Почему после бобовых хорошо сеять пшеницу и другие сельскохозяйственные растения

Обновлено: 18.09.2024

По степени влияния на почву и последующую культуру предшественники делят на:

а) отличные (чистые и занятые пары, многолетние бобовые травы и их смеси со злаковыми);

б) хорошие (пропашные и зерновые бобовые культуры, однолетние бобовые злаковые смеси, озимые зерновые);

в) удовлетворительные (подсолнечник, яровые зерновые, идущие после хороших предшественников, однолетние злаковые травы);

г) неудовлетворительные (яровые зерновые, которые возделывались после удовлетворительных предшественников.

Для озимых культур лучшими предшественниками в Центральном Черноземье являются чистые и занятые пары. Ценность занятого пара тем выше, чем больше период парования. Исходя из этого парозанимающие культуры можно расположить следующим образом (по мере ухудшения): озимые на зеленый корм, клевер и эспарцет на 1 укос, горох на зеленый корм, вико-овсяная смесь на сено или сенаж, кукуруза на зеленый корм, ранний картофель.

Из непаровых предшественников наиболее ценным является горох на зерно.

В ЦЧЗ допускается посев озимых после кукурузы на силос и ячменя, но эти предшественники можно использовать только в том случае, если почва хорошо обработана и ко времени посева в ней достаточно влаги, а также при возможности применения минеральных удобрений и средств защиты растений от сорняков, вредителей и болезней.

При наличии в севообороте озимой пшеницы и озимой ржи лучшие предшественники отводят под озимую пшеницу, как культуру более требовательную к условиям произрастания.

Сахарную свеклу размещают после озимой пшеницы, идущей по чистому (лучше) или занятому парам.

Звено севооборота: пар-озимая пшеница-сахарная свекла характерно для ЦЧЗ. Не следует возвращать свеклу на то же поле раньше, чем на четвертый-пятый год.

Подсолнечник целесообразно размещать последним полем севооборота перед чистым или занятым паром, так как после него остается много падалицы и значительно иссушается почва. Предшественниками для него могут быть озимые, ячмень, а также кукуруза на зеленый корм или силос. На прежнее место подсолнечник можно возвращать не раньше, чем через 7-8 лет.

Кукуруза не требовательна к предшественникам. Ее сеют после озимых (лучше), зерновых бобовых, картофеля, ранних яровых зерновых. При высоком уровне питания возможен повторный посев.

После кукурузы размещают яровую пшеницу, ячмень, озимые.

Лучшими предшественниками картофеля являются озимые и зерновые бобовые культуры. Возможно размещение его после кукурузы, сахарной свеклы и многолетних трав.

После картофеля хорошо удаются яровые зерновые, зерновые бобовые, кукуруза.

Для зерновых бобовых лучшие предшественники - пропашные. Бобовые по бобовым сеять нельзя.

Из ранних яровых зерновых наиболее требовательна к предшественникам яровая пшеница; наименее требователен овес. Ячмень занимает промежуточное положение. Сеют их после зерновых бобовых и пропашных культур, отводя лучшее место для яровой пшеницы, худшее - для овса.

Просо лучше всего сеять по пласту или обороту пласта многолетних трав, а также зерновым бобовым культурам. Хорошим предшественником является картофель. Можно размещать просо также после сахарной свеклы и озимой пшеницы.

Гречиха лучше идет по зерновым бобовым, сахарной свекле, кукурузе, озимым и обороту пласта многолетних трав.

Для составления схемы севооборота - перечня сельскохозяйственных культур и паров в порядке их чередования в севообороте необходимо знать структуру посевных площадей.

Структура посевных площадей - это соотношение площади посева различных культур. Она может быть выражена в количестве полей, занимаемых каждой культурой; в процентах к площади пашни или в гектарах.

Цель работы: Изучить предшественники основных культур Центрального Черноземья и научиться составлять схемы севооборотов.

Материалы и оборудование: Справочная литература, конспекты лекций.

Но корневой системе бобовых растений развиваются особые (клубеньковые) бактерии, имеющие замечательную способность к фиксации атмосферного азота и обогащению им почвы в пахотном слое. Таким образом после бобовых почва содержит гораздо больше легкодоступного азота, необходимого для нормального питания и роста с/х культур.

Потому что корневая система бобовых имеет свойство удобрять почву азотом, что на много лучше всякой там селитры .

Бактерии рода Rhizobium проникают в корни многих видов бобовых растений, образуя корневые клубеньки, в которых фиксируется азот.
Бобовые растения играю главную роль в связывании молекулярного азота в возделываемых почвах. Общее увеличение количества азота в надземной массе и пожнивных остатках при культивировании люпина составляет 150—200 кг, клевера красного — 180 кг, люцерны — 300 кг, донника — 150 кг, зерновых бобовых — 50 — 60 кг азота в год на 1 га почвы. При этом прибыль азота в почве для всех перечисленных видов, за исключением зерновых бобовых, составляет примерно 50—70 кг на 1 га.
Прянишников указывает, что после введения в Европе севооборотов с посевом клевера средняя урожайность зерновых повысилась с 7 до 17 ц на 1 га. В Московской сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева урожаи ржи в шестипольном севообороте с клевером однолетнего пользования на протяжении 50 лет без внесения минеральных удобрений сохраняются на уровне 14 га на 1 га, а без клевера урожай достигает лишь 7 ц.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

1. Дайте ответ на вопрос-2б.

1.Низшие растения - это растения:

Не имеющие тканей и органов

Имеющие ткани и органы

2.Водоросли – это растения имеющие:

Ползучий стебель с множеством побегов

Короткий стебель, неветвящийся

Древесный стебель, с множеством листьев

4. Мхи размножаются:

а) спорами б) семенами в)корнями г) стеблями

5. Какое значение играют папоротники в жизни человека?

а) участвуют в образовании торфа

б) из них получают агар-агар

в) используют как строительный материал

г) из них образовался каменный уголь

6.Залежи каменного угля образовались:

Из древних мхов

Из древних папоротников

Из древних голосеменных

7.В медицине применяются споры:

Травянистые и деревья

Кустарники и деревья

9.Цветок и плод развиваются:

10. Весенние побеги хвоща:

а) бурые со спороносными колосками

б) зеленые, называются вайи

в) имеют длинный ползучий стебель

г) имеют ветвящийся зеленый побег

11. Цветок — орган размножения растений, так как:

а) в нем образуются споры

б) его опыляют насекомые

в) в нем образуется нектар

г) в нем образуются гаметы и происходит оплодотворение

12. К одноклеточным водорослям относится:

а) спирогира в) улотрикс

б) хлорелла г) вайи

13. Агар-агар получают из водорослей, относящихся к
отделу:

а) зеленых в) бурых

б) красных г) колониальных

14. Для семян растений класса однодольных в отличие от семян класса двудольных характерно наличие:

а) семенной кожуры б) зародыша с одной семядолей

в) зародыша с двумя семядолями г) эндосперма

15. К двудольным растениям относится:

а) пшеница б) лук в) кукуруза г) яблоня

16. Где находится запас питательных веществ в семени фасоли?

а) в эндосперме б) в семядолях

в) в корешке г) в семенной кожуре

17. Растения семейства злаков имеют плод:

18.Почему после бобовых хорошо сеять пшеницу и другие сельскохозяйственные растения?

А. они играют роль производителей органических веществ в сообществах

Б. содержат много белка в семенах

В. благодаря клубеньковым бактериям на корнях растений в почве накапливается много соединений азота.

19.Растения семейства крестоцветных имеют плод:

В. ягода или коробочка.

Г. стручок, стручочек

20. Какой плод у картофеля, паслена черного?

2. Охарактеризуйте жизненный цикл Папоротниковидных.-1б

3. Перечислите основные признаки класса Двудольных растений.-0,5б

4. Дайте характеристику семейству Злаковых по плану:1б

а) Жизненная форма.

б) Формула цветка.

д) Представители семейства.

5. Распределите названные ниже растения по семействам:-0,5б.

1. Василек синий;-б

2. Белокочанная капуста;-к

7. Пастушья сумка;-к

8. Пекинская капуста;-к

1. Дайте ответ на вопрос-2б.

1.Высшие растения имеют:

2.Кукушкин лен – это:

Листостебельное растение, имеет ризоиды

Растение, не имеющее стебля и листьев

Растение, имеющее корень

3.Вайи папоротников растут:

4.Торф образуется из:

5.Споры, в отличии от семян:

Имеют запас питательных веществ

Не имеют запаса питательных веществ

Являются защитной оболочкой растений

6.К низшим растениям относятся:

Водоросли и некоторые мхи

Плауны и папоротники

7.Папоротники в основном:

Травянистые, но имеются древовидные формы

8. Весенние побеги хвоща:

а) бурые со спороносными колосками

б) зеленые, называются вайи

в) имеют длинный ползучий стебель

г) имеют ветвящийся зеленый побег

9. Для семян растений класса однодольных в отличие от семян класса двудольных характерно наличие:

а) семенной кожуры

б) зародыша с одной семядолей

в) зародыша с двумя семядолями

10. К двудольным растениям относится:

а) пшеница б) лук в) кукуруза

11. Где находится запас питательных веществ в семени фасоли?

а) в эндосперме б) в семядолях

в) в корешке г) в семенной кожуре

12. Назовите главные признаки растений семейства крестоцветные:

а. корневая система стержневая, жилкование листьев сетчатое, зародыш с двумя семядолями.

б. цветок пятичленного типа, плод боб, на корнях - клубеньковые бактерии.

в. цветок четырехчленного типа, околоцветник двойной, соцветие кисть, плод стручок или стручочек.

г. цветок пятичленного типа, околоцветник двойной, плод ягода или коробочка, содержат ядовитые вещества.

13. Растения семейства розоцветных можно узнать по следующим признакам:

а. цветок пятичленного типа, околоцветник двойной, плод ягода или коробочка, содержат ядовитые вещества.

б. цветок пятичленного типа, плод боб, на корнях имеются клубеньковые бактерии.

в. цветок пятичленного типа, плод костянка или яблоко, большинство плодово-ягодные растения.

г. цветок четырехчленного типа, околоцветник двойной, соцветие кисть, плод стручок или стручочек.

14. Растения семейства лилейных имеют плод:

а . ягода или коробочка

б. яблоко или костянка.

15. Назовите главные признаки отдела покрытосеменных:

а. корневая система стержневая, жилкование листьев сетчатое, зародыш с двумя семядолями.

б. наличие цветка, плода с семенами, хорошо развитая проводящая система.

в. корневая система мочковатая, жилкование листьев дуговое или параллельное, зародыш с одной семядолей.

г. хорошо развитые вегетативные органы, отсутствие цветка и плода.

16. Растения семейства пасленовых можно узнать по следующим признакам:

а. цветок четырехчленного типа, околоцветник двойной, соцветие кисть, плод стручок или стручочек.

б. цветок с простым околоцветником, трехчленного типа, плод ягода или коробочка.

в. цветки без околоцветника, собраны в соцветие колосок, плод зерновка, у большинства стебель соломина.

г. цветок пятичленного типа, околоцветник двойной, плод ягода или коробочка, содержат ядовитые вещества.

17. Растения семейства пасленовых имеют плод:

а. семянка. в. стручок

г. ягода или коробочка. б. зерновка.

18. Назовите главный признак, по которому растения относят к классу двудольных:

а. тип корневой системы. в. одна семядоля в зародыше семени.

г. две семядоли в зародыше семени. б. жилкование листьев.

19. Растения семейства злаков можно узнать по следующим признакам:

а. цветок четырехчленного типа, околоцветник двойной, соцветие кисть, плод стручок или стручочек.

б. цветок с простым околоцветником, трехчленного типа, плод ягода или коробочка.

в . цветки без околоцветника, собраны в соцветие колосок, плод зерновка, у большинства стебель соломина.

г. цветок пятичленного типа, околоцветник двойной, плод ягода или коробочка, содержат ядовитые вещества.

20. На корнях каких растений развиваются клубеньковые бактерии, обеспечивающие растения азотом?

а. злаков. в. пасленовых. г. розоцветных б. бобовых

2. Охарактеризуйте жизненный цикл Моховидных.-1б.

3. Перечислите основные признаки класса Однодольных растений.-0,5б.

4. Дайте характеристику семейству Крестоцветных по плану:-1б.

а) Жизненная форма.

б) Формула цветка.

д) Представители семейства.

5. Распределите названные ниже растения по семействам:-0,5б

У бобовых есть исключительная особенность - они могут получать азот непосредственно из воздуха. Избыток азота накапливается в корневой системе и может использоваться в качестве питания другими растениями. Вот и получается, что бобовые растут сами по себе и "кормят" своих соседей. Данная особенность бобовых давно была замечена и эти растения стали в агротехнике использовать в качестве седеральных культур: их выращивают, измельчают и припахивают на полях перед посевом других культур, чтобы обеспечить высокое качество почвы.

Кормовые травосмеси сеют для того, чтобы сено или зеленый корм были полноценными. Злаки дают животным углеводы, а бобовые дают белок. Горох с овсом, вика с овсом, клевер с тимофеевкой и еще более сложные смеси по 5 или даже больше трав. Каждый хозяин может подобрать для своих условий, климата, типа почв, способов заготовки.

По поводу того, что смеси растут лучше и растения помогают друг другу, это не совсем так. Растения конкурируют друг с другом за свет, влагу, питание. Когда организмы помогают друг другу, они образуют симбиоз, как деревья и микоризные грибы. Среди трав что-то никто не упоминает про такое взаимодействие растений, хотя есть много статей, утверждающих как одни растения хорошо уживаются с другими, а есть растения антагонисты. Но это и так понятно, если одно растение высокое, а другое низкое, то первое будет угнетать второе, если второе требовательно к свету и защищать его от солнца, если оно тенелюбивое.

Что касается посевов злаковых трав с клевером, то есть такое явление, как клевероутомление. Клевер нельзя очень долго выращивать на одном месте, да он сам через три года вырождается. Поэтому смесь составляют так, чтобы после гибели клевера росли злаки, причем одни злаки сменяли другие. Научные учреждения эти исследования проводят, подбирают смеси так, чтобы, например, на пастбище, одна трава сменяла другую и много лет был хороший травостой.

Читайте также: