Бог который научил людей выращивать пшеницу ячмень строить дома выплавлять руду делать посуду

Обновлено: 18.09.2024

Предварительная подготовка: Данный урок проводится в виде игры. Класс делится на 6 команд по 4 человек в каждой. Каждый правильный ответ учеников это 1 балл (фишка), которая выдается всей команде. Команда, получившая по числу баллов–1 место, получает 5. Команды, получившие 2,3 место, получают 4. Команда, получившая наименьшее число баллов отметку не получает. Индивидуальные знания будут оцениваться при помощи письменной работы, проведенной на одном из этапов урока. Таким образом, ученики могут получить отметку за устную работу в группе, за письменную работу индивидуально.

План урока:

1. Загадки по карте.
2. Исторические пазлы. Кто это?
3. Сундук. Чьи вещи?
4. Все боги в гости к нам.

Вступительное слово учителя. Пять с половиной тысяч лет тому назад в Африке зародилась цивилизация, которую назвали Цивилизация Древнего Египта. Сегодня мы отправимся в путешествие по прекрасной стране и вспомним достижения цивилизации Древнего Египта.

Учитель: Тур 1. Загадки по карте. Ваша задача – закончить загадку, назвав правильный ответ, а затем представителю команды показать географический объект на карте.

Правильные ответы учеников приводятся в скобках.

1. Государство, которое мы изучаем, называется Египет, это название государству дали … (греки)
2. Египет располагается на континенте … (Африка)
3. Земля по – причине жаркого климата превращалась в … (каменистую почву или пустыню)
4. Спасали эту землю только река, которая текла с юга на север. (Нил)
5. Воды Нила текли на север к большому водному пространству … (Средиземному морю)
6. Перед впадением в Средиземное море Нил образует разветвленную … (дельту)
7. Еще одно большое водное пространство располагалось рядом с египетскими землями, отличалось одной особенностью: на закате его воды становились розовыми (Красное море)
8. Нил ежегодно разливался, затоплял широкую полосу вдоль берега. Вместе с водами река приносила … (ил, что делало почву плодородной)
9. По реке переправляли зерно, продукты питания, скот, строительные материалы в удобных … (тростниковых лодках)
10. Благодаря тростниковым лодкам удавалось заниматься торговлей со странами … (Палестина, Сирия, Финикия)
11. Проплывая по реке можно было увидеть огромное чудовище с огромной пастью … (нильского крокодила)
12. Египтяне очень зависели от своей реки, поэтому считали свою землю подарком Бога … (Хапи)
13. По берегам рек росло удивительное растение, которое египтяне научились превращать в материал для письма … (папирус)

Учитель: От чего зависела жизнь египтянина?

Ученики: От реки и комментируют свой ответ.

Учитель: Основой жизни египтянина была река, которая давала жизнь египтянину. Давайте посмотрим, кто проживал по берегам Нила.

Учитель: подводим итоги первого тура, количество фишек каждой команды отражает в турнирной таблице на доске. Тур 2. Исторические пазлы. Для каждой группы заготавливается материал: слова, которые разрезаны на отдельные карточки (Фараон, жрец, чиновник, ремесленник, земледелец, раб, военачальник, писец) По сигналу учителя все группы одновременно выстраивают полученный материал по иерархическим ступеням (наверху тот у кого больше всего власти, внизу тот у кого власти нет.)

В результате работы получится так:

Фараон
Жрец, военачальник
Писцы
Ремесленники, купцы
Земледельцы
Рабы

Учитель: Подводим итоги второго тура. Третий тур: Сундук. Чьи вещи?Во время путешествия по реке Нил одна лодка столкнулась с другой лодкой. На берег выкинуло исторический сундук. Он наполнен вещами, которые принадлежат разным людям. Давайте найдем хозяев этих вещей.

Подготовительная работа. Приготовить коробку, стилизовать ее в виде старинного сундука. Из предметов, окружающих нас подобрать предметы, перечисленные в столбике №1.Многие предметы можно найти среди детских игрушек.

Учитель: достает предметы, а ученики определяют, чьи это вещи и объясняют, почему это хозяин вещи.

Учитель: Один человек не получил ничего. Кто этот человек?

Ученики: Жрец.

Учитель: напоминает слова, написанные на доске:

Ученик 1: Я – бог Солнца, дарил земле и людям свет, тепло и жизнь.

Команда: Ра.

Ученик 2. Я – бог, у которого голова змеи, бог которому приносят дары земледельцы.

Команда: Геб.

Ученик 3. Я – бог писцов, я научил людей письму, счету, разным знаниям. Я же выполняю грустную работу – провожаю души в царство мертвых.

Команда: Тот.

Ученик 4. Я – богиня, в моих владениях несметные сокровища в виде звезд.Я связана с небом.

Команда: Нут.

Ученик 5. Я научил людей выращивать пшеницу, ячмень, строить дома,выплавлять руду, делать посуду.

Команда: Осирис.

Ученик 6. Я жил в пустыни и часто завидовал своему брату. Потом его обманным путем заточил в саркофаг.

Команда: Сет.

Ученик 7. Каждый умерший отдавал свое сердце мне на весы. Если чаша с весами опускалась вниз, значит человек плохой. Он попадал к чудовищу.

Команда: Маат.

Заключительное слово учителя. Подводим итоги четырех туров, определяем победителя. Делаем вывод о сложившейся возле реки Нил речной цивилизации

Учитель проводит итоговую письменную работу. Это может быть тест, кроссворд, загадки.

Литература:

1. В.И.Уколова. Л.П. Маринович История Древнего Мира Учебник для 5 класса Москва, Просвещение 2004 г.
2. О.В. Арасланова К.А.Соловьев Универсальные поурочные разработки по Истории Древнего Мира.5 класс. Москва, ВАКО, 2007 г.

Как связаны религия и развитие знаний и искусства в древнеегипетской цивилизации?

1. Боги. У древних египтян было множество богов и богинь. Особо почитался в Египте бог солнца Ра, который дарил земле и людям свет, тепло, жизнь. Со временем культ бога Ра слился с культом бога Амона. Амон-Ра был главным богом Древнего Египта, царём богов.

Египтяне верили, что Ра родил бога воздуха Шу и богиню влаги Тефнут. От этой пары произошли богиня неба Нут и бог земли Геб. Из всех древних народов только у египтян богом земли был мужчина. Другие народы, как правило, представляли землю в виде богини-матери. Геб изображался в виде человека с головой змеи, а Нут — в образе женщины или небесной коровы, усеянной звёздами.

Особо почитали египтяне бога мудрости Тота. Тот был писцом богов и научил людей письму, счёту, разным знаниям. Он же был проводником душ в царство мёртвых. Изображали Тота в виде человека с головой птицы ибис или в виде обезьяны.

Каждый бог имел своё священное животное. Священный бык Амона-Ра, которого звали Апис, жил в специальном храме. Символом бога Ра был жук, скатывающий передними лапками шарики из навоза и пыли. Его называли скарабей. Когда священные животные умирали, их тела превращали в мумии и хоронили с большими почестями. За убийство священного животного могла последовать жестокая кара и даже смертная казнь.



Бог Ра (1); бог Гор (2); бог Тот (3); богиня правды и справедливости Маат (4); бог-карлик Бес (охранял дома и оберегал детей) (5)

2. Осирис и Исида. У богини Нут и бога Геба родились близнецы Осирис и Исида, Сет и Нефтида. Осирис был первым царём Египта, а Исида — первой царицей. Они мудро правили страной. Осирис и Исида были в числе самых почитаемых богов Египта. Осирис научил людей выращивать пшеницу и ячмень, строить дома, выплавлять руду, делать посуду. Но завидовал Осирису его брат, бог пустыни Сет. Сет обманным путём заточил Осириса в саркофаг.

Исида нашла у берега тело мёртвого Осириса и горько зарыдала над ним. Но злой Сет снова похитил тело Осириса, разрубил его на куски и разбросал по всему Египту. Долго искала Исида останки Осириса. Из них она извлекла жизненную силу, и у неё родился сын Гор. Гор стал солнечным богом и считался покровителем фараонов. Его изображали с головой сокола.


Кошка — священное животное богини Бастет


Богиня Исида с Гором. Древнеегипетская скульптура

Когда Гор вырос, он вступил в борьбу с Сетом и победил его. Гор оживил своего отца Осириса. Но Осирис не остался на земле. Он стал правителем подземного царства, судьёй в мире мёртвых. Каждый умерший представал перед грозным оком Осириса.

На одну чашу весов клали сердце, на другую — перо богини правды и справедливости Маат. Если чаша с сердцем опускалась вниз, значит, человек при жизни сделал много плохого. В наказание Осирис приказывал отдать его чудовищу с телом льва и пастью крокодила. Если чаша оставалась на месте, значит, человек хорошо вёл себя в земной жизни. Осирис поселял его на полях блаженства.

3. Храмы и жрецы. В честь богов и фараонов воздвигали храмы. Храм, как правило, состоял из многих сооружений. Ворота в храм были обрамлены высокими выступающими стенами — пилонами, покрытыми каменными рельефами. Рельефы изображали деяния богов и фараонов. Внутри храма находились просторные дворы со статуями богов, с высокими сужающимися кверху (обычно четырёхгранными) каменными столбами — обелисками. На обелисках высекали надписи, прославлявшие богов и фараонов. Некоторые храмы украшали аллеи сфинксов.

Колонны в камне изображали стволы пальм или связки папируса. Самым таинственным помещением был алтарь бога или богини. Здесь помещали статую-божество. В алтарь могли входить только жрецы и жрицы. Молящиеся находились на площади перед храмом.

Во время богослужения жрецы выносили из святилища статую бога (или богини), которому приносили жертвы — зерно. вино, украшения.

Жрецы составляли особый разряд людей, чьим главным делом было служение богам и совершение священных обрядов. Жрецы вели астрономические наблюдения и даже создали календарь.

В храмах накапливались большие богатства. Жрецы обладали огромной властью. Иногда они пытались соперничать с фараонами. Случалось, что некоторые наиболее дерзкие и удачливые жрецы сами становились правителями Египта.

Что общего в положении жрецов в Египте и Шумере?

4. Реформа фараона Эхнатона. На рубеже 15—14 веков до н. э. в Египте царствовал фараон, который посчитал, что жрецы бога Амона обладают слишком большой властью. Он решил положить этому конец.

Фараон был первым из правителей, задумавшимся над тем, почему люди поклоняются многим богам. Глубоко размышляя, читая священные книги, фараон пришёл к убеждению, что бог един. Он повелел подданным молиться единому богу Атону. Символом его был провозглашён золотой диск солнца. Лучи солнечного диска Атона достигали земли. Каждый луч заканчивался ладошкой, ласково гладившей людей.


Храм Амона с обелиском. Современный вид


Эхнатон и Нефертити под лучами бога Атона. Древнеегипетский рельеф


Египетский жрец. Реконструкция

После смерти Эхнатона жрецы отменили все введённые им новшества. Столица Ахетатон была заброшена и занесена песками.

Религиозная реформа Эхнатона была первой попыткой установления монотеизма в качестве государственной религии.

Миф о боге Ра

Бога Ра изображали в виде человека с головой, увенчанной золотым диском, или в виде огромного рыжего кота. Утром бог Ра выплывал на солнечной лодке и двигался по небу. К вечеру лодка Ра спускалась в подземное царство, где он сражался с духами тьмы и побеждал страшного змея Апопа. Вырвавшись из подземного царства, Ра снова выплывал на небо. Наступал новый день.

В чём жизнеутверждающий смысл данного мифа?

1. Приведите примеры отражения религиозных верований в занятиях и в жизни египтян. 2. Подумайте, откуда берёт начало обычай жертвоприношения богам. Как он связан с первобытностью? 3. Что общего в положении жрецов в Египте и в Шумере? 4. Почему реформа Эхнатона не была продолжена после его смерти? 5. Почему древние египтяне особо почитали Осириса и Исиду? 6. Прокомментируйте, как связаны между собой боги: Геб и Нут, Гор и Исида, Маат и Сет.

1. Объясните, почему во всём, что связано с религией, много условностей, символов. 2. Какова связь между культом Солнца и строительством пирамид у египтян? 3. Обсудите в классе: почему у древних египтян был развит культ Солнца?

Мы запомнили, что:

• в Древнем Египте были воздвигнуты пирамиды, сфинкс;

• сооружены великолепные храмы, обелиски;

• накоплены обширные знания в медицине, математике, астрономии;

• создано иероглифическое письмо;

• родилось прекрасное искусство;

• возникла сложная религия;

• осуществлена попытка введения единобожия.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

Верования Древних Египтян. За что Осирис и Исида почитались в древнем Египте?

За то, что Осирис был первым царём Египта, а Исида - первой царицей. Они мудро правили страной, заботились о её жителях. Осирис научил людей выращивать пшеницу и ячмень, строить дома, выплавлять руду, делать посуду. После того, как сын Осириса Гор, воскресил своего отца, Осирис он стал правителем подземного царства, судьёй в царстве мёртвых. От него зависела судьба души человека.

Прекрасная Исида, супруга Осириса, покровительствовала людям в земном мире. Она была главной среди богинь. От Исиды зависела наземная жизнь людей, количество собранных урожаев и выживание.

Ещё по теме

Падение Западной Римской Империи. Кто такие готы, вандалы, гунны?

Культура Шумера. Почему мы считаем, что литература зародилась в Шумере?

Рабство в Древнем Риме. У какою народа впервые появились гладиаторские бои?

Что Такое История. Ключи к Познанию Прошлого. Что такое периоды и эпохи? Какие периода истории вы знаете?

Преемники Августа. Используя § 52, 56 и дополнительные материалы, составьте рассказ о римских гладиаторах и Колизее.

Где возникли первые цивилизации? Сформулируйте основные признаки перехода от первобытности к цивилизации.

Ассирийская Империя. Как Ассирия превратилась в им империю?

Римская Семья, Нравы и Религия. Каким образом религиозные верования разделяли патрициев и плебеев?

Если материал понравился Вам и оказался для Вас полезным, поделитесь им со своими друзьями!

Осирис является одним из самых уважаемых египетских богов, ведь его ипостась - вечное возрождение, продление жизни и плодородие. Осирис отвечал за разливы Нила и потому его имя связывают с обучением первых египтян, еще диких и звероподобных, выращиванию растений и сельскому хозяйству. Осирис заодно обучил египтян виноделию. Однако не только этому учил Осирис. Если обратиться к истории правителей Египта, то бог Осирис упомянут в нем под пятым номером. то есть он был пятым фараоном Египта, что делает его образ очень человекоподобным. В мифах говорится, что Осирис был мудрым правителем, который научил народ соблюдать законы, дал ему понятие о врачевании и строительстве, и научил поклоняться богам. Говорят, при его правлении Египет начал процветать.

Читайте также: