Этот сорт пшеницы как самый морозоустойчивый

Обновлено: 15.09.2024

Для получения высокого урожая мало благоприятных климатических условий, необходимо также подобрать оптимальный для данного региона сорт семян, при выборе которого следует учитывать сразу несколько факторов: морозоустойчивость, засухоустойчивость, требовательность к типу почвы. Только использование сортов нового поколения, районированных для данной местности, а, значит, и максимально приспособленных под ее климатические условия, позволяет получать зерна до 70—85 ц/га при средней урожайности, не превышающей 35—45 ц/га.

На сегодняшний день крупнейшим центром селекции новых сортов для черноземной зоны России является Донское зональное НИИСХ, созданное более 30 лет назад в поселке Донская Нива Тарасовского района Ростовской области.

Тарасовская остистая (2001). Сорт отличается высоким качеством зерна, рекомендован для выращивания в Ростовской и Воронежской областях и Ставропольском крае, где позволяет получать зерна до 95 ц/га. Устойчив к продолжительным засухам, в том числе во время формирования колоса, отличается хорошей выполненностью зерна.

Росинка тарасовская (2002). Один из самых высокоурожайных сортов с подтвержденными показателями урожайности 105,3 ц/га. Сорт отличается низким устойчивым стеблем, позволяющим использовать максимальное количество питательных веществ для созревания колоса; отличными морозоустойчивыми качествами, повышенной устойчивостью к заболеваниям зерновых культур, в том числе к ржавчине. Отзывается на внесение азотного удобрения в виде внекорневой подкормки повышением урожайность и качества получаемого зерна.

Престиж (2002). Сорт отличается повышенными морозоустойчивыми качествами; всходы выдерживают без снежного покрова поздневесенние заморозки до -13 °С; подтвержденная урожайность составляет 98 ц/га. Сорт рекомендован для центральных и восточных районов Черноземья, отличающихся поздними заморозками: Нижнего Поволжья, Северного Кавказа, Ростовской и Воронежской областей.

Северодонецкая юбилейная (2003). Современный морозоустойчивый сорт, способный выдерживать понижение температуры почвы до -10 °С и ледяную корку на поверхности грунта. Урожайность сорта доходит до 90 ц/га; он устойчив к заболеваниям, в том числе к ржавчине. Рекомендуется к выращиванию на Кубани, в Ростовской области, Краснодарском крае и на Северном Кавказе.

Родник тарасовский (2003). Сорт обладает повышенной урожайностью (до 100 ц/га) высококачественного зерна, зимоустойчив, выдерживает продолжительные поздневесенние заморозки, подходит для выращивания в южных регионах России, в том числе на Северном Кавказе.

Августа (2006). Высокоурожайный сорт с подтвержденной урожайностью свыше 86,5 ц/га, рекордный урожай в 96,8 ц/га был зафиксирован в 2005 г. Рекомендован для районов Северного Дона и Кубани. Отличается повышенной зимоустойчивостью: при скудном снежном покрове способен выдерживать поздневесенние заморозки без потери урожайности. Стебель низкорослый, не превышает 89—99 см, колос цилиндрической формы со средним зерном красного цвета. Сорт характеризуется высокой засухоустойчивостью, устойчивостью к полеганию, поражению бурой ржавчиной, мучнистой росой и другими распространенными заболеваниями зерновых культур. Отзывчив на внесение азотных удобрений, относительно нетребователен к четким срокам сева. Ценный сорт с высоким содержанием белка и клейковины, один из лучших сортов для возделывания на Кубани и Северном Кавказе.

Губернатор Дона (2006). Высокоурожайный сорт с потенциальной урожайностью 102 ц/га, средняя урожайность сорта превышает 45 ц/га, подтвержденная урожайность при возделывании на Кубани составляет 95,9 ц/га. Сорт обладает хорошими морозостойкими и повышенными жароустойчивыми качествами, хорошо переносит ледяную корку и поздневесенние заморозки. Адаптирован под климатические условия Ставропольского края, Северного Кавказа, Центрально-Черноземного района, особенно Ростовской и Белгородской областей. Отличается полупрямостоячим среднерослым кустом высотой от 65 до 94 см с белым цилиндрическим колосом, зерно характеризуется хорошими пекарскими качествами. Из недостатков можно отметить недостаточную устойчивость к бурой ржавчине, снежной плесени, мучнистой росе и другим заболеваниям злаков.

Дон 105 (2008). Один из новых сортов озимой пшеницы, выведенный специально для Нижнего Поволжья, Северного Дона и Северного Кавказа. Обладает повышенными морозостойкими характеристиками; растение способно выдерживать сильные кратковременные морозы до 20 °С в позднеосенний и весенний периоды, — засухоустойчиво. Сорт характеризуется среднерослым стеблем высотой до 107 см, высокоустойчив к полеганию, отличается высокой устойчивостью к поражению, бурой ржавчиной, пыльной головней и инфекционными болезнями зерновых культур. Потенциальная урожайность сорта превышает 90 ц/га. В настоящее время работа по наблюдению за этим сортом не завершена, однако лучшие показатели получены при выращивании по непаровым предшественникам.

Камышанка-3 (2009). Один из последних сортов, выведенных специально для Нижнего Поволжья с характерными поздними весенними заморозками и низкими осенними температурами при отсутствии снежного покрова, что приводит к гибели озимых посевов с недостаточной холодостойкостью. Рекомендован для посева в Волгоградской области, может также возделываться в сопредельных регионах, в том числе в Саратовской и Ростовской областях. Лучшие показатели этот сорт дает при возделывании на черноземах и каштановых почвах, а также на бурых почвах степной зоны. Сорт Камышанка-3 характеризуется достаточно высоким ростом, нередко достигающим 110 см, длинным колосом цилиндрической формы. Средняя урожайность довольно невысокая и достигает 30 ц/га; максимальный урожай, полученный в 2008 г. в Волгоградской области, составил 60 ц/га. Сорт обладает повышенной устойчивостью к низким температурам и высокой засухоустойчивостью, практически не поражается септориозом, но отмечены случаи заболевания твердой головней и бурой ржавчиной. Из недостатков можно отметить пониженное содержание клейковины и белка в зерне по сравнению со стандартом, особенно при сильном недостатке влаги в почве.

Немчиновская-57 (2009). Сорт разработан для возделывания в Тульской и Московской областях; рекордный урожай в 68,5 ц/га был зафиксирован в 2008 г в Подмосковье. Растение характеризуется коротко-средним стеблем высотой до 103 см с веретеновидным колосом средней плотности. Средняя зафиксированная урожайность достигает 34—53 ц/га. Сорт отличается хорошими зимостойкими и морозоустойчивыми характеристиками, устойчив к полеганию, среднеустойчив к засухе, поражению бурой ржавчиной и твердой головней. Зерно этого сорта пшеницы отличается высокими хлебопекарными качествами. Из недостатков отмечается неустойчивость к снежной плесени и мучнистой росе.

Московская-39 (2000). Один из лучших сортов пшеницы для нечерноземной зоны, сочетающий в себе одновременно отличное качество продовольственного зерна с высокой урожайностью, что позволило ему стать лучшим в своей категории на международной выставке в Канаде. Сорт Московская-39 отличается средней высотой стебля, не превышающей 100— 105 см, прекрасными морозоустойчивыми качествами, способностью выдерживать длительные минусовые температуры при наличии достаточного снежного покрова. Средняя урожайность данного сорта составляет от 50 до 70 ц/га. Московская-39 хорошо отзывается на внесение азотных удобрений в период роста. Сорт довольно устойчив к непродолжительной засухе в ранневесеннем периоде, устойчив к полеганию, к бурой ржавчине, твердой головне и мучнистой росе, не поражается снежной плесенью с септориозом. Зерно отличается высоким содержанием белка и клейковины, что позволяет признать данный сорт одним из лидеров озимой пшеницы в зоне Нечерноземья. Рекомендован для возделывания в Московской области, а также в других зонах Нечерноземья и Центрально-Черноземного региона страны с устойчивым зимним снежным покровом.

Галина (2005). Один из высокоурожайных сортов, разработанных для Нечерноземья, потенциальная урожайность которого доходит до 70 ц/га. Рекомендован для посева в Московской области, Среднем Поволжье, Волго-Вятском районе. Озимая пшеница Галина характеризуется невысоким ростом (средний размер стебля вместе с колосом не превышает 85—90 см) и прочным стеблем, что обусловливает повышенную устойчивость растений к полеганию. Зерно крупное, с повышенным содержанием белка и клейковины, что позволяет приравнивать этот сорт к наиболее ценным отечественным сортам продовольственной озимой пшеницы. Сорт дает хорошие показатели урожайности при позднем посеве, отличается высокими показателями морозо- и засухоустойчивости, не восприимчив к бурой ржавчине, ниже среднего поражается твердой головней, слабо поражается мучнистой росой. Все эти качества наряду с хорошими показателями силы муки и выхода хлеба дает основания полагать, что сорт Галина станет широко использоваться для выращивания озимой пшеницы во всем Центральном Нечерноземье.

Немчиновская-24 (2006). Один из универсальных сортов, который можно возделывать не только в зоне Нечерноземья, но и в Поволжье, Центрально-Черноземном и Волго-Вятском районах, на Урале и Алтае. Немчиновская-24 отличается высокой потенциальной урожайностью, которая составляет 110—130 ц/га, при хорошем качестве зерна с высоким содержанием клейковины и белка. Сорт весьма отзывчив на внесение удобрений и при своевременно проведенных подкормках резко повышает урожайность и качество зерна. Растение характеризуется средним ростом (80—90 см) и средней длины цилиндрическим колосом. Прочный полый стебель наделяет сорт повышенной устойчивостью к полеганию и высоким показателем морозоустойчивости. Одновременно с этим устойчивость сорта к большинству наиболее распространенных заболеваний пшеницы, таких как бурая ржавчина, мучнистая роса и твердая головня, позволяет ему и сегодня оставаться одним из самых распространенных для возделывания по всей центральной России.

Московская-56 (2008). Один из последних сортов, выведенных для зоны Нечерноземья и рекомендованный для возделывания в Центральном и Волго-Вятском районах с продолжительными и холодными зимами и устойчивым снежным покровом за счет его повышенной устойчивости к продолжительным низким температурам. Потенциальная урожайность данного сорта составляет около 90—100 ц/га; во время конкурсного испытания был получен урожай в 72,1 ц/га, а максимальный урожай был получен в 2002 г. и составил более 85 ц/га. Московская-56 характеризуется высокой и дружной всхожестью семян, что позволяет получать весомый показатель продуктивных стеблей на каждом квадратном метре посевов. Средняя высота растения не превышает 100—105 см; прочный полый стебель обеспечивает хорошую устойчивость сорта к полеганию: по данному показателю Московская-56 превышает средний показатель по озимой пшенице. Сорт достаточно устойчив к большинству заболеваний, в том числе к мучнистой росе; зерно отличается высоким содержанием белка и клейковины, что позволяет использовать его в производстве хлеба и хлебобулочных изделий. Для высокой отдачи качественного продовольственного зерна сорт требует обязательной подкормки азотными удобрениями в размере не менее 90 кг/га.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ урок-практикум.ppt

 Урок-практикум 8 класс

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

 Урок-практикум 8 класс

Урок-практикум 8 класс

Баян Женисмуратовна

Пятнадцатое апреля. Классная работа. «Способы выражения обособленных приложен.

 Повторить и обобщить сведения об обособлении приложений. Цель урока:

Повторить и обобщить сведения об обособлении приложений. Цель урока:

Перекрестный опрос Ответ за 3 секунды Ваши ответы будут оцениваться знаками.

Перекрестный опрос Ответ за 3 секунды Ваши ответы будут оцениваться знаками +,- Эти знаки будут вноситься в матрицу посадочных мест (МПС) Кто наберет большее количество + домашнее задание не получает

Перекрестный опрос 1. Какие члены предложения называются второстепенными? 2.

Перекрестный опрос 1. Какие члены предложения называются второстепенными? 2. Какие члены предложения называются обособленными? 1. Как выделяются в письменной речи обособленные члены предложения? 2. Какие члены предложения обособляются? 3. Найдите обособленные дополнения в предложении: Все кроме мамы считали его виноватым. 4. Чем выражено в предложении обособленное обстоятельство? Защищая природу, человек защищает себя. 5.Приведи пример согласованных определений. 6.Приведи пример несогласованных определений 7.Что такое приложение? 8. На какой вопрос отвечают приложения? 9. Каким членом предложения являются? 10. Какой частью речи выражены? 11. Что обозначают? 12. Какие особенности обособления приложений вам известны?

Синтаксический разбор предложения В.И.Даль, автор «Толкового словаря живого.

 Запомни правило!

Он, Челкаш, чувствовал себя в силе повернуть эту жизнь и так и этак. (М.Горьк.

Он, Челкаш, чувствовал себя в силе повернуть эту жизнь и так и этак. (М.Горький) Обособляется приложение при личном местоимении ОБОСОБЛЯЮТСЯ:

2. Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы. (А.С.Пушкин) Обособля.

2. Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы. (А.С.Пушкин) Обособляется приложение, стоящее после определяемого слова – имени собственного

3. Отступник бурных наслаждений, Онегин дома заперся. (А.С.Пушкин) Если стоит.

3. Отступник бурных наслаждений, Онегин дома заперся. (А.С.Пушкин) Если стоит перед именем собственным и имеет добавочное обстоятельственное значение (синонимично оборотам с будучи)

4. Орлы, спутники войск, поднялись над горою. Разносчик болотной влаги, меня.

4. Орлы, спутники войск, поднялись над горою. Разносчик болотной влаги, меня прознобил туман. Распространенные приложения, стоящие до или после определяемого слова - существительного нарицательного.

5.Отец показал мне деревянный ларь, то есть ящик, широкий вверху и узенький в.

5.Отец показал мне деревянный ларь, то есть ящик, широкий вверху и узенький внизу. Многие с прошедшего бала на меня дуются, особенно драгунский капитан. Приложения, присоединяемые союзами то есть, или, словами даже, например, по имени, в особенности и подобными.

6.Как истинный художник, Пушкин не нуждался в выборе поэтических предметов дл.

6.Как истинный художник, Пушкин не нуждался в выборе поэтических предметов для своих произведений. Приложения, присоединяемые союзом как, если имеют значение причинности.

Запись слов по памяти: Напишите 14 опорных слов или словосочетаний по теме. 1.

Запись слов по памяти: Напишите 14 опорных слов или словосочетаний по теме. 14 слов – 1 мин.15 сек плюс Если за это время записали меньше слов ставиться минус

Спишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы. Графически обозначьте обосо.

Спишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы. Графически обозначьте обособленные приложения, выделяя их соответствующими знаками препинания (запятыми и тире). Мелкий дождь предвес..ник осени кропит землю. А.С.Пушкин великий русский поэт родился в Москве. Я ваш старинный сват и кум пришёл мириться к вам. Молодые люди друзья с детства о чём-то увлечённо спорили. Ровесники годами близкие родственники они никогда не разлучались.

ПРОВЕРЯЕМ Мелкий дождь, предвестник осени, кропит землю. А.С.Пушкин, великий.

ПРОВЕРЯЕМ Мелкий дождь, предвестник осени, кропит землю. А.С.Пушкин, великий русский поэт, родился в Москве. Я, ваш старинный сват и кум, пришёл мириться к вам. Молодые люди, друзья с детства, о чём-то увлечённо спорили. Ровесники годами, близкие родственники, они никогда не разлучались.

В каких предложениях приложение присоединяется к определяемому слову с помощ.

В каких предложениях приложение присоединяется к определяемому слову с помощью дефиса? Мальчик пастух заиграл на жалейке. Это был худенький юноша выдумщик и спорщик. Течёт Волга река почти через всю страну. Сумерки, но мы дети ещё на улице. Пел свою нехитрую песню медный самовар инвалид.

 Ключ 1, 3 ,5

Выясните, в каких предложениях при помощи тире выделяется приложение. Этим л.

Выясните, в каких предложениях при помощи тире выделяется приложение. Этим летом я поехал в Уральск – тихий городок на Урале. На собрании присутствовал почётный гость – знатный купец Прохор. Яков Степанович – человек до всего любопытный, вникающий в суть любого дела и неслыханно скромный. Шмидт – это человек, рождённый и воспитанный морем. Остров затянулся туманом – серой неподвижной мглой.

 Ключ 1 , 2 , 5

Укажите, в каких предложениях необходимо поставить знаки препинания и почему.

Укажите, в каких предложениях необходимо поставить знаки препинания и почему? Я как офицер и дворянин ни в какую службу к Пугачёву вступать не могу. Свой путь в науку он начал как участник экспедиции. Л.Н.Толстой как гениальный писатель известен всему миру. С.А.Есенин как последний поэт деревни хорошо знал крестьянскую жизнь. Илюше тогда как резвому мальчику так и хочется броситься и переделать всё самому. Он работал как простой каменщик. .Вспомним ещё раз особенности обособления приложения с союзом как.

 Определите, в каких примерах приложение с союзом как имеет причинное значен.

Определите, в каких примерах приложение с союзом как имеет причинное значение и выделяется запятыми (в этом случае союз можно опустить). Запишите предложения, расставляя знаки препинания. Мой друг как лучший математик класса будет участником олимпиады. Мой друг известен как лучший математик класса. Этот подарок мне дорог как память о туристическом походе. Этот подарок как память о туристическом походе мне очень дорог. Как человек военный он понимал что означает эта канонада. Этот сорт пшеницы как самый морозоустойчивый сеют в северных районах страны.

Критический опрос Из двух простых предложений составьте одно, сделав сказуе.

Критический опрос Из двух простых предложений составьте одно, сделав сказуемое второго предложения приложением к подлежащему первого. Подумайте, какой речевой недочет вы устраняете, заменяя два предложения одним. Образец. Синтаксис изучает значение и строение словосочетаний и предложений. Синтаксис – раздел науки о языке. – Синтаксис, раздел науки о языке, изучает значение и строение словосочетаний и предложений. 1. Определение может обособляться. Определение – второстепенный член предложения. 2. Обособленные предложения могут быть выражены прилагательными, причастиями, существительными. Обособленные определения – это члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно. 3. Приложение тоже может обособляться. Приложение – это определение, дающее другое название предмету.

 Тематический словарный запас 5 минут записать правила обособления приложений

Тематический словарный запас 5 минут записать правила обособления приложений

Закрепление Из числа всей челяди самым замечательным лицом был дворник Гераси.

Закрепление Из числа всей челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим мужчина двадцати вершков роста. Мы мальчишки собирались иногда отрядами и шли в яр. Не спит только кормщик молчаливый северный старик. Театра злой законодатель непостоянный обожатель очаровательных актрис почетный гражданин кулис Онегин полетел к театру. Отправился я с крестьянином по имени Егор на охоту. Как истинный дворянин Дубровский обладал гордостью и честью.

Закрепление В дальнем углу светилось желтое пятно огонь квартиры Серафимы. Об.

Закрепление В дальнем углу светилось желтое пятно огонь квартиры Серафимы. Объехали какую-то старую плотину, потонувшую в крапиве, и давно высохший пруд глубокую яму, заросшую бурьяном. Легкие судороги признак сильного чувства пробежали по его широким губам.

 Упражнение №4 страница 225 Домашнее задание

Упражнение №4 страница 225 Домашнее задание

Краткое описание документа:


3) ОДНОРОДНЫЕ (это обособленные обстоятельства, которые относятся к одному и тому же глаголу-сказуемому и отвечают на один и тот же вопрос).

Колыхаясь и сверкая, движутся полки.
|Идя по шумному проспекту| и |чувствуя себя жизнерадостным|, он испытывал счастливое удовольствие.

? ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение № 29. Вставьте пропущенные знаки препинания

1. Бросив охапку и стараясь не задевать веток я направился к дороге.

2. Нельзя сдавать контрольную работу не проверив ее внимательно.

3. Чуть свет я вставал и наскоро напившись чаю пускался в путь

4. Не зная броду не суйся в воду.

5. Спрыгнув с подоконника я остановился приготовившись выслушать ее упреки и жалобы.

6. Я лежал на диване устремив глаза в потолок.

7. Вернувшись однажды с прогулки она застала в доме необыкновенный переполох.

8. Подходя к своей комнате Машенька увидела как из дверей выбежал сам хозяин Николай Сергеич.

9. Оглянувшись и увидев бледное удивленное лицо гувернантки хозяйка слегка смутилась.

10. Нарядив куклу Машенька побежала к маме.

Упражнение № 30. Вставьте пропущенные знаки препинания

1. Между тем показался третий овраг шире и глубже прежних.

2. Маленький островок шириной всего в десять метров делил реку на две протоки.

3. Это был пожилой матрос лет сорока.

4. И ворон птица умная присел сидит на дереве у самого костра.

5. Артем как лучший лыжник победил в соревнованиях.

6. Мое молчание было истолковано как согласие.

7. Я Иванов Сергей был рожден в селе Ясное.

8. Мы учителя заботимся о вас.

9. Сам человек работающий не выносил лени во всех ее видах.

10. Охотнику истинному любителю северной природы полюбится дремучая река Чуна.

11. За весной красой природы лето знойное пройдет.

12. Сержант Кузнецов один из лучших снайперов огромный молчаливый сибиряк до войны был охотником.

13. Бойко сержант закладывает и маскирует мины.

14. Пьер как законный сын получил все.

15. Как человек военный он понимал что означает эта канонада.

16. Этот сорт пшеницы как самый морозоустойчивый сеют в северных районах страны.

17. Артем известен в школе как лучший лыжник.

Упражнение № 31. Найдите грамматическую основу и расставьте знаки препинания

1. Ручей бурля бежал к ручью.

2. Сверкая быстро в вышине кружились искры.

3. Волны несутся гремя и сверкая.

4. Открыв книгу на сороковой странице я нашел засохший лист клена.

5. Держа кувшин надо головой грузинка узкою тропой сходила к берегу.

6. Порой она скользила меж камней смеясь неловкости своей.

7. Ночью в полях под напевы метели дремлют качаясь березки и ели.

9. Трудился он не покладая рук.

10. Бежит лыжня икрясь и розовея.

11. Встречая утро со всех сторон перекликались фазаны.

12. Ловко перебирая руками гимназист быстро поднимался вверх по канату.

Сравнительный оборот

$ ЗАПОМИНАЕМ.

СТАВИМ ЗАПЯТУЮ:

1. Между двумя грамматическими основами

Я видел, как падает снег.

2. При двойном союзе

Я поступил так, как хотел. Он купил такой плащ, как у отца.

3. Если есть повтор значения

Он дрался храбро, как лев. Подушка легкая, как пух.

НЕ СТАВИМ ЗАПЯТУЮ:

Нет повтора значения

Он дрался как лев.

Если КАК входит в состав сказуемого

Наш двор как сад. Подушка как пух.

Внутри фразеологизмов

Красный как рак, мчится как угорелый

Я приглашу тебя как свидетеля. Его похвалили как отличника.

Если перед оборотом стоят слова: вроде, а именно, почти, совершенно

На него смотрел именно как на дурака.

Если сравнительный оборот можно заменить на наречие или существительное в Тв. Падеже.

Как тень за ним ходила (тенью).

? ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение № 32. Расставьте знаки препинания

1. Желтые будто померкшие горели костры.

2. А вверху без конца и перерыва тянул лесной шум точно смутные вздохи старого бора.

3. К концу охоты утки словно на прощанье стали подниматься целыми стаями.

4. Словно разъяренный зверь река металась в своих берегах.

5. Было тихо и тепло как в хороший осенний день.

6. Ветер здесь чист и прохладен как ключевая вода в знойный день.

7. Ипполит Матвеевич свернулся как старый худой кот после стычки с молодым соперником.

8. Перед ним прыгал как воробышек толстый Авессалом Владимирович Изнуренков.

9. Бриллианты сыпались в карманы как семечки.

10. Правой рукой он нежно как девушку прижал к груди папку.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.005)

Урок по обособленным членам предложений: обособленным определениям, приложениям, обстоятельствам, уточняющим конструкциям. Правила и упражнения, которые помогут выполнить задание № 16 ЕГЭ по русскому языку

1. Обособленные определения

К обособленным определениям относятся:
- причастные обороты;
- прилагательные с зависимыми словами;
- одиночные прилагательные, стоящие после определяемого слова;
- приложения.

М.В. Ломоносова, человека выдающихся способностей и талантов, по праву называют нашим первым университетом.

- стоят перед определяемым словом, но имеют добавочное обстоятельственное значение (причины, уступки, времени).

Удивленный неожиданным визитом гостей, Иван Иванович все равно улыбался. (Несмотря на что улыбался Иван Иванович? – уступка).

Ещё прозрачные, леса как будто пухом зеленеют. (П.) (Почему леса зеленеют как будто пухом? - причина).

Обратите внимание! Несогласованные определения, которые выражаются существительными в косвенных падежах, чаще всего обособляются, если они относятся к имени собственному или личному местоимению.
Например.

2. Приложение

- распространённые и нераспространённые приложения, стоящие перед определяемым словом, обособляются в том случае, если имеют значение причинности.
Например.

Театра злой законодатель, непостоянный обожатель очаровательных актрис, почётный гражданин кулис, Онегин полетел к театру. (П.) (Почему Онегин полетел к театру? - причина).

Лучший ученик класса, Ваня был награждён путёвкой в детский лагерь. (Почему Ваня был награжден путёвкой? - причина).

- приложения, которые присоединяются союзами ТО ЕСТЬ, ИЛИ (в значении то есть), словами ДАЖЕ, НАПРИМЕР, В ОСОБЕННОСТИ, ПО ПРОЗВАНИЮ, ПО ИМЕНИ, ПО КЛИЧКЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ и др.
Например.

Обратите внимание! Распространённое приложение вместо запятой может отделяться на письме тире, если оно стоит в конце предложения или если оно не только определяет слово, но и дополняет его.
Например.

Тополев – высокий костлявый старик с серо-зеленоватыми усами – за весь вечер не проронил ни слова. (В. Ажаев)

3. Обособленные обстоятельства

К обособленным обстоятельствам относятся:
- деепричастные обороты;
- одиночные деепричастия;
- обстоятельства, выраженные существительными с предлогами;

- одиночные деепричастия типа молча, сидя, лёжа, шутя, нехотя, не глядя, не спеша, не торопясь и др., т.к. по значению они приближаются к наречиям:

Сравнительные обороты, начинающиеся союзами как, как будто, словно, что, чем, неужели и др., на письме выделяются запятыми.
Например.

Исключение! Сравнительные обороты, входящие в состав фразеологических сочетаний, запятыми не выделяются.
Например.

Дождь льёт как из ведра, бледен как смерть, покраснел как рак, бояться как огня, летит как стрела, белый как полотно и др.

С целью усиления могут обособляться различные обстоятельства, выраженные существительными с предлогами благодаря, согласно, вопреки, в силу, в случае, при наличии, по причине, ввиду, вследствие и др. Такие обстоятельства обычно обособляются, если они распространены и стоят перед сказуемым.

⁠ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Всегда обособляются обстоятельства с предлогом несмотря на, которые имеют уступительное значение.
Например.

4. Уточняющие конструкции

Уточняться могут ВСЕ члены предложения – и главные, и второстепенные.
Чаще всего обособляются уточняющие конструкции ВРЕМЕНИ и МЕСТА, которые соединяются с уточняемыми обстоятельствами без союзов и других слов.
Например.

На горизонте, там, где только что было видно расплывшееся красное пятно, вдруг вынырнуло солнце. (Т. Леонтьева)

Во время сильных дождей она (речка) разливается по-весеннему, (как именно?) бурно и шумно, и тогда даёт себя знать. (Чех.)

К уточняющим конструкциям относятся и приложения, присоединяемые к определяемому слову союзами: К речке можно пройти по небольшой тропинке, или дороге, как все её тут называют.

Обратите внимание!
Как уточняющие часто обособляются дополнения с предлогами КРОМЕ, ПОМИМО, ВМЕСТО, ИСКЛЮЧАЯ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ, ВКЛЮЧАЯ, НАРЯДУ С, СВЕРХ и др.
Например.

В Мещерском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. (Пауст.)

5. Практические задания

1. Они пили кофей в беседке на берегу широкого озера, усеянного островами.
2. Старушка, поглядывающая на него из-за перегородки, не могла знать, заснул он или только задумался.
3. Глубоко оскорблённая, она села под окошком и до глубокой ночи сидела не раздеваясь.
4. Неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях ночная птица почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону.
5. И то ли он состроил гримасу, ослеплённый заходящим солнцем, то ли его лицу вообще была свойственна некая странность, только губы его казались слишком короткими…
6. Дети, любопытные и вездесущие, сразу заметили, что в городе творится что-то непонятное.
7. Мрачным и удивлённым взглядом встретил его отец.
8. Он открыл тетрадь и начертил два отрезка, параллельных друг другу.
9. Княжна меня решительно ненавидит, мне уже пересказывали две-три эпиграммы на мой счёт, довольно колкие, но вместе очень лестные (Лермонтов).
10. Усталые до последней степени, альпинисты не могли продолжать своё восхождение.
11. Измученные длительным переходом, туристы всё же продолжили путь.
12. Пропитанный солнцем туман лежал над Москвой.

4. Я боялся поднять глаза и видел только начищенные до невероятного блеска крепкие ботинки гардемарина.

8. Святославская улица застроенная скучными доходными домами из жёлтого киевского кирпича с такими же кирпичными тротуарами упиралась в огромный пустырь изрезанный оврагами.

9. Чучело гориллы окруженное листвой из крашеных стружек уносило в лесную чащу бесчувственную девушку с распущенными золотыми волосами.

11. Любишь каждую травинку поникшую от росы или согретую солнцем, каждую кружку воды из лесного колодца, каждое дерево над озером трепещущее в безветрии листьями, каждый крик петуха и каждое облако плывущее по бледному и высокому небу.

Задание 3. Перестройте предложения так, чтобы однородные определения стояли после существительного. Перед существительным поставьте относительное прилагательное. Запишите.

3. Шатаясь и задыхаясь, он наконец вышел на берег увидел лежавший на земле халат, поднял его и машинально растирался им, пока не согрелось окоченевшее тело.

4. Старший брат моего отца умерший в 1813 году, имея в виду устроить деревенскую больницу, отдал его мальчиком для обучения фельдшерскому искусству.

6. Одна из них чёрная крупная и облезлая была очень похожа на тех крыс, которых он видел на кораблях во время путешествий.

8. Одетый в лёгкий клетчатый пиджак и белые как снег панталоны он быстро шёл по дороге; под мышкой он нёс ящик завернутый в зелёное сукно.

1. (Не)окрепшие в самоуправлении глуповцы начали приписывать это явление посредничеству какой-то неведомой силы. (С.- Щедр.)
2. Закованные в гранит волны моря подавле…ы громадными тяжестями скользящими по их хребтам бьются о борта судов, о берега, бьются и ропщут вспенё(н/нн)ые загрязнё(н/нн)ые разным хламом. (М. Г.)
3. По светлой з…ре вычерчивались чёрные верхушки берез тонкие как письмена. (Б. Пастернак)
4. Широкая, свободная аллея (в)даль влечёт. (Брюс.)
5. Солнце великолепное и яркое поднималось над морем. (М.Г.)
6. Только люди способные сильно любить могут испытывать и сильные огорчения… (Л.Т.)
7. Бледный он лежал на полу. (Л.)
8. Они вступили в коридор узкий и темный. (Г.)
9. Ржавая осока всё ещё зелёная и сочная склонялась к земле. (Чех.)
10. Офицеры в новых сюртуках белых перчатках и блестящих эполетах щеголяли по улицам и бульвару. (Л. Т.)
11. Скоро появилась сама Одинцова с простом утре(н/нн)ем платье. (Тург.)
12. Вошёл человек лет шестидесяти беловолосый и смуглый в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. (Тург.)
13. Мужчина лет тридцати здоровый красивый и сильный лежал на телеге. (Кор.)
14. Сама Бережкова в шёлковом платье в чепце на затылке сидела на диване. (Гонч.)
15. Говорила больше мать дама с седыми волосами. (Тург.)
16. Добродушный старичок больничный сторож тотчас же впустил его (Л. Т.).
17. Полученный ответ рассматривается как согласие. (В. Ажаев)
18. Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как юмористу. (Федин)
19. Доктринер и несколько педант он любил поучительно наставлять. (Герцен)

1. Так житель мира р…внодушный на лоне праздной тишины я славил лирою послушной пр…данья тёмной стари(н/нн)ы. (П.)
2. Ивана Ивановича и Буркина встретила в доме горнич…ная молодая женщина. (Чех.)
3. Старый дядька князя Андрея Антон высадил Пьера из к…ляски. (Л. Т.)
4. Сверстники Тургенева питомцы школы великого поэта вскормле(н/нн)ые его поэзией мы все сохранили в себе (на)всегда об…яние его гения. (Гонч.)
5. В зелё(н/нн)ом небе появились звёзды предвес…ницы мороза. (Купр.)
6. Мы охотники счастье своё находим у огня. (С.-М.)
7. Второй Чадаев мой Евгений, боясь ревнивых осуждений, в своей одежды был педант… (П.)
8. Девочки в особенности Катенька с радостными восторже(н/нн)ыми лицами смотрят в окно на стройную фигуру садящегося в экипаж Володи (Л.Т.)
9. Всякая птичка даже воробей пр…влекала моё внимание.
10. Языкознание или лингвистика наука о языке.
11. Слёзы унижения они были едки.
12. Вот оно об…яснение.
13. Могучий Лев гроза лесов лишился силы.
14. Рядом помещалась каморка хранилище каталогов.
15. Бойко мой сержант маскирует мины.
16. Сын (рыбака)помора Михаил Васильевич Ломоносов первые 19 лет своей жизни провёл на далёком Севере.
17. Писала мать учительница из (не)большого волжского городка и сестра из Москвы.
18. Николушка пошёл по мя…кой похрустывающей хвое лесному ковру.
19. В кухне воеводит повар Иван Иванович по прозвищу Медвеж…нок.

1. Илюше иногда как резвому мальчику так и хочется броситься и переделать всё самому. (Гонч.)
2. Мне как лицу высокопоставленному не подобает ездить на конке. (Чех.)
3. Как старый артиллерист я презираю этот вид холодного оружия. (М. Шол.)
4. Полученный ответ рассматривается как согласие. (Ажаев)
5. Этот сорт пшеницы как самый морозоустойчивый сеют в северных районах страны.
6. Мой друг известен как лучший математик класса.
7. Этот подарок мне дорог как память о туристической поездке.
8. Этот подарок как память о туристической поездке мне очень дорог.
9. Как человек замечательный он (Базаров) не встречал себе равных. (Д. Писарев)
10. Мне как моряку понятны эти убийстве(н/нн)ые взмывы волн этот лязг железной гр…мады дрожащей и стонущей в буйных об…ятьях стихи… (Нов.-Пр.)
11. Как новая и дорогая вещ… дома пальто висело не в передней, а в спальной, рядом с мамашиными платьями. (Чех.)

Задание 8. Укажите, при каких членах предложения стоит союз как. Спишите, поставив, где следует, запятые перед союзом как. Объясните пунктуацию.

Выведение зимостойких сортов озимой пшеницы для большинства зон (кроме отдельных районов Средней Азии и Закавказья) — одно из главных направлений в селекции.

Чем большей зимостойкостью обладает сорт, тем меньше бывает гибель посевов и выше урожай. Гибель озимой пшеницы в разных районах страны обусловливается различными причинами, о чем уже говорилось в предыдущих разделах. В северной и северо-западной зонах посевы озимой пшеницы изреживаются или погибают в результате длительного нахождения их под толстым снежным покровом.

В некоторых северо-западных и других районах весной возможен застой талых вод, вызывающий гибель посевов пшеницы от вымокания, связанную с недостатком кислорода.

В степной и лесостепной зонах снежный покров бывает небольшой. Часто ветер сдувает его, и посевы озимой пшеницы подвергаются непосредственному действию низких температур и вымерзают. Вымерзание посевов пшеницы больше всего наблюдается в юго-восточных областях европейской части СССР, в Сибири и ряде районов центрально-черноземной зоны. Для этих зон необходимо создавать сорта пшеницы степного экологического типа.

Во многих южных районах Украины гибель озимой пшеницы иногда происходит весной, после отрастания растений, в результате возврата холодов.

В связи с многообразием причин гибели озимой пшеницы зимой исходный материал для селекции следует подбирать так, чтобы он отвечал требованиям данной зоны. В качестве родительских форм необходимо использовать сорта (местные и инорайонные), которые обладают приспособительными свойствами к неблагоприятным условиям перезимовки.

В северо-западной зоне наиболее устойчивы к условиям перезимовки под глубоким снежным покровом селекционные сорта Мироновская 808, Пшенично-пырейный гибрид 186, Пшенично-пырейный гибрид 599, Горьковская 52 (Горьковская область) и др.

Среди сортов наибольшей устойчивостью к выпреванию отличаются Лютесценс 116 (Фаленской селекционной станции и Кировского сельскохозяйственного института), Ульяновка; среднеустойчивы Универсал (Эстонская ССР), Приекульская 481 (Латвийская ССР) и др.

Высокой морозостойкостью в степной зоне Юго-Востока характеризуются селекционные сорта пшеницы Альбидум 114 (Кинельской селекционной станции Куйбышевского сельскохозяйственного института), Лютесценс 230, Ершовская 3, Ульяновка и другие; на Украине, в центрально-черноземной и нечерноземной зонах — Мироновская 808 и др.

Выделялись по зимостойкости сорта озимой пшеницы из других стран: Финляндии — Sakkule (var. velutinum), линия 1039 (var. lutescens), Pohjola (var. velutinum), Antti (var. milturum); Канады — Ridit (var. lutescens), Iones Fife (var. velutinum), Carters Angelo Canadion (var. hoslianum).

Большинство образцов пшениц из Китая оказались слабозимостойкими, а 14 из них погибли полностью. Незимостойкими были также образцы пшеницы из Англии, Бельгии, Болгарин, Югославии, Чехословакии.

В благоприятном по перезимовке 1969/70 г. из коллекции ВИР (77 образцов) лучше перезимовали советские сорта озимой пшеницы: Пензенская морозостойкая (99,5%), Башкирская 7 (100%), Башкирская 6 (99,08%), Червонная (99,1%), Калужская 9 (99,0%), Пшенично-пырейный гибрид 397 (99,1%), Мироновская 808 (99,5%) и другие; из иностранных сортов: из Канады — Cornell 595 (var. alborubrum), Pawbul (var. alborubrum), Kent (var. milturum), Wasaton (var. erythrospermum); из Польши — Гранатка Даньковская (var. albidum), Glutihowa (var. lutescens), Dankowska sttywna (var. lutescens); из ГДР —Fanal (var. lutescens), Ribigus (var. lutescens); из ФРГ — Engelens Attila (var. lutescens), Standerers Forzan (var. milturum), Carsten IV (var. lutescens).

Хуже перезимовали образцы из Франции: С-127-57 — (var. lutescens) — 55%, А-а (var. lutescens) — 54%, Abel (var. lutescens) — 54%, Sommo (var. lutescens) — 53%; из Югославии: местная (var. albidum) — 40%, St 60-116 — 55%, Ns-475 (var. erythrospermum) — 54%; из Румынии: УСА 457-13 (var. erythrospermum) — 53%; Fundubew 194/62 (var. erythrospermum) — 51%; из Болгарии: 19-16 (var. erythrospermum) — 100%, Надежда 2 (var. erythrospermum) — 53%.

По данным Госкомиссии по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, в годы с наибольшей гибелью озимых (1971 —1972) процент перезимовавших растений широко распространенного сорта Мироновская 808 на сортоучастках составил от 50 до 100.

При подборе родительских пар для гибридизации необходимо, чтобы один из компонентов был устойчивым к неблагоприятным условиям зимовки. В этом случае в гибридном потомстве появятся формы, превышающие по зимостойкости менее зимостойкого родителя. В случае если оба родителя морозостойки, в гибридном поколении можно ожидать повышения зимостойкости. Как в первом, так и во втором случае гибридные потомства следует выращивать на соответствующих фонах перезимовки с последующим проведением тщательного индивидуального и массового отборов.

Выведение сортов с высоким качеством зерна. К качеству зерна пшеницы предъявляются очень высокие требования. Высококачественное зерно необходимо как для внутреннего потребления в стране, так и для торговли с другими странами. Необходимо, чтобы зерно было крупным, стекловидным, с высоким натурным весом и имело хорошие мукомольные и хлебопекарные качества. Поэтому во всех зонах страны, в каком бы направлении ни велась селекционная работа, она должна обязательно сопровождаться соответствующей оценкой качества зерна селекционного материала. Следовательно, при подборе родительских пар для гибридизации и при отборах в гибридных потомствах предпочтение надо отдавать тем формам растений, которые в наибольшей мере удовлетворяют требованиям, предъявляемым к качеству зерна.

При современном уровне техники можно определять содержание белка и клейковины в малых пробах зерна. Микрометод, разработанный М. И. Княгиничевым, позволяет определять количество азота в пределах колоса и даже одного зерна. При пользовании этим методом надо иметь в виду, что разные части колоса (нижняя, верхняя и средняя) по качеству зерна отличаются между собой, поэтому для анализа микрометодом лучше брать зерна из средней части колоса. Микрометодом Н. П. Козьминой можно определять количество клейковины в одном зерне.

Несколько сложнее оценивать мукомольные и хлебопекарные качества, так как для помола требуется значительно больше зерна. Однако разработанные в последнее время новые методы позволяют проводить хлебопекарную оценку при наличии небольшого количества муки. Они подразделяются на макрометоды (навеска муки более 500 г), полумикрометоды (навеска муки 50— 100 г) и микрометоды (навеска муки до 50 г). В зависимости от рецептуры теста пробные выпечки могут быть без сахара и с добавлением сахара и бромата калия.

При выпечке без улучшителей объемный выход хлеба из 100 г муки сильной пшеницы должен быть не менее 450 мл, а отношение высоты подового хлеба к диаметру не менее 0,4. Слабой считается пшеница с объемным выходом хлеба 350 мл и ниже, отношением высоты хлеба к диаметру 0,3 и ниже. При выпечке с сахаром объемный выход хлеба из сильной пшеницы обычно бывает не ниже 550 мл и на 100 мл больше при выпечке с сахаром и броматом калия, а отношение высоты подового хлеба к его диаметру соответственно не менее 0,4— 0,5. Слабой считается пшеница с объемным выходом хлеба при выпечке с сахаром 400 мл и ниже, с сахаром и броматом калия — 450 мл и ниже при отношении высоты хлеба к диаметру соответственно 0,3 и 0,4 (Любарский, 1961).

А. Я. Пумпянский (ВИР) разработал микрометод определения хлебопекарных свойств пшеницы по набухаемости муки при наличии 2—5 г зерна. Он основан на усовершенствовании метода седиментации Зелени: применяется уксусная кислота вместо молочной и цилиндры емкостью 70 мл вместо 100 мл. Изменен порядок встряхивания суспензии. На основании многочисленных анализов исследователем установлены показатели набухаемости теста, характеризующие хлебопекарные свойства. По данным А. Я. Пумпянского (1964), лучшие сорта озимой пшеницы — Украинка, Безостая 1 имели показатель набухаемостн 51 мл и выше, сорта с низкими хлебопекарными свойствами — Заря, Псевдомеридионале 122 — ниже 20 мл.

В последние годы выведен ряд высококачественных озимых сортов, относящихся к группе сильных пшениц: Безостая 1, Мироновская 808, Мироновская юбилейная, Одесская 51, Ростовчанка, Донецкая 74 и др.

К наиболее ценным по качеству зерна относятся следующие сорта: Альбидум 114, Безостая 2, Ильичевка, Лютесценс 230, Одесская 16, Одесская 26, Орбита, Прибой, Ранняя 12, Харьковская 63. Мука из зерна этих сортов обладает хорошими хлебопекарными свойствами, которая при выпечке способна давать хлеб хорошего качества, но она не может служить эффективным улучшителем слабых пшениц. Эти и другие высококачественные сорта следует использовать в качестве родительских форм при гибридизации.

Из озимых пшениц США высоким качеством зерна отличаются сорта Колоров, Тэндой, Вариор, Дельмар, Рид, Оттава, Виналта и др. Большинство из них связано своим происхождением с Крымкой или русской полбой. Высоким содержанием белка характеризуется новый сорт Мексики — Сонора 64 (Relvani, 1966).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также: