Ван гог вороны над пшеничным полем

Обновлено: 15.09.2024

Картину “Пшеничное поле с воронами” написал нидерландский художник Винсент Ван Гог в 1890 году.

Легенда о последнем в жизни произведении

Это полотно долгое время считалось последней картиной Винсента Ван Гога. Существует даже версия, согласно которой он совершил суицид сразу по завершении работы над ней. Однако, достоверных данных ни для подтверждения, ни для опровержения этих сведений, нет.

Наиболее вероятно, что картина написана в начале июля 1890 года, примерно за 2 недели до ухода Ван Гога из жизни. Возможно, после “Пшеничного поля с воронами” было завершено еще несколько полотен, но установить это не представляется возможным.

Полотно имеет дисгармоничные пропорции: его длина вдвое больше ширины. Такой формат сокращает пространство между небом и землей, усугубляя ощущение давящего, нависающего грозового неба.

При всей декоративности техники, свойственной Ван Гогу, картина создает гнетущее, депрессивное впечатление. С переднего плана в три стороны расходятся колеи сельской дороги. В них чередуются коричневые и зеленые полосы.

Идущая прямо дорога плавно изгибается и исчезает за горизонтом. Видимо, по ней ездили на телеге или в автомобиле. Колеи ровные, парные. Направо уходит неровный, бугристый путь. Вероятно, это тропинка протоптана теми, кто предпочитает ходить пешком. На ней преобладает трава, буйно растущая по краям дороги. Путь направо прорисован небрежно и обозначен несколькими коричнево-желтыми полосами.

Между тремя дорогами вклиниваются ярко-желтые треугольники поля со зрелыми колосьями. Их стебли направлены в разные стороны, что создает ощущение ветреной, штормовой погоды.

Поля простираются до самого горизонта, где соединяются с темным, покрытым бегущими черными тучами небом. Два светлых облака выглядят беспомощно на таком угрожающем фоне.

Над золотой нивой стаей вьются вороны. Их крылья хищно изогнуты. Нет никого, кто защитил бы золотые колосья от нападения крылатых хищников. А их налет только начался – из-за горизонта приближается их бесчисленное множество.

Картина наполнена символами трудностей выбора, беззащитности перед реальными опасностями и внутренними страхами.

Картина "Пшеничное поле с воронами" была написана Винсентом Ван Гогом в июле 1890-го года и долгое время считалась последней работой нидерландского художника. Предположительно, Ван Гог мог завершить над ней работу 10 июля, то есть, за 19 дней дней до смерти. Тем не менее, более поздние исследования поставили эту версию под сомнение.

В начале июля 1890 года Ван Гог отправился в Париж, чтобы провести пару дней с братом Тео и его женой Джо. Визит этот обескуражил Винсента. У Тео были проблемы со здоровьем, Джо также была истощена недавней болезнью, и кроме того, хворал их ребенок. У Тео были серьезные финансовые сложности, и это тоже беспокоило Винсента.

Во-первых, он не умел существовать самостоятельно, без финансовой поддержки брата, а во-вторых, невизрая на весь свой эгоизм, прекрасно осознавал, насколько тяжким бременем является для Тео.

Ван Гог, не задержавшись в гостях, вернулся в Овер, где быстро впал в тяжелую депрессию, которая лишь усугублялась регулярным потреблением алкоголя. Написав картину "Пшеничное поле с воронами" незадолго до самоубийства, Ван Гог отлично передал владевшее им тогда мрачное настроение и предчувствие неминуемой беды, которое мучило его постоянно.

«Вернувшись туда (в Овер), я принялся за работу. Кисть то и дело норовила выпасть из моих рук. . Мне не составило труда выразить грусть и крайнее одиночество".

Для создания этого чувства тревоги, которое при взгляде на картину овладевает и зрителем, Ван Гог воспользовался интересным приемом - он развернул свою знаменитую перспективу (вспомним "Ночное кафе") которая в "Пшеничном поле с воронами", вместо того, чтобы убегать от зрителя прочь, агрессивно надвигается на него, вместе с криком зловещих ворон.

Что мы видим на картине - низкое, тяжелое предгрозовое небо, придавившее свинцовым колпаком мятущиеся тревожно колосья пшеницы - и три дороги, уходящие в разные стороны (направо, налево и прямо), но одинаково ведущие в никуда.

Эта развилка, пугающая неизвестностью, служит ярчайшим свидетельством мучительных раздумий, которые терзали художника: в свете всех вышеозначенных печальных обстоятельств, он попросту не видел для себя будущего и не понимал, как станет существовать дальше.

Картина "Пшеничное поле с воронами" может и должна восприниматься не иначе, как своего рода фотографический снимок психического и эмоционального состояния художника.

Пшеничное поле с воронами - интересные факты

1) Художник застрелился на том самом пшеничном поле, которое рисовал раз за разом в последние недели жизни. Произведенный им в область сердца выстрел из револьвера не достиг цели, лишь ранив художника. Винсент смог даже самостоятельно добраться до дома, однако вскоре умер от потери крови, что случилось 29 июля 1890-го года.

Тео, брат Ван Гога, хранивший большую часть работ Винсента в Париже умер через полгода. Позже двух братьев похоронили бок о бок на кладбище с видом на пшеничные поля в Овер-сюр-Уаз.

2) Возможно, под влиянием своего недолгой церковной карьеры, частое изображение пшеницы в картинах Ван Гога Ван Гога не является произвольным выбором, но, напротив, исполнено глубокого символизма.

Кроме того, в христианской традиции пшеница (хлеб) символизирует небесную любовь, а для Ван Гога, вдобавок, этот образ был тесно связан с "хлебом насущным" - пищей, которую человек добывает честным ежедневным трудом.

Так или иначе, картина "Пшеничное поле с воронами" стала своего рода "предсмертной запиской" выдающегося художника, и мрачная энергетика, вложенная Ван Гогом в этот холст, прекрасно ощущается и поныне.

Так случилось, что жизненный путь великого визионера заканчивается именно этой картиной. Но творческий путь, ещё не начался и только зарождает интерес к явлению по имени Винсент Ван Гог. Не секрет, что при жизни Тео, как ни старался, не сумел продать ни одной картины брата. Хотя споры ещё идут, но велика вероятность что именно эта работа мастера, была последней в его странной, полной одиноких и тревожных мыслей, жизни.

Чёрные мысли.

Ваг Гог любил работать на пленэре, и этот случай не был исключением. Жарким июльским днём 1890 года, художник пишет картину, и спустя неделю выходит в то же самое поле и стреляет себе в голову из пистолета, предназначенного для отпугивания тех самых ворон. Не метафора ли получается? Если посмотреть на картину, которая написана неделей ранее, то именно вороны агрессивно и необратимо заполняют пространство. Они привносят боль, тревогу и отчаяние.

Краски души.

Он так долго был занят размышлениями о неразрешимых проблемах современного общества и как прежде борется со своим добросердечием и неиссякаемой энергией. Его усилия не тщетны, но наверное он не доживет до момента осуществления своих надежд, ибо будет уже слишком поздно, когда люди поймут, что он хочет сказать своими картинами. Он один из самых продвинутых художников и его очень сложно понять, даже мне, несмотря на то, что мы с ним очень близки. Он о многом размышляет: каково предназначение человека, как нужно смотреть на окружающий тебя мир, и, чтобы понять, что он пытается сказать, человек должен освободиться даже от незначительных предрассудков. Тем не менее, я уверен, что рано или поздно его признают. Затрудняюсь только сказать когда.

Тео (брат Ван Гога)

Музей Ван Гога в Амстердаме. Современное трёхэтажное здание с посаженными рядом деревьями сакуры. Ван Гог часто рисовал эти деревья.


Небо словно вторит прямым веткам сакуры

Издалека уже можно догадаться, что именно это здание и есть музей Ван Гога. В музей стоит большая очередь людей.

В музеи три этажа. Много людей. Но никто не улыбается. Лица людей или уставшие или видны их переживания и у некоторых заметны непонятные для них чувства и они просто позволяют им быть. Через дорогу от музея Ван Гога находится другой музей, Рейксмузей и там играет классическая музыка и у посетителей музея воодушевлённые лица.

Но в музее Ван Гога по-другому. Здесь больше чувств и они совсем не про радость.


Я вживаюсь в картину, пытаюсь стать её структурой, как учила нас Любовь Михайловна.

Первое, что притягивает внимание - жёлтое пятно. Пшеничное поле. Волнующееся, беспокойное, тревожное. Непонятно направление движения колосьев, они словно мечутся. Жёлтые, тяжёлые, разнонаправленные мазки.

Чёрные вороны, как-будто они вдруг появились, и их не было на картине. Зловещее тёмно-синие небо. Это тёмно-синее небо как будто поглощает светлые участки неба и скоро всё небо станет таким же темным и мрачным. Жёлтый цвет драматически контрастирует с этим тёмным синим.

А может быть, наоборот, светлые участки дают надежду?

И, наконец, дорога, извивающаяся, красно-коричневого цвета, словно оголённые мышцы без кожи. На пределе, так долго не прожить, нужна защита, для выживания нужна кожа. А её нет. Это безумие. Так нельзя жить.

В своей картине Ван Гог изображает не природное явление, он сообщает нам собственное состояние, обнажая свои чувства через выбранные им образы. Мы входим в соприкосновение с его душой и познаём его душевную боль, через переданные им образы проживая его состояние.

Точное движение руки мастера, направленное на создания тяжёлого пастозного мазка, передает нам напряжённое состояния каждой клетки его тела. Через этот драматический контраст синего и жёлтого у нас также возникает внутреннее напряжение.

Это великое произведение искусства, потому что в нем сосредоточено колоссальное количество духовных сил. Эта сила проникает в нас, и у нас есть возможность прочувствовать его оголенную боль.

Глядя на эту картину, мы учимся осознавать сильные внутренние метания и внутренний поиск истины великого художника.

Страдание можно изобразить. Через сюжет, через цвет, характер мазка.

Видимо эту идею передачи состояния и хотел донести Ван Гог, когда писал своему брату Тео, что нашёл вид искусства, которое начнут понимать в будущем.

Ван Гог передает нам через своё состояние, через форму и цвет насколько жизнь и смерть рядом друг с другом.

Его картина совсем про другое.

Боль и связь с чём-то Высшим через эту боль.

Как же мы можем постичь это состояние, которое нам, возможно, не дано постичь в обычной жизни?

Так мы становится духовно богаче, многогранней, так пробуждается в нас внутренний поиск истины.

В жизни нам нужно прожить разные чувства. Но открыты ли мы этим чувствам?

Или может мы все еще боимся этой оголённости и боли? Может быть, мы всё еще закрываемся от них и не чувствуем, как наши тела становятся все более зажаты, а чувства все более скованы.

Я понимаю теперь, что хотела донести до нас Любовь Михайловна, говоря нам, что понимать искусство – это духовный труд к которому мы пока не привыкли, что искусство открыто не всем, и нужно понемногу, по чуть-чуть пробовать его постигать, и тогда оно начнёт открываться перед нами.

Читайте также: