Покраснела рябина есенин анализ

Обновлено: 05.10.2024

* * *

Покраснела рябина,
Посинела вода.
Месяц, всадник унылый,
Уронил повода.

Снова выплыл из рощи
Синим лебедем мрак.
Чудотворные мощи
Он принес на крылах.

Край ты, край мой, родимый,
Вечный пахарь и вой,
Словно Вольга под ивой,
Ты поник головой.

Встань, пришло исцеленье,
Навестил тебя Спас.
Лебединое пенье
Нежит радугу глаз.

Дня закатного жертва
Искупила весь грех.
Новой свежестью ветра
Пахнет зреющий снег.

Но незримые дрожди
Все теплей и теплей…
Помяну тебя в дождик
Я, Есенин Сергей.

Полифоническое звучание авторских интонаций обусловлено сложностью проблематики: с волнением и сочувствием поэт говорит о главном – дорогой сердцу родине. Патриотическая тема одновременно развивается в двух направлениях. Первое посвящено идее богоизбранности крестьянской Руси, второе – ее загадочности, непостижимости, восходящей к иррациональному магическому началу.

Небольшая зарисовка, открывающая стихотворение, определяет основные колористические акценты пейзажа – красный и синий. Оба оттенка обладают богатой символикой: в православной иконописи они обозначают соответственно божественную любовь, высокую жертву и небесную правду, вечное духовное начало, спасение.

Если цветовые доминанты обнаруживают явную религиозную природу, структура образа месяца-всадника построена по принципам языческого антропоморфизма. Следующий персонаж – пример авторской трансформации традиционных представлений: мрак-лебедь первоначально ассоциируется с надвигающейся темнотой, однако прекрасная птица несет на крыльях светлое чудо, мощи святого – знаковый атрибут православного мировосприятия.

Обращение к родному краю звучит в двух центральных катренах. Образ Родины также олицетворяется и принимает облик пахаря и страдальца, былинного волшебника и воина Вольги. К чему призывает субъект речи своего персонажа? Он ждет от богатыря активных действий, соответствующих моменту. Лебедь принес благую весть о возрождении родной земли, которое стало возможным после нового явления Спаса и его искупительной жертвы.

Свежесть ветра, влажный снег, теплеющий воздух – приметы наступающей весны, упомянутые в финальных четверостишиях, обозначают не только грядущее пробуждение природы, но и духовное перерождение крестьянской Руси.

Вечер о творчестве С.А.Есенина

Вечер о творчестве С.А.Есенина

Вечер о творчестве С.А.Есенина запись закреплена

Полифоническое звучание авторских интонаций обусловлено сложностью проблематики: с волнением и сочувствием поэт говорит о главном — дорогой сердцу родине. Патриотическая тема одновременно развивается в двух направлениях. Первое посвящено идее богоизбранности крестьянской Руси, второе — ее загадочности, непостижимости, восходящей к иррациональному магическому началу.

Небольшая зарисовка, открывающая стихотворение, определяет основные колористические акценты пейзажа — красный и синий. Оба оттенка обладают богатой символикой: в православной иконописи они обозначают соответственно божественную любовь, высокую жертву и небесную правду, вечное духовное начало, спасение.

Если цветовые доминанты обнаруживают явную религиозную природу, структура образа месяца-всадника построена по принципам языческого антропоморфизма. Следующий персонаж — пример авторской трансформации традиционных представлений: мрак-лебедь первоначально ассоциируется с надвигающейся темнотой, однако прекрасная птица несет на крыльях светлое чудо, мощи святого — знаковый атрибут православного мировосприятия.

Обращение к родному краю звучит в двух центральных катренах. Образ Родины также олицетворяется и принимает облик пахаря и страдальца, былинного волшебника и воина Вольги. К чему призывает субъект речи своего персонажа? Он ждет от богатыря активных действий, соответствующих моменту. Лебедь принес благую весть о возрождении родной земли, которое стало возможным после нового явления Спаса и его искупительной жертвы.

Свежесть ветра, влажный снег, теплеющий воздух — приметы наступающей весны, упомянутые в финальных четверостишиях, обозначают не только грядущее пробуждение природы, но и духовное перерождение крестьянской Руси.

Покраснела рябина,
Посинела вода.
Месяц, всадник унылый,
Уронил повода.
Снова выплыл из рощи
Синим лебедем мрак.
Чудотворные мощи
Он принес на крылах.
Край ты, край мой, родимый,
Вечный пахарь и вой,
Словно Вольга под ивой,
Ты поник головой.
Встань, пришло исцеленье,
Навестил тебя Спас.
Лебединое пенье
Нежит радугу глаз.
Дня закатного жертва
Искупила весь грех.
Новой свежестью ветра
Пахнет зреющий снег.
Но незримые дрожди
Все теплей и теплей…
Помяну тебя в дождик
Я, Есенин Сергей.

Сергей Есенин

Покраснела рябина,
Посинела вода.
Месяц, всадник унылый,
№ 4 Уронил повода.

Снова выплыл из рощи
Синим лебедем мрак.
Чудотворные мощи
№ 8 Он принес на крылах.

Край ты, край мой, родимый,
Вечный пахарь и вой,
Словно Вольга под ивой,
№ 12 Ты поник головой.

Встань, пришло исцеленье,
Навестил тебя Спас.
Лебединое пенье
№ 16 Нежит радугу глаз.

Дня закатного жертва
Искупила весь грех.
Новой свежестью ветра
№ 20 Пахнет зреющий снег.

Но незримые дрожди
Все теплей и теплей.
Помяну тебя в дождик
№ 24 Я, Есенин Сергей.

Pokrasnela ryabina,
Posinela voda.
Mesyats, vsadnik unyly,
Uronil povoda.

Snova vyplyl iz roshchi
Sinim lebedem mrak.
Chudotvornye moshchi
On prines na krylakh.

Kray ty, kray moy, rodimy,
Vechny pakhar i voy,
Slovno Volga pod ivoy,
Ty ponik golovoy.

Vstan, prishlo istselenye,
Navestil tebya Spas.
Lebedinoye penye
Nezhit radugu glaz.

Dnya zakatnogo zhertva
Iskupila ves grekh.
Novoy svezhestyu vetra
Pakhnet zreyushchy sneg.

No nezrimye drozhdi
Vse tepley i tepley.
Pomyanu tebya v dozhdik
Ya, Yesenin Sergey.

Gjrhfcytkf hz,byf,
Gjcbytkf djlf/
Vtczw, dcflybr eysksq,
Ehjybk gjdjlf/

Cyjdf dsgksk bp hjob
Cbybv kt,tltv vhfr/
Xeljndjhyst vjob
Jy ghbytc yf rhskf[/

Rhfq ns, rhfq vjq, hjlbvsq,
Dtxysq gf[fhm b djq,
Ckjdyj Djkmuf gjl bdjq,
Ns gjybr ujkjdjq/

Dcnfym, ghbikj bcwtktymt,
Yfdtcnbk nt,z Cgfc/
Kt,tlbyjt gtymt
Yt;bn hfleue ukfp/

Lyz pfrfnyjuj ;thndf
Bcregbkf dtcm uht[/
Yjdjq cdt;tcnm/ dtnhf
Gf[ytn pht/obq cytu/

Yj ytphbvst lhj;lb
Dct ntgktq b ntgktq///
Gjvzye nt,z d lj;lbr
Z, Tctyby Cthutq/

Рожнова Елена Николаевна

Исследовательска работа учащихся 7 класса по есениноведению.

ВложениеРазмер
obraz_ryabiny_v_poezii_s.esenina.doc 72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образ рябины в поэзии С.А.Есенина

ученицы 7-В класса

Ермишина Алина , Прядченко Аксения

Рожнова Е.Н., учитель

русского языка и

Литература как искусство, особенно поэзия, обладает уникальной способностью воздействовать на формирование эстетической культуры человека, важнейшей составляющей, которой является художественный интерес самого писателя. Если автор знает и любит то, о чем говорит, значит, и читатель не останется равнодушным к этой теме.

С этим вопросом мы обратились к жителям села Константиново. Пожилые жители, которые нам встречались, затруднялись ответить, но мы заметили, что очень часто у домов коренных жителей, кроме плодовых растений, росли рябины.

Мы выдвинули гипотезу , что именно это дерево было любимым у С.Есенина.

Цель нашей работы – проследить поэтический образ рябины в творчестве С.А. Есенина.

Объектом исследования стала поэзия С.А.Есенина, предметом - образ рябины.

Задачи исследования: проанализировать поэтические произведения С.А.Есенина, критический материал по данной теме. Собрать художественный и фотоматериал.

Методы исследования: анализ литературного материала, математический метод, интервьюирование.

*Стр. 36 , Москва, Советский писатель, 2005.

Ты мне пой. Ведь моя отрада,

Что вовек я любил не один

И калитку осеннего сада,

И опавшие листья с рябин.

Являлся сельским жителем, писатель с откровенной теплотой воспевает неповторимую красоту родного края. Он влюблен в бескрайние поля, леса, в родное рязанское небо, в цветы, деревья. Откуда же у С.Есенина такая любовь и знания природного мира? Возможно, одна из причин – это воспитание бабушки, которая была травницей. Она собирала лекарственные растения. Сергей уже с детства знал, что надо пить от простуды, из каких трав заваривают чай, что можно взять от природы в разное время года, чтобы не остаться голодным. Таково было детство юного поэта. Но не только практическая составляющая беспокоила Есенина. Он сам после пожара родительского дома привозил и сажал деревья у дома, причем, не только плодовые…Сажает он и рябинку около крестьянской избы. Душа требовала красоты…Именно поэтому поэтичные строки рождались под его пером.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

У поэта образ рябины всегда связан с воспоминанием о доме, о детстве и юности, о первой любви…

Ты мне пой. Ведь моя отрада,

Что вовек я любил не один

И калитку осеннего сада,

И опавшие листья с рябин.

В стихотворении «Покраснела рябина…поэт показывает смену исторических событий. В нем рябина остается символом уходящего, но становится и символом назревших изменений.

Месяц, всадник унылый,

Встань, пришло исцеленье,

Навестил тебя Спас.

Нежит радугу глаз.

2. Рябина в народных преданиях

Практически у каждого дома постоянных жителей Константинова растет и поныне рябина. Даже на кладбище ее много. Собирая материал к работе, мы спрашивали у местных жителей, зачем они сажают рябину у дома. Получили такие ответы:

- красивая и весной, когда цветет, и осенью, когда ягоды красные…

- птичкам зимой есть чем полакомиться…

- защищает от нечистой силы.

Последний ответ заинтересовал нас особо. Может, это знал и поэт?

Для ответа мы обратились к Энциклопедии народных преданий.*

В народе рябину называют птицелов, зимняя ягодка - только после заморозков рябина становится вкусной.

Наши предки, древние славяне, считали рябину, наряду с дубом, березой, вербой, священным деревом. Они верили, что в кроне рябины прячутся перуновы молнии (такие же красные, как ее ягоды). Ветка рябины с ягодами воспринималась как символ палицы Перуна, способной защитить человека от всех бед. Издревле сyществовал запpет pyбить, ломать, обpывать цветы и ягоды pябины. Разрешалось срезать ее крупные ветви только для посохов священнослужителей и странников, отправлявшихся в дальний путь. А мелкие ветки с цветами или плодами - для украшения жилищ и проведения ритуальных действий.

Бытовало поверье - кто ее поломает или сpyбит, тот вскоpе yмpет сам или же yмpет кто-либо из его близких. Поэтому, прежде чем сломать рябиновую ветку, дереву кланялись, просили прощения поясняли, зачем берут его частицу, а иначе — быть бедам, самая мелкая из которых - зубная боль.

Не только у славян, у многих народов лучшая палочка для волшебника – рябиновая, лучший венок для невесты – из ее цветов, лучший оберег от злых сил – гроздья ее ягод.

В народном творчестве рябина, наряду с березой, является поэтическим символом России. Испокон веков она являлась так же символом плодородия и благополучия. Ее ягоды (как и калины) считаются символом семейного счастья, сильной и верной любви, а значит и крепкой семьи. Поэтому молодожёны сажали её у своего дома , гроздья ягод выкладывали на подоконник или между рамами. По старинному поверью пока ягоды сохраняют свой цвет, семейному союзу ничего не грозит и, кроме того, считалось, что рябина охраняет дом от злых сил. Традиция эта жива до сих пор. Поссорившимся влюбленным советовали посидеть вместе в тени рябины. Под рябиной встречались и расставались, у рябины просили совета.

Издревле считалось, что рябина является мощным и действенным оберегом. Если присмотреться, то можно увидеть, что на нижней стороне ее ягод находится рисунок, напоминающий звёздочку. В языческой культуре звезда являлась одним из самых древних и важнейших символов – символом защиты. Вероятно, поэтому появилось представление о рябине, как о дереве, способном защитить от злых сил, порчи, болезней, и оно характерно для многих народов нашей страны.

Рябина, как и яблоня, считается женским деревом. Именно их она в первую очередь берет под свою защиту, дарит красоту и здоровье. Недаром ни одна свадьба на Руси не обходилась без рябины. В некоторых губерниях сваха сыпала жениху за голенище рябиновые коренья, чтобы на него не навели порчу на свадьбе. Рябиновыми листьями выстилали обувь новобрачных, а венки из ее веток с россыпями ягод надевали им на головы. Считалось, что в таком наряде молодые спрятаны от сглаза с головы до ног. Ее ветками очищали спальню для первой брачной ночи, невеста надевала рябиновые бусы, а жених мог прикрепить гроздья к поясу — дабы не сглазили.

С рябиной связано множество примет.

Если порвется венок из рябины, надетый невесте на голову во время свадьбы, то значит, не по любви выходит она замуж или жизнь ее сложится несчастливо. Если венок из ягод долго сохраняет свою свежесть и не засыхает, значит, искреннее чувство в сердцах молодых, и все у них будет хорошо. Если бусы из ягод, повешенные около кровати девушки, вдруг рвутся и рассыпаются по полу, значит, скоро будет свадьба. А в какой стороне света больше ягод насыпалось, оттуда и придет жених. Если девушка вдруг под окном увидела ягоды, рассыпанные по снегу, или веточку, воткнутую в окно, или просто несколько ягод на подоконнике – значит, скоро будет она счастлива. Бытовало также поверье, что если девушка попарится в бане рябиновым веником, а потом бросит его на двор суженого, то он её отыщет "по запаху", а девушка всегда будет молодой и красивой. Если рябина, растущая во дворе, вдруг прекращает плодоносить, болеет и чахнет, это значит, что-то не к добру в этой семье. То же самое означает, если вдруг зачахли и умерли саженцы рябины, посаженные с целью оберегать дом от зла и беды.

У рябины искали помощи при бесплодии, женских болезнях. Ягоды рябины традиционно входили в состав приворотных зелий, помогая преодолеть неразделенную любовь, из них делали обереги, для защиты от чужих чар, отвода порчи, защиты от сглаза . Даже в наши дни девушки и женщины в деревнях осенью делают бусы из ягод рябины, не задумываясь, что раньше подобные бусы были важным ритуальным оберегом. Эти бусы носили целый год, до появления новых спелых ягод. Такой талисман всегда считался лучшей защитой от чужой магии.

Рябина служила оберегом не только для женщин. Согласно народным поверьям она охраняет воина в походе. Снаряжая мужей на войну, жены пришивали к их одежде крестики из рябиновых прутиков, перевязав их красной ниткой. Рябиновые грозди клали в походные сумки как средство от цинги и усталости в дороге. Было поверье: если человек страдает бессонницей, это означает, что его нечисть мучает, сна не дает. Надо взять ветку рябины, очертить ею окружность вокруг себя – сгинет нечисть и пройдет бессонница. У некоторых народов младенца символически парили рябиновым веником, считая, что тогда ребенок будет защищен от болезней.

В старину рябину применяли в похоронных обрядах, считая, что она охраняет живых от мира мертвых. Поэтому была традиция ставить на свежую могилу крест из рябиновых веток, которые перевязывали красными нитками. Этот крест помогает покойнику успокоится в могиле и не тревожить живущих.

Еще несколько примет, связанных с рябиной.

Если рябина полностью расцвела, то заморозков больше не будет.

Если на рябине листья завянут и останутся на зиму, то будут сильные морозы. Кстати, эта примета справедлива не только для рябины, но и для других деревьев.

Три рябины вокруг дома – защита от пожара

Рябина перед окном – защита от зависти

Рябина у крыльца – достаток в доме.

Рябина в огороде – будешь всегда с урожаем.

И, в заключение, интересный факт. Рябина обладает бактерицидными свойствами, поэтому является, наряду с серебром, отличным средством для очищения воды. Исстари, когда люди ходили на покосы, они бросали в заводи гроздь рябины, чтобы вода была питьевой. А охотники, рыболовы и туристы пользуются этим приемом до сих пор: в затхлую воду опускают на два часа ветку рябины с листьями – и вода обеззараживается, становится пригодной для питья.

3.Образ рябины в музыке

В народных песнях рябина ассоциируется с образом тоскующей в разлуке с любимым женщины. Ярче всего, по-моему, рассказывается об этом в древненовгородской легенде. Однажды купеческая дочь полюбила простого парня, но её отец и слышать не хотел о зяте бедняке. Чтобы избавить семью от позора он пошел к колдуну, а дочь случайно узнала об этом и решила убежать из родного дома. Темной дождливой ночью поспешила она на берег реки к месту встречи с любимым. В тот же час появился там и колдун, но парень заметил его. Для того чтобы отвести опасность от девушки и отвлечь его, храбрый юноша бросился в воду.

На есенинские стихи музыканты с удовольствие писали и продолжают писать музыку, певцы исполняют эти произведения. Интересно, что и здесь образ рябины занимает свое поэтическое место.

4.Образ рябины в изобразительном искусстве

Рябина – любимое дерево не только поэтов, но и художников. Нам удалось узнать, какой предстает рябина на полотнах классиков и современных живописцев.

К нашему удивлению картин оказалось очень много, поэтому мы назовем некоторые из них, которые запомнились нам больше всего.

Это только часть от этих замечательных произведений искусства, мы включили в список самые запоминающиеся картины.

5.Образ рябины в народной кулинарии

Плоды рябины употребляются в пищу в свежем виде, из них готовят всевозможные варенья, джемы, пастилу, повидло, мармелады и желе. Также рябина – неотъемлемый ингредиент многих коньячных, ликерных или спиртовых настоек, из нее готовят компоты, морсы и соки. Нередко спелые ягоды замачивают или маринуют.

Анализируя поэзию С.А.Есенина, мы узнали, что поэт особо трепетно относился к рябине. Именно поэтому посадил после пожара ее у дома. Это отношение было порождено наблюдательностью, хорошим знанием народной культуры, традиций и обрядов русского народа. Параллельно мы получили нужные, полезные и интересные сведения обо всем, что касается рябины. Работа помогла нам узнать много нового об этом довольно широко известном дереве в разных странах и у разных народов. Нам удалось убедиться, что рябина является действительно любимым деревом в народе и в творчестве С.А.Есенина. Не случайно современные художники, воодушевляясь любовью Сергея Есенина к этому дереву, создают картины, изображая ягоды и листья этого дерева.

Читайте также: