Скрещивали красную морковь с желтой в первом поколении все корнеплоды были желтыми решение

Обновлено: 18.09.2024

были жёлтыми. В F2 получено 96 растений.1. Сколько типов гамет может образовать гетерозиготное растение?2. Сколько гомозиготных рецессивных растений образуется в F2?3.Сколько гетерозиготных растений будет в F2?4.Сколько доминантных гомозиготных растений будет в F2?

Ответ или решение 0

Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

6. У человека ген дальнозоркости доминирует над геном нормального зрения. В семье муж и жена страдают дальнозоркостью, однако матери обоих супругов имели нормальное зрение.

а) Сколько типов гамет образуется у жены?
б) Сколько разных генотипов может быть у детей в данной семье?
в) Сколько фенотипов может быть у детей в данной семье?
г) Какова вероятность рождения в этой семье ребенка с нормальным зрением?
д) Какова вероятность рождения в этой семье ребенка, страдающего дальнозоркостью?

Ответ: 2/3/2/25%/75%.

7. У арбуза зеленая окраска плода доминирует над полосатой. От скрещивания гомозиготного зеленоплодного сорта с полосатым получили 217 гибридов первого поколения. Гибриды переопылили и потом получили 172 гибрида во втором поколении.

а) Сколько типов гамет образует растение с зелеными плодами?
б) Сколько растений в F1 будут гетерозиготными?
в) Сколько разных генотипов будет в F2?
г) Сколько растений в F2 будет с полосатой окраской плодов?
д) Сколько гомозиготных растений с зелеными плодами будет в F2?

Ответ: 1/217/3/43/43.

8. У коров безрогость доминирует над рогатостью. При скрещивании гомозиготных безрогих животных с рогатыми было получено 96 гибридов. После скрещивания гибридов между собой в F2 получили 48 телят.

а) Сколько гетерозиготных животных среди гибридов F1?
б) Сколько разных генотипов среди гибридов F2?
в) Сколько фенотипов среди гибридов F2?
г) Сколько будет безрогих животных в F2?
д) Сколько будет рогатых животных в F2?

Ответ: 96/3/2/36/12.

9. У собак висячие уши доминируют над стоячими. При скрещивании гетерозиготных собак с висячими ушами и собак со стоячими ушами получили 214 щенков.

а) Сколько типов гамет образуется у собаки со стоячими ушами?
б) Сколько разных фенотипов будет в F1?
в) Сколько разных генотипов будет в F1?
г) Сколько гетерозиготных животных будет в F1?
д) Сколько животных с висячими ушами будет в F1?

Ответ: 1/2/2/107/107.

10. У флоксов белая окраска венчика доминирует над розовой. Скрестили гетерозиготное растение с белыми цветками и растение с розовыми цветками и получили 96 гибридов.

а) Сколько типов гамет образует растение с розовыми цветками?
б) Сколько растений с розовыми цветками будет в F1?
в) Сколько разных генотипов будет в F1?
г) Сколько разных фенотипов будет в F1?
д) Сколько растений с белыми цветками будет в F1?

Ответ: 1/48/2/2/48.

11. У мухи-дрозофилы серая окраска тела доминирует над черной. При скрещивании гомозиготных мух с серым телом и черных мух получили 34 мухи. Гибриды из F1 затем скрестили с черными мухами и в F2 получили 96 мух.

а) Сколько типов гамет образуется у гибридов из F1?
б) Сколько серых мух было в F1?
в) Сколько серых мух было в F2?
г) Сколько черных мух было в F2?
д) Сколько разных генотипов было в F2?

Ответ: 2/34/48/48/2.

12. У кошек длинная шерсть рецессивна по отношению к короткой. Гомозиготную длинношерстную кошку скрестили с гетерозиготным короткошерстным котом и получили 8 котят.

а) Сколько типов гамет образуется у кота?
б) Сколько типов гамет образуется у кошки?
в) Сколько среди котят будет разных фенотипов?
г) Сколько среди котят будет разных генотипов?
д) Сколько должно получиться котят с длинной шерстью?

Ответ: 2/1/2/2/4.

13. У человека ген тонких губ рецессивен по отношению к гену толстых губ. В семье у женщины тонкие губы, а у мужчины – толстые. У отца мужчины губы были тонкими.

а) Сколько типов гамет образуется у женщины?
б) Сколько типов гамет образуется у мужчины?
в) Какова вероятность рождения ребенка с тонкими губами?
г) Сколько разных генотипов может быть у детей?
д) Сколько разных фенотипов может быть у детей?

Ответ: 1/2/50/2/2.

14. Скрещивали растения гороха с красными и белыми цветками. Гомозиготный красноцветковый сорт опылили пыльцой растения с белыми цветками и получили 10 растений. Затем после самоопыления растений из F1 получили 96 растений в F2.

а) Сколько типов гамет образуют растения из F1?
б) Сколько разных генотипов образуется в F2?
в) Сколько доминантных гомозиготных растений будет в F2?
г) Сколько доминантных гетерозиготных растений будет в F2?
д) Сколько растений из F2 будут иметь красную окраску цветков?

Ответ: 2/3/24/48/72.

15. У ячменя зерна, покрытые пленкой, доминируют над голыми. На гетерозиготное растение перенесли пыльцу с гомозиготного пленчатого растения и получили 48 растений.

а) Сколько типов гамет образует материнское растение?
б) Сколько типов гамет образует отцовское растение?
в) Сколько растений будет гомозиготными?
г) Сколько растений будет гетерозиготными?
д) Сколько растений будет пленчатыми?

Ответ: 2/1/24/24/48.

16. У гороха высокий рост доминирует над низким. Гетерозиготные высокие растения опылили пыльцой низкорослых растений и получили 96 растений.

а) Сколько типов гамет образует материнское растение?
б) Сколько типов гамет образует отцовское растение?
в) Сколько разных генотипов будет в F2?
г) Сколько низкорослых растений будет в F2?
д) Сколько разных фенотипов будет в F2?

Ответ: 2/1/2/48/2.

17. Скрещивали гомозиготные растения гороха с гладкими и морщинистыми семенами. В первом поколении получили 8 растений, а после их самоопыления – 960 семян во втором поколении.

а) Сколько растений в F1 будет гетерозиготными?
б) Сколько разных фенотипов будет в F1?
в) Сколько семян в F2 будут гомозиготными по доминантному признаку?
г) Сколько будет гетерозиготных семян в F2?
д) Сколько будет гладких семян в F2?

Ответ: 8/1/240/480/720.

18. Скрещивали растения гороха. Гомозиготный красноцветковый сорт опылили пыльцой белоцветкового сорта, а затем после самоопыления получили 96 растений в F2.

а) Сколько разных фенотипов будет в F1?
б) Сколько типов гамет образуют эти растения?
в) Сколько доминантных гомозиготных растений будет в F2?
г) Сколько доминантных гетерозиготных растений будет в F2?
д) Сколько растений с белыми цветками будет в F2?

Ответ: 1/2/24/48/24.

19. Скрестили растения ячменя с пленчатыми зернами с растением, у которого зерна голые. В F1 получили 10 растений с пленчатыми семенами, а в F2 – 284 растения.

а) Сколько разных типов гамет образуется у растений из F1?
б) Сколько разных генотипов в F1?
в) Сколько гетерозиготных растений в F1?
г) Сколько растений с пленчатыми семенами в F2?
д) Сколько гетерозиготных растений в F2?

Ответ: 1/1/10/213/142.

20. Скрещивали красную морковь с желтой. В первом поколении все корнеплоды были желтыми. В F2 получили 96 растений.

а) Сколько типов гамет образует гетерозиготное растение?
б) Сколько рецессивных гомозиготных растений выросло в F2?
в) Сколько в F2 гетерозиготных растений?
г) Сколько в F2 доминантных гомозиготных растений?
д) Сколько растений будут иметь желтый корнеплод?

Ответ: 2/24/48/24/72.

21. Скрещивали пшеницы с красной и белой окраской колоса. Полученные красные растения опыляли пыльцой белого растения и в F2 получили 28 растений.

а) Сколько типов гамет образуется у белых растений?
б) Сколько типов гамет образует красное растение из F1?
в) Сколько гетерозиготных растений будет в F2?
г) Сколько растений красного цвета будет в F2?
д) Сколько разных генотипов будет в F2?

Ответ: 1/2/14/21/3.

22. Высокий рост у гороха доминирует над низким. Низкорослые растения скрещивали с гомозиготными высокими. После самоопыления растений из F1 получили во втором поколении 88 растений.

а) Сколько разных фенотипов образовалось в F1?
б) Сколько разных генотипов образовалось в F1?
в) Сколько разных фенотипов будет в F2?
г) Сколько разных генотипов будет в F2?
д) Сколько низкорослых растений будет в F2?

Ответ: 1/1/2/3/22.

23. У томатов красная окраска плодов доминирует над желтой. Гетерозиготное растение с красными плодами опылили пыльцой растения с желтыми плодами и получили 60 растений.

а) Сколько типов гамет у красноплодного материнского растения?
б) Сколько типов гамет у желтоплодного отцовского растения?
в) Сколько красноплодных растений будет среди гибридов F1?
г) Сколько разных генотипов будет среди гибридов F1?
д) Сколько растений будут гетерозиготными в F1?

Ответ: 2/1/30/2/30.

24. У томатов гладкая кожица плодов является доминантным признаком по отношению к опушенной. Гомозиготную форму с неопушенными плодами скрестили с растением с опушенными плодами и получили 12 потомков. От них после самоопыления получили в F2 88 растений.

а) Сколько типов гамет образует растение с опушенными плодами?
б) Сколько гетерозиготных растений будет в F1?
в) Сколько растений с гладкими плодами будет в F1?
г) Сколько растений будет с опушенными плодами в F2?
д) Сколько разных генотипов в F2?

Ответ: 1/12/12/22/3.

25. У драконов круглая голова доминирует над овальной. При скрещивании круглоголового гомозиготного дракона с овальноголовым получили 48 животных, а затем, после взаимного скрещивания уже во втором поколении, 192 животных.

а) Сколько типов гамет у дракона с овальной головой?
б) Сколько животных в F1 будут иметь круглые головы?
в) Сколько животных в F2 будут доминантными гомозиготами?
г) Сколько в F2 будет животных с круглой головой?
д) Сколько разных генотипов будет в F2?

Ответ: 1/48/48/144/3.

26. У человека карие глаза доминируют над голубыми. Кареглазый мужчина, отец которого также имел карие глаза, а мать была голубоглазой, женился на голубоглазой женщине. У них родились 8 детей.

а) Сколько разных генотипов у детей?
б) Сколько детей имеют карие глаза?
в) Сколько детей гомозиготны?
г) Сколько типов гамет образуется у мужчины?
д) Сколько типов гамет образуется у голубоглазого ребенка?

Ответ: 2/4/4/2/1.

27. У куздриков серебристый мех доминирует над черным. Гетерозиготных серебристых куздриков скрестили друг с другом и получили 44 куздренка.

а) Сколько разных гамет образуется у гетерозиготных животных?
б) Сколько разных генотипов у потомков?
в) Сколько разных фенотипов у потомков?
г) Сколько получилось гетерозиготных животных?
д) Сколько среди потомков рецессивных гомозиготных животных?

3. Все генетические задачи имеют единый принцип решения

Этапы решения генетической задачи:
1.
2.
3.
4.
Определить тип задачи
Записать условие задачи в виде
символов
Составить схему решения задачи
Объяснить полученные результаты

Определение
типа задачи
Тип
доминирования
Тип
скрещивания
Тип
наследования
Доминантная аллель
полностью скрывает
исутствие рецессивной
аллели
Имеет место
проявление
промежуточного
признака
Скрещивание
по 1 паре признаков
Неаллельные гены
размещены в разных
парах гомологичных
хромосом
Полное
оминирование
Неполное
доминирование
Моногибридное
скрещивание
независимое
наследование
Скрещивание
по 2 парам
признаков
Гены, относящиеся к
разным парам аллелей,
размещены в одной паре
гомологичных хромосом
Дигибридное
скрещивание
Сцепленное
аутосомное
наследование
Скрещивание по
нескольким парам
признаков
Наследование
признака связано с
половыми
хромосомами
Полигибридное
скрещивание
Сцепленное
с полом
наследование

5. Генетические символы

Символ
Характеристика

Женский организм

Мужской организм
х
Знак скрещивания
Р
Родительские организмы
F1
Потомки, гибриды 1 поколения
F2
Потомки, гибриды 2 поколения
А, В, С, D
Гены, кодирующие доминантные признаки
а, b, с, d
Гены (парные, аллельные), кодирующие рецессивные признаки
АА, ВВ, СС, DD
Генотипы моногомозиготных особей по рецессивному признаку
аа, bb, сс, dd
Генотипы моногомозиготных особей по доминантному признаку
Aa, Bb, Сс, Dd
AАBВ, AАBВСС
AaBb, AaBbСс
Генотипы моногетерозиготных особей
Генотипы ди- и тригомозиготных особей
Генотипы ди- и тригетерозиготных особей
А В
═ ═
а в
Генотипы дигетерозигот в хромосомном виде при независимом наследовании
признаков
АВ
══
ав
Генотипы дигетерозигот в хромосомном виде при сцепленном наследовании
признаков
АВ ,
ав

6. Наследование некоторых признаков человека

Доминантные признаки
Рецессивные признаки
Карие глаза
Голубые глаза
Темные волосы
Светлые волосы
Правша
Левша
Волнистые волосы
Прямые волосы
Rh+
rh-
Веснушки
Отсутствие веснушек
Ямочки на щеках
Отсутствие ямочек
Гладкий подбородок
Ямка на подбородке
Полные губы
Тонкие губы
Свободная мочка уха
Приросшая мочка уха
Близорукость
Норма
Норма
Глухонемота
Полидактилия
Пятипалость
Норма
Фенилкетонурия
Нормальная пигментация
Альбинизм
Гипертония
Нормальное давление
Норма
Слепота

7. ЗАДАЧА. Скрещивали красную морковь с желтой. В первом поколении все корнеплоды были желтыми. В F2 получили 96 растений. Сколько

из них будет красноплодных?
Дано:
А – желтый плод
а – красный плод
Р красный х желтый
F1 100% желтые
F2 96 растений
_______________________
F2 красноплодных растений - ?

8. Пустая схема задачи

9. Схема решения задачи

Р

G
аа
х
красный
а
F1
А
Аа
Х
желтый
G
F2
♂ АА
желтый
А,
АА,
желтый
24
Ответ:
Аа
желтый
а
А , а
2Аа ,
желтый
48
аа
красный
24
(по генотипу 1 : 2 : 1)
(по фенотипу 3 : 1)
24 красноплодных растения

10. Полное доминирование (А>а)

Полное доминирование (А>а)
Скрещивание
АА х аа
Аа х Аа
Аа х АА
Аа х аа
Расщепление
по генотипу
0
1:2:1
1:1
1:1
Расщепление
по фенотипу
0
3:1
0
1:1

11. Неполное доминирование (А=а)

Скрещивание
АА х аа
Аа х Аа
Аа х АА
Аа х аа
Расщепление
по
генотипу
0
1:2:1
1:1
1:1
Расщепление
по
фенотипу
0
1:2:1
1:1
1:1

12. Работа с решеткой Пеннета при решении задач на дигибридное скрещивание

13. Порядок написания гамет в решетке Пеннета

14. Использование симметрии решетки Пеннета при ее заполнении

15. 1. Написание неповторяющихся генотипов дигомозигот

16. 2. Написание генотипов дигетерозигот

17. 3. Написание генотипов неполных гетерозигот (ААВв)

3. Написание генотипов неполных гетерозигот
(
ААВв)
G
АВ
Ав
аВ
ав
АВ
Ав
ААВВ
ААВв
ААВв
ААвв
АаВв
АаВв
ааВВ
АаВв
аВ
ав
АаВв
аавв

18. 4. Написание генотипов неполных гетерозигот (АаВВ)

4. Написание генотипов неполных гетерозигот
(
АаВВ)
G
АВ
Ав
аВ
ав
АВ
Ав
аВ
ав
ААВВ
ААВв
АаВВ
АаВв
ААВв
ААвв
АаВв
АаВВ
АаВв
ааВВ
АаВв
аавв

19. 5. Написание генотипов неполных гетерозигот (Аавв)

5. Написание генотипов неполных гетерозигот
(
Аавв)
G
АВ
Ав
аВ
ав
АВ
Ав
аВ
ав
ААВВ
ААВв
АаВВ
АаВв
ААВв
ААвв
АаВв
Аавв
АаВВ
АаВв
ааВВ
АаВв
Аавв
аавв

20. 6. Написание генотипов неполных гетерозигот (ааВв)

6. Написание генотипов неполных гетерозигот
(
ааВв)
G
АВ
Ав
аВ
ав
АВ
Ав
аВ
ав
ААВВ
ААВв
АаВВ
АаВв
ААВв
ААвв
АаВв
Аавв
АаВВ
АаВв
ааВВ
ааВв
АаВв
Аавв
ааВв
аавв

21. Определение фенотипов по решетке Пеннета, используя принцип треугольников

22. Стороны большого треугольника образуют самую большую фенотипическую группу, доминантную по обоим признакам – желтые / гладкие

23. Углы среднего треугольника образуют фенотипическую группу доминантную по первому признаку и рецессивную по второму – желтые /

24. Углы малого треугольника образуют фенотипическую группу рецессивную по первому признаку и доминантную по второму – зеленые /

25. Самая малочисленная фенотипическая группа, рецессивна по обоим признакам – (зеленые / морщинистые) расположена в правом нижнем

углу таблицы
G
АВ
Ав
аВ
ав
АВ
Ав
аВ
ав
ААВВ
ААВв
АаВВ
АаВв
ААВв
ААвв
АаВв
Аавв
АаВВ
АаВв
ааВВ
ааВв
АаВв
Аавв
ааВв
аавв

26. Подсчет количества фенотипических и генотипических групп

По фенотипу:
9
:
3
:
3
: 1
жел/гладк : желт/морщ : зел/гладк : зел/морщ
4 разных фенотипа
По генотипу:
4 : 2 : 2 : 2 : 2 : 1
: 1 : 1 : 1
АаВв, ААВв, АаВВ, Аавв, ааВв, ААВВ, ААвв, ААвв, аавв
9 разных генотипов

27. Использование решетки Пеннета при решении задач на сцепленное с полом наследование

А
А
X В
X в


G
А
X В
А
X в
Xа В
Xа в
Пол
XАXАВВ XАXАВв XАYВВ XАYВв
XАXАВв XАXАвв
XАYВв
XАYвв
XАXаВВ XАXаВв XаYВВ
XаYВв
XАXаВв
XаYвв
XАXавв

XаYВв

28. ЗАДАЧА. У человека сварливый характер (А) и крючковатый нос (В) определяются доминантными аллелями генов. Мужчина с плохим

характером и обычным носом
вступает в брак с женщиной, у которой характер хороший, но нос как у бабы-яги. В семье
родился ребенок без этих тревожных признаков. Какова вероятность рождения в этой
семье ребенка, похожего на бабу-ягу по обоим признакам?
Дано:
А – сварливый характер
а – хороший характер
В - крючковатый нос
в – нормальный нос
Р ♀ хороший/крючковатый х ♂ сварливый/нормальный
F1 хороший/нормальный
_______________________
F1 сварливый/крючковатый - ? %

29. Устанавливаем генотипы родителей по известному генотипу ребенка

Р

ааВ?(в)
х
хороший/крючковатый
G
аВ, а?(в)
• F1
аавв
♂ А?(а)вв
сварливый/нормальный
Ав, ?(а)в
(сварливый/крючковатый - ? )
хороший/нормальный

30. Решетка Пеннета

G
аВ
ав
Ав
ав
АаВв
ааВв
сварливый/крючковатый хороший/крючковатый
Аавв
аавв
сварливый/нормальный
хороший/нормальный
Ответ: вероятность рождения ребенка со сварливым
характером и крючковатым носом – 25%

31. ЗАДАЧА. У кошек полосатый хвост (А) доминирует над однотонным, а длинные усы (В) – над короткими. Скрестили двух дигетерозигот

по этим двум признакам. Все
неполные гетерозиготы оказались нежизнеспособными. Получили 16 котят.
Сколько из них будут иметь полосатые хвосты и короткие усы?
Дано:
А – полосатый хвост
а – однотонный хвост
В - длинные усы
в – короткие усы
Неполные гетерозиготы нежизнеспособны
Р ♀ и ♂ - дигетерозиготы
F1 16 котят
_______________________
F1 полосатые хвосты/короткие усы - ? %

32. Решение:

Р

АаВв
х
♂ АаВв
полосатый/длинные
G
АВ, Ав, аВ, ав
полосатый/длинные
АВ, Ав, аВ, ав
• F1 4АаВв, 1 ААВВ, 1ААвв,
полосатый/длинные
8 котят
2 котенка
1 ааВВ,
1 аавв
полосатые/короткие однотонные/длинные однотонные/короткие
2 котенка
2 котенка
2 котенка
• Ответ: 2 котёнка с полосатым хвостом и короткими усами

33. Решетка Пеннета

G
АВ
Ав
аВ
ав
АВ
Ав
аВ
ав
ААВВ
ААВв
АаВВ
АаВв
полосатый/длинные
ААВв
АаВВ
АаВв
полосатый/длинные
полосатый/длинные
ААвв
АаВв
Полосатые/короткие
полосатый/длинные
АаВв
ааВВ
полосатый/длинные
однотонные/длинные
Аавв
ааВв
Аавв
ааВв
аавв
Однотонные/короткие

34. ЗАДАЧА. Способность к быстрому сокращению мышечных волокон признак рецессивный (а) и сцеплен с полом, а темный цвет волос (В)

доминирует над светлым
и зависит от аутосомного гена. Мужчина, с темными волосами, которому спорт
давался с трудом, женился на темноволосой женщине, имеющей тройки по
физкультуре. Оба супруга гетерозиготны по обоим генам. Все гомозиготы, в которых
оказались два гена темных волос, погибли. Стоит ли девочкам в этой семье
профессионально заниматься спортом?
Дано:
XА – быстрое сокращение мышечных волокон (спортсмен)
Xа – неспортсмен
В – темные волосы
в – светлые волосы
Гомозиготы с ВВ - нежизнеспособны
Р ♀ и ♂ - дигетерозиготы
____________________________________________________________________________________________________________________________________
F1 девочки - спортсменки - ? %

35. Решение:

Р
♀ XА XаВв
неспортсменка/темные
х
♂ XА УВв
неспортсмен/темные
G XАВ, XАв, XаВ, Xав
XАВ, XАв, УВ, Ув
F1 ♀ 2XАXАВв,
1 XАXАвв,
1 XАXавв
неспортсменка/
светлые
2 XАXаВв,
неспортсменка/
темные
♂ 2XАYВв,
неспортсмен/
темные
2XаYВв,
спортсмен/
темные
1 XАYвв,
неспортсмен/
светлые
1XаYвв
спортсмен/
светлые
Ответ: нет, профессиональным спортом девочкам из этой
семьи заниматься не стоит

36. Решетка Пеннета

G
А
X В
А
X в
Xа В
Xа в
Пол
А
X В
А
X в


XАXАВВ XАXАВв XАYВВ XАYВв
XАXАВв XАXАвв
XАYВв
XАYвв
XАXаВВ XАXаВв XаYВВ
XаYВв
XАXаВв
XаYвв
XАXавв

XаYВв

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Решение генетических задач Мастер-класс учителя биологии МБОУ СОШ№13 станицы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Решение генетических задач Мастер-класс учителя биологии МБОУ СОШ№13 станицы.

Решение генетических задач Мастер-класс учителя биологии МБОУ СОШ№13 станицы Терновской Корниенко А.В.

Решение генетических задач позволяет понять сущность процессов наследования.

Решение генетических задач позволяет понять сущность процессов наследования различных признаков

Все генетические задачи имеют единый принцип решения Этапы решения генетическ.

Все генетические задачи имеют единый принцип решения Этапы решения генетической задачи: Определить тип задачи Записать условие задачи в виде символов Составить схему решения задачи Объяснить полученные результаты


Генетические символы Символ Характеристика ♀ Женский организм ♂ Мужской орга.

Генетические символы Символ Характеристика ♀Женский организм ♂Мужской организм хЗнак скрещивания РРодительские организмы F1Потомки, гибриды 1 поколения F2Потомки, гибриды 2 поколения А, В, С, DГены, кодирующие доминантные признаки а, b, с, dГены (парные, аллельные), кодирующие рецессивные признаки АА, ВВ, СС, DDГенотипы моногомозиготных особей по рецессивному признаку аа, bb, сс, ddГенотипы моногомозиготных особей по доминантному признаку Aa, Bb, Сс, DdГенотипы моногетерозиготных особей AАBВ, AАBВССГенотипы ди- и тригомозиготных особей AaBb, AaBbСсГенотипы ди- и тригетерозиготных особей А В ═ ═ а вГенотипы дигетерозигот в хромосомном виде при независимом наследовании признаков АВ ══ авГенотипы дигетерозигот в хромосомном виде при сцепленном наследовании признаков АВ , авГаметы

Наследование некоторых признаков человека Доминантные признаки Рецессивные пр.

Наследование некоторых признаков человека Доминантные признакиРецессивные признаки Карие глазаГолубые глаза Темные волосыСветлые волосы Правша Левша Волнистые волосыПрямые волосы Rh+rh- ВеснушкиОтсутствие веснушек Ямочки на щекахОтсутствие ямочек Гладкий подбородокЯмка на подбородке Полные губыТонкие губы Свободная мочка ухаПриросшая мочка уха Близорукость Норма Норма Глухонемота Полидактилия Пятипалость Норма Фенилкетонурия Нормальная пигментация Альбинизм Гипертония Нормальное давление Норма Слепота

ЗАДАЧА. Скрещивали красную морковь с желтой. В первом поколении все корнеплод.

ЗАДАЧА. Скрещивали красную морковь с желтой. В первом поколении все корнеплоды были желтыми. В F2 получили 96 растений. Сколько из них будет красноплодных? Дано: А – желтый плод а – красный плод Р красный х желтый F1 100% желтые F2 96 растений _______________________ F2 красноплодных растений - ?

Пустая схема задачи Р ♀ ?(генотип) х ♂ ?(генотип) ?(фенотип) ?(фенотип) G ? .

Пустая схема задачи Р ♀ ?(генотип) х ♂ ?(генотип) ?(фенотип) ?(фенотип) G ? ? F1 ?(генотип) Х ?(генотип) ?(фенотип) ?(фенотип) G ? ? F2 ?(генотип), ?(генотип) ?(фенотип) ?(фенотип)

Схема решения задачи Р ♀ аа х ♂ АА красный желтый G а А F1 Аа Х Аа желтый жел.

Схема решения задачи Р ♀ аа х ♂ АА красный желтый G а А F1 Аа Х Аа желтый желтый G А , а А , а F2 АА, 2Аа , аа (по генотипу 1 : 2 : 1) желтый желтый красный (по фенотипу 3 : 1) 24 48 24 Ответ: 24 красноплодных растения

Полное доминирование (А>а) Скрещивание АА х аа Аа х Аа Аа х АА Аа х аа Р.

Полное доминирование (А>а) Скрещивание АА х аа Аа х Аа Аа х АА Аа х аа Расщепление по генотипу 0 1 : 2 : 1 1 : 1 1 : 1 Расщепление по фенотипу 0 3 : 1 0 1 : 1

Неполное доминирование (А=а) Скрещивание АА х аа Аа х Аа Аа х АА Аа х аа.

Неполное доминирование (А=а) Скрещивание АА х аа Аа х Аа Аа х АА Аа х аа Расщепление по генотипу 0 1 : 2 : 1 1 : 1 1 : 1 Расщепление по фенотипу 0 1 : 2 : 1 1 : 1 1 : 1

Работа с решеткой Пеннета при решении задач на дигибридное скрещивание Р ♀ Аа.

Работа с решеткой Пеннета при решении задач на дигибридное скрещивание Р ♀ АаВв х ♂ АаВв желт/ гладк желт/ гладк G АВ, Ав, аВ, ав АВ, Ав, аВ, ав

Порядок написания гамет в решетке Пеннета G АВ Ав аВ ав АВ Ав аВ.

Порядок написания гамет в решетке Пеннета GАВАваВав АВ Ав аВ ав

Использование симметрии решетки Пеннета при ее заполнении G АВ Ав аВ ав АВ 1.

Использование симметрии решетки Пеннета при ее заполнении GАВАваВав АВ1342 Ав3125 аВ4216 ав2561

1. Написание неповторяющихся генотипов дигомозигот G АВ Ав аВ ав АВ ААВВ А.

1. Написание неповторяющихся генотипов дигомозигот GАВАваВав АВААВВ АвААвв аВааВВ аваавв

2. Написание генотипов дигетерозигот G АВ Ав аВ ав АВ ААВВ АаВв Ав ААвв Аа.

2. Написание генотипов дигетерозигот GАВАваВав АВААВВАаВв АвААввАаВв аВАаВвааВВ авАаВваавв

3. Написание генотипов неполных гетерозигот (ААВв) G АВ Ав аВ ав АВ ААВВ ААВв.

3. Написание генотипов неполных гетерозигот (ААВв) GАВАваВав АВААВВААВвАаВв АвААВвААввАаВв аВАаВвааВВ авАаВваавв

4. Написание генотипов неполных гетерозигот (АаВВ) G АВ Ав аВ ав АВ ААВВ ААВв.

4. Написание генотипов неполных гетерозигот (АаВВ) GАВАваВав АВААВВААВвАаВВАаВв АвААВвААввАаВв аВАаВВАаВвааВВ авАаВваавв

5. Написание генотипов неполных гетерозигот (Аавв) G АВ Ав аВ ав АВ ААВВ ААВв.

5. Написание генотипов неполных гетерозигот (Аавв) GАВАваВав АВААВВААВвАаВВАаВв АвААВвААввАаВвАавв аВАаВВАаВвааВВ авАаВвАавваавв

6. Написание генотипов неполных гетерозигот (ааВв) G АВ Ав аВ ав АВ ААВВ ААВв.

6. Написание генотипов неполных гетерозигот (ааВв) GАВАваВав АВААВВААВвАаВВАаВв АвААВвААввАаВвАавв аВАаВВАаВвааВВааВв авАаВвАаввааВваавв

 Определение фенотипов по решетке Пеннета, используя принцип треугольников

Определение фенотипов по решетке Пеннета, используя принцип треугольников

Стороны большого треугольника образуют самую большую фенотипическую группу, д.

Стороны большого треугольника образуют самую большую фенотипическую группу, доминантную по обоим признакам – желтые / гладкие GАВАваВав АВААВВААВвАаВВАаВв АвААВвАаВв аВАаВВАаВв авАаВв

Углы среднего треугольника образуют фенотипическую группу доминантную по перв.

Углы среднего треугольника образуют фенотипическую группу доминантную по первому признаку и рецессивную по второму – желтые / морщинистые GАВАваВав АВ АвААввАавв аВ авАавв

Углы малого треугольника образуют фенотипическую группу рецессивную по первом.

Углы малого треугольника образуют фенотипическую группу рецессивную по первому признаку и доминантную по второму – зеленые / гладкие GАВАваВав АВ Ав аВааВВааВв авааВв

Самая малочисленная фенотипическая группа, рецессивна по обоим признакам – (з.

Самая малочисленная фенотипическая группа, рецессивна по обоим признакам – (зеленые / морщинистые) расположена в правом нижнем углу таблицы GАВАваВав АВААВВААВвАаВВАаВв АвААВвААввАаВвАавв аВАаВВАаВвааВВааВв авАаВвАаввааВваавв

Подсчет количества фенотипических и генотипических групп По фенотипу: 9 : 3 .

Подсчет количества фенотипических и генотипических групп По фенотипу: 9 : 3 : 3 : 1 жел/гладк : желт/морщ : зел/гладк : зел/морщ 4 разных фенотипа По генотипу: 4 : 2 : 2 : 2 : 2 : 1 : 1 : 1 : 1 АаВв, ААВв, АаВВ, Аавв, ааВв, ААВВ, ААвв, ААвв, аавв 9 разных генотипов

Использование решетки Пеннета при решении задач на сцепленное с полом наследо.

Использование решетки Пеннета при решении задач на сцепленное с полом наследование GXАВXАвYВYв XАВXАXАВВXАXАВвXАYВВXАYВв XАвXАXАВвXАXАввXАYВвXАYвв XаВXАXаВВXАXаВвXаYВВXаYВв XавXАXаВвXАXаввXаYВвXаYвв Пол♀♂

ЗАДАЧА. У человека сварливый характер (А) и крючковатый нос (В) определяются.

ЗАДАЧА. У человека сварливый характер (А) и крючковатый нос (В) определяются доминантными аллелями генов. Мужчина с плохим характером и обычным носом вступает в брак с женщиной, у которой характер хороший, но нос как у бабы-яги. В семье родился ребенок без этих тревожных признаков. Какова вероятность рождения в этой семье ребенка, похожего на бабу-ягу по обоим признакам? Дано: А – сварливый характер а – хороший характер В - крючковатый нос в – нормальный нос Р ♀ хороший/крючковатый х ♂ сварливый/нормальный F1 хороший/нормальный _______________________ F1 сварливый/крючковатый - ? %

Устанавливаем генотипы родителей по известному генотипу ребенка Р ♀ ааВ?(в) х.

Устанавливаем генотипы родителей по известному генотипу ребенка Р ♀ ааВ?(в) х ♂ А?(а)вв хороший/крючковатый сварливый/нормальный G аВ, а?(в) Ав, ?(а)в F1 аавв (сварливый/крючковатый - ? ) хороший/нормальный

Решетка Пеннета G Ав ав аВ АаВв сварливый/крючковатый ааВв хороший/крючковаты.

Решетка Пеннета GАвав аВАаВв сварливый/крючковатыйааВв хороший/крючковатый авАавв сварливый/нормальныйаавв хороший/нормальный Ответ: вероятность рождения ребенка со сварливым характером и крючковатым носом – 25%

ЗАДАЧА. У кошек полосатый хвост (А) доминирует над однотонным, а длинные усы.

ЗАДАЧА. У кошек полосатый хвост (А) доминирует над однотонным, а длинные усы (В) – над короткими. Скрестили двух дигетерозигот по этим двум признакам. Все неполные гетерозиготы оказались нежизнеспособными. Получили 16 котят. Сколько из них будут иметь полосатые хвосты и короткие усы? Дано: А – полосатый хвост а – однотонный хвост В - длинные усы в – короткие усы Неполные гетерозиготы нежизнеспособны Р ♀ и ♂ - дигетерозиготы F1 16 котят _______________________ F1 полосатые хвосты/короткие усы - ? %

Решение: Р ♀ АаВв х ♂ АаВв полосатый/длинные полосатый/длинные G АВ, Ав, аВ.

Решение: Р ♀ АаВв х ♂ АаВв полосатый/длинные полосатый/длинные G АВ, Ав, аВ, ав АВ, Ав, аВ, ав F1 4АаВв, 1 ААВВ, 1ААвв, 1 ааВВ, 1 аавв п о л о с а т ы й / д л и н н ы е полосатые/короткие однотонные/длинные однотонные/короткие 8 котят 2 котенка 2 котенка 2 котенка 2 котенка Ответ: 2 котёнка с полосатым хвостом и короткими усами

Решетка Пеннета G АВ Ав аВ ав АВ ААВВ полосатый/длинные ААВв АаВВ АаВв полоса.

Решетка Пеннета GАВАваВав АВААВВ полосатый/длинныеААВвАаВВАаВв полосатый/длинные АвААВвААвв Полосатые/короткиеАаВв полосатый/длинныеАавв аВАаВВАаВв полосатый/длинныеааВВ однотонные/длинныеааВв авАаВв полосатый/длинныеАаввааВваавв Однотонные/короткие

ЗАДАЧА. Способность к быстрому сокращению мышечных волокон признак рецессивны.

ЗАДАЧА. Способность к быстрому сокращению мышечных волокон признак рецессивный (а) и сцеплен с полом, а темный цвет волос (В) доминирует над светлым и зависит от аутосомного гена. Мужчина, с темными волосами, которому спорт давался с трудом, женился на темноволосой женщине, имеющей тройки по физкультуре. Оба супруга гетерозиготны по обоим генам. Все гомозиготы, в которых оказались два гена темных волос, погибли. Стоит ли девочкам в этой семье профессионально заниматься спортом? Дано: XА – быстрое сокращение мышечных волокон (спортсмен) Xа – неспортсмен В – темные волосы в – светлые волосы Гомозиготы с ВВ - нежизнеспособны Р ♀ и ♂ - дигетерозиготы ____________________________________________________________________________________________________________________________________ F1 девочки - спортсменки - ? %

Решение: Р ♀ XА XаВв х ♂ XА УВв неспортсменка/темные неспортсмен/темные G XАВ.

Решение: Р ♀ XА XаВв х ♂ XА УВв неспортсменка/темные неспортсмен/темные G XАВ, XАв, XаВ, Xав XАВ, XАв, УВ, Ув F1 ♀ 2XАXАВв, 2 XАXаВв, 1 XАXАвв, 1 XАXавв неспортсменка/ неспортсменка/ темные светлые ♂ 2XАYВв, 2XаYВв, 1 XАYвв, 1XаYвв неспортсмен/ спортсмен/ неспортсмен/ спортсмен/ темные темные светлые светлые Ответ: нет, профессиональным спортом девочкам из этой семьи заниматься не стоит

Решетка Пеннета G XАВ XАв YВ Yв XАВ XАXАВВ XАXАВв XАYВВ XАYВв XАв XАXАВв XАXА.

Решетка Пеннета GXАВXАвYВYв XАВXАXАВВXАXАВвXАYВВXАYВв XАвXАXАВвXАXАввXАYВвXАYвв XаВXАXаВВXАXаВвXаYВВXаYВв XавXАXаВвXАXаввXаYВвXаYвв Пол♀♂

Читайте также: