Орудия труда для обработки льна

Обновлено: 05.10.2024

Обрабатывающие промыслы занимали видное место в крестьянском хозяйстве Х1Х - начале ХХ веков. Они вызвали появление целого ряда специальных орудий труда. В фондах музея собрана большая коллекция экспонатов, связанных с обработкой льна. Трудно переоценить значение льна в крестьянском хозяйстве. Лен – это и одежда для большой семьи, и невод в озере, и огонь в лампаде. Вместе с белизной нарядных льняных полотенец приходил в северную сумрачную избу праздник.

Многовековая культура возделывания и обработки льна, сложившаяся в глубокой древности, существовала почти без изменений до начала ХХ века. Обработка волокна льна проводилась в крестьянских хозяйствах в большинстве случаев орудиями труда, изготовленными из дерева самими крестьянами. Более сложные из них делались мастерами, которые продавали свои изделия на базарах, а также выполняли заказные работы. Русские плотники издревле ценили дерево как строительный материал. Их привлекали легкость его обработки, прочность, способность сохранять тепло. К тому же была возможность работать в любое время.

Обработка волокна льна включала несколько последовательно чередующихся стадий: молотьбу, мятье, трепание, чесание, прядение, мотание, тканье, беление.

Первая стадия обработки льна – это молотьба. К орудиям молотьбы можно отнести молотило и валек. Валек представляет собой немного изогнутый деревянный брусок с ручкой. Молотило – это две круглые, разные по длине палки, соединенные между собой кожаным ремнем. Ударами этих орудий по снопам разбивали семенные коробочки льна и отделяли таким образом семена. В фондах музея хранятся молотило и валек, привезенные в 1995 году из брошенного дома деревни Милюшино Ферапонтовского сельского совета.

Следующая стадия обработки льна – трепание или освобождение волокна от кострики и грубых частиц волокна (отрепья), идущих на пряжу для подстилок и мешков. Оно производилось трепалами, клиновидной или мечевидной дощечки с ручкой-петлей. В коллекции музея около 40 трепал. Они поступили в музей из деревень Ферапонтовской округи – деревня Балуево, владелец Евдокия Андреевна Грошева, деревня Кнышово, владелец Надежда Алексеевна Шляпакова, деревня Березник, владелец Виктор Иванович Кочин. В 1997 году из экспедиции в деревню Зауломское Суховерховского сельского совета было привезено из брошенного дома трепало с датой 1889 года.

Следующая стадия обработки льна - чесание. Оно проводилось специальным орудием – щетью, в форме точеной чаши с ручкой со вставленным в нее диском со свиной щетиной. В музее хранится несколько щетей, одна из них расписная. Это результат экспедиций в деревнях Березник и Милюшино Ферапонтовского сельского совета.

К Х1Х веку в крестьянской среде широко входит в употребление самопрялка. Существует два типа самопрялок – вертикальные и горизонтальные. В фондах нашего музея имеются вертикальные самопрялки, поступившие в 1994 – 1995 годах из деревень Кирилловского района. Отличие их в том, что прядильный прибор у них находится над колесом, а у горизонтальных самопрялок с боку махового колеса. Напряденная на веретено или на катушку самопрялки пряжа называлась початком, но учет напряденных ниток производился мотками. Для этого с початков, с помощью мотовила, прямой палки с развилкой на одном конце и поперечиной на другом, пряжу перематывали, считая и перевязывая нити. 60 нитей называли пасмо. Для хорошего холста из 9 веретен наматывали 1 мот – основу будущего холста.

Затем готовили нити для утка, поперечные нити, которые переплетают нити основы в процессе работы на ткацком станке. Для этого использовали специальное приспособление – скально. Оно представляет собой две стойки с горизонтальной осью с деревянным или металлическим колесом с одного конца и штырем для цевки с другого, укрепленными на брусе-донце. Цевка - это сквозная трубочка, на которую сучили (наматывали) пряжу для утка. Она обычно делалась из бересты или из тонкого стебля калины. В фондах музея имеются деревянные и металлические скально, с ящичками на основании и без них. Можно выделить наиболее интересное скально, привезенное из деревни Большой Пепел Талицкого сельского совета Кирилловского района, оно на одной стойке из металлического прута, расходящегося на две ветки, изогнутые на концах в форме цветков с вставленной в них осью с маховым колесом.

Труд крестьянки был весьма тяжелым, но монотонная будничная работа отнюдь не выматывала её силы, а скорее приносила удовлетворение, покой, радость. Посмотрите на тканые полотенца, подзоры, скатерти, изготовленные руками старых русских мастериц: разве они не радуют глаз и сердце, разве можно поверить, что выткала их усталая женщина? Как бы не так! Всё, что выходило из под рук русских мастериц, было наполнено светом, радостью и любовью – любовью к семье, к детям, к родине, к самой жизни.

2. Раскрась рисунок на котором изображен обход домов на дмитриев день в Карелии

Фотографии по теме, которые помогут правильно раскрасить рисунок

3. Вы в музее льна и бересты в городе Костроме. Рассмотрите фотографии орудий труда для обработки льна, изготовления льняных нитей и ткани. Впишите номера их названий в кружочки. 1. Прялка. 2. Ткацкий стан. 3. Самопрялка. 4. Трепало. 5. Ступа с пестом. 6. Льномялка.

Какое орудие труда вам было незнакомо до экскурсии? Как вы думаете, для чего оно служило?

Прялка — с помощью этого инструмента получают нити.Из волокнистой массы, которую подают на прялку получается нитка.

Ткацкий стан — на этом орудии труда из ниток изготавливают полотна, ткани, ковры

Самопрялка — в отличие от обычной прялки она более удобная, нить не нужно скручивать вручную, колесо вращается с помощью педали. Суть та же, что и у обычной прялки.

Трепало — это орудие для трепания волокна. Состоит из трех дощечек. Берут растение лен. Его стебли содержат льняное волокно. Но помимо этого есть и не нужные части: короткие грубые волокна — пакля, очень твердые части стеблей, одревесневшие — костра. С помощью трепала отделяют нужное льноволокно от отходов, ненужных частей. И вот из этого получившегося волокна на прялке прядут нити. Принцип действия — им просто колотят по стеблям, выколачивают все отходы.

Ступа с пестом — здесь толкли стебли льна.

Льномялка — в ней мнут стебли льна

Последовательность действий — собранные стебли льна сушат и затем 1) мнут в мялке, затем 2) толкут в ступе с пестом, после этого 3) отбивают трепалом; 4) из получившегося волокна получают нить на прялке или самопрялке; 5) из нити ткут ткань на ткацком стане.

Мне всегда было интересно, что же такое нужно сделать с растением, чтобы из него получилась ткань. Казалось бы, растет себе и растет, цветочки голубые отращивает :) Особенно удивительно, как с обработкой льна женщины справлялись раньше, когда все делалось вручную и только женскими руками. Мужики только сеяли лен. А бабы делали все остальное :) Что же они потом делали с желтоватыми стебельками, как превращали их в белоснежные полотна? Итак, мужики сеяли лен.

Лен. Удивительные превращения. История первая, фото № 1

Когда лен всходит и начинает цвести, это очень красиво, кажется, будто небо спустилось на землю.

Лен. Удивительные превращения. История первая, фото № 2

Только любоваться бабам было, скорее всего, некогда. Лен нужно теребить. Теребить, это значит рукой захватывать стебельки льна у самой земли и вырывать с корнем. Непременно так, никаких серпов в тереблении не использовалось.

Лен. Удивительные превращения. История первая, фото № 3

Потом вязались небольшие снопы и расставлялись для просушки.

Лен. Удивительные превращения. История первая, фото № 4

Лен. Удивительные превращения. История первая, фото № 5

Прежде чем готовить лен к дальнейшей обработке, нужно вымолотить из него семена, из которых, кстати, и выжимали льняное масло. После обмолота лен идет на "расстил". Бабы брали лен и аккуратно расстилали его по всему полю. Желательно чтобы это поле было слегка болотистым, влажным, еще хороши туманы и роса. Все это должно было быть в достатке, поскольку дело происходило в конце лета и осенью. Так лен отдыхал на поле еще около месяца. Передерживать было опасно, ткань будет не такой прочной. Потом лен собирали и опять на сушку!

"Сушили лен в бане, на повите, потом на полатях. Но самые нетерпеливые хозяйки несли его сразу в избу и сушили на широкой русской печи. Высушенный лен имеет неказистый вид: темный, сухой, ломкий, занозистый. И только сами мастерицы знают, как идет превращение невзрачного стебелька в белоснежную ткань" (из воспоминаний деревенской бабушки Н. А. Деревниной.

Высохшие стебли льна легко ломаются, и только теперь их несли разминать, для этого было специальное приспособление: мялка. Кстати, помню, у Булгакова в записках врача герою принесли в больницу искалеченную девушку, которая "в мялку попала". Смотрю я на эти мялки и не могу понять, как туда можно было "попасть". Разве что специально ногу засунуть.

Лен. Удивительные превращения. История первая, фото № 6

Лен. Удивительные превращения. История первая, фото № 7

Измятый лен необходимо очистить от остатков кострики. Левой рукой держали повесмо на весу, правой били по нему тонким ребром деревянного инструмента, который называется трепало. Трепало для женщины то же, что топор для мужчины. Недаром существовала пословица: "Смотри молодца из бани, девицу — из трепальни".

Лен. Удивительные превращения. История первая, фото № 8

Трепание — тяжелая и грязная работа. За день трепки стены и окна покрывались серой льняной пылью, а женщины закрывали свои лица платками. Чтобы сделать эту работу более приятной, не такой скучной и монотонной, женщины деревни собирались вместе. Пустой хлев, баня, нежилая изба — всё подходило для такой работы. Во время трепания пели, сочиняли частушки, подшучивали друг над другом, смеялись, делились новостями.

Отрепанный лен держали в сухости, затем начинали очесывать. Очес проходил в две стадии:

  1. Очес крупной железной щеткой. Получалось волокно самого низкого сорта (изгреби).
  2. Очес мелкой щеткой, сделанной из щетины. Получалось волокно среднего качества (пачеси).

Лен. Удивительные превращения. История первая, фото № 9

Оставшееся в повесме волокно — самое лучшее (собственно лен).

После очеса скатывали так называемые кудели и принимались прясть:

Лен. Удивительные превращения. История первая, фото № 10

Лен. Удивительные превращения. История первая, фото № 11

Здесь на фото бабушка справа еще чешет :)

Пряжу с веретён перематывали на мотовило, считая и перевязывая нити. 60 нитей называли пасмо. Для хорошего холста из 9 веретен наматывали 1 мот (девятерник). Это была основа будущего холста.

Пряжу мотали не только для счета, но и для дальнейшей обработки. Моты тщательно мыли, вымораживали . Постепенно пряжа из темно-серой становилась всё светлее. Готовые для тканья моты были светло-серебристые. По количеству и качеству мотов судили о трудолюбии хозяйки и её дочерей. В семье, где были дочери на выданье, а мотов не было, и о свадьбе мечтать было нечего.

Наконец, наступал момент, который завершал долгую цепочку от льняного стебелька до льняного полотна. Это тканьё.

Лен. Удивительные превращения. История первая, фото № 12

Мастерицы ткали на ручном ткацком станке, который называется кросны.

Лен. Удивительные превращения. История первая, фото № 13

А вот как описывает В. Белов в книге "Лад" последующие манипуляции с готовым холстом:

"Еще весной холсты белят в золе и затем на снегу. Снова бучат в золе и белят уже летом на чистом лугу, где-нибудь около озера или речки. В начале июня подростки обоего пола обычно возили навоз. Пока взрослые наметывали телегу, девчонки бежали к речке. Они собирали в гармошку пятнадцатиметровый конец холста, макали его в воду и снова ровно расстилали на зеленой траве. И так со всеми концами. Иная, не утерпев и видя, что никто не заметит, пускалась бегом по этой ровной гладкой холщовой дорожке.
Холсты сохли быстро, их надо то и дело макать в реку, а телега с навозом уже наметана. Контраст между чистотой расстеленного на зеленой траве холста и вонью тяжелых коричнево-желтых навозных пластов, разница между речной прохладой и жарким, гудящим от оводов полем превращали беление холстов из обязанности в нечто приятное и нетерпеливо ожидаемое. Возка навоза тоже становилась приятнее. Поэтому взрослые всегда разрешали подросткам и детям белить холсты.
Зола для беления, или бучения, холстов должна быть чистой, просеянной, желательно из ольхи. Добрые, то есть хозяйственные, старики весною нарочно ходили в лес, чтобы нажечь ольховой золы для беления холстов. Выбеленный холст был едва различим, если его расстелить на снегу."
Беление холста вдохновило Зинаиду Серебрякову на создание своих полотен. Кстати, на том же холсте, но, вероятно, все-таки небеленном :)

Лен. Удивительные превращения. История первая, фото № 14

Лен. Удивительные превращения. История первая, фото № 15

Во второй части статьи я покажу лен, сотканный прабабушкой моего мужа, и расскажу еще кое-что об этой чудесной травке.

Лён для прядения

Конопля и Лён — растения очень древние. Они относительно неприхотливы и всегда хорошо росли во многих областях России. Так, достаточно широко было развито производство льна и конопли в Олонецкой, Вологодской, Новгородской, Вятской губерниях. Псковская губерния в XVIII-XIX вв. славилась изобилием льна.

Эти растения издавна играли огромную роль в жизни людей и их призводство практически безотходно. Из стеблей делают пряжу и нитки, семена идут в пищу, из них варят каши, кисели, делают масло. Даже жмых, оставшийся после обработки, отличный корм для скота.

Ещё не так давно, до изобретения синтетики и других заменителей, люди поистине не могли бы выжить без этих простых, и, в то же время, драгоценных растений. Но и сейчас, производные из них широко используются в хозяйстве.

О ремесле

Ремесло выращивания и обработки льна и конопли было широко развито на Руси. Эти растения пользовались большим спросом, соответственно и промысел по льно- и коноплеводству был отлично развит.

Напрямую связаны с этим промыслом ремёсла — прядение и ткачество, а так же шитьё и вышивание. Но можно так же назвать и изготовление парусов, канатов, верёвок, а так же маслобойное.

Хозяйственное значение льна

Значение льна трудно переоценить. Он возделывался с незапамятных времён, что подтверждается памятниками культуры, летописями, находками археологов.

Эта культура устойчива к засухам, поскольку умеет глубоко пускать корни, добывая влагу из нижних слоёв почвы. Особенно хорошо растёт лён в Северных районах России.

Благодаря волокнистой структуре стебля, особому его строению, изо льна получаются прочные нитки, которые используют в ткачестве, при изготовлении одежды, а так же верёвок и для других хозяйственных нужд.

Семя льна очень питательно, из него варят кашу, отжимают масло, а жмых идёт на корм скоту. Семя льна очень полезно, масло и семена используют для лечения многих заболеваний. Многим известны его целительные качества при лечении гинекологических заболеваний.

Экологически чистые ткани из льняных ниток стараются носить люди, стремящиеся к здоровому образу жизни.

Хозяйственное значение конопли

Это замечательное растение незаслуженно отвергнуто в наше время, а ведь ещё не так давно, в Советские годы и до Революции, возделывание конопли было на высоком уровне в России.

Стебли конопли так же, как и лён, имеют волокнистую структуру и служат основой для изготовления прочных нитей, из которых изготавливают канаты, шпагат, парусину и брезент.

Интересно заметить, что конопляная бумага например, получается более экологична, она не нуждается в применении отбеливателей, как, скажем, бумага из древесного волокна.

В народе из конопли всегда варили сытную и полезную кашу, добавляя в неё конопляное масло.

Процесс обработки

Обработка льна и конопли схожа, поскольку эти растения имеют примерно одни и те же качества и свойства.

Сбор урожая этих культур всегда считался относительно не сложным. Их просто косили как хлеб, а в некоторых районах выдёргивали с корнем. Сейчас конечно реже можно увидеть сбор этих культур вручную, чаще это делают с помощью техники.

В давние времена вязали снопики и ставили их наподобие двускатной крыши, дожидаясь, чтобы подсохли стебли и дозрели семена.

Существует и иной способ сушения, на особых сушилках или на заборах. Стебли в результате приобретают особую маслянистость и эластичность.

Затем растения особым образом вымачивают и затем треплют. Трепание — один из важных этапов для дальнейшей переработки.

Раньше трепать лён и коноплю умели, пожалуй, почти все женщины. Для трепания использовали нехитрые приспособления, вручную мяли специальным деревянным билом.

Из размятых волокон на прялке пряли нити, а затем на ткацком стане изготавливали ткани. Семена отправляли на маслобойку или в крупорушку.

Лён и конопля в наше время

И в наше время без этих культур трудно обойтись. Интересно, что масло льна и конопли, к примеру, используется даже при изготовлении клеёнки и линолеума, а так же при производстве мыла и олифы.

Из семян и стеблей конопли можно получать метанол (древесный спирт), а так же бензин и метан. Полученный уголь можно сжигать на электростанциях, вместо древесного, а на метаноле ездят гоночные автомобили.

К сожалению, из-за того, что в некоторых сортах конопли содержатся наркотические вещества, её выращивание стали сокращать и даже название стараются не упоминать.

Лён, по понятным причинам, более популярен. В Торжке, в 1931 году, был создан Всероссийский научно-исследовательский институт льна (ВНИИЛ). Задачами института являются селекция, разработка технологии возделывания и первичной переработки льна.

История конопли в России

Знатоки утверждают, что конопля когда-то значила для Руси больше, чем нефть. Во времена царя Петра I, активно пошёл в гору конопляный бизнес. Причём Пётр сам принимал в нём активное участие.

Была введена государственная монополия на экспорт пеньки, качество которой царь проверял лично. К середине XVIII века, экспорт её составлял 37 000 тонн в год.

Но и в Советсие годы выращивание конопли было на одном из ведущих мест. В середине 1930-х, посевы занимали занимали 680 тыс. га.

Есть мнение, среди тех, кто старается возродить конопляное производство в России, что коноплю запретили не за наркотическое содержание в некоторых сортах.

На самом деле, конопля создаёт серьёзную конкуренцию деревообрабатывающей, нефтеперерабатывающей и синтетической промышленности и вполне может заменить нефть, ведь на её основе можно делать топливо и так далее.

Читайте также: