Озимый хлеб для детей

Обновлено: 05.10.2024

Использование устного народного творчества в познавательном и речевом развитии детей дошкольного возраста при воспитании любви к родной природе через малые формы фольклора.

ВложениеРазмер
konspekt_nod_ozimye.docx 24.22 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственной образовательной деятельности

в старшей группе

«Использование устного народного творчества

Цель : Воспитание любви к родной природе через малые формы фольклора

- продолжать знакомить с потешками, закличками, считалками, пословицами и поговорками;

- развитие речи, памяти, внимания, мышления, воображения;

- развитие коммуникативных умений,

- развитие ловкости, координацию движений, действовать по правилам, - развитие интереса к чувашским народным играм.

- воспитывать любви и бережное отношение к культуре своего народа.

- формировать доброжелательного отношения к окружающим;

- воспитывать умение внимательно слушать педагога

Возраст: 5 – 6 лет

Форма проведения: игра путешествие.

Вид детской деятельности : коммуникативная деятельность.

Модель организации образовательного процесса : совместная деятельность детей.

потешка, сказки, считалочка, загадка, бурачки, кузовки, бочонок, сеять, сажать , озимые

-Чтение детям рассказов об осени,

.-разучивание стихотворений, потешек, закличек,

-наблюдения в природе за осенними явлениями

-разучивание народных игр

- составление презентации для занятия

-рассматривание иллюстраций о труде хлеборобов

1.Сюрпризный момент. Получение детьми приглашения в конверте .

Ход непосредственно-образовательной деятельности

1 . Сюрпризный момент.

1. Воспитатель: Посмотрите, здесь листик на окошке? Ой, ребята, а на нем что-то написано (читает):

В: Ребята, поможем петуху отыскать эти зерна?

Отправляемся в лес искать зерна хлеба.

Куда это мы доехали? Лес (Слайд леса)

Загадки: 1. Весной веселит, летом холодит,

Осенью питает, зимой согревает. (Дерево, лес)

2. Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья)

3. Его весной и летом мы видели одетым,

А осенью с бедняжки сорвали все рубашки. (Дерево)

4. Сидит – зеленеет, лежит пожелтеет, падает – почернеет.(Древесный лист)

В.: 1.В народе говорят, если осенью листья берез начинают желтеть с верхушки – весна будет ранняя, начнут желтеть снизу - поздняя.

Нинче много грибов в лесу .(Слайд с грибами)

Наверное и вы с родителями ходили собирать. А какие грибы вы знаете.

Д.: Названия грибов.

В.: Ребята, давайте мы соберем с вами грибы. А чтобы было у нас много грибов, закличем их.

Гриб, гриб, грибовой,

Мы возьмем тебя с собой:

Волнушки - в кадушки,

Сморчки - в бурачки,

Опенки - в боченки,

Грузди – в кузовки.

2. В народе есть такая примета, если много грибов, осень долгая, а зима теплая.

В.: Наших зерен мы не нашли, пойдемте дальше.

Дошли до родника.

В.: Загадка. Бьет из под земли, ключевая вода.

Д.: Родник. (Слайд родника)

В.: Она не замерзает в суровые зимы и дает прохладу в летний зной. Глоток родниковой воды утоляет жажду, бодрит, укрепляет здоровье и исцеляет.

Где начинается родник?

В.: Долго можно смотреть на журчащую воду. Но мы можем и поиграть.

На земле чертят параллельно друг другу две линии на расстоянии 30-50 см - это родник. Игроки встают друг за другом на одну сторону родника и говорят:

С ключевой водой. С колдовской, студеной, Снеговой, холодной.

Игроки боком перепрыгивают через родник на другую сторону.

(В помещении используем длинную синюю ткань шириной 30 – 50см, место речки).

Правила игры. Игроки стоят у родника, обхватив друг друга за пояс. Игроки, перепрыгнув через родник не должны касаться воды. Коснувшейся воды, выбывает из игры.

В.: И тут не нашли зерен. Пойдемте дальше.

В.: Вот и поле (ящик с почвой) или Слайд поля .

Долг зерном возьмет, караваем вернет (поле), ( рядом зерна в мешочке.)

В.: Вот и зернушки нашли , о чем просил нам петушок, ветер прям рядом с полем и оставил нам эти зернушки.

В.: Прежде чем посеять, какая должна быть почва, земля?

Д.: Мягкая, рыхлая, вспаханная, и т.д.

В.: А для чего это нужно? Правильно, прежде чем посеять урожай, в начале землю нужно вспахать, бороновать, засеять, нужно много работать.

Видел в поле я крестьян, Они пашут вот так,

Они пашут вот так.

Видел в поле я крестьян,

Они сеют вот так,

Они сеют вот так.

Видел в поле я крестьян,

Они полют вот так,

Они полют вот так.

(Дети выполняют физические упражнения )

В.:Молодцы. Вспахали, просеяли, пропололи. Чего не хватает?

В.: Правильно, дождя. Ребята, давайте закличем дождичка.

Бочком масла угощу,

Бочком меда напою!

( Слайд тучки с дождем), (можно из пульверизатора.)

В.: Вот вы закликнули дождичка, дождик орошал и поле, даже вас успел чуточку намочить, но чего-то не хватает? Послушайте загадку:

В.: Чтобы прорастали зерна, нам нужно солнышко.

В.: Закличем солнышко, а за - одно и поиграем.

Среди игроков выбирают водящего-солнышко, остальные встают в круг. В центре круга располагается водящий. Игроки берут за руки и водят хоровод:

Гори, солнце, ярче-

Лето будет жарче,

Правила игры. Водящий осаливает игроков касанием руки. Пойманный игрок становится водящим и игра продолжается.

В.: Вот и солнышко появилось, как оно засияло, обрадовалось вашей закличке и игре.

В.: Дождя закликнули, солнышко пригласили.

Споем нашим зернам песню и пусть из них прорастут здоровые золотые колосья и порадуют нас душистым хлебом.

Принеси нам хлеба,

Колосок до неба,

Чтобы колос, как бревно,

А зерно, как ведро.

В.: Что нужно нам еще дети, чтобы проросли эти семена?

В.: Сейчас какое время года? Какая погода на улице?

В народе говорят, что в октябре (осенью) семь погод на дворе – сеет, воет, мутит, крутит, ревет, льет, с низу метет.

В.: Мы уже знаем, что весной сеют, сажают, а осенью убирают урожай. А мы сеем с вами осенью. Может мы с вами что то не правильно делаем?

Осенью сеют озимый хлеб: рожь и озимую пшеницу. Весною сеют яровой хлеб: ячмень, овёс, просо, гречиху и яровую пшеницу.
Озимь всходит ещё с осени, и когда на лугах трава уже давно пожелтела, тогда озимые поля покрываются всходами, словно зелёным бархатом.

В.: Что нужно нам еще дети, чтобы проросли эти семена?

В.: Откуда тепло на улице, скоро наступит зима, холода. Как же с нашими

В.: А тепло дает ему снег. Чем больше снега, тем теплее. В народе говорят – больше снега, больше хлеба.

Белый снег пушистый,

В воздухе кружится,

И на землю тихо.

Всю зиму просидит озимь под снегом, а весною, когда снег сойдёт и солнышко пригреет, пустит новые стебельки, новые листки, крепче, здоровее прежних.

В.: Вот задание петушка мы выполнили, нашли зерно, посеяли. Остается ждать, когда вырастут из них золотые колосья. А мы можем с вами ему написать о нашем путешествии. Кому что сегодня понравилось.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе "Наши имена" гражданско-правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Правовое воспитание дошкольников начинается с воспитания у него чувства собственного достоинства, уважения к самому себе. Если ребенка научить уважать себя и свои права, он научится уважать дру.

Конспект занятия в старшей группе "О правах, играя" (формирование гражданско-правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста)

Человек получает права, когда появляется на свет. С первых дней своей жизни ребенок пытается выстраивать какие-то отношения с окружающим ег.

Конспект занятия в старшей группе "Я и мои права" (формирование гражданско-правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста)

В дошкольном возрасте закладываются основы самоуважения, собственного достоинства, необходимого для успешной реализации и творческой активности. Процесс познания самого себя формирует само.


План-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) по теме: Конспект занятия в старшей группе по аппликации на тему: "Птица счастья".

Как сделать объемную аппликацию.

Конспект ОД в старшей группе по познавательно – исследовательской деятельности по экспериментированию в старшей группе и презентация по ознакомлению с окружающим миром по теме: «Снег и.

Конспект НОД по Окружающему миру.


Дополни данный текст еще одним абзацем. Подумай, о чем будешь рассказывать. Запиши.

ХЛЕБ РАСТЁТ. Э. Шим

Кругом деревни поля ещё голые. А одно поле — будто зелёной краской залито. Такое яркое, такое весёлое, такое праздничное!

— Это хлеб растёт.

Зелёные ростки, одинаковые, как родные братцы, кустиками, кустиками торчат. Когда же они успели вырасти?

Мама объясняет: это озимый хлеб. Его под зиму сеяли, прошлой осенью.

Зёрна успели до холодов проклюнуться, прорасти и поднять над землёй кустики нежных зелёных листьев.

Потом их снегом закрыло. И уснули они до поры до времени. Над полем вьюги свистели, морозы студили землю.

Зябко ему было под снегом, темно. И долго-долго зима не кончалась.

Но дотерпел хлеб, дождался весны. И как только она пришла, сразу ожил, сразу начал расти. Не пропустил первое тепло, не замешкался.

Сказки, найденные в траве - IMG_1795.JPG

Автор этой книги живёт на той же лестнице, что и я.

Мы с ним иногда встречаемся в лифте. Естественно, что постепенно познакомились.

С того дня стали здороваться; потом я пригласил Эдуарда Юрьевича на премьеру, а он мне дал прочитать свою, ещё не напечатанную рукопись. Я прочёл, и мне захотелось написать к этой будущей книжке предисловие.

Шим спросил издательство. Там сказали: хорошо, пусть пишет.

За окном зима. Ветви деревьев окантованы пушистыми колбасками снега. На перилах балкона две кормушки. Одна похожа на круглый домик с такой же круглой терраской. Она с просяным зерном. Другая — как маленькая металлическая авоська. В ней обрезки сала.

Около качающегося домика всё время вертятся суматошные полевые воробьи, а иногда, откуда ни возьмись, появляется поползень. С двух концов одинаковый, как веретено. Не поймёшь, где голова, где хвост. Везде остро.

К металлической авоське прилетают синицы — московки, гаечки, лазоревки; повисают на авоське спиной вниз и клюют сало. Пугаются друг друга, улетают, возвращаются и опять виснут. Мешают мне писать, потому что всё время интересно на них смотреть.

Под столом, у меня в ногах, свернулась бубликом приблудная собачонка по имени Лизавета. У неё голова похожа на лисью. Удивительная собачонка; как я без неё жил до сих пор, даже непонятно.

На столе рукопись Шима.

Вот опять синица прилетела. Голову набок, на меня поглядывает. И мне начинает казаться, что то ли мои синицы да воробьи из рукописи на балкон вылетели, то ли они прямо с балкона в рукопись влетели.

Замечательное дело писатель Шим делает, неоценимое. Раскрывает детские глаза и души.

Мне бы очень хотелось, чтобы матери, отцы, дедушки, бабушки, дяди и тёти, старшие сёстры и братья — одним словом, все, кто будет читать эту книжечку детям, поняли бы, как важно всё, что в ней написано.

Пусть в рассказике всего десять строчек. Всё равно важно. Потому что каждая строчка — это зерно, падающее в сердце ребёнка.

Ребёнок родится, человек создаётся.

Создаётся с первого дня всем тем, что его окружает, Материнскими руками, запахом молока, синевой неба, громом, дождём, детскими голосами.

Человек воспитывается — и вовсе не только родителями и школой, а всем, буквально всем тем, что он воспринимает. И самое главное — приучить ребёнка видеть, чувствовать и любить всё живое.

Только так может вырасти в его сердце доброта.

Только так возникнет и разовьётся в нём любознательность — мать всякой науки.

Только так может развиться эмоция, взволнованность — мать всякого таланта.

Пусть полюбит ребёнок шимовскую козу Матрёну, хоть она и обглодала веники.

Пусть поймёт он, что нельзя мучить жука, привязывая его на ниточку, даже если это вредный жук.

Пусть полюбит угадывать весну по запаху земли.

Пусть узнает, как растёт под снегом хлеб — тот самый, который даёт ему к обеду мама.

Пусть полюбит жизнь.

Настоящую подробную жизнь, в которой самое маленькое так же прекрасно и так же удивительно, как и самое большое.

Пусть станет счастливым оттого, что он научился и видеть, и чувствовать.

ЧЕМ ПАХНЕТ ВЕСНА

Мой отец уехал работать в колхоз. Мама сказала:

— Когда запахнет весной, мы тоже поедем.

А я и не знаю, чем пахнет весна. Не запомнил с прошлого года.

Вот стало солнышко пригревать, сосульки плачут на крышах. Небо высокое и голубое.

— Нет, — отвечает мама. — Весна только ещё улыбнулась. Рано!

Вот уже снег сделался грязный, забулькали ручьи на дорогах. Воробьи трещат целыми днями. Откроем форточку — на улице шум весенний.

— Heт отвечает мама. — Весна ещё только голос подаёт. Рано!

Наконец растаял в городе почти весь снег. Уже тепло. На перекрёстке весенними цветами торгуют.

Мама купила букетик подснежников. Они синенькие такие, на коротких ножках. Их не срезали даже, а выдёргивали из земли прямо с луковками и корешками.

Мама понюхала подснежники и говорит:

— Вот теперь настоящей весной запахло. Пора ехать!

Я тоже понюхал. Оказалось, пахнут подснежники совсем не цветами. И не зелёной травой да листьями.

Обыкновенной землёй пахнет весна.

Сказки, найденные в траве - IMG_1801_.JPG

ГДЕ НАША ДЕРЕВНЯ?

Сначала мы ехали на поезде, потом — в лобастом новеньком автобусе.

Я забрался на переднее сиденье, смотрю в окошко. Всё жду, когда наша деревня покажется.

— Её издалека заметишь!

Но пока не видать деревни. Дорога тянется полями. А поля ещё чёрные, пустые, и везде на них тракторы работают.

Ползёт трактор, а за ним остаются ровные-ровные борозды, словно земля гребешком расчёсана. Я подумал: вот почему настоящая весна пахнет землёй! Потому, что ещё не оделась земля. Только проснулась да причёсывается.

Вдруг далеко, на краю чёрных полей, что-то забелело. Как будто облако спустилось на землю.

Подъехали мы поближе, и я увидел, что это берёзы. Их много, и растут они дружно, широким кругом. Будто хоровод вести собрались.

— Ну, видишь? — спрашивает мама.Чего?

— Да нашу деревню. Во-он, на горке. Издалека светится!

Вот мне смешно стало!

Ищу, ищу свою деревню, а она за берёзами спряталась.

Сказки, найденные в траве - IMG_1802_.JPG

Кругом деревни поля ещё голые. А одно поле — будто зелёной краской залито. Такое яркое, такое весёлое, такое праздничное!

— Это хлеб растёт.

Зелёные ростки, одинаковые, как родные братцы, кустиками, кустиками торчат. Когда же они успели вырасти?

Мама объясняет: это озимый хлеб. Его под зиму сеяли, прошлой осенью.

Зёрна успели до холодов проклюнуться, прорасти и поднять над землёй кустики нежных зелёных листьев.

Потом их снегом закрыло. И уснули они до поры до времени. Над полем вьюги свистели, морозы студили землю.

Зябко ему было под снегом, темно. И долго-долго зима не кончалась.

Но дотерпел хлеб, дождался весны. И как только она пришла, сразу ожил, сразу начал расти. Не пропустил первое тепло, не замешкался.

Тянется к солнышку, старается!

Идут люди весёлым зелёным полем, глянут по сторонам, улыбнутся:

— До чего хлеб хорош!

Сказки, найденные в траве - IMG_1803_.jpg

КОГДА СВЁКЛУ СЕЮТ?

Встретился с моей бабушкой колхозный бригадир:

— Я посоветоваться хотел, Анна Степановна. Не пора ли раннюю свёклу сеять?

— Вечером тебе скажу, — отвечает бабушка. — Я ещё в лес не ходила, не знаю.

— Понятно, — говорит бригадир.

А мне ничего не понятно. Ни капельки. Зачем идти в лес, чтобы узнавать про свёклу? И кого там расспрашивать?

— Деревья расспрашивать, — объясняет бабушка. — Цветы расспрашивать, травы. Они скажут, ранняя нынче весна или поздняя. Знак подадут, когда сеять свёклу, когда огурцы.

— Какой такой знак?

Кругом деревни поля еще голые.А одно поле будто зеленой краской залито.Такое яркое,такое веселое,такое праздничное!

-Это хлеб растет

Зеленые ростки, одинаковые,как родные братцы,кустиками,кустиками торчат.Когда же они успели вырасти?

-Это озимый хлеб.Его под зиму сеяли,прошлой осенью.

Зерна успели до холодов проклюнуться,прорасти и поднять над землей кустики нежных зеленых листьев.

Потом их снегом закрыло.И уснули они до поры,до времени. Над полем вьюги свистели,морозы студили землю.

А хлеб терпел.Зябко ему было под снегом,темно.И долго-долго зима не кончалась.

Но дотерпел хлеб,дождался весны.И как только она пришла,срузу ожил,сразу начал расти.Не пропустил первое тепло,не замешкался.

Тянется к солнышку,старается!

Идут люди веселым зеленым полем,глянут по сторонам,улыбнуться:
-до чего хлеб хорош!
Дополни данный текст еще одним абзацем. Подумай, о чем ты будешь рассказывать. Запиши.

Читайте также: