Описание сада антоновские яблоки

Обновлено: 18.09.2024

Жанровая направленность произведения представляет собой рассказ в стиле эпитафии эпохи сентиментализма.

Композиционная структура рассказа является необычной, поскольку в ней отсутствует событийная канва, а основная роль отводится воспоминаниям, впечатлениям, философским размышлениям, основанным на пейзажах, портретах, интерьерах, которые играют ключевую роль в рассказе, тесно переплетаясь и взаимодополняясь.

Композиция состоит из четырех глав, повествование в которых осуществляется от лица лирического героя в образе рассказчика. При этом выделение экспозиции, завязки, кульминации и финала представляется затруднительным, поскольку все части отличаются размытостью несюжетных составляющих. Таким образом, систему образов можно определить в виде неразветвленной.

Основными темами рассказа являются изображение деревенской осени, а также вольной жизни помещиков, наполненной романтическим отношением к деревенским просторам. Раскрытие осенней тематики осуществляется путем природных зарисовок, передающих прелестную атмосферу начала ранней осени, вызывающей ностальгические чувства, воспоминания о детстве и ощущения старины.

Все главы рассказа имею тесную взаимосвязь с основной тематикой произведения в виде чередования картин природы, дворянского быта, которые объединяются прошлыми авторскими воспоминаниями.

Главным героем рассказа можно назвать образ лирического героя, представленный автором как человека, имеющего тонкую душевную организацию, мечтательного, восприимчивого, оторванного от реальности, живущего прошлым, скорбящим о нем.

Первая глава рассказа представляется собой описание ранней осени, представленной с использованием пейзажей и народных примет, воссоздающих деревенскую атмосферу, в виде образа антоновки, сбор которой осуществляется крестьянами в садах, располагающихся в помещичьих усадьбах. Повествование первой части начинает постепенное описание мещанского быта с изображением колоритных крестьянских образов, которые представляются в виде мудрых, почтительных, ловких и хозяйственных людей. Окончание первой главы знаменует изображение осенней ночи.

Вторая глава также имеет описание природных пейзажей и народных примет, однако ее основу составляет изображение жизни стариков-долгожителей в виде описания интерьеров домой помещиков, при этом обращая внимание на запахи, в особенности яблочный аромат.

В повествовании присутствуют авторские воспоминания о посещении деревенского дома тетки писателя, Анна Герасимовны, усадьба которой располагается в окружении фруктовых садов.

В третьей главе рассказа повествуется об охотничьем сезоне, поддерживающим угасающий постепенно помещичий дух. Отличительной особенностью данной части является подробное изображение автором сборов на охоту, самого процесса охоты, а также вечернего застолья. В повествовательном содержании данной главы автор вводит нового героя в лице помещика Арсения Семеновича, удивляющего своей приятной внешностью и веселым характером.

Заключительная глава произведения содержит рассказ о кончине старых помещиков, вместе с которыми исчезает старинный дух, а остаются только ностальгические воспоминания о мелкопоместной жизни.

Художественными особенностями рассказа являются, в первую очередь, его сюжет, представляющий собой форму монолога-воспоминания, во-вторых, отсутствие традиционной сюжетной линии, а также близость к поэтическому повествованию.

Своеобразием произведения является применение автором символов в образе сада, который символизирует гармонию, а также образа антоновских яблок, отождествляемых с продолжением жизни, человеческого рода, любовью и счастьем.

Также отличительной особенностью рассказа является включение в повествование лирической составляющей, максимально приближая читательскую аудиторию к личности рассказчика с возможностью совместного наблюдения красоты окружающей природы, а также сопереживания авторских чувств и эмоций.

В рассказе автор концентрируется на проблематике, касающейся постепенного исчезновения помещичьего духа, поэтому стремиться призвать читателя на сохранность наследия потомков.

Художественными средствами выразительности в рассказе представляются фольклорные народные мотивы, применение эпитетов и сравнений, а также многочисленные метафоры. При этом рассказ насыщен мастерским изображением штрихов, описаний, зарисовок.

Смысловая нагрузка рассказа заключается в изображении угасания русской помещичьей деревни и авторской грусти о прошедших счастливых детских годах, с уходом которых исчезает и аромат антоновских яблок, тем самым демонстрируется авторская ностальгия в виде погружения ушедшего, безмятежного благоденствия.

2 вариант

Поэтому так тоскует автор, тоскует он не по запаху антоновских яблок, но по тому спектру ощущений, которые с ними связан, по тому укладу, который был характерен для былых времен. Рассказчик не ищет счастья, но покоя и воли, он трезво оценивает смену времен и эпох, хладнокровно воспринимает перемены, но ничего не приукрашает. В более новые времена он отмечает как измельчали помещики, как канули в Лету времена, когда он мог много дней охотится, оставаться в доме у нового знакомого и часами просиживать в уютной библиотеке.

Этого более не существует, флер былого времени испарился как былые времена, осталось только ностальгия, однако, герой носит в себе ту самую культуру и ощущение времени. Когда-то и его не будет и исчезнет этот образ, как исчез прежний мир. Весь рассказ пронизан таким ощущением эфемерности и призрачности существования.

Более того автор даже исподволь задается вопросом о том чем вообще является подлинное существование: грезами, переживаниям или воспоминаниями. Литературный прием, который он использует, в дальнейшем с удовольствием подхватят и другие творцы, а основной мотив был опробован писателями-современниками Бунина.

Тут трудно не вспомнить В поисках утраченного времени Пруста, который является фактически ровесником Антоновских яблок (рассказ написан в 1900, а Пруст начал идею романа в 1896, а опубликовал в 1909), где основа сюжет практически идентична.

Герой кушает печенье и погружается в грезы и воспоминания. Герой Бунина тоже вспоминает на основе ощущения вкуса и запаха утраченные времена.

Возможно для того времени в целом была характерна какая-то атмосфера ностальгии, ощущение зыбкости всего мира и понимание не только тотальной смены эпох, но и его полной иллюзорности.

Анализ 3

В рассказе действия происходят осенью, а именно, ранней. Ведь тогда начинают собираться урожай и яблоки. Яблоки очень вкусные и имеют приятный запах. Читатель сам уже сгорает от желания попробовать эти яблоки, ведь так аппетитно все описано. Запах фруктов смешался с запахом осени, в итоге раздается дивный и приятный аромат. Именно этот запах и Бунин чувствует всю жизнь. Когда автор описывает природу, то употребляет множество метафор и эпитетов Он хочет как можно точнее все описать. Для того, чтобы читатель сам окунулся в атмосферу, которая передается на протяжении всего произведения.

К сожалению, со всем этим теплом пропал и запах, который так любил автор. Аромат антоновских яблок. Давно все закончилось, детство тоже. К сожалению, осталась только печаль и грусть по тому, что уже ушло. Вот уже и началась зима. Все замело снегом. Этим Бунин хочет показать то, что дороги назад уже нет.

Бунин очень точно подобрал время года, которое описывал в произведении. Вот она – ранняя осень. Время, когда собирают урожай. В это время детство продолжается. Все хорошо. Поздняя осень – прощание старушки с жизнью, а потом зима. Прошлое осталось только в мыслях и сердце. Жизнь, как ни странно, продолжается. Рассказ можно назвать даже грустным, но не смотря на это, Бунин вложил в него всю свою душу.

Антоновские яблоки - анализ

Впервые рассказ вышел в свет в 1900 году. Как рассказывал сам Бунин, что толчком на написание произведения стал сад его брата, где всегда пахло антоновскими яблоками. При редактировании автор опустил много страниц с описанием быта дворян. Делал он это для значительного сокращения рассказа.

Произведение относится к жанру рассказа, состоит из четырех законченных по смыслу, глав. Автор с великим мастерством создал в каждой главе особенный и интересный читателю мир. Таким образом первая часть раскрывает смысл единства с природой, благоухания в саду. Вторая – Деревенские хлопоты в осенний период. Третья – вместе с приходом зимы и угасанием осеннего цвета угасает и души помещиков, которые покидают прекрасные места.

В произведении идет время, сменяются времена года, но одно остается прежним и неизменным – это запах антоновских яблок. Как в других произведениях Бунина или других авторов здесь нет сложного сюжета. Автор изображает цикл жизни природы и человека, которые имеют между собой связь. По мере того, как меняется состояние природы меняется состояние души людей. Мир в рассказе сужен до одной усадьбы, и кажется, кроме нее ничего не существует на белом свете.

В произведении заложена глубокая мысль о России, как и в других произведениях Ивана Бунина. Существует метафора природы, как родины, которая в свое время пахла и цвела, а вместе с увяданием запаха антоновских яблок пропадает былая красота усадьбы, дворянского рода и всего сада в целом. Так и Россия перестала благоухать и вместе с тем пропала величественность людей, живущих в ней и красота страны, созданная человеческой рукой.

Главный герой рассказа не имеет имени, данный прием используется для того, чтобы не акцентировать внимание на данном человеке, а лишь на его образе, которой свойственен любому жителю России, который вместе со временем года меняет свой возраст. Когда было лето герой был мальчиком, далее юношей, взрослым человеком и стариком. Подобно саду он рос, расцвел и увял.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Антоновские яблоки

Популярные сегодня темы

В каждой семье существуют памятные и дорогие сердцу вещи, доставшиеся от предыдущих поколений. Это могут быть старые фотографии, письма, открытки и другие памятные предметы.

С самого рождения Константина Егоровича Маковского окружала атмосфера творчества деятелей русского изобразительного искусства. Отец его, Егор Иванович, нередко принимал в гостях множество широко известных живописцев

В картине преобладает белый цвет. Художник изобразил разгар настоящей русской зимы, которую сейчас почти нигде не встретишь. На полотне везде изображен снег, белоснежный и пушистый

Все произведение начинается пейзажной зарисовкой. Рассказчик повествует о деревне Выселки. В повествовании подчеркивается взаимосвязь быта человека и красоты природы.

И.А. Бунин рисует картины природы не общими красками, он уделяет внимание каждой детали. Причем это не только краски, но и звуки и даже запахи.

Стоит отметить, что в рассказе почти нет никакого действия. Нет ярких персонажей, которые совершали бы яркие поступки. Однако И.А. Бунину удается передать проблему уходящей деревни. И этот переход реализуется как раз через описания природы.

На протяжении всего повествования природа изменяется. Если в первой главе рассказа представлены картины теплого августа, ранних осенних дней, а также постоянно ощущается запах антоновских яблок, присутствуют образы свежего утра, прохладной тишины, чистого воздуха, то уже со следующими главами описываются более холодные и пасмурные дни. Во второй главе показана холодная осень, образы бирюзового неба и лилового тумана уже говорят о начала процесса изменения. В третьей главе продемонстрирован сентябрь, присутствуют образы хмурых туч, ледяного ветра, пепельных облаков, рассказчику скучно и даже тревожно. В четвертой главе показан снежный вечерний ноябрь, рисуются образы пустых равнин. Так, с каждой главой усиливаются мотивы тревоги и холода, которые символизирует изменения в жизни помещиков и крестьян. Яркая, теплая и вызывающая положительные эмоции природа постепенно тускнеет и умирает.

И.А. Бунин постепенно рисует переход природы от одного состояния в другое. Причем писатель делает это с помощью композиции. От первой до четвертой главы описываются сентябрь, октябрь, ноябрь, начало декабря. И с помощью описания осени со всеми ее проявлениями И.А. Бунин смог выразить свою главную мысль по поводу уходящей деревни.

Важен для идейно-содержательного плана и образ антоновских яблок, который даже вынесен в название рассказа. Если в первой главе их запах ощущается четко и очевидно, рассказчик обращает на них особое внимание, то во второй и третьей главе он ощущается не так ярко, а в четвертой главе – не ощущается вовсе, так как он исчезает из усадеб совсем. Запах антоновских яблок помогает передать стремительность упадка дворянства.

Таким образом, образы природы, которые связаны с осенним временем года, являются не столь фоном событий, сколько центральной составляющей, которая помогает показать переход общественного быта, помогает выразить настроение и мировоззрение рассказчика, помогает выразить авторскую идею, связанную с демонстрацией угасания и упадка, а также с эпитафией по уходящей деревни.

Название: Антоновские яблоки
Автор:
Год написания: 1900
Год издания:
Жанр: Рассказ
Направление: Сентиментализм


Очень краткий пересказ рассказа антоновские яблоки

Повествователь, уже в зрелых летах, мысленно погружается в детство и молодость, снова видит себя в родовом имении. Снова чувствует он, как пахнет антоновскими яблоками, которые созревали во множестве, их запахом пропитывался воздух. В деревне считалось, если урожай антоновки хорош, значит и хлеба много народится.

Память героя воскрешает безмятежные картины прошлого: золотая осень с обильным урожаем, шумные деревенские праздники, счастливых крестьян и помещиков, живущих общими заботами.

Автор тепло вспоминает свою тётку, представительницу прошлой эпохи крепостничества, и шурина Арсения Семёныча, который приобщил его с детских лет к традиционной помещичьей забаве — охоте.

Среднепоместное дворянство постепенно разорялось и уходило в прошлое. Наступило время мелкопоместных дворян. И к ним автор относится с любовью. В их скудной, небогатой радостями жизни он видит отзвуки прошлого великолепия русского дворянства.

Время и место повествования

Рассказ написан на рубеже веков, в 1900 году, что символично для произведения, посвящённому воспоминаниям. 1900 год соединяет уходящий 19 век с его богатой дворянской культурой и надвигающийся 20-й, неведомый, тревожный, разрушительный.

Повествование проходит в разных пластах воспоминаний героя. Рассказчик погружается мысленно в отрадное детство, которое приходится на конец 70-х – начало 80-х годов 19 века. Потом — в более поздние и грустные времена. Время года — от осени до наступления зимы. Описываемая жизнь проходят в помещичьих усадьбах одной из южных губерний России.

Хорошо было осенью чувствовать себя именно в деревне, в дедовской усадьбе, с старым домом, старым гумном и большим садом с соломенными валами! Право, я желал бы пожить прежним помещиком! И. Бунин

Рассказ, состоящий из четырёх глав, содержит небольшой круг задействованных лиц. Их в сущности четыре.

Главный герои

Лирический герой — рассказчик. Повествователь с ностальгией вспоминает прошлое: счастливые годы ранних лет, потом молодость, когда в усадьбах уже всё не так, но тоже хорошо. В образе лирического героя угадывается сам писатель. Он связывает воедино отдельные картины рассказа и заявляет свою, авторскую, позицию.

Повествователь предстаёт перед читателем натурой поэтической, остро чувствующей красоту природы, жизни в деревенской усадьбе. Прошлое видится герою гармоничным и прекрасным, он мечтателен, уходит от реальности.

Второстепенные герои

Анна Герасимовна — тётка главного героя, провинциальная среднепоместная дворянка. Она гостеприимна, любит вспоминать времена своей молодости, старинную мебель и всю обстановку дома содержит в порядке и чистоте. Сам дом и постройки во дворе ещё крепки и основательны. Анна Герасимовна напоминает гоголевскую Коробочку. В её владениях сохранился дух крепостного права. Престарелые дворовые крестьяне относятся к господам с большим почтением.

Арсений Семеныч — колоритный помещик, страстный охотник. Он из тех, кто живёт широко в разрушающемся обширном поместье. Арсений Семёныч привлекателен внешне: высокий, стройный, широкоплечий, с красивым цыганским лицом. Лихость натуры Арсения Семёныча сказывается в диком блеске глаз. Костюм его живописен: шёлковая малиновая рубаха, бархатные шаровары, длинные сапоги.

Мелкопоместный дворянин — собирательный образ. Это обедневший помещик, который всё такой же страстный охотник. Правда, приходится себя ограничивать одними гончими, борзых нет.

Эпизодические герои

Николай — мещанин-садовник. Крестьяне из Выселок — старики-долгожители (признак безбедной деревни), зажиточные мужики, нарядные крестьянки. У всех справное хозяйство, все довольны своей жизнью.

Краткое содержание рассказа антоновские яблоки по главам


Глава 1

Бабье лето, сад, уже поредевший, наполненный яблочным ароматом. Рабочие суетятся и торопятся, чтобы телеги с фруктами не запоздали к выезду. Слышится, как яблоки глухо падают в кадушку. Автор описывает большой шалаш, к которому ведёт дорога из сада. Мещане-тарханы обзавелись возле него целым хозяйством. В праздники здесь проходили ярмарки: продавали ароматные яблоки, разливали мёд. Крестьяне приходили наряженными и толпились до позднего вечера.

С наступлением темноты герой идёт через сад по шуршащей листве к шалашу, где хлопочет мещанин Николай. У него есть ружьё, из которого мальчику хочется выстрелить. Стреляет он с большим удовольствием, слушая оглушительный треск и эхо, раскатывающееся по горизонту. Рассказчик вспоминает ощущение счастья, когда он вглядывался в тёмно-синий простор звёздного неба.

Глава 2

Обильный урожай антоновки в деревне был приметой хлебного урожая. В Выселках, вспоминает герой, всегда жили богато, что подтверждалось долгожительством крестьян. Например, старик Панкрат уже перестал считать свои годы и не мог ответить, сколько лет живёт. Наводящим вопросом выяснили, что не меньше ста.


Небольшая усадьба тётки старая, но прочная, с невысокими крепкими надворными постройками из дубовых брёвен. Дом был тоже невысоким, но примечателен выдающейся соломенной крышей, на редкость прочной. Мальчик родился после отмены крепостного права и не знал его, но в усадьбе тётушки чувствовал, что оно здесь до сих пор. Ветхие старики и старухи из бывшего дворового сословия при въезде господ подтягивались и низко кланялись.

Автор уделяет внимание запущенному саду Анны Герасимовны. Он славился не только запущенностью. Певчие птицы и яблоки составляли его достоинство. Яблочный аромат распространялся по всему дому. Тётушка принимала гостей, любила вспоминать старину. И под эти приятные воспоминания подавали на стол угощения и яблоки различных сортов. В прохладных и просторных комнатах небольшого дома Анны Герасимовны царил порядок, старинная мебель напоминала о прошлом.

Глава 3

Охота — непреходящая страсть помещиков ещё питала их угасающий сословный дух. Сохранились ещё поместья с садом больше двадцати десятин, где жили с размахом, хотя не было уже выездных троек, не стало тех борзых и гончих. Один из таких помещиков — родственник рассказчика Арсений Семёныч.

Гурьбой с удалым Арсением Семёнычем все ехали на охоту. Слух о добыче приводил всех в состояние азарта, охотники неслись наперегонки. После, усталые охотники заваливались в усадьбу какого-нибудь едва знакомого помещика, живущего бобылём, и располагались на ночлег. Порой гостеприимством малознакомого помещика пользовались несколько дней.

Глава 4

Душистой антоновки больше не чувствуется в усадьбах помещиков. Померли древние долгожители в Выселках, покинула этот мир Анна Герасимовна, бедовый Арсений Семёныч пустил себе пулю в лоб. На смену крепким средним помещикам пришли обедневшие мелкопоместные.

Уже не мальчик, а молодой человек, рассказчик вновь приезжает в деревенскую усадьбу. Стоит глубокая осень. Герой верхом едет в поле, с ним собака, ружьё, рог. Целый день он скитается. Возвращение к огням Выселок по темноте доставляет радость. Озябший, голодный, он входит дом и садится у затопленной печи. Светло и весело в людской, где рубят капусту, мелькают сечки. Случается, к нему заглянет кто-нибудь из мелкопоместных и увозит к себе. Герой находит мелкопоместную жизнь хорошей.

Бедный помещик поднимается рано, курит дешёвый табак. Он всё смотрит в поле: когда же забелеют поля? Нет у него борзых для осенней охоты, только гончие, а с ними — по зиме. Барин заходит в ригу, смотрит, как идёт молотьба, а сам всё оглядывается на поле. Вот и зазимок, первый снег, только в ноябре в поле без борзых ещё нечего делать.

Заключение

Автор использует принцип лирического параллелизма, распространённого в народной поэзии. Для этого рассказа народный приём очень подходит, он помогает выразить автору свою позицию. Для Бунина помещичья жизнь неотрывна от крестьянской, деревни и дворянские усадьбы он считает связанными воедино.

Краткий анализ

Жанр произведения — рассказ, написанный в стиле эпитафии. Рассказ, потому что нет определённой сюжетной линии и разветвлённой системы образов. Герои изображены опосредованно, через рассказчика, связаны только с ним. Справедливо назвать рассказ эпитафией, потому что в нём повествуется об умирающих дворянских усадьбах.

Тема рассказа

Выделяются две параллельных темы: осенняя деревня и помещичья жизнь на вольной природе.

Автор описывает красоту первоначальной осени, её переход к более печальному состоянию и влияние осенних перемен на жизнь человека. Бунин плавно переходит к изображению жизни в дворянских усадьбах. Образ антоновских яблок активно используется автором для раскрытия тем. С этими плодами неразрывно связано детство, патриархальная старина, ностальгические воспоминания.

Антоновские яблоки — символ идиллической патриархальной жизни. В этом и заключается смысл названия рассказа.

Проблематика

Проблематика произведения — исчезновение помещичьего духа, обнищание дворянства, утрата им прежнего авторитета; невозвратность старины. Писатель воспринимает разорение дворянских гнёзд как историческую драму. Автор поэтизирует и приукрашивает прошлое, в том числе и крепостное право, с которым связано процветание дворянских усадеб.

Идея рассказа

Идея рассказа — изобразить прелесть провинциальной патриархальной старины, которую должно сохранить в памяти потомков. Вместе с тем целью автора было передать состояние угасающих дворянских гнёзд. В процессе их исчезновения есть неизбежность, похожая на смену времён (от осени до зимы). Так и в жизни страны происходит смена эпох, влекущая изменения в жизни людей.

Главный герой принимает перемены как неизбежность, с которой приходится смириться. Он дорожит воспоминаниями о детстве, юности, о прекрасных старинных усадьбах, но учится радоваться жизни в настоящем, видеть её красоту.

Композиция произведения

Рассказ построен без выраженной событийной канвы. Завязку, кульминацию, развязку выделить затруднительно, так как во всех четырёх главах сюжетные составляющие размыты. Главная роль в построении рассказа отводится воспоминаниям, в них вплетаются пейзажные зарисовки, размышления, портреты, описания интерьеров. Каждая часть рассказа посвящена каким-то воспоминаниям главного героя. Все главы объединяет одна тема и образ повествователя.

Художественные особенности

И в рассказе, и в пьесе герои с горьким сожалением вспоминают сад, который ассоциируется с минувшими временами, полными гармонии. У Чехова гармония рушится под ударами топора в вишнёвом саду, Бунин же видит её как в прошлом, так и в утратившем идиллию настоящем. Не меньшую роль в рассказе играет образ яблок. В народном поэтическом творчестве яблоко символизирует продолжение рода, а душистый аромат антоновки вызывает добрые эмоции и жизнелюбивое настроение.

История создания и публикации

Рецензии

Аудиокнига

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок литературы 11 класс.

· Познакомить с разнообразием тематики прозы Бунина,

· Научить определять литературные приемы, использованные Буниным для раскрытия психологии человека, и другие характерные черты рассказов Бунина,

· Развить навыки анализа прозаического текста.

1). Выявить первые впечатления учащихся о прочитанном произведении;

2). Проследить за тем, как меняется возраст героя и вместе с ним восприятие мира;

3). Обратить внимание учащихся на интонацию светлой грусти, печали в рассказе;

4). Подвести к выводу, что данный рассказ широко включает в себя пейзажи, которые помогают наиболее глубоко понять внутреннее состояние героя, выражают ностальгию по ушедшему прошлому;

5). Рассмотреть образ природы, изображение мира людей, настроение героя-рассказчика, образы символы рассказа "Антоновские яблоки".

1). Развивать у учащихся навыки литературно-критического анализа произведения;

2).развивать у учащихся навык полного грамотного устного ответа;

3). Развивать умение делать выводы и обобщения.

1). Привить учащимся чувство прекрасного;

2). Воспитание культурного читателя;

письменной речи; интерес к истории языка и народа

Тип урока : урок объяснение нового материала

Технология : урок разработан с применением проблемной технологии обучения, здоровьесберегающей, системно- деятельностного подхода и общепедагогических технологий, а также с применением информационно- коммуникативных технологий.

Методы урока : репродуктивный, поисковый, эвристический

Формы работы : фронтальная, индивидуальная, в парах

О счастье мы всего лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно-

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно -
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним. Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне.
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

- Каким настроением проникнуто это стихотворение? Какая основная мысль этого стихотворения? ( настроение тихой грусти, печали. Основная мысль – счастье можно найти в самых простых вещах, которые окружают нас, главное, самому быть счастливым).

Бунин - величайший мастер слова, внимателен к деталям. Часто этот рассказ сравнивают с картинами импрессионистов. Если подойдешь к картине совсем близко, то ничего не увидишь, кроме мазков, чуть отойдешь – появляются отдельные предметы, а отойдешь еще дальше – увидишь всю картину.

-Дома вы прочитали этот удивительный рассказ, наполненный запахами, звуками , впечатлениями, воспоминаниями, скажите, какое общее настроение от рассказа? ( печаль, ностальгия, уныние, прощание с прошлым).

- Какова композиция произведения? ( произведение состоит из 4 частей) И если читать рассказ внимательно, можно заметить, что настроение в каждой части различно. Для того чтобы подтвердить данный тезис , проведем небольшое исследование. Вы разделились на 4 группы, каждая группа будет работать с одной частью рассказа, результатом вашей работы будет таблица, состоящая из следующих граф:

Основная тема части

Основные образы природы

Изображение людей

Образ- символ

Возраст героя

Каким настроением проникнута данная часть рассказа

1.Воспоминания о сборе яблок

Ранняя погожая осень: "свежее утро", "сочный треск" яблок. Прохладная тишина, чистый воздух, бодрое эхо, (август)

"как лубочная картинка", ярмарка, новые сарафаны. Праздничные краски: "черно-лиловая, кирпичного цвета, широким золотым "позументом понева"

Что-то тревожное, мистическое, страшное: костер Ада как символ смерти

Радостное, бодрое: "Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете"

2.Описание усадьбы тетки – Анны Герасимовны

Вода прозрачная. Лиловый туман, бирюзовое небо (сентябрь начало)

Народ прибран и весел, мужицкая жизнь- богатая, постройки- домовитые. Тетушка ведет разговоры о былом, но она важна, приветлива, угощает славным обедом.

Образ смертной старухи с могильным камнем

3. Великолепные сцены охоты.

Хмурые низкие тучи, жидкое голубое небо, ледяной ветер, жидкие пепельные облака (конец сентября)

Чтение книг, любование стариной журналы

Мертвая тишина. Овраг - как образ одиночества

Человек в зрелом возрасте

Последняя вспышка жизни перед дальнейшем исчезновением. Усиливается мотив заброшенности.

4. Время разорения, оскудения, конец былого величия.

Пустые равнины, обнаженный сад, Первый снег

Перемерли старики в Выселках, деревня напоминает пустыню.

Учащиеся работают с текстом, потом представляют свою работу на интерактивной доске.

Сад ассоциируется с дружной семьей, домом, с мечтой о безмятежном райском счастье, которого человечество может лишиться в будущем.

Можно найти много символических оттенков слова сад: красота, идея времени, память поколений, родина. Но чаще всего вспоминается знаменитый чеховский образ: сад- дворянские гнезда, недавно переживавшие период расцвета, а теперь пришедши в упадок.

Сад у Бунина – зеркало, отражающее то, что происходит с поместьями и с их обитателями.

Томит меня немая тишина.

Томит гнезда родного запустенье.

Я вырос здесь. Но смотрит из окна

Заглохший сад. Над домом реет тленье..

Радость жизни во всем я ловлю-

В звездном небе, в цветах, ароматах.

Вон радуга… Весело жить

И весело думать о небе,

О солнце, о зреющем хлебе

И счастьем простым дорожить:

С открытой бродить головой,

Глядеть, как рассыпали дети

В беседке песок золотой…

Иного нет счастья на свете.

( Эпитафия-изречение (часто стихотворное), сочиняемое на случай чьей-либо смерти и используемое в качестве надгробной надписи.)

Читайте также: