Разведение оливок и винограда в аттике

Обновлено: 18.09.2024

До того, как стать даром для человечества, олива была символом победы и поражения. В греческой мифологии говорится, что Посейдон и Афина поспорили, кому быть покровителями Аттики, области в Греции. Очевидно, что в спор вступили серьезные конкуренты: Афина была покровительницей сельского хозяйства, искусства и ремесел, а также порядка, законов и правосудия; Посейдон же повелевал землетрясениями, водой и морями. Оба согласились, что решение должны принять местные жители, которые, в свою очередь, попросили каждого совершить чудо.

Немедленно, по повелению Афины, из каменистой почвы около Акрополя выросло оливковое дерево, покрытое оливками. Что касается Посейдона, то он ударил своим трезубцем по скале, и в месте, где скала разверзлась, появился источник, но вода в нем была соленой.

Жители Аттики долго обсуждали оба чуда, но, в конце концов, победила Афина. Источник Посейдона был прекрасен, но бесполезен из-за соленой воды. Оливки же давали людям питание, лекарство, уход за кожей, легко воспламеняющиеся дрова, свет, тепло и средство платежа, польза от оливкового дерева была поистине огромной. Посейдон не захотел признать победу Афины и попытался еще раз произвести впечатление на жителей Аттики, послав к их берегам пенистую волну, которая приняла форму белой лошади необыкновенной красоты. Но жители Аттики все-таки не поменяли своего решения. Афина осталась победительницей и стала покровительницей Аттики.

Знакомясь с главой, подумайте: 1. Что объединяло всех греков, живших в часто враждовавших между собой государствах (опорные слова: язык, письмо, религия, Олимпия)? 2. Почему небольшая по территории Греция, разделённая на десятки государств, сумела дать отпор могущественной Персидской державе?

Спустя несколько веков после Троянской войны греки научились обрабатывать железо. Развивались кузнечное дело, кораблестроение и другие ремёсла.

В Греции стали возникать небольшие самостоятельные государства — полисы1. В территорию каждого полиса входил город, расположенные вокруг него хлебные поля, пастбища, оливковые рощи и виноградники; поселения земледельцев, усадьбы богачей.


Буквы древнегреческого алфавита.

1. Древняя Аттика и её население. В Средней Греции находится область Аттика. Её главным городом были Афины. Берега Аттики изрезаны глубокими и удобными для стоянок кораблей бухтами.

В Аттике нет полноводных рек. Большая часть области покрыта горами. На её каменистых почвах плохо растут пшеница и ячмень.

В VIII—VII (8—7-м) веках до н. э. в Афинах появилось много мастерских и лавок кузнецов, горшечников, сапожников. Растущему населению города требовалось всё больше и больше хлеба, а его в Аттике не хватало. Земледельцы Аттики страдали от малоземелья и неплодородных почв, от частых засух, сжигавших на полях посевы.

2. Разведение оливок и винограда. Природные условия Аттики позволяли выращивать оливки и виноград. Но это требовало много труда и забот.

Оливки росли на вечнозелёных деревьях с искривлёнными стволами и серебристыми листьями. При сборе урожая оливки срывали руками. Трясти ветви не следовало: упавшие и помятые плоды сохли и портились. Иногда их осторожно сбивали палками, тут же собирая.


Аттика в древности.


Сбор оливок.

Оливки ели солёными и вымоченными в уксусе. Вы помните, что из оливок выдавливали золотистое масло. Его лучшие сорта шли в пищу, худшие употреблялись для освещения. Масло наливали в глиняный или бронзовый светильник с узким носиком, в который вставляли фитиль.

Коптящий огонёк едва разгонял мрак.

Оливковым маслом смазывали ожоги, оно входило в состав лекарств. Греки натирали им тело перед спортивной борьбой, отчего кожа становилась скользкой.

В Аттике на склонах холмов, как и повсюду в Греции, в обилии выращивали виноград. Из его сока делали вино. Греки не пили вино чистым, а разбавляли его водой. Пьянство резко осуждали.

3. Знать и демос в Афинском полисе. В VII (7-м) веке до н. э. власть в Афинах принадлежала знати. Простой народ, по-гречески демос, в управлении не участвовал.

На холме, посвящённом богу войны Аресу, заседал совет знати — ареопаг. Он ежегодно выбирал из числа знатных и богатых девять правителей — архонтов, судил жителей Аттики. Однако знатные не судили по правде, а выносили решения, выгодные им самим. Даже за мелкое воровство присуждали к смертной казни (на с. 141 вы прочитаете о суровых законах Драконта).

Законы Драконта

1 Черепица — пластинка из обожжённой глины для покрытия кровли.


Сапожник снимает мерку с ноги женщины.


Кузнечная мастерская. С рисунков на вазах.

4. Бедственное положение земледельцев. Лучшими землями, расположенными в долине, владели знатные люди. Простые земледельцы обрабатывали маленькие и каменистые участки на склонах гор. Каждый кусок хлеба давался им тяжким трудом.

В неурожайный год приходилось брать в долг зерно или серебро у знатного соседа. На участке земледельца ставили долговой камень, и бедняк тотчас лишался покоя и сна. Не отдаст он в срок долг — отберут у него участок. Станет он тогда батраком у богача: за пищу, одежду и обувь будет пахать поле, давить виноград, собирать оливки. Или же продолжит работу на своём бывшем участке, но при этом лишь малую часть урожая оставит себе, остальное же отдаст за пользование землёй новому её владельцу.

Миф о споре Афины с Посейдоном

Рождённый самой Землёй получеловек-полузмей Кекроп основал в Аттике город. Был он расположен на высоком холме с крутыми, обрывистыми склонами. И сразу заспорили между собой дочь Зевса Афина и брат его владыка морей Посейдон. Кому из двоих стать покровителем города. Решили боги так: кто сделает жителям лучший подарок, тот и победит в споре. Ударил трезубцем по скале Посейдон — забил источник. Вот это подарок! Все знают, что мало воды в Аттике. Но попробовали её и усмехнулись: была она горько-солёной.

Воткнула в землю своё копьё Афина, зазеленело оно и превратилось в оливу. Никто прежде не видел в Аттике таких деревьев. Все признали дар Афины лучшим. Вот почему греки считали Афину покровительницей Аттики, а название города Афины связывали с её именем.

Неудивительно, что безземельный бедняк вновь делал долги. И если такой несчастный снова не мог вернуть долг, то был вынужден отдавать жену, детей, а то и самого себя в рабство. Знатный рабовладелец мог послать раба-должника на любые работы и даже продать его на чужбину.

Засильем знати был недоволен весь афинский демос. На многолюдных сходках ремесленники, торговцы, земледельцы призывали сбросить власть знатных и добиться права самим управлять государством. Демос требовал отменить долговое рабство и переделить землю.

Объясните значение слов: полис, демос, ареопаг, архонты, долговой камень.

Проверьте себя. 1. Каким занятиям благоприятствовала природа Аттики? Каким нет? 2. Из кого состоял афинский демос? Чем он был недоволен в VII (7-м) веке до н. э.? Чего требовал?

Подумайте. Чем различалось положение рабов-должников в Аттике в VII (7-м) веке до н. э. и в Вавилонии при царе Хаммурапи (см. § 14, п. 5)? Где оно было хуже? Чем хуже?

1. Территория Афинского полиса.
В Средней Греции
находится область
Аттика.
Северная Греция
Ее главным городом
были Афины.
Средняя Греция
Аттика
Афины
Берега Аттики изрезаны
глубокими и удобными
для стоянок кораблей
бухтами.

В Аттике нет ни
полноводных рек, ни
обильных источников.
Население брало воду
из вырытых колодцев.
Большая часть области
покрыта горами. На ее
каменистых почвах
плохо растут зерновые.

В 8—7-м веках до н. э. на
улицах Афин появилось
много мастерских и лавок
кузнецов, горшечников,
сапожников.
Растущему населению
города требовалось все
больше и больше хлеба, а
его в Аттике не хватало.

2. Разведение оливок и винограда.
Земледельцы Аттики страдали от
малоземелья и неплодородных почв, от
частых засух, сжигавших на полях посевы.
Много труда и забот требовало
выращивание олив — вечнозеленых
деревьев с искривленными стволами и
серебристыми листьями. На деревьях
росли иссиня-черные плоды — оливки (мы
называем их также маслинами). При сборе
урожая оливки срывали руками.
Трясти ветви не следовало: упавшие и
помятые плоды сохли и портились.
Иногда их осторожно сбивали палками, тут
же собирая.

Вкус оливок особый, ни на что не
похожий, мякоть маслянистая.
Их ели солеными и
вымоченными в уксусе.
Лучшие сорта золотистого
оливкового масла шли в пищу,
худшие употреблялись для
освещения.
Масло наливали в глиняный или
бронзовый светильник с узким
носиком, в который вставляли
фитиль. Коптящий огонек едва
разгонял мрак.
Оливковым маслом смазывали
ожоги, оно входило в состав
лекарств. Греки натирали им тело
перед спортивной борьбой, отчего
кожа становилась скользкой.

В Аттике на склонах
холмов, как и повсюду в
Греции, в обилии
выращивали виноград.
Из его сока делали вино.
Греки не пили вино
чистым, а разбавляли его
водой. Пьянство резко
осуждали.

3. Знать и демос в Афинском полисе.
Власть в Афинах принадлежала знати.
Простой народ, по-гречески демос, в
управлении не участвовал.
На холме, посвященном богу войны
Аресу, заседал совет знати — ареопаг.
Ареопаг:
1. Ежегодно выбирал из числа
знатных и богатых девять
правителей — архонтов,
2. судил жителей Аттики.
Однако знатные судили не по правде, а выносили решения, выгодные им самим.

4. Бедственное положение земледельцев.
Лучшими землями,
расположенными в долине,
владели знатные люди.
Простые земледельцы обрабатывали
маленькие и каменистые участки на
склонах гор. Каждый кусок хлеба
давался им тяжким трудом
В неурожайный год приходилось
брать в долг зерно или серебро у
знатного соседа.
На участке земледельца ставили
долговой камень, и бедняк тотчас
лишался покоя и сна.
Не отдаст он в срок долг — отберут у него участок. А как жить дальше без земли?
Поневоле становился он батраком у богача: за пищу, одежду и обувь пахал поле,
давил виноград, собирал оливки.

Или же продолжал работать на
своем бывшем участке: но при
этом лишь одну шестую часть
урожая оставлял себе, остальное
отдавал за пользование землей
новому ее владельцу.
Неудивительно, что безземельный
бедняк вновь делал долги. И если
такой несчастный снова не мог
вернуть долг, то был вынужден
отдавать жену, детей, а то и самого
себя в рабство.
Знатный рабовладелец мог
послать раба-должника на
любые работы, продать его
на чужбину.

Засильем знати был недоволен
весь афинский демос.
На многолюдных сходках
ремесленники, торговцы,
земледельцы, призывали
сбросить власть знатных и
добиться права самим
управлять государством.
Демос требовал
отменить долговое
рабство и
переделить землю.

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу Много труда и забот требовало выращивание олив — вечнозеленых деревьев с искривленными стволами и серебристыми листьями. На деревьях росли иссиня-черные плоды — оливки (мы называем их так­же маслинами). При сборе урожая оливки срывали руками. Зарождение демократии в Афинах.Большая часть области покрыта горами. На ее каменистых почвах плохо растут зерновые.

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

1. Территория Афинского полиса. В Средней Греции находится область Аттика. Ее главным городом были Афины. Берега Аттики изрезаны глубокими и удобными для стоянок кораблей бухтами. Северная Греция Средняя Греция Аттика Афин ы

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

В Аттике нет ни полноводных рек, ни обильных источников. Население брало воду из вырытых колодцев. Большая часть области покрыта горами. На ее каменистых почвах плохо растут зерновые.

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

В 8—7­м веках до н. э. на улицах Афин появилось много мастерских и лавок кузнецов, горшечников, сапожников. Растущему населению города требовалось все больше и больше хлеба, а его в Аттике не хватало.

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

2. Разведение оливок и винограда. Земледельцы Аттики страдали от малоземелья и неплодородных почв, от частых засух, сжигавших на полях посевы. Много труда и забот требовало выращивание олив — вечнозеленых деревьев с искривленными стволами и серебристыми листьями. На деревьях росли иссиня­черные плоды — оливки (мы называем их так­же маслинами). При сборе урожая оливки срывали руками. Трясти ветви не следовало: упавшие и помятые плоды сохли и портились. Иногда их осторожно сбивали палками, тут же собирая.

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

Вкус оливок особый, ни на что не похожий, мякоть маслянистая. Их ели солеными и вымоченными в уксусе. Лучшие сорта золотистого оливкового масла шли в пищу, худшие употреблялись для освещения. Масло наливали в глиняный или бронзовый светильник с узким носиком, в который вставляли фитиль. Коптящий огонек едва разгонял мрак. Оливковым маслом смазывали ожоги, оно входило в состав лекарств. Греки натирали им тело перед спортивной борьбой, отчего кожа становилась скользкой.

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

В Аттике на склонах холмов, как и повсюду в Греции, в обилии выращивали виноград. Из его сока делали вино. Греки не пили вино чистым, а разбавляли его водой. Пьянство резко осуждали.

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

3. Знать и демос в Афинском полисе. Власть в Афинах принадлежала знати. Простой народ, по­гречески демос, в управлении не участвовал. На холме, посвященном богу войны Аресу, заседал совет знати — ареопаг. Ареопаг: 1.Ежегодно выбирал из числа знатных и богатых девять правителей — архонтов, 1.судил жителей Аттики. Однако знатные судили не по правде, а выносили решения, выгодные им самим.

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

4. Бедственное положение земледельцев. Лучшими землями, расположенными в долине, владели знатные люди. Простые земледельцы обрабатывали маленькие и каменистые участки на склонах гор. Каждый кусок хлеба давался им тяжким трудом В неурожайный год приходилось брать в долг зерно или серебро у знатного соседа. На участке земледельца ставили долговой камень, и бедняк тотчас лишался покоя и сна. Не отдаст он в срок долг — отберут у него участок. А как жить дальше без земли? По­ неволе становился он батраком у богача: за пищу, одежду и обувь пахал поле, давил виноград, собирал оливки.

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

Или же продолжал работать на своем бывшем участке: но при этом лишь одну шестую часть урожая оставлял себе, остальное отдавал за пользование землей новому ее владельцу. Неудивительно, что безземельный бедняк вновь делал долги. И если такой несчастный снова не мог вернуть долг, то был вынужден отдавать жену, детей, а то и самого себя в рабство. Знатный рабовладелец мог послать раба­должника на любые работы, продать его на чужбину.

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

Засильем знати был недоволен весь афинский демос. На многолюдных сходках ремесленники, торговцы, земледельцы, призывали сбросить власть знатных и добиться права самим управлять государством. Демос требовал отменить долговое рабство и переделить землю.

В VIII–VII вв. до н. э. греки населяли южную часть Балкан­ского полуострова, острова Эгейского моря и западное побережье Малой Азии. В древности единого греческого государства не су­ществовало, почти в каждой горной долине, на каждом острове образовалось самостоятельное государство – город-полис. В каждом таком, очень небольшом по территории, государстве были свои правители и войско, были установлены законы, на основе которых судили население. Наибольшую роль в истории Древней Греции сыграли два полиса – Афины и Спарта. На сегодняшнем занятии вы познакомитесь с историей Афинского полиса.

Предыстория

К VIII в. до н.э. греки населяли большую часть Балканского полуострова. Несмотря на то, что на данной территории не сформировалось единое централизованное государство, греческие полисы (города-государства) были тесно связаны между собой благодаря религиозному и культурному единству, а также экономическому и торговому взаимодействию.

Одним из наиболее развитых и сильных полисов были Афины – главный город области Аттика. Как и остальные земли Балканского полуострова, Аттика не отличалась особым плодородием: большая часть этой области была занята горами, в долинах выращивали оливки, виноград и злаковые, но это не давало местным жителям достаточного количества продовольствия.

События

VII в. до н.э. – вся политическая власть в Афинах сконцентрирована в руках родовой аристократии (полисом управлял ареопаг – совет знати), которая владела большей частью плодородных земель. Остальное население полиса было вынуждено жить на грани полной нищеты, нередки были и случаи голода. Всё это вынуждало бедных землевладельцев занимать деньги у богатых аристократов, что в конечном итоге приводило к долговому рабству и еще большему имущественному и экономическому расслоению.

Середина VIII в. до н.э. – эпоха древнегреческой колонизации: греки были прекрасными воинами и мореходами, а недостаток плодородной земли побуждал их к ее поискам за пределами Балканского полуострова. Поэтому в течение трех веков греками было основано множество колоний по всему Средиземноморью и побережью Черного моря. Это способствовало бурному развитию торговли и обогащению власть имущих и торговцев, что в свою очередь приводило к усилению имущественного расслоения между демосом (народом) и родовой аристократией.

Законы Афин этого периода отличались суровостью, за многие мелкие провинности приговаривали к смертной казни. По отношению к рабам законы были еще более суровыми, можно сказать, что человек, попавший в рабство из-за долгов, полностью лишался своих прав.

Участники

Драконт – полулегендарный афинянин, один из древнейших законодателей Древней Греции, автор свода законов, отличавшихся особой суровостью.

Солон – афинский законодатель, провел ряд реформ, направленных на разрешение проблемы долгового рабства и социального расслоения.

Заключение

К концу VII в. до н.э. имущественное расслоение достигло апогея, все большее количество граждан теряло свободу и права, попадая в долговое рабство. Росло недовольство среди демоса, который желал лишить родовую аристократию монополии на власть и добиться равных с ней прав. Афинский полис находился на грани открытого политического конфликта, который был разрешен благодаря реформам, проведенным Солоном: были отменены все долги и роль народного собрания стала более значительной.

Читайте также: