Конспект урока твардовский урожай весенние строчки

Обновлено: 05.10.2024

1.Какие из перечисленных произведений принадлежат А. Т. Твардовскому?

2.Какая тема была ведущей в творчестве А. Т. Твардовского?

Тема Родины
Тема Памяти
Все перечисленные

3.Назовите стихотворение А. Твардовского, которое было посвящено родному
хутору Загорье.

4.Какой литературный жанр соответствует произведениям А. Т. Твардовского?

От лица потомка солдата
От лица Маршала Советского союза
От лица ребенка военных лет
От первого лица


6.Какое художественное средство представлено в этих словосочетаниях:
безымянное болото, грозное, горькое право, последняя пядь, клятва святая,
вражья земля, залпы победные?

Сравнение
Эпитет
Олицетворение


7.Как характеризует лирического героя А. Т. Твардовский в своих произведениях?

Как тонкого, умного, ранимого человека.
Как истинного патриота Отечества.
Как борца за справедливость, убежденного воина и оратора.
Все перечисленные.

Окончанию тяжелой работы
Новому урожаю

Контрольные задания В1

1.В каком году родился А. Т. Твардовский?

1942 г.
1924 г.
1932 г.
1910 г.

2.Отметьте основные черты лирического героя поэзии А. Твардовского.

Он высмеивает человеческие пороки.

Он склонен также исследовать противоречия жизни и смерти, говорить о свободе выбора и предопределенности.

Он настоящий патриот.

Он не уходит от действительности в мир сновидений и мечтаний, чаще всего он трезв и холоден, а не страстен.

Данный цикл уроков по лирике А. Т. Твардовского включает в себя 3 конспекта:

2. А. Т. Твардовский. Стихи последних лет ( урок в 11 классе в курсе истории русской литературы)

3. Война в творчестве Твардовского (2 урока в 9 классе в курсе истории русской литературы)

Используются следующие формы уроков: изучение нового материала, урок-лекция, урок-мастерская.

К каждому уроку прилагается презентация.

Для 9 класса имеется раздаточный материал.

Предварительный просмотр:

Цели: познакомить учащихся с лирикой послевоенного периода; рассмотреть системы образов и тем; сопоставить с лирикой довоенного периода, выделить общее и различное; воспитывать патриотические чувства.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: исследовательский; творческого чтения.

Приемы: выразительное чтение; постановка вопросов; лекция.

Оборудование: портрет Твардовского; книга лирики; презентация.

1. Организационный момент.

2. Знакомство с лирикой Твардовского послевоенного периода.

Учитель: На сегодняшнем уроке мы рассмотрим лирику послевоенных лет, рассмотрим систему образов, изменилось ли что в ней. И в конце урока сопоставим довоенную и послевоенную лирику. Начнем все по порядку.

- За годы Великой Отечественной войны, а также в первые послевоенные годы, Твардовский создает ряд произведений, принесших ему подлинную славу и поистине народную любовь. Прежде всего это относится к его поэме "Василий Теркин (Книга про бойца)"(Слайд 2), рассказывающей о жизни простого солдата, написанной ярким языком, ставшей воплощением русского характера. Герой поэмы, Василий Теркин (Слайд 3), стал поистине народным героем.
Об ужасах войны, о ее бессмысленности и жестокости, рассказано Твардовским в стихотворениях "Две строчки", "Я убит подо Ржевом", в поэме "Дом у дороги".
С 1950 года и почти до самой своей смерти - до 1970 года (с перерывом с 1955 по 1957 годы) Твардовский занимал пост главного редактора журнала "Новый мир", также продолжая и литературную деятельность (Слайд 4).
С 1961 по 1966 годы Александр Твардовский является кандидатом в члены ЦК КПСС. Из-под пера поэта в 60-х годах выходят такие замечательные произведения, как поэмы "За далью даль", "По праву памяти".
Твардовским написано и множество прекрасных лирических стихотворений - "Спасибо за утро такое", "Чуть зацветет иван-чай" и других, наполненных любовью к родной земле. Это чувство не покидало Александра Трифоновича до последних дней своей жизни.
18 декабря 1971 года в поселке Красная Пахра, что в Московской области, Александр Твардовский скончался.

Какая картина предстает перед глазами? Перечитаем еще раз строчки, которые ее рисуют (Слайд 5).

- Убитый мальчик лежит на льду озера. Убит в Финляндскую войну. Автор настолько сильно сочувствуют мальчику, что ему кажется, будто он сам лежит на месте мальчика. Этим стихотворением Твардовский подчеркивает жестокость и бессмысленность войны. Убит мальчик, которому бы еще жить и жить.

- Стихотворение основано на реальных событиях. Его герой — Владимир Петрович Бросалов. Матери Бросалова прислали похоронку, в которой говорилось, что её сын погиб. Однако, позднее выяснилось, что Бросалов жив и находится в госпитале имени Н. Н. Бурденко.

Учитель: Бросалова нашли на вторые сутки: кто-то увидел торчащий из земли кусок сапога. — Да он шевелится! — закричал солдат. Его откопали, Бросалов наотрез отказался от госпиталя, только отлежался в своем взводе несколько дней. Потом он был тяжело ранен. Солдата из фронтового госпиталя переправили в Москву, а мать получила похоронку о его гибели подо Ржевом. Случилось так, что мать и сын оказались в одном городе. Врачи разыскали мать. Счастливая, она с похоронкой в руках пришла в госпиталь и после свидания с сыном случайно встретилась с Александром Трифоновичем. Несомненно, поэт выслушал и записал рассказ бойца. Вскоре появилось и само стихотворение. Рассмотрим информацию на слайде (Слайд 6).

(прослушивание аудиозаписи; Слайд 7)

Проанализируйте это стихотворение. Что перед нами? Кто перед нами? Чего хотят? Даю 3 минуты на обдумывание (текст перед глазами).

А теперь рассмотрите образы, которые присутствуют в стихах этого периода.

- В первые годы после войны основные образы – это боец, возвращающийся домой после войны, чтобы восстанавливать разрушенное хозяйство. Другой образ – мать, не дождавшаяся сына с фронта, поседевшая раньше времени. После 50-х годов Твардовский пишет в основном о восстановлении разрушенных хозяйств, о дружбе, о долге, воспевает героические города (Москву). Мотив памяти проходит через весь цикл. Люди должны помнить, какой ценой завоевана победа.

Учитель: Теперь, когда мы познакомились с тематикой послевоенного периода, давайте сопоставим его с тематикой довоенного периода. Как поменялась система образов?

- Если для довоенной лирики характерны образы мирных жителей, земляков, невест, матерей, то для послевоенного периода характерны образы бойца, возвращающегося домой, матери, ждущей домой своих детей. Акцент на мирных жителях не делается – во время войны практически все ушли на фронт. Даже дети – и те принимали участие в боях.

Учитель: Верно. А какие темы можно выделить для этих двух периодов?

- Для довоенного периода – тема крестьянского быта и уклада, а для послевоенного – тема восстановления страны (Слайд 8).

3. Подведение итогов.

Учитель: Итак, ребята, мы познакомились с послевоенной лирикой Твардовского. Сравнили ее в довоенным периодов и выявили существенные различия. Как видим, война коренным образом изменила все содержание творчества Твардовского. Да и не только одного Твардовского. Все писатели и поэты ХХ века подверглись такому изменению.

4. Домашнее задание .

Перечитать статью учебника с.145 – 150. Выучить любое стихотворение из послевоенного периода (Слайд 9).

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Фамилия: Бросалов Имя: Владимир Отчество: Петрович Дата рождения: __.__.1924 Место рождения: Калининская обл., г. Калинин Дата и место призыва: Калининский РВК,Калининская обл.,Калининский рн Последнее место службы: 133 сд Воинское звание: красноармеец Причина выбытия: убит Дата выбытия: 25.09.1942

Образы земляков, мирных жителей; Темы крестьянского быта и уклада. Образы бойца и матери, ждущей домой своих детей; Темы войны, восстановления страны. Довоенная лирика Послевоенная лирика

Домашнее задание Перечитать статью учебника с. 145 – 150; Выучить любое стихотворение из послевоенного периода.

Предварительный просмотр:

Конспект урока в 11 классе в курсе истории русской литературы

Тема: А. Т. Твардовский. Стихи последних лет.

Цели: познакомить учащихся с лирическими произведениями последних лет; научить выделять в общем потоке материала главное и фиксировать в тетради; воспитать патриотические чувства.

Тип урока: урок-лекция.

Методы: эвристический, творческого чтения.

Виды деятельности учащихся : запись в тетрадь по ходу лекции, выразительное чтение.

Оборудование : презентация, портрет Твардовского.

1. Организационный момент ( 2 мин. );

2 . Получение новых знаний ( 35 мин. ):

3. Подведение итога урока ( 5 мин. );

4 . Домашнее задание (3 мин. ) .

I Организационный момент

II Получение новых знаний

Нам памятна каждая пядь

Земли, где пришлось отступать

И каждая наша примета

В пыли сорок первого лета.

И чем бездомней на земле

Солдата тяжкий быт,

Тем крепче память о семье

И доме он хранит.

Июль сорок первого года,
Кипящее лето войны.

Лежат они, глухие и немые,
Под грузом плотной от годов земли —
И юноши, и люди пожилые,
Что на войну вслед за детьми пошли,
И женщины, и девушки-девчонки,
Подружки, сестры наши, медсестренки,
Что шли на смерть и повстречались с ней.

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они — кто старше, кто моложе —
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, —
Речь не о том, но все же, все же, все же…

Об этом стихотворении много писали:

Стой, говорю: всему помеха —
То, что, к перу садясь за стол,
Ты страсти мелочной успеха
На этот раз не поборол.
Ты не свободен был. И даже
Стремился славу подкрепить.
Прочь этот прах, расчет порочный.

А только б сладить со строкой.
А только б некий луч словесный
Узреть, не зримый никому,
Извлечь его из тьмы словесной
И удивиться самому.


Понять свою планиду:
Найти себя в себе самом

И не терять из виду.

И труд свой пристально любя, —

Он всех основ основа, —

Сурово спрашивать с себя,

С других не столь сурово.

А я лишь смертный. За свое в ответе,
Я об одном при жизни хлопочу:
О том, что знаю лучше всех на свете,
Сказать хочу. И так, как я хочу.

— Мне нужно, дорого до слез
В итоге — твердое сознанье,
Что честно я тянул мой воз.

Верно, горшки обжигают не боги,
Но обжигают их — мастера!

К обидам горьким собственной персоны
Не призывать участье добрых душ.
Жить, как живешь, своей страдой бессонной, —
Взялся за гуж — не говори: не дюж.

III Подведение итога урока.

IV Домашнее задание

Анализ любого стихотворения из лирики последних лет, чтение наизусть; прочитать статью в учебнике на с. 238 – 239, ответить на вопросы после статьи.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и природе"

Сегодня на уроке мы:

· узнаем, каково быть главным советским поэтом.

· попробуем понять, как Александру Трифоновичу Твардовскому удалось достичь этого положения.

· поговорим о стихах и любви к Родине.

Александр Твардовский родился 21 июня 1910 года на хуторе Загорье Смоленской губернии. Его родители, Трифон Гордеевич и Мария Митрофановна, были из семей крестьян-однодворцев.

Однодворцы находились на государственной военной службе. Земли им не полагалось. Трифон Гордеевич, работая кузнецом, сумел накопить денег и выкупить себе землю, на которой и работала вся большая семья Твардовских.

Трифон Гордеевич считался деревенским интеллигентом. Он носил шляпу вместо шапки, владел грамотой и любил читать. В его доме вечерами читали вслух Пушкина, Лермонтова, Некрасова и других поэтов. Кроме того, Трифон Гордеевич прекрасно пел и знал множество песен.

Первые стихи Твардовский написал ещё до того, как начал учиться грамоте.


Поэт вспоминал, что в своём первом стихотворении он обличал мальчишек, которые разорили птичье гнездо.

Пахнет свежей сосновой смолою,

Желтоватые стены блестят.

Хорошо заживём мы с весною,

Здесь на новый, советский лад.

Под влиянием Михаила Исаковского Александр Трифонович формируется как поэт. Вспомним, что в это время, в начале двадцатых годов, в моде футуризм, имажинизм, заумь обериутов. Твардовский отказывается от модного поиска новых художественных средств.

Он считает новые слова, синтаксис и грамматику ненужными излишествами. Так же, как эпатажность и сложные философские теории. По мнению поэта, писать нужно об окружающем мире, о человеке, о том, с чем встречаешься каждый день. И стихи должны быть чёткими, понятными, простыми.

Стихотворение наполнено радостью, в нём описывается весеннее утро.

Не торопясь, понемногу

Солнце встаёт над бугром.

Солнце, как тонкий орешник,

Выросло медным кустом.

Заговорила скворешня –

Маленький радостный дом.

Мир в стихотворении полон света и тепла, он открыт человеку:

Радость угретых завалин,

Радость открытых ворот.

На душе простор-веселье,

Непочатый счастья край.

Валит хлеб златой метелью.

Здравствуй, Новый урожай.

Лирический герой стихотворения – простой крестьянин, труженик. Твардовский воспевает тяжёлый, но благодарный труд крестьянина:

Под овсяный говор нивы

Жарким потом обольюсь.

Я вдвойне тогда счастливый,

Если вволю потружусь.

Закончив школу, Александр Трифонович Твардовский уехал в Смоленск.


Там он работал внештатным корреспондентом сразу нескольких газет. Но в штат молодого поэта не брали, а прокормиться таким трудом было невозможно. И Твардовский решил перебраться в Москву.

Жизнь в столице ничем не отличалась от смоленской. Его так же держали внештатным корреспондентом, иногда публиковали стихотворения. В 1930 году Твардовский вернулся в Смоленск и поступил в Смоленский педагогический институт.

В Смоленске он встретил свою первую и единственную любовь – студентку филологического факультета Марию Горелову. Они вскоре поженились, хотя семья поэта была против этого брака. Супруги прожили вместе больше 40 лет, вырастили 2 дочерей. Мария была его редактором и другом, помощником. Удивительно, но у Твардовского нет любовной лирики. Хотя красивые жесты поэт делать умел. По словам современников, каждый день рождения он дарил жене букет сирени. А раздобыть в конце января сирень даже в наше время весьма непросто.


Твардовский снова перебрался в Москву, стал членом коммунистической партии. В 1939 году он закончил Московский институт философии, литературы и истории, поэт перевёлся туда из Смоленского пединститута.

После получения диплома поэта призвали в армию. Военным корреспондентом Твардовский прошёл освободительный поход на Западную Белоруссию от польских захватчиков и Советско-финскую войну.


Так же, как и Михаил Шолохов, Твардовский отдал свою награду в фонд обороны страны и ушёл на фронт военкором.

В 1966 году поэт пишет одно из самых сильных стихотворений о войне.

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В то, что оникто старше, кто моложе

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь,

Речь не о том, но всё же, всё же, всё же.

Можно сказать, что война осталась с Твардовским на всю жизнь.


Писал он и литературоведческие статьи о творчестве Александра Блока, Ивана Бунина, Самуила Маршака.

Вскоре писатель перенёс инсульт. Кроме того, у него обнаружили рак лёгких. Похоронили его на Новодевичьем кладбище.

· попробуем понять, как Александру Трифоновичу Твардовскому удалось достичь этого положения.

· поговорим о стихах и любви к Родине.

Александр Твардовский родился 21 июня 1910 года на хуторе Загорье Смоленской губернии. Его родители, Трифон Гордеевич и Мария Митрофановна, были из семей крестьян-однодворцев.

Однодворцы находились на государственной военной службе. Земли им не полагалось. Трифон Гордеевич, работая кузнецом, сумел накопить денег и выкупить себе землю, на которой и работала вся большая семья Твардовских.

Трифон Гордеевич считался деревенским интеллигентом. Он носил шляпу вместо шапки, владел грамотой и любил читать. В его доме вечерами читали вслух Пушкина, Лермонтова, Некрасова и других поэтов. Кроме того, Трифон Гордеевич прекрасно пел и знал множество песен.

Первые стихи Твардовский написал ещё до того, как начал учиться грамоте.


Поэт вспоминал, что в своём первом стихотворении он обличал мальчишек, которые разорили птичье гнездо.

Пахнет свежей сосновой смолою,

Желтоватые стены блестят.

Хорошо заживём мы с весною,

Здесь на новый, советский лад.

Под влиянием Михаила Исаковского Александр Трифонович формируется как поэт. Вспомним, что в это время, в начале двадцатых годов, в моде футуризм, имажинизм, заумь обериутов. Твардовский отказывается от модного поиска новых художественных средств.

Он считает новые слова, синтаксис и грамматику ненужными излишествами. Так же, как эпатажность и сложные философские теории. По мнению поэта, писать нужно об окружающем мире, о человеке, о том, с чем встречаешься каждый день. И стихи должны быть чёткими, понятными, простыми.

Стихотворение наполнено радостью, в нём описывается весеннее утро.

Утренник лег на дорогу
Ровным сухим полотном.
Не торопясь, понемногу
Солнце встает над бугром.

Солнце, как тонкий орешник,
Выросло медным кустом.
Заговорила скворешня —
Маленький радостный дом.

Желтое стадо проталин
В поле проснулось, живет…
Радость угретых завалин,
Радость открытых ворот.

Оттаял перемерзший хутор,
На солнце окна прослезил.
И только заморозок утра
Кладет дорогу по грязи.

Лишь утром прорезают сани
У перелеска тишину.
А к полдню — полем солнце тянет
Большую теплую весну.

Из синевы чужого края
В затишье чуткое болот
Журавушки, перекликаясь,
Свершают новый перелет.


У многих любителей поэзии творчество Александра Твардовского ассоциируется с событиями Великой Отечественной войны. Действительно, этот поэт ушел на фронт военным корреспондентом в 1938 году и принимал участие сперва в финской компании, потом в освобождении западной Белоруссии. Затем были фронтовые дороги Великой Отечественной войны, которую поэт встретил в Воронеже. Однако мало кто знает о том, что в душе Твардовский до самой смерти оставался тонко чувствующим лириком, кумирами которого были Пушкин и Лермонтов, Фет и Некрасов. Трудно сказать, как бы сложился творческий путь этого человека, если бы не война. Но бесспорно одно: лирические произведения Твардовского не менее интересны, чем военная поэзия.

Дышат грудью запотелой
Желтогривые овсы.
Чем-то теплым,
Чем-то спелым
Веет с нашей полосы.

Дай ступну ногой босою
По колючему жнивью.
Дай блестящею косою
Срежу полосу мою.

Под овсяный говор нивы
Жарким потом обольюсь.
Я вдвойне тогда счастливый,
Если вволю потружусь.

На гумне под темной крышей
Отдохнут в скирдах снопы.
Утро раннее услышит,
Как зазвякают цепы.

На душе простор-веселье,
Непочатый счастья край…
Валит хлеб златой метелью.
Здравствуй, Новый урожай.

Лирический герой стихотворения – простой крестьянин, труженик. Твардовский воспевает тяжёлый, но благодарный труд крестьянина:

Под овсяный говор нивы

Жарким потом обольюсь.

Я вдвойне тогда счастливый,

Если вволю потружусь.

Закончив школу, Александр Трифонович Твардовский уехал в Смоленск.


Там он работал внештатным корреспондентом сразу нескольких газет. Но в штат молодого поэта не брали, а прокормиться таким трудом было невозможно. И Твардовский решил перебраться в Москву.

Жизнь в столице ничем не отличалась от смоленской. Его так же держали внештатным корреспондентом, иногда публиковали стихотворения. В 1930 году Твардовский вернулся в Смоленск и поступил в Смоленский педагогический институт.

В Смоленске он встретил свою первую и единственную любовь – студентку филологического факультета Марию Горелову. Они вскоре поженились, хотя семья поэта была против этого брака. Супруги прожили вместе больше 40 лет, вырастили 2 дочерей. Мария была его редактором и другом, помощником. Удивительно, но у Твардовского нет любовной лирики. Хотя красивые жесты поэт делать умел. По словам современников, каждый день рождения он дарил жене букет сирени. А раздобыть в конце января сирень даже в наше время весьма непросто.


Твардовский снова перебрался в Москву, стал членом коммунистической партии. В 1939 году он закончил Московский институт философии, литературы и истории, поэт перевёлся туда из Смоленского пединститута.

После получения диплома поэта призвали в армию. Военным корреспондентом Твардовский прошёл освободительный поход на Западную Белоруссию от польских захватчиков и Советско-финскую войну.


Так же, как и Михаил Шолохов, Твардовский отдал свою награду в фонд обороны страны и ушёл на фронт военкором.

В 1966 году поэт пишет одно из самых сильных стихотворений о войне.

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В то, что оникто старше, кто моложе

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь,

Речь не о том, но всё же, всё же, всё же.

Можно сказать, что война осталась с Твардовским на всю жизнь.


Писал он и литературоведческие статьи о творчестве Александра Блока, Ивана Бунина, Самуила Маршака.

Вскоре писатель перенёс инсульт. Кроме того, у него обнаружили рак лёгких. Умер Твардовский в декабре 1981 года. Похоронили его на Новодевичьем кладбище.


Творческое задание: выучить наизусть стихотворение по выбору, дать его краткий анализ устно на камеру.

Читайте также: