При почвенном питании растения поглощают

Обновлено: 05.10.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект урока будет удобен на уроке географии для 5 класса в сентябре, здесь есть цель и задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, мотивация к учебной деятельности, приветствие, актуализация опорных знаний, открытие нового, работа с таблицей. развивать восприятие прекрасного, творческое мышление. Формировать интерес к биологии, физкультминутка, закрепление, вопросы и задания, обобщение, итог, домашнее задание.

Конспект урока по биологии для 5 класса на тему: Почвенное питание растений

Цель: расширить представления учащихся о процессе питания на примере растений.

Задачи: формировать у учащихся знания о почвенном питании растений как важнейшего процесса жизнедеятельности, познакомить с классификацией удобрений;

Ход урока:

I.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности .

Учитель: - Учебник на столе у вас?

А ручки и тетрадки?

Тогда урок начнём сейчас,

Раз всё у вас в порядке.

Чтобы литературные тайны познавать,

Нужно всё серьёзно изучать.

- проверка готовности класса к уроку:

Я рада новой встрече с вами,

Приятно ваше общество, друзья!

Ответы ваши вы готовьте сами,

Их с интересом буду слушать я.

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

Вот книжки на столе,

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у ребят

Урок очень важный

А почему он важный –

Добрый день, мои друзья,

Встрече с вами рада я.

Сели ровно, все достали,

Вспоминаем все, что знали,

Оставляем все заботы

И включаемся в работу.

II. Актуализация знаний учащихся.

- А что такое питание?

- Для чего организмам нужны питательные вещества?

- Что является источником энергии для растений?

III. Работа по новой теме.

Почвенное питание растений.

У вас на столах вы видите опорные конспекты. Здесь записан ряд вопросов, на которые нам с вами сегодня необходимо ответить.

Вначале запишем тему урока: Корневое питание растений.

А теперь сформулируем понятие питание растений .(слайд 4)

Питание растений - процесс поглощения и усвоения из окружающей среды химических элементов, необходимых для их жизни.

Какие вы знаете типы питания растений: воздушное (фотосинтез), почвенное (корневое)

(слайд 5) Почвенное питание изучает целая наука – агрохимия. А специалистов этой науки называют агрохимиками, или врачевателями полей. Я предлагаю вам пройти обучение основам агрохимии. А также пройти стажировку.

Для начала ответим на некоторые вопросы:

Что является органом почвенного питания?

Роль корня в почвенном питании растений.

(слайд 6) Каковы основные функции корня?

- удерживает растение в почве и поглощает воду с минеральными веществами

Какая зона корня отвечает за поглощение воды с минеральными веществами?

Каковы особенности ее строения?

- наличие корневых волосков

Что собой представляют корневые волоски? (слайд 7)

- это выросты наружных клеток зоны всасывания, длиной до 2 мм, они плотно

прилегают к частицам почвы и всасывают воду с растворенными в ней

минеральными веществами. Они выделяют слизь для растворения минеральных

веществ и их дальнейшего всасывания. Они работают как насосы, живут несколько

дней, после чего отмирают. Новые волоски появляются на молодых клетках на

границе зоны роста и всасывания, и поэтому зона всасывания перемещается в почве.

Какой в этом смысл?

- зона всасывания использует для питания новые участки почвы

Что произойдет если повредить корневые волоски?

- растение не сможет добывать из почвы минеральные вещества и воду

Что нужно предпринять при пересадке растений для того, чтобы не повредить корневые волоски?

- пересаживать растения с комочком почвы

Как дальше другие органы растения получат поглощенные корнем воду и минеральные вещества? (учебник стр. 82)

- по зоне проведения по сосудам древесины (ксилемы) вода с минеральными веществами поступит в надземную часть растения

Сосуды древесины обратите внимание имеют форму спиралей и поэтому вода с растворёнными в ней минеральными веществами поднимается вверх, как бы преодолевая виток за витком.

Но для того, чтобы поднять воду даже на небольшую высоту, нужна сила. И эта сила называется корневым давлением. (слайд 8)

Корневое давление – это сила, вызывающая одностороннее движение водных растворов минеральных веществ от корней к побегам.

(слайд 9) Поглощению воды корнем способствует и испарение воды листьями - транспирация, т. к. потеря воды в клетках должна быть возмещена, поэтому непрерывно идет ток воды. Количество воды, теряемое растением за счёт транспирации очень велико. Травянистые растения, например хлопчатник или подсолнечник, за сутки теряет таким путём 1-2 литра воды, а старый дуб – более 600литров.

(слайд 11) Корневое (почвенное) питание – это процесс получения растением при помощи корней водных растворов минеральных веществ. Записывают определение.

Теперь мы можем ответить на главный вопрос агрохимии. Какие вещества поглощает корень? (слайд 11)

Воду и минеральные соли. записывают в конспект.

Правильно, корень поглощает воду. Вода имеет для растения большое значение, ведь тело растения на 50-98 процентов состоит из воды. Вместе с водой в растения попадают растворимые минеральные соли, включающие такие химические элементы как фосфор, азот, калий и т. д. Они необходимы растению для построения более сложных веществ. (слайд 12)

У вас на партах лежат листочки, на которых указаны основные минеральные вещества необходимые растениям. Эти вещества можно разделить на две группы: Макроэлементы – химические элементы или их соединения, используемые организмами в сравнительно больших количествах: кислород, водород, углерод, азот, железо, фосфор, калий, кальций, сера, магний, натрий, хлор и др.

Микроэлементы – это вещества необходимые для жизни, содержащиеся в очень малых количествах.

Значение этих элементов указано на листочке № 5

Мы на цыпочки привстали,

Ручки кверху мы подняли,

Мы вздохнули, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Выдохнули, руки вниз,

- А теперь все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево

Тихо сели, вновь за дело.

IV. Закрепление

Итак, вы изучили теоретические основы агрохимии. А теперь я предлагаю вам пройти стажировку и применить полученные знания на практике. Каждой группе необходимо исследовать растение. Определите, какие удобрения необходимы данным растениям для улучшения почвенного питания? Ответ обоснуйте.

При почвенном питании растения с помощью корня поглощают : а) углекислый газ ; б) перегной ; в)воду и растворённые в ней минеральные вещества ; г)органические вещества ; Пожалуйста помогите скорее, у нас сегодня биология.


В)воду и растворённые в ней минеральные вещества ;


Какие вещества поступают в растение в результате почвенного питания?

Какие вещества поступают в растение в результате почвенного питания?

А) кислород и водород в) вода и минеральные вещества с) углекислый газ и вода д) органические вещества.


Какие вещества поступают в растение в результате почтенного питания?

Какие вещества поступают в растение в результате почтенного питания?

А) кислород и водород в) вода и минеральные вещества с) углекислый газ и вода д) органические вещества.


При почвенном питании растения поглощают : А) Только воду Б) Воду и органические вещества В) Воду и минеральные вещества Г) Минеральные и органические вещества?

При почвенном питании растения поглощают : А) Только воду Б) Воду и органические вещества В) Воду и минеральные вещества Г) Минеральные и органические вещества.


. При образования органических веществ растения поглощают : А)кислород Б)углекислый газ?

. При образования органических веществ растения поглощают : А)кислород Б)углекислый газ.


1. Для образования органических веществ хлоропластах растениях необходимо : а) вода, свет б) свет, углекислый газ в)вода, углекислый газ, свет 2?

1. Для образования органических веществ хлоропластах растениях необходимо : а) вода, свет б) свет, углекислый газ в)вода, углекислый газ, свет 2.

В процессе фотосинтеза растение : а)поглощает углекислый газ б)поглощает кислород в)образует минеральные вещества 3.

Углекислый газ необходим растениям для а)питания б)фотосинтеза в)размножения 4.

Космическая роль растений состоит в том что они : а)улавливают и запасают солнечную энергию б)поглощают минеральные соли и воду в)поглощают углекислый газ.


1. какая часть растений < ; готовит> ; пищу?

1. какая часть растений < ; готовит> ; пищу?

2. что даёт свет для питания растений?

3. какое утверждение верно?

1) Листья поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

2) Листья поглощают минеральные соли и выделяют воду.

3) Корни поглощают воду и выделяют минеральные соли.

4) Листья поглощают углекислый газ и выделяют минеральные соли.

4. Растения называют лёгкими планеты.

Что необходимо для образования в листьях растений питательных веществ?


Как питается торфяной мох сфагнум?

Как питается торфяной мох сфагнум?

1)поглощает ризоидами воду и минеральные соли 2)всасывает корнями из грунта минеральные вещества 3)образует органические вещества из воды и углекислого газа 4)поглощает всей поверхности своего тела органические вещества из воды.


В результате фотосинтеза в клетках листа образуется : А) Спирт Б) Минеральная соль В) Углекислый газ Г) Крахмал 11 Процесс фотосинтеза идет А) На свету и в темноте Б) Только на свету В) Только в темно?

Ребят, не могу ни как закончить тест по биологии, помогите чем сможете).


Поступление воды и минеральных веществ в растение - это _______ питание С помощью __________________________ растение получает из почвы все необходимые растворённые в воде минеральные соли?

Поступление воды и минеральных веществ в растение - это _______ питание С помощью __________________________ растение получает из почвы все необходимые растворённые в воде минеральные соли.

Вещества поступившие в растения передвигаются по _______________.

В данном процессе принимает участие ______________ ткань.

Корень не только участвует в почвенном питании, но и в образовании __________________.

Особенно активны эти процессы происходят в период ________________.


Отметь, какие из суждений верны :А?

Отметь, какие из суждений верны :

Водоросли усваивают питательные вещества с помощью корней.

Б. Высшие растения поглощают минеральные вещества из почвы с помощью корней.

Вы открыли страницу вопроса При почвенном питании растения с помощью корня поглощают : а) углекислый газ ; б) перегной ; в)воду и растворённые в ней минеральные вещества ; г)органические вещества ; Пожалуйста помогите скорее, у ?. Он относится к категории Биология. Уровень сложности вопроса – для учащихся 5 - 9 классов. Удобный и простой интерфейс сайта поможет найти максимально исчерпывающие ответы по интересующей теме. Чтобы получить наиболее развернутый ответ, можно просмотреть другие, похожие вопросы в категории Биология, воспользовавшись поисковой системой, или ознакомиться с ответами других пользователей. Для расширения границ поиска создайте новый вопрос, используя ключевые слова. Введите его в строку, нажав кнопку вверху.


1. Животные способны создавать благоприятную среду для растений. Муравьи, дождевые черви и мелкие зверьки регулярно обогащают почву органич. Веществами, разрыхляют ее. Cквозь отверстия, оставленные насекомыми и грызунами в почве, вода беспрепятств..


Азиатская саранча, капустная белянка, гребенчатый тритон.


1)азиатская саранча 2)капустная белянка 4)гребенчатый тритон.


А) стайка воробья домового.


Большинство моллюсков имеют : ОТВEТ : D. Голову, туловище с раковиной = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =.


Головным мозгом и спинным мозгом нервы, нервные узлы и нервные окончания . Центральный и периферический.


2 + 3 + 3 * 2 : 4 = Cам ищи ( Вот так решается ) удачи.


Кисть (смородина, ландыш, черемуха, капуста) Метелка (просо, овес) Колос (подорожник, пшеница) Сложный колос (пшеница) Початок (кукуруза, калла) Зонтик (вишня, укроп, примула) Сложный зонтик (морковь, петрушка).


Профилактика сколиоза, заключается в том, что бы вы строго соблюдали правила правильной осанки. В случае продолжительного сидения, необходимо следовать следующим рекомендациям. Для начала, не сидите неподвижно более двадцати минут в одном и том же ..

Цель урока: ознакомиться с особенностями почвенного питания растений.

дать определение новых понятий: почвенное питание, корневое давление.

закрепить понятия автотрофы, гетеротрофы, миксотрофы.

1.Типы питания живых организмов. Гетеротрофы и автотрофы.

2. Два вида питания растений. (схема)

3. Почвенное питание растений. Роль корня в почвенном питании растения.

4. Зависимость почвенного питания от внешней среды. Особые

способы питания растений.

1.Типы питания живых организмов. Гетеротрофы и автотрофы.

Существует два типа питания живых организмов: автотрофное и гетеротрофное.

Автотрофы – никого не едят, делают органические вещества сами из неорганических. Энергию для этого могут получать из 2 источников

  • автофототрофы – из света. Это растения и фотосинтезирующие бактерии
  • автохемотрофы – за счет окислительно-восстановительных реакций. Например, серобактерии окисляют сероводород до серы, железобактерии окисляют двухвалентное железо до трехвалентного

Гетеротрофы – получают органические вещества в готовом виде, с пищей. Энергию получают, окисляя эти вещества. К гетеротрофам относятся животные, грибы и большинство бактерий.

Некоторые живые существа в зависимости от условий обитания способны и к автотрофному, и к гетеротрофному питанию. Организмы со смешанным типом питания называются миксотрофами. Миксотрофы – организмы, которые могут как синтезировать органические вещества из неорганических, так и питаться готовыми органическими соединениями (насекомоядные растения, представители отдела эвгленовых водорослей и др.).

2. Два вида питания растений.

Питание — процесс поглощения и усвоения из окружающей среды необходимых для жизни веществ.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/1346/0012011d-bd4f27b5/img36.jpg

3.Почвенное питание растений. Роль корня в почвенном питании растения.

Процессы поступления в организм растения растворов минеральных веществ из почвы и усвоения их клетками называют почвенным питанием. У большинства наземных растений оно происходит с помощью корня. В зоне всасывания корневые волоски поглощают воду и растворенные в ней минеральные вещества из почвы. Они тесно соприкасаются с комочками почвы и почвенным раствором. Слизь, образующаяся на поверхности корневых волосков, растворяет минеральные частицы почвы, облегчая их поглощение.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/06af/0001a0d6-f49013f8/img17.jpg

Опыт, демонстрирующий корневое давление

4.Зависимость почвенного питания от внешней среды

Работа корней зависит от температуры почвы. При низких температурах всасывание воды корнями ослабевает и даже приостанавливается, корневое давление надает. На почвенное питание растений оказывает влияние состав почвы, наличие в ней минеральных веществ. Установлено, что соединения азота, фосфора, калия необходимы растениям в больших количествах. Только 13 (азот, калий, кальций, магний, фосфор, сера, хлор, железо, медь, бор, цинк, марганец, молибден) считаются необходимыми для их жизни. Критерием признания элемента необходимым является возникновение нарушений в процессах жизнедеятельности в ситуации, когда исследуемый элемент удален из среды организма. Помимо 13 необходимых элементов , в организме растения могут присутствовать также и такие, присутствие которых может положительно повлиять на его работу. Они называются полезными для растения микроэлементами. Каждый химический элемент играет в жизни растения особую роль.

Например, вещества, содержащие азот , способствуют росту растений.

А при нехватке азота тормозится рост растений и формируются мелкие желтоватые листья.

Калий способствует быстрому оттоку органических веществ от листьев к корням. Также он защищает растение от токсического действия различных солей. Калий сосредоточен в молодых органах, а также в органах накопления запасных веществ – семенах, клубнях.

Недостаток калия замедляет процессы деления и растяжения клеток, вызывает гибель кончика корня. Также на посветлевших листьях появляются дырочки с пожелтевшими краями.

Фосфор усваивается растением в виде солей фосфорной кислоты (фосфатов). Вещества, содержащие фосфор, способствуют скорейшему созреванию плодов. Нехватка фосфора замедляет обмен веществ. Листья желтеют, отмирают некоторые их части.

Сера поглощается растением в виде солей серной кислоты, входит в состав белков и эфирных масел. Внешними симптомами дефицита серы являются бледный цвет и желтизна молодых листьев.

Магний входит в состав хлорофилла — фотосинтезирующего пигмента, который окрашивает хлоропласты в зелёный цвет. При недостатке магния наблюдается потемнение прожилок на посветлевших листьях.

Так, растения пшеницы на площади 1 га поглощают более 40 кг азота, 20 кг фосфора, 25 кг калия. Такие элементы, как железо, медь, цинк и др., требуются растению в очень малых количествах. Однако недостаток любого элемента в питании растений отрицательно сказывается на его развитии. В естественных природных условиях поглощенные из почвы минеральные вещества частично возвращаются с упавшими листьями. На полях, занятых сельскохозяйственными растениями, почва истощается, так как питательные вещества забирают с урожаем. Поэтому на поля весной и осенью вносят удобрения, обеспечивающие питание растений.

Азотные удобрения увеличивают количество зеленой массы растения.
Калийные удобрения увеличивают стойкость растений к инфекциям.
Фосфорные удобрения нужны для цветения и плодоношения.

Есть способ, при котором растения выращивают без почвы, на питательных средах-гидропоника.

Особые способы питания растений

Некоторые растения приспособились восполнять недостаток элементов питания своеобразным способом — получать питательные вещества от других живых организмов.

В природе встречаются растения-паразиты. Их корневая система предназначена не для почвенного питания, а для извлечения соков других растений. В средней полосе России распространены повилика (паразитирует на смородине, тыкве, крапиве) и заразиха (паразитирует на подсолнечнике). Стебли повилики образуют присоски, с помощью которых она внедряется в тело растения-хозяина и питается за его счет. Корни заразихи срастаются с корнями хозяина так, что их невозможно отделить друг от друга.

Это полезно знать

Почему растения не могут расти на засоленных почвах
Если почва содержит много соли, то растение не сможет (путем осмоса) поглощать из нее воду. Наоборот, засоленная почва будет поглощать воду из растения, и оно засохнет .

Опытные садоводы вносят удобрения в бороздки, расположенные по краям приствольных кругов плодовых деревьев, а не распределяют их равномерно. Объясните почему.

Корни всасывают воду и минеральные соли только корневыми волосками. Корневые волоски образуются на молодых корнях, которые находятся по краям разрастающейся корневой системы.

Почему вспашка почвы улучшает условия жизни культурных растений?

1)Уничтожаются сорняки.
2) Почва рыхлится, в ней увеличивается количество воздуха, необходимого для дыхания корней.
3) Рыхлая почва лучше впитывает воду и хуже её испаряет.

1. Процесс получения воды и минеральных солей растением из почвы с помощью корней – это

2. Корневой волосок представляет собой……..

3. При повышении температуры почвы работа корней …….

4. Какая зона корня обеспечивает поглощение воды растением?

5. Клетки зоны всасывания имеют……….

6. Что получают растения из почвы?

7. Что такое корневое давление?

8. Как изменяется корневое давление зимой?

9. От каких фактора внешней среды зависит почвенное питание?

10.Что происходит с растением при нехватке азота?

11.Что происходит с растением при нехватке фосфора?

12.Что происходит с растением при нехватке калия?

13.Как называется способ, при котором растения выращивают без почвы?

14.Почему в естественных природных условиях растения не нуждаются в удобрении?

Удобрения - вещества для питания растений и повышения плодородия почв.

Минеральные удобрения - это препараты, состоящие их полезных элементов, которые необходимы огородным культурам для нормального развития и созревания урожая.

Органические удобрения - удобрения, содержащие элементы питания растений преимущественно в форме органических соединений. К ним относят навоз, компосты, торф, солому, зелёное удобрение, ил (сапропель)

Корневое давление - давление в проводящих сосудах корней растений, которое образуется при всасывании корнями воды с растворенными в ней веществами.

Почвенное питание - процессы поступления в организм растения растворов минеральных веществ из почвы и усвоения их клетками.

Корневые волоски - выросты клеток поверхностной ткани в поглощающей зоне корня.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Биология. 5 – 6 класс. Линия жизни / В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, Г. Г. Швецов, З. Г. Гапонюк. – М.: Просвещение, 2018.
  2. Биология в схемах и таблицах / А. Ю. Ионцева, А.В. Торгалов.
  3. Введение в биологию. Неживые тела. Организмы: учеб. Для уч-ся 5 – 6 кл. общеобразоват. учеб. заведений / А.И. Никишов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.
  4. Биология. Живой организм. 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И. Я. Колесникова. – М.: Просвещение, 2013.
  5. Биология. Обо всем живом. 5 класс: учебник / С. Н. Ловягин, А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан. – М: Баласс, 2014.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В этом уроке мы продолжим формирование понятия об обмене веществ, о питании организмов как одном из составляющих процессов обмена веществ, об особенностях почвенного питания растений, знания о почве как среде обитания растений, о составе и структуре почвы.

Любое растение – это настоящий живой организм, и для того, чтобы его развитие шло полноценно, требуются жизненно важные условия: свет, воздух, влага и питание. Все они равнозначны и недостаток одного пагубно сказывается на общем состоянии.

Особенности процесса питания Являющаяся основным источником энергии, без которой угасают все жизненные процессы, пища необходима каждому организму. Следовательно, питание – не просто важное, а одно из основных условий для качественного роста растения, и они добывают пищу, пуская в ход все надземные части и корневую систему. Посредством корней они извлекают из грунта воду и нужные минеральные соли, пополняющие необходимый запас веществ, осуществляя почвенное или минеральное питание растений.

Существенная роль в этом процессе отведена корневым волоскам, поэтому подобное питание носит еще одно название – корневое. С помощью этих нитевидных волосков растение вытягивает из земли водные растворы самых разных химических элементов. Работают они по принципу насоса и располагаются на корне в зоне всасывания. Растворы солей, поступающие в ткани волоска, перемещаются в проводящие клетки – трахеиды и сосуды. По ним вещества попадают в проводные зоны корня, далее по стеблям распространяются по всем надземным частям.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Как сказывается избыток удобрений на росте и развитии растений? Выберите несколько вариантов ответа.

1. Растение становится бледно - зеленым.

2. Растение сильно вытягивается в длину.

3. В клетках растений накапливаются нитраты.

4. Приводит к гибели рыбы и других организмах в ближайших водоёмах.

5. Листья растения желтеют.

Правильный вариант ответа:

2. Растение сильно вытягивается в длину.

3. В клетках растений накапливаются нитраты.

4. Приводит к гибели рыбы и других организмах в ближайших водоёмах.

Задание 2. Заполните пропуски в тексте.

Слизь, образующаяся на поверхности _______ волосков, растворяет ____ частицы почвы, облегчая их поглощение. Поглощенные корневыми волосками вода и минеральные вещества поступают в ______ зону корня. Здесь по сосудам они поступают в стебель. Это давление называют _________. Наличие такого давления доказывает ______ растений – выделение сока из поврежденного или перерезанного стебля. Особенно интенсивно сокодвижение происходит ______.

Правильный ответ:

Читайте также: