Леонов посадка в тайге

Обновлено: 05.10.2024

Наконец, космонавт вернулся на борт корабля, но тут экипаж ожидало едва ли не самое ужасное. Внутреннее давление начало расти и оставалось повышенным в течение семи часов. После разобрались: возвращаясь, Алексей Леонов задел тумблер наддува. Сработали датчики закрытия люка, но осталась щель, и система начала нагнетать кислород. Неполадки удалось устранить.

Сложно представить, что пришлось пережить Леонову и Беляеву. Алексей Архипович потом рассказывал о невероятно жарком скафандре, космонавты были истощены физически и замерзали внутри капсулы. Для того, чтобы не погибнуть и сохранить тепло, скафандры пришлось распороть и обмотаться теплоизоляционным материалом. А пока герои мерзли в тайге, их искали по радиосигналам, запеленгованным в Одессе и Саранске. В прессе в это время сообщали, что Леонов и Беляев отдыхают на правительственной даче и общаются с родными.

20 марта спасатели подошли к капсуле на лыжах. Поставили сруб, вскипятили чан с водой. После того, как космонавты помылись и выспались, 21 марта двинулись к вертолету. Был вариант подлететь к месту посадки и спустить веревочную лестницу, но решили не рисковать. Космонавтов отправили в Пермь, а оттуда – на Байконур.

Кстати, при подготовке экипажа предусмотрели даже защиту от диких зверей в условиях тайги. У Алексея Леонова и Павла Беляева при себе были пистолеты ТП-82 и небольшие ножи, которые годились даже для рубки веток. К счастью, применять оружие не пришлось.


Мы стараемся ездим в экспедиции с историческим уклоном, и стараемся обнаружить что то новое и интересное. Грязевые моменты, я показываю все меньше и меньше (устал я от нее), хотя дорожка там была непростая, без нормального внедорожника — не проехать.

Короткая версия на 8 минут.

Длинная версия фильма на 22 минуты, будет интересная людям, интересующимся историей космонавтики.



Мы избрали маршрут через Березники, оптимизировав и изменив его: Пермь-Березники-Усолье-Пыскор-Левино-Касиб-Никино-Басим-МП.





быстро заменили на запасное и двинулись дальше.

В поисках вертолетной площадки мы проехали большое число просек. Нашли же ее, как это часто бывает случайно. Двигаясь в очередной раз от МП по лесовозной дороге, свернули на просеку, идущую на юго-восток. По мостику, снова провалились задними колесами на нем, переехали речку Уролку недалеко от ее истока. Просека имела следы старой дороги: колеи от автомобилей, уложенные бревна в топких местах и даже два десятка небольших старых полуразрушенных бетонных плит. Ясно, что по этой просеке раньше проходила временная дорога. Зачем и куда?
Вскоре просека повернула на север, и наш навигатор четко обозначил поляну впереди! Продравшись через кусты, вездеход выехал на поляну неправильно округлой формы, очень ровную, полностью свободную от деревьев и кустов. Диаметр ее был около 150 м.


По краям поляны мы обнаружили большое число старых пней, в том числе сосновых, заросли иван-чая, указывавшие на вырубку. Нашли много трелевочных тросов, торчащих из-под земли. На краю поляны обнаружили 3 метровую горку остатков неиспользованного песчано-гравийной смеси.
Обратив внимание, что поляна очень ровная, и трава на ней растет не высокая, мы стали осторожно делать раскопы в разных местах ее. И обнаружили, что то под слоем дерна и поздних наслоений земли на глубине 10=15 см вся площадка выложена бревнами, уложенными плотно один к другому!



Стало ясно: это действительно вертолетная площадка!
Известно, что она сооружалась по приказу маршала С.И.Руденко, начиная с ночи на 20 марта. Работы на ней продолжались в последующие 1,5 сут. По приказу маршала лесорубы и военнослужащие спиливали здесь деревья, укладывая их на утрамбованный снег плотно друг к другу, засыпали неровности площадки песком. Сюда приземлялись 6 вертолетов, задействованных в спасении космонавтов.
Утром 20 марта отсюда, с еще неподготовленной площадки на лыжах ушел на выручку космонавтам и пробирался около 2 км через густой лес спасатель подполковник В.С.Беляев.
Сюда, на вертолетную площадку, 21 марта, проделав за 2 ч на лыжах путь в 5-6 км, пришли (с сопровождающими) космонавты П.И.Беляев и А.А.Леонов. Ясно что им была проложена лыжня не напрямик, через труднопроходимый лес, а в обход по более разряженному лесу.
При внимательном изучении карты. Мы выяснили. Действительно, расстояние от МП до вертолетной площадки через просеки (именно по пути, который только что проделал наш вездеход) составляет около 5-6 км. А напрямик через лес от вертолетной площадки до МП всего 2 км.


Однако при этом надо без мостов пересечь долину реки Уролка, разделяющее МП вертолетную площадку, и идти по густому лесу, преодолевая подъемы и спуски, обходя обрывы. Вот почему В.С.Беляев, имевший 1-й разряд по лыжам, прошел это расстояние за 5 ч.
Наконец, сообщим о главной находке на вертолетной площадке — П.Митягин в густой траве обнаружил странный предмет оранжевого цвета, необычной для тайги. Из-под наслоений земли он осторожно извлек прямоугольный фрагмент плотного синтетического материала оранжевого цвета размерами 95*10 см и толщиной до 2 мм. Это был типичный фрагмент стропы… А ведь известно, что Беляев и Леонов после приземления для утепления обрезали куски парашюта и обвязывались ими поверх одетой мягкой части скафандров.


Очевидно перед посадкой в вертолет, космонавты привели себя в порядок, сняв с себя все ненужные уже в цивилизованном мире утепляющие фрагменты, помогшие им выжить в тайге. И один такой фрагмент, 50 лет пролежавший в тайге, был обнаружен нами.

Космонавты Павел Беляев и Алексей Леонов после трех дней уральской тайги. Снимок сделан в пермском аэропорту. Фото: Владимир Савостьянов Архив ТАСС

Неприятности ждали космонавтов и при возвращении на Землю - отказала система автоматической посадки, из-за чего также впервые в истории, управлять кораблем космонавтам пришлось вручную. В итоге он приземлился не на подготовленный полигон, где Леонова с Беляевым ждали военные и медики, а рухнул в густые уральские леса, чуть ли не на голову жителям пермских сел Кургановка и Березовка.

Павел Беляев и Алексей Леонов 18 марта 1965 года по пути на космодром. Фото: фотохроника ТАСС

ПРОВЕРЯЛ КАПКАНЫ, НАТКНУЛСЯ НА КОСМОНАВТОВ

- Никто тогда в небо не посмотрел и не увидел, как падает космический корабль, но все услышали гул, а еще, очень странно, по округе вдруг стал разноситься запах чеснока, - вспоминает жительница Березовки Вера Кузнецова.

Космический корабль приземлился в нескольких километрах от села, в лесной чаще. Первым, кто обнаружил Леонова с Беляевым посреди тайги, был простой местный охотник Иван Федосеев.

- Он охотился на куниц и в тот день решил проверить в лесу свои капканы, - продолжает Вера Кузнецова. - Когда увидел среди деревьев космический аппарат и двух космонавтов, вздрогнул - даже варежки с рук у него упали. Беляев и Леонов долго убеждали его, что они не привидения и не инопланетяне. Когда Иван убедился в этом, разжег им костер. У самих космонавтов засырели спички и сигнальные ракетницы. Они угостили его космической едой. А он их земной – краюшкой черного хлеба с салом - тем, что у него было с собой.

- У нас в Березовке маленький коммутатор был 40-номерной и по всем деревням были телефоны, соединявшиеся с нами по проводам через столбы, - вспоминает Мария Мальцева, в 1965 году работавшая телефонисткой в Березовке. - Один телефон был в Кургановке. Охотник Федосеев пришел в сельсовет, рассказал о космонавтах в лесу. После этого мы соединили сельсовет с Соликамском и Пермью.

НАШЛИ ПО ПАРАШЮТУ

Чтобы эвакуировать космонавтов, нужно было знать точное место приземления, координаты которого охотник назвать не мог. Поэтому район, который он указал, стали прочесывать свердловские вертолеты.

- Свердловская область тогда одной из первых в стране начала получать вертолеты, - вспоминает Леонид Рыбаков, в 1960-х годах работавший вторым пилотом вертолета Ми-8 второго Свердловского авиапредприятия. - Но так как вертолеты тогда нужны были для нефтепромышленности, базировались они не в Екатеринбурге, а в Перми в аэропорту Большое Савино. У самой Перми вертолетов в то время вообще не было. И наш свердловский экипаж одним из первых получил указание - искать этих космонавтов.

Пилоты второго Свердловского авиапредприятия на месте, где приземлились космонавты. Этот памятник, сделанный из титана, не сохранился. Кто-то спилил его и увез в 80-х. Фото: предоставлено Леонидом Рыбаковым

Пилоты второго Свердловского авиапредприятия на месте, где приземлились космонавты. Этот памятник, сделанный из титана, не сохранился. Кто-то спилил его и увез в 80-х. Фото: предоставлено Леонидом Рыбаковым

Так как аппарат Беляева и Леонова приземлился в тайге, вертолетчикам подобраться к ним было затруднительно – места для посадки не хватало. Начали думать, как быть? Авиаторы предложили поднять космонавтов в специальной сетке. Но столичное начальство и военные, которые понаехали в Березовку и Кургановку, рисковать космонавтами запретили.

Наседкина, - рассказывает жительница Березовки Вера Кузнецова. - Он спилил мешавшие деревья, но выяснилось, что вертолет все равно не посадить. Там же лежал полутораметровый снег. Пришлось готовить посадочную площадку в девяти километрах дальше. А космонавтов отправили туда на лыжах.

После этого вертолет увез космонавтов. По одним данным сразу в Пермь, где их ждал самолет. Но по данным пилотов Второго Свердловского авиаотряда, космонавтов сначала увезли в Соликамск, а оттуда уже военные перевезли их в Пермь.

- Этим ведь всем должны были военные вертолетчики заниматься, но их там и близко не было, - говорит Леонид Рыбаков. - Проблемы, видимо, у военных были какие-то. И этот казус они решили скрыть - как так, что случайный гражданский экипаж вертолета спас космонавтов. И все это было засекречено.

Секрет секретом, но о том, что в тех краях приземлились космонавты очень скоро узнали и жители окрестных сел и даже города Березники - ближайшего к месту посадки.

- У нас в Березовке столько людей собралось, на крышу все залезали, ждали когда через нас космонавтов повезут, - вспоминает Мария Мальцева. - Столько людей было. Военных и техники проехало очень много, а космонавтов не было. Оказалось, их на вертолете увезли. В город Березники их тоже не повезли, хотя и там их ждали.

Космонавт Алексей Леонов ушел из жизни 11 октября 2019 года в возрасте 85 лет.

ВЕРНУЛИСЬ СПУСТЯ 12 ЛЕТ

- У меня в скафандре было по колено влаги, примерно 6 литров. Так в ногах и булькало, - вспоминал Леонов. - Мы сняли скафандры, разделись догола, выжали белье, надели его вновь. Затем спороли экранно-вакуумную теплоизоляцию обшивки кабины. Всю жесткую часть выбросили, а остальное надели на себя. Это девять слоев алюминизированной фольги, покрытой сверху дедероном (это ткань из синтетического волокна, которая тогда выпускалась в ГДР. - Авт.). Сверху обмотались парашютными стропами, как две сосиски.

Кстати, увидеться жителям Березовки, Кургановки и Березников с космонавтом Леоновым все же удалось, но лишь спустя 12 лет после той посадки. В 1977 он приехал, когда на месте, где находился спускаемый аппарат был воздвигнут титановый обелиск с памятной табличкой.

- Он был воздвигнут на бетонном основании. Мешки с цементом к нему возили на вертолете, - вспоминает Леонид Рыбаков. - Нас и на открытие приглашали.

Памятник этот, увы, не сохранился. В 80-х годах кто-то спилил его, как драгметалл, и увез в неизвестном направлении.

КСТАТИ

Возрастная категория сайта 18 +


Надо признать, зрелище получилось эффектное. Но удалось ли авторам фильма достоверно показать один из ярчайших эпизодов в истории советской космонавтики? Давайте разбираться.

Похоже на гравитацию!

Леонов в фильме

Будь Леонов таким недисциплинированным, как показано в фильме, он бы не попал в космонавты

По рассказам Леонова, эпизод с экстремальной посадкой действительно был. Впрочем, реальная посадка вряд ли выглядела так лихо, как в фильме, поскольку настоящий самолёт на подобных скоростях разрушился бы. В интервью Леонов рассказывал, что проблема возникла не в двигателе, как показано в фильме, а при выпуске шасси, что, конечно, смотрится не столь эффектно.

Кстати, о Гагарине. В фильме совсем нет первого космонавта. Неужели он был занят более важными делами, чем подготовка экспедиции на орбиту?

Именно Гагарин, а не Брежнев, на самом деле говорил с космонавтами с Земли

Основным сюжетным конфликтом в фильме стало противостояние между генерал-лейтенантом Каманиным и главным конструктором Королёвым. При этом Каманин показан беспощадным чиновником, который готов пожертвовать космонавтами ради достижения рекорда, а Королёв — осторожным и ответственным человеком, озабоченным безопасностью полётов. Это правда?

Затея была настолько рискованной, что от неё поначалу отказались даже сотрудники, подчинённые непосредственно Королёву. Скептически был настроен и Каманин, который полагал, что работу по созданию военно-космических сил нельзя приносить в жертву рекордам. Однако Королёв использовал своё влияние и связи с Хрущёвым, чтобы продавить проект.

В фильме Каманин зачем-то показан злодеем, который готов принести космонавтов в жертву. Но подобного никогда не было — они с Королёвым несли персональную ответственность за успех полётов и понимали, что авария с гибелью людей недопустима.

Характеры Леонова и Беляева в фильме упрощённо-условные

Реконструкция полёта, особенно старта и выхода на орбиту, более или менее соответствует реальной истории. Технические сбои действительно угрожали жизни экипажа, но ситуации не были столь безнадёжны, как показано на экране.

Возможное раздутие скафандра было предусмотрено заранее, и Леонов, обнаружив, что не может влезть в шлюзовую камеру, не импровизировал, а воспользовался разработанной процедурой снижения давления. И от дефицита дыхательной смеси он не страдал, поскольку она поступала не только из баллонов, но и по шлангу с корабля (запас позволял оставаться в безвоздушном пространстве до четырех часов). Самой трудной операцией стал разворот в узком пространстве камеры, что считалось почти невозможным, но, как мы знаем, Леонов справился.

Космический полёт снят очень зрелищно, но не без преувеличений

Позже космонавты действительно обнаружили, что внутренняя атмосфера быстро насыщается кислородом. В фильме они вручную вскрывают одну из панелей и под угрозой пожара героически отсоединяют какие-то проводки. Но эта сцена придумана от начала до конца. На самом деле космонавты не смогли установить причину проблемы и по совету с Земли снизили температуру и влажность воздуха в кабине, однако эффекта это не произвело.

В финале космонавты едва не замерзают насмерть в тайге, вслух прощаются с жизнью, а руководство уже готовит им некрологи. Всё и вправду было так драматично?


Фото предоставлено Кудымкарским краеведческим музеем

19 марта 2015 года исполнилось 50 лет, как в лесу, неподалеку от поселка Эрна приземлились космонавты Алексей Леонов и Павел Беляев. Чтобы послушать, как ищут космонавтов, кудымкарский летчик Виктор Храмцов специально затянул свой полет из Перми до Кудымкара. А отец горожанина Николая Федосеева сам отправился на поиски — на лыжах.

Бывший летчик, 77-летний Виктор Храмцов, о том, как искали космонавтов Леонова и Беляева, знает не из газет и радио. Он сам был свидетелем этого события. В качестве подтверждения показывает небольшой черный блокнотик — рабочую тетрадь командира воздушного судна. В тетради указан график его полетов за 1965 год, а в конце странички за 19 марта вынесена небольшая ремарка. В ней он описывает, как подслушивал переговоры летчиков, искавших космонавтов.

В день, когда Леонов с Беляевым вернулись на Землю, Виктор Спиридонович летел на самолете Як-12 из Перми в Кудымкар. Обычно, как он вспоминает, полет занимал 50 минут. Его путь в тот день затянулся на минут 20.

— Хотелось послушать, как ищут космонавтов, — объясняет бывший летчик (на фото слева).

Впоследствии за свою зоркость Василий Жунев получил от ЦК комсомола фотоаппарат Киев, а от Минобороны – ружье-двустволку.

Корабль Восход-2 с космонавтами Алексеем Леоновым и Павлом Беляевым стартовал с Байконура утром 18 марта 1965 года. Во время полета Леонов, впервые в истории человечества, вышел из космического корабля в открытый космос. Космонавт был в скафандре. С кораблем его связывал фал, длина которого составляла 5,35 метра.

— Вышел на просторы космоса и сделал вначале движение одной рукой, затем другой, подвигал ногой. Все нормально. Все хорошо. Тогда разбросал руки, как крылья, и полетел. Очень приятные ощущения, — поделился своими ощущениями после полета Леонов с корреспондентами газеты Известия.


Фото esa.int

— Страшила ли меня такая картина? Нет. Но вот так остаться одному… Хорошо, что рядом был друг, — признался космонавт.

Кстати, то, как выглядят звезды, Леонов нарисовал в своем бортовом журнале. Писать и рисовать в невесомости оказалось не так уж трудно, надо было только, как замечает космонавт, карандаш потверже ставить на бумагу.

Посадка корабля Восход-2 должна была состояться в автоматическом режиме. Планируемое место посадки – степи Казахстана. Однако автоматика отказала. Командиру корабля Павлу Беляеву пришлось перевести корабль на ручное управление. В результате космонавты сели в заснеженной тайге, в 200 км от Перми на границе трех районов – Усольского, Кудымкарского и Косинского.

Николаю Федосееву тогда было 7 лет. Он жил в деревне Чураки Косинского района. О том, что где-то в их районе могли приземлиться космонавты, сообщили по радиоузлу.

— В сельсовете сразу же собрали охотников и поставили перед ними задачу – найти Леонова и Беляева, — рассказывает Николай Анатольевич. – Мой отец взял лыжи и вместе с другими охотниками отправился на поиски.

До места приземления космонавтов чураковские мужики шли больше суток. Когда, наконец, добрались, Леонова с Беляевым там уже не было.

— Они немножко опоздали. Их к тому времени эвакуировали, — объясняет Николай Федосеев.

На месте приземления оставался купол парашюта. И отец Николая в качестве сувенира взял с собой парашютные стропы. Сейчас они так и лежат в деревне.

Главе Косинского района Евгению Анфалову в 1965 году было пять лет. Он тоже рос в деревне Чураки. О приземлении космонавтов Евгений Васильевич ничего не помнит – маленький был. Но помнит парашютные стропы, которые домой привезли охотники.

— Потом эти стропы они в хозяйстве использовали как веревки, — замечает глава района.

Сами космонавты о своем приземлении рассказывали вот что.

— Приняла нас Земля мягко – корабль опустился между двумя большими елками, — цитировали в Известиях за 1965 год Павла Беляева. – Сели в глубокий снег. Он начал оседать под тяжестью корабля. Открыли люк. Вылезли, осмотрелись. Кругом большие деревья. Снег глубокий от 1,5 до 3 метров. По снегу заячьи и лисьи следы.

— На улице, наверное, было минус 25. Чтобы не замерзнуть, распороли ножом скафандры, вынули из оболочки и обернули вокруг тела теплоизоляционный материал, даже парашютными стропами обмотались, — вспоминает Алексей Леонов.

Позже, как добавляет Леонов, на пресс-конференции один иностранный журналист попытался выяснить значение брошенного им словечка. Под хохот присутствующих космонавт объяснил, что это означает успешное завершение важного дела.

Эвакуировать космонавтов из тайги сначала хотели на вертолете. Когда Василий Жунев их обнаружил, Москва запросила у него, сможет ли он взять космонавтов себе на борт. Вертолетчик не смог, поскольку в радиусе 10-15 км стоял сплошной лес. Посадить вертолет было невозможно.


Фото предоставлено Евгением Ермаковым

Раньше на месте приземления космонавтов была сплошная тайга.

Поэтому космонавтам сбросили с вертолета теплую одежду и продукты питания. А на следующий день в 9 км от места приземления спасатели, вырубив лес, подготовили площадку для посадки вертолета. После этого, на вертолете Ми-6 космонавтов доставили в Пермь, аэропорт Большое Савино . Дорога, ведущая от аэропорта в город, позже была переименована в Шоссе Космонавтов.

— Командир корабля Павел Иванович Беляев в теплой летней куртке, унтах, шапке-ушанке, — вели репортаж из аэропорта корреспонденты Звезды. – Рядом с ним также тепло одетый Алексей Архипович Леонов – первый человек, который открыл дверь во Вселенную в прямом смысле слова.

Спустя примерно пять лет на месте приземления космонавтов была установлена стела. Среди школьников и туристов стало популярным ходить на это место в походы.


Фото предоставлено Евгением Ермаковым

— А еще там лежала шкатулка, в ней хранился блокнот. Все, кто приходил на место приземления космонавтов, оставляли в этом блокноте свои высказывания, ликования, пожелания, — рассказывает Артур Михайлович.


Фото предоставлено сообществом ВелоКудымкар

Был на месте приземления и сын чураковского охотника Николай Федосеев. Сначала будучи школьником. А теперь уже как охотник.

— В конце 90-х годов стелу кто-то разобрал, — печально замечает мужчина. — Она была сделана из цветного металла. Сейчас, правда, новый памятник поставили. Но место все равно не то. В прошлые годы я охотился в тех местах. Там лесорубы орудуют. Скоро от этой полянки ничего не останется. Вот тебе и история!


Фото предоставлено сообществом ВелоКудымкар

В августе 2014 года на месте приземления Леонова и Беляева побывали кудымкарские велосипедисты Владислав Ошмарин, Евгений Ермаков и Олег Тупицын (слева направо).

— На отвороте стоит вагончик лесозаготовителей, далее просека, на ней груженый КамАЗ, делянка рядом с памятным местом. Футляр с записным блокнотом сломан, блокнот сырой, лежит рядом, — написал после поездки в ВКонтаке Евгений Ермаков.

В краеведческом музее в Кудымкаре собрана целая папка газет и фотографий, посвященных полету Леонова и Беляева. Есть и такие флажки. Заведует фондами архива музея и демонстрирует экспонаты Ирина Седегова.

Читайте также: