Семена этого лесного растения прорастут если попадут на почву с экскрементами птиц

Обновлено: 07.07.2024

Часть 3. Критерии оценивания заданий с развернутым ответом.

  1. Если поместить растение корнями в подсоленную воду, то через некоторое время оно завянет. Объясните почему?

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

( допускается иные формулировки ответа, не искажающие его смысла )

  1. в соленом растворе клетки корня потеряют воду, произойдет гемолиз, и клетки потеряют тургор;
  2. нарушится транспорт воды в растение, и оно завянет.

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

Ответ включает 1 из названных элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки.

Ответ неправильный или отсутствует

  1. Почему на лесных тропинках растения отсутствуют или сильно разрежены?
  • постоянное вытаптывание приводит к уплотнению почвы (нарушение водного и воздушного режима корней) и угнетению растений.
  1. Известно, что в практике сельского хозяйства перед посевом семян проверяют их всхожесть. Объясните, зачем и как это делают?
  • всхожесть определяется для получения высокого урожая растений;
  • для определения всхожести семян определенное их число (100) помещают в оптимальные для прорастания условия и подсчитывают процент проросших семян.
  1. В листьях растений интенсивно протекает процесс фотосинтеза. Происходит ли он в зрелых и незрелых плодах? Ответ поясните.
  • фотосинтез происходит в незрелых плодах (пока они зеленые), так как в них имеются хлоропласты;
  • по мере созревания хлоропласты превращаются в хромопласты, в которых фотосинтез не происходит.
  1. Почему при отсутствии сапрофитов бактерий жизнь на Земле была бы невозможна?
  • сапрофитные бактерии это редуценты, разрушающие органические вещества до неорганических, при их отсутствии на земной поверхности скопились бы органические вещества;
  • отсутствие разложения органических веществ нарушит поступление в биосферу химических элементов и разорвет их круговорот.
  1. С какой целью рыхлят почву при выращивании растений?
  • для улучшения дыхания корней;
  • для сохранения влаги в почве.
  1. Какие агрономические мероприятия позволяют защитить растения от болезней, вызываемых бактериями?
  • предпосевная обработка посадочного материала;
  • применение севооборота.
  1. Многие декоративные кустарники ежегодно обрезают. С какой целью это делают?
  • обрезание верхушки побегов стимулирует ветвление кустарника;
  • развитие боковых побегов увеличивает крону и позволяет придать ей желаемую форму.
  1. Семена, помещенные в кипяченную воду комнатной температуры, набухают, но не прорастают, а потом загнивают. Объясните почему.
  • прорастание семян сопровождается интенсивным процессом дыхания;
  • в кипяченой воде практически нет кислорода, необходимого для дыхания, поэтому семена загнивают.
  1. Бактерии-сапрофиты играют важную роль в природе. Объясните почему.
  • сапрофиты – редуценты, они разлагают органические вещества до минеральных соединений, участвуя в круговороте веществ в биосфере;
  • выполняют роль санитаров, так как разлагают трупы, продукты жизнедеятельности организмов.
  1. Почему на хранение нельзя закладывать влажные семена? Что с ними происходит?
  • во влажных семенах при участии воды начинаются обменные процессы, усиливается дыхание, выделяется энергия;
  • семена начинают прорастать, в результате могут погибнуть.
  1. Из семян одного боба гомозиготного растения гороха, посеянных на одном поле, выросли взрослые растения, которые отличались друг от друга по внешним признакам: высоте стебля, числу и размерам листьев, развитости корневой системы. Объясните это явление.
  • различия растений обусловлены влиянием факторов внешней среды (интенсивностью освещенности, количеством влаги, температурой, взаимным влиянием растений и др.);
  • это проявление модификационной изменчивости.
  1. Ученик в ответе указал, что растения семейства Мотыльковые имеют правильный пятичленный цветок, мочковатую корневую систему и плод стручок. Найдите ошибки в этом ответе и прокомментируйте их.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

( допускается иные формулировки ответа, не искажающие его смысла )

  1. цветок мотыльковых пятичленный, неправильный: непарный лепесток парус, правильные лепестки весла и сросшиеся лепестки – лодочка;
  2. корневая система стержневого типа;
  3. плод – боб, а не стручок.

Ответ включает названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

Ответ включает 2-3 из названных элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 названных выше элемента, но содержит грубые биологические ошибки.

Ответ включает 1 из названных элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки.

Взаимосвязь между деревьями и животными чаще всего выражается в том, что птицы, обезьяны, олени, овцы, крупный рогатый скот, свиньи и т.д. способствуют распространению семян, однако интересен не этот очевидный факт, а вопрос о воздействии пищеварительных соков животных на проглоченные семена.

Домовладельцы во Флориде сильно недолюбливают бразильское перечное дерево— красивое вечнозеленое растение, которое в декабре покрывается красными ягодами, выглядывающими из темно-зеленых душистых листьев в таком количестве, что оно напоминает падуб (остролист).

В этом великолепном уборе деревья стоят несколько недель. Семена созревают, падают на землю, но под деревом никогда не появляются молодые побеги.

Прилетающие большими стайками странствующие дрозды опускаются на перечные деревья и набивают полные зобы крохотными ягодами. Затем они перепархивают на газоны и прогуливаются там среди поливальных установок.


Весной они улетают на север, оставив на флоридских газонах многочисленные визитные карточки, а несколько недель спустя там повсюду начинают пробиваться ростки перечных деревьев —и особенно на клумбах, где дрозды искали червяков. Несчастный садовник вынужден вырывать тысячи ростков, чтобы перечные деревья не завладели всем садом. Желудочный сок дроздов каким-то образом воздействовал на семена.

Прежде в Соединенных Штатах все карандаши делались из древесины можжевельника, обильно росшего на равнинах атлантическою побережья от Вирджинии до Джорджии. Вскоре ненасытные требования промышленности привели к истреблению всех больших деревьев, и пришлось подыскивать другой источник древесины.


Эта услуга, которую птицы оказали можжевельнику, заставляет нас задаться вопросом: в какой степени пищеварительные процессы животных воздействуют на семена растений? А. Кернер установил, что большинство семян, пройдя по пищеварительному тракту животных, утрачивает всхожесть. У Росслера из 40.025 семян разных растений, скормленных калифорнийским овсянкам, проросло только 7.

На Галапагосских островах у западного побережья Южной Америки растет большой долгоживущий многолетний томат, представляющий особый интерес, так как тщательные научные эксперименты показали, что естественным образом прорастает менее одного процента его семян.


Но в том случае, если спелые плоды поедались гигантскими черепахами, которые водятся на острове, и оставались в их пищеварительных органах две-три недели или дольше, прорастало 80 % семян.

Опыты позволили предположить, что гигантская черепаха является очень важным природным посредником не только потому, что стимулирует прорастание семян, но и потому, что она обеспечивает их эффективное рассеивание.

Ученые, кроме того, пришли к выводу, что прорастание семян объяснялось не механическим, а ферментативным воздействием на семена во время прохождения ими пищеварительного тракта черепахи.


Бейкер, директор Ботанического сада Калифорнийского университета (Беркли), ставил в Гане эксперименты с проращиванием семян баобаба и колбасного дерева. Он обнаружил, что эти семена без специальной обработки практически не прорастали, в то время как на каменистых склонах в значительном отдалении от взрослых деревьев были найдены их многочисленные молодые побеги.


Места эти служили излюбленным обиталищем павианов, а огрызки плодов указывали, что они входят в рацион обезьян.

Сильные челюсти павианов позволяют им легко разгрызать очень твердые плоды этих деревьев; поскольку плоды сами не раскрываются, без подобной помощи у семян не было бы возможности рассеяться.

Процент всхожести у семян, извлеченных из павианьих экскрементов, был заметно выше.

Естественным образом эти семена прорастают редко, но молодых побегов очень много, так как пристрастие к этим плодам имеют слоны. Прохождение через пищеварительный тракт слона, по-видимому, не оказывает на орешки никакого воздействия, хотя поверхность их в этом случае бывает покрыта бороздками, словно сделанными острым предметом. Быть может, это следы действия желудочного сока слона?

Орехи монгонго после прохода через слоновий кишечник



Хотя слоны в Зимбабве и наносят большой ущерб лесам саванн, они в то же время обеспечивают распространение некоторых растений. Слонам очень нравятся бобы верблюжьей колючки, и они поедают их в больших количествах. Семена выходят наружу непереваренными. В дождливый сезон жуки-навозники закапывают слоновий помет.

Таким образом, большинство семян оказывается в отличной грядке. Вот так толстокожие гиганты хотя бы отчасти возмещают ущерб, который они причиняют деревьям, сдирая с них кору и нанося им всякие другие по вреждения.

Ч. Уайт сообщает, что семена австралийского квандонга прорастают только побывав в желудке эму, которые любят лакомиться мясистыми, напоминающими сливы, околоплодниками.

Казуар, родственник эму, тоже с удовольствием поедает плоды квандонга


ОСИНЫЕ ДЕРЕВЬЯ

Одна из самых непонятных групп тропических деревьев — это смоковницы (инжир, фига). Большая часть их происходит из Малайзии и Полинезии.



ОПЫЛЯЕМЫЕ ЛЕТУЧИМИ МЫШАМИ

В умеренных зонах опыление цветков в большинстве случаев производится насекомыми, и считается, что львиная доля этого труда ложится на пчелу. Однако в тропиках опыление многих видов деревьев, особенно цветущих ночью, зависит от летучих мышей. Ученые обнаружили, что питающиеся по ночам цветками летучие мыши, по-видимому, играют ту же экологическую роль, которая днем принадлежит колибри.

Это явление подробно изучалось на Тринидаде, на Яве, в Индии, в Коста-Рике и во многих других местах. Наблюдения выявили следующие факты.

1) Запах большинства цветков, опыляемых летучими мышами, очень неприятен для человека. Это относится прежде всего к цветкам Oroxylum indicum, баобаба, а также некоторых видов кигелии, паркии, дуриана и т.л


2) Летучие мыши бывают разной величины — от зверьков меньше человеческой ладони до гигантов с размахом крыльев в метр с лишним Малютки, запуская длинные красные язычки в нектар, либо парят над цветком, либо обхватывают его крыльями. Большие летучие мышц засовывают мордочки в цветок и начинают быстро слизывать сок, но ве г ка опускается под их тяжестью, и они взлетают в воздух.

3) Цветки, привлекающие летучих мышей, принадлежат почти ис ключительно к трем семействам: бигнония, шелковичный хлопчатник и мимоза. Исключение составляет фагрея из семейства логаниевых и гигантский цереус.

Лазящий панданус, встречающийся на островах Тихого океана, — это не дерево, а лиана, хотя, если его многочисленным корням-прицепкам удается найти соответствующую опору, он стоит настолько прямо, что походит на дерево.


МУРАВЬИНЫЕ ДЕРЕВЬЯ

Некоторые тропические деревья бывают поражены муравьями. Это явление совершенно неизвестно в умеренной зоне, где муравьи — просто безобидные козявки, которые иногда залезают в сахарницу.

В тропических лесах повсюду встречаются бесчисленные муравьи самой разной величины и с самыми разными привычками — свирепые и прожорливые, готовые кусать, жалить или еще каким-нибудь способом уничтожать своих врагов. Они предпочитают селиться на деревьях и для этой цели выбирают в многообразном растительном мире определенные виды.


Деревья укрывают, а часто и кормят муравьев. В одних случаях деревья выделяют комочки питательных веществ, и муравьи их поедают; в других — муравьи питаются крохотными насекомыми, например тлями, которые живут за счет дерева. В лесах, подвергающихся периодическим наводнениям, деревья спасают их жилища от затопления.

Деревья, несомненно, извлекают какие-то питательные вещества из мусора, скапливающегося в муравьиных гнездах, — очень часто в такое гнездо врастает воздушный корень. Кроме того, муравьи защищают дерево от всевозможных врагов — гусениц, личинок, жучков-точилыциков, других муравьев (листорезов) и даже от людей.

Такой союз деревьев и муравьев осуществляется тремя путями:

1. У некоторых муравьиных деревьев веточки бывают полыми, или же сердцевина их так мягка, что муравьи, устраивая гнездо, без труда ее убирают. Муравьи отыскивают отверстие или мягкое место у основания такой веточки, в случае необходимости прогрызают себе ход и устраиваются внутри веточки, часто расширяя и входное отверстие, и саму веточку. Некоторые деревья даже как будто заранее подготовляют входы для муравьев. На колючих деревьях муравьи иногда поселяются внутри колючек.

2. Другие муравьиные деревья размещают своих жильцов внутри листьев. Это осуществляется двумя способами. Обычно муравьи находят или прогрызают вход у основания листовой пластинки, там, где она соединяется с черешком; они забираются внутрь, раздвигая верхний и нижний покровы листа, словно две склеившиеся страницы, — вот вам и гнездо.

Второй способ использования листьев, наблюдающийся гораздо реже, состоит в том, что муравьи загибают края листа, склеивают их и поселяются внутри.

3. И, наконец, бывают муравьиные деревья, которые сами не предоставляют муравьям жилища, но муравьи зато селятся в тех эпифитах и лианах, которые они поддерживают. Когда в джунглях натыкаешься на муравьиное дерево, обычно не тратишь времени на то, чтобы проверить, из каких листьев вырываются потоки муравьев — из листьев самого дерева или его эпифита.

Спрус подробно описал свое знакомство с муравьиными деревьями на Амазонке: «Муравьиные гнезда в утолщениях веток бывают в большинстве случаев на невысоких деревьях с мягкой древесиной, особенно у основания ветвей.


Все древовидные растения семейства гречишных, по словам Спруса, поражены муравьями: «Вся сердцевина каждого растения от корней до верхушечного побега практически полностью выскоблена этими насекомыми. Муравьи селятся в молодом стебле дерева или кустарника, и по мере того как он растет, выпуская ветку за веткой, они прокладывают свои ходы через все его разветвления.

Эти муравьи все, по-видимому, принадлежат к одному роду, и укус их чрезвычайно болезнен. В Бразилии это, как мы уже знаем, — “тахи”, или “тасиба”, а в Перу — “танга-рана”, и в обеих этих странах одним и тем же названием обычно пользуются для обозначения как муравьев, так и дерева, в котором они обитают.

У Triplaris surinamensis, быстрорастущего дерева, распространенного по всему бассейну Амазонки, и у Т. schomburgkiana, небольшого дерева в верховьях Ориноко и Касикьяре, тонкие длинные трубковидные ветки почти всегда перфорированы множеством крохотных отверстий, которые можно обнаружить в прилистнике практически каждого листа.

Это ворота, из которых по сигналу дозорных, постоянно разгуливающих по стволу, в любую секунду готов появиться грозный гарнизон — как легко может убедиться на собственном опыте беззаботный путник, если, прельстившись гладкой корой дерева тахи, вздумает к нему прислониться.

Почти все древесные муравьи, даже те, которые в сухой сезон иногда спускаются на землю и строят там летние муравейники, всегда сохраняют вышеупомянутые ходы и сумки как свои постоянные жилища, а некоторые виды муравьев вообще круглый год не покидают деревьев. Возможно, то же относится к муравьям, которые строят муравейники на ветке из посторонних материалов. По-видимому, некоторые муравьи всегда живут в своих воздушных обиталищах.

Муравьиные деревья существуют повсюду в тропиках. К наиболее известным принадлежит цекропия тропической Америки, которую называют “трубным деревом”, потому что индейцы уаупа изготовляют из ее полых стеблей свои духовые трубки. Внутри ее стеблей часто обитают свирепые муравьи, которые, стоит только качнуть дерево, выбегают наружу и набрасываются на смельчака, потревожившего их покой. Эти муравьи защищают цекропию от листорезов. Междоузлия стебля полые, но прямо с наружным воздухом они не сообщаются.

Однако вблизи верхушки междоузлия стенка истончается. Оплодотворенная самка прогрызает ее и выводит свое потомство внутри стебля. Основание черешка вздуто, на его внутренней стороне образуются выросты, которыми и питаются муравьи. По мере поедания выростов появляются новые. Подобное явление наблюдается еще у нескольких родственных видов.

Несомненно, это форма взаимного приспособления, о чем свидетельствует следующий интересный факт: стебель одного вида, который никогда не бывает “муравьиным”, покрыт восковым налетом, препятствующим листорезам подниматься на него. У этих растений стенки междоузлий не истончаются и съедобные выросты не появляются.

У некоторых акаций прилистники замещаются большими колючками, вздутыми у основания. У Acacia sphaerocephala в Центральной Америке муравьи проникают в эти колючки, очищают их от внутренних тканей и поселяются там. По свидетельству Дж. Уиллиса, дерево обеспечивает их питанием: “На черешках встречаются дополнительные нектарники, а на кончиках листочков — съедобные выросты”.

Уиллис добавляет, что при любой попытке как-то повредить дереву муравьи массами высыпают наружу.


Старая загадка о том, что было раньше — курица или яйцо, повторяется на примере кенийской черногалловой акации, которую называют также “посвистывающей колючкой”. Ветки этого небольшого, напоминающего кустарник, дерева покрыты прямыми белыми шипами длиной до 8 см. На этих шипах образуются большие галлы. На первых порах они бывают мягкими и зеленовато-лиловыми, а потом затвердевают, чернеют, и в них поселяются муравьи.

Муравьиным деревом на Шри-Ланке и на юге Индии служит Humboldtia laurifolia из семейства бобовых. У него полости возникают только в цветущих побегах, в них и поселяются муравьи; строение же нецветущих побегов нормально.

Дж. Бейкер, изучавший муравьев на деревьях макаранга, обнаружил, что можно вызвать войну, приведя в соприкосновение два дерева, населенные муравьями. По-видимому, муравьи каждого дерева узнают друг друга по специфическому запаху гнезда.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Контрольная работа №3

Задание 1. Выберите один верный из четырех предложенных.

1. Биоценоз – это:

А. Временное сообщество живых организмов.

Б. Исторически сложившееся сообщество живых организмов, населяющих определенную территорию

В. Сообщество животных, населяющих определенную территорию

Г. Животные и растения, населяющие данную территорию.

2. Компонентом естественного биоценоза не являются:

3. К естественному биоценозу не относится:

4. На устойчивость биоценоза не влияет:

А. Численность видов.

Б. Видовой состав.

В. Пространственная ярусность.

Г. Смена времен года.

5. Продуцентами служат:

6. К консументам I порядка относится:

7. К консументам II порядка относится:

8. К консументам не относится:

Б. Дождевые черви.

9. Какие доказательства эволюции основываются на данных палеонтологии?

10. Какие организмы являются переходными формами?

А. Кистепёрые рыбы.

Б. Семенные папоротники.

Г. Прыткая ящерица.

11. Какие органы лошадей претерпевали наибольшие изменения?

В. Пищеварительный тракт.

12. Назовите гомологичные органы?

А. Передние конечности позвоночных.

Б. Крыло бабочки и крыло птицы.

В. Мышцы, двигающие ушную раковину у человека.

Г. Многососковость у человека.

13. Назовите аналогичные органы?

А. Передние конечности позвоночных.

Б. Крыло бабочки и крыло птицы.

В. Мышцы, двигающие ушную раковину у человека.

Г. Многососковость у человека.

14.. Назовите рудиментарные органы?

А. Передние конечности позвоночных.

Б. Крыло бабочки и крыло птицы.

В. Мышцы, двигающие ушную раковину у человека.

Г. Многососковость у человека

15. Назовите атовизмы?

А. Передние конечности позвоночных.

Б. Крыло бабочки и крыло птицы.

В. Мышцы, двигающие ушную раковину у человека.

Г. Многососковость у человека.

16. Какие доказательства эволюции основаны на данных сравнительной анатомии?

А. Островные фауна и флора.

Б. Единства происхождения органического мира.

17. На каких этапах развития зародыши позвоночных обнаруживают наибольшее сходство между собой?

А. На ранних этапах развития.

Б. На поздних этапах развития.

В. На протяжении всего эмбриогенеза.

Г. Не обнаруживают никакого сходства.

18. Кто сформулировал биогенетический закон?

В. Мюллер и Геккель.

19. Какие доказательства эволюции основаны на данных эмбриологии?

А. Островные фауна и флора.

Б. Единства происхождения органического мира.

20. На чем основываются доказательства единства происхождения органического мира?

А. Схожести химического состава клеток.

Б. Схожести процессов митоза и мейоза.

В. Клеточном строении организмов.

Г. Многообразии живых организмов

Задание 2. Теоретические вопросы:

hello_html_5452d262.jpg

1. Факторы, где все компоненты неживой природы, так или иначе, влияют на живые организмы.

2. Совокупность условий жизни прямо или косвенно действующая на живые организмы.

3. Животные создающие органические вещества животного происхождения.

4. Совокупность мелких животных и микроскопических организмов.

5. Природные биоценозы.

6. Семена этого лесного растения прорастут, если попадут на почву с экскрементами птиц.

7. Организмы, питающиеся остатками умерших растений и животных.

8. Семена этого лесного растения прорастут, если пройдут через пищеварительную систему животного.

9. Факторы, где среда влияет на живые организмы биоценозов.

10. Совокупность микроскопических водорослей.

11. Факторы, где все формы воздействия организмов друг на друга как внутри вида, так и между различными видами.

12. Фактор, оказывающий чрезвычайно разнообразное воздействие на различные биоценозы и в целом на всю природу Земли.

13. Биоценоз созданный человеком.

14. Вид биоценоза появившийся в результате деятельности человека.

15. Природное сообщество, состоящее из животных, растений, грибов, лишайников и бактерий, совместно населяющих определённую территорию.

В1. Среди перечисленных организмов найти проду­центов, консументов, редуцентов. Их цифры внести в таблицу.

1. Голубь сизый. 2. Бактерия молочнокислая. 3. Медведь бурый. 4. Пшеница озимая, 5. Дождевой червь. 6. Заяц-беляк. 7. Гриб мукор. 8. Ястреб-перепелятник, 9. Сосна обыкновенная. 10. Папоротник орляк. 11. Водоросль хлорелла. 12. Гриб пеницилл.

В2. Из перечисленных признаков выбрать те, кото­рые характеризуют типы взаимосвязей организмов в биоценозе. Внести в таблицу цифры соответствую­щих признаков.

1. Личинка мухи, обитающая в коровьем навозе. 2. Пчела, собирающая нектар.

3. Муравьи, обитающие в ходах деревьев. 4. Пиявка, присосавшаяся к слизистой поверхно­сти покрова рыбы. 5. Раковины моллюсков на теле рака-отшельника. 6. Муравьи, построившие муравейник.

7. Снегири, питающиеся ягодами рябины. 8. Яйца колорадского жука на клубнях картофе­ля, перевозимого человеком.

Цели: познакомить учащихся с особенностями распространения плодов и семян в природе; выяснить отличительные признаки плодов и семян, распространяемых ветром, животными, человеком.

Оборудование: рисунки с изображением растений; семена растений; загадки о растениях.

– Рассмотрите рисунки на доске. Что здесь изображено? (Дерево, кустарник, травянистое растение.)

– Что объединяет эти разные растения? (У всех растений есть корень, стебель, лист, цветок, плод, семена.)

– А как отличить плод от других частей растения? (Плод образуется на месте цветка, внутри плодов есть семена.)

– Сегодня на уроке мы узнаем, какую роль выполняют семена в жизни растений.

II. Изучение нового материала.

1. Ч т е н и е э к о л о г и ч е с к о й с к а з к и Н. Осипова.

Задрожала мышка от страха, убежала и больше не появлялась. С тех пор никто из зверюшек не отваживался приближаться к дубу. Так и жил он в полном одиночестве. Временами у дуба появлялись желуди. Созрев, они падали на землю и тут же, под могучей кроной, прорастали. Дубу очень хотелось, чтобы все его многочисленное потомство было при нем. Но потомству не везло.

Всем росткам, появившимся из желудей, не хватало места. Они мешали друг другу, глушили один другого и погибали в малом возрасте.

– Почему же дуб так и не дождался себе смены? (Ответы детей.)

– Семенам надо странствовать, отправляться в путешествие. Это позволяет им переселяться на новые места, где больше света, тепла и пищи для молодых растений.

2. Р а б о т а п о у ч е б н и к у (с. 22–23).

– Как же растения переселяются на новые места?

– Рассмотрите центральный рисунок разворота учебника. Какие растения здесь изображены? Назовите плоды, семена этих растений.

– Рисунки на с. 22 подсказывают, как путешествуют семена растений. Кто (или что) им в этом помогает?

– Обратите внимание на второй рисунок-подсказку. Зачем птица несет плоды? (Плоды и семена служат кормом для многих птиц.)

– А помогают ли птицы расселению растений? (Птицы в полете могут уронить плоды с семенами, и они прорастут на новых местах далеко от родительского растения.)

– Иногда животные прячут корм про запас, часть кладовых остается нетронутой, семена прорастают. Многие семена путешествуют прямо в желудках птиц. Птицы клюют зрелые плоды и глотают их вместе с семенами. А семена окружены крепкими толстыми оболочками и потому не перевариваются в желудках, выходят с пометом неповрежденными. А птицы за это время могут перенести их на большие расстояния. К тому же в птичьих желудках толстые оболочки семян размягчаются, и семена потом быстрее прорастают.

– Что вы видите на третьем рисунке-подсказке? (Муравей тащит семя.)

– Семена, которые переносят муравьи, богаты вкусным и питательным маслом. Эту лакомую пищу муравьи заготавливают впрок. Из-за твердой оболочки не все семена доступны насекомым. Часть семян муравьи поедают, а другие вместе с накопившимся мусором выносят наружу. Так расселяются в природе семена фиалки, хохлатки, чистотела, медуницы, марьянника.

– Рассмотрите центральный рисунок разворота учебника (с. 22–23). Как вы думаете, почему здесь изображен ручей? (Плоды и семена некоторых растений, как крохотные лодочки, странствуют по воде.)

Выросла я, липка, тоненькой и гибкой –

Медоносным цветом зацвету я летом –

В полдень подо мною спрячешься от зноя –

Я тебя листвою от дождя укрою –

Вместе, друг мой милый, наберемся силы –

А дождешься срока, выйдешь в мир широкий, –

Б е с е д а п о п р о ч и т а н н о м у.

– Как путешествует крылатка клена?

Учитель раздает учащимся плоды клена. Дети рассматривают их с помощью лупы.

– Опишите, как выглядят семена клена. (Дети описывают.)

– Да, у них один край крылышка прямой и утолщенный, другой – округлый и тонкий. Точь-в-точь как у лопасти пропеллера. И действует крылатка клена, как пропеллер. Падая с дерева, она быстро вращается. Тем самым падение замедляется, и ветер может унести семя подальше от дерева.

4. П р а к т и ч е с к а я р а б о т а в п а р а х.

Учитель раздает учащимся плоды клена и ясеня. Дети рассматривают рисунок-подсказку в учебнике и показывают друг другу, как путешествуют крылатки клена и ясеня.

– Выясните, чьи плоды с семенами улетят дальше.

Для этого один ученик подбрасывает плоды вверх, а другой машет газетой, создавая воздушный поток.

III. закрепление изученного материала.

1. О т г а д а й т е з а г а д к и.

Дети отгадывают загадки, называют растения и способ их расселения.

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

И развеял этот шар.

(Одуванчик, расселяется с помощью ветра.)

В этот гладкий коробок

Спрятан маленький дубок

(Желудь дуба – животными.)

Кто ни прикасается, –

За того цепляется.

Привязчивый и колкий,

Кругом торчат уголки.

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют

И, галдя, его клюют.

(Подсолнух – ветром и птицами.)

3. У к а ж и т е с т р е л к а м и, к какой группе относятся данные растения.

Дуб ничего не ответил, а велел расти своему сынку из жёлудя.

Жёлудь намок, лопнул и уцепился крючком ростка в землю, а другой росток пустил кверху.

Читайте также: