Описание уголка безопасности в детском саду

Обновлено: 05.10.2024

1. Куклы, отображающие профессиональную принадлежность (кукла Спасатель).

2. Фигурки мелкого и среднего размера, из различных материалов, условные и реалистические по образу, изображающие: людей (дети, взрослые), спасателя-пожарного.

3. Игрушки плоскостные (пожарная техника и т.п.).

4. Игровые атрибуты:

- определяющие внешний знак роли (условная экипировка спасателей, одежда юных спасателей-пожарных, каски, и т.п.).

5. Игрушки, отображающие средства связи (телефон, таблички с номерами 101, 102, 103).

7. Игрушки, отображающие транспорт:

- наземный: (легковой автомобиль: служебный с маркировкой МЧС; поезди др.);

- специального назначения (Пожарная машина);

- воздушный (Пожарный вертолет).

Дидактические игры (игровые наборы с правилами):

2. Лото:

3. Картинки разрезные:

6. Конструктор и строительные наборы для обыгрывания проблемных ситуаций.

7. Модули мягкие крупногабаритные для обыгрывания проблемных ситуаций на тематику правил пожарной безопасности.

8.Дидактические игры.

Печатная продукция, подборка тематических детских работ:

2. Фотоальбомы, картины, художественная литература, журналы, раскраски и т.п по теме.

4. Демонстрационный материал.

5. Схемы-модели с алгоритмами действий при обнаружении задымления, огня, по вызову пожарной службы и т.п.

ІІ. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.

Сюжетно-образные игрушки:

1. Куклы:

- из мягких материалов, мелкого и среднего размера; условно-образные (для самостоятельной игры детей),

- условные и реалистические по образу, отображающие профессиональную принадлежность (кукла Инспектор ГАИ).

2. Фигурки мелкого и среднего размера, из различных материалов, условные и реалистические по образу, изображающие: людей (дети, взрослые), животных.

3. Игрушки плоскостные (автобус, машина ГАИ, гараж и т.п..).

4. Игровые атрибуты:

- орудийные (жезл, руль, рация, водительское удостоверение, медальоны, флажки и т.п.),

6. Игрушки, отображающие транспорт:

- наземный: пассажирский, грузовой (автобус, троллейбус, машины, такси, велосипед, трактор и др.);

- специального назначения (Машина ГАИ).

7. Светофор.

12. Игровые пространства (игровая разметка, дорожные знаки большие) и т.п.

Дидактические игры (игровые наборы с правилами):

3. Картинки разрезные

7. Модули мягкие крупногабаритные для обыгрывания проблемных ситуаций на тематику правил дорожного движения

8. Дидактические игры.

Печатная продукция:

1. Иллюстрированные книги, альбомы, журналы, фотографии, книжки-раскраски, комиксы и др

источник : Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста: из опыта работы \сост. С.А.Абрамчик.-Гродно: ГУО "Гродненский инсттут развития образования", 2017-116с

Обучение безопасному поведению в детском саду

Безопасность детей — это самая важная задача для родителей, воспитателей и всех взрослых, которые его окружают. К сожалению, опасностей, которые могут нанести вред, в окружающем мире очень много. Поэтому надо не только усиленно оберегать и защищать ребёнка, но и учить его безопасному поведению в различных ситуациях как в доме, так и вне его. Эта работа целенаправленно проводится во всех образовательных учреждениях начиная с младшего возраста в детском саду и даёт положительный результат. Так как несмотря на сложность организации современного общества, детский травматизм — это чрезвычайная ситуация, ответственность за которую несут все виновные.

Обучение безопасности в детском саду

Научить детей не попадать в опасные ситуации как в домашних условиях, так и во внешнем мире — важнейшая задача для родителей и для воспитателей детских учреждений. Учить детей безопасному поведению необходимо с самых первых шагов жизни. Существует большое количество ситуаций, когда ребёнок может получить травму дома, на прогулке, во время игры, при поездке в транспорте. Главная задача взрослых не только обеспечить контроль за поведением малышей, но и привить им понятие собственной безопасности. Организация в детском саду уголка по безопасному поведению предназначена для решения этой задачи. Используя стенды, макеты, игрушки, дидактические игры, воспитатели обучают дошкольников правилам поведения в наиболее вероятных жизненных ситуациях. Представляемые материалы на стендах, адресуются и родителям, так как значительную часть времени ребёнок находится с ними, а молодые родители не всегда могут правильно создать безопасную обстановку дома.

Таблица: изучение правил ОБЖ в разных возрастных группах детского сада

Оформление уголка безопасности

Значение уголка безопасности в воспитательной деятельности педагогов достаточно велико. Но, чтобы успешно и качественно выполнять обучение детей основам безопасности, необходимо иметь интересный и разнообразный материал по этому направлению работы. Уголок ОБЖ может содержать:

Как часть предметно-развивающей среды детского сада, уголок безопасности должен соответствовать требованиям: эстетичное и привлекательное для детей и родителей оформление, функциональность и вариативность, периодическое обновление наполнения для поддержания интереса к материалу.

Материал для распечатывания по уголку безопасности можно найти на сайтах:

Паспорт уголка безопасности в детском саду

Паспорт уголка безопасности входит в паспорт группы. При его оформлении указываются цели и задачи его создания и перечисляются материалы, входящие в состав этого уголка. К ним относятся:

  • Крупногабаритные макеты и игрушки: светофоры, ростовые куклы, дорожные знаки, макеты городских улиц, разметка пешеходного перехода, пожарный щит и макеты огнетушителей.
  • Экипировка детей.
  • Плакаты и методический материал.
  • Стенды по пожарной безопасности, ПДД и другие.
  • Игрушки, дидактические игры, книги и другое оборудование, имеющееся в наличии.

Паспорт уголка безопасности

Оформление паспорта уголка

Примеры оформления уголка безопасности

Название уголка безопасности говорит о его назначении. Оно может быть таким:

  • Школа безопасности.
  • Дорожная азбука.
  • Юные спасатели.
  • Островок безопасности.
  • Безопасный детский сад.
  • Расту счастливым.
  • Безопасность каждый день.
  • Формула безопасности.

Как уже было сказано, обучение безопасному поведению детей имеет три составляющие: безопасность в быту, знание и применение правил дорожного движения, безопасное поведение на природе и во время игр. В соответствии с этими направлениями оформляются и стенды уголка.

Фотогалерея: оформление стенда по знанию ПДД

Стенд по ПДД для старших групп Уголок содержит много тескстового материала Уголок содержит макеты зданий и проезжей части Дидактическая игра по ПДД

При изучении безопасности в быту, особенно важна тема пожарной безопасности.

Фотогалерея: оформление стенда по пожарной безопасности

Юный спасатель рассказывает о правилах безопасности Игрушечный пожарный щит со всеми атрибутами Яркое пособие для детей младшей и средней группы Макеты пожарной техники

Имеется большое количество плакатов, в красочной форме напоминающих детям о правилах безопасного поведения. Их можно использовать в оформлении уголка, не забывая о периодическом обновлении.

Фотогалерея: плакаты по безопасному поведению

Плакат для дошкольников по поведению на природе Правила поведения для малышей в быту Правила поведения во время игр, в быту, с незнакомыми людьми Безопасное поведение дома и на улице

Можно использовать готовые стенды с кармашками для обновления информации.

Фотогалерея: варианты готовых стендов для уголка безопасности

Представлены все направления работы Компактный стенд оригинальной формы Небольшой стенд, содержащий элементы обучения ОБЖ Форма такого стенда будет привлекать внимание

Работа в уголке безопасности детского сада

Организация работы по теме безопасности имеет разные формы:

Занятия по теме ОБЖ предназначены упорядочить и закрепить знания детей.

Ниже представлен план-конспект занятия в старшей группе по пожарной безопасности. Хорошо подобранный интересный материал по теме урока. Дети с удовольствием будут отвечать на вопросы и принимать участие в выполнении заданий.

И в заключение представляем видео о проведении занятия по ОБЖ для старшей группы детского сада.

Инновационный подход к организации дидактических занятий с дошкольниками по дорожной тематике состоит в одновременном решении следующих задач: - развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице; - обучение дошкольников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах; - формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице. При переходе из одной возрастной группы в другую ребенок должен иметь определенные знания по основам безопасного поведения на улице. Начинать обучение необходимо уже с младшего дошкольного возраста, постепенно наращивая знания дошкольников таким образом, чтобы к школе они уже могли ориентироваться на улице и четко знали правила дорожного движения.

В каждом дошкольном образовательном учреждении рекомендуется оформлять информационный уголок. "Уголок безопасности" представляет собой выставочные стенды (один или два-три), на которых расположены информационные, справочные, статистические, аналитические, обучающие, наглядные материалы по пропаганде безопасности дорожного движения. Каждый воспитатель должен хорошо знать правила дорожного движения, для того, чтобы вести воспитательную работу с детьми и родителями, обеспечивать безопасность воспитанников.

1. Единый стенд (размеры зависят от наличия свободной площади и количества помещаемой информации, но не менее 30*65 см).

2. Набор составных частей, каждая из которых предназначена для размещения отдельной информации.

Учитывая важную роль родителей в вопросе обучения детей правилам дорожного движения, уголок для родителей должен содержать:

1. Информацию о состоянии дорожно-транспортного травматизма в районе.

2. Причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

3. Рекомендации родителям по вопросам обучения детей безопасному поведению на дороге. 4. Перечень и описание игр, направленных на закрепление у детей уже имеющихся знаний по Правилам дорожного движения

5. Рассказы детей о поведении на дороге при движении в детский сад и обратно с родителями.

I младшая группа

II младшая группа. Безопасное поведение в природе

-Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе.

-Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.). Безопасность собственной жизнедеятельности.

- Знакомить с источниками опасности дома (горячая плита, утюг и др.).

- Формировать навыки безопасного передвижения в помещении (осторожно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила; открывать и закрывать двери, держась за дверную ручку).

- Формировать умение соблюдать правила в играх с мелкими предметами (не засовывать предметы в ухо, нос; не брать их в рот).

- Развивать умение обращаться за помощью к взрослым.

- Развивать умение соблюдать правила безопасности в играх с песком, водой, снегом.

Средняя группа. Безопасное поведение в природе

- Продолжать знакомить с многообразием животного и растительного мира, с явлениями неживой природы.

- Формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными и растениями, о правилах поведения в природе.

-Знакомить с опасными насекомыми и ядовитыми растениями. Безопасность собственной жизнедеятельности.

- Знакомить с правилами безопасного поведения во время игр. Рассказывать о ситуациях, опасных для жизни и здоровья.

- Знакомить с назначением, работой и правилами пользования бытовыми электроприборами (пылесос, электрочайник, утюг и др.).

- Закреплять умение пользоваться столовыми приборами (вилка, нож), ножницами.

- Знакомить с правилами езды на велосипеде.

- Знакомить с правилами поведения с незнакомыми людьми.

- Рассказывать детям о работе пожарных, причинах возникновения пожаров и правилах поведения при пожаре.

Средняя группа. Безопасность на дорогах

- Развивать наблюдательность, умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности.

- Уточнять знания детей о назначении светофора и работе полицейского.

- Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте.

Старшая группа. Безопасное поведение в природе

- Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.

- Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.

- Знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга), с правилами поведения при грозе.

- Знакомить детей с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых. Безопасность собственной жизнедеятельности.

- Закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека.

- Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.).

- Расширять знания об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.).

- Закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами.

- Уточнять знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара. Знакомить с работой службы спасения МЧС.

- Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.

- Учить называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.

-Иллюстрации по правилам безопасности

- автомобили мелкие (легковые, гоночные, грузовички и др.), гараж/ бензозаправка (сборно-разборная)

- Иллюстративный материал с особенностями движения крупно и малогабаритного транспорта

- Иллюстрации транспортных средств - больших, грузовых автомобилей, автобуса, троллейбуса и легковых автомобилей, мотоциклов

Наборы открыток или репродукций с видами, достопримечательностями родного поселка, местности.

Уголок по основам безопасности жизнедеятельности в детском саду

Главной задачей воспитателей и родителей является безопасность детей. Но ребенка необходимо не только оберегать, но и научить вести себя в чрезвычайных ситуациях. Для этого в детсадах для дошкольников и в средних и начальных школах рекомендуют оформлять уголки по основам безопасности коллектива.

Как оформить уголок ОБЖ в детском саду?

Научить детей вести себя в чрезвычайных ситуациях — важная задача для каждого педагога. Для упрощения освоения материала, его можно преподнести в виде игры, и оформить уголок по основам ОБЖ, который включает в себя:


Пример оформления уголка ОБЖ

Наличие наглядных материалов поможет детям с интересом углубиться в процесс изучения основ правил жизнедеятельности, а использование игрового подхода упростит усвоение материала.


Телефоны спасения должны знать

Цели создания по ФГОС

В целом, для уголков установлены требования, в соответствии с их тематикой. При этом для всех центров активности в дошкольном учреждении установлены общие положения:

  • Они должны удовлетворять интересы детей, быть увлекательными.
  • Материальная база должна соответствовать возрасту воспитанников.
  • Эстетическое оформление должно вызывать ощущение уюта и привлекать детей. Это поможет создать хорошее настроение и вызовет интерес у воспитанников.
  • Оптимальное расположение в помещении. Удобное использование, наличие света и легкий доступ.
  • Материалы должны быть удобны и доступны для использования для любого ребенка.
  • Необходимо учесть региональный компонент при оформлении (изучение национального быта, искусства, литературы, языка).

Роль и значение уголков

Обучение ребенка основам безопасности в различных сферах, это важный вклад в его дальнейшую жизнь. Это поможет избежать критичных и опасных ситуаций и даже может спать жизнь, если ситуации не удалось избежать.


Информация поможет при ЧС

Вопрос профилактики детского травматизма стоит остро. От чрезвычайных ситуаций не застрахован никто, поэтому знание теории и понимание, как действовать — важный аспект обучения.

Уголок должен сформировать у детей навыки разумного поведения, научить спокойно и правильно реагировать на возникновение чрезвычайных ситуаций, познакомить с основами экологической культуры и приобщить к здоровому образу жизни.

К сведению! Помимо правильной реакции и действий при возникновении чрезвычайной ситуации, также необходимо привить ребенку знание, куда обратиться за помощью в той или иной ситуации.

Основные задачи уголка

Главной задачей уголка является формирование понимания по основам безопасности у детей. Весь процесс можно разбить на следующие этапы:

  1. Сформировать представления о чрезвычайных ситуациях и научить способам их решения. Разобрать первые шаги при чрезвычайной ситуации, и куда следует обратиться за помощью.
  2. Привить безопасное для человека и природы поведение.
  3. Изучение и разбор правил дорожного движения не только со стороны пассажира, но и со стороны водителя транспортного средства.
  4. Сформировать осмотрительное отношение к потенциально опасным ситуациям для природы и человека.
  5. Разбор и проработка сценариев развития и решений возможных критических, и бытовых ситуаций с помощью игр или использования раздаточного материала.

В большинстве случаев, опасные ситуации можно предотвратить на ранних стадиях или избежать вообще. Научить этому ребенка — важная задача не только для воспитателя, но и для родителей, поэтому их тоже необходимо подключать к процессу обучения.

Работа в уголке ОБЖ

Работать с материалом, представленным в уголке безопасности, можно по-разному, что позволит разнообразить и углубить процесс изучения. Можно использовать следующие варианты:

  • Наглядное обучение с использованием плакатов, информационных стендов с иллюстрациями. Стенд можно оформить один единый, охватывающий все сферы или разбить на несколько тематических.
  • Теоретические занятия по теме.
  • Практическая работа для изучения правил поведения при чрезвычайных ситуациях.
  • Моделирование возможных ситуаций с использованием макетов предметов служб безопасности.
  • Работа с дидактическими и обучающими играми.
  • Чтение стихов на тему ОБЖ, изучение и обсуждение рассказов по данной теме.

К сведению! Для обучения ребенка основам безопасности, можно подключать родителей. Для этого необходимо заранее предоставить для них материал, который они смогут использовать — иллюстрации, раскраски, пособия.

Оформление уголка безопасности

Один из важных этапов в обучении детей — создать уголок безопасности в детском саду. Оформление уголка не обязано следовать строгим правилам, но есть нюансы, которые стоит соблюдать.

По возможности лучше разместить переносной стол, а также стеллажи или контейнеры для размещения раздаточного материала и предметов для игр. На стене можно установить информационные плакаты и иллюстрации по теме.


Не всегда педагог располагает необходимым местом, и приходится исходить из того, что есть по факту. Несмотря на располагаемое место, уголок может включать в себя:

Создание пространства для изучения ОБЖ может стать одной из тем родительского собрания. Это поможет сразу организовать уголок для обучения и обсудить с родителями поддержание процесса обучения вне образовательного учреждения.

Шаблоны плакатов и листовок для печати

При оформлении пространства по обучению безопасности, часто используют яркие плакаты, иллюстрации и листовки. Данный материал можно приобрести, как в готовом виде, так и сделать самостоятельно.

При покупке готовых раздаточных материалов, следует обратить внимание на излагаемый материал, правильность подаваемой информации и наполнении. Яркие цвета и заголовки помогут привлечь внимание и интерес у воспитанников.

При создании плакатов вручную, можно обратиться уже к готовым шаблонам, которые можно найти в интернете и на специализированных сайтах.

К сведению! Один из плакатов можно создать вместе с детьми в виде обучающего урока.

Мероприятия по безопасности в ДОУ для детей

Составление мероприятий по безопасности жизнедеятельности проводится до начала учебного года. Его составляет ответственный педагог при участии заместителя директора по воспитательной работе.

План мероприятий по безопасности в ДОУ

План мероприятий по безопасности в детских образовательных учреждениях обычно формируется на год, однако иногда создаются планы на неделю, например, при проведении тематических мероприятий.

Мероприятия разбиты на три категории: методическая работа и работа с родителями, и воспитательно-образовательная работа с детьми.

Методическая часть включает в себя следующее:

  • Реализацию программы по ОБЖ для детей с помощью пособий и презентаций на протяжении года.
  • Контроль по осуществлению СанПиН требований, осмотр территории и зданий детского сада, анализ и профилактика заболеваемости детей.
  • Оформление и создание предметов и ресурсов для обучения: наглядные материалы, пособия, игры и литература.
  • Составление плана ОБЖ для всех возрастных групп.
  • Проведение инструктажа по охране жизни и здоровья.
  • Проведение учебных эвакуаций с имитацией различных чрезвычайных ситуаций.
  • Проведение тренинга по действиям руководящего состава при возникновении ЧС.


Полезно приглашать пожарных на беседу в ДОУ

Воспитательная и образовательная часть включают в себя следующее:

  • Изучение, анализ и обсуждение литературных произведений на тематику ОБЖ.
  • Образовательная деятельность в младших группах.
  • Проведение активных и дидактических игр на тематику ОБЖ.
  • Организация сюжетных игр по ОБЖ.
  • Тематические беседы и экскурсии с воспитанниками.

Блок по работе с родителями включает в себя следующее:

  • Консультации со специалистами.
  • Групповые родительские собрания и профилактические беседы.
  • Оформление раздаточного материала и просвещение с его помощью родителей о воспитании безопасного образа жизни в семье.

Создание информативного уголка безопасности — ответственный шаг для образовательного учреждения, и отнестись к нему необходимо серьезно. Изучить основы безопасности жизнедеятельности для детей дошкольного возраста — это важный этап развития, помогающий избежать многих проблем во взрослой жизни.

Читайте также: