Ван гог сбор урожая винограда

Обновлено: 18.09.2024

Летом 2021 года в мастерской реставрации живописи ГМИИ им. А.С. Пушкина началось комплексное исследование и консервация одной из самых известных картин в истории живописи конца XIX века. Проект осуществлялся при поддержке LG SIGNATURE.

В письмах к брату Тео с юга Франции, из Арля, ван Гог рассказывал о невероятной красоте здешних мест, которые так и просятся на полотно. Пейзаж в окрестностях аббатства Монмажур со сборщиками винограда относится именно к этому периоду жизни художника, он всегда привлекал внимание публики колористической и эмоциональной выразительностью.
Следите за новостями проекта на сайте отдела реставрации и консервации ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Первая серия цикла посвящена самому активному периоду творчества нидерландского мастера, так называемому Арльскому периоду. Помимо того, что это было самое продуктивное время для ван Гога как художника, это был еще период, когда начали проявляться первые проблемы в его ментальном здоровье. Именно в Арле при не выясненных до конца обстоятельствах ван Гог отрезал себе ухо.

Какие характерные черты отличают произведения ван Гога? Почему он решил перебраться из Парижа в Арль? Что случилось с этой неординарной творческой личностью? Можно ли было помочь художнику или его ранний уход из жизни был неизбежен? На эти и другие вопросы отвечают научный сотрудник отдела искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков Елена Коротких и аналитический психолог Ольга Макарова .

Вторая серия цикла посвящена художнику в контексте современного искусства. Что значит ван Гог для современной культуры? Как художник связан с мифом и идеей об искусстве в XIX и XX веках? Что такое иммерсивный подход к ван Гогу? Как личность художника влияет на историю искусства? И какие существуют взгляды на творчество художника в современном искусстве? На эти и другие вопросы отвечает Борис Клюшников , научный сотрудник отдела искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Сам ван Гог писал в ноябре 1888 года брату Тео:

Солнце, деревья и человеческие фигуры даны настолько ярко, что становится очевидно: художник пользуется яркой насыщенной палитрой, и, конечно, очень смело соединяет эти цвета друг с другом так, что все вместе они образуют фантастическое по силе воздействия полотно. Какими материалами и красками пользовался Винсент ван Гог, работая в Арле? Какие пигменты и мазки он использовал? Зачем смешивал свинцовые белила? На эти и другие вопросы отвечают Анна Познанская , заместитель заведующего отделом искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков и Юлий Питеря , заведующий мастерской технико-технологической экспертизы отдела реставрации и консервации.

О том, какую роль сыграло японское влияние в творчестве ван Гога, рассказывают ведущий научный сотрудник отдела графики ГМИИ им. А.С. Пушкина Айнура Юсупова и заместитель заведующего отделом искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков Анна Познанская .

Знакомимся с одной из самых известных работ художника из Арльского периода

Уже больше 70 лет хрупкий шедевр, в свое время приобретенный коллекционером Иваном Морозовым, не покидает стены музея. А между тем полотно часто приглашают на выставки в другие музеи и страны, ведь эта работа — одна из важнейших в творчестве художника и одна из немногих, проданных при его жизни.

Творческий путь Ван Гога был коротким, но ярким: он создал около 2 000 произведений. В финансовом отношении Ван Гог не был преуспевающим художником: при жизни его картины плохо продавались и лишь впоследствии стали мечтой коллекционеров и именитых музеев всего мира.

А пока малоизвестного художника Ван Гога содержит его младший брат Тео — присылает деньги, оплачивает краски и покупает рабочую одежду. Так было и в городке Арль, куда весной 1888 года отправляется уставший от Парижа Ван Гог. Проведенный здесь год с небольшим стал самым плодотворным периодом в творчестве Ван Гога.

Отъезд из Парижа: разочарование и усталость

В феврале 1888 года Ван Гог устал от Парижа, где учился у художника Фернана Кормона. Парижские будни были заняты работой в мастерской: там Ван Гог познакомился со всеми передовыми художественными направлениями и мастерами.

В Арле Ван Гог был крайне увлечен работой: в этот период художник отточил штриховку и линию.

Кроме того, художник изменил и технику работы с красками: он перестал делать предварительный рисунок углем и начал накладывать краску сразу на холст.

Рельефные штрихи ложатся в разных направлениях, но никогда не случайно, всегда точно на своем месте, в соответствии с ритмом картины и направлением движения или формой предмета. Появляются фирменные синий и желтый цвета.

После Арля

Плодотворный Арльский период заканчивается уже в мае 1889 года, когда после обострения болезни Ван Гог попал в клинику Сен-Реми, а затем — в клинику Сен-Поль. В это сложное время периоды нормальности чередуются с припадками безумия, а внутреннее напряжение прорывается в творчество: мазок становится нервным, мелкие линии скручиваются в спирали-завихрения. До трагедии 27 июля 1890 остается чуть больше года.

Для справки




Город Арль


Винсент Ван Гог. Вид Арля с цветущими деревьями. Апрель 1889 года
Van Gogh Museum

Винсент Ван Гог. Желтый дом. Сентябрь 1888 года
Дом на площади Ламартин, в котором жил художник.
Van Gogh Museum

Винсент Ван Гог. Зимний пейзаж с видом Арля. 1888 год
Wikimedia Commons

Винсент Ван Гог. Поле с ирисами у Арля. Май 1888 года
Van Gogh Museum

инсент Ван Гог. Вид на Арль с пшеничного поля. Июнь 1888 года
Wikimedia Commons

Красный виноградник



По тому, как Ван Гог изображает солнце, хорошо видно, чем он отличается от современников-импрессионистов. Его не интересуют эффекты света, он пишет солнце таким, каким его в реальной жизни не видит человеческий глаз: с четким диском и концентрическими лучами. Красный, багровый, малиновый мазки напоминают всполохи пламени. Ван Гог не отображает природные зрительные эффекты, а передает эмоции. Если принять драматическую метафору эмоционального горения, заданную солнцем и обилием красного и оранжевого цветов, то синий и фиолетовый внизу картины могут быть считаны как пепел.

Фигуры на сборе винограда


Жан Франсуа Милле. Сборщицы колосьев. 1857 год
RMN — Grand Palais / Musée d'Orsay / Jean Schormans

Фигура справа


Женщина с зонтиком


Фигура женщины с зонтиком может иметь японское происхождение: Ван Гог увлекался японской гравюрой, а на них часто можно видеть зонтики от солнца. В письме брату Тео он, подчеркивая влияние японского искусства на импрессионистов, говорил, что едет в Арль, так как Юг Франции является своеобразным солнечным эквивалентом Японии.


Утагава Хиросигэ. Вид реки Оигава. 1855 год
Van Gogh Museum

Утагава Хиросигэ. Внезапный дождь над мостом Син-Охаси на реке Атака. 1857 год
Van Gogh Museum

Утагава Хиросигэ. Вид на горы вокруг Камакуры. 1855 год
Van Gogh Museum

Утагава Кунисада. Во время отлива. 1855 год
Van Gogh Museum

Утагава Кунисада. Развлечения у побережья. 1858 год
Van Gogh Museum

Утагава Кунисада. Ирисовый сад в Хорикири. 1857 год
Van Gogh Museum

Виноградники и Поль Гоген


Поль Гоген. Сбор урожая в Арле. 1888 год
Ordrupgaard

Густые мазки пальцами и области чистого холста






Дом на площади Ламартин, в котором жил художник.

Van Gogh Museum

По тому, как Ван Гог изображает солнце, хорошо видно, чем он отличается от современников-импрессионистов. Его не интересуют эффекты света, он пишет солнце таким, каким его в реальной жизни не видит человеческий глаз: с четким диском и концентрическими лучами. Красный, багровый, малиновый мазки напоминают всполохи пламени. Ван Гог не отображает природные зрительные эффекты, а передает эмоции. Если принять драматическую метафору эмоционального горения, заданную солнцем и обилием красного и оранжевого цветов, то синий и фиолетовый внизу картины могут быть считаны как пепел.


Винсент Ван Гог. Сеятель. 1888 год


Винсент Ван Гог. Едоки картофеля. 1885 год

Читайте также: