Зерно интонация полет шмеля

Обновлено: 15.09.2024

Слушателям нередко хочется нарисовать, изобразить услышанное.

Ключевые слова

Опера, опера-былина, гусли, симфонический оркестр, море, сюита, сказка, образы.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

На уроке мы узнаем о разнообразии изобразительных интонаций в русской музыке;

научимся сравнивать сюжеты и темы;

сможем изобразить музыку.

Основное содержание урока

Разбор типового тренировочного задания.

Какой образ моря рисует музыка?

Из предложенных вариантов выберите тот, который по характеру соответствует образу прозвучавшей музыки.

А) Музыка мелодичная, спокойная, рисует нежный, лазурный образ моря.

Б) Музыка рисует образ бушующей стихии.

Название файла с изображением к вопросу:

Название файла с аудио / видео к вопросу:

Исполнитель: Симфонический оркестр.

Звук в формате MP3.

Продолжительность 0:45 сек.

Правильный вариант: Вариант В.

Неправильные варианты: все другие варианты.

Подсказка: Представьте, какой образ моря хотелось бы вам нарисовать при прослушивании этого фрагмента?

Разбор типового контрольного задания.

Название файла с изображением к вопросу:

Название файла с аудио / видео к вопросу:

Исполнитель: Симфонический оркестр.

Звук в формате MP3.

Продолжительность 0:45 сек.

Правильный вариант: Вариант 3. Скрипка.

Неправильные варианты: все другие варианты.

Подсказка: Подумай, какой инструмент мог изобразить звенящий звук, похожий на жужжание шмеля?

Цель: Формирование представлений учащегося о различных видах интонации и
их значении в раскрытии художественного образа произведения.

  • формирование представлений о роли интонаций в раскрытии художественного образа произведения: в живописи, в литературе, в музыке
  • определение связи между разговорным языком и музыкальным;
  • выявление характерных интонационных особенностей в разножанровых произведениях.

Развивающие:

  • развитие аналитических способностей в области музыкального мышления.

Воспитательные:

  • воспитание интонационно-образного мышления; точного “прочтения” различных интонационных рисунков;
  • воспитание внимания; умения слушать и слышать музыку.

Тип урока: Комбинированный, углубление в обозначенную тему.

Продолжительность урока: 45 минут.

Зрительный ряд:

  • слайдовая презентация (Приложение 1);
  • репродукции картин (в слайдовой презентации – слайд 3);
  • рисунки “Звонок” (Приложение 2);
  • таблицы “Принципы интонаций” и “Музыкальная форма”(Приложение 3);
  • словарь “Интонация – в музыке” (Приложение 4).

Оборудование: компьютер, аудиомагнитофон, музыкальный инструмент – фортепиано.

Музыкальный ряд:

  • А.Гречанинов “Маленькая сказка”.
  • В.Купревич “Элегическая серенада”.
  • Шуман “Смелый наездник”.
  • Н.Римский–Корсаков “Полет шмеля”.
  • Л.Бетховен “К Элизе”.

Музыкальные произведения, исполненные учащимся:

  • П.Чайковский “Старинная французская песенка”.
  • Д.Кабалевский “Воинственный танец”.
  • Р. Петерсон “Матрешка”.
  • К.Ф.Э Бах “Полонез”.
  • Р. Петерсон “Автомобиль”.

Структура урока:

1. Организационный момент:

2. Введение в тему:

Беседа о роли интонации в раскрытии художественного образа произведения; об интонациях в живописи, в литературе, в музыке; о связи между разговорным языком и музыкальным;

3. Основная часть.

а) Музыкальная интонация.
б) 4 принципа интонаций.
в) Составляющие компоненты музыкальной формы.
г) Прослушивание музыкальных примеров.
д) Работа над музыкальными произведениями из репертуара учащегося (эскизная).

4. Итог урока. Рефлексия.

Сегодня мы продолжаем знакомиться с темой “Интонация”.

Тема нашего занятия “Роль интонации в раскрытии художественного образа произведения”. Попробуем проникнуть в суть этого явления более глубоко и детально рассмотреть некоторые важные аспекты.

Поговорим о разных видах искусства: это живопись, литература и музыка. Что объединяет эти виды, с точки зрения нашей темы “Интонация и ее роль в раскрытии художественного образа произведения”? Можем ли мы сказать, что интонация нужна везде?

Рассмотрим внимательно представленные картины.

В самом деле: в живописи – это определенный ТОН краски, определенные цветовые решения, ритм мазка и др. нюансы, при помощи которых и создается образ данного произведения.

Что в литературе: в прозе, поэзии? Какую роль играет интонация?

Любое слово можно произнести по-разному: с вопросительной, утвердительной или восклицательной интонацией, например, слово “звонок” (Приложение 2).

Ученик произносит слово, меняя интонацию. Объясняет, как меняется смысловое значение слова в каждом случае.

Поработаем с предложением.

Пример логических ударений во фразе:

Я помню чудное мгновение.

Я помню чудное мгновение.

Я помню чудное мгновение.

Я помню чудное мгновение.

Ученик произносит фразы, меняя логические ударения. Объясняет, как меняется смысловое значение фразы в каждом случае.

Смысл данной фразы меняется в зависимости от интонации и расстановки логических ударений? Да.

Предлагается ученику выразительно прочитать фрагмент из стихотворения (домашнее задание) и объяснить, какие интонации использовались автором, для достижения выразительного смысла.

Музыкальное развитие, его законы и логика строится по аналогии с литературным, что упрощает нам работу с фразировкой в произведениях.

Определим черты сходства музыкальной и разговорной речи:

  1. и речь и музыка являются средствами общения между людьми;
  2. и речь и музыка имеют определенное содержание (образ).

Как речь без всякого содержания не есть речь, так и музыка, лишенная содержания, не есть музыка.

П.Чайковский “Старинная французская песенка” (звучит в исполнении преподавателя).

Красивая, выразительная речь стремится приблизиться к музыке, а музыка в свою очередь, во многом стремится приблизиться к разговорной речи, чтобы быть понятной многим людям и без слов.

Способ передачи содержания.

В речи – через значения слова языка. (Функция обозначения.

В музыке – непосредственно выражается в звуковых образах. (Функция выражения.)

Сейчас обратимся к музыке. Что такое интонация в музыке?

Работа со словарем (Приложение 4).

Интонация – это высотная организация музыкальных звуков (тонов) в их последовательности.

Музыкальная интонация отличается от речевой фиксированностью звуков по высоте и подчинением их системе лада.

Поскольку музыка есть язык, первая задача исполнителя заключается в том, чтобы научиться “говорить” правильно: чисто, внятно, членораздельно, сообразно с принятыми нормами произношения.

Истоки музыкального мышления восходят к ощущению интонации. Это первооснова музыкально-эстетического переживания.

“Музыка – интонация”, – гласит лаконичная формула Б.Асафьева…. интонация есть “главный проводник” музыкальной содержательности, музыкальной мысли.

Итак, мы выяснили, что интонация – главный проводник музыкальной мысли, поэтому задача исполнителя заключается в том, чтобы научиться правильно понимать и “высказывать” свои мысли при помощи интонации, т. е. правильно интонировать на инструменте.

В музыке, как и в обычной человеческой речи, как мы уже выяснили, есть свои знаки препинания, которые и разделяют музыку на фразы, предложения.

Музыкальная фраза, мелодия. Пьеса обычно вырастают из одного, двух, НЕСКОЛЬКИХ ЗЕРЕН (мотивов). Каждое такое “зерно” называется интонацией. “Зерно-интонация” – из нее вырастает мелодия. Главное, что содержится в зерне-интонации – характер музыки. Главная интонация обычно пронизывает все произведение. Именно по нему мы и узнаем знакомую музыку.

Л.Бетховен: “К Элизе” (фрагмент исполняет учитель).

Интонации вопроса и ответа это основные. Рассмотрим представленные примеры. Все эти интонации “опираются” на основной тонический звук, либо опевают его.

Обратимся к таблице “Принципы интонаций” (Приложение 3).

Все интонации условно можно разделить на 4 принципа:

  1. персонаж, лирический герой.
  2. голос и движение;
  3. жанровые, стилевые интонации;
  4. категории.

Теперь рассмотрим вторую таблицу (Приложение 3).

Музыкальная форма произведения состоит из:

  1. целостной интонационной формы;
  2. средств музыкальной выразительности.

Все в искусстве звуковых образов – богатство музыкальных средств, многообразие элементов (мелодия, гармония, ритм и т. д.) имеет интонационную основу.

Музыкальная интонация – “сплав” средств музыкальной выразительности.

Теоретически мы разобрались в данном вопросе. Сейчас попробуем все эти знания применить в музыке, рассмотрим конкретные музыкальные примеры.

1. Нотная запись является средством фиксации особенностей музыкальной речи.

А.Гречанинов “Маленькая сказка” (II принцип – опыт речи);

П.Чайковский “Старинная французская песенка” (II принцип – пение).

О чем говорит музыка. Диалог с учащимся

2. Интонации бывают выразительные и изобразительные.

Музыка выражает чувства человека (радость, гнев, печаль, тревога и др.) – I принцип. Музыку создает человек, он создает ее для людей, поэтому в музыке, прежде всего, выражаются мысли и чувства человека.

В.Купревич “Элегическая серенада” (фрагмент исполняет учитель).

3. Изображает различные черты характера (силу и мужество, нежность и мягкость, серьезность, шутливость) – I принцип.

Р.Шуман “Смелый наездник”
Р.Шуман “Веселый крестьянин”.
Д.Кабалевский “Воинственный танец”
(исполняется учащимся)

4. Музыка создает музыкальные портреты людей, сказочных персонажей и т. д. – I принцип.

Д.Кабалевский “Клоуны” (исполняется учащимся).
М.Мусоргский “Балет невылупившихся птенцов” (аудиозапись).
Р. Петерсон “Матрешка” (исполняется учащимся).

5. Музыка изображает различные состояния и картины природы (звуки и шумы, пение птиц, журчание ручья, грозу и бурю, колокольный звон и др.) – II принцип.

П.Чайковский “Баркарола” из цикла “Времена года” (видеозапись в исполнении М.Плетнева)

6. Музыка изображает движение (поступь, шаг, движение поезда, конницы и др.) – II принцип.

Н.Римский–Корсаков “Полет шмеля” (аудиозапись)

7. Жанровая принадлежность интонаций – III принцип.

К.Ф.Э Бах “Полонез” – (исполняется учащимся) работа над интонационной выразительностью исполнения.

8. Стилевые особенности интонаций – III принцип.

Р. Петерсон “Автомобиль”(исполняется учащимся) эскизная работа над произведением.

В основной части урока происходит работа над произведениями из репертуара учащегося. Учащийся, используя данные классификации мелодий, рассказывает к какому типу и виду относятся те или иные интонации, каков их характер, стилистические особенности, штриховая и динамическая палитра. Используя весь этот “арсенал”, происходит художественная работа над интонациями.

Подведем итог урока.

Учащийся рассказывает, какие знания им были закреплены на уроке, что было нового, необычного.

Объясняет важность и значение в работе над интонациями в произведениях различных жанров.

Итог урока подводит преподаватель.

Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохом леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность.

Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность – природой данное человеку свойство.

Сегодня мы вели разговор об интонациях, об их разновидностях. Постарались выстроить логичную систему классификации интонаций по их принципам, т. е. разновидностям.

Мы определили, что интонации нужны в разных видах искусства: это живопись, литература и музыка. И именно интонация является определяющим моментом в создании образа произведения.

Интонация – это главное орудие, основной “инструмент”, при помощи которого писатель, композитор, художник создают свои образы в произведениях.

История


Александр Сергеевич Пушкин

Интересные факты

Сергей Рахманинов

Согласно сюжетной линии в третьем действии князь Гвидон, стоя на берегу моря, с тоской провожает взглядом корабль, на котором гости-корабельщики поплыли в Тмутаракань – в царство-государство царя Салтана. Повстречав Лебедь-птицу, князь жалуется, что ему очень хотелось бы увидеть своего отца. Стараясь выполнить пожелание Гвидона, Лебедь-птица преврашает его в шмеля, чтобы он мог долететь до уплывающего корабля, а затем незаметно добраться до царских палат Салтана. Полёт князя Гвидона, превращённого в шмеля отображает инструментальная зарисовка, которая в партитуре оперы никакого названия не имеет.


Эта миниатюра, написанная композитором в двухдольном размере и тональности ля минор, исполняется в очень быстром темпе. Композитор искусно изобразил жужжание мохнатого насекомого, использовав такие средства музыкальной выразительности, как стремительное движение шестнадцатых длительностей по полутонам. Кроме того, в мелодической линии композиции, основанной на хроматизме, автор мастерски завуалировал два ранее звучащих лейтмотива князя Гвидона.

Произведение на фоне пиццикато струнных начинают флейты и скрипки , исполняющие нисходящую по полутонам жужжащую мелодическую линию, в которой уже в седьмом такте появляется сильно преображённый первый лейтмотив Гвидона. Вторая тема князя возникает в сорок четвёртом такте в исполнении фагота , альтов и виолончелей на фоне выдержанного валторнового звука . В процессе развития тематического материала, мелодия, основанная на хроматическом движении, постоянно переходит от флейт к скрипкам и кларнетам . В аккомпанементе постоянно звучит пиццикато низких струнных и лишь в семьдесят восьмом такте он раскрашивается мягким звучанием валторн.

Необходимо отметить, что в опере на интермедию, изображающую полёт шмеля, накладывается вокальная партия Лебедь-птицы, а кроме того фрагменты композиции эпизодически слышны и в четвёртом действии, когда рассерженное насекомое по сценарию произведения жалит своих злобных тёток.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Нажмите, чтобы узнать подробности

воспитательные: воспитывать интерес к оперной, симфонической музыке.

Тип урока: комбинированный (урок-путешествие).

Оборудование: средства ТСО, портреты композиторов, иллюстрации, тексты сказки, тексты

песен, фортепиано, детские музыкальные инструменты.

русская народная песня "Во саду ли, в огороде. "

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. Музыкальное приветствие.

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

--отличается ли музыка попевок по характеру.?

-- что по-вашему, выражала музыка этих попевок, а что изображала?

(ответы….выражала характер мальчиков и девочек, изображала- самих мальчиков и девочек).

3.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Тема и задания урока.

Но сегодня у нас не простой урок, а урок - путешествие с музыкальной сказкой-оперой. Сказочные герои помогут нам найти ответы на такие вопросы:

- Что музыка изображает?

-Что музыка выражает.

- Могут ли существовать выразительные и изобразительные интонации отдельно?

Изучение нового материала.

--- Все дети очень любят сказки… посмотрите фрагмент мультфильма и скажите, из какой сказки эти персонажи.

---Да! мы будем путешествовать по страницам сказки о царе Салтане.

-- отправляемся в путешествие с песней!

(Демонстрация портрета композитора Н.А.Римского-Корсакова)

---В наше сказочное музыкальное путешествие мы отправимся вместе с музыкой великого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова.

--- А кто такой композитор?

(ответы…… человек, который сочиняет музыку)

--Наше путешествиеначинается! Мы поплывём по морям на старинном корабле…

--- Какое настроение у этой музыки?

---Что музыка изображает?

-- Созвучны ли мелодия и слова из сказки?

Море вздуется бурливо

Закипит поднимет вой

Хлынет на берег крутой

Разольётся в шумном беге

-- А кто это к нам пожаловал?

-- как думаете, кто это спешит с нами познакомиться?

-- слышится ли в музыке движение?

(ответы … бег, полёт…)

-- Кто это мог бы быть?

(ответы … комар, муха, шмель…)

-- как музыка изображает жужжание насекомого?

(ответы … быстрый темп, короткие звуки, высокий регистр, подвижная мелодия…)

--- Послушайте, как великий Пушкин описал полёт шмеля в сказке:

Тут он очень уменьшился

Шмелем князь оборотился

Полетел и зажужжал

Судно на море догнал

Потихоньку опустился

На корму - и в щель забился…

-- Присутствуют ли в музыке изобразительные интонации?

-- Для музыки так же, как и для разговорной речи характерны усиления и ослабления звучания, сильные и слабые доли, ударения, паузы,но музыкальные интонации, отличите от разговорной записывают точно по высоте и протяжённости нот.

-- Наконец-то мы переплыли океан-море и добрались до царства царя Гвидона.

Остров на море лежит

Град на острове стоит

Златоверхими церквами

С теремами и садами…

В свете вот какое чудо

Ель стоит перед дворцов

А под ней хрустальный дом

Белка там живёт ручная

Да затейница какая

Белка песенки поёт

Да орешки всё грызёт.

А орешки не простые

Все скорлупки золотые

Кучки равные кладёт

И с присвисточкой поёт

При честном при всём народе

-- Послушайте,как музыка изображает белочку.

--какое настроение у музыки?

(…ответы . нежная, трепетная, игривая, грациозная)

--На каких звуках (низких или высоких) построена тема белочки?

(ответы… на высоких)

-- Какой вид музыки использовал композитор для образа белочки?

(ответы … танец, танцевальная …)

-- какие инструменты передают песню и танец белочки?

(ответы …флейта, металлофон)

-- какую народную песню вы узнали в теме белочки?

(«Во саду ли в огороде…)

(Исполнение песни "Во саду ли, в огороде" под аккомпанемент металлофона).

-- Как вы думаете, кто это?

-- как звучит музыка? какими их рисует музыка?

(ответы … сильно, громко, маршеобразно, тяжело, уверенно, сдержанно…)

В мире есть второе диво

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой.

Хлынет на берег крутой,

Разольётся в шумном бреге

И очутятся на бреге

В чешуе,как жар горя

33 богатыря

Все красавцы молодые,

Великаны удалые,

Все равны, как на подбор

С ними дядька Черномор!

-- Как музыка передаёт силу морских воинов?

(ответы …чёткий ритм, темп шага, энергичный характер)

-- Какой вид музыки – песня, марш или танец – слышится в этом фрагменте?

--Давайте попробуем помаршировать вместе с богатырями.

(дети шагают под музыку темы богатырей).

--- А вот и третье чудо!

(Звучит тема Царевны-Лебедь)

-- Кого из сказочных персонажей изображает эта музыка?

-- Подберите как можно больше слов, которые характеризуют Царевну-Лебедь.

(ответы… медленная, плавная, нежная, певучая, парящая, плывущая…)

тут она, взмахнув крылами

Полетела над волнами….

встрепенулась, отряхнулась

И царевной обернулась.

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама то величава

Выступает будто пава,

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит

--Какие музыкальные инструменты помогли композитору изобразить царевну?

(ответы …скрипка, арфа)

--какие интонации – изобразительные или выразительные – преобладают в теме Лебеди?

4. ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА.

- упражнение на дыхание;

- выстраивание примарного тона в унисон (ре 1 );

-исполнение с имитацией игры на скрипке, балалайке, барабане.

-работа над дикцией, дыханием, характером звуковедения (плавно, отрывисто, чётко).

Читайте также: