Пшеничное поле с кипарисами ван гог описание

Обновлено: 18.09.2024

История создания

Свое полотно Ван Гог создал на исходе 19 века. В это время великий художник находился в ужасном состоянии: на тот момент он уже почти целый год провел в психиатрической больнице. Мастер устал от своего заключения, и эта картина была его попыткой вернуться к искусству. Ваг Гог стал проводить много времени за рисованием. Особено его привлекало и успокаивало изображение природы. Начав рисовать поля (пшеничные особенно занимали автора), художник стал часто добавлять в свои композиции и деревья. Особенно ему нравилось изображать кипарисы.

Символизм

Эксперты объясняют, что кипарис стал для художника символом печали и упадка. Несмотря на то что верхушки кипарисов направлены строго вверх, на побережье Средиземного моря эти деревья традиционно считаются символом грусти. Именно кипарисы и изображал художник в конце восьмидесятых годов в своих произведениях. Исследователи объясняют это сложными душевными переживаниями мастера. Более того, кипарисовые деревья – это единственные объекты на картине, изображенные вертикально. Автор специально изобразил их отдельно от поля и выделил особенно ярким цветом, что создает большой контраст между чистым, спокойным полем и стремящимися в бессилии вверх одиноких деревьями.

поля пшеничные

В нижней части полотна изображены светлые поля, пшеничные или ржаные. Создается впечатление, что они клонятся от внезапно налетевшего ветра. На заднем фоне изображены две развевающиеся, как пламя, кроны кипариса. Сам художник признавался, что очень увлекся этими деревьями. Он называл их великолепными.
Очень контрастно смотрится, по сравнению с пшеничным полем, изумрудная трава. Как говорил Ван Гог, такие поля требуют большой наблюдательности от художника. Если долгое время всматриваться в их очертания, то можно заметить среди рядов пшеницы кусты ежевики или высокую траву. Так и попытался изобразить их автор с правого края своего полотна. На переднем плане, в самом низу картины, можно рассмотреть мазки, изображающие спелые ягоды на кусте.

картина пшеничное поле

Еще более необычным изобразил автор небо на своей картине. На ясном чистом небосводе наблюдаются необычные завитки сиреневых облаков. Видимо, автором было задумано, что непогода на небе – это полная противоположность для спокойного и беззаботного бескрайнего поля, пшеничные колосья которого слегка качаются на ветру. Если внимательно посмотреть на небо, то среди разбушевавшихся облаков можно заметить еле видный полумесяц.

Ван Гог о своей картине

Винсент Ван Гог - Пшеничное поле с кипарисами

Никто не рисовал деревья, в частности, кипарисы так, как это делал Винсент Ван Гог. Он пришел к своему узнаваемому стилю не сразу, несколько лет оттачивая его.

С чего все начиналось

Когда Ван Гог находился в психиатрической лечебнице Сен-Поль-де-Мозоль в Сен-Реми, из окна открывался вид на пшеничные поля и темные провансальские кипарисы, а вдалеке виднелись Альпийские горы. В период интенсивного творчества в июне и июле 1889 года он сначала нарисовал части того, что открывалось его взору, а затем превратил эти рисунки в картины.

Возможно, этот рисунок пером и чернилами (сверху) был его первым дублем. Так как следующая картина маслом (ниже) в точности повторяет образ предыдущей, если не считать добавившиеся детали.

Затем он увеличил обзор, чтобы картина включала пшеничное поле с кипарисами, которое он нарисовал черным мелом и своим тростниковым пером (сверху). Скорей всего он рисовал эту часть вне здания лечебницы, так как достичь такого вида из окна весьма трудно. Он понял, что из этого получится хорошая картина, поэтому начал рисовать снова на подготовленном холсте размером примерно 73 на 93 см.

Скорей всего он закончил картину в один присест, так как это первоначальная версия того произведения, которое он напишет позже тем же летом.

Обзор картины в деталях

На детальной части картины маслом (выше) можно увидеть верхушки пшеницы, они выделены более толстым слоем краски на фоне первоначального. Ван Гог наложил мазки разноцветной краски, выделяя таким образом те объекты, на которые нужно обратить внимание, так мы понимаем, что именно изображено. В нижней части есть голубые и зеленые тона, просвечивающие из-под его нижней краски.

Эта часть картины, отображающая правый нижний угол, показывает три отчетливые области: диагональные штрихи, образующие стоячую пшеницу, закрученные петли, образующие травы и сорняки внизу, выполненные как все те же завихрения.

В центре полотна, откуда взята следующая деталь, можно увидеть несколько разных цветов и их оттенков, которые мастерски смешались, воссоздавая вид на сцену. Можно сказать, что большая часть картины была написана за один сеанс или в ближайшие дни. Некоторые части, возможно, были окрашены позже, на краску, которая к тому времени стала сухой.

Другие версии картины

Этот шедевр мирового искусства находится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Картина была куплена в 1993 году за 57 миллионов долларов.

Эту вторую версию он сделал в студии. Сейчас она находится в лондонской Национальной галерее. Он также написал и третью, уменьшенную версию, которую послал в подарок матери и сестре. Теперь она находится в частной коллекции.

"Пшеничное поле с кипарисами" - картина (точнее, три версии одной картины), написанная Ван Гогом в самый трагический и в то же время предельно плодотворный период в жизни и творчестве художника - в период пребывания в психиатрической лечебнице Святого Павала Мавзолийского в Сен-Реми-де-Прованс. В частности, первая версия (F717) - несомненно, лучшая из всех, была создана в конце июня или в начале июля 1889-го, практически одновременно со знаменитой картиной "Звездная ночь".

Есть, однако, все основания полагать, что, в отличие от "Звездной ночи", картина "Пшеничное поле с кипарисами" отражающая настоящую одержимость Ван Гога этими деревьями, была написана на плэнере: когда художнику сделалось лучше, ему позволено было периодически покидать лечебницу.

Примечательно, что сам Ван Гог считал "Пшеничное поле с кипарисами" одной из лучших своих работ, о чем сообщал в письме брату Тео. Сопоставляя эту вещь с большинством других работ Ван Гога этого периода, несложно заметить, что "Пшеничное поле" - во-первых, одна из самых "спокойных" работ Винсента, а во-вторых (что в известной степени протистекает из "во-первых" - одна из самых "классических" его работ.

Такой неожиданный эффект на живопись художника оказало недолгое душевное равновесие, в котором он пребывал во время написания этого холста.

Композиция, выстроенная преимущественно по горизонтали, строится из крупных сменячющих друг друга участков, уходящих в перспективу, прекрасно прописанных и вместе создающих ощущение большой глубины, которую лишь подчеркивает умелое использование света и тени, заставляющее картину "светиться изнутри".

Несложно, однако, заметить, что при общей гармоничности композиции и цветы земля и небо в картине жестко противопоставлены друг другу. Земля: ощутимо более твердая, жесткая, написанная в более контрастных цветах - и округлое, мягкое, гораздо более "женственное" небо, исполненное призраков, фантомов, антропоморфных и зооморфных форм, образованных клубящимися облаками.

Противопоставление это можно воспримать как воображаемую реальность, о коотрой грезил Ван Гог до того, как попасть в лечебницу (речь о его давней мечте основать колонию художников, которая, как известно, закончилась весьма трагически) - и реальность настоящую, в которой на самом деле существовал художник.

Еще более верным будет обозначить эту антитезу в терминах "Жизнь - Смерть". Несложно заметить, что пара кипарисов - единственный, по сути, вертикальный элемент картины, который связывает небо и землю между собой.

Думается, Ван Гогом в то непростое время кипарис так и воспринимался - как своеобразная лестница между жизнью и смертью, землей и небом. Подтверждается это и значением кипариса, который, с одной стороны, символизирует смерть (не случайно его до сих пор высаживают в Западной Европе на кладбищах), а с другой - символизирует жизнь вечную.

Тогдашнюю одержимость Ван Гога кипарисами следует трактовать именно с этой точки зрения: художник буквально бредил этими деревьями не только в силу их "фактического присутствия" в местном пейзаже, но и по причине того, что непрестанно размышлял о смерти.

"Пшеничное поле с кипарисами" следует воспринимать как "дневную версию" "Звездной ночи", которая, невзирая на меньший внутренний накал, быстро нашла своих ценителей.Июльская версия картины принадлежала брату Винсента, а после его смерти вдова Тео продала ее художнику Эмилю Шуффенекеру в 1900 году.

Впоследствии побывав в руках коллекционера Александра Бертье и галериста Пауля Кассирера, в ноябре 1909 года картина "Пшеничное поле с воронами" попала в галерею фотографа Эжена Дрюэ, где была впервые выставлена и сфотографирована.

В 1910 году её купил берлинский банкир Франц фон Мендельсон, и она оставалась в собственности семейства до 1952 года, пока её не приобрёл в Цюрихе оружейный промышленник Эмиль Бурле. В 1993 году его сын Дитер Бурле продал картину Метрополитен-музею в Нью-Йорке за 57 миллионов долларов.

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Читайте также: