Картофель горох клевер вишня ячмень мак способы опыления

Обновлено: 18.09.2024

“Было время, когда в Австралии не произрастал клевер. Привезли семена, посеяли. Клевер рос и рос хорошо, но плодов и семян не давал. Стали искать причину, почему клевер не давал плодов и семян, хотя обильно цветёт. Оказалось, что клевер не плодоносит потому, что не опыляется, а не опыления нет потому, что нет в Австралии шмелей, которые опыляют цветки клевера.

ВложениеРазмер
sposoby_opyleniya_pokrytosemennyh_rasteniy_6_klass.doc 88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: “Способы опыления у покрытосеменных растений”.

Программа: В.В.Пасечник. Биология.

Учебник: Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. Автор Пасечник В.В.

Тип урока : урок изучения нового материала.

Методы обучения: частично - поисковый, проблемный, репродуктивный.

Цель урока: изучение способов опыления у покрытосеменных растений.

  • познакомить обучающихся с различными способами опыления у цветковых растений; приспособлениями у растений к различным способам опыления;
  • показать значение опыления в жизни растений.
  • учить анализировать, делать выводы, работать с учебником;
  • развивать мышление наблюдательность, умение сравнивать.
  • воспитывать положительную мотивацию к учёбе;
  • осуществлять на уроке экологическое воспитание школьников.

Оборудование: таблица “Виды опыления”, разноуровневый тест “Виды опыления”, термины на магнитных карточках.

Учащиеся должны знать:

  • способы опыления у покрытосеменных растений;
  • особенности строения цветков опыляемых насекомыми, цветков ветроопыляемых растений;
  • биологическую роль опыления;
  • значение опыления для повышения урожайности культурных растений.

I. Ориентировочно-мотивационный этап

Настрой на работу: дерево эмоций. На ветках дерева лица с различным выражением эмоций. Учитель предлагает выбрать лицо, эмоция которого будет помогать работать на уроке (эмоция радости).

Объявление темы, задач урока. Дата и тема урока записывается обучающимися в тетрадь.

Учитель приводит слова Винсона Брауна о том, что “…накопление знаний подобно росту дерева…”, и высказывает надежду на то, что на этом уроке мощный ствол биологических знаний каждого из учеников прирастёт новой веточкой знаний о совершенно удивительном явлении в жизни покрытосеменных растений – опылении.

II. Актуализация опорных знаний обучающихся.

1. Повторение терминологии , которая будет использована при изучении новой темы.

Работа проводится в движении. Ученики быстро по очереди выходят к доске, выбирают на столе учителя табличку с названием термина, прикрепляют к доске и дают определение.

Перечень понятий к теме “Способы опыления”

Орган размножения покрытосеменных растений

Строение цветка: цветоножка, цветоложе, околоцветник (чашечка, венчик), пестики, тычинки.

Форма размножения организмов, при которой новый организм развивается из зиготы, образующийся при слиянии женской и мужской половой клеток.

Главные части цветка

Пестик – основная часть цветка, участвующая в образовании плода

Тычинка – мужской генеративный орган цветка

Строение: завязь и рыльце, часто приподнятое с помощью столбика

Строение: тычиночная нить, пыльник.

Мужская половая клетка многих растительных организмов.

Безжгутиковые, активно не двигаются.

Женские половые клетки

Развиваются в зародышевых мешках семязачатков.

Пылинки, образующиеся в гнёздах пыльника

Состоит из вегетативной и генеративной клеток.

Вегетативная клетка даёт начало пыльцевой трубке, генеративная делится с образованием двух спермиев.

Центральная часть семяпочки цветковых растений

Здесь развивается семяпочка и происходит двойное оплодотворение.

Слияние половых клеток мужской и женской

У растений предшествует опыление

Клетка, образующаяся в результате слияния гамет разного пола.

Запас питательных веществ в семени растений.

Развивается из оплодотворенной центральной клетки зародышевого мешка.

Перенос пыльцы с пыльников на рыльце пестиков у цветковых растений.

Перекрестное опыление, самоопыление

2. Повторение схемы “Развитие покрытосеменных”

Учитель заостряет внимание, что для того чтобы произошло оплодотворение и образовался плод, необходимо, чтобы пыльца попала на рыльце пестика.

3. Физминутка проводится на уроке перед изучением нового материала и способствует улучшению мозгового кровообращения (выполняется в положении “стоя”)

III. Изучение нового материала.

Учитель читает текст. Ученикам предлагается прослушать и ответить на вопросы карточки №1.

Текст: “Было время, когда в Австралии не произрастал клевер. Привезли семена, посеяли. Клевер рос и рос хорошо, но плодов и семян не давал. Стали искать причину, почему клевер не давал плодов и семян, хотя обильно цветёт. Оказалось, что клевер не плодоносит потому, что не опыляется, а не опыления нет потому, что нет в Австралии шмелей, которые опыляют цветки клевера. Привезли в Австралию шмелей, шмели посещая клевер, опыляли его. Клевер стал плодоносить”.

После прочтения текста проводится беседа по вопросам карточки.

Вопросы к тексту

  1. Когда может произойти образование плодов и семян у клевера?
  2. Что такое опыление?
  3. Почему только шмели опыляют клевер?
  4. Как происходит опыление насекомыми опылителями?
  5. Как вы думаете, как называется такое опыление?

Учитель указывает на биологическую сущность перекрестного опылении: при перекрестном опылении происходит перекомбинация наследственных признаков отцовского и материнского организмов, и образовавшееся потомство может приобрести новые свойства, которых не было у родителей. Такое потомство более жизнеспособное.

Учитель зачитывает информацию, после которой предлагается проблемный вопрос.

Пчёлы, чтобы собрать нектар для образования 1 кг мёда, должны посетить около 6 млн. цветков. Следовательно, какую огромную работу должны они проделать по опылению цветков, если принять во внимание, что с одного улья получают несколько десятков килограмм мёда.

Проблемный вопрос: Почему пчёлы и вообще насекомые прилетают на цветки?

Работа с учебником. Учитель предлагает прочитать текст учебника стр196 и ответить на вопросы карточки №2.

Вопросы к тексту:

  1. Что насекомые получают от посещения цветков?
  2. Что делает цветки приметными для насекомых?
  3. Каковы признаки насекомоопыляемых цветков?

Самостоятельная работа в тетради . Заполнить письменно таблицу (2 колонка) в тетради.

2431. Установите соответствие между растениями и способами их опыления (на рисунке обозначены цифрами 1 и 2): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Задание ЕГЭ по биологии

А) клевер
Б) ячмень
В) горох
Г) картофель
Д) мак
Е) вишня

Добавить в избранное

Верный ответ: 122211

Насекомоопыляемые растения (1) : клевер (А), мак (Д), вишня (Е).
Самоопыляемые растения (2) : ячмень (Б), горох (В), картофель (Г).

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 2431.

2562. Сколько хромосом содержат генеративная клетка пыльцевого зерна, зародыш семени и центральная клетка зародышевого мешка берёзы, если клетки губчатой ткани листа содержат 84 хромосомы? Из каких клеток и в результате какого процесса образуются эти клетки? Ответ поясните.

Добавить в избранное

1) Генеративная клетка пыльцевого зерна содержит гаплоидный - n - набор хромосом (42 хромосомы), так как генеративная клетка образуется путем митоза из микроспор (n), возникших в результате мейоза из материнской клетки (2n)
2) Зародыш семени содержит диплоидный набор хромосом - 2n (84 хромосомы), образуется в результате слияния гамет: яйцеклетки (n) и спермия (n)
3) Центральная клетка - диплоидна (2n), образуется в результате слияния гаплоидных ядер (n) зародышевого мешка

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 2562.

Задание ЕГЭ по биологии

Добавить в избранное

Верный ответ: Навашин

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 2705.

Задание ЕГЭ по биологии

Добавить в избранное

Верный ответ: Завязь

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 2732.

3007. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, и после исправьте их.

1. Спорогенезом называют процесс образования половых клеток у растений. 2. Споры образуются у растений путём мейотического деления материнских клеток спор. 3. Процесс образования микроспор или пыльцевых зёрен у растений называют микроспорогенезом, а процесс образования мегаспор - макроспорогенезом. 4. Из микроспоры в результате мейоза образуются вегетативное и генеративное ядра. 5. Генеративное ядро делится митозом и образует два спермия. 6. Макроспора в результате двойного митотического деления образует восьмиядерный зародышевый мешок. 7. Зародышевый мешок - это женский гаметофит цветкового растения.

Добавить в избранное

Ошибки допущены в предложениях 1, 4, 6:

1) Спорогенезом называют процесс образования спор у растений (процесс образования половых клеток - гаметогенез)
4) Вегетативное и генеративное ядра образуются путем митотических делений
6) Зародышевый мешок образуется из макроспоры в результате трёх митотических делений


Установите соответствие между растениями и способами их опыления (на рисунке обозначены цифрами 1 и 2): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

РАСТЕНИЯ СПОСОБЫ ОПЫЛЕНИЯ
А) картофель
Б) горох
В) клевер
Г) вишня
Д) ячмень
Е) мак
1) 2
2) 1

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Вместе с этой задачей также решают:

Определите две системы, образующиеся из энтодермы и укажите номера, под которыми они указаны.

  1. выделительная
  2. дыхательная
  3. нервная
  4. пищеварительная
  5. эндокринная

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику


Рис. 40. Строение цветка:

1 — цветоножка; 2 — цветоложе; 3 — чашелистики; 4 лепесток; 5 — пестик; 6 — тычинка

Морфология цветка . Поскольку цветок – это видоизмененный побег, у него различают части, имеющие стеблевое и листовое происхождение. Цветоножка и цветоложе имеют стеблевое происхождение, чашечка и венчик – видоизмененные листья, тычинки – микроспорофиллы, так как на этих видоизменениях листа образуются микроспорангии, пестик образован одним или несколькими мегаспорофиллами (плодолистиками), там происходит образование мегаспорангиев.


Рис. 41. Симметрия цветка:

1 — правильный; 2 — неправильный; 3 — асимметричный

Цветки могут иметь различную симметрию, которая определяется, главным образом, венчиком (рис. ). В зависимости от типа симметрии различают правильные цветки – цветки, через которые можно провести несколько плоскостей симметрии (капуста, лилия). Цветки, через которые можно провести одну плоскость симметрии называются неправильные (горох, астра), цветки, не имеющие ни одной плоскости симметрии – асимметричные цветки (валериана, канна).

Если цветки имеет и тычинки, и пестики, их называют обоеполыми, их свыше 70% (вишня, горох). Однополые цветки могут быть пестичными (женские), имеют только пестики или тычиночными (мужские), имеют только тычинки.

В зависимости от нахождения однополых цветков на растениях различают однодомные растения – растения, у которых на одних и тех же экземплярах располагаются и женские, и мужские цветки (огурец, кукуруза, дуб) или двудомные растения – растения, у которых на одних экземплярах располагаются женские, а на других – мужские цветки (крапива двудомная, конопля, облепиха).

Строение цветка. Цветоножка – это междоузлие под цветком. Цветки, лишенные цветоножки, называются сидячими (цветки в соцветии корзинка у подсолнечника, астры, одуванчика). Цветоложе – укороченная стеблевая часть цветка. На ней располагаются все остальные части цветка. Форма цветоложа может быть различной: плоской, выпуклой, вогнутой в форме чаши, образуя при этом особую структуру – гипантий.

Околоцветник выполняет функцию защиты главных частей цветка – пестиков и тычинок, функцию привлечения опылителей. Простой околоцветник не дифференцирован на чашечку и венчик, образован совокупностью однородных листочков, имеющих одинаковые размеры и окраску. Если он образован ярко окрашенными листочками (тюльпан, лилия) – это венчиковидный околоцветник, если образован зелеными листочками (крапива, конопля) это чашечковидный околоцветник.

Двойной околоцветник дифференцирован на чашечку и венчик, отличающиеся друг от друга размерами и окраской (картофель, горох). Встречаются так называемые голые цветки – цветки, лишенные околоцветника (ива, тополь).

Чашечка – наружная часть двойного околоцветника. Чашечка образована совокупностью чашелистиков. Обычно чашелистики имеют небольшие размеры и зеленую окраску. Они сходны с обычными листьями, но устроены проще. Обычно чашечка образована одним кругом чашелистиков. Различают раздельнолистную чашечку, образованную свободными, несросшимися чашелистиками (капуста, лютик). Чашечка, образованная частично или полностью сросшимися чашелистиками (картофель, табак, горох) называется сростнолистной. Главная функция – защита внутренних частей цветка до раскрывания бутона.

Венчик – внутренняя, обычно окрашенная часть двойного околоцветника. Представляет собой совокупность лепестков, часто имеющих яркую окраску. Лепестки могут быть более или менее одинаковыми (лютик, яблоня), либо отличаться размерами и формой (фиалка, горох). В результате венчик может быть правильным, неправильным или асимметричным.

Венчик, как и чашечка, может быть раздельнолепестным и сростнолепестным. Раздельнолепестный венчик состоит из свободных, несросшихся лепестков. Сростнолепестный венчик состоит из сросшихся в той или иной степени лепестков. Главная функция венчика – привлечение опылителей. У некоторых растений венчик защищает главные части цветка от неблагоприятных воздействий.


Рис. 42. Околоцветник:

А — двойной ; Б — простой венчиковидный; В — простой чашечковидный; Г — голые цветки ивы (1 — мужской; 2 — женский).


Рис. 43. Строение тычинки

1 — тычиночная нить; 2 — пыльцевой мешок; 3 — связник; 4 — микроспорангий.

Тычиночная нить – нижняя, как правило, суженная стерильная часть тычинки. Пыльник – верхняя расширенная часть тычинки, состоит из двух половинок, соединенных связником. Каждая половинка имеет два пыльцевых гнезда, или пыльцевых мешка (микроспорангия), в которых происходит образование микроспор, а впоследствии пылинок.


Рис. 46. Типы завязи:

1 — верхняя; 2 — полунижняя; 3 — нижняя; 4 — верхняя, окруженная стенками гипантия.

В пестике различают завязь, столбик и рыльце. Завязь – наиболее важная часть пестика (замкнутая, нижняя, полая), несущая и защищающая семязачатки. Завязь называют верхней, если пестик полностью располагается на цветоложе (мак, чистотел, гвоздика). Если пестик свободен, но его окружает гипантий из цветоложа, то это верхняя завязь, окруженная гипантием. Завязь может быть приблизительно до половины расположена в цветоложе (жимолость, бузина, камнеломка), это полунижняя завязь, если завязь полностью расположена в цветоложе, из цветоложа выступает столбик с рыльцем (яблоня, груша, огурец), то это нижняя завязь.


Рис. 47. Семязачаток:

1 — интегументы; 2 — микропиле; 3 — плацента с проводящим пучком; 4 — семяножка; 5 — нуцеллус; 6 — синергиды; 7 — яйцеклетки; 8 — центральная клетка; 9 — антиподы; 10 — халаза.


Рис. . Строение пестика

Семязачаток – многоклеточное образование семенных растений, из которого развивается семя (рис. 47). Место возникновения или прикрепления семязачатка к плодолистику называется плацентой.

Сформированный семязачаток состоит из нуцеллуса (ядра) – центральной части, являющейся мегаспорангием, двух покровов – интегументов, которые при смыкании образуют узкий канал – микропиле, или пыльцевход, через который пыльцевая трубка проникает к зародышевому мешку. С помощью семяножки семязачаток прикрепляется к плаценте. Место прикрепления семязачатка к семяножке называют рубчиком. Противоположную микропиле часть семязачатка, где сливаются нуцеллус и интегументы, называют халазой.

Цветки некоторых растений имеют особые железки, выделяющие нектар – нектарники. Они имеют различное происхождение и развиваются на лепестках, тычиночных нитях, стенках завязи, цветоложе. Нектар – сахаристая питательная жидкость, привлекающая животных-опылителей.

Формула и диаграмма цветка. Удобной краткой формой характеристики цветка являются его формула и диаграмма. Формула цветка. Условные обозначения, которые используются для составлении формулы цветка: чашечка ( Calyx ) – Са ; венчик ( Corolla ) – Со ; простой околоцветник ( Perigonium ) – Р ; андроцей ( Androceum ) – (А) ; гинецей ( Gynoeceum ) – G ; тычиночный цветок – ♂, пестичный цветок – ♀, актиноморфный (правильный) цветок – *; зигоморфный цветок – ↑. Число элементов цветка обозначают цифрами, сросшиеся части цветка заключают в скобки. Если части цветка расположены несколькими кругами, обозначают число элементов в каждом круге. Черта под цифрами говорит о том, что завязь верхняя, над цифрами – нижняя. Например: *Са2+2Со4А2+4 G (2) – цветок актиноморфный, чашечка из четырех чашелистиков, расположенных в два круга, венчик из 4 лепестков, тычинок 6, две во внешнем и четыре во внутреннем круге, пестик из двух сросшихся плодолистиков, завязь верхняя.


Рис. . Диаграмма цветка с формулой * Ca 5 Co 5 A 5 G (2)

1 – ось соцветия; 2 – чашелистики; 3 – лепестки; 4 – тычинки (андроцей); 5 – завязь (гинецей); 6 – кроющий лист.


Рис. . Спорогенез и гаметогенез цветковых растений:

1 – микроспороцит. 2 – микроспоры. 3 – экзина. 4 – интина. 5 – вегетативная клетка. 6 – генеративная клетка. 7 – спермии. 8 – мегаспороцит. 9 – мегаспора. 10 – отмирающие мегаспоры. 11 – антиподы. 12 – слияние полярных ядер. 13 – яйцеклетка. 14 – синергиды.

Мегаспорогенез и мегагаметогенез.

Мегаспорогенез – процесс формирование мегаспор. Он происходит в мегаспорангиинуцеллусе семязачатка. В области микропиле начинает разрастаться одна из клеток нуцеллуса – мегаспороцит, или материнская клетка мегаспор.

Мегаспороцит имеет диплоидный набор хромосом. У большинства покрытосеменных из нее путем мейоза формируется 4 гаплоидных мегаспоры. Из четырех мегаспор три отмирают, а оставшаяся даст начало женскому гаметофиту.

На микропилярном полюсе две рядом расположенные вспомогательные клетки называются синергидами, третья клетка отличается большими размерами и преобразуется в яйцеклетку.

На противоположном, халазальном полюсе образуется группа из трех клеток, называемых антиподами. Два полярных ядра в центре зародышевого мешка сливаются, образуя диплоидное вторичное ядро зародышевого мешка. Таким образом, сформированный женский гаметофит включает 6 гаплоидных клеток (яйцеклетка, 2 клетки-синергиды и 3 клетки-антиподы) и диплоидное вторичное ядро. Женский гаметофит внешне напоминает мешочек, в котором после оплодотворения развивается зародыш. Поэтому он и назван зародышевым мешком.


Рис. . Мегаспорогенез и мегагаметогенез:

1 — мегаспороцит; 2 — мегаспора; 3 — интегументы; 4 — триплоидная центральная клетка; 5 — яйцеклетка.

Опыление . Опыление – это перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика. Различают естественное опыление – опыление, происходящее в природе и искусственное опыление – опыление, осуществляемое человеком.

Естественное опыление бывает двух видов: самоопыление и перекрестное опыление. Самоопыление или автогамия – опыление, при котором пыльца с тычинок переносится на рыльце пестика того же самого цветка. Оно происходит только у растений с обоеполыми цветками. Самоопыление происходит у многих культурных растений (рис, горох, помидор). Чаще всего оно происходит в еще не раскрывшихся цветках. Самоопыление встречается реже, чем перекрестное. Лишь у немногих растений происходит строгое самоопыление (горох), у большинства самоопыляющихся растений хотя бы небольшой процент растений способен к перекрестному опылению. При самоопылении происходит стабилизация видовых признаков. Однако самоопыление может привести и к вырождению вида в результате возникновения явления депрессии.

Перекрестное опыление, или аллогамия – опыление, при котором пыльца с пыльника тычинки одного цветка переносится на рыльце пестика другого. Данный способ опыления характерен для большинства (90%) покрытосеменных растений.

Различают две формы перекрестного опыления: Соседственное опыление – опыление, происходящее в пределах одного растения, то есть пыльца с одного цветка попадает на пестик другого цветка, находящегося на том же растении. С генетической точки зрения эта форма перекрестного опыления равноценна самоопылению.

Собственно перекрестное опыление – опыление, при котором пыльца тычинки цветка одной особи переносится на рыльце пестика цветка другой особи. Перекрестное опыление может быть связано как с абиотическими факторами: анемофилия – опыление с помощью ветра, гидрофилия – опыление с помощью воды, так и с биотическими: энтомофилия – опыление насекомыми, орнитофилия – опыление птицами.

Наиболее часто опыление происходит с помощью ветра и насекомых. Ветроопыляемые растения (рожь, кукуруза, хмель, тополь , береза, осина) имеют, как правило, мелкие, невзрачные цветки (околоцветник может быть вообще редуцирован), лишены в большинстве случаев запаха и нектара, образуют многоцветковые соцветия. Тычинки и рыльца пестиков выступают за пределы околоцветника. Часто рыльца пестиков пушистые. Пыльца мелкая, легкая, гладкая, образуется в огромных количествах. Такие растения, как правило, произрастают на открытых пространствах или группами. Деревья и кустарники часто цветут до развертывания листьев.

У насекомоопыляемых растений (сирень, липа, белая акация) цветки яркоокрашенные. Одиночные цветки крупные, мелкие собраны в хорошо заметные соцветия. Они выделяют нектар и имеют запах. Пыльца обычно крупная с шероховатой поверхностью, часто липкая.

Искусственное опыление используется человеком для повышения урожайности растений или для выведения новых сортов.

Оплодотворение, образование плодов и семян . Попав на рыльце пестика, под воздействием веществ, выделяемых пестиком, пыльца начинает прорастать. Она набухает, и ее содержимое, одетое интиной, начинает выпячиваться через поры экзины. В результате образуется пыльцевая трубка, внедряющаяся в ткань рыльца. Кончик пыльцевой трубки выделяет вещества, растворяющие ткань рыльца и столбика, тем самым облегчая ее продвижение. По мере роста в пыльцевую трубку переходят вегетативная и генеративная клетки. У некоторых растений генеративная клетка еще до прорастания пыльцы дает начало двум спермиям, а у других – в процессе прорастания. Пыльцевая трубка продвигается по столбику пестика и врастает в зародышевый мешок, как правило, через микропиле. После проникновения в зародышевый мешок кончик пыльцевой трубки разрывается, и спермии попадают внутрь зародышевого мешка.

Один из спермиев сливается с яйцеклеткой, образуя диплоидную зиготу, из которой развивается зародыш семени, а второй – с центральным ядром зародышевого мешка, образуя триплоидное ядро, из которого формируется эндосперм (питательная ткань) – часть семени, накапливающаяся вещества, обеспечивающие питание зародыша. Этот процесс получил название двойного оплодотворения. Синергиды и антиподы дегенерируют. Двойное оплодотворение у цветковых растений было открыто в 1898 году русским ботаником С.Г.Навашиным.

Таким образом, после двойного оплодотворения из зиготы формируется зародыш семени, из центрального ядра зародышевого мешка – эндосперм, из интегументов – семенная кожура, из всего семязачатка – семя, а из стенок завязи – околоплодник. В целом из завязи пестика формируется плод с семенами.

Соцветия . Цветки на побегах очень редко располагаются одиночно (мак, тюльпан). У большинства растений они образуют группы – соцветия (морковь, пшеница, сирень). Соцветие – это система видоизмененных побегов покрытосеменного растения, несущих цветки. Величина соцветий у разных растений колеблется от 2-3 мм до 12-14 м (пальмы рода Каламус).

Простые соцветия. Любое соцветие имеет главную ось (ось соцветия) и боковые оси, которые могут быть ветвящимися и неветвящимися. Главную ось называют осью первого порядка, боковые оси – осями второго, третьего и т.д. порядков. Конечные ответвления осей (цветоножки) несут цветки. В зависимости от степени ветвления соцветия делят на простые и сложные.

Соцветие, имеющее только главную ось, на которой располагаются цветки на цветоножках или сидячие, называется простым (рис. 49).


Рис. 49. Простые соцветия:

1 — кисть; 2 — щиток; 3 — колос; 4 — початок; 5 — зонтик; 6 — головка; 7 — корзинка.

Щиток – соцветие, у которого на главной оси располагаются цветоножки разной длины, причем нижние значительно длиннее верхних, и все цветки располагаются в одной плоскости (груша, боярышник, калина).

Колос – соцветие с хорошо выраженной главной осью и сидячими цветками (подорожник, ятрышник, ослинник).

Початок – соцветие с хорошо выраженной толстой мясистой главной осью и сидячими цветками (белокрыльник, аир).

Зонтик – соцветие с укороченной главной осью и цветками на цветоножках одинаковой длины (лук, чистотел, примула).

Головка – соцветие с укороченной булавовидно расширенной главной осью и сидячими или почти сидячими (цветоножки очень короткие) цветками (клевер, люцерна).

Корзинка – соцветие с укороченной блюдцеобразно расширенной или конусовидной главной осью, на которой располагаются плотно сомкнутые сидячие цветки (подсолнечник, астра, одуванчик). Такую главную ось называют ложем соцветия. Снизу и с боков ложе соцветия окружено оберткой


Рис. 50. Сложные соцветия:

1 — сложный колос; 2 — сложная кисть; 3 — сложный зонтик; 4 — метелка.

Сложная кисть – соцветие, у которого на главной оси располагаются соцветия простые кисти.

Сложный колос – соцветие, у которого на главной оси располагаются соцветия простой колос (пшеница, рожь, ячмень).

Сложный зонтик – соцветие, у которого на укороченной главной оси располагаются соцветия простой зонтик (укроп, морковь, петрушка).

Метелка – соцветие, имеющее большое количество боковых осей, причем нижние оси ветвятся и развиты сильнее верхних (мятлик, гортензия метельчатая, сирень). Из-за особенности ветвления метелка имеет пирамидальную форму.

Биологическое значение соцветий заключается в повышении вероятности опыления.

Ключевые термины и понятия

1. Цветок. 2. Обоеполые и однополые цветки. 3. Однодомные и двудомные растения. 4. Околоцветник двойной и простой. 5. Андроцей и гинецей. 6. Микроспорангии и мегаспорангий. 7. Микроспороциты и микроспоры. 8. Мегаспороцит и мегаспоры. 9. Мужской гаметофит. 10. Женский гаметофит. 11. Интегументы, микропиле. 12. Синергиды и антиподы. 13. Автогамия и аллогамия. 14. Двойное оплодотворение цветковых.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- сравнить перекрестное опыление и самоопыление растений.

Языковые цели

Учащиеся могут…

Слушать, понимать и выписывать основные сведения о процессах происходящих в растениях, спрашивать и отвечать на вопросы (чтение, письмо, говорение и аудирование);

Предметная лексика и терминология: органы цветка (тычинка, пестик, рыльце, завязь, столбик), цветение, опыление, оплодотворение.

Серия полезных фраз для диалога/письма:

Привитие нравственных ценностей

Работа в группах способствует созданию благоприятной атмосферы, прививаются навыки работы в коллективе, сотрудничества, умение слушать и слышать, умение вести дискуссию.

Межпредметные связи

Связь с природоведением, естествознанием, самопознанием, познание мира, география.

Предварительные знания

Учащиеся имеют представления о понятии опыление, оплодотворение.

Оборудование

таблицы " Строение цветка", " Опыление цветков насекомыми", "Ветроопыляемые растения", " Искусственное опыление кукурузы", конверты с заданием, компьютер, проектор, гербарий, презентация к уроку, рабочая тетрадь.

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Начало урока

1. Организационный этап: с помощью стикеров деление на групп, определение спикеров каждой группы, объяснение заполнения листа оценки.

Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок. Г.Х. Андерсен

2. Актуализация знаний учащихся. Проверка домашнего задания.

Индивидуальная работа: 1.Отметьте части цветка из немой картинки которые участвуют в опылении


КО – 8 -7 правильных – отлично; 6-5 правильных – хорошо; 4-3 правильных – удовлетворительно; 2 и меньше – плохо!

2. Задание: Перед вами кроссворд на плакате, давайте разгадаем его.

Вопросы для кроссворда:

Растения с цветками только одного пола . 2. Соцветие с толстой осью, на которой сидят цветки. 3. Мужские половые клетки растения, находящиеся в тычинках. 4. Соцветия, с цветками, находящимися на боковых осях, отходящих от главной, называют…5. Организм, развивающийся в неподвижном состоянии и питающийся неорганическими и органическими веществами почвы и воздуха. 6. Растения, имеющие однополые мужские и женские цветы на одной и той же особи, называют…7. Верхняя часть стебля с более или менее сближенными цветками 8. Процесс, протекающий у цветковых растений в период от заложения цветка до оплодотворения…


ФО- обратная связь – ученик – учитель. Подведение к теме урока.

3. Изучение новой темы.

А) постановка цели урока

Б) проблемный вопрос

– Зачем растение цветёт? Чтобы радовать нас, людей.

Почему в этот период на растениях много самых разных насекомых? Чтобы опылять растения.

Подвожу к определение "цветение"

– А что же такое опыление?

Перенос пыльцы на рыльце пестика

А) самоопыление Б) перекрёстное опыление. Самоопыление.

Приспособления у растений к самоопылению.

Примеры растений, у которых наблюдается самоопыление.

Перекрёстное опыление (определение).

Перекрёстное опыление насекомыми.

Опыление растений ветром.

Существуют и другие способы опыления растений.

Другие способы опыления растений.

Опыление с помощью воды.

Животное Кускус в Австралии.

Выполнить лабораторную работу " Рассмотрение насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений" (Инструкционная карточка)

Насекомоопыляемые растения

Ветроопыляемые растения

1.Крупные яркие цветки

2.Мелкие яркие цветки, собранные в соцветия

3. Наличие нектара

4.Мелкие невзрачные цветки, часто собранные в соцветия

6. Пыльца мелкая, сухая, лёгкая, большое количество.

7.Крупная липкая шероховатая пыльца

8. Растут большими скоплениями, образуя заросли

9. Растения цветут весной до распускания листьев

В цветках отсутствует нектар

– Как по строению цветка можно узнать, как опыляется растение, ветром или насекомыми?

– Какие признаки приспособленности появились в процессе эволюции у ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений?

Учитель. Помимо естественного опыления, происходящего в природе , возможно и искусственное опыление. Искусственное опыление-это опыление , которое осуществляет человек с целью выведения новых сортов и повышения урожайности растений.

Читайте также: