У сосны отсутствуют плоды семена пыльцевые зерна семязачатки

Обновлено: 07.09.2024

Тест по биологии Голосеменные растения 5 класс с ответами. Тест включает 2 варианта. В каждом варианте 3 части. В части А — 4 задания, в части Б — 3 задания.

1 вариант

А1. Семенами размножается

1) мох
2) плаун
3) папоротник
4) сосна

А2. Семена ели созревают

1) в почках
2) на листьях
3) в шишках
4) в плодах

А3. Преобладают древесные и кустарниковые формы среди растений

1) папоротников
2) голосеменных
3) хвощей
4) мхов

А4. К светолюбивым растениям относят

1) ель
2) пихту
3) сосну
4) щитовник

Б1. Верны ли следующие утверждения?

А. Органами размножения хвойных деревьев являются цветки и плоды.
Б. Клетки листьев ели вырабатывают кислород в ходе фотосинтеза.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) неверны оба суждения

Б2. Установите соответствие между особенностью размноже­ния и видом растения.

Особенность размножения

А) Размножаются спорами.
Б) Размножаются семенами.
В) Спорангии располагаются на нижней стороне листьев.
Г) Орган размножения — шишка.

Вид растения

1) Папоротник ко­чедыжник
2) Сосна сибирская

Б3. Озаглавьте список. Выберите один лишний объект.

1) Шишка
2) Хвоя
3) Цветок
4) Ствол

2 вариант

А1. У папоротников и голосеменных растений отсутствуют

1) корни
2) стебель
3) цветки
4) листья

А2. Хвоя лиственницы представляет собой видоизменённый

1) стебель
2) лист
3) шишку
4) почку

А3. На чешуйках шишек расположены семена у

1) сосны
2) мха
3) хвоща
4) папоротника

А4. Сбрасывает хвою на зиму растение

1) ель
2) сосна
3) пихта
4) лиственница

Б1. Верны ли следующие утверждения?

А. Голосеменным растениям для осуществления фотосинтеза необходим углекислый газ.
Б. Семена хвойных растений располагаются в шишках от­крыто.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) неверны оба суждения

Б2. Установите соответствие между особенностью жизнедеятельности и органом голосеменного растения, который её выполняет.

Особенность жизнедеятельности

А) Осуществляет почвенное питание
Б) Обеспечивает фотосинтез
В) Укрепляет растение в почве
Г) Образует шишки

Орган голосеменного растения

1) Побег
2) Корень

Б3. Озаглавьте список. Выберите один лишний объект.

1) Ствол
2) Плод
3) Хвоя
4) Шишка с семенами

Ответы на тест по биологии Голосеменные растения 5 класс
1 вариант
А1-4
А2-3
А3-2
А4-3
Б1-2
Б2-1212
Б3. Органы голосеменных растений. 3 (цветок)
2 вариант
А1-3
А2-2
А3-1
А4-4
Б1-3
Б2-2121
Б3. Органы голосеменных растений. 2 (плод)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

1. Отдел Голосеменные относится к …

А) Низшим растениям

Б) Высшим растениям

В) Споровым растениям

Г) Водным растениям

2. Листья сосны преобразованы в …

3. У голосеменных между коркой и камбием находится…

Г) Годичные слои

4. Листья хвойных покрыты …

5. Сосна является …

А) Обоеполым растением

Б) Раздельнополым растением

В) Женским растением

Г) Мужским растением

6. В мужских шишках сосны образуются …

7. Из микроспор формируются …

Б) Пыльцевые зерна

В) Пыльцевые мешки

8. Из мегаспор сосны формируются …

Б) Пыльцевые зерна

В) Пыльцевые мешки

9. Растения, у которых нет цветка и семена располагаются, открыто на семенных чешуях, относятся к отделу

10. Семенами размножается:

11. Установите соответствие между признаком растений и его принадлежностью к отделу.

1) не выносят засушливых условий

2) представлены только деревьями и кустарниками

3) имеют семязачаток

4) образуют пыльцу

5) для полового размножения необходима вода

ОТДЕЛ: А) Папоротниковидные Б) Голосеменные

12. Семя в отличие от споры:

A. Участвует в размножении

Б. Имеет зародыш и эндосперм

B. Формируется в коробочках

Г. Наиболее приспособлено к переживанию неблагоприятных условий

1. Отдел Голосеменные относится к …

А) Низшим растениям

Б) Высшим растениям

В) Споровым растениям

Г) Водным растениям

2. К голосеменным относится …

А) Щитовник мужской

Б) Сосна обыкновенная

В) Кочедыжник женский

Г) Все ответы верны

3. Большинство видов хвойных - это …

4. Древесина голосеменных состоит из…

5. В женских шишках сосны образуются …

6. Из мегаспор сосны формируются …

Б) Пыльцевые зерна

В) Пыльцевые мешки

7. По каким признакам можно узнать голосеменные растения?

А)имеют плоды и семена

Б)половые клетки созревают в шишке

В)питаются, дышат, растут, размножаются

Г)оплодотворение происходит в семязачатке и зависит от воды

8. Шишка хвойных – это :

Б)орган размножения, видоизменённый побег

9. Установите последовательность, отражающую систематическое положение вида Сосна обыкновенная в классификации растений, начиная с наименьшей группы

Б) отдел Голосеменные

В) порядок Сосновые

Г) класс Хвойные

Д) вид Сосна обыкновенная

Е) царство Растения

10. Для голосеменных растений, в отличие от покрытосеменных, характерно

В)наличие вегетативных органов

Г)отсутствие цветка и плода

11.Выберите правильный ответ.

Семя в отличие от споры:

A. Участвует в размножении

Б. Имеет зародыш и эндосперм

B. Формируется в коробочках

Г. Наиболее приспособлено к переживанию неблагоприятных условий

12. Рассеивание семян сосны и ели происходит:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 952 человека из 80 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Курс добавлен 23.11.2021
  • Сейчас обучается 49 человек из 30 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 33 человека из 19 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 562 787 материалов в базе

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 30.09.2016 37882
  • DOCX 36.5 кбайт
  • 772 скачивания
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Яковлева Инна Игоревна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

Профессия педагога на третьем месте по популярности среди абитуриентов

Время чтения: 1 минута

ЕГЭ в 2022 году будут сдавать почти 737 тыс. человек

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-конференция о создании школьных служб примирения

Время чтения: 3 минуты

Объявлен конкурс дизайн-проектов для школьных пространств

Время чтения: 2 минуты

У 76% российских учителей оклад ниже МРОТ

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания составленные на основе заданий открытого банка заданий ФИПИ ЕГЭ биология, проверять можно себя в режиме показа слайдо т.е. предварительно нужно скачивать материал, на предварительном просмотре ответы смешиваются.

Задание тренажер по теме Отдел Голосеменные Подготовка к ЕГЭ биология.

Задание тренажер по теме Отдел Голосеменные

Подготовка к ЕГЭ биология.

1. Растения, у которых нет цветка и семена располагаются, открыто на семенных чешуях, относятся к отделу 1. моховидных 2. хвощевидных 3. голосеменных 4. Покрытосеменных 2. По каким признакам можно узнать голосеменные растения? 1. имеют плоды и семена 2. половые клетки созревают в шишке 3. питаются, дышат, растут, размножаются 4. оплодотворение происходит в семязачатке и зависит от воды 3. Семена голосеменных растений, в отличие от цветковых, 1. содержат зародыш с запасом питательных веществ 2. образуются в плодах 3. не имеют семенной кожуры 4. развиваются на чешуйках шишек 4. Почему появление семян у растений в процессе эволюции считают крупным ароморфозом 1. они могут долго сохраняться в почве 2. семенами питаются животные 3. улучшается минеральное питание растений 4. они содержат зародыши с запасом питательных веществ

1. Растения, у которых нет цветка и семена располагаются, открыто на семенных чешуях, относятся к отделу

2. По каким признакам можно узнать голосеменные растения?

1. имеют плоды и семена

2. половые клетки созревают в шишке

3. питаются, дышат, растут, размножаются

4. оплодотворение происходит в семязачатке и зависит от воды

3. Семена голосеменных растений, в отличие от цветковых,

1. содержат зародыш с запасом питательных веществ

2. образуются в плодах

3. не имеют семенной кожуры

4. развиваются на чешуйках шишек

4. Почему появление семян у растений в процессе эволюции считают крупным ароморфозом

1. они могут долго сохраняться в почве

2. семенами питаются животные

3. улучшается минеральное питание растений

4. они содержат зародыши с запасом питательных веществ

5. Какое растение относят к голосеменным 1. гинкго двулопастный 2. хвощ полевой 3. живокость полевую 4. миндаль обыкновенный 6. В процессе эволюции растений независимость оплодотворения от воды появилась с возникновением: 1. покрытосеменных 2. голосеменных 3. папоротников 4. Мхов 7. Для голосеменных растений, в отличие от покрытосеменных, характерно 1. размножение семенами 2. автотрофное питание 3. наличие вегетативных органов 4. отсутствие цветка и плода 8. Семенами размножается: 1. хвощ полевой 2. плаун булавовидный 3. папоротник орляк 4. лиственница сибирская

5. Какое растение относят к голосеменным

1. гинкго двулопастный

3. живокость полевую

4. миндаль обыкновенный

6. В процессе эволюции растений независимость оплодотворения от воды появилась с возникновением:

7. Для голосеменных растений, в отличие от покрытосеменных, характерно

1. размножение семенами

2. автотрофное питание

3. наличие вегетативных органов

4. отсутствие цветка и плода

8. Семенами размножается:

2. плаун булавовидный

3. папоротник орляк

4. лиственница сибирская

9. Для папоротниковидных растений, в отличие от моховидных, характерно 1) размножение спорами со сменой поколений 2) наличие гаметофита и спорофита в жизненном цикле 3) образование органических веществ в процессе фотосинтеза 4) наличие придаточных корней 10. Шишка хвойных – это : 1. плод 2. орган размножения, видоизменённый побег 3. семязачаток 4. Зародыш 11. По каким признакам можно узнать голосеменные растения? 1) имеют плоды и семена 2) семена располагаются на чешуйках шишек 3) в процессе развития образуют зелёную пластину – заросток 4) оплодотворение у них происходит в семязачатке и зависит от воды 12. У хвойных растений отсутствуют 1) плоды 2) семена 3) семязачатки 4) пыльцевые зёрна

9. Для папоротниковидных растений, в отличие от моховидных, характерно

1) размножение спорами со сменой поколений

2) наличие гаметофита и спорофита в жизненном цикле

3) образование органических веществ в процессе фотосинтеза

4) наличие придаточных корней

10. Шишка хвойных – это :

2. орган размножения, видоизменённый побег

11. По каким признакам можно узнать голосеменные растения?

1) имеют плоды и семена

2) семена располагаются на чешуйках шишек

3) в процессе развития образуют зелёную пластину – заросток

4) оплодотворение у них происходит в семязачатке и зависит от воды

12. У хвойных растений отсутствуют

4) пыльцевые зёрна

13. Голосеменные растения, в отличие от папоротниковидных, 1) выделяют кислород при фотосинтезе 2) по способу питания являются автотрофами 3) имеют вегетативные органы 4) представлены только деревьями и кустарниками 14. У голосеменных растений, в отличие от папоротников, происходит 1) оплодотворение 2) образование зиготы 3) развитие семязачатков 4) формирование корневища 15. У хвойных, в отличие от папоротниковидных, появляются 1) корни 2) семена 3) плоды 4) гаметы Голосеменные, как и покрытосеменные растения, 1) образуют плод с семенами 2) размножаются семенами 3) в процессе фотосинтеза образуют органические вещества из неорганических 4) в процессе дыхания поглощают кислород и выделяют углекислый газ 5) цветут хотя бы раз в течение жизни 6) опыляются с помощью насекомых

13. Голосеменные растения, в отличие от папоротниковидных,

1) выделяют кислород при фотосинтезе

2) по способу питания являются автотрофами

3) имеют вегетативные органы

4) представлены только деревьями и кустарниками

14. У голосеменных растений, в отличие от папоротников, происходит

2) образование зиготы

3) развитие семязачатков

4) формирование корневища

15. У хвойных, в отличие от папоротниковидных, появляются

1) корни 2) семена 3) плоды 4) гаметы

Голосеменные, как и покрытосеменные растения,

1) образуют плод с семенами

2) размножаются семенами

3) в процессе фотосинтеза образуют органические вещества из неорганических

4) в процессе дыхания поглощают кислород и выделяют углекислый газ

5) цветут хотя бы раз в течение жизни

6) опыляются с помощью насекомых

16. Голосеменные растения, в отличие от папоротников, 1) являются автотрофными организмами 2) образуют семязачатки 3) размножаются спорами 4) не нуждаются в наличии воды при оплодотворении 5) в процессе жизнедеятельности взаимодействуют с окружающей средой 6) в основном имеют форму деревьев, реже кустарников 17. Установите соответствие между признаком и отделом растений, к которому он относится. ПРИЗНАК ОТДЕЛ 1) Моховидные 2) Голосеменные А) размножение не связано с водой Б) размножаются с помощью спор В) наличие ризоидов Г) гаметофит доминирует над спорофитом Д) представителями отдела являются кукушкин лён и сфагнум Е) представителями отдела являются лиственница, кипарис и можжевельник

16. Голосеменные растения, в отличие от папоротников,

1) являются автотрофными организмами

2) образуют семязачатки

3) размножаются спорами

4) не нуждаются в наличии воды при оплодотворении

5) в процессе жизнедеятельности взаимодействуют с окружающей средой

6) в основном имеют форму деревьев, реже кустарников

17. Установите соответствие между признаком и отделом растений, к которому он относится.

1) Моховидные 2) Голосеменные

А) размножение не связано с водой

Б) размножаются с помощью спор

В) наличие ризоидов

Г) гаметофит доминирует над спорофитом

Д) представителями отдела являются кукушкин лён и сфагнум

Е) представителями отдела являются лиственница, кипарис и

18. Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого этот признак характерен. ПРИЗНАК ОТДЕЛ 1) Голосеменные 2) Моховидные А) преобладание в цикле развития спорофита Б) наличие предростка (протонемы) в цикле развития В) наличие стержневой корневой системы Г) прикрепляется к почве ризоидами Д) произрастает в нижнем ярусе леса Е) образует древесный ярус леса 19. Установите соответствие между характеристикой и группой высших растений. ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУППА РАСТЕНИЙ 1) Споровые 2) семенные А) развиваются из зародыша Б) являются более древними по историческому происхождению В) имеют стержневую или мочковатую корневую систему Г) оплодотворяются при наличии воды Д) образуют зародышевый мешок и пыльцу

18. Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого этот признак характерен.

1) Голосеменные 2) Моховидные

А) преобладание в цикле развития спорофита

Б) наличие предростка (протонемы) в цикле развития

В) наличие стержневой корневой системы

Г) прикрепляется к почве ризоидами

Д) произрастает в нижнем ярусе леса

Е) образует древесный ярус леса

19. Установите соответствие между характеристикой и группой высших растений.

ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУППА РАСТЕНИЙ

1) Споровые 2) семенные

А) развиваются из зародыша

Б) являются более древними по историческому происхождению

В) имеют стержневую или мочковатую корневую систему

Г) оплодотворяются при наличии воды

Д) образуют зародышевый мешок и пыльцу

20. Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого он характерен. ПРИЗНАК РАСТЕНИЯ ОТДЕЛ 1) Папоротниковидные 2) Голосеменные А) в большинстве – травянистые растения Б) преобладают деревья и кустарники В) размножаются спорами Г) размножаются семенами Д) оплодотворение не связано с водной средой 21. Установите соответствие между особенностью растения и отделом, для которого она характерна. ОСОБЕННОСТЬ РАСТЕНИЯ ОТДЕЛ 1 ) Папоротниковидные 2) Голосеменные А) Жизненная форма кустарник или дерево. Б) Споры развиваются в спорангиях на листьях. В) В цикле развития имеется гаплоидный заросток. Г) Придаточные корни развиваются от корневища. Д) Яйцеклетки развиваются в гаметофите на чешуйках шишек. Е) Из споры развивается пыльцевое зерно.

20. Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого он характерен.

ПРИЗНАК РАСТЕНИЯ ОТДЕЛ

1) Папоротниковидные 2) Голосеменные

А) в большинстве – травянистые растения

Б) преобладают деревья и кустарники

В) размножаются спорами

Г) размножаются семенами

Д) оплодотворение не связано с водной средой

21. Установите соответствие между особенностью растения и отделом, для которого она характерна.

ОСОБЕННОСТЬ РАСТЕНИЯ ОТДЕЛ

1 ) Папоротниковидные 2) Голосеменные

А) Жизненная форма кустарник или дерево.

Б) Споры развиваются в спорангиях на листьях.

В) В цикле развития имеется гаплоидный заросток.

Г) Придаточные корни развиваются от корневища.

Д) Яйцеклетки развиваются в гаметофите на чешуйках шишек.

Е) Из споры развивается пыльцевое зерно.

22. Установите соответствие между характеристиками жизненных циклов и отделами растений: ХАРАКТЕРИСТИКИ ЖИЗНЕННЫХ ЦИКЛОВ ОТДЕЛЫ РАСТЕНИЙ 1) Голосеменные 2) Моховидные А) формирование эндосперма Б) преобладание гаметофита над спорофитом В) образование предростка (протонемы) Г) участие воды при оплодотворении Д) созревание пыльцы на спорофите

22. Установите соответствие между характеристиками жизненных циклов и отделами растений:

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЖИЗНЕННЫХ ЦИКЛОВ ОТДЕЛЫ РАСТЕНИЙ

1) Голосеменные 2) Моховидные

А) формирование эндосперма

Б) преобладание гаметофита над спорофитом

В) образование предростка (протонемы)

Г) участие воды при оплодотворении

Д) созревание пыльцы на спорофите

23. Установите соответствие между признаком растений и его принадлежностью к отделу. ПРИЗНАК РАСТЕНИЙ ОТДЕЛ 1) не выносят засушливых условий А) Папоротниковидные 2) представлены только деревьями и кустарниками Б) Голосеменные 3) имеют семязачаток 4) образуют пыльцу 5) для полового размножения необходима вода 24. Установите последовательность, отражающую систематическое положение вида Сосна обыкновенная в классификации растений, начиная с наименьшей группы А) род Сосна Б) отдел Голосеменные В) порядок Сосновые Г) класс Хвойные Д) вид Сосна обыкновенная Е) царство Растения Какие признаки характерны для хвойных растений? 1) Листья в виде игл, покрыты мощной кутикулой, устьица погружены вглубь листа, все это уменьшает испарение воды. 2) В древесине, коре и листьях имеются смоляные каналы. Застывая на поверхности, смола заживляет повреждения, препятствует проникновению грибов, короедов и т.д. 3) Большинство хвойных – крупные вечнозеленые деревья.

23. Установите соответствие между признаком растений и его принадлежностью к отделу.

ПРИЗНАК РАСТЕНИЙ ОТДЕЛ

1) не выносят засушливых условий А) Папоротниковидные

2) представлены только деревьями и кустарниками Б) Голосеменные

3) имеют семязачаток

4) образуют пыльцу

5) для полового размножения необходима вода

24. Установите последовательность, отражающую систематическое положение вида Сосна обыкновенная в классификации растений, начиная с наименьшей группы

Б) отдел Голосеменные

В) порядок Сосновые

Г) класс Хвойные

Д) вид Сосна обыкновенная

Е) царство Растения

Какие признаки характерны для хвойных растений?

1) Листья в виде игл, покрыты мощной кутикулой, устьица погружены вглубь листа, все это уменьшает испарение воды.

2) В древесине, коре и листьях имеются смоляные каналы. Застывая на поверхности, смола заживляет повреждения, препятствует проникновению грибов, короедов и т.д.

3) Большинство хвойных – крупные вечнозеленые деревья.

Какое преимущество имеют голосеменные растения по сравнению с папоротникообразными? 1) Доставка мужских половых клеток до яйцеклеток у голосеменных происходит без участия воды (путем опыления), поэтому голосеменные могут размножаться в засушливых условиях. 2) Голосеменные размножаются семенами, внутри которых есть запас питательных веществ. Почему вредители обитают больше на старых, больных деревьях сосны? Здоровые деревья сосны в ответ на повреждение выделяют смолу, содержащую ядовитые для вредителей вещества. Почему ель чувствительна даже к низовым пожарам, когда горит только мох хвоя, трава? У ели корневая система расположена на поверхности, а нижние ветки - близко к земле, поэтому повреждаются корни и хорошо горят смолистые вещества на ветках.

Какое преимущество имеют голосеменные растения по сравнению с папоротникообразными?

1) Доставка мужских половых клеток до яйцеклеток у голосеменных происходит без участия воды (путем опыления), поэтому голосеменные могут размножаться в засушливых условиях.

2) Голосеменные размножаются семенами, внутри которых есть запас питательных веществ.

Почему вредители обитают больше на старых, больных деревьях сосны?

Здоровые деревья сосны в ответ на повреждение выделяют смолу, содержащую ядовитые для вредителей вещества.

Почему ель чувствительна даже к низовым пожарам, когда горит только мох хвоя, трава?

У ели корневая система расположена на поверхности, а нижние ветки - близко к земле, поэтому повреждаются корни и хорошо горят смолистые вещества на ветках.

Почему в августе в хвойном лесу под деревьями можно увидеть много опавшей хвои, а в лиственном лесу прошлогодних опавших листьев почти нет? Как это отражается на плодородии почвы? Хвоя содержит много смолистых веществ, затрудняющих их разложение микроорганизмами. Из-за медленного разложения опада почва в хвойном лесу содержит мало перегноя. Учёные установили, что хвойные деревья (ель, сосна) менее устойчивы к загрязнению воздуха промышленными газами, чем лиственные деревья. Объясните, в чём причина этого явления. Промышленные газы повреждают листья, листья сбрасываются во время листопада и заменяются новыми, еще не поврежденными. Лиственные деревья сбрасывают листья, чаще, чем хвойные.

Почему в августе в хвойном лесу под деревьями можно увидеть много опавшей хвои, а в лиственном лесу прошлогодних опавших листьев почти нет? Как это отражается на плодородии почвы?

Хвоя содержит много смолистых веществ, затрудняющих их разложение микроорганизмами. Из-за медленного разложения опада почва в хвойном лесу содержит мало перегноя.

Учёные установили, что хвойные деревья (ель, сосна) менее устойчивы к загрязнению воздуха промышленными газами, чем лиственные деревья. Объясните, в чём причина этого явления.

Промышленные газы повреждают листья, листья сбрасываются во время листопада и заменяются новыми, еще не поврежденными. Лиственные деревья сбрасывают листья, чаще, чем хвойные.

Спешу обрадовать, мы добрались до изучения семенных растений! К ним относятся голосеменные и покрытосеменные (цветковые). До этого размножение шло только с помощью спор: у мхов, папоротников, хвощей и плаунов - высших споровых растений. Настало время открыть новую интересную главу этой книги, посвященную растениям, которые размножаются с помощью удивительного изобретения природы - семени.

Голосеменные - распространенная древняя группа растений, включающая небольшое число видов. Главной особенностью данной группы являются "голо" (то есть открыто) лежащие семяпочки и, в дальнейшем, развивающиеся из них семена. Иными словами, у голосеменных растений отсутствуют замкнутые вместилища для семян.

Ламинария

На примере типичного представителя - сосны обыкновенной, относящейся к классу хвойных, поговорим о характерных чертах данного класса и голосеменных растений в целом.

Общие признаки

Все голосеменные представлены древесными формами: деревьями и кустарниками. Травы отсутствуют.

Хвоинки (хвоя) - игольчатые видоизменения листьев. Сохраняются долгие годы, у некоторых сосен до 45 лет. Хвоя лиственниц опадает ежегодно.

Хвоя

Древесина голосеменных обладает большим запасом механической прочности. Это связано с ее особенностями: она состоит из трахеид с окаймленными порами, паренхима развита слабо. Либриформ (древесные волокна) и настоящие сосуды отсутствуют (исключение - гнетовые, имеют сосуды). Клетки-спутницы во флоэме также отсутствуют.

В древесине и коре имеются каналы, заполненные смолой. Однако, есть исключения - у гинкго смола не образуется вовсе.

Несколько веков назад в России целенаправленно создавались и охранялись, так называемые, корабельные рощи. Это, прежде всего, требовалось для флота, так как мачты кораблей изготавливали из сосен, отвечающих всем требованиям - корабельных (гладкий, твердый и прочный прямой ствол с минимальным количеством сучков и смолы).

Корабельная роща

Семяпочки и развивающиеся из них семена лежат "голо", открыто, для них нет закрытых вместилищ, отсутствует завязь. В сравнении с высшими споровыми растениями, размножение семенами ставит голосеменных на более высокий уровень организации.

Голосеменным растениям для размножения не требуется вода, опыление у них происходит с помощью ветра. Этот процесс перестал быть зависимым от капельно-жидкой среды, как было у мхов и у папоротников. Благодаря этому голосеменные получили большое преимущество и смогли расселиться по всей Земле, в том числе в засушливых районах. Они господствовали в юрском периоде, когда климат стал более сухим и жарким.

Юрский период

Обитают голосеменные в местах с холодным климатом и достаточным количеством влаги. Имеются виды, обитающие в жарких странах: растение вельвичия удивительная обитает в пустынях южной Африки.

Строение и жизненный цикл

Жизненный цикл голосеменных состоит из чередования бесполого поколения - спорофита (диплоиден, 2n), и полового поколения - гаметофита (гаплоиден, n). Господствует (доминирует) в цикле спорофит (2n) - это взрослое растение сосны.

Голосеменные относятся к разноспоровым, как и все семенные растения. Они образуют разные споры: крупные женские (мегаспоры) и мелкие мужские (микроспоры). Образуются они в спорангиях, расположенных на спорофиллах, которые собраны в стробилы (шишки) - от лат. strobilus - сосновая шишка.

Мужские шишки (стробилы)

К концу весны у основания молодых побегов образуются мужские шишки (стробилы) - мелкие, собранные в тесные группы, желтого цвета. Чешуи мужских шишек представляют собой микроспорофиллы. Микроспорофиллы - гомологи тычинок, которые крепятся к оси каждой шишки спирально, с нижней стороны, и имеют два пыльцевых мешка - микроспорангия.

Строение мужской шишки

Образование мужского гаметофита

Из материнских клеток (2n) в микроспорангии путем мейоза образуются 4 микроспоры (n). Строение микроспоры следующее: она покрыта экзиной (от гр.exo снаружи, вне) - наружная оболочка, изнутри интиной (от лат. intus внутри) - внутренней оболочкой. В составе микроспоры имеются также два воздухоносных мешка, образованных в результате отслоения экзины от интины и возникновения полости между ними.

Микроспора делится, не покидая спорангия, преобразуется в заросток. При делении из ядра микроспоры образуются две клетки. Одна из них превращается в две заростковые клетки (протоллиальные - от греч. проталлиум - заросток) - быстро отмирают и исчезают. Их функция до конца не изучена.

Из другой клетки в ходе митоза также образуются две: антеридиальная, из которой развиваются мужские половые клетки - спермии (неподвижные, без жгутиков в отличие от сперматозоидов), и более крупная вегетативная клетка, из которой в дальнейшем формируется пыльцевая трубка.

Мужской гаметофит голосеменных

Мужской гаметофит сильно упрощен, антеридии отсутствуют. Формируется он прямо внутри микроспоры, которая в итоге превращается в пыльцевое зерно. Совокупность пыльцевых зерен называется пыльца.

При вскрытии (нарушении целостности) микроспорангия, или пыльцевого мешка, пыльца высыпается во внешнюю среду и достигает женской шишки, где, в результате опыления, внутри семязачатка происходит дальнейшее развитие мужского гаметофита.

Образование женского гаметофита

На тех же самых соснах, где расположены мужские шишки, лежат и женские. Весной на верхушке молодого побега появляются мелкие (около 5 мм) красноватые шишки - это женские шишки (стробилы). Состоят они из оси (стержня) , на котором располагаются две чешуи: кроющая и семенная. На верхней стороне у основания семенной чешуи лежат два семязачатка.

Кроющая чешуя представляет собой видоизмененный лист, в его пазухе находится семенная чешуя. Семенная чешуя - видоизмененный боковой побег.

Строение женской шишки

Женские шишки (стробилы)

Именно открыто расположенные семязачатки (семяпочки) служат причиной, по которой этот отдел растений называется - голосеменные.

В женских шишках, в отличие от мужских, каждая чешуя гомологична целой мужской шишке (стробилу). То есть одна чешуя - целой мужской шишке, а не отдельным ее микроспорофиллам (чешуям)!

Молодой семязачаток состоит из нуцеллуса, интегумента и фуникулуса. Нуцеллус (от лат. nucella - орешек) - центральная часть семяпочки, соответствующая мегаспорангию. Интегумент (от лат. integumentum покрывало) - покров семяпочки, вырастающий из ее центральной части - нуцеллуса. В зрелом семени интегумент преобразуется в семенную кожуру. Фуникулус (от лат. funiculus канатик, верёвка) или семяножка - часть семязачатка, соединяющая его с мегаспорофиллом (семенным чешуями).

На интегументе около вершины располагается микропиле (пыльцевход) - через него после опыления пыльцевая трубка проникает в нуцеллус. Между интегументом и нуцеллусом имеется густая жидкость, выступающая из микропиле. Подсыхая, она втягивается внутрь семязачатка и затягивает вместе с собой пыльцу, осевшую на ней.

Микропиле в женской шишке

Образование женского гаметофита

В средней части обособляется спорогенная клетка (2n) (археспориальная - от греч. arche начало и sporá семя). В результате ее митотического деления образуются материнские клетки спор - спороциты (2n), однако и сама археспориальная клетка может выступать в роле спороцита, минуя стадию митоза. Спороциты (2n) делятся мейозом на четыре гаплоидные (n) мегаспоры.

Три мегаспоры отмирают, остается одна, которая многократно делится митозом и формирует эндосперм - запасное питательное вещество. Обратите на этот факт особое внимание: у голосеменных эндосперм гаплоидный (n) и образуется до оплодотворения. Такой эндосперм называется - первичный, он соответствует женскому гаметофиту.

Как и мужской, женский гаметофит весьма упрощен и заключен внутри мегаспоры. На верхушке женского гаметофита (мегагаметофита) образуется архегоний с яйцеклеткой (n). У гнетовых архегонии отсутствуют.

Женский гаметофит голосеменных

Жизненный цикл

На спорофите (2n) в микроспорангиях из материнских клеток (2n) путем мейоза образуются микроспоры (n). Из микроспоры формируется пыльцевое зерно. Пыльца (пыльцевые зерна (n)) с помощью ветра попадает в женские шишки, где улавливается густой жидкостью между интегументом и нуцеллусом, выступающей из микропиле. Жидкость засасывает пыльцу внутрь семязачатка на нуцеллус (в пыльцевую камеру). После того, как опыление произошло, микропиле зарастает. Чешуи шишки смыкаются и склеиваются смолой.

Семязачатки в этот момент еще не готовы к оплодотворению, так что от момента опыления до оплодотворения проходит около 13 месяцев. За это время в семязачатке формируется эндосперм, женская шишка увеличивается до 3-4 см и приобретает зеленую окраску.

Оказавшись на мегаспорангии, наружная оболочка пыльцевого зерна (экзина) разрывается, из вегетативной клетки в направлении архегония начинает расти пыльцевая трубка. Антеридиальная клетка делится на генеративную (спермагенную) и клетку-ножку антеридия (функция последней до сих пор не изучена). Спермагенная клетка попадает в пыльцевую трубку, а из нее - в архегоний.

Непосредственно перед оплодотворением спермагенная клетка делится на два спермия (n), один из которых отмирает, а другой сливается с яйцеклеткой (n). Образуется зигота (2n), из которой формируется и растет зародыш благодаря эндосперму - запасу питательных веществ.

Окончательно созревают семена к осени на второй год после опыления, к этому моменту женские шишки увеличиваются в размерах до 6 см. Зеленая окраска меняется на серую, чешуйки расходятся, и семена, образовавшиеся из семязачатков, высыпаются. Из семени прорастает взрослое растение - спорофит (2n). Цикл замыкается.

Жизненный цикл голосеменных

Строение семени

Семенная кожура, защищающая семя от пересыхания и неблагоприятных факторов внешней среды, образована разросшимся интегументом.

Зародыш (2n) формируется в результате митотического деления образовавшейся зиготы. Состоит из зародышевого корешка, стебелька и почечки.

Число семядолей у голосеменных различается - от 2 до 15. Семядоли имеют доступ к запасным питательным вещества (эндосперму).

Запасные питательные вещества накапливаются в эндосперме (n). Особенностью в строении семени голосеменных, по сравнению с семенем покрытосеменных (цветковых) является наличие гаплоидного эндосперма (n). Не забывайте, что эндосперм у голосеменных это производное мегагаметофита (n), исходя из этого становится понятно, почему ткань гаплоидна. У цветковых, в отличие от голосеменных, эндосперм триплоиден (3n).

Семя голосеменных

Фитонциды

Фитонциды (от греч. phyton - растение и лат. caedo - убиваю) - образуемые растениями, биологически активные вещества, убивающие или приостанавливающие размножение других организмов, главным образом - микробов. Обычно выделяются растениями в газообразном виде, к примеру, аллицин у лука и чеснока. Наличие фитонцидов играет крайне важную роль в формировании устойчивости растения к грибным заболеваниям.

Фитонциды имеют медицинское значение, из них изготавливаются некоторые препараты. За лето гектар лиственного леса выделят 2 кг фитонцидов, хвойного - 5 кг, можжевельника - 30 кг! Санатории часто располагаются в сосновых борах, где наблюдается повышенная концентрация фитонцидов. Вдыхание такого воздуха очень полезно при заболеваниях дыхательной системы инфекционной природы (когда возбудителями являются бактерии, грибы).

Фитонциды

Значение голосеменных

Трудно переоценить значение голосеменных для человека, они очень важны. Голосеменные - источники высококачественной древесины, продуктов ее переработки. Являются звеном в цепи питания (продуцентами), основой многих биоценозов. Хвойные растения в больших количествах выделяют фитонциды, имеющие медицинское значение. Из смолы хвойных получают канифоль, скипидар, лаки. Кедровых орехи - это семена нескольких видов растений из рода сосна, которые употребляют в пищу.

Кедровые орехи

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Читайте также: