Мини музей народные промыслы в детском саду описание

Обновлено: 05.10.2024

Художественно эстетическое воспитание дошкольников – важнейшее средство формирования отношения ребёнка к действительности, средство его нравственного и умственного воспитания, и в конечном итоге средство формирования духовно богатой и всесторонне развитой личности. Именно дошкольный возраст является важнейшим этапом развития и воспитания личности.

Для реализации задач художественно-эстетического воспитания необходима среда, в которой ребёнок живёт и развивается. Одним из способов насыщения предметно-развивающей среды может стать мини-музей.

Цель: развитие познавательных способностей детей через предметы русского-народного промысла.

- продолжать знакомить детей с изделиями русского-народного промысла, закреплять и обогащать знания детей о видах росписи;

- развивать навыки художественного творчества детей;

- обогащать предметно-развивающую среду группы детского сада совместно с родителями;

- формировать эстетический вкус;

- обогащать музыкальные впечатления детей, вызывая эмоциональный отклик, через предметы русского народного промысла;

- воспитывать любовь, интерес к русскому народному промыслу, традициям и мастерам народного творчества.

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

- принцип учета возрастных особенностей дошкольников;

- принцип опоры на интересы ребенка;

- принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

- принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Итак, определив цели и задачи нашей работы, основываясь принципами, прежде всего мы составили план работы и место, где будет создан мини-музей. Дали консультации и рекомендации родителям, попросили о помощи создания и обогащения мини музея предметами русского-народного творчества. Постепенно создавали мини-музей совместно с детьми. На занятиях, в режимных моментах беседовали с детьми о русском народном творчестве, рассматривали иллюстрации, альбомы, обогащали знания детей о видах росписей (гжель, хохлома, городецкой росписи, дымковской игрушке), а также просматривали презентации для закрепления.

В течении этого времени наш мини-музей перемещался с одного места на другое в соответствии с ФГОС.

Затем постепенно оформили музыкальный уголок, дополнили различными украшениями, бусами, галстуками, платочками из материала разных видов росписи. Дети с удовольствием самостоятельно подходят, берут атрибуты и развлекаются в свободной деятельности. Также используют ложки, музыкальные инструменты в импровизациях и физминутках.

Для воспитания большего интереса детей к театральной деятельности, совместно с родителями сшили одежду для кукол кукольного театра Би-ба – бо. Тем самым закрепляя знания детей о росписях, мы параллельно воспитываем любовь к русскому народному творчеству.

Посещая мини-музеи других групп, ребята имели возможность рассмотреть дымковские игрушки, изделия городецкой росписи, которых у нас к сожалению, нет в нашем мини-музее. Поэтому в будущем мы планируем обязательно пополнить мини –музей недостающими предметами.

В процессе реализации мини-музея, дети познакомились с искусством гжели, хохломы, городецкой росписи и дымковскими игрушками. Научились передавать простейшие элементы узора (розу, листики, завитки, волнистые линии, решетку, точки, спираль), выбирать цвет, материал. У детей повысился интерес к декоративно – прикладному виду деятельности, появилось желание использовать росписи в свободном рисовании, раскрылись творческие способности, появилось чувство уважения и гордости за свой народ, его культуре, желание самим участвовать в творчестве.

Перспектива на будущее:

- насыщение мини-музея предметами городецкой росписи, дымковскими игрушками;

Создание условий для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным творчеством. Познакомить детей старшего дошкольного возраста с различными видами народного декоративно-прикладного творчества. Научить различать виды декоративно-прикладного искусства, дать некоторые сведения о промысле, характерных признаках, традициях.

Управление образования города Калуги

муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение №12 "Ромашка" города Калуги

Паспорт мини - музея

(старший дошкольный возраст)

Лубяненко Наталья Александровна

Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям. Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, пленяет и очаровывает детей. Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо, тактично, не забывая о личности ребенка, его взглядах, интересах и желаниях.

Народное декоративное творчество нашей страны – неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа, благотворно влияет на формирование человека будущего. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир. Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное искусство является национальным по содержанию, поэтому способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических чувств у ребёнка. Всё чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности. Приобщение дошкольников к народному искусству осуществляется посредством создания красивого интерьера детского сада, групповой комнаты, в оформление которых включают произведения народного творчества.

В современной культуре народное искусство живёт в своих традиционных формах. Благодаря этому изделия народных мастеров сохраняют свои устойчивые особенности и воспринимаются как носители целостной художественной культуры. Предметы народного творчества многообразны. Это могут быть игрушки из дерева, глины, посуда, ковры, кружево, лаковая миниатюра и т.д. Каждое изделие несёт в себе добро, радость, фантазию, увлекающую и детей, и взрослых. Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. С давних времён людям нравилось украшать своё жилище коврами, расписными подносами и шкатулками, потому что народное изобразительное искусство несёт в себе тепло рук мастера, тонкое понимание природы, умение просто, но с большим чутьём к форме и цвету отбирать для своих изделий только то, что необходимо, то, что поистине прекрасно. Неудачные образцы отсеиваются, живёт только ценное, великое, идущее из глубины души. Народное искусство тем и ценно, что каждый раз, создавая одну и ту же вещь, мастер вносит что-то новое в узор, да и форма не может получиться абсолютно одинаковой. Народный мастер создаёт разные изделия. Это и солонки с хохломской росписью, и хлебницы, и Городецкие расписные блюда. Одной из основных задач, является создание условий, в которых ребенок смог бы максимально установить отношения с историей и культурой нашего народа.

И на помощь нам приходит музейная педагогика.

Предметы народно-декоративного творчества всегда вызывали у меня восхищение и огромный интерес с художественно эстетической стороны. Но как бы то ни было в наше время важное значение имеет и патриотическое направление в воспитание детей.

Я думаю, что именно народное искусство, способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью. Нам необходимо научить маленького гражданина своей Родины доброте, терпению, умению помогать другим, то есть воспитывать в них те нравственные качества, которые и у многих взрослых сегодня отсутствуют. Вопрос в том, как и какими методами воспитывать. Я выбрала путь, который показался мне самым верным - знакомство детей с нашими русскими народными традициями, воспитание их на богатом материале истории нашего народа. А для этого нет лучшего пути, чем знакомство детей с мастерством народных умельцев, народными промыслами России. Это позволяет нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою Родину, богатую славными традициями. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия городецкой росписи, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т.д. И для решения этой проблемы, имея небольшие художественные способности в рисование и лепке, я решила предоставить детям эту возможность, познакомить с историей народного декоративно-прикладного искусства, подарить детям радость художественно-эстетического творчества. И наше путешествие в мир красоты и доброты началось.

Я считаю должным показать детям именно такой мир, мир который способствует гармоничному развитию ребенка. Невозможно не отметить красоту Хохломской росписи, а рассматривая дымковские и филимоновские игрушки хочется улыбнуться, теплотой и нежностью пропитано все творчество народных мастеров.

Цель создания мини-музея

Создание условий для ознакомления детей с народным декоративно-прикладным творчеством.

Познакомить детей с различными видами народного декоративно-прикладного творчества.

Научить различать виды декоративно-прикладного искусства, дать некоторые сведения о промысле, характерных признаках, традициях.

Развивать творчество и фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.

Развивать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства.

Обогащать словарь, составлять рассказы-описания, сказки.

Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастерство русского народа.

Воспитывать чувства патриотизма, любовь к родному краю, уважение к его культурному наследию.

Воспитывать аккуратность при работе, с различными материалами для художественно-эстетического труда.

В основу решения задач были положены следующие принципы:

принцип учета возрастных особенностей дошкольников;

принцип опоры на интересы ребенка;

принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Содержание и экспонаты

Подготовительный этап (планирование мини-музея)

В августе 2018 года коллектив нашей старшей группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определили тему и название мини-музея, выбрали место для размещения. Наметив перспективы создания мини-музея, разработали следующий алгоритм.

Алгоритм создания мини-музея

выбор темы мини-музея;

определение места размещения мини-музея;

выбор дизайна оформления мини-музея;

оформление паспорта мини-музея;

разработка календарного планирования мини-музея.

Практический этап (создание мини-музея)

Приступая к работе, мы понимали, что положительного результата можно достичь только в том случае, если будет осуществляться взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, родителей и педагогического коллектива.

2. Мини-музей располагается на полках стеллажа приемной комнаты.

3. Мини-музей располагает постоянными и сменными экспозициями.

4. Выбор дизайна оформления мини-музея осуществлялся в тесном взаимодействии воспитателей с родителями и детьми. Каждая экспозиция имеет свои особенности в цветовом и композиционном решении, помогающие полнее раскрыть тематику мини-музея.

5. Организуя работу по привлечению родителей к подбору экспонатов для мини-музея, мы опирались на следующие принципы:

- партнерство родителей и педагогов;

- единое понимание педагогами и родителями целей и задач музейной педагогики;

- помощь, уважение и доверие со стороны родителей.

В процессе работы родители постепенно становились активными участниками создания мини-музея. Совместно с мамой и папой дети подбирали экспонаты, изготавливали их своими руками, оформляли экспозиции, что способствовало стимулированию познавательной активности детей, сблизило родителей и детей, сделало их настоящими партнерами.

7. Также было разработано календарное планирование в мини-музее на 2018 – 2019 учебный год.

Комплексно реализовать задачи следующих образовательных областей: "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Физическое развитие".

С помощью музейных экспозиций сформировать у детей знания о различных видах народных промыслов.

Активизировать родителей в участии воспитательно-образовательного процесса.

Правила поведения в мини-музее

в нашем музее многие экспонаты разрешено трогать руками;

рассмотренные экспонаты нужно положить на место;

экспонаты нельзя ломать и забирать домой;

можно и даже нужно задавать вопросы;

можно пополнять музей новыми экспонатами.

Перечень экспонатов мини-музея

Постоянное, временное хранение

Ф.И.О представившего экспонат

Перспективный план мини-музея на 2018 -2019 учебный год

Содержание и формы

Взаимодействие с родителями

Путешествие по народным промыслам.

Расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров.

Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства.

Анкетирование родителей об использовании новой формы работы: мини- музей в детском саду.

Экскурсия-знакомство совместно с детьми.

Закрепление знаний об истории и традициях народного промысла - Дымковская игрушка.

Совершенствование приемов лепки пластическим способом, рисование элементов на объемной фигурке дымковской лошадки.

Составление коллективной композиции.

Просмотр презентации "Золотые руки дымковских мастеров". Лепка и роспись дымковского коня, барышни; составление коллективной композиции.

Экскурсия в школу искусств.

Создание папки-передвижки "Волшебная дымка".

Мастер-класс по изготовлению игрушек для музея.

Учить расписывать более сложные по форме дымковские изделия; учить шахматному расположению элементов в узоре, сочетанию в узоре крупных элементов с мелкими, учить самостоятельно, подбирать цвета для росписи куклы, формировать умение делать полу объёмную игрушку из двух частей (двойная верхняя часть куклы наклеивается на юбку-конус).

Продолжить знакомство детей с дымковскими сюжетными изделиями, их содержанием и художественными особенностями; упражнять в составлении сюжетных композиций, расписанные детьми.

Учить детей лепить из целого куска. Закреплять умение плотно скреплять части. Передавать пластику перехода одной части к другой (от шеи к туловищу).

Филимоновские свистульки. (филимоновская роспись).

Познакомить детей с возникновением промысла глиняной игрушки в с. Филимоново.

Показать детям разнообразие форм изделий филимоновских мастеров, с особенностями украшающих их узоров.

Особенности филимоновской игрушки, сравнение с дымковской.

Презентация и рассказ об истории создания промысла.

Лепка и роспись филимоновских свистулек; составление коллективной композиции.

Мастер-класс по изготовлению игрушек для музея.

Учить лепить фигурку из целого куска глины, вытягивая и прищипывая мелкие детали, передавать особенности формы, пропорций и деталей. Закреплять умения заглаживать фигурку.

Учить составлять узор из знакомых элементов на побеленных игрушках. Закреплять представление о последовательной росписи филимоновской игрушки. Закреплять умение рисовать кистью, используя в узоре только три цвета.

Познакомить с новым видом народного искусства-золотой хохломой. Дать некоторые сведения о промысле. Закрепить знания о том, что хохломские предметы из дерева расписаны растительным узором (травка, завитки, ягоды, цветы, листья, усики ), что мастера используют определенные цвета (золотой, красный, черный, немного зеленого).

Рассматривание расписных изделий хохломских мастеров.

Создание тематического альбома "Хохломская роспись".

Украшение бумажной посуды под хохлому.

Просмотр художественных альбомов.

Чтение стихотворений о хохломе.

Учить рисовать при помощи стеки элемент хохломской росписи – завиток на квадратной форме покрытой тонким налепом пластилина.

Совершенствовать умение составлять узор из штрихов, овалов, точек, каемочки, перекрещивающимися линиями и украшать им изделие. Воспитывать интерес к народному творчеству.

Познакомить с историей создания гжельского народного промысла. Закрепить умение лепить из глины разными способами (пластический, комбинированный, конструктивный), используя мотивы Гжели.

Просмотр художественных альбомов.

Чтение стихотворений о гжели.

Закрепить знания детей о гжельском промысле; умение задумывать и составлять композицию из знакомых элементов гжельской росписи; умение рисовать ворсом всей кистью и концом, правильно набирать краску на кисть.

Знакомство с детей историей и традициями Вологодского кружева.

Познакомить детей с изделиями вологодских мастериц. Учить видеть красоту, контрастность плотных частей узора и ажурной сетки. Дать знание о различных элементах узоров. Совершенствование техники рисования кончиком кисти.

Виртуальное путешествие "В гости к вологодским кружевницам".

Знакомство детей с различными росписями матрешек. Совершенствование навыков рисования элементов росписей.

Составление творческих рассказов о матрешке.

Обогащать знания детей о русской матрёшке; учить передавать фигурку из целого куска глины, лепить матрёшек разных по величине.

Закрепить знания детей о матрёшках из разных областей России (Семеновская, Загорская, Полхо-Майданская); Совершенствовать навыки работы детей в составлении узоров.

Развивать навыки симметричного вырезания силуэта матрешки из листа бумаги, сложенного пополам. Воспитывать умение органично размещать свою фигурку в общей композиции.

Познакомить с новым промыслом. Рассказать о средствах выразительности декоративного украшения шалей и платков. Воспитывать интерес к народно-прикладному искусству.

Мастер-класс по аппликации на ткани.

Знакомство детей с историей Жостовского промысла, с традициями промысла: материалом, колоритом и элементами. Знакомство с приемами рисования жостовских цветов.

Разработка поэтапной схемы создания жостовских узоров (совместно с воспитателем).

Познакомить с городецкими предметами и росписью, научить выделять ее характерные особенности (элементы, сочетания цветов). Учить составлять узор на полосе из бутонов, чередуя с листьями. Развивать эстетические чувства.

Просмотр художественных альбомов.

Чтение стихотворений о городце.

Подборка книг об истории городецкой росписи.

Мастер-класс по украшению доски городецкой росписью.

Закрепить умение рисовать прямые и закругленные цветочные гирлянды из самостоятельно подобранных элементов с соблюдением характерных цветосочетаний Городецкой росписи; познакомить детей с украшением листьев.

Ознакомление дошкольников с культурным наследием родного края на примере традиционного народного промысла - хлудневской игрушки. Воспитание любви к родному краю.

Лепка и украшение хлудневской игрушки.

Мастер-класс по лепке и украшению хлудневской игрушки для музея.

Закрепить знания о разнообразии народной игрушки; продолжать знакомить с народными промыслами. Дать понятие о богородской игрушке, её видах, технологии изготовления. Пробуждать детей к поисковой деятельности, к рассуждению. Формировать интерес и желание самим сделать игрушку по типу богородской.

Подборка литературы по теме.

Изготовление игрушек для музея.

1. Астраханцева С.В. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: учебно-методическое пособие / С.В. Астраханцева, В.Ю. Рукавица, А.В. Шушпанова. Ростов н/Д: Феникс, 2006.

3. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.

4. Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.

5. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Монография. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018.

6. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2-7 лет. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.

8. Народное искусство – детям / Под ред. Т.С. Комаровой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

9. Серия рабочих тетрадей для детей по народным промыслам:

- Дорожин Ю., Носова Т. Каргопольская игрушка, Искусство детям 2008.

- Дорожин Ю.Г. Жостовский букет, Искусство детям 2010.

- Федоров Ю. Городецкая роспись, Искусство детям 2011.

- Дорожин Ю.Г. Сказочная гжель, Искусство детям. 2010.

- Шпикалова Т., Величкина Г. Дымковская игрушка, Искусство детям 2013.

- Орлова Л.В. Хохломская роспись. Искусство детям 2012.

- Знатных О. Мезенская роспись. Искусство детям. 2008.

- Соломенникова О. Филимоновские свистульки: Рабочая тетрадь 2006.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М: УЦ Перспектива, 2014.

Из глубины веков все народы в воспитании определяли основную цель - сохранение, укрепление и развитие добрых народных обычаев и традиций, передача подрастающему поколению житейского, трудового, духовного, опыта, накопленного предками.

Приобщение к культуре и традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Именно в этот период необходимо создать условия для раскрытия всех задатков и способностей ребёнка, его творческих возможностей.

И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Успех, приобщение дошкольников к русской национальной культуре зависит от выбора форм и методов обучения и воспитания.

Сегодня мы говорим о мини- музее, как об одном из средств развития интереса к народной культуре и традициям детей дошкольного возраста.



Создание мини-музеев в детском саду на сегодняшний день очень актуально. Это связано, во-первых, с тем, что мы живем в регионе, удаленном от культурных центров, где размещено большее количество музеев; во-вторых, многие родители считают, что, дошкольникам еще рано посещать такие учреждения, и поэтому родителям не приходит в голову идея такой экскурсии.

Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать.

Цель создания мини-музея - это обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями.

Работа над обучением детей музейному восприятию мира начинается с младших дошкольников и продолжается до старшей возрастной группы. Только народная культура сможет передать подрастающему поколению самобытность своего народа.

(Начальная идея была собрать народные игрушки, но в последствии мини музей обогатился и другими экспонатами для знакомства с бытом, народными традициями и тд.)

Приобщение детей к народным игрушкам проходит путём показа образцов народных промыслов России в самом мини- музее, а продолжением работы уже в группе служат и рассматривание тематических альбомов, слайдов. Рассматривая их, дети смогут ощутить мастерство и вкус людей, их изготовивших.

Для детей младшего дошкольного возраста (я начинала работать со 2 младшей группы), конечно же, главной деятельностью является игровая деятельность. В данном случае мы говорим о народной игре. Народные игры ярко отражают образ жизни людей, их быт, труд, устои, отличаться смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, находчивостью.


Дети любят веселые считалки, потешки, пестушки сопровождаю­щие игры.

Потешки, прибаутки, песенки

-Кисонька-мурысенька,Что из муки пекла?

С кем прянички ела?

-Не ешь одна! Не ешь одна!

Еду-еду к бабе, к деду
На лошадке в красной шапке,
По ровной дорожке
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Всё прямо и прямо,
А потом. в яму!
Бух!

Сорока-белобока
Кашку варила,
Детей манила,
Этому дала,
Тому дала,
А этому не дала.)

Игровые действия с экспонатами помогают приобрести детям и свой собственный опыт. Затрагиваемые психические процессы (воображения, мышления, речи, сенсорика способствуют более углубленному освоению истории и культуры своего народа.

Игра всегда была естественным спут­ником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обла­дающим великой воспитательной силой.

Яркое впечатление дети получают от матрёшек, которые разной расцветки, разного размера и их много-много друг в друге. И здесь игра с сопровождается народным фольклором.

Обряды, отображающие нравственные устои народа, ярко представлены в таких праздниках, как Рождество, Пасха, Троица, Масленица, и т. д. Используемый и выученный детьми народный фольклор мы в последствии используются ещё и на фольклорных праздниках, утренниках, развлечениях связанных с народными праздниками.

В среднем и старшем дошкольных возрастах формы приобщения к народным традициям усложняются.

В Средней группе мы продолжили работу: расширяем представление о народной игрушке. В нашем мини- музее организована выставка декоративно- прикладного творчества, где систематически меняются композиции по равным видам росписи: хохоломская роспись, городецкая роспись, гжель и др. Но мы не просто можем посмотрим, но и попробовать смастерить (слепить). И снова наша мастерская рядом. Мы привлекаем детей к созданию узоров дымковской и филимоновской росписи. Дети сами рисуют росписи на народных игрушках. Дети узнают, что росписи могут быть не только на игрушках, но и на предметах быта. Продолжаем активно знакомить детей с устным народным творчеством, подходящим под их возраст (хороводы, )


В Старшей группе мы знакомимся с еще несколькими видами, народного декоративно-прикладного искусством. (Городец, Похлов-Майдан, Гжель) Расширять представления о народных игрушках (матрешки-городецкая, Богородская; бирюльки). Рассказать ребятам о русской избе и других строениях, их внутреннем убранстве, предметах быта, одежды.

В мини – музее мы знакомим детей с народными праздниками. Для этого мы знакомим детей с народными куклами в народных костюмах, где есть отражение особенностей народных праздником. Например, весна, Пасха… И здесь уместно использовать с детьми обрядовые песни. Обрядовые песни они описывали благополучие, довольство, изобилие, а сопровождавшие их действия изображали желае­мое, чтобы обеспечить его в реальной жизни.


Весна, весна красная!

Приди весна с радостью,

С радостью, с радостью,

С великою милостью:

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными!

Песней сопровождались все события народной жизни - труд, праздники, игры. Песне присуща высокая поэтизация всех сторон народной жизни, включая и воспитание подрастающего поколения. Педагогическая ценность песни в том, что красивому пению учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному и доброму.

Познакомить детей с русской избой и строениями, их внутренним убранством, предметах быта позволят макет, который представлен в музее. Дети имеют возможность самим прикоснуться в историю.


Посмотреть, потрогать и обыграть разные жизненные ситуации, для этого подбираем такие сюжеты игр как например, в избе есть колыбелька для малыша. Ведь с первых дней жизни ребенок оказывался во власти слова и музыки, маминой колыбельной песни. Колыбельные песни настраи­вают детей на гармоничный музыкально-поэтический лад. Обыгрывая сюжет с колыбелью дети исполняют колыбельные песни…

Где вы, где вы гуленьки?

Прилетайте на кровать,

Сели в изголовьице…

Спи-ка на здоровьице!

Стали гули ворковать

Стал Ванюша засыпать.

Загадка — это замысловатое краткое поэтическое образное описание какого-либо предмета или явления, сделанное с це­лью испытать сообразительность человека, развить догадливость, равно как и с целью раскрыть ему глаза на красоту и богатство окружающего мира. При знакомстве с разными экспонатами мы используем именно загадки. Например, перед тем как рассмотреть телегу (как вид транспорта с лошадью) загадываем загадку:

Два убегают, два догоняют, отдыхают вместе. (Колеса)

Или Не ездок, а со шпорами, не будильник, а всех будит. (Петух)

Потому что в старину не было часов и люди просыпались с петухами.

Эффективно используем и скороговорки

На горе, на пригорке

Жили тридцать три Егорки.

Из-за леса, из-за гор

Едет к ним еще Егор.

Ни в одном другом жанре фольклора народная жизнь не отражена так широко и многогранно, как в пословицах и пого­ворках. Пословица создается всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума

Что касаемо подготовительной группы, мы планируем продолжать расширять представления о разнообразии народного искусства, художественных промыслов (различные виды материалов, разные регионы нашей страны и мира). Воспитывать интерес к искусству родного края; любовь и бережное отношение к произведениям искусства.

В заключение хочу сказать, что создание мини-музея народной игрушки в образовательном пространстве детского сада значительно обогатило развивающую среду для работы с детьми в данном направлении. Выполняя свою познавательную функцию, мини-музей открывает для детей возможность узнать культуру, историю родной страны и родного края.


  1. Бойчук, И.А. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством/ И.А. Бойчук. СПб.: Детство-Пресс, 2013.352с
  2. Горянина, Р. А. Фольклорные праздники как средство приобщения дошкольников к народной культуре// Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 99-101.
  3. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров/ Виноградова Н.А, Микляева Н.В., Микляева Ю.В.; под общ ред. Микляевой Н.В.. М.: Юрайт, 2012.510с
  4. Чебан, А.Я. Знакомим дошкольников с народной культурой/ А.Я Чебан, Л.Л. Бурлакова. – М.: ТЦ Сфера. 2012. 128 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.: Центр педагогического образования, 2014. 32 с.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Гипотеза проекта: если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.
Задачи проекта:
- Познакомить детей с народными промыслами;
- Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;
- Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;
- Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;
- Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;
- Развивать навыки художественного творчества детей

Подготовка материалов:
• Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи)
Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами;
• Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр;
• Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;
• Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей;
Продуктивный этап:
Формирование проблемы проекта и интереса у детей к теме проекта.
Методы реализации проекта:
Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:
• Познавательная деятельность
• Речевая деятельность
• Художественно-творческая деятельность
• Игровая деятельность
• Работа с родителями

Читайте также: