Летний сад петровского времени описание

Обновлено: 19.09.2024

Лет­ний дво­рец Пет­ра I - уни­каль­ный па­мят­ник, со­хра­нив­ший под­лин­ные чер­ты ар­хи­тек­ту­ры и де­ко­ра пет­ров­ско­го ба­рок­ко (1710-1714 годы, ар­хи­тек­то­ры Д. Тре­зи­ни, А. Шлю­тер; экс­по­зи­ция, по­свя­щён­ная куль­ту­ре и бы­ту начала XVIII века, вклю­ча­ет под­лин­ные ве­щи Пет­ра I). Зна­чи­тель­ность и на­ряд­ность фа­са­дам не­боль­шо­го ка­мен­но­го зда­ния при­да­ют 28 тер­ра­ко­то­вых ал­ле­го­рических ба­рель­е­фов, про­слав­ляю­щих морские по­бе­ды Рос­сии (про­ект Шлю­те­ра). По­кои Пет­ра I в Лет­нем двор­це со­хра­ни­ли пер­во­на­чаль­ную пла­ни­ров­ку и от­дел­ку.

В 1760-1780-е годы ан­самбль Летнего сада пре­тер­пел зна­чительные из­ме­не­ния. Раз­ру­ши­тель­ное на­вод­не­ние 1777 года на­нес­ло не­по­пра­ви­мый урон строе­ни­ям, зе­лё­ным на­са­ж­де­ни­ям и фон­тан­ной сис­те­ме са­да. Это бед­ст­вие, а так­же из­ме­не­ния ху­дожественных вку­сов об­ус­ло­ви­ли сме­ну ре­гу­ляр­но­го об­ли­ка Летнего сада на пей­заж­ный, свой­ст­вен­ный пар­кам эпо­хи клас­си­циз­ма. Од­ной из дос­то­при­ме­ча­тель­но­стей Санкт-Пе­тер­бур­га ста­ла со­ору­жён­ная со сто­ро­ны Не­вы ажур­ная ог­ра­да-ре­шёт­ка (1770-1784 годы, ар­хи­тек­то­ры Ю.М. Фель­тен, П.Е. Его­ров).

До на­ших дней Летний сад име­ет гра­ни­цы пет­ров­ско­го пе­рио­да (к не­му ны­не при­мы­ка­ют Мар­со­во по­ле и Ин­же­нер­ный за­мок) с основными чер­та­ми его пер­во­на­чаль­ной пла­ни­ров­ки. Кро­ме Лет­не­го двор­ца, со­хра­нил­ся фи­гур­ный Кар­пи­ев пруд (1714-1716 годы). Зна­ме­ни­тая кол­лек­ция мра­мор­ной скульп­ту­ры ны­не на­счи­ты­ва­ет 38 ста­туй, 48 скульп­тур­ных бюс­тов и 5 скульп­тур­ных групп. С 1990-х годов мра­мор­ные скульп­ту­ры и бюс­ты за­ме­ня­ют­ся ко­пия­ми. Пло­щадь Летнего сада 11,7 га, в нём рас­тут около 3 тысяч де­ревь­ев бо­лее чем 10 по­род (ли­пы, клё­ны, вя­зы, ду­бы, ясе­ни и др.) и де­ко­ра­тив­ные кус­тар­ники. С 2002 года Летний сад вхо­дит в ком­п­лекс Рус­ско­го му­зея; в са­ду ве­дут­ся ар­хео­ло­гические и рес­тав­рационные ра­бо­ты. В со­ста­ве ис­то­рической за­строй­ки цен­тра Санкт-Пе­тер­бур­га Летний сад вклю­чён в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия.

Сэкономь на путешествии!

История

Царь пригласил для воплощения своей идеи шведского садовника Шредера, который создал высокие шпалеры из лип, кленов, акаций и украсил аллеи красивыми скамейками для отдыха гуляющих, Рассказывали, что, осмотрев его работу, Петр спросил, нельзя ли устроить в саду что-нибудь поучительное, чтобы посетители не просто гуляли, но и одновременно получали полезные сведения. Швед призадумался и предложил разложить на скамейках книги, прикрыв их от дождя. Но царь выбрал другой вариант - он решил сделать в саду фонтаны, на которых изобразить сценки из басен Эзопа. И вот среди дорожек садового лабиринта появилось целых 60 фонтанов с фигурами животных, вода к которым подавалась специально установленной машиной. Каждый фонтан наглядно иллюстрировал одну из Эзоповых басен. А чтобы было доходчивей, рядом стоял столб с текстом самой басни и ее толкованием. Петр любил и лично, придя в сад, собирать гулявших и объяснять им смысл иносказания. К сожалению, фонтаны не дожили до наших дней, их разрушило катастрофическое наводнение 1777 г.

Спустя несколько месяцев Венера, проделав долгое путешествие по всей Европе, предстала перед придирчивым взглядом царя, оценившего приобретение и велевшего поставить его в Летнем саду. Зрелище обнаженной женской натуры, пусть и беломраморной богини, было абсолютно невиданно до сих пор. Ее осматривали, норовили потрогать, одни возмущались, другие отпускали сальные шуточки, кое-кто даже пытался разбить ее от греха подальше. Чтобы уберечь статую, царь приставил к ней часового с ружьем. При Екатерине II статуя была перенесена в Таврический дворец, а затем под именем Венеры Таврической - в Эрмитаж, где ее можно видеть и поныне.

Сам сад в XIX в. тоже изменился - по новой моде в нем перестали подстригать деревья, и, сохраняя планировку регулярного сада, он принял вид пейзажного парка. В нем выстроили павильоны для отдыха - Чайный и Кофейный домики. Их и сейчас можно видеть в саду - в них находится выставочный зал и кафе. В середине XIX в. на добровольные пожертвования горожан в саду поставили памятник баснописцу Крылову, любившему здесь гулять по утрам. Под умиротворенной фигурой поэта на пьедестале изображены звери - герои его басен. Это работа скульптора Клодта - того самого, что изваял знаменитых лошадей, украшающих Аничков мост.

Единственное сооружение начала XVIII в., сохранившееся в Летнем саду по сей день, - это Летний дворец Петра.

Во дворце жили только летом (с мая по октябрь), поэтому в нем тонкие стены и одинарные рамы. В нем всего 14 комнат, две поварни и два коридора. На первом этаже Летнего дворца находились покои Петра, на втором - его жены Екатерины и детей. Одной из самых любимых комнат в Летнем дворце у Петра I была токарная, хозяйством которой заведовал известный механик Андрей Нартов. Кстати, именно в этом дворце появилась первая в городе система проточной канализации.

Летний дворец сохранился с петровских времен до наших дней без существенных изменений. В начале XIX в. он служил дачей для высших государственных чиновников, а сейчас работает как музей.

Что посмотреть

От Летнего дворца пройдем вдоль Фонтанки, любуясь беломраморными статуями. Интересно, что итальянский мрамор не выдерживает русские холода, поэтому на зиму скульптуры прячут в специальные деревянные футляры. Кроме холода, старинные статуи частенько страдают от вадализма, поэтому в последнее время начали заменять их современными копиями, а оригиналы передавать на хранение в специальные фонды Русского музея, в ведение которого не так давно перешли Летний сад и Летний дворец.

На дальнем конце Летнего сада расположен Карпиев пруд. В этом искусственном водоеме раньше разводили карпов к царскому столу. Тогда он был украшен многоструйными фонтанами. Сейчас, если повезет, вы можете увидеть там лебедей. У пруда стоит большая ваза из розового порфира - подарок шведского короля императору Николаю I. Решетку сада со стороны Мойки (ее называют решеткой Шарлеманя по имени создавшего ее архитектора) украшают щиты с изображением головы Медузы Горгоны.

В 1716-1717 гг руководил работами Ж.Б.Леблон. После его смерти в 1717 г. - М.Г.Земцов. В 1720-х годах Летний сад приобрел законченный, целостный облик. Его украшали всевозможные беседки, павильоны, фонтаны, вольеры. Современников особенно восхишал Грот, искусно отделанный внутри раковинами и камнями. Территория сада простиралась от Невы до Большой Першпективной дороги (Невский проспект) и от Фонтанки до речки Кривуши (Екатерининский канал, канал Грибоедова).

 Летний сад летом.
В наше время Летний сад занимает значительно меньшую территорию (11,7гектара). Не все замыслы Пера I сохранило для нас беспощадное время. Но и сейчас Летний сад привлекает не только тишиной тенистых аллей, но и обилием скульптурных изваяний .  Летний сад летом.

При Петре I

. Место, на котором создавался Летний сад в допетровское время, было обжитым: здесь находилась усадьба шведского офицера майора Конау (по преданию, потомка русской семьи Кононовых). Возможно, что именно некоторая благоустроенность этой местности (в окружении заросших болот) побудила царя Петра избрать ее для устройства своей летней резиденции.

Для дальнейшего благоустройства территории этой усадьбы царь Петр превратил ее в остров: в 1712— 1719 годах был прорыт Лебяжий канал, реку Мью (Мойку), ранее имевшую исток в юго-западной части нынешнего Марсова поля, по приказу царя соединили с Фонтанкой. Летний сад оказался со всех сторон окруженным водой, что способствовало осушке его территории и радовало Петра, столь любившего моря, каналы и реки.

В петровское время Летний сад занимал неизмеримо большую территорию, чем в наши дни. Точнее говоря, современный Летний сад — лишь часть обширного ансамбля, который составляли Первый, Второй, Третий и Четвертый Летние сады. Узкий канал пролегал между Фонтанкой и Лебяжьей канавкой, разделяя современный Летний сад на две части: Первый и Второй Летние сады.

Первый находился между этим каналом и Невой. Второй занимал территорию к югу от канала до нынешней Манежной площади. Канал был засыпан во второй половине XVIII века в царствование Екатерины II. Cейчас на его месте - широкая аллея, пересекающая Летний сад от Фонтанки к Лебяжьему каналу.

Царской резиденцией являлся Первый Летний сад, во Втором были хозяйственные постройки. Третий Летний сад — это современный зеленый массив между Мойкой и северным фасадом здания Русского музея. Четвертый Летний сад (он нередко назывался Итальянским) простирался от левого берега Фонтанки до нынешнего Литейнего проспекта (остатки его сохранились между филиалом Российской Национальной библиотеки и магазином подписной книги). От этого сада произошло название Большой Итальянской (ныне Итальянская) и Малой Итальянской (с 1902 года она носит имя поэта В. А. Жуковского) улиц.

Благодаря Алексею Зубову и его гравюре мы можем увидеть, какими были Летний сад и Летний дворец в конце 10-х годов 18 века, когда там работал Доменико Трезини. Гравюра А.Зубова Летний дворец с садом 1717 г.

Десятки других фонтанов (свинцовых и мраморных) стояли вне лабиринта, в северной части сада, вблизи Летнего дворца.

Скульптуры эти, отлитые (по-видимому в 1721 г.) из свинца и позолоченные (их насчитывалось более 60), размещались на аллее у берега Фонтанки, вблизи нынешнего Кофейного домика. У входа на аллею былы установлена вызолоченная статуя горбатого Эзопа в натуральную величину. Петр любил эту аллею, "он часто прохаживался там по целому часу".

В первые годы существования Летнего сада его аллеи и площадки подступали к самой Неве, набережной тогда не было. Главным входом в сад служила пристань на берегу. Здесь, у причала, стояли три деревянные галереи. Сюда прибывали приглашенные гости царя Петра. Заметим, что Петр запрещал пользоваться каретами (их было ничтожно мало в петровском Петербурге — около двадцати!), и знатные петербуржцы обязаны были все свои поездки по городу совершать только по воде, на баркасах, шлюпах и иных водных транспортных средствах, которые бесплатно выдавались им Партикулярной верфью, строившей эти кораблики на левом берегу Фонтанки напротив Летнего сада.

Многие статуи Летнего сада не сохранились, иные изваяния перемещены. В частности, после пожара в Зимнем дворце в 1837 году В.П.Стасов, восстанавливая Главную (Посольскую) лестницу дворца, декорировал ее взятыми из Летнего сада четырьмя мраморными статуями.

Наводнение 1777 года - одно из самых разрушительных в истории Санкт-Петербурга, повредило фонтаны, и вскоре после того их разобрали и, вероятно, отдали в переплавку.

После Петра I

Во второй половине 18 века Летний сад оказался причастным к отечественной агрономии. В статье, напечатанной 7 сентября 1764 года в "Санкт-Петербургских Ведомостях", рассказывалось, что "в здешнем императорском саду. старший садовник Эклебен прошлого года посеял на небольших полосках пшеницу и рожь на пробу искусства своего в размножении разного севу. Сие так ему удалось, что почти всякое зерно взошло многочисленными колосами наподобие кустов." И, для примера, газета сообщила, что в одном из кустов "из единого посеянного зерна вышло 2375 зерен". Статья констатировала, что "и в наших северных краях натура в рассуждении хлеба плодовитее может быть старательным искусством" . Газета рекомендовала продолжить опыты " в знатном количестве для общей пользы". Как и следовало ожидать, придворный садовник Андрей Эклебен не получил государственной поддержки.
Летний сад, конечно , не предназначался для агротехнических экспериментов.

Работы по "регулированию" берегов Невы и Фонтанки, развернувшиеся во второй половине XVIII в, повлекли за собой и значительные изменения в облике Летнего сада.

Фрагмент ограды Летнего сада со стороны Невы
Обращенную на Дворцовую набережную северную границу Летнего сада замкнyла великолепная ограда, сооруженная в 1770—1784 годах по проекту архитекторов Ю. М. Фельтена (сына повара Петра I) и П. Е. Егорова. Она состоит из 36 гранитных колонн-монолитов, увенчанных попеременно вазами и урнами. Решетка изумительна по красоте своего рисунка, она, словно невесома и парит в воздухе. Узор ее вызывает восхищенное удивление красотой одного из лучших в мире образцов художественной обработки металла.

В историю Петербурга вошло свидетельство о том, что в первые годы XIX века в воды Невы на всех парусах вошла английская яхта и пришвартовалась к причалам у Летнего сада. Владелец судна — лорд и меценат — не торопился сойти на берег. Он восхищенно и долго рассматривал ажурную ограду Летнего сада, затем приказал поднять паруса и возвращаться назад в Англию. Спутники лорда недоуменно спросили его о причинах столь внезапного отказа от осмотра многих красот русской столицы. Лорд ответил, что цель путешествия достигнута, ничего более прекрасного увидеть нельзя.

В 1820-х годах в ходе обширных работ по реконструкции центра Петербурга К.И.Росси при постройке Михайловского дворца (ныне Русский музей) перепланировал весь примыкающий к нему район столицы. В частности, Садовая улица (ранее она начиналась от Большой Итальянской) была через сделанные просеки продлена до Марсова поля. Тогда же был сооружен висячий (Цепной) Пантелеймоновский мост, а через Летний сад был проложен проезд - продолжение Пантелеймоновской улицы.

Поэтому потребовалось отделить от созданной проезжей трассы по берегу Мойки, и по проекту архитектора Л.И.Шарлеманя в 1825 году была создана декоративная чугунная ограда с воротами - нынешним южным входом в Летний сад. Фрагмент южной ограды Летнего сада.
Фрагмент южной ограды Летнего сада. Mедуза Горгона
Ограда украшена медальонами с изображением Медузы Горгоны с искаженным от злобы лицом — персонажем древне-греческой мифологии. Легенда ее повествует, что царь Полидект послал Персея (сына Зевса) на край Земли к сестрам Горгонам, от которых никто не возвращался живым. Полидект приказал Персею доставить ему голову одной из сестер — Медузы. Это была почти непосильная задача. Тело Медузы, повествует миф, было покрыто медной чешуей, в волосах ее извивались и злобно шипели ядовитые змеи, а страшный взгляд Медузы все живое превращал в камень.

Кофейный домик. Вид с Фонтанки
Вид на Кофейный домик со стороны Фонтанки Кофейный домик. Вид с Фонтанки

Кофейный домик. Вид из Летнего сада
Bид на Кофейный домик из Летнего сада с разных аллей Кофейный домик. Вид из Летнего сада

Кофейный домик находился на бойком месте, некий предприимчивый итальянец Пияцци сразу же открыл в нем кондитерскую и содержал ее тридцать лет.

Ваза из эльфдальского порфира
Среди достопримечательностей Летнего сада надо назвать и декоративную вазу, изваянную из розового порфира в шведском городе Эльфдалене. Этот подарок короля шведов Николаю I был установлен здесь в 1839 году у южного входа в Летний сад со стороны набережной Мойки. Ваза воздвигнута на пьедестале из темно-красного порфира, общая высота ее 4,85 метра. Ваза не монолитна, она сложена из пяти отдельно высеченных частей. Так стал выглядеть южный вход в Летний сад

В 1855 году, когда отмечалось десятилетие со дня смерти вликого баснописца, в Летнем салу был открыт памятник Ивану Андреевичу Крылову, сооруженный на собранные по подписке народные средства. Окаймляющая памятник ограда - более поздняя, она сооружена лет через двадцать после открытия монумента, чтобы предотвратить порчу бронзовых горельефов.

Летний сад в 1717 г. Гравюра А. Зубова

Место для своей летней резиденции Петр I выбрал на левом берегу Невы, в устье р. Ерика (Фонтанки), почти напротив Петропавловской крепости. Сад был заложен в 1704—1706 гг. и занял поначалу лишь северную часть участка, которая выходит непосредственно на Неву. Тогда же определились основные контуры той системы прямых перпендикулярных друг к другу аллей, которая в общих чертах дошла до нашего времени. Некоторые исследователи полагают, что владелец сада сам наметил направление аллей, положение первых цветников и фонтанов, но первый известный нам план Летнего сада составлен Я. Роозеном. На этом плане уже показан только что выстроенный по проекту Д. Трезини дворец, занявший не центральное положение на участке, а его северо-восточный угол рядом с маленькой гаванью на Фонтанке. Такое решение характерно для самых ранних регулярных ансамблей, в дальнейшем его сменит тенденция более парадного размещения дворца на центральной оси паркового ансамбля.

В основе планировочной схемы сада лежит центральная продольная аллея, на которую выходят фигурные, вписанные в квадраты цветники с изображением волют, картушей и других орнаментальных мотивов, а также площадки с мраморными фонтанами. Каждый из цветочных квадратов пересекался диагональными дорожками и имел в центре по беседке-люстгаузу. За цветниками были расположены участки, засаженные рощами молодых лип.

В 1717 г. А. Леблон составляет новый план Летнего сада, в котором в основном фиксирует его сложившуюся планировку, лишь внося необходимые дополнения и улучшения. Главное достижение этой работы заключается в широком градостроительном подходе. Проект не ограничен узкими рамками самого сада и включает в себя огромные прилегающие территории, которые в будущем займут Марсово поле, Михайловский дворец и сад, Инженерный замок. Это одна из первых в России парковых систем, объединяющая несколько больших садов, набережных, дворцов и каналов. В широте такого подхода ощущаются руководящие идеи самого Петра, который уделял всему, что связано с развитием города, исключительное внимание.

Сад предназначался не только для прогулок, он рассматривался как место общения, развлечений, пространство для самых разнообразных церемоний, дипломатической, просветительной и иной деятельности. Сад был очень заметным объектом в повседневной жизни всего круга приближенных царского двора.

Приведем отрывок из дневника камер-юнкера Ф.Б. Берхгольца, относящийся к 1721 г. (с комментариями В.Я. Курбатова [1916. С. 122—124]):

Здесь следует отметить, что Летний сад уже в эти годы обладал самой крупной в России коллекцией садовой скульптуры. Это был сад-музей, сад-школа. Многие статуи по заказу Петра были выполнены известными венецианскими мастерами, такими, как П. Баратта, Д. Бонацца, Д. и П. Гропелли. Приобретались также ценные античные статуи, например найденная в Риме фигура Венеры, которая была куплена у Папы Римского (находится ныне в Эрмитаже).

В Летнем саду впервые в практике русского садового искусства был сооружен крупный комплекс разнообразных фонтанных устройств. Еще в 1705—1706 гг. под руководством мастера И. Матвеева было положено начало сложной водонапорной системе Летнего сада. Уже в 1710—1711 гг. действует машина для подъема воды, вырыты Лебяжий и Красный каналы, а речку Ерик называют Фонтанкой. Позже строятся водовзводные башни, приступают к сооружению Лиговского канала, чтобы обеспечить водой бассейны, питающие фонтаны сада.

Читайте также: