Шел сеятель с зернами в поле и сеял

Обновлено: 07.09.2024

И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им: слушайте:
Вот, вышел сеятель сеять; и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода. И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто.
И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит!

Когда же остался без народа, окружающие Его, вместе с двенадцатью, спросили Его о притче. И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи. И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи?
Сеятель слово сеет. Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их.
Подобным образом и посеянное на каменистом месте означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его, но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются.
Посеянное в тернии означает слышащих слово, но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода.
А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат. (Евангелие от Марка, 4-я глава)

Наверное, никакая другая притча за последние сто лет не подвергалась столь беспощадной критике, как Притча о сеятеле.

Почему сеятель так странно сеет? Никакой нормальный человек не будет бросать ценные семена на каменистую почву…
Почему ученики не поняли смысла притчи, что здесь вообще такого, что бы можно было не понять?
Почему Иисус так подробно комментирует притчу? Он никогда не растолковывает притчи, давая людям самим подумать над притчей и уяснить ее смысл… А тут и вообще непонятно: народ Иисус отсылает, как будто им все и так понятно, а вот некоторым людям и ученикам толкует притчу. Неужели ученики глупее остальных слушателей Иисуса, что им нужно растолковывать отдельно?

Однако сегодня большинство библеистов считает, что вся притча принадлежит Иисусу. Более внимательное изучение текста, символов, оборотов речи показало, что все в этой притче идентично слогу Самого Иисуса – именно Он произнес и первую, и вторую части притчи. Только вот оказалась она гораздо глубже, нежели представляли себе прежние поколения толкователей.

Но сначала, перед тем как мы перейдем к богословию притчи, два слова о сомнительном способе сева. Не правда ли, странно бросать зерно (которое стоит немалых денег) на каменистую почву.
Изучение аграрной культуры Палестины показало, что там существовало два способа сева. Первый, когда землю сначала вспахивали и потом засевали, и второй, когда сначала бросали зерно, а потом уже эту землю вспахивали. Таким образом, вполне возможна та ситуация, что здесь описан сев до вспашки[1]. Сеятель не знает, на какую почву он бросает зерно, быть может, она каменистая, неплодоносная… Он пока просто сеет.

А теперь, наконец, о самом главном, о богословии притчи:

И начать надо с того, чтобы определить, что означают в этой притче:
А) семя (или зерно)
Б) и что – сеятель.

Я не буду умножать число примеров, их очень много. Практически у всех пророков мы читаем о том, что Сеятель – Бог посеет семя – народ Свой в Святой Земле, и он чрезвычайно разрастется и умножится.

Теперь представьте, когда Христос начал рассказывать притчу о сеятеле, как жадно впитывали ее окружающие и пытались разгадать.

…Итак, повторю, что означает посев семени в притче Иисуса: исполнение пророчеств – совершение спасения для Израиля.
Эта притча о самом главном: Бог в лице Иисуса начал сеять, как это предсказывали пророки.
И теперь только от Его слушателей зависит, какое отношение будет это иметь к каждому из них: либо сев пройдет мимо них, спасение как бы обойдет их стороной, либо они его примут, оно в них прорастет и принесет обильный плод.

Но в таком случае встает вопрос о второй части притчи. Почему все Евангелисты, приводящие эту притчу, не забывают привести толкование, данное Иисусом; отметим, очень странное толкование: Сеятель слово сеет. Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово…

В этом отрывке есть все: и рассказ о замысле Божием, и указание на то, что замысел этот осуществится словом. И, наконец, тема прекрасных плодов, то есть, иными словами, опять же тема семени и его возрастания.

Иисус ставит вопрос ребром: та история, которую ждут иудеи, – их вымысел. Вот сейчас, именно сейчас! возвещается другой сюжет истории, и Он – Иисус – главное действующее лицо этого сценария. Не происхождение, не национальность – твой козырь, то, что тебя спасет и спасет как бы помимо твоих личных усилий, а то, как ты отнесешься к возвещаемому Иисусом слову! Потому, что слово это – есть слово Спасения… То, что возвещает Христос, и есть долгожданное Спасение!

Вот центральный пункт этой притчи.

Наш привычный, Синодальный, перевод затемняет смысл, тогда как из точного перевода явственно следует, что Христос намеренно не говорит массе, толпе, окружающей Его, прямую Истину, чтобы не спровоцировать людей (особенно иудейскую верхушку) на неадекватные действия. Помните, в притче о наглых виноградарях, которую мы разбирали в прошлый раз, сказано, что Христа хотели схватить. Когда все поизносится слишком откровенно, многие могут действовать слишком поспешно и резко. А для этого еще не время… Христос рассказывает притчу, чтобы ее запомнили, чтобы ее пересказывали и она была… миной замедленного действия. Чтобы не сейчас, а позже, когда Он совершит искупительную Смерть и Воскресение, когда пружина Истории начнет стремительно распрямляться, люди вспомнили все это и им открылась истина.
Как в детективном романе многие части кажутся бессмысленными, пока не произойдет кульминация, когда не будет сказано: кто есть кто, и все это не осветит все элементы повествования и все не станет до шока поразительно очевидным, так и здесь… Христос не хочет, чтобы люди в своей массе сразу поняли притчу.
Поэтому притча как бы и понятна, и одновременно непонятна.

Несколько дополнительных мыслей вдогонку:

Много, много путей к погибели, и многие люди последуют этими путями! Будут погибшие! Мы не говорим сейчас о том, кто спасется, а кто нет – это дело Божие, но несомненна мысль притчи – Бог сеет во всех людях, семена спасения, энергия иной жизни дана всем. Но именно от человека зависит, даст он прорасти этому доброму семени – или подавит его сорняками, даст склевать птицам и т.д. Это от человека зависит и он о своем свободном решении в этом вопросе будет давать отчет Богу.

Впрочем, поговорить здесь можно было бы о многом… Основной вектор толкования притчи я показал, теперь вы можете двигаться самостоятельно, нанизывая бисеринки смыслов и толкований на ожерелье этой великолепной притчи. У святых отцов и богословов можно найти немало глубоких мыслей о семени, сеятеле, почве нашей души и проч.

А закончить комментарий на притчу мне хотелось бы словами блаженного Августина, обращавшегося к своей пастве так:
Взывал я к дороге, взывал к скалам, взывал к терновым кустам.
Я вопиял: Меняйтесь, пока есть возможность. Вспашите плугом грубую почву, выбросьте камни с поля, вырвите с поля терновник!
Не имейте грубого сердца – в нем быстро угаснет Божие Слово!
Не будьте мягкой почвой – в ней корень любви непрочен!
Заботами и стремлениями мира сего не погубите доброго семени, которое сеется в вас нашим трудом (блаж. Августин имел в виду свой пастырский труд. – прот. К.П.)!
Ведь сеет Господь, а мы – работники Его.
Будьте доброй почвой!

сеятель1.JPG


Иное упало на каменистое место, где немного было земли.

сеятель3.JPG


Вид на Галилейскую долину с горы Арбель.

сеятель5.JPG


Иное (семя) упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода.

сеятель6.JPG


Вид с горы Фавор.

сеятель9.JPG


На берегу Иордана в местечке Кесария.

сеятель11.JPG


На берегу Галилейского озера.

Шел сеятель с зернами в поле и сеял; И ветер повсюду те зерна развеял. Одни при дороге упали; порой Их топчет прохожий небрежной ногой, И птиц, из окрестных степей пролетая, На них нападает голодная стая. Другие на камень бесплодный легли И вскоре без влаги и корня взошли,- И в пламенный полдень дневное светило Былинку палящим лучом иссушило. Средь терния пало иное зерно, И в тернии диком заглохло оно. Напрасно шел дождь и с прохладной зарею Поля освежались небесной росою; Одни за другими проходят года - От зерен тех нет и не будет плода. Но в добрую землю упавшее семя, Как жатвы настанет урочное время, Готовя стократно умноженный плод, Высоко, быстро, и сильно растет, И блещет красою, и жизнию дышит. Имеющий уши, чтоб слышать,- да слышит!

А.М.Жемчужников. Стихотворения. Поэтическая Россия. Москва: Советская Россия, 1988.

Среди всех притч Иисуса Христа, собранных в Новом Завете, притча о сеятеле (Лк. 8:5-15) — пожалуй, самая известная. Более того, это единственная притча, содержание которой прокомментировал Спаситель. Казалось бы, здесь всё понятно, и никаких вопросов быть не должно. Но на самом деле при детальном изучении их возникает очень много.


В содержании притчи и разных вариантах её толкования разбирался протоиерей Олег Кручинин, настоятель Борисо-Глебского храма города Часов Яра.

Когда же собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчею:
вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его;
а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги;
а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его;
а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?
Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.
Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие;
а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым пото́м приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись;
а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают;
а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода;
а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

Загадка № 1: зачем разбрасывать зерно повсюду?

А это — семя, упавшее на обочину дороги; семя, попавшее на каменистую почву (на асфальт, как сказали бы сегодня); семя, залетевшее в заросли сорняка; и семя на плодородной почве. В такой классификации всё вроде бы нормально.

Но давайте задумаемся: а что это за странный и нерачительный крестьянин? У него что, так много зерна? Зачем он разбрасывает семена на асфальт или в кусты? Какой урожай он собирается там получить? Это и есть первая загадка рассматриваемой притчи. Почему сеятель ведёт себя нелогично?

Отгадку нужно искать в истории сельского хозяйства Палестины. Если у нас принято вначале распахать поле с помощью трактора, а затем засеивать его зерновыми культурами, то в древности сеять могли по-другому. Вначале шёл сеятель, неся на плече сумку или мешок с зерном, и щедро разбрасывал семена. В этом случае зерно могло залететь и на каменистую почву, и в бурьян. А уже потом засеянное поле распахивали.

Помимо исторического толкования есть и духовное. В притче Иисус Христос говорит, что Богу не жалко Своих даров для людей. Он готов одаривать им всех: и тех, кто находится где-то на обочине жизни, но всё же делает шаги по направлению к Богу, и тех, чьи праведные души уже давно готовы воспринять то, что даёт Господь.

Загадка № 2: кто автор комментария?

Внимательно читая толкование, приведенное в Евангелии, мы понимаем, о чём там идёт речь. Мы — христиане, знакомые со Словом Божиим; мы знаем другие изречения Иисуса Христа, и поэтому мысли о терпении, о добрых делах и добрых словах вполне ложатся в привычное нам учение Церкви.

А не могло ли быть это толкование более поздней вставкой в Евангелие? Может быть, евангелисты или их последователи сами дописали эти слова для назидания первых христианских общин? Такие мысли мы встречаем у учёных, исследовавших притчу о сеятеле. Однако самые поздние выводы библеистов подтверждают, что комментарий к притче всё же принадлежит Самому Иисусу Христу.

Четыре типа почвы — это четыре группы людей.

Каменистая почва — образ людей, внешне вроде бы увлекающихся Словом Божиим, приходящих в храм на Пасху или в день Крещения Господня, но внутренне далёких от учения Церкви. Вспомним Ирода, которому нравилось беседовать с Иоанном Предтечей. Во многом он разделял убеждения пророка, но следовать им не хотел.

И наконец, добрая почва, рождающая урожай, в сто раз превышающий объём посева, — это духовный идеал, к которому нужно стремиться. Многие святые отцы плакали о своих грехах и ошибках сладостными слезами покаяния. Такие слёзы тоже удобряют душу. Стремление видеть свои грехи и очищаться от них — это и один из главных способов борьбы со злобными птицами, клюющими при дороге семя, и возможность духовного умягчения сердца, и способ духовной прополки сорняков души.

Загадка № 3: что бы значила притча сия?

Нельзя сказать, что форма подачи информации в виде притчи была для иудеев чем-то новым. Иносказание, облечённое в понятную для слушателей, а чаще всего и в парадоксальную форму, — отличительная особенность любой притчи. Но Господь придал таким историям особый смысл.

Сеятель, почва, горчичное зерно, верблюды, светильники, свадебные пиршества — эти и другие герои и обстоятельства притч Христа были понятны слушателям того времени. Гораздо проще выслушать понятную историю на житейскую тему, чем воспринять объёмный доклад, насыщенный серьёзными богословскими терминами.

По мнению профессора Александра Лопухина, эта параллель слов Христа со словами пророка полна глубокого смысла. Таким людям, которые, видя, не видят и, слыша, не слышат, можно было бы ничего не говорить, потому что речи для них, вследствие их непонимания, бесполезны. Но Господь пришёл на землю, чтобы проповедовать и им — притчами.

Ученики же Христовы обладали большей способностью и восприимчивостью к новому учению и потому могли понять больше, чем остальной народ. А притчи, образы, метафоры и выражения, быстро ставшие крылатыми, сделали учение Христово более понятным. В яркой образности и запоминаемости притч заключается одна из причин их популярности и сегодня.

Шел сеятель с зернами в поле и сеял;
И ветер повсюду те зерна развеял.
Одни при дороге упали; порой
Их топчет прохожий небрежной ногой,
И птиц, из окрестных степей пролетая,
На них нападает голодная стая.
Другие на камень бесплодный легли
И вскоре без влаги и корня взошли,-
И в пламенный полдень дневное светило
Былинку палящим лучом иссушило.
Средь терния пало иное зерно,
И в тернии диком заглохло оно…
Напрасно шел дождь и с прохладной зарею
Поля освежались небесной росою;
Одни за другими проходят года —
От зерен тех нет и не будет плода.
Но в добрую землю упавшее семя,
Как жатвы настанет урочное время,
Готовя стократно умноженный плод,
Высоко, быстро, и сильно растет,
И блещет красою, и жизнию дышит…

Читайте также: