вверх ногами

Космонавты, приготовившись к жесткой посадке, вдруг почувствовали, что проваливаются. Вода?! Этого не могло быть в принципе. Открыли одно из дыхательных отверстий и действительно обнаружили воду.

Проскочив расчетную точку приземления, аппарат тяжело плюхнулся на середину огромного ночного озера в фонтане брызг и пара. Неожиданно сработала запасная парашютная система: это соленая вода Тенгиза замкнула контактное реле. Над озером вздулся огромный купол запасного парашюта (его площадь более 500 квадратных метров) и, опадая, потянул за собой и перевернул спускаемый аппарат. Космонавты внутри "кастрюльки" оказались вверх ногами.

Нештатная ситуация в секунды стала критической.

Совхоз имени Абая. Праздник тракториста


К Тенгизу сквозь снежные заносы я пробивался на машине часа два. На берегу уже полыхали костры. Вокруг них сновали труженики совхоза имени Абая, возбужденные и хмельные; в этот вечер у тракториста Вячеслава Наполова родилась дочь, и в поселке шумно отмечали это неординарное событие. А тут вдруг вертолеты с неба посыпались. Уяснив, что по воле случая оказались в эпицентре государственных космических дел, сельчане без промедления включились в спасательную операцию.

Мороз стоял градусов за двадцать. Целинники в мгновение ока разобрали заборы вокруг собственных огородов и разложили на берегу громадные костры. Они, как потом признались вертолетчики, служили прекрасными маяками-ориентирами. Но от этого было не легче: кромешная тьма, тяжелейшая облачность, порывистый ветер не позволяли вертолетам приблизиться к спускаемому аппарату и отбуксировать его к берегу.

А никаких иных вариантов эвакуации не предусматривалось.

Москва требовала действовать по заранее утвержденному плану. А каким он мог быть в ту ночь? И тогда, и сегодня считаю, что трезвее всех оценили обстановку и поняли опасность промедления подвыпившие сельчане. Они, опытные рыбаки и охотники, на руках приволокли из поселка большую лодку и стали спускать ее на воду. Военные принялись оттеснять самоуправцев. Возникла перепалка.

- Спасать ребят надо, замерзнут! - убеждали военных. Те отводили глаза, но оставались непреклонными. На лодке спасать не положено!

Осень в тот год стояла жаркая, внезапное понижение температуры вызвало еще одну проблему: над озером повис густейший туман. С барражировавшего на большой высоте поискового самолета проблесковый маячок спускаемого аппарата еще просматривался, а вот вертолеты блуждали в плотном мареве вслепую и никак не могли выйти на цель.

Рассказывает бортинженер "Союза-23" Валерий Рождественский:

- Прошел час, второй, третий. Никто не торопился извлекать нас из спускаемого аппарата. А ведь жизнеобеспечение в нем давным-давно закончилось, и холод внутри был собачий. Мы чувствовали себя кильками в консервной банке, которую по ошибке засунули в морозильную камеру. Ближе к утру мы эти свои ощущения стали выдавать в эфир открытым текстом.

Могу подтвердить: мат в эфире стоял виртуозный. Я залез в один из вертолетов погреться, и экипаж, допустив меня к наушникам, дал прослушать "космический концерт без заявок. " Конечно, всем было не до смеха. И это очень мягко сказано.

Спускаемый аппарат. Спасатель Чернявский

Много лет спустя я побывал в гостях у Вячеслава Зудова в Звездном городке. И он мне впервые поведал о том, что на самом деле происходило внутри капсулы.

Рассказывает командир корабля "Союз-23" Вячеслав Зудов:

"Мы прекрасно понимали, что, прежде всего, надо экономить электроэнергию, ее для работы систем жизнеобеспечения надолго не хватит. Выключив все электроприборы, даже на радио-связь с группой поиска стали выходить лишь в строго определенное время. Синтетический материал скафандров, одетых на голое тело, от холода нисколько не защищал. Поэтому разыскали нож в аварийном запасе и, искромсав скафандры, стянули их с себя. Минут пятнадцать влезали в шерстяные спортивные костюмы. Почему я так подробно описываю эти наши действия? А вы попробуйте вдвоем забраться, скажем, в платяной шкаф, перевернитесь там вверх ногами и начните переодеваться - тогда примерная обстановка внутри капсулы вам станет более-менее понятной.

Вдруг снаружи раздался стук, и мы услышали: "Ребята, вы живы?" Это командир одного из вертолетов приплыл к нам на резиновой лодке. Но люк был под водой да и лодка у спасателя одноместная.

Больше всего нас тревожили запасы кислорода. Валерий принялся обучать меня экономному "водолазному дыханию". Он ведь в отряд космонавтов попал из группы водолазов-глубоководников, которую возглавлял в аварийно-спасательной службе Балтийского флота.

Прошло несколько часов. Вдруг снаружи раздался стук, и мы услышали: "Ребята, вы живы?" Наконец-то! Но радость была преждевременной. Это, оказывается, на резиновой лодке к нам приплыл командир одного из вертолетов Чернявский. Ближе к утру из Москвы поступила предельно строгая команда: "Спасать экипаж!" - и он как дисциплинированный офицер выполнил ее буквально.

- Выходите, я вас доставлю к берегу, - слышалось снаружи заманчивое, но невыполнимое предложение. Ведь люк, через который мы могли бы выбраться из капсулы, был под водой, а температура воздуха на озере около минус 20. Да и лодка у "спасателя" была одноместной. Очень быстро Чернявский понял, что и сам оказался в западне: уйти не сможет, так как до берега далеко, и сил грести против ветра у него не хватит. Было и еще одно деликатное обстоятельство. Неудачную он выбрал точку первоначального "причаливания" - на корпусе нашего аппарата работал передатчик гамма-лучевого высотомера. Жесткое направленное облучение. После нескольких разъяснительных слов, понятных любому российскому мужику, Чернявский поспешно перецепил свое плавсредство в более безопасное место. "

Кульминация спасательной операции: буксировка спускаемого аппарата. / ТАСС

Озеро Тенгиз. Буксировка

Ближе к утру на Тенгиз доставили аквалангистов и стали ждать хоть небольшого погодного "окошка". И оно - о, чудо! - появилось! Наконец-то были установлены точные координаты "объекта". На вертолете к нему перебросили аквалангистов. Опытнейшие пилоты Николай Кондратьев (в этот день ему исполнилось 34 года) и Олег Нефедов зависли над космонавтами и опустили трос, аквалангисты мгновенно закрепили фал к стренге.

Рассказывает командир корабля "Союз-23" Вячеслав Зудов:

- На металлических частях внутри капсулы появилась изморозь, можно было снимать ее и растирать виски. Мы ощущали, что запасы воздуха заканчиваются, дышать становилось все труднее. Когда силы были уже совсем на исходе, опять послышался стук. Успели все-таки!

Водолазы-аквалангисты сначала подняли на борт вертолета обмороженного Чернявского. Потом к тросу подцепили нашу капсулу и потащили к берегу.

И начался этот удивительный полет! Николай Кондратьев управлял машиной, Олег Нефедов вел наблюдение за буксируемым аппаратом. Несколько километров до берега вертолет с болтающимся на привязи драгоценным грузом преодолевал без малого час. За это время мы на берегу извелись и исстрадались в ожидании. Сельчане доставили из поселка очередную флягу с самогоном. Употреблять не торопились: "Это для ребят, замерзли, бедолаги. "

Каким же громовым "ура" мы встретили донельзя измученных ребят! В ледяной воде Тенгиза они провели более десяти часов.

Москва. Разбор полетов

Очень нервно проходил разбор космического ЧП. Была создана специальная государственная комиссия. Поначалу всех собак за неудачу попытались повесить на экипаж. Космонавты упорно твердили: действовали согласно инструкции. От них отстали, но Звезды Героев, понятное дело, пролетели мимо. Незадачливому "спасателю" - командиру вертолета Чернявскому пришлось совсем туго, его собирались даже разжаловать "за самоуправство". Поэтому в первом же телеинтервью Вячеслав и Валерий специально и демонстративно отметили высокопрофессиональные действия вертолетчика, сохранив тем самым парню погоны.

А 7 ноября на традиционном торжественном приеме в Кремле к Зудову и Рождественскому подошел Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев. "Почему это без Золотых Звезд явились наши герои?" - неожиданно спросил генсек у свиты. И добавил, обращаясь к ребятам: "Мы в ту ночь тоже не спали. Переживали. "

На следующий день космонавтам вручили Золотые Звезды Героев Советского Союза. Больше побывать в космосе им не пришлось.

Ночь на озере Тенгиз

Фото: NASA/nasa.gov

Ночь морозна и метельна,
А в деревне говорят:
"Космонавты прилетели
И в воде теперь сидят. "

Угодили прямо в точку.
Видно, в этом свой расчет.
Ах вы, цветики-цветочки,
Будут ягодки еще.

Не видать ни зги, во-первых,
Над водой туман повис.
Группа поиска на нервах
Барражирует Тенгиз.

- Космонавты прилетели! -
Ожил берег. - Чем помочь? -
Каждый вроде был при деле
В ту октябрьскую ночь.

Тащат лодку. - Может, сплавать?
Мы управимся вполне.
Как Валерий там и Слава -
Не качает на волне?

Сквозь помехи еле-еле
Различимы голоса.
- Как вам, Слава и Валерий?
- Хорошо б сейчас. сплясать.

В чем проблема? Надо - спляшем!
Круг пошире и - вперед!
На заснеженные "пляжи",
На тенгизский тонкий лед.

- Эй, давай! - и заплясали.
Нам теперь сам черт не брат.
Словно пляской той спасали
Замерзающих ребят.

Вспоминаю этот случай -
И опять костры горят.
"Без заборов даже лучше!" -
В той деревне говорят.

P.S. В одну из наших встреч Зудов, вспоминая ту ночь, расплылся в улыбке:

- А вот флягу с самогоном нам тогда принять в подарок не разрешили. Обиделись, наверное, мужики?

Я честно признался, что обид не заметил. Зато точно помню, что все до единого тосты были за мягкое тенгизское приводнение.

01


Продолжаем рассказ о космических катастрофах, которые были предотвращены предусмотрительностью конструкторов ракетной техники, напряженной работой ЦУПа, решительностью и высокой подготовкой экипажей, или же простой удачей.

Союз-5

02

18 января 1969 года. Корабль "Союз-5" с космонавтом Борисом Волыновым возвращался на Землю после успешной миссии. Корабли "Союз-4" и "Союз-5" совершили первую советскую пилотируемую стыковку. Космонавты Елисеев и Хрунов, стартовавшие вместе с Волыновым, перешли в скафандрах в "Союз-4". Елисеев, Хрунов и стартовавший в "Союзе-4" Шаталов уже благополучно приземлились 17 января. А у Волынова возникла смертельно опасная проблема. Штатная посадка корабля "Союз" включает в себя разделение отсеков. Бытовой и приборно-агрегатный отсеки сгорают в атмосфере, а спускаемый аппарат идёт на посадку.

03

Однако приборно-агрегатный отсек (ПАО) не захотел отделяться. Его вес изменил баланс связанных отсеков, и, вместо того, чтобы входить в атмосферу теплозащитным щитом вперед, "Союз-5" летел "вверх тормашками":

04

Слой теплозащиты покрывает всю поверхность спускаемого аппарата "Союз", но он неравномерный, и тонкий слой на верхней части может обеспечить защиту только на короткое время. Кабина начала наполняться гарью - металл люка начал плавиться, стала тлеть резиновая прокладка. Что делал Волынов? Ожидая неминуемую гибель и не имея возможности что-либо сделать, он лихорадочно заполнял бортжурнал и надиктовывал происходящее на бортовой магнитофон - чтобы эта информация помогла в расследовании катастрофы и спасла тех космонавтов, которые полетят после него. К счастью, катастрофы не случилось. Предосторожность конструкторов оказалась достаточной. Слоя теплозащиты хватило до того момента, когда ПАО обгорел настолько, чтобы отвалиться самостоятельно. Однако проблемы не кончились. Спускаемый аппарат (СА) стал вращаться. Инерция вращения могла нарушить раскрытие парашюта. Перед Волыновым замаячила судьба Комарова, погибшего на "Союзе-1" из-за отказа парашютной системы. Вот как он сам описывает происходившее:

И даже после посадки приключения не кончились - перед торжественной встречей террорист, решивший совершить покушение на Брежнева, перепутал машины и открыл стрельбу по космонавтам, выпустив полные обоймы из двух пистолетов. Погиб водитель, был ранен сотрудник КГБ на мотоцикле, и одна из пуль задела шинель Леонова, который ехал во второй машине.

Apollo 12

05

Заставил понервничать наземные службы полёт "Аполлона-12". Дело в том, что на участке выведения ракету-носитель дважды ударила молния. С переполохом, который учинила на борту аварийная сигнализация, благодаря квалификации ЦУПа и астронавтов, справились быстро, и миссия не была аварийно завершена. Но над астронавтами нависла гораздо более страшная опасность - разряд молнии мог сжечь пировыбрасыватели парашютов, и в процессе посадки парашюты бы просто не открылись. Проверить пировыбрасыватели астронавты не могли, твердой уверенности в отказе не было, да и спасти астронавтов было никак невозможно. Поэтому ЦУП, даже не сообщив астронавтам об этой опасности, продолжил миссию. Страхи не оправдались - парашюты открылись нормально, но, думаю, у кого-то в Хьюстоне прибавилось седых волос.

Apollo 13

Apollo 15

06

7 августа 1971 года. Экипаж "Аполлона-15" возвращается на Землю. Позади очень успешная миссия с пребыванием на Луне в течение трёх суток и поездками на первом лунном "автомобиле". На высоте 7200 м начинает работать парашютная система - сбрасывается крышка парашютного отсека, вводятся два тормозных парашюта, а, спустя двадцать секунд, три основных. Все три парашюта раскрываются нормально. Следующая операция - сброс остатков токсичного топлива системы управляемого спуска. Дренируемые тетраоксид азота и гидразин каким-то образом повреждают три из шести строп одного из парашютов. Парашют схлопывается:

07

Тут-то и пригодилась предусмотрительность конструкторов. Дело в том, что парашюты "Аполлона" рассчитаны с запасом - и для нормальной посадки хватает двух из них. Астронавты всего лишь приводнились на скорости чуть больше обычной. Если бы компоненты топлива пережгли два парашюта из трёх, то только тогда целостность корабля и жизни астронавтов оказались бы под угрозой.

Союз-15

08

Полёт "Союза-15" чуть не привёл к первому космическому "ДТП". В процессе сближения со станцией система автоматической стыковки "Игла" восприняла расстояние до станции в 350 метров как 20 километров и дала разгонный импульс на более быстрое сближение. Скорость сближения выросла до 20 м/с (72 км/ч!) при допустимой в 0,3 м/с. От столкновения спасла только допустимая при "двадцатикилометровом" расстоянии боковая скорость - "Союз" пролетел мимо станции на расстоянии 40 м. Экипаж не сообразил, что происходит и никак не вмешался в управление. Работающая "Игла" после пролёта станции развернула корабль и повторила смертельно опасный маневр ещё два раза. В итоге в ненормальности ситуации первым разобрался ЦУП. "Иглу" выключили, но на ручное сближение и стыковку уже не хватало топлива. Ранние "Союзы" имели очень небольшой запас топлива для сближения и стыковки, что несколько раз приводило к срыву программы полёта.
После полёта в комиссии, расследующей инцидент, возник конфликт - разработчики системы управления винили подготовку космонавтов ("ситуация очевидно была ненормальной, почему они не вмешались?"), методисты ЦПК защищались ("вы нам не давали этого отказа и признаков его распознавания"). Сейчас, с высоты послезнания, видно, что в этом происшествии виноваты обе стороны. Разработчики системы управления слишком верили в свою систему, чтобы тщательно анализировать возможные отказы. Методисты ЦПК тоже, похоже, сильно верили в автоматику, потому что не прорабатывали возможные проблемы по своей инициативе. После подобного происшествия с "Союзом-23" проблема качества экипажей встала сильнее, были приняты меры, уже в 1980 году на "Союзе-Т-2" отказ системы автоматической стыковки не сорвал программу полёта, а в 1982 году на "Союзе-Т-6" космонавты вмешались в управление практически сразу после отказа автоматики, продемонстрировав отличную подготовку.

09

5 апреля 1975 года. К орбитальной станции "Салют-4" стартует корабль, который должен получить наименование "Союз-18", с космонавтами Василием Лазаревым и Олегом Макаровым. Неприятности начинаются на участке разделения второй и третьей ступеней. На 289 секунде полёта дается команда на выключение двигателя второй ступени. Из-за отказа реле одновременно с этой командой выдается команда на сброс хвостового отсека третьей ступени, но только на три замка из шести. Двигатели третьей ступени уже набирали тягу, эта тяга сломала оставшиеся замки, и хвостовой отсек наконец отделился:

10

Ненормальный процесс разделения ступеней привел к угловым возмущениям - ступень с кораблем стала вращаться со скоростью 20°/с и отклоняться по двум другим осям со скоростью 5°/с. На 295 секунде угловые возмущения стали несовместимы с нормальным продолжением полёта, автоматика системы управления сформировала команду "Авария ракеты-носителя" и занялась спасением жизней космонавтов. Корабль отделился от третьей ступени, разделился на отсеки, спускаемый аппарат развернулся теплозащитным щитом вперед и перешёл в режим посадки. Проявилась вторая проблема - система управляемого спуска за время аварии "потеряла" положение правильного верха и низа, и, вместо того, чтобы уменьшать перегрузку, продлевая процесс торможения, перевернула СА, "зарывая" его в атмосферу ещё сильнее:

11

В результате перегрузка достигла опасных для жизни 21,3 g (при максимуме в аварийных ситуациях в 15 g). Спустя 21 минуту после старта корабль приземлился в Рудном Алтае, пролетев от старта 1574 км. Вспоминает космонавт Олег Макаров:

После этого полёта алгоритм работы системы управляемого спуска изменили - теперь в случае аварии спускаемый аппарат начинал равномерно вращаться, совершая баллистический спуск, что избавляло от воздействия ошибок ориентации.

Союз-Аполлон

12

Чуть не закончилась трагедией американская часть полёта "Союз-Аполлон". Проблема снова возникла на участке посадки и дренажа остатков топлива. Теперь из-за неправильно выставленного переключателя токсичный тетраоксид азота стал поступать в кабину "Аполлона". Астронавт Вэнс Бранд потерял сознание. Та же участь грозила и двум оставшимся астронавтам. Но Томас Стаффорд уже доставал аварийные кислородные маски. Надев одну из них, он быстро передал маску Дику Слейтону и надел её на Бранда. Астронавты получили 0,3 промилле азотного тетраоксида при смертельной дозе 0,4 промилле и пролежали две недели в госпитале.

Союз-23

13

Экспедиция "Союз-23" (экипаж Вячеслав Зудов и Валерий Рождественский) к орбитальной станции "Салют-5" сполна хлебнула чистого невезения. 15 октября 1976 года, на вторые сутки полёта, на участке дальнего сближения стала ненормально работать автоматическая система стыковки. Появились непонятные колебания ("флюктуации") сигнала, которые система управления восприняла как отклонения корабля от траектории сближения, и стала активно маневрировать. Включение двигателей причаливания и ориентации приводило к реальным отклонениям траектории, которые система гасила новыми импульсами, растрачивая впустую драгоценное топливо. А его, как мы помним, на ранних "Союзах" было очень мало. Экипаж не распознал проблемы и не отреагировал на ненормальные маневры корабля. С анализом ситуации быстрее всего справился ЦУП - стыковку отменили. Пришлось возвращаться на Землю "не солоно хлебавши". И вот тут поджидала настоящая опасность.
Ночная посадка, как и в случае с "Союз-15", прошла штатно, но закончилась феноменальным по невезению попаданием в озеро Тенгиз. Ночь, пурга, и посадка на лёд озера! Солёная вода озера замыкает контакты, и, после отстрела основного парашюта, раскрывается запасной. Спускаемый аппарат из-за парашюта ложится набок. Антенны оказываются под водой, с вертолётов спасателей кажется, что "Союз" утонул. Реальность не сильно лучше - крен СА привёл к тому, что дыхательные клапаны оказались под снегом и водой, и дышать можно только внутренним воздухом. Спасатели нашли корабль, но к этому времени стали заканчиваться регенерационные патроны, восстанавливающие кислород из углекислоты.

14


Спускаемый аппарат "Союза-23" в воде. Рядом в резиновой лодке спасатель Николай Чернавский, который, в одиночку, мог оказать только моральную поддержку космонавтам.

Экипаж стал испытывать кислородное голодание. А метель не позволяла использовать вертолёты. К утру погода улучшилась, но действовать надо было очень быстро - один из космонавтов уже потерял сознание. В нарушение всех инструкций, с риском разбить вертолёт, спасатели стали буксировать "Союз" с волочащимся сзади парашютом:

15

Вспоминает спасатель Иосиф Давыдов:

Спасатели успели. Корабль отбуксировали к берегу и успели извлечь бледных до синевы, но живых космонавтов. По иронии судьбы экипаж "Союза-23" был дублёрами "Союза-15", который тоже не смог состыковаться с орбитальной станцией и садился ночью. А Валерий Рождественский был единственным моряком-водолазом из набора космонавтов.
Невезение "Союза-23" оказалось единственным на сегодняшний день приводнением пилотируемых "Союзов". Но все экипажи, вместе со спасателями, проходят тренировки на случай аварийного приводнения - даже к маловероятной ситуации надо быть готовым!

Союз-33

16


Слева Николай Рукавишников, справа Георгий Иванов.

Читайте также: