Яблочный спас носов описание яблок

Обновлено: 18.09.2024

2 Моей неизменной темой по-прежнему остается жизнь простого человека, его нравственные истоки, отношение к природе и ко всему бытию Е.Носов

3 Композиция рассказа Покупка автором в Спасов день яблок Две истории из жизни Евдокии Лукьяновны Композиция рассказа Покупка автором в Спасов день яблок Две истории из жизни Евдокии Лукьяновны Рассказ о порушенной деревне и судьбе героини Завязка – порушенный мост через реку Завязка – порушенный мост через реку Развитие действия Развитие действия Приезд Серафимы Приезд Серафимы Продажа дома Продажа дома Пожар Пожар Смерть дочери Смерть дочери Развязка Развязка Полное одиночество Полное одиночество Прошлое Прошлое бабы Пули бабы Пули Завязка – фотография на стене Завязка – фотография на стене Развитие действия Развитие действия Курсы снайперов в Казани Курсы снайперов в Казани Фронт Фронт Ранение Ранение Драматическая история женщины – снайпера Драматическая история женщины – снайпера Развязка Развязка Полное одиночество Полное одиночество

5 Диалоги Диалоги Монолог без всякого пафоса без всякого пафоса выполнение долга выполнение долга самопожертвование, выдержка, терпение, сила самопожертвование, выдержка, терпение, сила П о б е д а

10 Толковый словарик Авоська – сумка для ношения продуктов, мелких вещей, сплетенная в виде мелкой сети из шнурков или нитей. Глыбко (разг.) – находящийся на большой глубине. Камилавка – головной убор, почетная награда православных священников. Кисея – прозрачная тонкая ткань. Оказия (разг.) - редкий, необычный случай. Окроплять – то же, что и кропить – слегка обрызгивать. Пажить (устар.) – луг, пастбище, на котором пасется скот. Паперть – крыльцо, площадка перед входом в церковь. Пономарь – низший служитель при христианской церкви. Порожний (прост.) – то же, что и пустой. Поскондыбала (диал.) - побрела, тяжело переступая ногами. Починок (разг.) – начинание, инициатива. Приступ к какому- либо делу. Твердь (стар.) – твердая основа, опора чего-нибудь.

13 Основная идея рассказа Смысл названия Возврат к Святой Руси, Преображению жизни Да любите друг друга, как я возлюбил вас. По тому узнают все, что вы мои ученики Ев. от Иоанна

Сюжет

В праздник Преображения душа рассказчика-горожанина радуется простору, свободе, аромату яблок, полету бабочек. У ветхого храма в Малых Ухналях он берет плохонькие яблочки у одинокой старенькой Евдокии Лукьяновны (Пули). Напрашивается к ней домой, и узнает, что на войне она была снайпером (потому и зовут люди Пулей). После каждого выстрела душа не на месте, но иначе никак. Вернулась без наград, зато с дочкой Симой. Отец девочки погиб.

Сима стала бухгалтером, после растраты хотела откупиться, продали цыганам половину дома. А из-за них возник пожар. Так и живет старушка с котом приблудным в полусгоревшем доме. А дочка в лагере умерла. Со сжавшимся сердцем рассказчик оборачивается на ее домик, нехоженую тропку к нему, и бабочка вдруг кажется ему чьей-то одинокой, потерявшейся душой.

Отзыв

Рассказ о том, как много добрых, пожилых, одиноких и нуждающихся в сочувствии, заботе, людей вокруг, в том числе, забытых, незаметных героях, как бабулька Лукьяновна. Никому нет до нее дела, а она и не ропщет, привыкла сама справляться. Фронтовичка, труженица, в одиночку вырастила дочь, пережила много горя, выживает, как может. Осталась бескорыстной.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Поныровская средняя общеобразовательная школа

План-конспект урока литературы в 10 классе

Забурдаева Татьяна Викторовна

учитель русского языка и литературы,

I квалификационная категория

hello_html_m1e19b055.jpg

Слайд 1.

сформировать представление учащихся о многообразии тем в творчестве Е. И. Носова;

продолжить работу над формированием аналитических навыков при работе с текстом;

учить видеть проблемы, поставленные автором в художественном произведении, авторскую позицию;

учить выявлять литературные приемы, использованные автором в изображении героев, уметь находить точные цитаты, подтверждающие те или иные проблемы;

совершенствование навыков идейно-художественного анализа произведения малой эпической формы.

стимулировать личностное восприятие литературы родного края;

формировать чувство глубокого уважения к памяти прошлого нашей страны и старшего поколения, воспитывать вечные нравственные качества: доброту, внимание, милосердие, душевную стойкость;

способствовать воспитанию личности, являющейся носителем идей сотрудничества и диалога.

метапредметные:

развитие коммуникативной компетенции учащихся;

формирование культуроведческой компетенции учащихся;

работа с текстом художественного произведения, аналитическая беседа, сопоставительный анализ, поиск ответа на проблемный вопрос, исследование

Оборудование:

текст рассказа, компьютер, презентация, иллюстрации к рассказу.

Формы работы: индивидуальная

Методы обучения: наглядно-иллюстративный

Технологии: РКМ, интерактивные

Тип урока: комбинированный

1.Организационный момент.

Проверка присутствующих, их готовность к уроку.

2. Вступительное слово учителя.

Слайд 2. Портрет Е.И. Носова

- Сегодня мы обратимся к прозе современного писателя Евгения Ивановича Носова, с произведениями которого мы знакомы с младших классов.

Слайд 3. Книги писателя

- Рассказ вами прочитан, осмыслен, и я приглашаю вас к сотрудничеству: вместе поразмышлять над этим произведением.

Слайд 4. Стихотворение

- Чтение стихотворения

Осажден, не врагами – старостью

Ветхий домик соседки.

Одинокое в руку просится

Яблоко с нижней ветки.

Бродит ветер в саду запущенном.

Крики галок досужих…

Дом скрипит на ветру и ѐжится

ожидании стужи.

ночами скребет бессонница Дверь покосившуюся.

И туманом белесым стелется Все несбывшееся.

-Что за строками этого стихотворения вы увидели?

- Теперь определим тему нашего урока.

Сформулировать её вам помогут наши рабочие материалы.

Слайд 5. О чём этот рассказ?

* о судьбе женщины, которая торговала яблоками;

* о судьбе женщины, которая была на войне

* о судьбе ветерана Великой Отечественной войны, бывшего снайпера, ныне пенсионерки, Евдокии Лукьяновны Кузиной, доживающей свой век в небольшом селе Малые Ухнали

* о судьбе женщины, совершившей подвиг

Какие проблемы поднимает автор?

Слайд 6. К акие проблемы поднимает автор?

(загрязнение окружающей среды, охрана природы, бережное к ней отношение)

(чести и долга, памяти и совести, милосердия и сострадания, доброты, нравственной силы человека, умения сохранить свою душу)

(взаимоотношения человека и общества, богатых и бедных)

- Итак, тема нашего урока:

Слайд 7. Тема урока

- Какой по вашему мнению будет цель нашего урока? Что мы должны выяснить в ходе анализа произведения?

Слайд 8. Цели урока

Цель: выяснить, в чём нравственная сила человека?

- Давайте определим наши задачи:

интерпретировать рассказ (истолкование, восприятие, оценка);

рассмотреть образ главной героини;

выявить мастерство писателя (язык произведения, художественные приёмы)

понять нравственный смысл названия рассказа.

Слайд 9. Заставка

- Для того чтобы полно, глубоко воспринимать литературное произведение, необходимо понимать каждый его элемент, его идейную роль.

Переходим к работе по тексту произведения.

1) Какова история создания рассказа?

Рассказ написан в 1995 году, а напечатан в роман-газете в 1997 году.

1995 – 1945= 50, значит, к 50-летию Победы.

2) Жанр произведения – рассказ. Докажите.

малая эпическая форма художественной литературы, небольшое по объёму произведение, повествующее об одном эпизоде, событии из жизни героя;

большую роль играют образы-символы;

психологизм: важно не столько отразить душевный процесс во всей полноте, сколько воссоздать ведущий эмоциональный тон, атмосферу внутренней жизни героев в данный момент;

в композиции рассказа важна концовка

3) От чьего имени ведётся повествование? Какое это имеет значение?

Повествование ведётся от 1-го лица.

Это позволяет писателю создать достоверный рассказ о героине.

4) Какова особенность композиции? Повествование ведётся только от лица автора?

Нет, повествование ведётся от лица автора и от лица героини.

Она рассказывает историю своей жизни.

Значит, особенность композиции – рассказ в рассказе.

Обратимся к рассказу…

Краткий пересказ текста.

Слайд 10. Заставка

Испокон века на Руси в конце лета (19 августа) чтили церковный праздник – Яблочный Спас. Однажды, когда Христос с учениками поднялся на высокую гору, явились ему древние пророки Моисей и Илия. Лицо учителя озарилось неземным светом, а одежды стали ослепительно белыми. Ученикам дано было созерцать внеземную славу Спасителя, их поразила перемена, произошедшая с Сыном человеческим. Этот день стали называть Преображением Господним; в Яблочный Спас русичи, окропляя плоды святой водой, благодарили Господа за щедрые дары.

6) Почему именно в Яблочный Спас происходит встреча автора рассказа с бабой Пулей?

Яблочный Спас – это Преображение Господне, и война приводит героиню рассказа к нравственному преображению.

7) Почему среди множества торговок у церковной паперти именно она привлекла внимание автора?

- Подтвердите текстом. Чтение.

- Какие слова выражают авторское отношение?

Маленькая, щупленькая бабулька

(Использование уменьшительно-ласкательных суффиксов подчёркивает внимание автора к этой женщине)

- Каким термином в литературе мы называем мелкую значимую подробность?

Художественная деталь

- Какая художественная деталь позволяет понять, что именно у этой бабульки он купит яблоки?

«Никто не неволил меня покупать именно эти яблоки, рядом продавалось много свежих и крепких плодов. Но, глядя на её держащуюся руку, обтянутую сухой, ломкой кожей со вздутыми сизыми прожилками и узловатыми косточками пальцев, похожими на мелкие нитяные катушки, я решил, что сперва куплю у неё, и твёрдо спросил:

(Художественная деталь – это рука женщины старой, многое повидавшей, пережившей невзгоды и лишения)

Старушке – проявление внимания, доброго отношения, желания помочь

убогой торговельки – не приносящей дохода

8) С какой целью рассказчик напросился проводить бабу Пулю до дома?

Он почувствовал, что может услышать интересную историю. Писатель с первого взгляда догадался, что женщину такого возраста война не могла обойти стороной, что за неприглядной внешностью скрывается внутренняя красота, богатство души.

9) Какая деталь подтверждает, что эта женщина действительно была на войне? Что автор увидел в доме бабы Пули?

Фотография на стене, на которой изображены 3 девушки в военной форме.

10) Какую историю о войне поведала баба Пуля?

Она была снайпером.

11) Что до сих пор помнит баба Пуля? Что не забывается?

Учёба в школе снайперов

Военные испытания, фронтовые будни

Имена боевых подруг: Зина Крохина – убило через месяц на позиции;

Хабиби – пропала без вести;

Баба Пуля – Дуся, её ранило.

12) Какая художественная деталь подтверждает это? Что увидел автор с содроганием?

13) Почему Дуся пошла на фронт?

Подтвердите цитатой из текста.

Как было не пойти на фронт?! Другой мысли просто не было. Так уж они были воспитаны. Родина и они – это одно целое. И когда Родина оказалась в опасности, не могло быть иначе, как воевать наравне с мужчинами.

14) Невозможно привыкнуть к смерти, к страшному её лику. Особенно женщине.

- Как это показывает Е. Носов?

Увидеть тяготы фронта помогут нам цитаты из текста.

Слайд 11. Цитаты из текста

курит, волнуется

радости нет

что-то обламывается,

душа останется комком

Мы видим, что каждый раз, выполняя задание, героиня испытывала душевные муки. Трудно женщине на войне. Не для неё это.

У женщины другое предназначение – не в уничтожении жизни, а в созидании.

Слайд 12. Заставка

15) Почему она не подстрелила немца, прятавшегося в болоте?

У неё не поднялась рука стрелять в беззащитного человека. Не озлобилась, не ожесточилась она среди крови и смерти.

Какие качества героини раскрывает эта фраза?

17) Какой из эпизодов жизни бабы Пули произвёл на вас яркое впечатление?

Выделим нравственные качества героини рассказа.

На войне была снайпером

Мужество, сила духа, чувство долга

Не может застрелить беззащитного человека

Милосердие, чувство справедливости, это же человек, живая душа.

Убивать – не дело для женщины, это противоестественно самой сути её предназначения: дарить жизнь

Терпение, воля, смирение

(она не жалуется, не плачется)

Сохранила сапог убитого на войне любимого

Память о любви

Пришла на помощь дочери

Доброта, щедрость, бескорыстие, любовь

18) Какой мы видим бабу Пулю, Евдокию Лукьяновну, в начале рассказа?

маленькой, щупленькой…

19) Какой мы видим её, когда она рассказывает о войне, как преображается?

Судьба Дуси не просто опалена, а порушена войной.

20) Ребята, посмотри, как язык, стиль писателя помогают ярче представить образ бабы Пули, ее внутренний мир? Каковы результаты ваших домашних исследований?

Исследование №1 (1-я группа)

Комментарий

Цель:

проследить, какая лексика звучит в речи героя

Просторечные слова, разговорная лексика

немец, блиндажи, огневая точка, мины, стрельбише

Военная лексика

В речи героини звучат разговорные и просторечные слова, поговорки, диалектные слова, военная лексика. Всё это помогает понять историю жизни героини.

Учитель: речь показывает богатство и мудрость этой старой женщины, её простоту

и естественность

Исследование №2 (2-я группа)

определить идейно-смысловую роль образа яблока

Художественное чтение наизусть

Образ яблока создаётся с помощью эпитетов.

Восхищением проникнуто каждое слово писателя!

Читаешь – и ощущаешь волны тёплого яблочного ветра

Художественное чтение наизусть

«Яблоки и в самом деле – были на загляденье:

Яблоки – символ жизни, здоровья, доброты, красоты, свежести, цельности. Эту мысль автор подчёркивает развёрнутой метафорой.

Неслучайно поэтому раньше говорили:

Исследование №3 (3-я группа)

Образ бабочки появляется в рассказе в начале и в конце.

Выразительное чтение.

определить идейно-смысловую роль бабочки

Славяне верили: чистые души ангелов прилетают к нам дневными бабочками, чтобы передать наши желания на небеса.

Бабочки – чистые души ангелов

У христиан бабочка часто изображается сидящей на руке младенца Христа, и является символом возрождения и воскресения души.

Бабочки – символ возрождения и воскрешения души.

Бабочка – олицетворение души бабы Пули, олицетворение силы и выносливости, терпения и доброты главной героини.

Бабочки лёгкие, воздушные, и мы видим, что у бабы Пули нет никакой тяжести на душе.

Почему? Как вы думаете?

Она жила честно, по законам Совести, открыто и честно. Перенесла столько невзгод, а сохранила в душе умение радоваться жизни. Не согнулась от горя, не сгорбилась, а проявила жизненную стойкость, верила в лучшее, светлое.

Е.И. Носов – подлинный мастер слова, певец нравственной силы человека.

1) спас – спасти

2) благовест – колокольный звон перед началом церковной службы

Эти ключевые слова помогут найти ответ.

- Можно ли утверждать, что душа бабы Пули потерявшаяся, заблудившаяся?

Нет, конечно. Мы увидели её нравственно сильной.

- В чём же нравственная сила героини?

В её чистоте, честности, доброте, бескорыстии.

Её душа малостью живёт…

- Чтение стихотворения

Осажден, не врагами – старостью

Ветхий домик соседки.

Одинокое в руку просится

Яблоко с нижней ветки.

Бродит ветер в саду запущенном.

Крики галок досужих…

Дом скрипит на ветру и ѐжится

ожидании стужи.

ночами скребет бессонница Дверь покосившуюся.

И туманом белесым стелется

Все несбывшееся.

- А что теперь вы увидели за строками этого стихотворения?

- В завершении нашего разговора мне бы хотелось, чтобы вы поделились впечатлениями от нашего урока.

Слайд 13. Рефлексия

Был удивлен тем, что…

Я для себя открыл новое…

Слайд 14. Домашнее задание

Домашнее задание:

1. Подумать, какие проблемы, кроме нравственных, поднимает автор в рассказе и записать их в тетради.

Заключительное слово учителя:

Слайд 15. Заставка со звоном

Е.И. Носов, как мы увидели, пишет о самых обыкновенных людях, простых, но в обычном человеке он замечает и показывает читателю его нравственную силу, исключительный характер, духовное богатство, пишет о том, как сохранить свою душу чистой, светлой, как остаться человеком в любых ситуациях.

И пусть колокольный звон проникает в глубины души нашей, чтобы вызвать отклик любви, сердечности, чистоты, нравственной силы.

Слайд 1. Портрет Е.Носова

Сегодня мы обратимся к прозе современного писателя Евгения Ивановича Носова.

- Рассказ вами прочитан, осмыслен, и я приглашаю вас к сотрудничеству: вместе поразмышлять над этим произведением.

- Определим тему нашего урока.

Сформулировать её вам помогут наши рабочие материалы.

Вопросы и задания

Выбрать вариант, в котором передана главная информация, и обосновать свой ответ

О чём этот рассказ?

* о судьбе женщины, которая торговала яблоками;

* о судьбе женщины, которая была на войне

* о судьбе ветерана Великой Отечественной войны, бывшего снайпера, ныне пенсионерки, Евдокии Лукьяновны Кузиной, доживающей свой век в небольшом селе Малые Ухнали

* о судьбе женщины, совершившей подвиг

Какие проблемы поднимает автор?

(загрязнение окружающей среды, охрана природы, бережное к ней отношение)

(чести и долга, памяти и совести, милосердия и сострадания, доброты, нравственной силы человека, умения сохранить свою душу)

(взаимоотношения человека и общества, богатых и бедных)

Запишем тему урока: Слайд 3.

- Подберите творческое название темы урока.

Творческое название темы урока:

- Итак, какой будет цель нашего урока? Что мы должны выяснить в ходе анализа произведения? Слайд 4.

Цель: выяснить, в чём нравственная сила человека?

Значит, наши задачи таковы:

  1. интерпретировать рассказ (истолкование, восприятие, оценка);
  2. рассмотреть образ главной героини;
  3. выявить мастерство писателя (язык произведения, художественные приёмы)
  4. понять нравственный смысл названия рассказа.

- Для того чтобы полно, глубоко воспринимать литературное произведение, необходимо понимать каждый его элемент, его идейную роль.

Переходим к работе по тексту произведения.

1) Какова история создания рассказа?

Рассказ написан в 1995 году, а напечатан в роман-газете в 1997 году.

1995 – 1945= 50, значит, к 50-летию Победы.

2) Жанр произведения – рассказ. Докажите.

  • малая эпическая форма художественной литературы, небольшое по объёму произведение, повествующее об одном эпизоде, событии из жизни героя;
  • большую роль играют образы-символы;
  • психологизм: важно не столько отразить душевный процесс во всей полноте, сколько воссоздать ведущий эмоциональный тон, атмосферу внутренней жизни героев в данный момент;
  • в композиции рассказа важна концовка

3) От чьего имени ведётся повествование? Какое это имеет значение?

Повествование ведётся от 1-го лица.

Это позволяет писателю создать достоверный рассказ о героине.

4) Какова особенность композиции? Повествование ведётся только от лица автора?

Нет, повествование ведётся от лица автора и от лица героини.

Она рассказывает историю своей жизни.

Значит, особенность композиции – рассказ в рассказе.

5)Что можно сказать о хронотопе рассказа? Какова его идейная роль?

Утро, август, село Малые Ухнали, церковная паперть, яблочный базарчик, речка.

Хронотоп помогает понять основную мысль произведения, авторскую позицию,

позволяет окунуться в эпоху, определённое время

Испокон века на Руси в конце лета (19 августа) чтили церковный праздник – Яблочный Спас. Однажды, когда Христос с учениками поднялся на высокую гору, явились ему древние пророки Моисей и Илия. Лицо учителя озарилось неземным светом, а одежды стали ослепительно белыми. Ученикам дано было созерцать внеземную славу Спасителя, их поразила перемена, произошедшая с Сыном человеческим. Этот день стали называть Преображением Господним; в Яблочный Спас русичи, окропляя плоды святой водой, благодарили Господа за щедрые дары.

7) Почему именно в Яблочный Спас происходит встреча автора рассказа с бабой Пулей?

Яблочный Спас – это Преображение Господне, и война приводит героиню рассказа к нравственному преображению.

8) Почему среди множества торговок у церковной паперти именно она привлекла внимание автора?

- Подтвердите текстом. Чтение.

- Какие слова выражают авторское отношение?

Маленькая, щупленькая бабулька

(Использование уменьшительно-ласкательных суффиксов подчёркивает внимание автора к этой женщине)

- Каким термином в литературе мы называем мелкую значимую подробность?

- Какая художественная деталь позволяет понять, что именно у этой бабульки он купит яблоки?

«Никто не неволил меня покупать именно эти яблоки, рядом продавалось много свежих и крепких плодов. Но, глядя на её держащуюся руку, обтянутую сухой, ломкой кожей со вздутыми сизыми прожилками и узловатыми косточками пальцев, похожими на мелкие нитяные катушки , я решил, что сперва куплю у неё, и твёрдо спросил:

(Художественная деталь – это рука женщины старой, многое повидавшей, пережившей невзгоды и лишения)

Старушке – проявление внимания, доброго отношения, желания помочь

убогой торговельки – не приносящей дохода

9) С какой целью рассказчик напросился проводить бабу Пулю до дома?

Он почувствовал, что может услышать интересную историю. Писатель с первого взгляда догадался, что женщину такого возраста война не могла обойти стороной, что за неприглядной внешностью скрывается внутренняя красота, богатство души.

10) Какая деталь подтверждает, что эта женщина действительно была на войне? Что автор увидел в доме бабы Пули?

Фотография на стене, на которой изображены 3 девушки в военной форме.

11) Какую историю о войне поведала баба Пуля?

Она была снайпером.

12) Что до сих пор помнит баба Пуля? Что не забывается?

  • Учёба в школе снайперов
  • Военные испытания, фронтовые будни
  • Имена боевых подруг: Зина Крохина – убило через месяц на позиции;

Хабиби – пропала без вести;

Баба Пуля – Дуся, её ранило.

13) Какая художественная деталь подтверждает это? Что увидел автор с содроганием?

14) Почему Дуся пошла на фронт?

Подтвердите цитатой из текста.

Как было не пойти на фронт?! Другой мысли просто не было. Так уж они были воспитаны. Родина и они – это одно целое. И когда Родина оказалась в опасности, не могло быть иначе, как воевать наравне с мужчинами.

15) Невозможно привыкнуть к смерти, к страшному её лику. Особенно женщине.

Том 4. Травой не порастет… ; Защищая жизнь… - flyleaf12.jpg

К 80-летию Евгения Ивановича Носова

Собрание сочинений в пяти томах

Том 4. Травой не порастет… ; Защищая жизнь… - contrtitle.jpg

Том четвертый

Травой не порастет…

ТРАВОЙ НЕ ПОРАСТЕТ…

Том 4. Травой не порастет… ; Защищая жизнь… - flytitle1.jpg

И по Русской земле тогда

Редко пахари перекликалися.

Но часто граяли враны.

В лето, как быть тому, Касьян косил с усвятскими мужиками сено. Солнце едва только выстоялось по-над лесом, а Касьян уже успел навихлять плечо щедрой тяжестью. Под переменными дождями в тот год вымахали луга по самую опояску, рад бы поспешить, да коса не давала шагнуть, захлебывалась травой. В тридцать шесть годов от роду силенок не занимать, самое спелое, золотое мужицкое времечко, а вот поди ж ты: как ни тужься, а без остановки, без роздыху и одну прокошину нынче Касьяну одолеть никак не удавалось — стена, а не трава! Уже в который раз принимался он монтачить, вострить жало обливным камушком на деревянной рукоятке. По утренней росе с парным сонным туманцем ловкая обношенная коса не дюже-то и тупилась, но при народе не было другого повода перемочь разведенное плечо, кроме как позвякать оселком, туда-сюда пройтись по звонкому полотну. А заодно оглянуться на чистую свою работу и еще раз поудивляться: экие нынче непроворотные травы! И колхоз, и мужики с кормами будут аж по самую новину, а то и на другой год перейдет запасец.

Вышли хотя и всей бригадой, но кусты и облесья не позволяли встать всем в один ряд, и порешили косить каждый сам по себе, кто сколько наваляет, а потом уж обмерить в копнах и определить сдельщину. Посчитали, что так даже спорее и выгоднее.

Радуясь погожему утру, выпавшей удаче и самой косьбе, Касьян в эти минутные остановки со счастливым прищуром озирал и остальной белый свет: сызмальства утешную речку Остомлю, помеченную на всем своем несмелом, увертливом бегу прибрежными лозняками, столешную гладь лугов на той стороне, свою деревеньку Усвяты на дальнем взгорье, уже затеплившуюся избами под ранним червонным солнцем, и тоненькую свечечку колокольни, розово и невесомо сиявшую в стороне над хлебами, в соседнем селе, отсюда не видном,— в Верхних Ставцах.

Это глядеть о правую руку. А ежели об левую, то виделась сторона необжитая, не во всяк день хоженная — заливное буйное займище, непролазная повительная чащоба в сладком дурмане калины, в неуемном птичьем посвисте и пощелке. Укромные тропы и лазы, обходя затравенелые, кочкарные топи, выводили к потаенным старицам, никому во всем людском мире неизвестным, кроме одних только усвятцев, где и сами, чего-то боясь, опасливо озираясь на вековые дуплистые ветлы в космах сухой куги , с вороватой поспешностью ставили плетеные кубари на отливавшую бронзой озерную рыбу, промышляли колодным медом, дикой смородиной и всяким снадобным зельем.

Но выбирались пацаны из зыбок, и, вопреки всяким присказкам, никуда не тянуло их так неудержимо, как в страховитую урему, что делалась для них неким чистилищем, испытанием крепости духа. А став на ноги, на всю жизнь сохраняли в себе уважение к дикому чернолесью. И кажется, лиши усвятцев этого никчемного, бросового закоулка их земли, и многое отпало бы от их жизни, многое потерялось бы безвозвратно и невосполнимо. Что ни говори, а даже и теперь, при тракторах и самолетах, любит русский человек, чтобы поблизости от его жилья непременно было вот такое занятное место, окутанное побасками, о котором хочется говорить шепотом…

Куда текла-бежала Остомля-река, далеко ли от края России стояли его Усвяты и досягаем ли вообще предел русской земли, толком он не знал, да, поди, и сам Прошка-председатель тоже того не ведал. Усвятский колхоз по теперешним отмерам невелик был, кроме плугов да телег, никакой прочей техники не имел, так что Прошка-председатель, сам местный мужик, не ахти какой прыщ, чтобы все знать.

Правда, знал Касьян, что ежели поехать лесом и миновать его, то сперва будут Ливны, а за Ливнами через столько-то ден объявится и сама Москва. А по тому вон полевому шляху должен стоять Козлов-город, по-за которым невесть что еще. А ежели поехать мимо церкви да потом прямки, прямки, никуда не сворачивая, то на третьем или четвертом дне покажется Воронеж, а уж за ним, сказывали, начинаются хохлы…

Была, однако, у Касьяна в году одна тысяча девятьсот двадцать седьмом большая отлучка от дому: призывался он на действительную службу. Трое суток волокся состав, все по неоглядной, желтеющей поздним жнивьем земле, пока не привезли его к месту назначения. Попал он в кавалерийскую часть, выдали шашку с винтовкой, но за все время службы ему не часто доводилось палить из нее и махать шашкой, поскольку определили его в полковые фуражиры, где ничего этого не требовалось. А было его обязанностью раздавать поэскадронно прессованные тюки, мерить ведрами пыльный овес, а в летнее время вместе с выделенными нарядами косить и скирдовать военхозовское сено. За тем делом и прошла вся его служба, ничего такого особенного не успел повидать, даже самого Мурома, через который и туда, и обратно проехали ночью. И хотя в Муроме и останавливались оба раза, но эшелон был затиснут между другими составами, так что когда Касьян высунулся было из узкого теплушечного оконца, то ничего не увидел, кроме вагонов и станционных фонарей, застивших собой все остальное.

Больше всего запомнилась ему дорога, особенно обратная, когда не терпелось поскорее попасть домой, а поезд все не спешил, подолгу стоял на каких-то полустанках, потом опять принимался постукивать колесами, и окрест, в обе стороны от полотна, простирались пашни и деревеньки, бродил по лугам скот, ехали куда-то мужики на подводах, кричали и махали поезду такие же, как и везде, босые, в неладной обношенной одежде белоголовые ребятишки… Тогда-то и запало Касьяну, что нет ей конца и краю, русской земле.

Читайте также: