Лекарственные растения для посадки в детском саду

Обновлено: 07.07.2024

Данный проект ориентирован на практическую деятельность детей на участке детского сада, который предусматривает разведение на экологической тропе зоны лекарственных трав.

ВложениеРазмер
v_tsarstve_lekarstvennykh_rasteniy.docx 864.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение

муниципального образования город Краснодар

Воспитателя средней группы№12-13

Тарасеевой Татьяны Викторовны

Детский экологический проект:

1.1.Письмо лекарственному растению.

1.2.Разведка в царстве лекарственных растений.

1.4.Открытие лесной аптеки в детском саду.

1.5. Команда юных экологов.

1.6.Ознакомление с художественной литературой.

1.7. Игры и беседы, загадки по экологии.

1.8.Опыты и исследовательно-поисковая деятельность.

1.9. Слушание музыки.

1.10. Экологические викторины.

3.Список использованной литературы.

Проект ориентирован на практическую деятельность детей на участке детского сада, который предусматривает разведение на экологической тропе зоны лекарственных трав.

Тип проекта - практико-ориентированный, краткосрочный.

Сроки выполнения проекта: март-май 2014 года

Формирование знаний о растительном мире, о мире лекарственных растений,

1. Познакомить детей с лечебными свойствами растений, произрастающих на территории детского сада, уметь их различать и называть.

2.Продолжать работу по обогащению природоведческого, обществоведческого словаря детей. Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.

3.Совершенствовать фонематический слух; добиваться четкого произношения звуков, слов.

4.Воспитывать экологическую культуру у детей дошкольного возраста во взаимодействии двух образовательных сфер - семьи и детского сада .

5.Включить родителей в процесс экологического воспитания дошкольников.

Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.

На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили вырастить полезные растения, которые принесут пользу не только визуально наблюдаемую, но и будут воздействовать на чувства детей, их сознание, взгляды и представления.

Объект исследования: лекарственные растения, произрастающие на территории детского сада.

  • исследовательские: опыты, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения;
  • наглядные: театральное представление, тактильно–мышечная наглядность;
  • словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;
  • ароматерапия;
  • слушание музыки.

Цель – определить готовность ребенка помогать и заботиться о природе.

Форма проведения данного задания помогает развивать чувство сострадания, сопереживания представителям растительного мира.

1.2. Разведка в царстве лекарственных растений.

Это игра в разведчиков. Маршрут детей проходит через экологическую тропу.

Цель – сформировать представления о новых лекарственных растениях. Цель практического этапа – нанесение растений на карту.

1.3. Именная книга (Приложение№3 )

Цель - составить своеобразную копилку названий лекарственных растений, с его назначением.

- включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников, формирование единой экологически воспитывающей среды.

Дети собирают с родителями информацию о лекарственных растениях во время выезда на природу.

1.4. Открытие лесной аптеки в детском саду.

Цель - знакомство с правилами сбора лекарственных трав. (Приложение №6)

В основном растения будут предложены в качестве ароматного и полезного дополнения к чаю.

Цель – познакомить детей с уходом за лекарственными растениями

1.6. Ознакомление с художественной литературой:

Цель: ознакомление с произведениями художественной литературы экологической направленности.

1.7. Игры и беседы, загадки по экологии. (Приложение№5):

Цель : обогащение детей знаниями, побуждение в детях желания беречь природу.

Цель - уметь находить лекарственное растение по словесному описанию.

Цель - закрепить знания детей о съедобных и ядовитых растениях.

Цель — развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка — дошкольника в процессе общения с природой.

1.8.Опыты и исследовательно-поисковая деятельность:

Цель : развитие критичности мышления, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.

1.9. Слушание музыки:

Цель: Формирование основ музыкальной культуры для детей.

1.10. Экологические викторины: (Подведение итогов)

Цель : систематизировать и закрепить знания детей о растениях нашего края.

В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений, то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Научились работать с некоторыми видами природного материала. Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.

Список использованной литературы

Письма лекарственным растениям.

Народные названия: подбел, камчужная трава.

Применение в медицине

Листья мать-и-мачехи, содержащие слизь , горький гликозид туссилягин, танин и дубильные вещества, входят в состав грудного сбора ; в народной медицине это растение употребляется от очень многих болезней.

Мать-и-мачеха — ценное средство от кашля , особенно при коклюше , а также от слизистой мокроты . Чаем из неё можно облегчить откашливание, сделать более жидкой вязкую бронхиальную слизь, а значит, принести настоящее облегчение больным хроническим бронхитом , пневмокониозом и эмфиземой лёгких .

Чай из мать-и-мачехи : 2 чайные ложки с верхом нарезанных листьев заливают 1/4 л кипящей воды, дают настояться и затем процеживают. Больные, страдающие кашлем, должны выпивать по 1 чашке чая 3 раза в день. Желательно (только не для диабетиков !) подсластить мёдом .

Загадки
  • И матушка родная, и мачеха злая
    Бок о бок живут — через стеночку.
  • На откосе, на лугу,
    Босиком на снегу,
    Первые цветочки —
    Желтые глазочки.

В лесу еще сыро, серые глыбы снега слезятся ручейками, а на опушке, среди прошлогодней травы, сверкают крохотные фонарики мать-и-мачехи. Она первой накрыла сладкий стол для насекомых. Спешат к ранним цветкам шмели и пчелы. Ранний мед, как известно, самый целебный.
С приближением весны просыпается мать-и-мачеха, растение включает механизм развития — и стебелек двинулся вверх. От дыхания мать-и-мачехи снег растаял, образовался ледяной купол. Чем не парничок? А как только солнце разрушило ледяной домик, мать-и-мачеха раскрыла свои душистые цветы. Случаются и весенние заморозки, но травка не боится их — она вся покрыта густым войлочным опушением.

Цветы мать-и-мачехи очень похожи на одуванчики — они такие же желтые. Но с одуванчиком не спутаешь. У одуванчика сначала листья вырастают, а уж потом цветы появляются. А у мать-и-мачехи наоборот. Она и весну порой под снегом встретить может. Раскопаешь сугроб, а под ним желтый глазок выглядывает. Спал и ждал, пока солнышко его на волю не позовет.

Материал собран семьей Насти Файбиш

Применение в медицине

Сухие измельченные листья употребляют в форме настоя в качестве противовоспалительного и отхаркивающего средства при бронхитах , коклюше , астме и других заболеваниях органов дыхания, а еще подорожником хорошо лечит ушибы и раны.

Загадки о подорожнике
  • Лег пластом у дороги, разметал руки-ноги.
  • Его бьют сапогами, его мнут колесом,
    Ему все нипочем.
  • У дороги вырос лекарь,
    Вдоль тропинки луговой;
    Он для нас с тобой аптекарь.
    Догадайся, кто такой?

Материал собран семьей Леши Лучина

МЯТА,Название рода происходит от нимфы Минфы (или Минты), богини горы Менте в Элиде , возлюбленной бога подземного царства Гадеса . Супруга Гадеса Персефона превратила её в растение — душистую мяту

Применение

Интересные факты

Мята лимонная на самом деле к роду мяты не относится: это растение из рода мелисса

Материал собран семьей Леры Рахлеев

Пасту́шья су́мка, или Су́мочник— род травянистых растений из семейства Капустные .

Латинское научное название дано по форме плода: лат. — ящичек , ларчик .

Народные названия: крестьянская горчица , сердечная трава , ложечки .

Наиболее известный вид — Пастушья сумка обыкновенная, или Сумочник обыкновенный , однолетнее или двулетнее растение, широко распространённое в европейской части России . На окультуренных территориях является обычным сорняком .

Применение в народной медицине.

Трава пастушьей сумки широко применяется в народной и научной медицине , в том числе в качестве кровоостанавливающего средства в гинекологической практике.

Листья пригодны в пищу.

Материал собран семьей Дины Сарсеновой

Материал собран семьей Саши Шалина

Ландыш майский — широко известное лекарственное растение , входящее в фармакопеи многих стран.

Название: дано Карлом Линнеем по древнему латинскому названию ландыша — лилия долин.

Из истории : один из первых весенних цветов, ландыш у древних германцев был посвящен Остаре, богине восходящего солнца и провозвестнице весны. С приходом христианства Остару сменила Пречистая Дева. В большинстве преданий, связанных с ландышами, речь идет не столько о радости, связанной с приходом весны, сколько о печали, навеянной очертаниями цветка и красным цветом плодов.

По одной легенде, ландыш так оплакивал уходящую весну, что раненное горем сердце окрасило кровью его слезы; по другой, ландыш вырос из капель крови св. Леонарда, израненного в битве со страшным драконом. По христианскому сказанию, цветы выросли из слез Богоматери, когда она оплакивала распятого сына; в Древней Греции считали, что это капли пота богини охоты Артемиды, спасавшейся от преследования фавнов. По древнерусской легенде появление ландыша связано с морской царевной Волховой. Слезы царевны, опечаленной тем, что Садко отдал свое сердце земной девушке Любаве, падая на землю, проросли прекрасным и нежным цветком — символом чистоты, любви и грусти.

Материал собран семьей Вовы Ромашкина

Лекарственным сырьем чистотела служит надземная часть растения. Собирают чистотел в мае-июне в фазе цветения в сухую погоду, срезая или обламывая ветки на высоте 10—15 см от земли. Препараты чистотела обладают противовоспалительным, противозудным, противомикробным, ранозаживляющим и прижигающим действиями. Свежим соком и мелко измельченной травой чистотела выводят бородавки, мозоли, веснушки, кондиломы, смазывают трещинки на пятках и на руках. Процедуру проводят 3—4 раза в день.

Русское название чистотел получил благодаря своим свойствам исцелять различные заболевания кожи. В связи со способностью выводить бородавки, чистотел в простонародье еще называют бородавником. Полезен при наружных и внутренних болезнях. Употребляется сок, находящийся в корнях, стеблях и листьях.

Среди лекарственных растений чистотел является едва ли не самым популярным. Чистотел растет всюду: под забором, в канавах, в оврагах, по берегам рек и озер. Он очень неприхотлив и совсем некапризен – была бы влажной почва. Так что оглядитесь – вы его сразу увидите. А что вы знаете о чистотеле?

Издавна люди хорошо знали лечебные свойства этой травы, чистотел всегда использовали для очищения тела, то есть избавлялись от прыщей, угрей, мозолей, бородавок и даже от веснушек. Называли чистотел в народе по-разному, но русским женьшенем его считают, по сей день, по праву.

Рецепты народной медицины:

- Для лечения ран и ушибов надо взять 1 столовую ложку травы чистотела, залить кипятком, дать настояться час. Обмакнуть в настое салфетку и приложить к больному месту на 15 минут.

Материал собран семьей Никиты Мульга нова

Применение в народной медицине.

Всем известно о лечебных свойствах ромашки. Отвар ромашки принимают при простудных заболеваниях, масло ромашки является противовоспалительным средством, а ванночки с экстрактом ромашки оказывают прекрасное успокаивающее действие, особенно на маленьких детей.

Если по утрам умываться настоем ромашки, то кожа становится нежной и бархатистой, а угревая сыпь проходит бесследно. А если им мыть голову, то волосы становятся крепкими и шелковистыми, приобретая при этом золотистый оттенок.

Загадки о ромашке
  • Белый лепесток, посередине — желток. Какой это цветок?
  • Шел я лугом, по тропинке,
    Видел солнце на травинке.
    Но совсем не горячи
    Солнца жгучие лучи.
  • Стоят в поле сестрички: желтый глазок, белые реснички.

На верхушке стебелька —
Солнышко и облака.
Белая корзинка, золотое донце,
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.

Стоит в поле кудряшка —
Белая рубашка,
Сердечко золотое,
Что это такое?

Упрятав мордашки в широких панамах,
Ромашки выходят гулять на полянах.
У каждой ромашки расшита рубашка
С зеленым листочком-платочком в кармашке.

Цветок этот в народе зовут сестрой милосердия. О целебных свойствах ромашки известно с давних времен. Утешит в беде, поднимет больного, порадует ароматным букетом — вот она какая, ромашка. Стоит посреди поляны в белом чепчике, словно предлагает в фаянсовой чашечке спасительную настойку. Аптечную ромашку можно узнать по запаху, он напоминает аромат яблок.
Если в лесу, у костра вас начнут одолевать комары — бросьте пучок ромашки в огонь, вмиг исчезнут.

Материал собран семьей Насти Файбиш

Одуванчик лекарственный , род многолетних растений семейства сложноцветных; содержат млечный сок. Растение семейства сложноцветных с желтыми цветками, стеблями с млечным соком и опушенными семенами, которые разносятся ветром. Плод - семянка, с носиком и хохолком из множества белых волосков.

Наиболее распространён одуванчик лекарственный, включающий сотни видов. Растет у жилья, вдоль дорог, по выгонам, опушкам, берегам рек; засоряет газоны, сады, огороды, луга. Хорошо поедается скотом. Молодые листья употребляют в пищу; поджаренные корни могут служить суррогатом кофе.

Применение в народной медицине .

Высушенные корни одуванчика лекарственного применяют как горечь для возбуждения аппетита, при запорах и как желчегонное средство. Густой экстракт из корней одуванчика используют при изготовлении пилюль. Некоторые виды одуванчика - содержат в корнях каучук. Съедобные листья одуванчика содержат каротин, витамин С, В2, холин, никотиновую кислоту, кальций, калий, марганец, железо, фосфор.

Одуванчик помогает при хронических заболеваниях печени, камнях в желчном пузыре и в почках, при атеросклерозе и при воспалительных заболеваниях почек. Одуванчик также используется при интоксикациях и отравлениях, холецистите; циррозе печени; отеках различного происхождения; низком уровне калия; слабом аппетите, гастрите с пониженной кислотностью; при заболеваниях суставов, атеросклерозе и др.

Загадки об одуванчике
  • Я шариком пушистым
    Белею в поле чистом.
    А дунет ветерок —
    Остался стебелек.
  • Над лугом парашютики
    Качаются на прутике.

Одуванчик — очень любопытный цветок. Пробудившись весной, он внимательно посмотрел вокруг себя и увидел солнышко, которое заметило одуванчик и осветило его желтым лучиком. Пожелтел одуванчик и так полюбил светило, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке — одуванчик на восток смотрит, поднимется в зенит — одуванчик поднимет головку кверху, приблизится к закату — одуванчик не спускает с заката взгляда. И так всю жизнь, пока не поседеет. А станет седым, распушится — и полетят по ветру пушинки-парашютики с семенами, увидят хорошую полянку, опустятся, зернышко спрячется в какую-нибудь впадинку и пролежит до весны.

Ромашка — род многолетних цветковых растений семейства Астровые, или Сложноцветные объединяет около двадцати видов невысоких пахучих трав, цветущих с первого года жизни. Наиболее известный вид — Ромашка аптечная это растение широко используется в лечебных и косметических целях.

Бадан — многолетние травянистые растения, типовой вид рода Бадан семейства Камнеломковые. Препараты бадана обладают кровоостанавливающим, вяжущим, противовоспалительным и противомикробным свойствами, укрепляют стенки сосудов, умеренно понижают артериальное давление, незначительно увеличивают частоту сердечных сокращений.

Мята — род растений семейства Яснотковые. Все виды сильно ароматичны, большинство из них содержит много ментола. Растения рода Мята существенно различаются по химическому составу образуемых при метаболизме летучих веществ — метаболитов, так называемых ЛАВ, что проявляется в разном запахе и в разном составе эфирных масел.

Мелисса лекарственная — многолетнее эфиромасличное травянистое растение, вид рода Мелисса семейства Яснотковые. Показаниями к применению препаратов травы мелиссы лекарственной являются : неврозы, мягкая форма артериальной гипертензии, легкие формы ишемической болезни сердца, тахиаритмии, острые и хронические желудочно-кишечные заболевания, дискинезии, дисбактериоз, ферментопатии, метеоризм; острые и хронические воспалительные заболевания органов дыхания (бактериального и вирусного генеза); экзема, дерматиты, сопровождающиеся зуд трофические язвы, нарушения менструального цикла, климактерические расстройства, токсикозы беременности; иммунодефицитные состояния.

Валериаана, валерьяна — род многолетних травянистых растений подсемейства Валериановые семейства Жимолостные, включающий более двухсот видов. Валериана применяется в медицине как психолептик. Терапевтическое действие валерианы обусловлено комплексом содержащихся в ней веществ и прежде всего эфирным маслом и алкалоидами. В корневищах и корнях количество эфирного масла достигает 2 %. Главные компоненты масла: борнил-изовалерат, изовалериановая кислота, борнеол, камфен, -пинен, лимонен и др.

Календула, или Ноготки — род травянистых растений семейства Астровые. Представители рода произрастают в Средиземноморье, Западной Европе и Передней Азии. Некоторые виды, например, Ноготки лекарственные, принадлежат к числу популярных декоративных растений. Цветки ноготков содержат каротиноиды, флавоноиды. Календула обладает сильно выраженными бактерицидными свойствами в отношении многих возбудителей болезней, особенно стафилококков и стрептококков. Из календулы делают лекарства, которые применяют для лечения ожогов, незаживающих ран и свищей, для полоскания горла при ангине и полости рта при стоматите, а также растение используется как пищевой краситель. Спасибо за внимание.

Лекарственные травы на участке детского сада

Поделки на участке детского сада

Поделки на участке детского сада Этот кусочек детского сада, очень дорог мне, так как все поделки сделаны своими руками. И детям очень нравятся все поделки на участке.

Насекомые на нашем участке детского сада

Насекомые на нашем участке детского сада Попробуйте насытить ежедневное пребывание на свежем воздухе так, чтобы они были увлекательны и для вас. Сегодня после ночного дождя, взяв.

Поделки на участке детского сада

Поделки на участке детского сада Если вы хотите получить интересное и красивое оформление участка детского сада, следует действовать по следующей инструкции: 1. изучить.

Снежные постройки на участке детского сада

Снежные постройки на участке детского сада Зима для наших детей долгожданная и любимая пора. Они знают, что как только уляжется, утрамбуется снежок, участки нашего детского сада превратятся.

Фотоотчет о субботнике на участке детского сада

Фотоотчет о субботнике на участке детского сада Субботник на участке детского сада. Приглашаем на субботник: Дорог каждый нам работник! Инвентарь мы закупили, Всех вокруг оповестили.

Зимние постройки на участке детского сада

Зимние постройки на участке детского сада Зимние постройки на участке детского сада Зима – самое сказочное время года для маленьких детей, поэтому, создавая снежные постройки, мы.

Для воспитателей детского сада групп старшего дошкольного возраста.

Огород наш просто диво-

Здесь нарядно и красиво!

Тут кругом растут лекарства,

Словно сказочное царство.

В каждой травке, в каждой ветке

И микстура и таблетки!

А всему ведет учет

Добрый наш Лесовичок.

Знает точный травкам счет,

Помнит он любой цветок,

Что посажен был в горшок.

Он большущий непоседа

Спит с утра и до обеда,

А с обеда до утра –

У него хлопот пора

Экологическое воспитание дошкольников

Содержание

1. Из истории появления аптекарских огородов.

2. Актуальность создания аптекарского огорода на территории детского сада.

3. Цель и задачи фитоогорода.

4. Условия разбивки аптекарского огорода.

5. Этапы работы на участке.

6. Организация деятельности детей.

7. Правила поведения на огороде аптекарских трав.

8. Перечень лекарственных растений нашего огорода и их целебные свойства.

Из истории…

Актуальность

Умение любить природу не приходит само, в основе сознательного отношения детей к ней лежат знания, которые в яркой эмоциональной форме преподнесли взрослые. Наибольший результат достигается через непосредственное наблюдение в живой природе, восприятие всеми органами чувств. Поэтому на территории нашего детского сада был разбит огород аптекарских трав.

Наблюдая, как из семечка вырастает растение, узнавая, как оно может помочь своими целебными свойствами, ребенок учится беречь и любить природу, видеть ее красоту и неповторимость, понимать значимость лекарственных растений для человека. Приобретенное в детстве умение узнавать в простой травке под ногами лекаря и помощника ведет к активизации познавательной деятельности, расширяет знания детей.

Цель: расширять и формировать знания детей о лекарственных растениях, их ценности для здоровья человека.

Задачи:

Обогащать представления детей о многообразии лекарственных растений (учить узнавать и правильно называть лекарственные травы, расширять знания о пользе)

Развивать монологическую речь детей, умение вести диалог, расширять и активизировать словарный запас по теме

Развивать умение совместно решать поставленную задачу (коллективная посадка, прополка, декор участка)

Познакомить с произведениями художественной литературы экологической направленности

Учить передавать в рисунках отличительные особенности растения. Познакомить с технологией изготовления народной куклы Травницы-Кубышки

Снятие стресса, укрепление нервной системы (аромотерапия: вдыхание воздуха, наполненного фитонцидами мяты, мелиссы, чабреца)

Формировать умения и навыки по уходу за растениями

Закрепить правила поведения при сборе лекарственных трав - не употреблять в пищу неизвестные растения.

Условия разбивки аптекарского огорода

1. Изучение специальной литературы по данной проблеме (разнообразие лекарственных растений родного края, условия их выращивания).

2. Наличие естественного ландшафта (на участке уже произрастала яблоня, обеспечивая легкую тень пряновкусовым растениям, что помогало им не выгореть на солнце и дольше сохранять сочную зелень).

3. Водообеспечение участка.

4. Наличие посадочного материала (семена, черенки, корневища).

5. Наличие огородного инвентаря (лопаты, грабли, мотыги, лейки)

Экологическое воспитание дошкольников

Этапы работы на аптекарском огороде

1. Планировка огорода.

2. Перекопка почвы.

3. Рыхление земли граблями, разбивка комьев, выборка остатков травы.

4. Разбивка грядок.

5. Посев семян и высаживание черенков, корневищ в грунт.

6. Уход за всходами: полив, прополка, рыхление.

7. Декоративное оформление огорода.

8. Сбор лекарственного сырья.

Организация деятельности детей

Познавательная деятельность:

1. Рассматривание и сравнивание семян, черенков, корневищ перед посадкой.

2. Наблюдение за всходами.

3. Подробное ознакомление с растениями (стебель, листья, цветы, запах)

4. Знакомство с условиями произрастания.

5. Ознакомление с правилами сбора лекарственного сырья (какую часть растения собирать, как и для чего применять, как сушить)

Трудовая деятельность:

1. Рыхление земли.

2. Утаптывание междурядий.

4. Полив, прополка.

Творческая деятельность:

1. Совместное декорирование участка.

2. Художественное творчество.

Правила поведения на аптекарском огороде

1. Ходить только по дорожкам, чтобы не вытоптать растения.

2. Если увидишь мусор, надо его подобрать и отнести в мусорный контейнер.

3. Собирать только известные лекарственные растения, в строго указанные сроки

4. Нельзя вырывать растения с корнем

5. Нельзя срывать или срезать полностью листья с одного куста

6. Лекарственное сырье собирают в сухую погоду, сушат в тени.

Перечень лекарственных растений нашего огорода и их целебные свойства

1. Мелисса - обладает успокаивающим, противовоспалительным, болеутоляющим действием. Используется при бессоннице, для улучшения пищеварения.

2. Мелисса турецкая - обладает мочегонным, успокаивающим эффектом. Наружно применяют в виде ванны как успокаивающее средство.

3. Базилик - оказывает тонизирующее, бактерицидное, болеутоляющее действие. Применяют при лечении головных болей, простудных заболеваний, для улучшения пищеварения

4. Ромашка аптечная - обладает успокаивающим, противовоспалительным, антимикробным, обезболивающим действием. Применяют для улучшения аппетита, воспалении горла, десен.

5. Лук-шнитт - обладает противомикробным, бактерицидным действием. Используют при лечении малокровия, анемии, авитаминозе.

6. Лук-слизун - обладает мочегонным, бактерицидным эффектом. Используют при лечении атеросклероза, профилактики цинги.

7. Лук-батун - обладает противомикробным, бактерицидным действием. Используют при лечении авитаминоза, инфекционных заболеваний.

8. Подорожник – обладает противоспалительным, ранозаживляющим, обезболивающим действием. Применяют при заболевании органов дыхания, свежие листья прикладывают к ранам, порезам.

9. Тысячелистник – обладает кровоостанавливающим, противоспалительным, бактерицидным, ранозаживляющим действием. Используют при лечении заболеваний желудка, лечении ран.

10. Земляника альпийская – обладает противоспалительным, потогонным, ранозаживляющим действием. Плоды земляники улучшают аппетит, пищеварение, листья используют при лечении простудных заболеваний.

11. Майоран – обладает антисептическим, тонизирующим действием. Используют при лечении головной боли, заболеваний дыхательных путей.

12. Чабрец (тимьян) – обладает отхаркивающим, успокаивающим, обезболивающим действием. Показан при лечении бронхитов, воспалениях ротовой полости.

13. Шалфей – обладает противоспалительным, дезинфицирующим, кровоостанавливающим действием. Используют при лечении гастрита, воспалительных заболеваний горла, лечении ожогов.

14. Смородина черная – применяют для лечения желудочно-кишечных заболеваний, сердечнососудистой системы, для поднятия иммунитета.

15. Малина – оказывает потогонное, противоспалительное действие, применяют при лечении простудных заболеваний, респираторных инфекций

16. Расторопша – активирует защитную функцию печени, помогая ей восстанавливаться.

17. Календула лекарственная – обладает противоспалительным, бактерицидным, ранозаживляющим действием. Используют при лечении ран, порезов, для полосканий при воспалении дыхательных путей.

18. Кукуруза – кукурузные рыльца используют как мочегонное, кровоостанавливающее средство, отвар кукурузных рылец применяют для снятия усталости.

19. Перец жгучий – обладает бактерицидным, болеутоляющим, согревающим действием. Вытяжку используют при изготовлении согревающих мазей, пластырей.

20. Укроп – нормализует работу желудочно-кишечного тракта, успокаивает нервную систему.

21. Петрушка – препятствует преждевременному старению организма, поддерживает иммунитет, показана при анемии.

22. Мята перечная - обладает спазмолитическим, болеутоляющим, антисептическим действием. Улучшает аппетит, снимает нервное возбуждение.

Заключение

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Методическая разработка

Воспитатель: Шарафиева Галина Васильевна

Пояснительная записка

Новизна: Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения, включающего в первую очередь воспитание экологической культуры. Ведь здоровье - одно из главных условий, определяющих возможность физического и психического развития ребёнка. В тоже время здоровье является результатом процесса нормального развития индивида, его потребностей, способностей и интересов. В связи с этим под здоровьем понимается состояние полного благополучия в детстве: духовного, психического, физического, социального, а также получение наслаждения от успеха и все это неразрывно связано с экологическим образованием.

Актуальность: Экология в современном понимании – это сложный научный практический комплекс, затрагивающий науку, образование и общественно- практическую деятельность людей. Многочисленные направления науки и практики всё более и более в центре своих исследований видят человека, его биосоциальную природу, его интересы, благополучие, важнейшим условием которого является, прежде всего, социальное и психофизиологическое здоровье.

С момента своего появления на Земле человек был неразрывно связан с растительным миром. Целебные свойства растений были известны человеку с глубокой древности. Исследователи справедливо считают, что, по-видимому, на Земле не было такого племени, которое не знало бы лекарственных растений и не пользовалось ими. Добывая себе пищу, первобытный человек практически познавал свойства отдельных растений (ранозаживляющие, болеутоляющие…). Из тех же далеких времен пришли к нам способы профилактики и лечения различных заболеваний при помощи растений, поскольку человеческий организм легче усваивает биологические вещества, содержащиеся в растениях, нежели в современных синтетических медикаментах.

Однако практика показывает, что полноценные экологические понятия смогут сформироваться у детей лишь в процессе целенаправленного, организованного, системного обучения.

В методической разработке большое внимание уделяется проблеме становления у детей научно – познавательного, эмоционально – нравственного, практически – деятельностного отношения к природе ближайшего окружения и к своему здоровью.

Цель методической разработки:

Становление у детей научно-познавательного, практически - деятельностного отношения к природе ближайшего окружения и к своему здоровью, через организацию работы на экологической тропинке детского сада с растениями – лекарями.

Принципы, которые учитывались при отборе содержания методической разработки:

Научность и доступность - дошкольники получают научно обоснованные, современные знания из области лекарственных растений, доступные пониманию, видению ребенка - дошкольника. Экологическое образование и оздоровление дошкольников осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей их возрасту форме.

Системность - реализуется в организации системы экологического образования дошкольников в дошкольном учреждении и в структуре организации работы на экологической тропинке детского сада с растениями - лекарями.

Целостность - целостное восприятие дошкольниками окружающего мира учитывающего взаимосвязи всего окружающего и его самого как части природы.

Регионализм – содержание работы с детьми конкретизируется с учетом региональных условий и специфики детского сада.

Гуманистичность - содержание методической разработки направлено на формирование ребенка – дошкольника с новой системой ценностей, воспринимающего природу как самоценный объект, а себя - как часть природы. В разработке данный принцип предполагает личностно – ориентированный подход;

Деятельностность – система деятельностного подхода в ходе экскурсий, игр, занятий.

Необходимая предпосылка для реализации настоящей методической разработки – организация в детском саду системы работы по экологическому образованию дошкольников.

Данная разработка является авторской, предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста и ориентирует педагогов на системный подход в экологическом образовании старших дошкольников.

Предполагается творческое использование разработки: выбор маршрута с учетом специфики организации эколого - развивающей среды на участке детского сада, подбора разнообразия растений – лекарей для наблюдений, игр, опытно – исследовательской и практической деятельности, сбора лекарственного сырья.

Цель организации работы на экологической тропинке детского сада:

Накопление каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимоотношения с растениями- лекарями на экологической тропинке детского сада, безопасного как для ребенка, так и для самих растений в соответствии с собственными интересами, склонностями, уровнем экологической воспитанности.

Задачи:

Развивать познавательную активность детей в процесс формирования представлений о растениях-лекарях.

Развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни.

Формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.

Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, прививать к ней интерес.

Развивать творческое воображение и коммуникативные способности дошкольников.

Развивать здорового ребенка в экологически чистой среде.

Растения – лекари на экологической тропинке детского сада:

деревья : береза, рябина, липа

кустарники: калина, облепиха, черемуха, шиповник;

травянистые растения : девясил, крапива, мята, мелиса, валериана, мать - и -мачеха, ландыш, тархун, ревень, эхинацея, подорожник, одуванчик, ромашка, шалфей, чабрец, чистотел, череда, календула.

Подготовительный этап:

выбор места для лекарственной грядки;

подбор лекарственных растений;

оформление паспорта лекарственных растений;

оформление таблицы по заготовке сырья;

подбор познавательной и энциклопедической литературы;

составление цикла бесед и наблюдений, конспектов занятий, экскурсий и целевых прогулок;

Исследовательский этап

предполагающая:

- создание радостного настроения;

- умение чувствовать растения, обмениваться впечатлениями, эмоциями и переживаниями.

2.Проведение экскурсий, включающих:

опыты и исследования.

3.Проведение цикла занятий и вечеров развлечений:

4.Работа с родителями, включающая:

Оснащение: набор инструментов (лопатки, грабельки, мотыги, лейки). Лупы, дождемеры, фотоаппарат, подарки для растений – лекарей (солнышко, капельку, землю, дождевого червячка, кормушку для птиц.

Требования к организации и проведению работы с детьми на экологической тропинке детского сада: Педагогу необходимо:

познакомить с картосхемой экологической тропинки;

организовать участие детей в наблюдениях и экскурсиях на экологической тропинке;

продумать способы привлекать родителей для ознакомления с растениями- лекарями;

провести с детьми цикл бесед о правилах сбора растений-лекарей;

предоставить детям больше самостоятельности во время наблюдений;

составить циклы наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с растениями - лекарями.

формирование системы элементарных научных экологических знаний о растениях - лекарях;

формирование практических навыков;

формирование умений и навыков наблюдения за растительным миром.

Развивающая:

развитие познавательного интереса к растениям - лекарям;

развитие аналитического умения сравнивать, сопоставлять;

развитие способностей к мыследеятельности.

Воспитывающая:

воспитание эмоционально - положительного, бережного, заботливого отношения к растениям - лекарям;

формирование умения отображать свои впечатления от общения с природой в художественно-творческой деятельности, дневниках наблюдений, фенологических календарях.

Эколого-оздоровительная:

развитие умения рационально использовать растения - лекари для профилактики и лечения заболеваний;

воспитание положительно-действенного отношения к окружающей природе и к своему здоровью.

Критерии оценки результативности ознакомления детей с растениями – лекарями:

уровень знаний о растениях-лекарях (отличительные особенности, способов ухода и выращивания, целебные свойства);

умение бережно относиться к растениям как к живым организмам;

общаться, обмениваться мнениями, впечатлениями, переживаниями;

понимание практической значимости растений-лекарей;

система умений (сушить, собирать, применять).

Используемая литература:

Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М.: Творческий центр Сфера, 2001.- 192с.

Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. – М.:Творческий центр Сфера, 2004. – 240с.

Мазнев Н. И. Травник для всей семьи. – М.: Лада РИПОЛ классик Дом ХХ1 век, 2006. -512с.

Краткое описание документа:

Воспитатель: Шарафиева Галина Васильевна

Пояснительная записка

Новизна:Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения, включающего в первую очередь воспитание экологической культуры. Ведь здоровье - одно из главных условий, определяющих возможность физического и психического развития ребёнка. В тоже время здоровье является результатом процесса нормального развития индивида, его потребностей, способностей и интересов. В связи с этим под здоровьем понимается состояние полного благополучия в детстве: духовного, психического, физического, социального, а также получение наслаждения от успеха и все это неразрывно связано с экологическим образованием.

Актуальность: Экология в современном понимании – это сложный научный практический комплекс, затрагивающий науку, образование и общественно- практическую деятельность людей. Многочисленные направления науки и практики всё более и более в центре своих исследований видят человека, его биосоциальную природу, его интересы, благополучие, важнейшим условием которого является, прежде всего, социальное и психофизиологическое здоровье. С момента своего появления на Земле человек был неразрывно связан с растительным миром. Целебные свойства растений были известны человеку с глубокой древности. Исследователи справедливо считают, что, по-видимому, на Земле не было такого племени, которое не знало бы лекарственных растений и не пользовалось ими. Добывая себе пищу, первобытный человек практически познавал свойства отдельных растений (ранозаживляющие, болеутоляющие…). Из тех же далеких времен пришли к нам способы профилактики и лечения различных заболеваний при помощи растений, поскольку человеческий организм легче усваивает биологические вещества, содержащиеся в растениях, нежели в современных синтетических медикаментах.

Однако практика показывает, что полноценные экологические понятия смогут сформироваться у детей лишь в процессе целенаправленного, организованного, системного обучения.

В методической разработке большое внимание уделяется проблеме становления у детей научно – познавательного, эмоционально – нравственного, практически – деятельностного отношения к природе ближайшего окружения и к своему здоровью.

Цель методической разработки: Становление у детей научно-познавательного, практически -деятельностного отношения к природе ближайшего окружения и к своему здоровью, через организацию работы на экологической тропинке детского сада с растениями – лекарями.

Принципы, которые учитывались при отборе содержания методической разработки:

  • Научность и доступность - дошкольники получают научно обоснованные, современные знания из области лекарственных растений, доступные пониманию, видению ребенка - дошкольника. Экологическое образование и оздоровление дошкольников осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей их возрасту форме.
  • Системность - реализуется в организации системы экологического образования дошкольников в дошкольном учреждении и в структуре организации работы на экологической тропинке детского сада с растениями -лекарями.
  • Целостность - целостное восприятие дошкольниками окружающего мира учитывающего взаимосвязи всего окружающего и его самого как части природы.
  • Регионализм – содержание работы с детьми конкретизируется с учетом региональных условий и специфики детского сада.
  • Гуманистичность -содержание методической разработки направлено на формирование ребенка – дошкольника с новой системой ценностей, воспринимающего природу как самоценный объект, а себя- как часть природы. В разработке данный принцип предполагает личностно – ориентированный подход;
  • Деятельностность – система деятельностного подхода в ходе экскурсий, игр, занятий.

Необходимая предпосылка для реализации настоящей методической разработки – организация в детском саду системы работы по экологическому образованию дошкольников.

Данная разработка является авторской, предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста и ориентирует педагогов на системный подход в экологическом образовании старших дошкольников.

Предполагается творческое использование разработки: выбор маршрута с учетом специфики организации эколого - развивающей среды на участке детского сада, подбора разнообразия растений – лекарей для наблюдений, игр, опытно – исследовательской и практической деятельности, сбора лекарственного сырья.

Цель организации работы на экологической тропинке детского сада:

Накопление каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимоотношения с растениями- лекарями на экологической тропинке детского сада, безопасного как для ребенка, так и для самих растений в соответствии с собственными интересами, склонностями, уровнем экологической воспитанности.

Задачи:

  • Развивать познавательную активность детей в процесс формирования представлений о растениях-лекарях.
  • Развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни.
  • Формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.
  • Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, прививать к ней интерес.
  • Развивать творческое воображение и коммуникативные способности дошкольников.
  • Развивать здорового ребенка в экологически чистой среде.

Растения – лекари на экологической тропинке детского сада:

деревья: береза, рябина,липа

кустарники: калина, облепиха, черемуха, шиповник;

травянистые растения: девясил, крапива,мята, мелиса, валериана, мать - и -мачеха, ландыш, тархун, ревень, эхинацея, подорожник, одуванчик, ромашка, шалфей, чабрец, чистотел, череда, календула.

Подготовительный этап:

Исследовательский этап

предполагающая:

- создание радостного настроения;

- умение чувствовать растения, обмениваться впечатлениями, эмоциями и переживаниями.

2.Проведениеэкскурсий, включающих:

3.Проведение цикла занятий и вечеров развлечений:

4.Работа с родителями, включающая:

Оснащение: набор инструментов(лопатки, грабельки, мотыги, лейки). Лупы, дождемеры, фотоаппарат, подарки для растений – лекарей (солнышко, капельку, землю, дождевого червячка, кормушку для птиц.

Требования к организации и проведению работы с детьми на экологической тропинке детского сада: Педагогу необходимо:

  • познакомить с карто - схемой экологической тропинки;
  • организовать участие детей в наблюдениях и экскурсиях на экологической тропинке;
  • продумать способы привлекать родителей для ознакомления с растениями- лекарями;
  • провести с детьми цикл бесед о правилах сбора растений-лекарей;
  • предоставить детям больше самостоятельности во время наблюдений;
  • составить циклы наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с растениями - лекарями.
  • формирование системы элементарных научных экологических знаний о растениях - лекарях;
  • формирование практических навыков;
  • формирование умений и навыков наблюдения за растительным миром.

Развивающая:

  • развитие познавательного интереса к растениям - лекарям;
  • развитие аналитического умения сравнивать, сопоставлять;
  • развитие способностей к мыследеятельности.
  • воспитание эмоционально - положительного, бережного, заботливого отношения к растениям - лекарям;
  • формирование умения отображать свои впечатления от общения с природой в художественно-творческой деятельности, дневниках наблюдений, фенологических календарях.

Воспитывающая:

  • воспитание эмоционально - положительного, бережного, заботливогоотношенияк растениям - лекарям;
  • формирование умения отображать свои впечатления от общения с природой в художественно-творческой деятельности, дневниках наблюдений, фенологических календарях.

Эколого-оздоровительная:

  • развитие умения рационально использовать растения - лекари для профилактики и лечения заболеваний;
  • воспитание положительно-действенного отношения к окружающей природеи к своему здоровью.
  • уровень знаний о растениях-лекарях (отличительные особенности, способов ухода и выращивания, целебные свойства);
  • умение бережно относиться к растениям как к живым организмам;
  • общаться, обмениваться мнениями, впечатлениями, переживаниями;
  • понимание практической значимости растений-лекарей;
  • система умений (сушить, собирать, применять).

Критерии оценки результативности ознакомления детей с растениями – лекарями:

Самые полезные лекарственные растения для дачи

Запах, обилие зелени, ненавязчивая красота — всё это мята. Она считается одним из древнейших лекарственных растений на земле. Помимо лечебных свойств, мята богата витаминами А и С, марганцем. Заваривая чай, обязательно добавляйте листья мяты — и вам не придётся жаловаться на недомогания.

Самые полезные лекарственные растения для дачи

Лучше всего мяту выращивать в закрытом грунте, так как она разрастается настолько обильно, что вытесняет с территории другие растения.

Самые полезные лекарственные растения для дачи


Мяту можно размножить рассадным способом, посеяв семена в возможно более ранние сроки, а можно и делением куста, если это растение уже есть у вас или ваших соседей. Мята перечная обладает желчегонным действием, а мята полевая – спазмолитическим. Обе мяты также характеризуются небольшим расслабляющим эффектом.

Валериана

Самые полезные лекарственные растения для дачи


Семена валерианы очень быстро теряют всхожесть, именно поэтому лучше всего сажать их под яблоней. Там они надёжно защищены от любых воздействий и быстрее прорастают. Не пересушите почву под валерианой, она этого не терпит.

Самые полезные лекарственные растения для дачи

Обязательно заведите это лекарственное растение, это не только польза, но и великолепный аромат, которым вы будете наслаждаться у себя на участке.

Самые полезные лекарственные растения для дачи

Она не просто красиво цветёт, но ещё и привлекает на ваш участок бабочек-крапивниц. Это как раз то растение, которое очень любит полузатенённые места. Чай с душицей — это практически лакомство. Причём лакомство целебное.

Лечебные свойства душицы – усиление секреции различных желез организма, в том числе повышение перистальтики и тонуса кишечника. Растение действует достаточно сильно, поэтому душица не рекомендуется при беременности. В целом душица оказывает успокаивающее действие на центральную нервную систему.

Самые полезные лекарственные растения для дачи


Большинство считают монарду пряной травой, но она является также и лекарственным растением. Отвар (или чай, в который добавлены листья монарды) очень полезен для пищеварения. Но основное ее применение – кожное. Монарда лечит раны, кожные инфекции, а также является антиаллергическим кожным средством и помогает при экземах и псориазе.

Название говорит само за себя. Девясил считают лекарством от всех болезней. Существует более 100 видов этого растения.

Это растение чем-то похоже на бузульник. Его желтые цветки собраны в крупные немногочисленные корзинки 7–8 см. в диаметре, а листья – крупные, эллиптические. Растение высокое, до 1.5 м. высотой.

Самые полезные лекарственные растения для дачи

Его яркие цветы, похожие на мини-подсолнухи, будут радовать вас в июле-августе. Исключением это растение не является: любит свет, тепло и воду. Но часто поливать его не следует. Благодаря очень развитой корневой системе девясил не остаётся без влаги даже в зной. С девясилом любая цветочная композиция будет привлекательной.

Отвар девясила снимает спазмы желудочно-кишечного тракта и усиливает образование желчи. Помимо этого его применяют при хронических заболеваниях дыхательных путей: бронхитах и трахеитах.

Шалфей, он же сальвия, считается растением˗многолетником. Но встречаются однолетние и двухлетние виды. Это – полукустарник с многочисленными стеблями, с густыми небольшими серо-зелеными листьями и колосовидным соцветием, состоящим из множества светло-фиолетовых цветков.

Самые полезные лекарственные растения для дачи

Древние римляне использовали шалфей как лекарство от множества болезней. Наши современники не нарушают эту традицию, применяя шалфей ещё и в кулинарии.

Самые полезные лекарственные растения для дачи


В вашем саду-огороде шалфей будет расти 8 лет. Его очень легко сажать. Размножается семенами. Как и большинство лекарственных растений, любит свет и тепло. Благодаря чудесным голубым и сиреневым цветкам, собранным в колосья, шалфей будет прекрасным дополнением к любому миксу из растительных трав.

Зверобой — это кустарник. Поэтому после разрастания он один может быть украшением вашего участка. Есть даже специально выведенный садовый зверобой, он крупнее полевого.

В тени зверобой будет расти, но очень медленно. Поэтому сажать лучше на солнце. Когда зверобой всходит, растению требуется тщательная прополка. Но, если он прижился, можно за него не беспокоиться — дальше будет расти без посторонней помощи.

Самые полезные лекарственные растения для дачи

Настой зверобоя применяют как вяжущее, дезинфицирующее и противовоспалительное средство, при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, главным образом острых и хронических колитах. А еще – это хороший иммуномодулятор и отличный природный антидепрессант. Пользуясь лечебными свойствами зверобоя нужно помнить, что нежелательно принимать настои из него в жаркие солнечные дни, так как трава эта светочувствительна – можно сразу обгореть.


Лаванда
Запах этого растения нельзя спутать ни с каким иным. Кроме эстетических свойств, лаванда обладает и многими другими преимуществами, что делает ее незаменимой для многих хозяек.

Самые полезные лекарственные растения для дачи


Саше из лаванды не только придадут незабываемый аромат постельному белью, но и избавят от бессонницы. Букетик лаванды в Вашей спальне отпугнет, также, комаров и москитов, что поможет уснуть, не боясь укусов этих насекомых.
Ванна с отваром цветков и стеблей этого растения, успокоит не только тело, но и душу.
Если Вы решили освоить азы итальянской или французской кухни, то Вам не обойтись без сушеной лаванды.
В ароматерапии лаванда используется не только как успокаивающее средство, но и как средство для профилактики болезней дыхательных путей. Вдыхание воздуха, пропитанного запахом лаванды, прекрасно помогает людям голосовых профессий, при сильном перенапряжении голосовых связок. Голос вернется уже после первого сеанса. Приятным побочным эффектом лавандового аромата, является защита от вирусных инфекций.

В простонародье календулу называют ноготками. Однолетнее растение, которое приспосабливается к любой почве. Её восхитительные цветы станут украшением любой клумбы.

Самые полезные лекарственные растения для дачи

Самые полезные лекарственные растения для дачи


Также это отличное средство от стоматита и гингивита. Впрочем, о противовоспалительных свойствах календулы знают многие. Но не все знают, но календула является отличным средством от болезней желудочно-кишечного тракта: гастритов, колитов, энтероколитов и болезней желчного пузыря. Отвар календулы также применяется при лечении сердечных заболеваний, сопровождающихся сердцебиениями, одышкой и отеками. При простуде ею полощут горло.

Ромашка аптечная

Самые полезные лекарственные растения для дачи

Как декоративное растение она хороша ещё и тем, что цветёт с конца июня по август включительно. Ромашки светолюбивы, обожают полив, но совершенно не выносят переувлажнения. Следовательно, сажать их надо на открытых и светлых участках.

Самые полезные лекарственные растения для дачи

О свойствах ромашки, наверное, знают все – она снимает спазмы и обладает антимикробным, противовоспалительным действием. Кроме того, её применяют при проблемах с пищеварением, при зубной боли и общих ранах. А еще ее используют в косметических целях – так, отвар ромашки укрепляет волосы и немного осветляет их. Если умываться отваром ромашки – можно избавиться от угрей.

Высокое и яркое растение. Отвар Иван-чая обладает транквилизирующим свойством наподобие валерианы, а также противовоспалительными и обволакивающими действием, вследствие содержащихся в растении танинов.

Самые полезные лекарственные растения для дачи

Самые полезные лекарственные растения для дачи


Если речь идет о дачной аптеке. Тысячелистник обладает кровоостанавливающими свойствами а также влияет на отток желчи. У него есть определенные противоаритмические свойства (при применении сока листьев). Будучи включенным в сборы трав, он усиливает их действие.

Этот высокий цветок, в целом похожий на подсолнух, еще называютземляной грушей. Потому что, в отличие от подсолнечника, у него съедобный корень, точнее особые образования-клубеньки.

Самые полезные лекарственные растения для дачи


Из клубеньков топинамбура готовят очень вкусные блюда, и он хорош тем, что его урожай можно собирать и в ноябре, и даже в марте, то есть тогда, когда в саду ещк ничего нет. Топинамбур имеет антидиабетическое действие, и хорош как для лечения, так и для профилактики диабета.

Самые полезные лекарственные растения для дачи


И не все знают, что это − лекарственное растение. И еще какое. Но только не соцветия и не листья, а корневища. Отвар обладает вяжущими свойствами, его применяют при острых и хронических заболеваниях кишечника, а также – при стоматитах и гингивитах.

С ним, наверное, знакомо большинство дачников, ведь он – прекрасный вариант вертикального озеленения для шпалер, пергол, заборов, абсолютно неприхотлив и всегда красив: листья, цветы, ягоды очень декоративны. У лимонника китайского лечебны и ягоды, и листья, и корни.

Самые полезные лекарственные растения для дачи


Ягоды имеют сильное тонизирующее действие. Рассказывают, что раньше коренные жители Дальнего Востока, уходя на охоту, брали с собой всего несколько ягод лимонника, и благодаря этому не знали усталости, и могли не спать ночами. Поэтому ягоды лимонника в больших количествах есть не рекомендуется. Из корней лимонника готовят настойку в медицинской промышленности, она продается в аптеках. Это – тонизирующее и иммуномодулирующее средство. Но не все знают, что и листья лимонника имеют свойство повышать иммунитет, поэтому их можно заваривать в сезон гриппа и простуд.

Тимьян

Тимьян имеет множество разновидностей, но они сходны по свойствам. И ему место не только на альпийской горке, но и на аптекарском огороде.

Самые полезные лекарственные растения для дачи


Для медицинских целей собирают облиственные веточки, собираемые в период полного цветения. Тимьян имеет бактерицидный и противогрибковый эффект.

Самые полезные лекарственные растения для дачи

Древние алхимики пытались получить при помощи этой травы золото. Естественно, не получилось. Но зато научились применять её в металлургии для червления и травления металлов.

Чистотел лучше сажать семенами. Хорошо приживается и бурно разрастается. Прекрасно смотрится как на клумбе, так и на грядке. Но если в доме маленькие дети, чистотел должен расти вне зоны их досягаемости — растение ядовито!

Её простые на первый взгляд цветы завораживают. Длиться это очарование в вашем саду будет с середины июля до сентября. И на всё это время частыми гостями у вас станут пчёлы, так как эхинацея — цветок-медонос.

Зацветает это растение только на второй год. Оно очень теплолюбиво и жить не может без солнца. Даже полутень его погубит.

Раны, ожоги, воспаления — сфера применения этого цветка. Пользуются им и при укусах змей и насекомых.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: