Описание картины веранда обвитая виноградом

Обновлено: 18.09.2024

Эта картина передаёт мироощущение русских людей начала XIX века, в восприятии которых Италия — это мир счастья, гармонии и романтики.

Глядя на работы Сильвестра Щедрина, даже человек несведущий в живописи, отмечает, что живописец увлечён проблемой света и передачи особенностей воздуха. Он пытается выбиться из тёплых тонов, добавляя серо-голубые, серебристые оттенки. Именно они помогают почувствовать особенности итальянского воздуха в полуденный час, когда природа предстаёт во всём своём великолепии.

Италия
Сильвестру Щедрину повезло. Он родился в семье скульптора, ректора Академии Художеств. Как говорится, грех было не стать художником с такими генами. Опять же, все близкие способствовали развитию его таланта. Мальчик поступил в Академию, когда ему было всего десять лет. Юного художника поощряли за отличные художественные работы. За рисунки с натуры он был удостоен серебряной медали в 1808 году и малой золотой в 1809 году.

В двадцать семь лет Сильвестр получил пансион и уехал на этюды в Италию. В Россию он уже не вернулся, оставшись в полюбившейся ему южной стране до конца своих лет. В эти годы здесь жили Орест Кипренский, Карл Брюллов и многие другие известные русские художники, встречавшиеся, в частности, на музыкальных вечерах княгини Зинаиды Волконской.

Если внимательно посмотреть на его пейзажи, то можно понять, что по своей гармонии они близки к творчеству Константина Батюшкова, Александра Пушкина, Евгения Баратынского. Он, как и эти великие поэты, сумел передать реальный и естественный облик природы.

Отличительная черта пейзажей Щедрина
Отличительной чертой пейзажей Щедрина считается присутствие человека практически на всех его картинах. Причём они не смотрятся статистами, просто оживляющими пейзаж, или же в качестве моделей, демонстрирующих масштабы архитектуры. Люди на его картинах находятся в абсолютно естественных условиях и заняты повседневной работой. Хотя в остальном художник следовал правилам академической школы, усвоенным в период обучения.

Ещё все его картины чётко поделены на планы, в них идеально выстроено освещение и перспектива.

Теперь в написании залитых солнцем улиц, террас и морских берегов появилась ранее несвойственная ему уверенность. Кроме того, художник решил поэкспериментировать и это ему удалось. В этой работе он передал игру солнечных бликов и особенности нагретого южного воздуха.

В тёплые золотистые оттенки он добавил холодные подтона – голубые с уходом в серый и серебристые, сиреневатые краски. Эти тонкости позволяли художнику идеально изобразить особенности итальянской природы, колористику южной Италии, которая кажется зрителю идеальным для жизни миром, тёплым, дружественным, залитым счастьем и гармонией.

Два просвета между увитых листвой балок уходят вдаль и открывают великолепный вид на море. Серебристый блеск тёплой воды притягивает взгляд; живописная скала выступает слева из водной глади и тянется вверх. Кружевные листья пересекают прогалы между балками, обрамляют веранду.

Простые итальянские труженики на картине спрятались в тень от полуденного солнца. После обеда в Италии наступает несколько часов заслуженного отдыха, когда никто не работает – так было всегда, и именно такой момент изображён на картине.

Босоногий мужчина в белой одежде и щеголеватой ярко-красной шапочке, скорее всего рыбак, беззаботно сидит на парапете, о чём-то разговаривая с мальчишкой в широких штанах. На голове мальчика – соломенная шляпа с широкими полями, отлично защищающая лицо от солнца. Чуть дальше стоит женщина в ярких одеждах.

Ещё один мужчина дремлет прямо на полу, прислонившись спиной к стене; рядом с ним кувшин и остатки обеда. Все фигуры изображены в натуралистичных позах, картина дышит спокойствием и расслабленностью…

Отправная точка для других мастеров
Так получилось, что Сильвестр Щедрин прожил в Италии, которую полюбил всем сердцем, до конца своей недолгой жизни. Эта страна перестала быть для него чужбиной, однако, о том свидетельствуют его письма на родину, он всё равно оставался русским человеком, художником, думавшим о будущем отечественного искусства.

Живописец продолжал много работать, несмотря на развивающуюся тяжёлую болезнь печени. Щедрин был широко известен, имел много заказов, поэтому 1820-е годы были заполнены неустанным трудом. Однако силы художника слабели, и работу приходилось прерывать на многие месяцы. Умер Щедрин 27 октября (8 ноября) 1830 года в Сорренто. Однако можно утверждать, что его работы стали отправной точкой в становлении таких всемирно известных живописцев, как Саврасов, Шишкин, Левитан и Васильев.

 Веранда, обвитая виноградом Сильвестр Щедрин

Пейзажист Сильвестр Щедрин был сыном известного скульптора Феодосия Федоровича Щедрина и племянником пейзажиста Семена Федоровича Щедрина. Сильвестр рос в атмосфере художественных интересов, с детских лет знал коллекции Эрмитажа.

В 1800 г. Щедрин поступил в Академию художеств. Будучи прилежным учеником академии, он получил задание изобразить морской город или селение и с успехом справился с поставленной задачей. Он создал классический пейзаж, где четко просматривались три плана, мудрая уравновешенность, но было полное отсутствие воздуха и примет времени дня.

За эту работу он получил Золотую медаль и был послан в Италию писать классические пейзажи и изучать древности. В эти годы здесь жили Кипренский, Брюллов и многие другие русские художники, встречавшиеся, в частности, на музыкальных вечерах Зинаиды Волконской.

Щедрин много работал. Сначала его пейзажи по классицистической традиции изображали прославленные античные памятники и исторические места, как, например, “Вид Колизея”. Но Щедрин неожиданно открыл для себя иную Италию: Италию обжитых человеком бухточек и прибрежных скал, Италию простых тружеников, моряков, рыбаков, уличных торговцев. Его знали и любили простые люди во многих итальянских городах, а он писал этих людей и свои бесконечные этюды.

Русский художник увидел итальянский пейзаж не глазами туриста, ищущего экзотические красоты, а глазами итальянского рыбака или крестьянина, для которых природа является обжитым домом.

Одной из таких работ является картина “Веранда, обвитая виноградом”. Глядя на нее, мы видим два просвета, обрамленные кружевом листвы, и ослепительный блеск моря. И только потом замечаем забившуюся в тень от тяжелой полуденной жары жизнь. Это час послеобеденного отдыха, когда на юге все замирает.

Рыбак в белой одежде и красной шапочке сидит на парапете, рядом с ним – мальчик в широкополой соломенной шляпе. Прямо на полу дремлет старик.

Люди, изображенные на картине, – это те самые бедняки, которых Щедрин попросил прийти попозировать “на натуре”. Они устраивались по своему желанию, при этом дремали или разговаривали, продолжая во время позирования жить привычной им жизнью, полной близости к природе, которая, по словам автора, “ни с чем сравниться не может”.

Стоит обратить внимание на листву винограда – мы не увидим рядом двух мазков одного цвета. Лист пожелтевший, лист ярко-зеленый, лист красноватый, лист коричневый, и вся эта масса цветной листвы пронизана лучами солнца. Живописец поминутно менял кисти, смешивал краски.

Если, забывшись или устав, он положил бы рядом несколько одинаковых мазков, в картине получилось бы “мертвое пятно”, а это недопустимо, т. к. в природе все живет, ежеминутно меняет окраску.

В дальнейшем творчество Щедрина приобретало все большую простоту и непосредственность в выборе сюжетов и в передаче природы и городских видов. Полюбившуюся набережную, как и другие виды города, Щедрин писал много раз при дневном и лунном освещении. В летнее время художник работал в Сорренто, пейзажи конца 20-х гг. с видами этого места, особенно его гаваней, имеются в Третьяковской галерее и Русском музее.

Сильвестр Щедрин открыл новые приемы, привнес в пейзаж солнце, ветер, сверкание моря, влажный, напоенный морским запахом воздух. Его “ландшафтная нога” ступила из сухого классического пейзажа в живую жизнь.


Щедрин Сильвестр Феодосиевич [2(13).2.1791, Петербург, — 27.10(8.11).1830, Сорренто], — русский живописец-пейзажист. Один из основоположников русского реалистического пейзажа. Сын скульптора Ф. Ф. Щедрина, племянник пейзажиста С. Ф. Щедрина. Учился в Академии Художеств в Петербурге (1800—12) у М. М. Иванова и Ф. Я. Алексеева. Пенсионер АХ в Италии (с 1818).

Пейзажи Щедрина близки к полным поэтической гармонии образам Италии в творчестве русских поэтов К. Н. Батюшкова, А. С. Пушкина, Е. А. Баратынского; обращение к реальному естественному облику природы, к непосредственной живописной передаче натуры, достижения в области пленэра открыли новый этап в истории русской пейзажной живописи.

Новый Рим. Замок Святого Ангела. 1823.

Старый Рим. 1824

Вид с Петровского острова на Тучков мост и на Васильевский Остров в Петербурге. 1815

Смотреть ещё картины Щедрина


Сильвестр Щедрин родился в семье скульптора, ректора Академии Художеств. Дядя мальчика был известным пейзажистом. Все в семье способствовало развитию таланта художника – и мальчик поступил в Академию, когда ему было всего десять лет.

В двадцать семь лет Сильвестр получил пансион и уехал на этюды в Италию. В Россию он уже не вернулся, оставшись в полюбившейся ему южной стране до конца своих лет.

За короткий срок молодой человек стал настоящим итальянцем, правдиво изображая в своих работах природу Италии и быт итальянских крестьян.

Отличительной чертой пейзажей Щедрина является присутствие человека практически на всех его картинах – причем не в качестве статиста, оживляющего пейзаж, а в абсолютно естественных условиях.

До Щедрина людские фигурки вводились пейзажистами на полотна в основном для демонстрации масштабов архитектуры – у этого автора все персонажи заняты повседневной работой. В остальном художник следовал правилам академической школы, которые четко усвоил в период обучения.

В написании залитых солнцем улиц, террас и морских берегов появилась ранее несвойственная ему уверенность; художник охотно экспериментировал и в результате научился идеально передавать игру солнечных бликов и особенности нагретого южного воздуха.

В теплые золотистые оттенки творец добавлял холодные подтона – голубые с уходом в серый и серебристые, сиреневатые краски. Эти тонкости позволяли художнику идеально изобразить особенности итальянской природы, колористику южной Италии.

На этой картине Щедрина, как и на всех прочих, волшебная Италия предстоит идеальным для жизни миром, теплым, дружественным, залитым счастьем и гармонией. Именно так воспринимало Италию большинство русских эмигрантов и туристов того времени.

Два просвета между увитых листвой балок уходят вдаль, открывая великолепный вид на море.

Серебристый блеск теплой воды притягивает взгляд; живописная скала выступает слева из водной глади и тянется вверх. Кружевные листья живописно пересекают прогалы между балками, обрамляют веранду.

Простые итальянские труженики на картине спрятались в тень от полуденного солнца. После обеда в Италии наступает несколько часов заслуженного отдыха, когда никто не работает – так было всегда, и именно такой момент изображен на картине.

Босоногий мужчина в белоснежной одежде и щеголеватой ярко-красной шапочке, скорее всего – рыбак, беззаботно сидит на парапете, о чем-то разговаривая с мальчишкой в широких штанах. На голове мальчика – соломенная шляпа с широкими полями, отлично защищающая лицо от солнца. Чуть дальше стоит женщина в ярких хлопчатобумажных одеждах.

Еще один мужчина дремлет прямо на полу, прислонившись спиной к стене; рядом с ним кувшин и остатки обеда. Все фигуры изображены в натуралистичных позах, картина дышит спокойствием и расслабленностью.

Сильвестр Феодосиевич Щедрин


Сильвестр с девятилетнего возраста был зачислен в число воспитанников Академии Художеств, где его учителями были архитектор Тома де Томон, обучавший его законам перспективы, Ф. Я. Алексеев, писавший тогда главным образом городские виды Петербурга. С 1806 года Сильвестр обучается в пейзажном классе под руководством профессора M. M. Иванова.

Юного художника поощряли за отличные художественные работы. За рисунки с натуры он был удостоен значительных наград, а именно — серебряной медали в 1808 году и малой золотой в 1809 году.

В 1818 году в числе первых четырех пенсионеров Академии, С. Ф. Щедрин направляется в Италию, в Рим. Поселившись в Риме, Щедрин начинает писать виды этого города.

Среди работ художника было немало видов в окрестностях Рима.

Далее, Сильвестр переезжает в оживленный Неаполь. Выбор нового места пребывания был не случаен — характер города соответствовал его творческим устремлениям.

Обращение Щедрина к непосредственной живописной передаче натуры, его достижения в области воспроизведения изменчивой световоздушной среды открыли новый этап в истории русской пейзажной живописи.

Художник сильвестр щедрин (1791 – 1830)


Веранда, обвитая виноградом

Русский живописец, пейзажист, который стал одним из родоначальников реалистического направления в русском пейзажи. Можно утверждать, что его работы стали отправной точкой в становлении таких всемирно известных живописцев, как Саврасов, Шишкин, Левитан и Васильев.

Художник Сильвестр Феодосиевич Щедрин родился в феврале 1791 года в Санкт-Петербурге, в семье известного скульптора, ректора Академии художеств, профессора класса скульптуры Феодосия Щедрина.

В девятилетним возрасте Сильвестр стал воспитанником Академии Художеств по классу пейзажа. Уже через восемь лет обучения получил свою первую медаль за успехи в творчестве.

В 1818 году художник уехал в Италию и на родину больше не вернулся.

Ещё будучи учеником Академии художник написал несколько примечательных пейзажей, где есть и соблюдение канонов пейзажа времён классицизма, однако искусствоведы говорят о попытках отступить от канонов и приблизить пейзажи к реальному и более точному виду пейзажа.

С годами палитра живописца становится всё светлее, уходят традиционные коричнево-охристые тона, краски становятся всё чище.

Впрочем, о красках и тонах пусть пишут искусствоведы и критики.

Я же хочу вас пригасить полюбоваться на красоту, которую художник творил до самой своей смерти в 1830 году. Похоронен Сильвестр Щедрин в городе Сорренто.

Картины художника сильвестра феодосиевича щедрина

Новый Рим. Замок святого Ангела

Лунная ночь в Неаполе

Грот Матроманио на острове Капри

Малая гавань в Сорренто

Жанровая сцена. Пилигримы

Озеро Альбано в окрестностях Рима

Набережная в Неаполе

Терраса в Сорренто

Малая гавань в Сорренто с видом на острова Искья и Прочидо

Итальянский пейзаж. Капри

Набережная Мерджеллина в Неаполе

Терраса на берегу моря. Капуччини близ Сорренто

Вид с Петровского острова в Петербурге

Вид с Петровского острова на Тучков мост и на Васильевский остров в Петербурге

Водопад в Тиволи близ Рима

Водопад в Тиволи

Большой фонтан в Кастелламаре

Читать


© Соловьева И., 2015

Я очень люблю мою маму. Потому что она меня родила. А также за то неимоверное количество усилий, которые она приложила, чтобы вырастить из своего сына приличного человека. Думаю, что у нее это получилось – хотя бы внешне приличного…

Радио – это уникальное средство массовой информации прежде всего потому, что оно сиюминутно. Все программы существуют лишь здесь и сейчас, и через мгновение они становятся уже достоянием истории.

Однако есть вещи, которые хочется и даже необходимо сохранить для аудитории, чтобы люди могли время от времени просматривать, перечитывать и возвращаться к моментам, приносящим истинное удовольствие. Именно к такой неоспоримой ценности я бы отнес мамину рубрику.

В книге, которую вы держите в руках, содержатся избранные рассказы о творчестве и судьбах выдающихся русских живописцев, поданные с таким тонким пониманием, проникновенностью и любовью, которыми обладают далеко не многие и которые в полной мере присущи моей маме.

Алексей Петрович Антропов (родился 25 марта 1716 года в Санкт-Петербурге, умер 23 июня 1795 года там же) – русский живописец, миниатюрист, художник-портретист. Родился в семье инструментального мастера, служившего в Канцелярии от строений, руководившей застройкой Санкт-Петербурга.

1752), который работал при дворе императрицы Анны Иоанновны, а затем и Елизаветы Петровны. В 1752 году он принимал участие в росписи Андреевской церкви в Киеве, построенной по проекту Бартоломео Растрелли.

По протекции фаворита императрицы Елизаветы Петровны – Ивана Шувалова – он получил место преподавателя живописи, продолжая при этом учиться портретному искусству у итальянского художника Пьетро Ротари (1707–1762), работавшего в России. Среди учеников Антропова – знаменитый художник Дмитрий Левицкий.

Антропов был любимцем императора Петра III и написал несколько его портретов. После свержения и убийства Петра III был в немилости у Екатерины II и утратил статус придворного живописца. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Иногда приходится слышать мнение, что никакой русской школы живописи нет, а если и есть, то это только русский авангард – Малевич, Кандинский и соц-арт. С этим трудно согласиться.

Если имеется в виду, что в начале прошлого века русская школа живописи полностью проявила свою независимость и самостоятельность, явив миру всплеск таланта и оригинальности, тогда да.

Но не стоит забывать, что путь развития русской живописи был весьма сложным и самобытным.

Портрет Петра III

Так, Леонардо да Винчи проходил обучение в мастерской Верроккьо, а впоследствии у него тоже появилась собственная мастерская. Свои школы были у Рафаэля, Боттичелли и многих других художников. Обучение происходило не революционным, а эволюционным путем.

Художники, которые учились в мастерской Верроккьо, были итальянцами, им не нужно было преодолевать многокилометровые расстояния, осваивать иностранный язык и чужую культуру для того, чтобы обучаться живописи. Обучение происходило легко, так как у учителя и ученика были общие корни и традиции.

Благодаря этому формировалось то, что принято теперь называть национальной школой. Безусловно, здесь тоже были исключения, нужно было приехать с острова Крит в Испанию, чтобы стать Эль Греко. Но такие примеры скорее редкость, чем правило.

В России эти процессы происходили абсолютно иначе. Вернее, истоки похожи, ведь в Древней Руси обучение иконописцев также происходило при монастырях, где опытные мастера передавали свои знания ученикам. Но с зарождением светской живописи все меняется.

В России в принципе не было специальных школ, где бы художники обучались светской живописи.

Первой своеобразной школой стала московская Оружейная палата, где с середины XVII века русских иконописцев обучали композиции и основным приемам светской живописи иноземные мастера, приехавшие из Западной Европы, в частности австриец Иван Детерс, поляк Станислав Лопуцкий, голландец Даниил Вухтерс.

А в 1716 году первые русские живописцы отправились в Европу учиться мастерству живописи, в их числе Андрей Матвеев (1701–1739), служивший впоследствии в Канцелярии от строений, где работал и Петр Антропов – отец Алексея Антропова, – и сам Алексей Антропов.

Такая ситуация просуществовала вплоть до открытия Академии художеств, которое произошло лишь в 1757 году, то есть спустя два столетия после открытия первого подобного заведения в Италии (первой итальянской Академией художеств считается Флорентийская академия изящных искусств – Accademia di Belle Arti di Firenze, основанная в 1563 году).

Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны

Поэтому страна с великими традициями иконописи, с замечательными иконописными школами – Владимирской, Суздальской, Московской, Киевской, – страна, давшая миру великих иконописцев Андрея Рублева и Дионисия, оказалась в положении ученика, который должен смотреть на Запад и учиться искусству там. Российское искусство было лишено эволюционного периода, периода вызревания. Не было постепенного перехода от религиозной живописи к светской, а был резкий толчок, произошедший в конце XVII века в результате реформ Петра I.

Любопытные и достопамятные сказания о императоре Петре Великом, изображающие истинное свойство сего премудрого государя и отца отечества. – СПб., 1786. – С. 55).

Сильвестр Феодосиевич Щедрин


Веранда, обвитая виноградом.

Сильвестр Феодосиевич Щедрин (1791-1830), – выдающийся русский художник, пейзажист, представитель романтического направления в искусстве.БиографияЩедрин Сильвестр Феодосиевич (1791-1830)Получил известность как художник-пейзажист. Сын известного скульптора Феодосия Щедрина и племянник пейзажиста Семена Щедрина. Учился в Академии художеств.

В качестве пенсионера совершенствовал художественное мастерство в Италии. Как все русские художники его времени, был подвержен влиянию Академизма. Биография и творческая деятельностьХудожник Сильвестр Феодосиевич Щедрин известен как пейзажист. Родился в Петербурге 2 (13) февраля 1791 года.

Сын известного скульптора Феодосия Федоровича Щедрина и племянник пейзажиста Семена Федоровича Щедрина. Духовное развитие Сильвестра происходило в атмосфере художественных интересов, с детских лет будущий художник интересовался коллекциями Эрмитажа; это предопределило выбор жизненного пути. В 1800 году он поступил в Академию художеств в Петербурге.

Но из-за сложной военно-политической обстановки в Европе этого времени художнику удалось осуществить эту поездку лишь через несколько лет. В 1818 году Щедрин прибыл в Италию, в Рим. В эти годы здесь жили Кипренский, Брюллов и многие другие известные русские художники, встречавшиеся, в частности, на музыкальных вечерах Зинаиды Волконской.

Бывал Щедрин и в Амальфи. В 1827-28 годах художник писал виды Капри.Сильвестру Щедрину было двад цать семь лет, когда он приехал в Италию, рассчитывая поработать здесь некоторое время. Сын извест ного скульптора, племянник живо писца Семена Щедрина, он вполне мог рассчитывать на благополуч ное сосуществование в петербург ской художественной среде.

Но Италия виделась ему странойклассического искусства, где можно было многому научиться и по-настоящему проверить свой талант, его силу. И так получи лось, что Щедрин пробыл в Ита лии до конца своей недолгой жизни.

Он полюбил эту страну, она перестала быть для него чужбиной, но и здесь, в дальних теплых краях, как о том сви детельствуют его письма на родину, он оставался русским человеком, художником, думавшим о будущем отечественного искус ства.

Автопортрет Сильвестра Щедрина

Живописец продолжал много работать несмотря на развивающуюся тяжелую болезнь печени. 1820-е годы заполнены неустанным трудом; широкая известность Щедрина доставляла ему много заказов. Однако силы художника слабели, и работу приходилось прерывать на многие месяцы. Умер Щедрин 27 октября (8 ноября) 1830 года в Сорренто.

Новый Рим. Замок Святого Ангела. 1823.

Набережная Сайта Лючия в Неаполе. 1820-е.

Набережная Мерджеллина в Неаполе. 1827.

Набережная в Неаполе. 1825

Малая гавань в Сорренто близ Неаполя. 1828

Итальянский пейзаж. Капри. 1826

Грот Матроманио на острове Капри. 1827

Грот во Флоренции. 1826

Водопад в Тиволи близ Рима. 1823

Вид Сорренто близ Неаполя. 1825

Вид с Петровского острова на Тучков мост и на Васильевский Остров в Петербурге. 1815

Вид на Неаполь с дороги в Позилиппо. 1829

Вид из грота на Везувий и Кастелло дель Ово в лунную ночь.

Вид Амальфи близ Неаполя. 1826

В окрестностях Сорренто близ Кастелламаре. 1828

Большая гавань на острове Капри. 1828

Терраса на берегу моря. Местечко Капуччини близ Сорренто. 1827.

Один из лучших пейзажей художника, написанный в окрестностях Неаполя, пронизан эллинским духом ясного покоя и светлой гармонии. Природа предстает у Щедрина как образ рая на земле. Веет свежим и влажным дыханием моря, ароматом нагретых виноградных листьев. Укрывшиеся на веранде от палящего солнца люди предаются блаженному отдыху. Золотистые солнечные лучи проникают сквозь сплетенные ветви винограда, ложатся бликами на каменные опоры веранды, отражаются яркими отблесками на выгоревшей траве… Щедрин виртуозно передает сложнейший эффект освещения, достигая невиданного раньше в пейзаже единства света, цвета, воздушной стихии.


Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Веранда и крыльцо бани

Веранда и крыльцо бани Возле бани можно устроить место отдыха или солярий, пристроив к ней террасу или веранду, обвитую виноградом или другими вьющимися растениями. Они закроют баню от дождя, ветра и от посторонних глаз, украсят ее (особенно летом), создадут интимную

Антицеллюлитная маска с виноградом

Антицеллюлитная маска с виноградом Требуется: 1 ч. л. жидкого меда, 2 ч. л. любого дневного крема, 5 ст. л. свежего виноградного сока.Приготовление: перемешать ингредиенты.Применение. Втереть маску в проблемные участки тела. Через 15 мин ополоснуться теплой водой. Такую маску

Читайте также: