Хозяйственная пристройка кочевого и полукочевого населения служившая местом для хранения зерна

Обновлено: 18.09.2024

Кочевое и полукочевое скотоводство имеют много общего. Это перемещение скота на определённое расстояние. Но есть значительные различия. Полукочевое скотоводство предполагает миграцию скота и пастухов дважды в год. Летом они находятся на прохладных горных пастбищах, а к зиме перемещаются на более тёплые пастбища на равнинах. Характерно наличие скота, который легко переносит длительные переходы. Часто выпасают именно овец. В случае кочевого скотоводства миграции происходили на достаточно большие расстояния. Это происходило тогда, когда скот уничтожал полностью кормовую базу. Мигрировали не только скот и пастухи, а и их семьи. Жильё было легко разборным. Посуда небьющаяся.

В XVl–XVll веках главной отраслью хозяйства казахов было кочевое и полукочевое скотоводство, при котором наиболее продуктивно использовались пастбища. Все пастбища делились по сезону на четыре типа: зимние (кыстау), весенние (коктеу), летние (жайлау), осенние (кузеу).

Для занятия полукочевым скотоводством были благоприятные солончаковые, пустынные, полупустынные и полынные степи. Это полуостров Мангистау, плато Устюрт, Прикаспийская низменность, горы Мугоджары, Большие и Малые Барсуки, Приаральские Каракумы, Тургайские степи, Бетпак Дала, Мойынкумы и Кызылкумы.

Зимнее кочевье.

Очень удобными были зимние пастбища в Кызылкумах. Аулы, которые зимовали в Кызылкумах, поили скот из глубоких колодцев. У каждого аула был колодец, принадлежащий только ему. Откочевывая с зимовки, колодец закрывали кошмой и оставляли родовой знак. Кочевые аулы Кызылкумов в основном выращивали каракульских овец и одногорбых верблюдов. Для кочующих аулов основную опасность представлял джут – массовый падеж скота. Он обычно начинался, когда заканчивались запасы кормов, во время суровой зимы, сильных снегопадов или гололедицы. Во время джута среди скота распространялись заразные болезни: у коз – кебенек, у овец – топалан, у коров – карасан, у лошадей –жамандат, манка. Все эти болезни по-русски назывались сибирской язвой.

Летнее кочевье.

Осеннее кочевье.

На кузеу перекочевывали с наступлением холодов. В первые дни кочевки двигались медленно, чтобы скот мог хорошо кормиться. Аулы двигались группами, вереницей одна за другой. Осенняя перекочевка была тяжелой: с собой везли заготовленные на зиму продукты питания, кошмы, зимнюю одежду и другие вещи домашнего обихода. Обычно аулы к перекочевке на зимовки начинали готовиться в конце октября, после выпадения снега и появления ледяного покрова на реках и озерах.

Земледельческое хозяйство.

Налоги и повинности.

Рядовые скотоводы и земледельцы ежегодно были обязаны отдавать двадцатую часть своего имущества в виде скота, продовольствия и т. д. Распространенной формой господства кочевой знати над оседло-земледельческим населением был сойургал – феодальное пожалование земли за несение службы. Скотоводы платили налоги: зякет, согум, сыбага, земледельцы и ремесленники – ушур, тагар, баж, харадж. Зякет (зякят) – обязательный ежегодный налог в пользу бедных и нуждающихся, а также на развитие проектов, способствующих распространению ислама. Согум – налог в виде подношения мясом, который производился осенью. Сыбага – это часть согыма, которую приберегали до приезда почетных гостей либо передавали через посыльного уважаемым людям со специальным приветствием. Ушур – это вид налога, взимавшийся с оседлого земледельческого населения тюркских народов в размере от 5% до 10%. Тагар – налог, взимавшийся с населения для обеспечения войск продовольствием. Баж – налоговый сбор с караванов. Передача родственникам, потерявшим скот вследствие джута или других природных бедствий, части скота называлась жылу. Передача скота богатыми людьми на выпас рядовым кочевникам называлась саун.

Состояние городов.

Город Сыгнак в присырдарьинском регионе был расположен на границе с кочевой степью. Он сыграл огромную роль в истории казахского народа. Город переходил из рук в руки во времена непрерывных войн меж­ду Узбекским и Казахским ханствами. В период правления хана Касыма, в конце XVI, он стал ханской ставкой – ордой. Сыгнак был важным центром оседлости, развитого земледелия.

Во второй половине XVII века Туркестан (Йасы) был присоединен к Казахскому ханству. Превратившись в столи­цу Казахского ханства, он оказывал большое влияние на развитие экономики. Караванные пути с Востока и Запада пролегали через Туркестан. При хане Есиме Туркестан был его ставкой. В нем было построено много мавзолеев, бань, мечетей, купольных мазаров. Здесь похоронены Рабига-Бегим, хан Жолбарыс и хан Есим. Жи­тели города наряду с торговлей и ремеслами занимались земледе­лием. Мавзолей Ходжа Ахмеда Йасауи, расположенный в Туркестане, стал святым местом па­ломничества мусульман.

За овладение Саураном между Узбекским и Казах­ским ханствами около 100 лет шли кровопролитные войны. В XVI веке он окончательно вошел в состав Казахского ханства. Основными причинами заинтересованности сторон в захвате Саурана были то, что Сауран находился на выгодном торговом пути и в зоне Саурана было хорошо развиты земледелие, садоводство и бахчеводство. В период правления хана Тауекеля он превратился в неприступную крепость, крупный торговый центр, который оказывал важное влияние на развитие экономики.

В XVI–XVII веках Сайрам играл значительную роль в об­щественной и социально-экономической жизни Казахского ханства, был важным торговым и хозяйственным центром Южного Казах­стана. Город быстро развивался и рос. Как и другие города, в вой­нах с Узбекским ханством переходил из рук в руки. Наконец, пос­ле внушительных побед Казахского ханства Сайрам был превра­щен в сильную крепость. Отсюда наносились удары по врагам. Одна­ко в конце XVI века Сайрам подвергся нашествию джунгар, что при­вело к разорению его экономики и упадку жизни в самом городе.

Отрар (Фараб) – один из среднеазиатских крупных городов Средневековья. В исторических письменных источниках он был из­вестен с VIII века под названием Тарбанд (Трабан). Его также на­зывали Турарбанд, Турар, Фараб. Отрар находился на тор­говом пути из Ирана, Средней Азии в Сибирь, Монголию и Китай. После монгольского нашествия в 1219 году, когда город был разрушен, Отрар возродил­ся и просуществовал до XVII века. При прав­лении ханов Ак Орды, особенно при хане Ерзене, в Отраре было построено множество мечетей и медресе. Вблизи Отрара располо­жен мавзолей Арыстан-баба, духовного на­ставника Йасауи. Он считается священным местом паломничества мусульман.

В позднеримское время зерновые ямы часто встречаются в Восточной Европе. На некоторых поселениях из них сформированы целые зернохранилища. Пример: Будешты (Молдавия), черняховская культура: два зернохранилища — одно на 6 ям двумя рядами со специально сооруженным над ними навесом площадью 7,5×6,5 м, второе на 10 ям с навесом площадью 15×9 м. Диаметр ям до 80 см, глубина до 1,3 м, стенки были обмазаны глиной и прокалены. Аналогичные зернохранилища найдены на поселениях пшеворской культуры в Польше. Наиболее крупный комплекс зернохранилищ того времени относится к культуре карпатских курганов открыт в Пилипах (Западная Украина) — около 10 хранилищ IV в. Причем ямы каждого были заполнены зерном определенного вида.

На сельских поселениях Древней Руси Х в. зерновые ямы были повсеместно распространены в степной и лесостепной зонах. Они грушевидной формы (расширяются книзу), имеют сильно прокаленные стенки. Чаще всего стенки ям обмазывались глиной и специально обжигались. Размеры их очень разнообразны — от совсем небольших, предназначенных для недолгого или промежуточного хранения, до очень вместительных глубиной до 1,7 м и диаметром устья до 1 м.

Планы и разрезы зерновых ям Х в.

Почему мы здесь так много внимания уделяем именно зерновым ямам? Дело в том, что в регионе обитания (Северо-Восточная Русь, Поочье) именно они были основным способом хранения зерна. При этом наземные постройки Х в. для хранения зерна здесь неизвестны. Зерновые ямы вообще характерны для степной и лесостепной зон, но севернее Верхнего Поднепровья и Поочья об их использовании почти ничего не известно.

Зерновые ямы широко распространены в хазарском мире — в салтовской культуре. Известны они в Х в. и в Волжской Болгарии из раскопок Болгара. В этом регионе они даже распространяются еще севернее, в лесную зону, и зафиксированы у финского населения Верхнего Прикамья.

Такой способ хранения зерна в ямах практиковался в России на Смоленщине и южнее в черноземных районах до XVIII — XIX вв. Диаметр этих поздних ям достигал 1,5 м, глубина — до 4,5 м. В такую яму помещалось около 40 тонн зерна. До засыпки зерна стенки ямы тщательно прокаливались. Засыпанное зерно перекрывалось соломой и тщательно забивалось землей, или плотно закрывалось досками и землей.

Помимо ям для хранения зерна, в Х в. известны и углубленные погреба для хранения разнообразных продуктов. И. И. Ляпушкин отмечает такие погребки в виде обычных ям глубиной до 1,5 м., имевших отдельный вход со ступеньками и перекрытых крышей.

К сожалению, практически всегда археологам остается лишь информация о конструкции таких погребов, но практически никогда не достается информация о самих продуктах, хранимых там. Но есть удачные исключения.

До сих пор речь шла о способах хранения продуктов в условиях села Х в. Как видим — используемые там конструкции довольно просты и однотипны. Раннегородские материалы дают более развитые и сложные объекты для хранения продуктов. В Киеве при раскопках трехэтажной постройки конца X — первой половины XI вв. был исследован жилой углубленный в землю подклет (в нем зафиксирован развал печи). К подклету был пристроен погреб размером 5×3 м, отделенный от жилой части деревянной стеной с дверью. Пол погреба ниже пола подклета на 40 см. В погребе находились две хозяйственные ямы, занимавшие почти всю его площадь, имевшие глубину до 70 см.

Еще более сложный погреб, также исследованный в Киеве, относится к концу XII — началу XIII в. Погреб имел крестообразную форму — состоял из входа/спуска, главного коридора и двух боковых помещений. Длина коридора — 8 м, глубина погреба — около 2 м, общая его площадь — 25,5 кв. м. В стенах основного коридора и боковых помещений были специальные ниши для масляных светильников. В полу (с заходом в стену) коридора — углубления для крупных корчаг, в одном из боковых помещений — большая зерновая яма, в другом — еще одно углубление для корчаги. Среди находок в этом погребе — глиняные светильники, развалы корчаг, каменные жернова диаметром до 50 см., фрагменты бронзового котла.

На обширных пространствах степи и лесостепи от Волги до Приазовья и Крыма в последней четверти I тыс. н.э. сформировалось и расцвело одно из первых раннесредневековых государственных образований Восточной Европы — Хазарский каганат. Наиболее ранние упоминания о хазарах относятся к VI в. После развала Тюркского каганата в 30-х гг. VII в. на его территории возникли два новых государственных образования во главе с представителями знатных тюркских семей: Великая Болгария и Хазарский каганат. В состав первого вошли племена, обитавшие на Тамани и в Приазовье, в состав второго — тюркские и аланские племена прикаспийских степей и предгорий Дагестана. Постепенно хазарский союз кочевых племен расширил свое влияние и вытеснил часть болгар из Приазовья. Вытесненные орды болгар откочевали на запад, на Дунай и образовали там новое государство — Дунайскую Болгарию. Оставшаяся же в Приазовье часть болгар подчинилась хазарам и вошла в их объединение. В первой трети VIII в. территория Хазарского каганата уже охватывала не только степи и предгорья Дагестана и Приазовье, но и Прикубанье, часть причерноморских степей и Крыма. В этот период происходят неоднократные столкновения с арабами, стремившимися закрепиться в Восточном Закавказье и степном Дагестане. Натиск арабов вызвал движение части аланских племен, обитавших в предгорьях Кавказа, — часть их переселяется на северные территории, осваивая участки лесостепи и степи в бассейне рек Северский Донец и Дон.

В 737 г. арабы наносят страшное поражение хазарам и разоряют хазарские города и поселения в Восточном Предкавказье. Однако Хазарский каганат не был уничтожен Создав крепкую экономическую базу на новых территориях и обязав многие соседние с ним народы платить дань, каганат существовал еще более 200 лет, вплоть до разгрома его русскими дружинами, взявшими и разорившими хазарскую столицу Итиль в низовьях Волги и торгово-ремесленный центр Саркел на Нижнем Дону.

Неоднородность этнического состава населения Хазарского каганата и разнообразие хозяйственных укладов нашло отражение в разнообразии видов археологических памятников, деталях погребального обряда, в наборе и форме бытовых предметов или оружия. Выделены несколько вариантов культуры, памятники которой объединяются в две основные группы: памятники лесостепи и памятники степи.

Памятники лесостепного варианта распространены в бассейне Северского Донца, и Среднего Дона. Для этой территории характерны городища с остатками белокаменных или сырцовых стен, связанные с ними селища и катакомбные могильники. Население лесостепи было преимущественно аланским, хотя ряд погребальных памятников свидетельствует о присутствии здесь и тюрок-болгар.

Памятники степного варианта распространены в Приазовье, бассейне Нижнего и Среднего Дона. Основными памятниками этого варианта являются городища с земляными укреплениями и сопровождающие их селища, стационарные и сезонные кочевья, грунтовые могильники с ямными захоронениями, характерными для болгар.

Многие современные исследователи склонны считать хазарскими так называемые курганы с ровиками. Подобные курганы обнаружены на Дону и в Нижнем Поволжье. Время их сооружения — VIII — первая половина X в. Погребения, раскопанные под этими курганами, располагаются в грунтовых ямах. Погребения сопровождались захоронениями коней или их чучелами, напутственной пищей, глиняной посудой, предметами вооружения (сабли, луки, кистени) и золотыми византийскими монетами

Выделяются памятники хазар второй половины VII-VIII вв., расположенные на территории между Каспием и Кавказским горным хребтом. Здесь выявлен ряд крупных городищ с сырцово-глинобитными или каменно-глинобитными стенами, башнями. Вблизи городищ открыты небольшие селища и грунтовые могильники с катакомбными, ямными, изредка подбойными захоронениями и подкурганными погребениями, также совершенными в ямах или катакомбах.

Все поселения Хазар расположены по коренным берегам. Селища занимают, как правило, наиболее удобные и давно обжитые участки. Иногда поселки оказываются расположенными на участках берега, защищенных самой природой — оврагами, выходящими в пойму. Городища в большинстве случаев расположены на мысах высокого коренного берега.. Городища с каменными и сырцовыми стенами могли быть замками и сторожевыми или опорными крепостями. Часть из этих городищ возникла в IX в. и в большинстве своем располагалась в северо-западных районах каганата.

Арабские и византийские источники называют несколько хазарских городов: Итиль, Семендер, Беленджер, Саркел. Но только один из них, Саркел, хорошо исследован археологически.

Археологически Саркелу соответствует Левобережное Цимлянское городище, ушедшее под воду Цимлянского водохранилища. Крепость, известная древнерусской летописи как Белая Вежа, стояла на левом берегу р. Дон, на перекрестке торговых путей, что в значительной мере и определяло ее характер. Как считают, первоначально Саркел должен был обслуживать торговые караваны и служить местом сбора торговой пошлины.

В истории поселения выделены 3 периода: два первых относятся к хазарскому времени, т.е. к IХ-Х вв., последний — к древнерусскому.

К первому строительному периоду относятся два караван-сарая, построенных внутри основной части крепости. Один из них состоял из нескольких жилых комнат для гостей, длинного помещения для скота и широкого, закрытого со всех сторон двора. Со вторым караван-сараем связаны три жилые полуземлянки. Кроме жилищ-полуземлянок и хозяйственных ям здесь найдены гончарная мастерская и гончарная печь, несколько железоплавильных горнов.

Второй строительный период относится уже к X в. В это время происходит кардинальное изменение характера застройки. На территории крепости возникает значительное количество небольших жилых построек: полуземлянок с открытыми очагами.центревИзменения в системе застройки связаны с изменением характера поселка — Саркел стал небольшим городком-крепостью.

Разрушенный и сожженный войсками князя Святослава в 965 г., он продолжал существовать вплоть до середины XII в.ну а теперь о кочевьях

Кочевья — это сезонные стойбища населения, ведущего кочевой и полукочевой образ жизни. Большинство кочевий зафиксировано на Нижнем Дону и в Приазовье.

Хозяйство салтово-маяцкого населения было земледельческо-скотоводческим, знакомо ему виноградарство и садоводство, добыча и обработка железа, гончарство, ювелирное дело и разнообразные промыслы. Для земледелия использовались в основном пойменные земли, распахивались и небольшие участки целины в степи, которые обрабатывались тяжелым плугом. Выращивали пшеницу, просо, ячмень. Для уборки урожая служили серпы. Зерно размалывали с помощью каменных жерновов.

Важной особенностью культуры Хазарского каганата является распространение среди его населения письменности — надписи, выполненные тюркскими рунами, встречены на памятниках прикладного искусства, изделиях из кости, каменных блоках и т.д. Знаки этого алфавита не совпада¬ют с сибирскими рунами и пока не прочитаны. Интересны и многочисленные граффити — процарапанные на поверхности глиняных сосудов, кирпичей, каменных блоков изображения людей, животных, геометрические фигуры и т.п.

Читайте также: