Заготовка овощей на руси

Обновлено: 18.09.2024

Вы не можете посетить текущую страницу потому, что:

  1. просроченная закладка/избранное
  2. поисковый механизм, у которого просрочен список для этого сайта
  3. пропущен адрес
  4. у вас нет прав на эту страницу
  5. Запрашиваемый ресурс не был найден.
  6. В процессе обработки вашего запроса произошла ошибка.

Пожалуйста, попробуйте одну из следующих страниц:

Если у вас возникли сложности, пожалуйста, свяжитесь с Администратором этого сайта.


Консервированные огурцы, помидоры и другие дары с родных шести соток с осени до весны постоянно присутствуют на наших столах.

В последние годы нам часто говорили, что из-за высокого содержания соли они не очень полезны. Но в народе к этому не прислушиваются. К этим соленьям и маринадам мы относимся с гордостью - они считаются традиционно русскими заготовками. Раньше их делали сами дома даже горожане. И сейчас, когда эти соленья-маринады всё чаще покупают в магазинах и овощи для них выращены обычно уже не в наших широтах, а в Китае, отношение к ним уважительное. На самом деле традиционно на Руси заготавливали овощи иначе. Как?

Микроб на закуску

Мы знаем, что огурцы солили, капусту квасили, а яблоки мочили. А теперь самое интересное, несмотря на разные названия, - все эти методы традиционно русского консервирования одинаковы, это продукты молочнокислого брожения. Они не стерильные, как современные консервы и маринады, а живые - как кефир, простокваша, йогурты, как настоящий квас, наконец. По сути, они тоже пробиотики.

Просто с этой точки зрения их серьёзно не изучали. Не проверяли, сколько в них живых молочнокислых бактерий, как влияют они на флору кишечника, помогают ли избежать дисбактериоза и угрей на коже, укрепляют ли иммунитет.

Но русские консервы в отличие от современных солений-маринадов полезны не только из-за бактерий. Овощи не проходят жёсткую температурную обработку и сохраняют полезные вещества. Но и это не всё.

При брожении жёсткая матрица из растительной клетчатки размягчается и лучше отдаёт всё полезное. Этот феномен хорошо описан для квашеной капусты - она полезнее и сырой, и приготовленной. Но он справедлив в принципе. То же и с мочёными яблоками, но в них существенно меньше сахаров - это самый неполезный компонент фруктов, разрушающийся при брожении.

Интересно, что на Руси была не только квашеная капуста, но и огурцы - их солили как обычно, но брожение было более длительным, его не притормаживали, и хрустящие огурцы становились мягкими. Солили, квасили и мочили у нас почти все дары природы - свёклу, морковь, горох, груши, чеснок, кабачки, баклажаны…

«Первые аналоги современных консервов появились лишь в начале ХIХ века, когда француз Николя Аппер предложил кипятить в воде герметически закрытые стеклянные банки, - говорит Дмитрий Зыков, кандидат технических наук, специалист по пищевым технологиям. - Тогда ещё не понимали, что так уничтожают микроорганизмы, вызывающие порчу продукта. Эту суть процесса описал только в 1860-е годы Луи Пастер, и в его честь тепловую обработку назвали пастеризацией. А первый консервный завод в России открыл в 1875 году в Ярославской губернии француз Мальон. До этого заготовки в России делали иначе - открытым способом, и никакой стерильности или герметичности при этом не было.

Уксус на халяву

«Уксус был всегда, - продолжает Дмитрий Зыков, - это очень древний продукт, но в традиционных консервах у нас его раньше не использовали. Его скорее применяли как вкусовую добавку. Сегодня же он встречается почти во всех консервах. И беда в том, что обычно применяют не натуральный, а синтетический уксус - раствор уксусной кислоты. Её получают или из отходов лесотехнической промышленности, или синтезируют из ацетальдегида.


Консервированные огурцы, помидоры и другие дары с родных шести соток с осени до весны постоянно присутствуют на наших столах. В последние годы нам часто говорили, что из-за высокого содержания соли они не очень полезны. Но в народе к этому не прислушиваются. К этим соленьям и маринадам мы относимся с гордостью — они считаются традиционно русскими заготовками.

Раньше их делали сами дома даже горожане. И сейчас, когда эти соленья-маринады всё чаще покупают в магазинах и овощи для них выращены обычно уже не в наших широтах, а в Китае, отношение к ним уважительное. На самом деле традиционно на Руси заготавливали овощи иначе. Как?

Мы знаем, что огурцы солили, капусту квасили, а яблоки мочили. А теперь самое интересное, несмотря на разные названия, — все эти методы традиционно русского консервирования одинаковы, это продукты молочнокислого брожения. Они не стерильные, как современные консервы и маринады, а живые — как кефир, простокваша, йогурты, как настоящий квас, наконец. По сути, они тоже пробиотики.

Просто с этой точки зрения их серьёзно не изучали. Не проверяли, сколько в них живых молочнокислых бактерий, как влияют они на флору кишечника, помогают ли избежать дисбактериоза и угрей на коже, укрепляют ли иммунитет.

Но русские консервы в отличие от современных солений-маринадов полезны не только из-за бактерий. Овощи не проходят жёсткую температурную обработку и сохраняют полезные вещества. Но и это не всё.

При брожении жёсткая матрица из растительной клетчатки размягчается и лучше отдаёт всё полезное. Этот феномен хорошо описан для квашеной капусты — она полезнее и сырой, и приготовленной. Но он справедлив в принципе. То же и с мочёными яблоками, но в них существенно меньше сахаров — это самый неполезный компонент фруктов, разрушающийся при брожении.

Интересно, что на Руси была не только квашеная капуста, но и огурцы — их солили как обычно, но брожение было более длительным, его не притормаживали, и хрустящие огурцы становились мягкими. Солили, квасили и мочили у нас почти все дары природы — свёклу, морковь, горох, груши, чеснок, кабачки, баклажаны…

Первые аналоги современных консервов появились лишь в начале ХIХ века, когда француз Николя Аппер предложил кипятить в воде герметически закрытые стеклянные банки. Тогда ещё не понимали, что так уничтожают микроорганизмы, вызывающие порчу продукта. Эту суть процесса описал только в 1860-е годы Луи Пастер, и в его честь тепловую обработку назвали пастеризацией. А первый консервный завод в России открыл в 1875 году в Ярославской губернии француз Мальон. До этого заготовки в России делали иначе — открытым способом, и никакой стерильности или герметичности при этом не было.

До эпохи стерилизации сделать консервы как-то иначе, по сути, было нельзя. Конечно, можно убить все бактерии только солью и уксусом, но для этого их нужно было бы добавлять так много, что есть консервы было бы невозможно. Сегодня соль и уксус используют в соленьях и маринадах, но главную стерилизующую роль в консервах играют всё-таки не они, а температурная обработка и герметично закрытая банка.

Уксус был всегдa — это очень древний продукт, но в традиционных консервах у нас его раньше не использовали. Его скорее применяли как вкусовую добавку. Сегодня же он встречается почти во всех консервах. И беда в том, что обычно применяют не натуральный, а синтетический уксус — раствор уксусной кислоты. Её получают или из отходов лесотехнической промышленности, или синтезируют из ацетальдегида.

Конечно, кислоту чистят, но это всё равно что вместо водки продавать раствор технического, а не пищевого спирта. Такой синтетический уксус у нас почему-то называют столовым. Если увидите в составе продукта столовый уксус или просто уксусную кислоту, знайте, что это не натуральное, а синтетическое вещество. Натуральный уксус делают из раствора спирта, вина, сидра или другого сырья брожением. Мне приходилось запускать производство спиртового уксуса на нескольких предприятиях СССР в 1980-е годы, и это абсолютно натуральное, простое и недорогое производство. Объяснить нельзя, почему у нас вместо такого уксуса гораздо чаще используют синтетическую уксусную кислоту, которая к тому же стоит дороже.

Вот основные принципы традиционного русского консервирования:

Овощи, некоторые фрукты и ягоды закладывают в бочку (кастрюлю, ведро) вместе с зеленью, пряностями, натуральными специями.

Всё заливают рассолом (для фруктов и ягод ещё добавляют сахар или ржаную муку) и обычно устанавливают гнёт.

При комнатной температуре под действием молочнокислых бактерий начинается процесс брожения.

Русская кухня - i_001.jpg

Русская национальная кухня прошла длительный путь развития, отмеченный несколькими крупными этапами, каждый из которых оставил неизгладимый след.

Необъятные просторы Русской земли и бесконечно разнообразные ее природные и климатические условия обусловили широкий ассортимент продуктов питания, который гармонично сочетал продукты земледелия и скотоводства, огородничества и рыболовства. Большим подспорьем в питании были охота, собирательство грибов и ягод, бортничество.

Принятие православия резко изменило традиции питания. Посты, составляющие большую часть года (192–216 дней), привели к разделению пищи на постную и скоромную. Разделение русского стола на постный и скоромный оказало огромное влияние на дальнейшее развитие русской народной кухни и явилось одной из основных черт, отличающей ее от кухонь других народов.

Вместе с православием из Византии в Киевскую Русь было привнесено употребление пшеничного дрожжевого хлеба, используемого в богослужении. Некоронованным королем русского стола стал кислый на дрожжах хлеб из ржаной муки. Ели хлеб в будни и праздники при каждой трапезе. К хлебу сложилось уважительное отношение, которое прививалось в семьях с детства.

Традиционная пища древнерусского народа отражала характер земледелия, главным образом зернового. Ведущее место в питании занимали хлебные, мучные, крупяные блюда. Разнообразие способов приготовления блюд обусловливалось повсеместным распространением (начиная с XII в.) русской печи, которая имела универсальные свойства: в ней можно было варить, тушить, жарить, печь, сушить. Кроме хлеба, из кислого теста стали печь пироги с различными начинками, оладьи, блины. Пекли их из разной муки: на севере — из ячменной и ржаной, в средней полосе — из овсяной и гречневой, на юге — из просяной. На скорую руку готовили лепешки и сочни из пресного теста, заменявшие порой хлеб. Из муки приготовляли своеобразные мучные каши, которые ели с салом, маслом, молоком или без них. Эти простые в своей основе блюда встречаются как у славянских, так и у неславянских народов Восточной Европы. В различных районах России пшеничную, ржаную, гречневую муку запаривали или заваривали, получая затирухи, заварухи, саламаты. Часто при этом добавляли солод. Осоложенная масса приобретала сладкий вкус. Исстари запаривали, а затем сушили и толкли овес. Полученное толокно разводили водой или молоком. Его варили или ели сырым с квасом в густом либо жидком виде, или пили как напиток.

Традиционными русскими блюдами были также мучные (заквашенные) кисели — овсяный, ржаной, гороховый, входившие в повседневный и обрядовый стол. Делали их густыми, солеными или сладкими, подавали с холодным молоком (гороховый — с постным маслом).

Из муки и солода (пшеничного, ячменого) варили квас и пиво. Хлебный квас был главным повседневным и праздничным напитком русских. Повсеместно из пресного теста готовили лапшу, она считалась праздничным кушаньем.

Еще большее значение, чем мучные блюда, в повседневном питании русского народа имели каши. Кроме того, из крупы готовили похлебки, начинки для пирогов. Вся эта хлебная, мучная, крупяная пища составляла основу русского стола. Овощные, молочные, мясные, рыбные блюда для подавляющего большинства населения были в большей или меньшей степени дополнением к ней.

Немаловажным подспорьем в столе народа были грибы, ягоды, травы (щавель, крапива, борщевик, сныть и др.), дикий чеснок (черемша), черемуха, орехи. Русская кухня знала множество рецептов, где они использовались.

Потребление мяса было ограничено как длительными постами и еженедельными постными днями, так и недостатком средств у большей части населения страны. Но мясная пища была исконно русской. Блюда готовили из мяса крупного и мелкого домашнего скота и птицы. По мере того как лошадь становилась рабочим животным, сокращалось употребление ее мяса в пищу. Памятники VIII–X вв. свидетельствуют, что конину употребляли только в голод и в походах.

На Руси долго не ели телятину. Объяснялся этот запрет заботой о сохранности молодняка. В XI–XII вв. религиозному запрету подвергалось употребление медвежатины, дичи и белок, пойманных силками; позднее — голубей и журавлей.

Немаловажное значение имело рыболовство, распространенное повсеместно. Разнообразие блюд из рыбы, появившихся в этот период, в значительной степени обогатило русский постный стол, так как в ряде постов было разрешено ее употребление.

Распространенным питьем русских людей были квасы, меды, пиво. Меды и пиво пили в основном на пирах в качестве крепких напитков.

В целом пища знатных и богатых людей не отличалась от пищи простого народа, а лишь дополнялась привозными пряностями, вином, фруктами.

Период становления русской кухни в IX–XI вв. многие историки и этнографы обозначают как домонгольский.

II этап: XII—XIII вв. (монгольский период). Вражда князей, феодальные войны, обострение классовых противоречий способствовали военному и политическому ослаблению Древнерусского государства, его раздробленности. На падение на Русь монголо-татар привело к уничтожению го родов, запустению целых областей, гибели, переселению народа, падению ремесел, торговли. Монгольский период связан с общим упадком национальной культуры. Долгие годы татаро-монгольского ига мало повлияли на нашу кухню. На род отвергал обычаи иноземцев-завоевателей. Русская кухня в целом сохраняла черты IX–XI вв.

III этап: XIII–XVII вв. (московский период). С середины XIII в. началось объединение русского, украинского и белорусского народов. Возникла необходимость создания централизованного государства, которое могло бы противостоять нашествию врагов с разных сторон: с севера — шведов, с юга — крымских татар и турок, с запада — немцев, поляков, литовцев, с востока — татаро-монгольской орды. Такое феодальное государство и сложилось в XIV–XV вв. вокруг Москвы. На него распространилось древнее название Русь. Западные соседи называли его Московией. С самого начала это государство развивалось как многонациональное. Происходило взаимопроникновение отдельных элементов материальной культуры, выработался ряд общих черт в языке, жилище, одежде и, конечно, кухне.

Читайте также: