Диктант апрель это месяц весенних первоцветов диктант

Обновлено: 05.10.2024

Цель: проверить уровень теоретического и практического усвоения учебного материала на конец 3-й четверти в соответствии с требованиями государственного стандарта данного года обучения.

Содержание контрольного диктанта направлено на выявление качества усвоения учебного материала изученным разделам; уровня развития умений применять ранее изученные правила написания.

- проверяемые безударные гласные в корне слова;

- проверяемые согласные в корне слова;

- е- и в окончаниях существительных;

- непроизносимые согласные в корне слова;

- написание корней с чередующимися гласными;

- безударные гласные в окончаниях прилагательных;

- раздельное употребление предлогов с существительными;

Постановки знаков препинания:

- знаки препинания в конце предложения;

- однородных членах предложения;

- в сложном предложении;

- тире между подлежащим и сказуемым.

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:

- фонетический разбор слов;

- производить морфемный разбор слов (по составу)

- делать синтаксический разбор предложения;

- разбирать слова морфологически.

Апрель - это месяц весенних первоцветов. Днём сильно греет лучистое солнце, торопливо бегут ручьи. А ночью земля стынет.

Просветлели кроны ольхи. На них видно много серёжек. Они всю зиму висели на растениях и заметно выросли за тёплые весенние дни.

Ольха из деревьев зацветает первой. Длинные серёжки её покачиваются от ветра, над ними поднимаются облачка жёлтой пыльцы. Пыльца очень лёгкая, долго держится в воздухе и переносится на большие расстояния.

В шишечках находятся семена, созревают они только осенью и долго остаются на дереве, осыпаются в конце зимы.

Ольху очень ценят врачи. Её шишечки, кору и листья с успехом применяют в медицине.

(98 слов) (По И. Балбышеву)

Грамматические задания

1. Разберите по членам предложения

Днём сильно греет лучистое солнце, торопливо бегут ручьи. - 1-й вариант

Они всю зиму висели на растениях и заметно выросли за тёплые весенние дни. - 2-й вариант

2. Разберите слова по составу:

Весенних, лучистое, просветлели -1-й вариант

Длинные, облачка, переносится - 2-й вариант

3. Произведите морфологический разбор прилагательного из своего предложения.


Задание 2 № 212

Найди в тексте предложение с однородными сказуемыми. Выпиши это предложение и подчеркни однородные сказуемые.

Текст диктанта

Апрель - это месяц весенних первоцветов. Днём сильно греет лучистое солнце, торопливо бегут ручьи. А ночью земля стынет.

Просветлели кроны ольхи. На них видно много серёжек. Они всю зиму висели на растениях и заметно выросли за тёплые весенние дни.

Ольха из деревьев зацветает первой. Длинные серёжки её покачиваются от ветра, над ними поднимаются облачка жёлтой пыльцы. Пыльца очень лёгкая, она долго держится в воздухе и переносится на большие расстояния.

Ольху за её качества очень ценят врачи. Её шишечки, кору, листья с успехом применяют в медицине. (86 слов)


Задание 1 № 211

Запишите текст под диктовку.

Воспользуйтесь плеером, чтобы прослушать запись.

Ап­рель - это месяц ве­сен­них пер­во­цве­тов. Днём силь­но греет лу­чи­стое солн­це, то­роп­ли­во бегут ручьи. А ночью земля сты­нет.

Про­свет­ле­ли кроны ольхи. На них видно много серёжек. Они всю зиму ви­се­ли на рас­те­ни­ях и за­мет­но вы­рос­ли за тёплые ве­сен­ние дни.

Ольха из де­ре­вьев за­цве­та­ет пер­вой. Длин­ные серёжки её по­ка­чи­ва­ют­ся от ветра, над ними под­ни­ма­ют­ся об­лач­ка жёлтой пыль­цы. Пыль­ца очень лёгкая, она долго дер­жит­ся в воз­ду­хе и пе­ре­но­сит­ся на боль­шие рас­сто­я­ния.

Ольху за её ка­че­ства очень ценят врачи. Её ши­шеч­ки, кору, ли­стья с успе­хом при­ме­ня­ют в ме­ди­ци­не. (86 слов)

Оценивается только полностью записанный текст диктанта. Возможен ненамеренный пропуск двух-трёх слов.

Каждое пропущенное в тексте диктанта слово, содержащее орфограмму, квалифицируется как орфографическая ошибка.

Если в тексте диктанта присутствует пять и более исправлений неверного написания на верное, то за выполнение задания снимается 1 балл.


Задание 3 № 213

Выпиши из текста 10-е предложение.

1) Подчеркни главные члены.

2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.

сущ. Ольху предл. за мест. её сущ. качества нареч. очень глаг. ценят сущ. врачи .

1) Они всю зиму висели на растениях и заметно выросли за тёплые весенние дни.

2) Пыльца очень лёгкая, она долго держится в воздухе и переносится на большие расстояния.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Контрольный диктант за 3 четверть 4 класс

Апрель это месяц весенних первоцветов. Днём сильно греет лучистое солнце, торопливо бегут ручьи. А ночью земля стынет. Просветлели кроны ольхи. На них видно много серёжек. Они всю зиму висели на растениях и заметно выросли за тёплые весенние дни.

Ольха из деревьев зацветает первой. Длинные серёжки её покачиваются от ветра, над ними поднимаются облачка жёлтой пыльцы. Пыльца очень лёгкая, она долго держится в воздухе и переносится на большие расстояния.

Ольху за её качества очень ценят врачи. Её шишечки, кору, листья с успехом применяют в медицине.

Грамматические задания:

1.Выписать предложение с однородными сказуемыми и подчеркнуть их:

1вар. – из 1 абзаца

2 вар. – из 2 абзаца

2.Выписать предложение и разобрать по членам и частям речи:

1 вар. – 7 предложение

2 вар. – 10 предложение.

3. Вставить безударные окончания прилагательных, определить род, число, падеж

1 вар. В летн… лесу – 2 вар. В осенн… лесу -

По тонк… льду – У жарк… солнца -

В берёзов… роще – По перв… снегу -

По высок… горам – Трудн… задание -

Под зимн… шапкой К близк… подруге -

4.Сделать морфологический разбор:

1 вар. (В) воздухе - Легкая –

2 вар. Земля - (За дни) тёплые –

5. Разобрать по составу слова:

1вар. Свисток, матушка, весенний, добрый, города, прополка.

2вар. Загадка, утёнок, мягкий, старик, беленький,, малина.

6* 1 вар. Выписать имя существительное, которое не употребляется в единственном числе.

коньки, ботинки, ножницы

2 вар. Выписать имя существительное, которое не употребляется во множественном числе.

окно, тетрадь, пальто,

Грамматические задания 1 вариант

1.Выписать предложение с однородными сказуемыми и подчеркнуть их:

1вар. – из 1 абзаца

2.Выписать предложение и разобрать по членам и частям речи:

1 вар. – 7 предложение

3. Вставить безударные окончания прилагательных, определить род, число, падеж

1 вар. В летн… лесу – По тонк… льду –

В берёзов… роще – По высок… горам –

Под зимн… шапкой

4.Сделать морфологический разбор:

(В) воздухе - Легкая –

5. Разобрать по составу слова:

Свисток, матушка, весенний, добрый, города, прополка.

6* Выписать имя существительное, которое не употребляется в единственном числе.

коньки, ботинки, ножницы

Грамматические задания 2 вариант

1.Выписать предложение с однородными сказуемыми и подчеркнуть их:

2 вар. – из 2 абзаца

2.Выписать предложение и разобрать по членам и частям речи:

2 вар. – 10 предложение.

3. Вставить безударные окончания прилагательных, определить род, число, падеж

2 вар. В осенн… лесу - У жарк… солнца –

По перв… снегу - Трудн… задание -

К близк… подруге -

4.Сделать морфологический разбор:

2 вар. Земля - (За дни) тёплые –

5. Разобрать по составу слова:

2вар. Загадка, утёнок, мягкий, старик, беленький,, малина.

6* 2 вар. Выписать имя существительное, которое не употребляется во множественном числе.

окно, тетрадь, пальто,

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 952 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 176 человек из 47 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 354 человека из 70 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 561 679 материалов в базе

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 20.06.2018 3787
  • DOCX 15.7 кбайт
  • 7 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Коробченко Валентина Андреевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

У 76% российских учителей оклад ниже МРОТ

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-конференция о создании школьных служб примирения

Время чтения: 3 минуты

Время чтения: 2 минуты

ЕГЭ в 2022 году будут сдавать почти 737 тыс. человек

Время чтения: 2 минуты

Полный перевод школ на дистанционное обучение не планируется

Время чтения: 1 минута

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

ВПР по русскому языку 4 класс вариант 15 - какие ответы?

Задание 1 № 211

Запишите текст под диктовку.

Апрель - это месяц весенних первоцветов. Днём сильно греет лучистое солнце, торопливо бегут ручьи. А ночью земля стынет.

Просветлели кроны ольхи. На них видно много серёжек. Они всю зиму висели на растениях и заметно выросли за тёплые весенние дни.

Ольха из деревьев зацветает первой. Длинные серёжки её покачиваются от ветра, над ними поднимаются облачка жёлтой пыльцы. Пыльца очень лёгкая, она долго держится в воздухе и переносится на большие расстояния.

Ольху за её качества очень ценят врачи. Её шишечки, кору, листья с успехом применяют в медицине. (86 слов)

Задание 2 № 212

Найди в тексте предложение с однородными сказуемыми. Выпиши это предложение и подчеркни однородные сказуемые.

Задание 3 № 213

Выпиши из текста 10-е предложение.

1) Подчеркни главные члены.

2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.

Задание 4 № 214

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

Ходатайствовать, договор, трубопровод, центнер, хвоя.

Задание 5 № 215

В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки звонкие непарные. Выпиши это слово.

Теплолюбивое растение майоран не переносит даже небольших заморозков.

Задание 6 № 216

Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.

(1)В весну эту я особенно привязался к близнецам Помплёвым, Володе и Вене.

(2)Прослышали мы про цирк Дурова, самим захотелось попробовать зверьё научить чему-нибудь. (3)Подходящей скотины в хозяйстве не было. (4)Мы придумали хором: поймать воронёнка, нелетающего, обучить его. (5)В прибрежных кустах найти будущего артиста легко, весна была ранняя, воронята уже оставили гнёзда и жили на земле. (6)По непрерывному пению

ворон, наставлявших своих неслухов, мы определились, быстро вышли в район вороньего детского сада. (7)Когда начали отлов, вороны взбесились, на подмогу родителям летели вороны-соседи, а у тех были свои соседи. (8)Крики ловцов, вороний гам взбудоражили идиллию тихого весеннего возрождения. (9)Своего мы добились воронёнка поймал Володя, получив при этом производственную травму: руки были заняты, отмахиваться не мог, вороны изловчились, сбили шапку и клюнули в голову. (10)Стойким парнем Володя оказался, добычу не выпустил, только с перепуга, очень заболела голова. (11)Теперь осаде подвергся дом Помылёвых: добычу мы закрыли в нежилую избу. (12)Воронёнок взгромоздился на подоконник, вороны увидели его и приступили к круговой осаде. (13)Беспрерывное карканье разъярённых ворон, пожалуй, и нам надоело. (14) Разрешил кризис Николай Семёнович. (15)Приплыл он на лодке домой, увидел этот цирк и выпустил несостоявшегося артиста. (16)Тот от перенесённого стресса забыл, что не летает, а взял да и улетел.

(По В. Проскурякову)

Задание 7 № 217

Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

Задание 8 № 218

Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли содержание текста. Запиши свой вопрос.

Задание 9 № 219

Задание 10 № 220

Задание 11 № 221

B предложении 5 найди слово, состав которого соответствует схеме:


Выпиши это слово, обозначь его части.

Задание 12 № 222

Выпиши из предложения 12 все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).

Задание 13 № 223

Выпиши из предложения 5 все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они

относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).

Задание 14 № 224

Выпиши из предложения 10 все глаголы в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи спряжение, время, лицо (если есть), число, род (если есть) одной из форм глагола (на выбор).

Задание 15 № 225

Представь, что твой одноклассник (одноклассница) заболел. Напиши ему (ей) открытку с пожеланием скорейшего выздоровления.

Весна. Диктанты для 4 класса

весна

Весна. Диктанты для 4 класса

Ранним мартовским утром проснулось солнце. Отдёрнуло оно легкую кисею облаков и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Около берёзки свежий снежок бросили, холмы молочным туманом укрыли. А в лесочке ледяные сосульки на соснах развесили. Радостно ребятишки бегут по последнему снежку.
Поглядело светило на эти проказы и стало землю пригревать. Лёд и снег сразу потускнели. По лесной ложбинке побежал весёлый говорливый ручеёк. Он бежал и пел свою песенку о весне.

Грамматическое задание:

  1. подчеркните главные члены в третьем предложении, над каждым именем существительным укажите падеж;
  2. разберите по составу слова: побежал, берёзки.

Как хорошо весеннее утро! Из-за синей полоски леса показалось солнце. В его лучах краснеют вершины гигантских сосен. Над рекой золотистым дымком клубится туман. Вот туман пропадает в прозрачном воздухе и открывает синюю гладь реки.
В зеркальной поверхности реки видишь голубое небо и облака. На яркой зелени сверкает роса. Лёгкий ветерок покачивает ивовые серёжки. Дрозд на еловой верхушке высвистывает песенку. Свистит и слушает. А в ответ ему удивительная тишина.

Грамматическое задание:

На небе появилось весеннее солнце. Оно разбудило всех в лесу. Повеселела лесная поляна. Золотые лучи солнца перелетали от тропинки к тропинке. Капельки росы заиграли в каждом цветке, в каждой травинке.
Но вот набежала туча и закрыла всё небо. Загрустила природа. Столб пыли полетел к озеру. От резкого ветра с деревьев посыпались сухие сучья.
Лес грозно зашумел. Крупные капли дождя застучали по земле. На ней появились мокрые пятна. Удары грома оглушили всю местность.
Но гроза быстро прошла. Тишина. Только дятел стучит по коре дуплистой березы. И снова над лесом светит ласковое солнце.

Грамматическое задание:

  1. подчеркните главные члены четвёртого предложения, над каждым именем существительным укажите падеж.
  2. разберите по составу слова: загрустила, полетел.

Хрупкими хрустальными слезинками заплакали ледяные сосульки. Весёлые солнечные лучи ласково разбудили спящую зимой крепким сном природу. В овражках зажурчали, зазвенели, запели озорные ручейки. На берегу тёмной реки появились первые робкие, но яркие и весёлые первоцветы – мать-и-мачеха. Выбрался из укромного зимнего жилья в корнях старого дуба колючий ёжик. Потянулись к солнышку веточки пушистой вербы. В зарослях сухого валежника проснулся в своей тёплой берлоге косолапый хозяин леса — медведь. Запрыгали по лесной лужайке шустрые зайчишки. Все весне рады!

Грамматическое задание:

  1. выполните морфологический разбор имени существительного, имени прилагательного и глагола по своему выбору;
  2. выполните синтаксический разбор первого предложения;
  3. выполните фонетический разбор слов: сосульки, первые.

Наступила радостная, шумная весна. Тёплые лучи солнца съедают последний снег. Звенят под деревьями весёлые ручьи. Душистой смолой пахнут набухшие почки. С раннего утра до позднего вечера поют на лесной поляне птицы.
Вылезли из своих жилищ жучки, паучки, букашки. Вышел из своего зимнего домика ёжик и осмотрел окрестности. Он не хотел вставать. Холодный ручеек забрался в его сухую постельку и разбудил ежа. Мелькнула серая тень. Это полевая мышь пробежала по узкой тропинке. На макушке ели шумят драчливые вороны. Скоро побегут от кочки к кочке хлопотливые муравьи.
Все рады весне!

Грамматическое задание:

  1. подчеркните главные члены во втором предложении, над каждым именем существительным укажите падеж;
  2. разберите по составу слова: пробежала, побегут.

Под лучами майского солнышка всё быстро растёт. Отцвели лёгкие белые подснежники. В лугах развернулся пёстрый ковёр из трав и листьев. Налились на черёмухе бутоны. Приятным ароматом повеяло от дерева. Грянули холода. Утренний туман не поднялся колечком с лесной полянки. Он замер и лёг инеем на землю. Тишина в лесу. Птицы молчат. Они боятся застудить горлышко. Одна кукушка кричит с раннего утра до позднего вечера.

Грамматическое задание:

  1. укажите время большинства использованных в тексте глаголов;
  2. выпишите из текста глагол из последнего предложения, выполните его морфологический разбор.

Стоит чудесный майский день. Как хорошо в эту весеннюю пору! Ласковое солнце осветило всю окрестность. После тёплого дождя покрылись сочной зеленью поля, луга и леса. Синие и жёлтые цветки подняли прелестные головки. Земля надела пёстрый наряд. Вот уже появились душистые кисти на черёмухе, на сирени. У лесного оврага цветут ландыши и земляника. На вершину высокой ели забралась шустрая белочка.
Спешат домой перелётные птицы. Лес встречает своих певцов. С раннего утра до позднего вечера не смолкают в лесу птичьи голоса. С полей и лесов несутся весенние звуки.
Май – самый нарядный и звонкий месяц года.

Грамматическое задание:

  1. подчеркните главные члены в девятом предложении, над каждым именем существительным укажите падеж.
  2. разберите по составу слова: майский, нарядный.

Пробудилась земля от долгого зимнего сна. Заблестела молодая травка. Разлилась волна зелёного тумана по широкому лугу. Стоят теплые и тихие вечера. Я прислушался к вечерней тишине. Звенят луга. По земле, по лугам, по оврагам плывет звон. Что это звенит? Вот скатилась капля сладкого сока с берёзовой ветки. Она упала на зеркальную поверхность пруда.
Возвратились из теплого края журавли. Они важно осмотрели родное болото. Весело зазвучала их радостная песня. В эти дни мы всюду слышим музыку природы.

Грамматическое задание:

  1. разберите по членам первое предложение;
  2. в девятом предложении определите склонение, падеж и число имён существительных.
  3. выпишите глаголы настоящего времени, определите их спряжение.

Весенняя вода разбудила маленькую лягушку. Она выползла из своего укрытия и отправилась в путь.
Ночью шел снег. Следы лягушки легко можно было разобрать на чистом снегу. Мы пошли по следу. В начале пути след был прямой. Он привел нас к болотцу. Потом след начал сбиваться. И вдруг мы увидели лягушку. Она лежала на снегу без признаков жизни.
Мы взяли лягушку и стали отогревать своим дыханием. Но она не оживала. Мы принесли ее домой, налили тёплой воды в кастрюльку и пустили туда малышку. Через час лягушка ожила.
Скоро настали теплые дни. Мы отнесли лягушку к реке и выпустили в воду.

Грамматическое задание:

Ласковое солнце согревает землю своим теплом.
Ранним утром ты бежишь в ближнюю рощу. В тенистой прохладе ты видишь редкое чудо. В зелени высокой травы белеет прелестный цветок. На тонкой ножке висят жемчужины. Внизу они похожи на крохотные колокольчики. В верхней части еще закрытые цветы напоминают бубенчики. Широкие листья, словно ладони, охраняют хрупкий стебелёк.
Слышишь, как звенят колокольчики весны? Ты вдыхаешь тонкий запах нежного цветка. Прекрасный подарок русского леса!
Догадались, о каком растении идет речь? Ландыш подарила нам весна. Не губи красоту дивной полянки!

Грамматическое задание:

Весна. Светит солнце. В саду раздаётся задорная птичья песенка. Это вернулся из далёких стран весёлый скворец. Зимовал он далеко на юге, за тёплым морем. А вернулся в родной домик. Сделали ему скворечник школьники и прикрепили на дереве. Звонкая песня скворца далеко слышна вокруг.
Скворец хорошо подражает разным звукам. В его песне услышишь мальчишеский свист, деревенскую трещотку, кваканье лягушек. Не песня, а целый птичий разговор! Скворец не только распевает песни, но помогает скворчихе строить гнездо. Вот появились скворчата. Родители кормят птенцов червячками и гусеницами.

Грамматическое задание:

  1. подчеркните главные члены в восьмом предложении, над каждым именем существительным укажите падеж.
  2. разберите по составу слова: сделали, появились.

Весна – самое чарующее время года. Зима еще пытается заявить о себе, сковывая редкие лужи тонким ледком, бросаясь охапками снежинок. Но все явственнее слышится дыхание весны.
Дни становятся длиннее, и солнце все дольше задерживается на небосводе. Пригретые теплом солнечных лучей, набухают на ветках деревьев почки. Молодая травка робко пробивается сквозь сугробы.
Вернулись грачи. Они – первые вестники весны. Весело звучит их радостная песня.

Грамматическое задание:

  1. во втором предложении укажите род, число и падеж имен существительных;
  2. найдите в тексте глагол в неопределенной форме;
  3. разберите слова по составу: редкие, набухают, вестники.

Майскую весну торжественно встречают залпы гроз и тёплые ливни. Чудесная погода
стоит в этом месяце. После грозового дождя ярче светит солнце. На голубом небе расцветает радуга. Первые листочки на сирени, берёзе, тополе сверкают, переливаются на солнышке. Ты подходишь к ручью и видишь, как он торопливо прокладывает себе дорогу.
Воздух наполнен могучим запахом весны. Войдите в майский лес. Он весь в зелёном убранстве. Радуют сердце яркие краски весенних цветов. А сколько звуков ты услышишь в весеннем лесу! С раннего утра до позднего вечера распевает пернатое царство. Звонкими голосами поют зяблики, соловьи, певчие дрозды.

Грамматическое задание:

  1. в первом предложении укажите род, число и падеж имен существительных;
  2. сделайте фонетический разбор слов: сколько, сверкают;
  3. разберите слова по составу слова: подходишь, расцветает.

Прошли ненастные и хмурые дни. Деревья и кусты освободились от снежного плена. Зазвенела капель. В воздухе чувствуется приближение весны.
Над парком закружилась стайка ласточек. Ласточки – удивительные птицы. Они пьют и охотятся на мошек на лету. Их слабенькие лапки мало приспособлены для хождения по земле.
Ласточки – превосходные пилоты. Длинные остроконечные крылья ласточки похожи на крылья первоклассного истребителя. А их хвост напоминает вилку. Такое строение хвоста помогает ласточке в воздухе выписывать головокружительные виражи.

Грамматическое задание:

  1. укажите в тексте все падежи слова: ласточка;
  2. сделайте фонетический разбор слов: слабенькие, пьют;
  3. проведите грамматический разбор последнего предложения.

Открывает птичье весеннее расписание месяц март. В полях еще лежит снег, но уже появились первые проталины. В это время мы встречаем грачей.
Пришёл апрель. Треснул на речке лед. Это весенний салют в честь прилёта трясогузки. Речка освободилась от ледяного плена. Весело журчит вода. Над ней шумят птичьи крылья. Белые лебеди, серые гуси, дикие утки возвращаются домой из тёплых краёв.
В лесу пылят серёжки осины. Лезет из влажной земли молодая трава. В это время можно услышать голос кукушки.

Грамматическое задание:

  1. укажите в тексте падежи слов в первом предложении;
  2. сделайте фонетический разбор слов: салют, ледяного;
  3. определите главные члены в 10 предложении.

Грамматическое задание:

  1. выполните морфологический разбор имени существительного, имени прилагательного и глагола по своему выбору;
  2. выполните синтаксический разбор первого предложения;
  3. выполните фонетический разбор слов: поверьям, заветный.

Снег заметно стаял. В полной лесной тишине словно сама собой шевелится еловая веточка. А как раз под той ёлкой прикрылся широкими еловыми ветками и спит заяц. В страхе он встаёт и прислушивается. Не может же веточка сама собой шевелиться!
Заяц метнулся, побежал, присел столбиком и слушает. Откуда беда? Куда бежать? Замер заяц на месте, прислушивается к тишине. А перед его носом как выпрямится, как закачается целая берёзка! Как махнет рядом ветка ёлки! И пошло, и пошло. Везде прыгают ветки. Вырываются они из снежного плена. Весь лес кругом шевелится.

Грамматическое задание:

  1. укажите падежи слов во втором предложении;
  2. сделайте фонетический разбор слов: тишине, берёзка;
  3. проведите морфемный разбор слов четвёртого предложения.

Весенняя капель – это первые звуки весны. Еще снежные сугробы толпятся на обочине дороги. Еще подёргиваются тонким ледком лужи. Но уже чувствуется приближение весны.
Яркое солнце появилось на синем небе. Его лучи ласково и нежно обнимают природу. Вот солнечный лучик заиграл на снежной шапке, которая всю зиму безмятежно пролежала на крыше дома. Снег не рад теплу. Тонкие ручейки воды, словно зимние слезы, потянулись к краю крыши. Капли звонко ударяются о землю и разбиваются тысячью брызг.
С каждым днём сосульки становятся все короче и короче. Скоро от них не останется и следа. Затихнет звук капели. Природа, освободившись от снежного плена, зацветет яркими красками. Весна шагает по планете.

Грамматическое задание:

  1. выполните морфологический разбор имени существительного, имени прилагательного и глагола по своему выбору;
  2. выполните разбор первого предложения по частям речи;
  3. выполните фонетический разбор слов: солнечный, ледком.

На улице весна. Все вокруг радуется её приходу. Горячее ласковое солнце удивительно приятно печёт, но не парит. Ласковый ветерок приносит горьковатый аромат. Неужели это черёмуха? Маленькие бутончики цветов черёмухи только начинают лопаться. Но как пахнет кругом!
Уже на второй день вся черёмуха в цвету. Пчёлы спешат к душистой красавице, запасаются сладким нектаром. Через несколько дней она осыпается. Её мелкие белоснежные лепестки метёт по воде ветер. Он устилает траву нежной белой накидкой. И становится черёмуха незаметной среди деревьев и кустарников.

Грамматическое задание:

  1. укажите падежи слов в шестом предложении;
  2. сделайте фонетический разбор слов: черёмуха, несколько;
  3. проведите морфемный разбор слов четвёртого предложения.

Весной наши птицы возвращаются на родину из жарких стран. Открывает птичье весеннее расписание март. В полях лежит снег, но уже показались первые проталины.
Важно по проталинке прохаживается грач. Треснул на речке лед. Прилетела трясогузка. В шутку говорят, что она разбила лед своим длинным хвостом. Река освободилась от ледяного плена. Лебеди, гуси, утки возвращаются домой.
А в мае лес развешивает зелёные флажки. Он встречает соловья. Ночью прилетает перепел. Только звёзды освещают его посадочную площадку.

Грамматическое задание:

  1. укажите в тексте падежи слов в первом предложении;
  2. сделайте фонетический разбор слов: флажки, ночью;
  3. определите главные члены в последнем предложении.

Трудятся на родной земле люди. Нужно успеть выполнить все полевые работы. И тогда зелёными всходами от края до края покроется широкое пшеничное поле. Колокольчиком звенит и льётся с неба звонкая песня жаворонка. Цветёт за окном школьный сад.
Среди зелёных ветвей устроили гнездышко певчие птички. Сразу не заметишь его в густой листве! Скоро появятся птенчики. Птицы накормят их мошками и жирными гусеницами. Много вредных насекомых съедят за лето птенцы.

Грамматическое задание:

  1. выполните морфологический разбор имени существительного, имени прилагательного и глагола по своему выбору;
  2. выполните разбор первого предложения по членам;
  3. выполните фонетический разбор слов: льётся, пшеничным.

Наступила самая мягкая и светлая пора. Весна. Особенно красиво сейчас в лесу, где в каждом шорохе листвы, в каждом дуновении ветра чувствуется пробуждение природы.
Вот сорвалась с листа и звонко ударилась о землю капелька росы. Молодая травка робко пробивается сквозь пласты прошлогодней опавшей хвои. Но уже совсем скоро зелёный ковер покроет всю землю.
Деревья спешат примерить весенние наряды. Стройная сосна выпустила новые иголочки, которые ярко выделяются на фоне старой хвои. На её ветках появляются маленькие душистые шишки.
Над рекой склонилась ива. Её гибкие ветки украшены забавными серёжками. А узкие листочки трепетно шелестят над водой.

Грамматическое задание:

  1. укажите в тексте падежи слов в 4 предложении;
  2. сделайте фонетический разбор слов: выделяются, гибкие;
  3. сделайте морфемный разбор слов в первом предложении.

Ещё в полях лежит снег, а на склонах холмов, сквозь снежные сугробы пробиваются первые весенние цветы. Такие цветы называют первоцветами.
Ранней весной расцветает удивительный цветок. Он похож на маленькое солнышко. Его жёлтые лепесточки, словно тонкие лучики солнца, тянутся к свету. Странное название имеет этот цветок. В народе его окрестили мать-и-мачеха.
Название связано со строением листа. Одна сторона листа мягкая, глянцевая, шелковистая. Приложишь листок этой стороной к щеке, и почувствуешь лёгкую прохладу.
А с другой стороны листа поверхность тёплая на ощупь, словно руки родной матери.

Читайте также: