Какое будет потомство при скрещивании гомозиготной карликовой пшеницы с нормальной пшеницей

Обновлено: 15.09.2024

У пшеницы ген карликового роста (А) доминирует над геном нормального роста (а) . Определите генотип и фенотип потомства от скрещивания:

а) гомозиготной карликовой пшеницы с нормальной;

б) двух гетерозиготных карликовых растений пшеницы.

а)
АА х аа
Аа (карликовые)

б)
Аа х Аа
1АА (карликовые) : 2Аа (карликовые) : 1аа (норм.)

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Зачетный Опарыш

Лучший ответ:


Таня Масян

А - карликовость
а- норма
а)АА х аа
Б) Аа х Аа
F1 -?
А) р АА х аа
G А а
F1 Аа - все карликовые

Б) Р Аа х Аа
G А а А а
F1 АА Аа Аа аа расщепление 3 карликовых 1 норма




Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Давайте еще раз повторим те термины, которые мы сегодня будем использовать. Аллель — это одна из двух или более альтер­нативных форм или состояний гена, определяющих альтернативные признаки. Гомозиготный организмы — организмы, которые содержат два одинаковых аллельных гена на гомологичных хромосомах. Гетерозиготные организмы — организмы, которые со­держат два разных аллельных гена на гомологичных хромосомах. Доминантный ген — это один из пары аллельных генов, кото­рый в гетерозиготном состоянии подавляет проявление другого (рецессивного гена). Доминирование — это подавление у ги­бридных организмов одних признаков другими. При решении задач мы будем использовать следующие генетические символы:

Условные обозначения

Символ Венеры(женская особь),Символ Марса(мужская особь),X- скрещивание ,

P-родительское поколение,F1 -первое поколение,F2 -второе поколение, ABC-доминантные гены,

аbc-рецессивные гены, G-гаметы.

Для решения генетических задач важно правильно записать условие задачи и схему скрещивания с использованием указанной символики. Важно твердо помнить, что при образовании гамет в каждую гамету из одной пары аллельных генов попадает только один аллель. При этом гомозиготные организмы образуют один тип гамет, а гетерозиготные организмы — разные типы гамет.

Для примера разберем следующую задачу№1: у мышей, коричневая окраска шерсти доминирует над серой окраской шерсти. При скрещивании чистой линии мышей с коричневой окраской с чистой линией мышей с серой окраской были получены мыши с коричневой окраской шерсти. Каковы генотипы потомства?

Давайте вспомним, что чистые линии предполагают гомозиготность по какому-либо признаку (в данном случае — окраска шерсти). Посмотрим, как записывается скрещивание:

Поскольку ген A доминантен, все потомки будут иметь коричневую шерсть.

Первый закон Менделя: при скрещивании двух гомозиготных особей, отличающихся друг от друга по одному признаку, все потомки перового поколения (F1) будут иметь признак одного из родителей, то есть все поколение гибридов будет единообразно по данному признаку. Давайте усложним задачу№2 и скрестим между собой гетерозиготных мышей из поколения F1:

Таким образом, во втором поколении мы получаем расщепление по окраске шерсти 3 к 1.

№3У пшеницы ген карликового роста доминирует над геном нормального роста. Определите, какое потомство будет от:

1​ скрещивания гомозиготной карликовой пшеницы с нормальной пшеницей,

2​ двух гетерозиготных карликовых растений пшеницы.

Эта задача решается по тому же принципу, что и предыдущая.

Задача №4. Среди большого числа нормальных растений кукурузы было обнаружено одно карликовое растение, которое скрестили с исходным нормальным растением. В первом поколении от этого скрещивания все растения оказались нормальными, а в F2 – 67 нормальных и 19 карликов. Как наследуется карликовость? Как объяснить появление исходного карликового растения? Какой результат вы ожидаете получить от самоопыления карликовых растений?

Очевидно, аллельный ген карликового роста кукурузы рецессивен (обозначим а-малое) по отношению к аллелю нормального роста (А-большое), так как только в этом случае в популяции с нормальными растениями (у большинства из которых генотипы АА и Аа) “затешится” бедный карлик с генотипом аа.

G: …a…. A

F1: Aa.

Почему мы в первом скрещивании карлика скрещиваем именно с АА растением? Так как только в этом случае получится единообразное первое поколение – все нормального роста (единообразие гибридов первого поколения – 1-й закон Менделя).

Р2: Аа х Аа

F2: AA, 2Aa, aa

2-й закон Менделя, закон расщепления признака у гибридов по фенотипу 3:1 (нормальные : карликовые). А числа 67 : 19 это примерно и будет 3:1.

Задача №5 Равномерная окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами?

Решение задачи Дано:

g - равномерная окраска

G – полосатая окраска

Решение: P: ♀ Gg x ♂ Gg

F1 генотипы: 1GG : 2 Gg : 1 gg

фенотипы: 1 (полосатая) : 2 (полосатая) : 1 (равномерная)

Ответ: 75% особей будут иметь полосатую окраску и 25 % - равномерную.

Задача№6 . При скрещивании коричневой норки с серой, все потомство получилось коричневое. В F2 получено 77 коричневые и 25 серых норок. Какой признак доминирует? Сколько теоретических гомозигот среди 77 коричневых и 25 серых норок? Как это определить.

Так как от скрещивания коричневой норки с серой, потомство получилось все коричневое, значит этот аллель и является доминантным. Обозначим его А – коричневый цвет меха. Тогда а-малое – серый цвет.

В первом скрещивании коричневая норка как и серая обе должны быть гомозиготными (так как иначе не будет единообразного первого поколения).

F1: Aa — только коричневые.

Доминантный аллель коричневый, поэтому особи с генотипами АА и Аа будут коричневыми, а особи с генотипами аа — серыми. Теоретическое отношение коричневых к серым 3:1 или 75%:25%.

Среди 77 коричневых особей, особей с гомозиготным генотипом АА будет третья часть или 25 штук. Среди серых — все гомозиготы (их тоже 25 штук). Всего гомозиготных особей в F2 будет 50 штук.

В заключение хотелось бы сказать, что менделевские законы наследования в некоторых случаях прослеживаются и у человека для таких признаков, как цвет глаз, цвет волос, а также для некоторых наследственных заболеваний. Одним из таких примеров является наследование глаз у человека. Исследования показали, что голубые глаза — рецессивный признак, а темные — доминантный. В браках с голубоглазыми родителями будут рождаться только голубоглазые дети.

У темноглазых родителей также рождаются темноглазые дети, однако, если такие родители гомозиготны, дети могут иметь как темный цвет глаз, так и голубой. Таким образом, сегодня мы рассмотрели некоторые задачи на моногибридное скрещивание. На этом наш урок закончен! До свидания!

Задача №7 . У голубоглазого мужчины родители имеют карие глаза, он женился на кареглазой женщине, у которой отец имел карие глаза, а мать голубые. От этого брака родился голубоглазый ребёнок. Определить генотипы всех упомянутых лиц со стороны родителей.

Обозначим: А – доминантный аллель, ответственный за проявление карих глаза ; а – рецессивный аллель, ответственный за проявление голубые глаз.

У мужчины голубые глаза, значит его генотип – aa. Поэтому оба его родителя обладали рецессивным аллелем а – малое. Поскольку у них у обоих карие глаза, то их генотип был гетерозиготным Аа.

У женщины карие глаза, значит в ее генотипе присутствует аллель A. Аллель a – малое также присутствует, так как у неё родился голубоглазый сын – aa (а значит один из рецессивных аллельных генов унаследован от неё). Генотип матери этой женщины – aa, генотип отца этой женщины мог быть как АА. так и Аа.

Итак, генотипы всей семьи запишутся так:

aa – мать женщины

A- – отец женщины

Aa – мать мужчины

Aa – отец мужчины

Задача У кроликов шерсть нормальной длины доминантна, короткая – рецессивна. У крольчихи с короткой шерстью родились 7 крольчат – 4 короткошерстных и 3 с нормальной шерстью. Определите генотип и фенотип отца.

Повторим терминологию, которую будем использовать:

Аллель – одна из двух или более альтернативных форм или состояний гена, определяющих альтернативные признаки.

Гомозиготные организмы содержат два одинаковых аллельных гена на гомологичных хромосомах.

Гетерозиготные организмы содержат два разных аллельных гена на гомологичных хромосомах.

Доминантный ген (доминантный аллель) – это один из пары аллельных генов, который в гетерозиготном состоянии подавляет проявление другого (рецессивного гена).

Доминирование – это подавление у гибридных организмов одних признаков другими.

При решении задач и составлении схем будем использовать такие генетические символы (рис. 1):


Рис. 1. Генетические символы

Для решения генетических задач необходимо правильно писать условие задачи и схему скрещивания с использованием генетических символов. Помните, что при образовании гамет в каждую гамету попадает из одной пары аллельных генов только один аллель. Гомозиготные организмы образуют один тип гамет, гетерозиготные организмы образуют разные типы гамет.

У мышей коричневая окраска шерсти доминирует над серой. При скрещивании чистых линий мышей с коричневой окраской с чистыми линиями мышей с серой окраской получили мышей с коричневой шерстью (рис. 2). Каковы генотипы потомства?


Рис. 2. Наследование окраски шерсти у мышей

Родительские формы Р гомозиготные, имеют генотипы АА и аа. Мыши коричневого цвета несут доминантный ген А, серые мыши несут рецессивный ген а. Потомки первого поколения F1 гетерозиготные, получают от каждого из родителей по гену А и а. Так как ген А доминантен, все потомки будут иметь коричневую окраску шерсти (рис. 3).


Рис. 3. Схема наследования

Первый закон Менделя – закон единообразия гибридов первого поколения

При скрещивании двух гомозиготных организмов, различающихся по альтернативным вариантам одного и того же признака, все потомство от такого скрещивания окажется единообразным и будет нести признак одного из родителей.

Скрестим двух гетерозиготных коричневых мышей поколения F1.

Так как родительские организмы гетерозиготные Аа, они продуцируют гаметы двух типов: доминантный ген А и рецессивный ген а. Образуются генотипы, ¼ генотипов с АА, 2/4 генотипов Аа, ¼ генотипов аа (рис. 4). Все особи, которые имеют доминантный ген А, имеют коричневую шерсть, получаем расщепление в F2 по окраске шерсти 3:1.


Рис. 4. Схема наследования

Второй закон Менделя – закон расщепления:

- по генотипу – 1:2:1;

- по фенотипу – 3:1.

У пшеницы ген карликового роста доминантен над геном нормального роста. Определите, какое будет потомство при скрещивании гомозиготной карликовой пшеницы с нормальной пшеницей и какое будет потомство при скрещивании двух гетерозиготных карликовых растений пшеницы.

При скрещивании карликовой АА и нормальной пшеницы аа карликовая пшеница дает гаметы с геном А, нормальная пшеница дает гаметы с геном а. Потомство F1 получится карликовым Аа, так как потомки гетерозиготные (рис. 5).


Рис. 5. Схема наследования

При скрещивании двух гетерозиготных организмов карликовой пшеницы Аа образуются от родительских форм два типа гамет, А и а. Сочетание этих гамет дает три генотипа: ¼ с генотипом АА, 2/4 с генотипом Аа, ¼ с генотипом аа (рис. 6). Снова получаем соотношение по росту 3:1.


Рис. 6. Схема наследования

У томатов ген, который дает красный цвет плодов, доминирует над геном, отвечающим за желтую окраску плодов. При скрещивании красных томатов между собой получено 9114 растений с красными плодами и 3021 растений с желтыми плодами (рис. 7). Каковы генотипы родителей и потомства?


Рис. 7. Наследование окраски плодов томатов

Растения с красными плодами могут иметь генотипы АА или Аа. Если бы растения имели генотип АА, то в поколении F1 не наблюдалось расщепление (рис. 8).


Рис. 8. Схема наследования

Если бы у одного из родителей был генотип АА, а у другого Аа, то в результате их скрещивания расщепления не было (рис. 9).


Рис. 9. Схема наследования

По условию задачи можно заметить, что происходит расщепление в первом поколении в соотношении 3:1. Это значит, что растения гетерозиготные и имеют генотип Аа. Следовательно, образуют гаметы А и а. При их слиянии образуются генотипы АА, Аа, аа и соответствуют соотношению по окраске 3:1 (рис. 10).


Рис. 10. Схема наследования

Закономерности Менделя прослеживаются и у человека, например наследование цвета глаз, волос и некоторых наследственных заболеваний. Исследования доказали, что голубые глаза рецессивные, а темные доминантные. Соответственно, у голубоглазых родителей рождаются дети только с голубыми глазами (рис. 11).


Рис. 11. Наследование голубого цвета глаз

В браках родителей с темными глазами, если оба родителя или один являются гомозиготными, рождаются темноглазые дети (рис. 12).


Рис. 12. Наследование темного цвета глаз

Если оба родителя гетерозиготные, дети могут иметь темные и голубые глаза (рис. 13).


Рис. 13. Наследование цвета глаз от гетерозиготных родителей

Список литературы

  1. Теремов А.В., Петросова Р.А. Биология. Биологические системы и процессы. 10 класс. – М.: 2011. – 223 с.
  2. Сивоглазов В.И. и др. Биология. Общая биология. 10-11класс. Базовый уровень. – 6-е изд., доп. – М.: Дрофа, 2010. – 384 с.
  3. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Общая биология. 10-11 класс. – М.: Дрофа, 2005. – 367 с.
  4. Пономарева И.Н. и др. Биология. 10 класс. Базовый уровень. – 2-е изд., перераб. - М.: 2010. – 224 с.
  5. Захаров В.Б. и др. Биология. Общая биология. Профильный уровень. 10 класс. – М.: 2010. – 352 с.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Читайте также: