Описание экосистемы пшеничного поля

Обновлено: 18.09.2024

Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс

Сегодня на уроке по окружающему миру мы продолжим изучать экосистемы. И отправимся с вами исследовать поле…

Отличием будет являться — небольшое число видов растений. Например, на поле растёт пшеница и растут несколько видов сорняков.

Мы знаем, что обитатели экосистемы всё, что им нужно получают друг от друга. На поле человек выращивает только один вид растений. Кто же поможет полю?

Представьте поле ржи. Осенью созреет рожь. Справятся ли разрушители с соломой на поле? Ведь на следующий год она будет мешать взойти многим новым проросткам. А те, что взойдут, не дадут колоса: ведь запас минеральных веществ истощился, его никто не восполнил.

Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс

Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс

  • удобряет землю
  • вспахивают землю
  • пропалывают от сорняков — избавляются от сорняков

Кстати, вы знаете, что для облегчения борьбы с сорняками и непрошеными потребителями урожая (насекомыми и грызунами) человек изобрёл особые ядовитые вещества — ядохимикаты.

Культурные растения — это растения, выращиваемые человеком для получения пищевых продуктов, кормов в сельском хозяйстве, лекарств и других целей.

  • Декоративные (роза);
  • Зерновые и хлебные злаки (рис, кукуруза, пшеница);
  • Бобовые (фасоль, соя);
  • Крахмалоносные (бататы, картофель);
  • Сахароносные (сахарная свёкла);
  • Масличные (подсолнух);
  • Волокнистые;
  • Бахчевые (арбузы);
  • Овощные (томаты,огурцы, укроп);
  • Плодовые растения (ананасы, кокосы);
  • Стимулирующие (чай, кофе).

Среди полевых культур наиболее важны злаки. Зерна этих злаков содержат главнейшие питательные вещества.

Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс

Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс

Кое-где в гор­ных районах из него пекут хлеб, который, правда, быстро черствеет. Более известны ячневая и перловая (из ячменя в виде ровных круглых зёрен) крупы, а также пиво. Пиво — очень древний напиток.

Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс

Древние жители Америки выращивали кукурузу более 7 тыс. лет. Она служила им основной пищей. Ей поклонялись как священному растению.

Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс

просо

Родина проса — Китай, где его выращивают около 5 тыс. лет. На территории России просо выращивает­ся уже более тысячелетия. Просо даёт пшённую крупу, а из его муки можно печь блины и лепёшки.

Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс

Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс

Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс

Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс

Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс

Сбор сахарного тростника

Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс

Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс

Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс

Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс

Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс

Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс

Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс

Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс

Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс

Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс

Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс

Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс

Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс

Поле с картофелем

Росли и воевали с культурными растениями. Растолка­ли всех, лучшие места себе захватили, соки из земли тя­нут. Совсем развеселились!
Пришли колхозники, стали их пропалывать. А сорняки хитрые — их сразу не выведешь!
Чертополох говорит:
Меня с поля сгонят, а я под забор! Там и схоронюсь. Лебеда говорит:
Меня сгонят, а я — в канаву. Там и уцелею. Крапива говорит:
Меня сгонят, а я — в кусты. Там и продержусь.
Много раз пропалывали поле колхозники, осенью ло­патами перекопали, всю землю перевернули. А сорняки-то — вон они! Выжили! Кто в придорожной канаве сидит, кто под забором схоронился, кто в кустах спрятался. А одна серая Лебеда на крышу сарая забралась. Растет, цветет! Посмеивается — всех вокруг листика обвела.
Осенью созрели у сорняков семена — великое мно­жество. У Чертополоха, наверное, тыщи, у Крапивы — ты­сячи тысяч, а у Лебеды и вовсе тьма тьмущая!
Обрадовались сорняки, загордились!
Чертополох говорит:
Весною рассею семена, все грядки заполоню! Уж тогда-то со мною никто не справится.
Крапива говорит:
Весною рассею семена, все огороды заполоню. Уж тогда-то со мною никто не справится!
Лебеда говорит:
Весною рассею семена, все поля, дороги и тропин­ки заполоню. Уж тогда-то со мною никто не справится!
Да только — не вышло.
Едва первый снег землю укрыл, появились на полях и огородах новые работники. А ну пропалывать сорняки! Ни одного не пропускают! Повыдергали семена и у Чертопо­лоха, который под забором сидел, и у Крапивы, что в кустах пряталась. И даже Лебеду, что на крыше росла, и ту обчис­тили до зернышка.
Не расти теперь сорнякам, не засорять землю! Доб­рый будет в новом году урожай.
А кто помог?
Да птички-невелички: щеглы, снегири, чечетки. Ведь они и зимой на полях трудятся.

Пырей — трудно истребимый сорняк. У него длинное ползучее корневище, небольшая часть которого способна давать новое растение.

Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс

Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс

Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс

Вьюнок, или березка, оплетает рожь так, что ей трудно расти. В таком случае она хуже разви­вается, ее труднее убирать.

Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс

Сорняк куколь имеет ядови­тые семена. Хлеб, испеченный из зерна, засоренного куко­лем, может вызвать у человека отравление.

На пол­ях поселяются звери и птицы, которые кормятся семенами и зелеными частями культурных растений, сорняками, мелки­ми насекомыми. Среди них и враги, и друзья человека.

Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс

Хомяк. Хомяк грызун. Длина тела от 5 до 36 см. Хвост короткий. Тоже вредитель хлебных растений.

Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс

Крот. Под землей у крота гнездо, выстланное мягкими листьями, соло­мой. Питается насекомыми, червями, слизнями. Очень про­жорливое животное. Зрение у крота плохое, но слух и обоняние прекрасные. Он не впадает в зимнюю спячку.

Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс

Крот полезен тем, что истребляет личинок многих вредных жуков, и в то же время вреден, так как поедает в огромном количестве полезных дождевых червей, портит корни растений. В подземной кладовой крот держит про запас 100 — 300 дождевых червей. Вот почему в сказках его изображают сытым, скупым богатеем.

Птицы оказывают неоценимую помощь людям в деле защиты полей от вредителей. Птицы на полях только кормятся, а гнездятся редко из-за частых агротехнических мероприятий.

Весной и в начале лета на полях обитают и размножа­ются жаворонок, полевой конек, серая куропатка, перепел, полевой лунь. Зато с созреванием урожая и особенно после его уборки сюда летят кормиться многие виды лесных, болотных и луговых птиц. Зимой на поле птицы питаются сорняками, торчащими из-под снега. Совы и сычи круглый год унич­тожают здесь мышей и других вредных грызунов.

Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс

Грач – полезная птица. Грач поедает много вредных насекомых и тем самым способствует сохранению урожая хлебных растений.

Жаворонки являются типичными обитателями по­лей. Увидеть пти­цу близко трудно. Гнездится на земле. Питается насеко­мыми и семенами растений. Полевой жаворонок — перелетная птица, на зимовку улетает в сентябре — октябре, возвращается в марте.

Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс

Серая куропатка на полях выращивает потомство. Она похожа на курицу, кормится семенами сорных расте­ний, опавшими зернами хлебов, зелеными растениями. Когда семян еще нет, поедает насекомых, уничтожая злос­тного вредителя картофеля — колорадского жука, чем приносит большую пользу. Осенью куропатки собираются в стаи по 15 — 30 особей и так зимуют.

Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс

Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс

Конечно, на полях больше всего обитают насекомых. Тля — очень мелкие, обычно 2—3 мм длиной, насе­комые-вредители. Живут колониями, быстро размножа­ются. Они угнетают и ослабляют растения.


С тлей нужно вести активную борьбу. Установлено, что, если бы вся тля выживала, она облепила бы сплошным слоем весь земной шар всего за один год.

Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс

Божья коровка и ее личинки приносят большую пользу, уничтожая тлю, листоблошек и других растительноядных насекомых.

Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс

Жуки-щелкуны живут на поле и в саду. Стоит жука повернуть на спину, как он тут же резко изгиба­ется, издает короткий щелчок, напоминающий выстрел из детского пистолета, и снова становится на свои шесть ла­пок. Личинки и жуки питаются растениями. Они многоядны, повреждают зерновые злаки, овощные, плодовые и другие культурные растения.

Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс

На поле, где растут зерновые злаки, много вредите­лей. Прежде всего это хлебные жуки. Особенно опасным является жук-кузька.

Их личинки питаются перегноем и мелкими корнями различных растений, а сами жуки могут повреждать всхо­ды злаков, свеклы и др., перегрызая корни и другие под­земные части растений.

Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс

Колорадский жук — опасный вредитель картофе­ля, томатов, баклажанов, перца.


Много лет назад жук жил на западе Северной Америки в штате Колорадо. Но однажды человек распахал поле и посадил рядом с местом обитания жука картофель. Тот попробовал новую пищу и сразу оценил ее. С тех пор он водится только на картофельных полях.
Зимуют жуки в земле. Весной, когда почва прогрева­ется до 14 — 15 °С, они выбираются на поверхность.
Может ли поле превратиться в другую экосистему?….. Да. Если за культурными растениями не ухаживать поле может превратиться в луг.


Человек создал искусственную экосистему – поле. Оно отличается от природных экосистем небольшим числом видов растений. Если на поле растет пшеница, то там еще будет обнаружено несколько видов сорняков. В экосистеме обитатели получают все, что им нужно друг от друга. Если же речь идет о поле, на котором растут растения, представленные в одном виде? Как быть в таком случае? Кто поможет полю?

Общее представление

Когда нет птиц, никто не сможет в достаточной степени защитить растительность от болезней и вредителей. Кто поможет в этом случае? Стоит полагать, что это будет человек. Если экосистема полей, созданных человеком, останется не ухоженной, то со временем она превратится из искусственной экосистемы в природную.

Как ухаживают люди за полем?

Выращивая на большом участке обработанной почвы культурные растения, человек ухаживает за ними и землей. Основные полевые растения это:

  • пшеница;
  • картофель;
  • рожь;
  • гречиха;
  • кукуруза;
  • свекла;
  • подсолнечник.

Их употребляет в пищу как человек, так и домашние животные. Однако, кроме культурных растений, экосистема полей обнаруживает различные сорняки. Чтобы облегчить себе борьбу с сорняками, непрошеными насекомыми и грызунами, люди изобрели ядохимикаты. Но при этом возникает одна проблема — эти яды убивают не только вредителей, но наносят и другой ущерб.

Для того чтобы искусственная экосистема полей не превратилась в природную, человек удобряет и вспахивает землю, пропалывает ее от сорняков.

Все культурные растения делят на виды. Наиболее важными являются злаки. Искусственная экосистема полей, созданная для их выращивания, является наиболее важной в жизни человека.

Описание культур

  • Пшеница – применяется для выпечки белого (пшеничного) хлеба.
  • Рожь – используется для производства ржаного (черного) хлеба. Такой хлеб идет на приготовление кваса. В нем есть все необходимые для жизни человека вещества.

ржаной хлеб

рисовые поля

  • Сахарный тростник – самый сладкий злак. О нем еще писал Александр Македонский, как о растении, которое без пчел дает мед. Две трети всего сахара в мире производят из тростника. Это могучее растение достигает 6 метров в высоту. Его стебель срубают одним ударом тяжелым тесаком, так чтобы не вытек сладкий сок. Измельченные стебли используют в качестве топлива на сахарных фабриках. Из них также делают бумагу.
  • Общее представление о поле, как экологической системе.
  • Значение круговорота веществ в природе.
  • Примеры организмов разных профессий.

Какие животные обнаруживают экологические системы, называемые искусственными?

На полях селятся звери и птицы. Они кормятся семенами, зеленью от культурных растений, сорняками и мелкими насекомыми. Одни звери и птицы являются друзьями для человека, другие – врагами.

Рассмотрим суслика. Он живет в поле. Его длина тела составляет около 40 см.

суслик на поле

Это вредитель, который повреждает зерновые культуры. Суслик съедает и запасает много зерна. Кроме него, экологические системы, созданные человеком, обнаруживают хомяка, полевую мышь, крота.

Хомяк – это грызун-вредитель с длиной тела от 5 см до 36 см. У него короткий хвост. Урон наносит также полевая мышь. Ее пища – зерно.

У крота под землей гнездо, которое он выстилает мягкими листьями и соломой. Его основной пищей являются насекомые, черви и слизняки. Крот — чрезвычайно прожорливое животное. У него плохое зрение, но отличный слух и обоняние. В зимнюю спячку он не впадает. Крот полезен, так как истребляет личинок вредных жуков. Но он является и вредным животным из-за того, что поедает огромное количество полезных дождевых червей и портит корни растений.

Птицы помогают человеку, защищая поля от вредителей.

жаворонок на поле

Они не живут на них, но селятся близко к ним. Весной, в начале лета на полях можно увидеть жаворонка, полевого конька, серую куропатку, перепелов и полевого луня. А когда урожай созревает и его убирают, поля становятся местом корма для множества лесных, луговых и болотных птиц. Зимой птички едят на поле сорняки, которые торчат из-под снега. Сычи и совы круглогодично охотятся за вредными грызунами.

Какие виды экологических систем существуют?

Прежде всего стоит отметить, что они бывают природными и искусственными. Природные в свою очередь делятся на водные и наземные экосистемы.

К первым относятся реки, озера, болота, пруды, моря и океаны. К наземным – тундра, тайга, лес, лесостепь, степь, полупустыня, пустыня, горы… Каждая наземная экосистема включает в себя абиотический и биотический компоненты. В перовом случае – это участок с одинаковым ландшафтом, климатом, почвой. Во втором – это совокупность всех живых организмов, населяющих конкретный биотоп.

В каждую экосистему включены группы организмов разного вида. Их различают по способу питания. Все организмы тесно взаимодействуют между собой. Можно сказать, что экосистема – это совокупность живых и неживых компонентов, в рамках которой осуществляется полный цикл, от создания органического вещества до его разложения на неорганические составляющие. Экосистема способна сохранять в течение определенного времени свою устойчивость благодаря определенной структуре биотических и абиотических компонентов.

*§ 49—2. Поле зерновых как пример агроэкосистемы. Пути повышения продуктивности агроэкосистем

Поле зерновых как пример агроэкосистемы

Естественные биогеоценозы представляют собой системы, способные к саморегуляции. В них все вещества, потребляемые растениями, в конечном итоге возвращаются в почву.

Структуру и функционирование агроэкосистемы рассмотрим на примере пшеничного поля. Оно, как и природные экосистемы, характеризуется определенным видовым составом организмов и определенными связями и взаимоотношениями между организмами и средой обитания. Однако видовой состав растений и животных в нем обеднен, ведь малокомпонентность — один из признаков агроэкосистемы. Так, на пшеничном поле продуценты представлены пшеницей — доминирующей монокультурой и несколькими видами относительно малочисленных сорняков (чаще всего это пырей, василек, осот, овсюг).


На естественном лугу биологическое разнообразие продуцентов значительно выше, но биологическая продуктивность уступает засеянному пшеницей полю во много раз.

Консументы на пшеничном поле обычно представлены мелкими грызунами, которые кормятся за счет пшеницы, хищными животными, поедающими грызунов, растительноядными насекомыми-вредителями, хищными и паразитическими насекомыми, уничтожающими вредителей пшеницы.


Редуцентами являются беспозвоночные животные, грибы, протисты, бактерии, свободно живущие в почве или в контакте с корневой системой культурных и сорных растений.

Вышеуказанные функциональные группы организмов формируют трофическую структуру пшеничного поля, состоящую из пастбищных и детритных цепей. Однако, в отличие от естественной экосистемы, здесь пастбищные цепи короткие (2—3 звена), и обязательным звеном пищевой сети является человек, который обеспечивает высокую продуктивность пшеничного поля и влияет на биотические взаимоотношения между его компонентами.

Основными типами взаимоотношений в агроэкосистеме пшеничного поля являются: растительноядность, хищничество, паразитизм, внутривидовая и межвидовая конкуренция. Это отрицательные взаимоотношения, которые преобладают в молодых неустойчивых экосистемах, не способных к саморегуляции.

В целом следует еще раз отметить, что человек управляет агроэкосистемами, внося в них значительное количество дополнительной энергии (обработка почвы, полив, удобрения, пестициды) и влияя на их трофические уровни и среду обитания.


Поле - это экосистема, созданная человеком, то есть она искусственная.


Отличие экосистемы поля от других экосистем- небольшое число видов растений. Например, на поле растёт пшеница и растут несколько видов сорняков.


Обитатели экосистемы всё, что им нужно получают друг от друга. А экосистеме поля помогает человек!


Если не ухаживать за полем, оно со временем превратиться в природную экосистему.


На поле человек выращивает культурные растения. Такие как пшеница, рожь, овес, ячмень, кукурузу.


А так же на полях человек выращивает и декоративные растения. Например тюльпаны и лаванду.


Урожай культурных растений привлекает множество непрошенных потребителей, например саранча и колорадский жук, мышь полевка и крот.


Для борьбы с вредителями человек изобрел особые ядовитые вещества – ядохимикаты. Да вот беда, ядохимикаты убывают не только вредителей, но и накапливаются в растениях, что очень вредно. Если человек использует в пищу растения обработанные ядохимикатами, то яды попадут в его организм.


Читайте также: