Так было в давние времена когда шел он сеять зерно с лукошком

Обновлено: 07.09.2024

Запишите предложения. Объясните в них пунктуацию. Составьте схемы сложноподчинённых предложений. В чём особенность грамматической основы в придаточных предложениях (3, 4 и 6-е) и в главных (5-е и 6-е).

1) Юность — весеннее время человека, в которое засеваются семена на будущие годы жизни. (Я. Княжин) 2) Жизнь человека замерла бы на одной точке, если бы юность не мечтала. (К. Ушинский) 3) Человек перестаёт осуждать других, как только победит самого себя. (Л. Толстой) 4) Хороший человек — это тот, вблизи которого легко дышится. (П. Павленко) 5) Если у вас отсутствует доброжелательство к людям, выработайте его у себя. (К. Станиславский) 6) Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро. (А Чехов)

Выпишите из текста сложноподчинённые предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Обозначьте в главном и придаточном предложениях грамматические основы и заключите в овал средства связи — союз или союзное слово (относительное местоимение). В каких предложениях использованы относительные местоимения для связи главного и придаточного? Назовите их.

Земля бл_год_рит земледельца ур_жаями за то что он труди(т, ть)ся. Так было в давние времена когда ш_л он сеять зерно с лукошком. Так есть т_перь когда он ед_т по полю на трактор_ .Земл_дел_ц — человек который дела_т землю удобной для жизни. И в этом смысле все люди труда — земледельцы.

Запишите сложноподчинённые предложения, расставляя запятые и выделяя графически все признаки, позволяющие обнаружить придаточное предложение (грамматическую основу придаточного, союз или относительное местоимение — союзное слово, вопрос к придаточному). Составьте схемы 2-го и 3-го предложений с указанием грамматических основ и вопроса от главного предложения к придаточному

+

4 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов

Выпишите из текста сложноподчинённые предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Обозначьте в главном и придаточном предложениях грамматические базы и заключите в овал средства связи альянс либо союзное слово. В каких предложениях использованы указательные слова для связи основного и придаточного? Назовите их. Земля бл_год_рит землепашца ур_жаями за то что он труди(т, ть)ся. Так было в давнешние времена когда ш_л он сеять зерно с лукошком. Так есть т_перь когда он ед_т по полю на трактор_ . Земл_дел_ц человек который дела_т землю комфортной для жизни. И в этом смысле все люди труда землепашцы.

  • Вячеслав Урупин
  • Русский язык
  • 2019-10-22 21:10:24
  • 0
  • 1

Земля (подлежащее) благодарит (сказуемое) землепашца урожаями за то (указательное слово), что он (подлежащее) трудится (сказуемое) .

Так было (сказуемое) в давние времена, когда шел он (подлежащее) сеять (шел сеять - составное сказуемое) зерно с лукошком.

Так есть (сказуемое) сейчас, когда он (подлежащее) едет (сказуемое) по полю на тракторе.

Земледелец (подлежащее) человек (сказуемое) , который (подлежащее) делает (сказуемое) землю комфортной для жизни.

Союзы и союзные слова упражнения

Упражнения

Упражнение 1. Запишите предложения, постройте схемы, определите при помощи союзов или союзных слов соединены части СПП.

а) [Я хотел бы], (чтобы это понимал мой сын).
б) [Деревня — мать наша, это нива], (на которой всколосилась русская культура).
в) [Жалкий ограниченный сюжет], (как едят и пьют люди далекие от нас).
г) [Писатель всегда пишет о том], (что ему близко), (что он хорошо знает), (что было заложено в его детстве…)
д) [Моей, всей нашей болью. . . была деревня, вопросы хлеба насущного, а значит и хлеба духовного], (ибо эти два сорта хлеба не существуют по отдельности. . . ).

Упражнение 2. Списать текст, расставить запятые и выделить союзы, союзные слова.

1.Я жить хочу чтоб мыслить и страдать (П.). 2.Брат не присутствовал на занятиях потому что был на работе. 3.Шла она медленной нерешительной походкой человека который очень устал или глубоко задумался (М.Г.). 4. Если бы в это время проезжал сорочинский заседатель на тройке то он бы приметил её потому что от сорочинского заседателя ни одна ведьма не ускользнет (Г.). 5. Границы где равнины соприкасаются с горами обозначены чрезвычайно резко (Арс.). 6. Всё что ни делала что ни читала Саша тотчас же ему рассказывала.

Упражнение 3. Списать текст, расставить запятые, выделить союзы и указательные слова.

А ведьма между тем поднялась так высоко что одним только черным пятнышком мелькнула вверху (Г.). 2. Левин не замечал как проходило время (Л.Т.). 3. И слышно было до рассвета как ликовал француз (Л.). 4. Тяжелые тучи шли так низко что казалось вот-вот зацепятся за оголенные макушки высоких тополей (М.Ш.). 5. За пять часов времени мы не проехали и двадцати верст потому что дорога была северная (М.Г.). 6. Он (Максим Максимыч) был печален и сердит хотя старался скрыть это (Л.).

Упражнение 4. Составить сложные предложения с союзами из двух простых.

Сегодня хорошая погода. Сегодня светит солнце, тепло, нет ветра и осадков.
Я хочу выйти к доске. Я хочу составить предложение с союзом.
Я не понял задания. Очень хотел выполнить задание.

Упражнение 5. По данному началу составь сложные предложения с союзами.

Сегодня плохая погода, …(солнце скрылось, холодно, дует ветер, идет дождь.
Я хочу домой, …(устал находиться в школе).
Я хочу учиться… (я хочу хорошо научиться говорить).

Упражнение 6. Выпишите сначала предложения с подчинительными союзами, а затем — с союзными словами. Расставьте знаки препинания.

1) Я полюбил эту маленькую окраинную улицу и был уверен что она самая живописная. (К. Паустовский) 2) То что тихо я тебе рассказываю так на спящие дали похоже. (Б. Пастернак) 3) В берёзовом лесу всегда светлее как будто берёзы сами светятся тихим светом и освещают пространство вокруг себя. (В. Солоухин) 4) Я люблю тебя жизнь и хочу чтобы лучше ты стала. (К. Ваншенкин) 5) Я уверен что земляничный аромат ни с чем не спутаешь. (В. Солоухин) 6) Кто словом скор тот в делах редко спор. (Пословица) 7) Было ясно что надо торопиться. 8) То что написано пером не вырубишь топором. (Пословица) 9) Каков пастух таково и стадо. (Пословица)

Упражнение 7. Запишите сложноподчинённые предложения, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Составьте схемы. Определите, союзом или союзным словом соединены части в каждом предложении.

1) Маша так друж_любно и крепко стиснула его руку что сер..це у него з_билось от радсти. (И. Тургенев) 2) Что с возу упало то пр..пало. (Пословица) 3) (Не)было (н..)какой н..дежды что небо про_сни(тся, ться). (А. Чехов) 4) Марина полюбила Верочку и умела угад_вать по гл_зам что ей нрав..лось. (И. Гончаров) 5) В сложной би..графии Андерсена (не)легко уст..новить то время когда он нач..л писать свои первые пр..лес..ные ска..ки. (К. Паустовский) 6) Он говорил о вр..менах гр..дущих когда народы распри поз_быв в в_ликую семью со..д..ня(тся, ться). (А. Пушкин) 7) Пут..ше..ствие (н..)пок..залось ему столь ужас..но как он того ож..дал. (А. Пушкин) 8) Этот слепой (н..)так слеп как каже(тся, ться). (М. Лермонтов)

Упражнение 8. Составьте и запишите сложноподчинённые предложения, используя данные указательные слова, а также союзы и союзные слова.

1) Тот, кто …, … .
2)… к тому, кто ….
3)… такой …, который ….
4)… там, где ….

Упражнение 9. Спишите, выделяя запятыми придаточные предложения. Обозначьте средства связи в сложноподчинённых предложениях: союзы заключите в овал, союзные слова подчеркните как члены предложения.

1. Я знал что утром мать пойдёт в поле жать рожь. Мне очень хотелось с матерью на жатву и я боялся что(бы) не проспать чтобы она не ушла от меня.
2. Уж одно ощущение что выспался есть наслаждение жизнью. Я бессознательно наслаждался этим и было у меня смутное ощущение чего-то ещё очень интересного и хорошего что ждёт меня вп..реди.
3. Как бы ни была богата последу..щая жизнь восп..м..нания детства н.. с чем (н..)сравнимы. Я ст..раюсь найти где и когда зар..дились во мне те или иные душевные качества либо (не)достатки.
4. У человека самая яркая пора детство. Всё что связа..о с детством кажет..ся потом пр..крас..ным. Детство человека .это н.. игра в куклы или в солдатиков но период жизни довольно суровый и ответстве..ый ибо име..о в детстве форм..рует..ся характер человека име..о в детстве его пост..гают всякие неожида..ости способные оборвать ниточку жизни. То что страшно яблон..вому ростку (н..)страшно взрослой крепкой яблоне. (В. Солоухин)

Упражнение 10. Спишите, расставляя недостающие запятые. Определите падеж относительных местоимений, выступающих в роли союзных слов. Подчеркните союзные слова как члены предложения.

1. Обл..чко обр..тилось в белую тучу которая т..жело подымалась росла и постепе..о облегала всё небо. (А. Пушкин) 2. Старик не сумел ответить что он будет делать с кладом. (А. Чехов) 3. Как н.. был яростен ураган он ослаб..вал. (М. Булгаков) 4. Я хочу знать как это делает..ся. 5. Я тот чей взор надежду губит едва надежда ра..цветёт. Я тот кого н..кто не любит и всё живущее клянёт. (М. Лермонтов) 6. Прок..тился такой звук какой бывает когда с грузовика ..брасывают на землю листовое железо. (М. Булгаков) 7. Не тот муж..ствен кто лезет на опас..ность (н..)чу..ствуя страха а тот кто может под..вить самый сильный страх и думать об опас..ности н.. подч..няясь страху. (К. Ушинский) 8. Чего в других н.. люб..шь того и сам н.. делай. (Пословица) 9. Кто за счастье бор..тся к тому оно и клон..тся. (Пословица) 10. Терпенье цветок который р..стёт не в каждом саду. (Пословица)

Упражнение 11.Союз или союзное слово?

Образец выполнения: Мы были предупреждены, что (союз) нас встретят вопросами. Что (мест.) делать в сложившейся ситуации, совершенно непонятно.

Упражнение 12. Союз или союзное слово?

1. Мы знаем, как (_____) на горизонте показалась белая точка теплохода.
2. Наставник сказал ученику, как (_____) крепится деталь на станке.
3. Ученые наблюдают, как (_____) пчелы и другие насекомые опыляют цветы.
4. Здоровье человека зависит от того, как (_____) он выполняет требования физической культуры.
5. Никогда не забывай, как (_____) много зависит от правильного распределения времени.

Упражнение 13. Обозначьте графически границы предложений, входящих в состав сложного; укажите союзы и союзные слова, подчеркните союзные слова как члены предложения.

Образец: [Дом, (что стоит на горе), виден издалека.]

1. Справа он видел большую поляну на которой стоял кряжистый дуб.
2. Там откуда я родом моя фамилия встречается очень часто.
3. Воздух был свеж хотя солнце только что село.
4. Если жизнь тебя обманет не печалься.
5. В доме куда мы случайно попали шел ремонт.

Упражнение 14. Докажите, что части данных сложноподчиненных предложений связаны при помощи союзных слов. Какой частью речи являются союзные слова? Подчеркните их как члены предложения. Составьте схемы первого и четвертого предложений.

Упражнение 15. Спишите, расставляя знаки препинания. Определите, с помощью союза или союзного слова связаны части сложноподчиненного предложения. Какой частью речи являются союзные слова? Подчеркните их как члены предложения. Составьте схемы первого и четвертого предложений.

1. И тут я поняла что моя гостья просто не в силах оторва(т,ть)ся от меда она пр..липла к нему.
2. Я поняла что моя фея больше похожа на пупсика, чем на утонче(н,нн)ую красавицу которых обычно изображают в книжках и мультфильмах.
3. Фенечка (не)ожида(н,нн)о легко по..чинилась перелетела на край подноса и в..махнула палочкой которая легко к..снулась стекля(н,нн)ого графинчика.
4.Спичечный коробок броше(н,нн)ый на столе по..прыгнул ра..крылся (от)чего оставш..еся спички стрелами понеслись по столу.
5.Лифт оказался соверше(н,нн)о свободным так что мы бе..препятстве(н,нн)о спустились на первый этаж.
6. (Не)смотря на то что Фенечка (не)щадно дергала меня за волосы боясь грохота лифта я старалась не обращать на нее внимания.
7. Фенечка (на)столько испугалась что теперь сидела тихо вц..пившись в ворот моей футболки.
8. Я постоя(н,нн)о хвасталась своим многочисле(н,нн)ым подругам что все знаю о людях.

Упражнение 16. Выпишите из текста сложноподчинённые предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Обозначьте в главном и придаточном предложениях грамматические основы и заключите в овал средства связи — союз или союзное слово (относительное местоимение). В каких предложениях использованы относительные местоимения для связи главного и придаточного? Назовите их.

Земля бл_год_рит земледельца ур_жаями за то что он труди(т, ть)ся. Так было в давние времена когда ш_л он сеять зерно с лукошком. Так есть т_перь когда он ед_т по полю на трактор_ .
Земл_дел_ц — человек который дела_т землю удобной для жизни. И в этом смысле все люди труда — земледельцы.


Вариант 1

1. Укажите предложение, части которого связаны союзным словом:

1) Разведчики еще днем выяснили, что на кургане засело десятка полтора гитлеровцев с одним ручным пулеметом. (М. Алексеев)
2) По голосу бойца Шахаев понял, что Мальцев чем-то сильно взволнован. (М. Алексеев)
3) Пахло росой, чернобылом, подсолнухами и еще чем-то необъяснимо милым и сладким, что рождает степная зорька. (М. Алексеев)
4) Тимофей был доволен, что, не колеблясь, исправил свою ошибку. (И. Акимов)

2. Укажите предложение, части которого связаны союзным словом:

1) Командир роты распорядился, чтобы до ночи разведчики отдыхали. (М. Алексеев)
2) Там была столовая, где вчера вместе с молчаливыми гостями сидел и он [Никита]. (Ю. Бондарев)
3) Марта смеялась тоненьким, радостным смехом, как смеются благонравные дети. (Ф.Сологуб)
4) Ночь была темна, оттого что тучи покрывали небо и не пропускали света звезд. (В. Гроссман)

3. Укажите предложение, части которого связаны подчинительным союзом:

1) Прошло несколько минут, пока бечевка с сучком на конце опустилась и остановилась сажени за две до протянутой руки Бумбараша. (А.Гайдар)
2) На видимой стороне монолита нечетко намечены уступы, откуда прыгали все мальчишки городка.
3) Видимо, так и не вспомнив, кто это, Соколов изумленно поверх очков поглядел на ведущего и ему первому протянул руку. (А. Бахвалов)
4) Андрей не знал больше никого, кто бы так жалел и уважал эту скотину [коней], как его отец. (В. Распутин)

4. Укажите предложение, части которого связаны подчинительным союзом:

1) К полуночи, миновав рощу, разведчики вышли на опушку леса, где начинался наш передний край.
2) Лютров вспоминает попутчиков, которых нередко сажает к себе в машину по дороге на аэродром.
3) Лютров еще докуривал сигарету, когда за дверью в прихожую заворчала и несколько раз пролаяла собака.
4) Никогда не пойму, зачем Клара Ивановна согласилась быть завучем. (Ю. Поляков)

5. Укажите предложение, части которого связаны союзным словом:

1) Когда Василий и Кузьма пришли, тётка Наталья спала и не услышала их. (В. Распутин)
2) Кособокость деду Гордею, видно, мешала не сильно, потому что бегал он по-прежнему бодро. (В. Распутин)
3) Там, где когда-то были густые вишневые сады, теперь торчал обгорелый черный кустарник. (М. Алексеев)
4) Наконец запах оказался таким сильным, что дальше идти уже невозможно. (Г. Троепольский)

Вариант 2

1. Укажите предложение, части которого связаны подчинительным союзом:

1) Рюкзак мой, сиротливо завалившись набок, лежал на дощатой платформе, куда дежурный по станции выходил встречать поезда. (О. Куваев)
2) Бим мчался до тех пор, пока не потерял из виду перепела, а затем, веселый и радостный, вернулся.
3) Кузьма, спохватившись, догоняет проводницу и спрашивает, сколько осталось до города. (В. Распутин)
4) У здешних деревень есть одна особенность, которую вряд ли где в мире встретишь.(О. Куваев)

2. Укажите предложение, части которого связаны подчинительным союзом ЧТО:

1) Деньги, что не успел положить на книжку, Егор хранит в чемодане. (В. Тендряков)
2) Кузьма стягивает с ног сапоги, разматывает портянки и чувствует, что Геннадий Иванович наблюдает за ним.
3) Пахло чем-то неизвестным, что будоражило кровь. (Г. Троепольский)
4) Все, что связано с детством, кажется потом прекрасным. (В. Солоухин)

3. Укажите предложение, части которого связаны союзным словом:

1) Иртыш прошел по шумным коридорам и наконец очутился в комнате, где уже несколько человек ожидали комиссара. (А. Гайдар)
2) И вот звуки несутся уже откуда-то сверху. (А. Бахвалов)
3) Стараясь попадать в чьи-то следы, чтобы не мять снег, Кузьма через рельсы идёт к вокзалу. (В. Распутин)
4) В пчеловодских календарях, если хотят указать, когда цветет то или иное растение, обозначают количество дней после цветения орешника. (В. Солоухин)

4. Укажите предложение, части которого связаны подчинительным союзом:

1) Акации под церковной оградой, где часто сидел он [Бумбараш] когда-то с Варенькой, сплошной стеной раздались вширь. (А. Гайдар)
2) При этих словах все войско разделяется на несколько отрядов, которые вполоборота расходятся в разные стороны. (А. Гайдар)
3) Любищев в двадцать с лишним лет, начиная свою научную работу, тоже точно знал, чего он хочет.
4) Из расспросов Мечик узнал, что подъезжала японская разведка. (А. Фадеев)

5. Укажите предложение, части которого связаны союзным словом:

1) Дальше идти прямо, пока не наткнешься на саперный взвод у переправы. (А. Гайдар)
2) Скажи, Алексей, почему ты жалеешь его? (Ю. Бондарев)
3) Учительница с удовольствием думала о том, что этот новый мальчик ей никак не испортит класса.
4) Ничего я не успел сказать на это Степану, так как в казарме загремел милый голосок старшины (И. Стаднюк)

Выпишите из текста сложноподчинённые предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Обозначьте в главном и придаточном предложениях грамматические основы и заключите в овал средства связи — союз или союзное слово. В каких предложениях использованы указательные слова для связи главного и придаточного? Назовите их. Земля бл_год_рит земледельца ур_жаями за то что он труди(т, ть)ся. Так было в давние времена когда ш_л он сеять зерно с лукошком. Так есть т_перь когда он ед_т по полю на трактор_ . Земл_дел_ц — человек который дела_т землю удобной для жизни. И в этом смысле все люди труда — земледельцы.

Читайте также: