Снег пололи под окном слушали кормили счетным курицу зерном

Обновлено: 15.09.2024

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.

Вот красавица одна;
К зеркалу садится;
С тайной робостью она
В зеркало глядится;
Темно в зеркале; кругом
Мертвое молчанье;
Свечка трепетным огнем
Чуть лиет сиянье…
Робость в ней волнует грудь,
Страшно ей назад взглянуть,
Страх туманит очи…
С треском пыхнул огонек,
Крикнул жалобно сверчок,
Вестник полуночи.

Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Черный вран, свистя крылом,
Вьется над санями;
Ворон каркает: печаль!
Кони торопливы
Чутко смотрят в черну даль,
Подымая гривы;
Брезжит в поле огонек;
Виден мирный уголок,
Хижинка под снегом.
Кони борзые быстрей,
Снег взрывая, прямо к ней
Мчатся дружным бегом.

Вот примчалися… и вмиг
Из очей пропали:
Кони, сани и жених
Будто не бывали.
Одинокая, впотьмах,
Брошена от друга,
В страшных девица местах;
Вкруг метель и вьюга.
Возвратиться — следу нет…
Виден ей в избушке свет:
Вот перекрестилась;
В дверь с молитвою стучит…
Дверь шатнулася… скрыпит…
Тихо растворилась.

Все утихло… вьюги нет…
Слабо свечка тлится,
То прольет дрожащий свет,
То опять затмится…
Все в глубоком, мертвом сне,
Страшное молчанье…
Чу, Светлана. в тишине
Легкое журчанье…
Вот глядит: к ней в уголок
Белоснежный голубок
С светлыми глазами,
Тихо вея, прилетел,
К ней на перси тихо сел,
Обнял их крылами.

Смолкло все опять кругом…
Вот Светлане мнится,
Что под белым полотном
Мертвец шевелится…
Сорвался покров; мертвец
(Лик мрачнее ночи)
Виден весь — на лбу венец,
Затворены очи.
Вдруг… в устах сомкнутых стон;
Силится раздвинуть он
Руки охладелы…
Что же девица. Дрожит…
Гибель близко… но не спит
Голубочек белый.

Встрепенулся, развернул
Легкие он крилы;
К мертвецу на грудь вспорхнул.
Всей лишенный силы,
Простонав, заскрежетал
Страшно он зубами
И на деву засверкал
Грозными очами…
Снова бледность на устах;
В закатившихся глазах
Смерть изобразилась…
Глядь, Светлана… о творец!
Милый друг ее — мертвец!
Ах! …и пробудилась.

Села (тяжко ноет грудь)
Под окном Светлана;
Из окна широкий путь
Виден сквозь тумана;
Снег на солнышке блестит,
Пар алеет тонкий…
Чу. в дали пустой гремит
Колокольчик звонкий;
На дороге снежный прах;
Мчат, как будто на крылах,
Санки кони рьяны;
Ближе; вот уж у ворот;
Статный гость к крыльцу идет.
Кто. Жених Светланы.

Что же твой, Светлана, сон,
Прорицатель муки?
Друг с тобой; все тот же он
В опыте разлуки;
Та ж любовь в его очах,
Те ж приятны взоры;
Те ж на сладостных устах
Милы разговоры.
Отворяйся ж, божий храм;
Вы летите к небесам,
Верные обеты;
Соберитесь, стар и млад;
Сдвинув звонки чаши, в лад
Пойте: многи леты!
___

О! не знай сих страшных снов
Ты, моя Светлана…
Будь, создатель, ей покров!
Ни печали рана,
Ни минутной грусти тень
К ней да не коснется;
В ней душа как ясный день;
Ах! да пронесется
Мимо — Бедствия рука;
Как приятный ручейка
Блеск на лоне луга,
Будь вся жизнь ее светла,
Будь веселость, как была,
Дней ее подруга.

Маковский. Святочное гадание

18 января заканчивается один из самых весёлых русских праздников — Святки, и наступает христианский праздник Крещения. Много лет назад в Крещенский сочельник ряженые в последний раз ходили по деревне, звучали последние колядки, а под вечер девушки собирались погадать о замужестве.

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.

За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали

Девушки выходили во двор, снимали с левой ноги баш­мак и кидали его за ворота на улицу, чтобы уз­нать, где живёт суженый, а потом смотрели, в какую сторону он обращен носком. Куда ляжет носком, в ту сто­рону будет отдана замуж кидающая. Если же башмак лежал носком к воротам, из которых его выкинули, это означало, что в наступившем году девушке суждено жить дома и не выходить замуж.

Снег пололи

Под окном слушали

Девушки ходили по деревне, останавливаясь под окнами или у дверей чужих домов и прислушиваясь к разговору. По нему определяли характер будущего мужа. Весёлый разговор сулил весёлого мужа, скучный — зануду, нетрезвый — мужа-пьяницу. Кроме того, имел значение и возраст собеседников, по которому делали вывод о том, будет ли муж старым или молодым.

Кормили счетным курицу зерном

Данное гадание заключалось в следующем. Снимали с насеста курицу и давали ей поклевать зерно. Затем зерно пересчитывали. Если число оказывалось парным (чётным), это означало скорое замужество, в противном случае гадальщице предстояло сидеть в девках до следующего года.

Ярый воск топили

Гадание на воске было очень употребительным во время святочных вечеров. Оно совершалось следующим образом. Растапливали воск и вливали его в стакан с холодною водою. Затем сведущий в гадании человек (обычно старая нянюшка или ворожея) делал предсказания по образовавшимся фигуркам: нечто похожее на церковь означало венчание, на яму или пещеру — смерть.

Песенки подблюдны

Зеркало с свечою

Карл Брюллов. Гадающая Светлана

Но самым отчаянным и самым, по всеобщему мнению, действенным было гадание с зеркалом и свечою. Не случайно героиня баллады Жуковского решается на него после года разлуки с милым другом, когда от него нет никаких вестей.

Иногда для этих целей применяли не одно, а два зеркала: стоящее на столе и стенное зеркало. Направленные друг на друга они образовывали нечто, напоминающее длинный коридор, освещенный огнями. Зеркала должны были быть безукоризненной чистоты, без пузырей и других изъянов. Затем из комнаты выгоняли кошек, собак и птиц, а также просили удалиться посторонних людей. Оставшиеся, соблюдая тишину и глубокое молчание, стояли в стороне. От них требовалось не смотреть в зеркало, не подхо­дить к гадающему лицу и не разговаривать. Гадающая девушка должна была смотреть в зеркало пристально и неподвижно, направляя свой взор в конец представившегося ей коридора.

Самое интересное начиналось в полночь, когда вызванный поневоле суженый приходил в гадательную комнату и смотрел в зеркало через плечо своей избранницы. При его приближении нередко завывал ветра, а иногда доносился и смрадный запах. Девушка рассматривала черты лица и одежду призрака и даже иногда спрашивала его имя.

Источники:
Жуковский В. А. Баллады. Поэмы и сказки. М., 1982.
Забылин М. русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1990.
Сахаров И. П. Сказания русского народа. Т. I. С.-Петербург, 1885.

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.

Вот красавица одна;
К зеркалу садится;
С тайной робостью она
В зеркало глядится;
Темно в зеркале; кругом
Мертвое молчанье;
Свечка трепетным огнем
Чуть лиет сиянье…
Робость в ней волнует грудь,
Страшно ей назад взглянуть,
Страх туманит очи…
С треском пыхнул огонек,
Крикнул жалобно сверчок,
Вестник полуночи.

Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Черный вран, свистя крылом,
Вьется над санями;
Ворон каркает: печаль!
Кони торопливы
Чутко смотрят в черну даль,
Подымая гривы;
Брезжит в поле огонек;
Виден мирный уголок,
Хижинка под снегом.
Кони борзые быстрей,
Снег взрывая, прямо к ней
Мчатся дружным бегом.

Вот примчалися… и вмиг
Из очей пропали:
Кони, сани и жених
Будто не бывали.
Одинокая, впотьмах,
Брошена от друга,
В страшных девица местах;
Вкруг метель и вьюга.
Возвратиться — следу нет…
Виден ей в избушке свет:
Вот перекрестилась;
В дверь с молитвою стучит…
Дверь шатнулася… скрыпит…
Тихо растворилась.

Все утихло… вьюги нет…
Слабо свечка тлится,
То прольет дрожащий свет,
То опять затмится…
Все в глубоком, мертвом сне,
Страшное молчанье…
Чу, Светлана. в тишине
Легкое журчанье…
Вот глядит: к ней в уголок
Белоснежный голубок
С светлыми глазами,
Тихо вея, прилетел,
К ней на перси тихо сел,
Обнял их крылами.

Смолкло все опять кругом…
Вот Светлане мнится,
Что под белым полотном
Мертвец шевелится…
Сорвался покров; мертвец
(Лик мрачнее ночи)
Виден весь — на лбу венец,
Затворены очи.
Вдруг… в устах сомкнутых стон;
Силится раздвинуть он
Руки охладелы…
Что же девица. Дрожит…
Гибель близко… но не спит
Голубочек белый.

Встрепенулся, развернул
Легкие он крилы;
К мертвецу на грудь вспорхнул..
Всей лишенный силы,
Простонав, заскрежетал
Страшно он зубами
И на деву засверкал
Грозными очами…
Снова бледность на устах;
В закатившихся глазах
Смерть изобразилась…
Глядь, Светлана… о творец!
Милый друг ее — мертвец!
Ах! …и пробудилась.

Села (тяжко ноет грудь)
Под окном Светлана;
Из окна широкий путь
Виден сквозь тумана;
Снег на солнышке блестит,
Пар алеет тонкий…
Чу. в дали пустой гремит
Колокольчик звонкий;
На дороге снежный прах;
Мчат, как будто на крылах,
Санки кони рьяны;
Ближе; вот уж у ворот;
Статный гость к крыльцу идет..
Кто. Жених Светланы.

Что же твой, Светлана, сон,
Прорицатель муки?
Друг с тобой; все тот же он
В опыте разлуки;
Та ж любовь в его очах,
Те ж приятны взоры;
Те ж на сладостных устах
Милы разговоры.
Отворяйся ж, божий храм;
Вы летите к небесам,
Верные обеты;
Соберитесь, стар и млад;
Сдвинув звонки чаши, в лад
Пойте: многи леты!
________________

Центральной темой стихотворения является популярные в то время святочные гадания. Гадания на суженого в рождественскую ночь были частым явлением среди незамужних девушек, поскольку почти все они хотели знать, скоро ли кто-то возьмет их под венец, и кто будет тем таинственным нареченным.

Поэт очень красочно подчеркивает переживания главной героини, жених которой уехал в далекую страну и уже долгое время не дает о себе знать. Ей грустно смотреть на гадания подружек, которым неведомо чувство тоски и тревоги по любимому человеку. Однако и ее все-таки вовлекает процесс, и уже оставшись одна, Светлана решается на мистический обряд. Тоска и тревога наталкивает ее на желание узнать, что же свершилось с ее суженым, вернется ли он живой и невредимый, или же героиня так и останется век куковать незамужней.

Ярко характеризует героиню и ее имя – Светлана, свет, чистая, непорочная душа, в которой крепка вера, она не проклинает судьбу, не ропщет, а просто верит в свою любовь и любовь своего жениха. И даже страшные видения мертвеца не в силах опорочить ее светлое чувство.

Множество символов поэт использует и в описании окружающего мира и сна Светланы – например, ворон, являющийся во многих культурах вестником смерти и птицей, приносящей несчастья; голубь, символизирующий Святого Духа, спасающего героиню от адского мрака. Стихотворение наполнено и другими символами – рассвет, возвращающий все на круги своя, и пение петуха, пробуждающее девушку от страшного сна.

В балладе широко используется противопоставление, антитеза – отображается борьба света и тьмы, добра и зла, веры и неверия, любви и смерти. Это именно баллада, хотя и некоторыми часто интерпретируется как поэма. Изложение весьма мелодичное, свойственное именно балладе. Хорей придает особую лиричность и напевность.

Именно за свою мелодичность и романтизм стихотворение уже много лет находит отклик в сердцах читателей и по сей день.

В. А. Жуковский вошел в историю русской литературы как автор романтических баллад. Этот жанр унаследован русской поэзией из европейской литературы и связан с фольклором (народной песней, историческим преданием). Большинство баллад Жуковского переводные, но они являются, скорее, не переводами, а самостоятельными литературными произведениями, так как поэт вносит в них нечто свое: новые трактовки образов, иную авторскую оценку, нередко – русский колорит.

История создания

Время действия баллады – современная поэту эпоха. Сюжет произведения фантастический, сказочный, но происходящее – только сон, навеянный атмосферой святочных гаданий. Уже в начале баллады читатель погружается в мир народных поверий и обрядов, сопровождающих русские зимние праздники.

Башмачок. бросали - считалось, что жених придет оттуда, куда будет указывать носок упавшего башмачка.

Снег пололи - отыскивали спрятанное в снегу кольцо.

Под окном слушали - девушки ходили слушать под окна чужих домов. По характеру ведущейся в доме беседы - благостному или напряженному - определяли, какой будет судьба юной женщины.

Кормили cчетным курицу зерном - петуха или курицу кормили определенным количеством зерен: склюет всё - выйдет девушка замуж в этом году, а не склюет - считали оставшиеся зерна и предсказывали, сколько лет осталось до свадьбы.

Ярый воск топили - свечные огарки растапливали и выливали в миску с холодной водой. По очертаниям застывшего воска предсказывали будущее.

В чашу с чистою водой клали перстень золотой, серьги изумрудны - девушки опускали кольцо или другое украшение в воду и вглядывались в отражение: в нем должен был проступить образ суженого.

Песенки подблюдны (подблюдные песни) - русские обрядовые песни из 4 - 6 строк, исполнявшиеся во время святочных гаданий и в символических образах предсказывавшие будущее. Например, если в подблюдной песне пелось о коте и кошке ("Зовет кот кошурку // В печурку спать" - примечания Пушкина к "Евгению Онегину"), курице и петухе, двух голубях, то это обозначало женитьбу по любви.

Светлана тоскует по уехавшему год назад милому другу, от которого нет вестей.

С помощью зеркала и свечи героиня вызывает суженого. Он приглашает ее ехать венчаться в церкви.

Во время поездки с женихом в санях девушка замечает необычную, тревожную атмосферу происходящего. Героиню удивляет и настораживает молчание суженого, его унылое настроение.

Вещий - предвидящий будущее, пророческий.

В храме влюбленные видят множество людей, яркий свет и черный гроб: происходит не венчание, а отпевание покойника. Начинается метель, кони несут героев дальше. Черный ворон вьется над санями и каркает: "Печаль!" В поле виден огонек - это избушка, "хижинка под снегом". Вдруг кони, сани и жених пропадают.

Брошенная, испытывающая страх Светлана не может воротиться, крестится и, постучав в дверь, входит в избушку.

Героиня видит гроб, накрытый белым покрывалом. Трепеща и плача, Светлана опускается перед иконой Спаса, стоящей в ногах гроба, и молится. Притаившись со своим крестом в руке, она видит, что вьюга утихла, слабо - то разгораясь, то потухая - тлеет свечка. Влетает белоснежный голубок, садится Светлане на грудь ("перси") и обнимает девушку крылами.

Мертвый шевелится, так что спадает покров и становится видно его лицо с закрытыми глазами - "лик мрачнее ночи". На лбу покойного - венец. Мертвец издает стон и пытается пошевелить холодными руками. Светлане грозит гибель, но голубок вспархивает на грудь покойного и лишает его разрушительной силы. Сверкнув на деву грозными очами, умерший снова застывает. Светлана узнает в нем своего милого друга и тут же пробуждается.

Освободившись от кошмарного сна девушка снова попадает в реальный мир, но не сразу избавляется от гнетущего ощущения.

Денница - "утренняя звезда" в славянской мифологии, планета Венера.

Слышен дорожный колокольчик, сани всё ближе. Из них выходит "статный гость" и идет к крыльцу. Это приехал долго отсутствовавший жених Светланы. После "опыта разлуки" он всё так же любит девушку, героиня обретает счастье, молодые готовятся к свадьбе.

Идея произведения христианская. Она заключается в том, что героиню от темных сил спасает вера в провидение - Бога.

Зиждитель - Бог, Господь.

Светлана, чья душа "как ясный день", оказывается неподвластной силам зла. Последняя строфа баллады содержит доброе отношение автора к героине, мысль о важности обретения молодой женщиной, как сегодня сказали бы, базового доверия к миру - стойкой веры в светлые начала жизни,

Покров - употребляется в значении "защита".

Национальный колорит. Символика. Новаторство

Символика баллады включает в себя преобладающий над темнотой белый цвет, свет (снег, имя героини, мотивы света, свечи, огонька).

Новаторство Жуковского в развитии жанра баллады состоит в том, что, во-первых, поэт создает балладу в русском духе (русское общество после событий 1812 г. переживало национально-патриотический подъем), а, во-вторых, меняет более традиционную для этого жанра трагическую развязку на счастливый финал.

Влияние на последующую литературу

Если помните, естественные, доверяющие своим чувствам, героини Пушкина и Толстого тоже пытались гадать на Святки.

Разъясняя Онегину, кто из сестер Лариных Татьяна, Ленский сравнивает героиню со Светланой Жуковского. Перекликаются и простонародные имена героинь, и увиденные ими сны. Вот только сон Татьяны оказывается пророческим - в символическом виде изображает ее будущие именины с их навязчивой многолюдностью и трагическую дуэль Онегина и Ленского.

После помолвки с Болконским и его отъезда на год Наташа и ее кузина Соня гадают, зажигая свечи и садясь перед зеркалом. Наташа ничего не может увидеть, и Соня смотрит в зеркало за нее - пытаясь разглядеть князя Андрея. Соня говорит, что рассмотрела лишь "что-то синее и красное" (т. 2, ч. 4, гл. 12). Любопытно, что гадание не обмануло. Внимательный читатель запомнил, что "синим, темно-синим с красным", "четвероугольным" (как квадрат зеркала) немного раньше (ч. 2, ч. 3, гл. 13) Наташе представлялся именно Пьер Безухов, в итоге и становящийся ее мужем.

Читайте также: