Семинар по технологии триз в детском саду

Обновлено: 05.10.2024

Автор: Терлецкая Татьяна Игоревна

Населенный пункт: Московская область, г.о. Истра, пгт. Снегири

Цель: Формирование представления о технологии ТРИЗ, оказание практической помощи педагогам в использования приемов ТРИЗ в совместной деятельности с дошкольниками.

Создать творческую атмосферу.

Ход мероприятия:

Как появилась ТРИЗ-педагогика

Система появилась в середине XX века, и поначалу она даже не была связана с педагогикой. В 1946 году советский инженер, учёный и писатель-фантаст Генрих Альтшу́ллер начал изучать приёмы, чаще всего используемые изобретателями. Таких приёмов оказалось около сорока, и все они вместе с алгоритмом решения изобретательских задач (АРИЗ) легли в основу ТРИЗ.

За это время она обзавелась новыми алгоритмами, и уже к началу 80-х её стали брать за основу методики преподавания в экспериментальных классах и школах.

Цель ТРИЗ-педагогики — развитие гибкого мышления и фантазии, способности решать сложные задачи изящным и эффективным способами.

Генрих Альтшу́ллер выяснил, что любая техническая проблема приводит к ситуации, в которой оказывается всякий изобретатель: момент, когда решение ещё не найдено, а вариантов вокруг много. Метод проб и ошибок — ненадёжный и энергоёмкий способ, который при этом не гарантирует отличный результат. Учёный пришёл к выводу, что самое эффективное решение достигается при помощи уже имеющихся ресурсов, то есть в процессе решения задачи нужно отсечь всё лишнее, тогда ответ станет очевидным.

ТРИЗ-педагогика имеет мало общего с классической и развивающей. Во-первых, здесь нет оценок и единственно правильного ответа: дети должны рассуждать, размышлять, искать противоречия и необычные признаки в условиях задачи. Во-вторых, для того, чтобы приступить к основам ТРИЗ-педагогики, ребёнок совсем не обязательно должен уметь читать, писать и считать: заниматься с ребенком можно с того момента, как он становится способен отличить игру от реальности, то есть примерно с 3 лет.

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество игровых приемов, которые хорошо себя зарекомендовали.

Особенно актуальны становятся методы ТРИЗ сегодня, когда каждый день мы вынуждены пропускать через себя гигабайты разнородной информации. Умение ориентироваться в ней, систематизировать и вычленять главное — то, чему мы можем научиться сами и научить наших детей. Как утверждают некоторые современные исследователи, именно эти навыки будут востребованы и нужны для жизни уже в самое ближайшее время.

Наша задача как педагогов - помочь детям увидеть этот многогранный мир, научить видеть в нем чудеса, совершенствовать себя, свою жизнь и жизнь окружающих людей.

Одним из методов ТРИЗ является Метод "Системный анализ”, он помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место функций объектов и их взаимодействие по каждому под системному и над системному элементу.

ПРИМЕР/ИГРА №1:

  • активизировать интерес детей к окружающему миру;
  • систематизировать знания детей о явлениях природы;
  • расширить словарный запас.

2. Диалог С Игрушкой о погоде.

В: - Почему ты такая мокрая?

И: - А я очень люблю дождь!

В: - Но ведь дождь плохой, ты можешь заболеть!

И: - Нет, дождь хороший, можно по лужам бегать, он цветочки поливает, от него все чистое становится!

В: - Нет, это солнышко хорошее, а не дождь.

И: -Нет, солнышко плохое! Когда жарко - голова болит и пить хочется, все цветы завянут…

В: - А нашим ребята солнышко, наоборот, нравится. Когда солнечно, у людей хорошее настроение, хочется радоваться и играть…

Давай мы сейчас тоже поиграем с ребятами, а потом продолжим разговор.

В: - Ребята, а как, по-вашему, дождь - хороший или плохой?

И: - Что хорошего в дожде?

Дети: - ответы (все растет, свежий воздух после дождя…)

И: - А что плохого в дожде?

И: - А солнце какое, хорошее или плохое?

В: - Смотря, когда, смотря для кого и для чего. Ребята, что хорошего в солнце?

Дети: - …(ответы: оно ласковое, теплое, от него светло…).

И: - А что плохого может быть в солнце?

В: - Выходит, в солнце тоже есть что-то хорошее и что-то плохое.

5. Подведение итогов.

Что понравилось сегодня на занятии? Что узнали нового? Что было самым интересным?

ПРИМЕР/ИГРА № 2:

Воспитатель задает вопросы: - "Что было бы, если бы все лягушки исчезли?”

  • будет больше насекомых;
  • водоемы станут опасными (Головастики помогают контролировать количество водорослей, потому что питаются ими. А это значит, что без лягушек многие водоемы зацветут и станут опасными.)
  • затормозится наука (Лягушки незаменимы для научных экспериментов и исследований. И дело не только в препарировании несчастных амфибий в учебных целях. Например, геном африканской шпорцевой лягушки весьма близок к человеческому. У нас 1700 генетических совпадений, которые ассоциируются с болезнями человека. Так что эта лягушка — прекрасная модель для экспериментов.)

Воспитатель: "Какую пользу они приносят?”

ВЫВОД: В результате приходят к выводу, что все в мире устроено системно и если нарушить одно звено этой цепочки, то непременно нарушится другое звено (другая система).

Цель:Повысить уровень компетенции педагогов в применении технологии ТРИЗ.

Познакомить с методикой проведения игр и упражнений по технологии ТРИЗ;

Создать условия для практического освоения технологии ТРИЗ.

Сформировать у участников семинара – практикума мотивацию на использование технологии ТРИЗ в своей педагогической деятельности.

План семинара

Практическая часть.

Примерный текст выступления педагога

1 слайд - титульный

Здравствуйте, гости званые,

Гостьюшки, мои желанные

Много гостей, много и новостей

А чтоб семинар был веселей

Вы хотите поиграть?

Семинар пообсуждать?

Вы сегодня ночью спали?

Утром встали, танцевали?

На семинар вы опоздали?

Ручки и блокноты взяли?

Сколько вас всего, узнали?

На вопросы отвечали?

Наш семинар будет делиться на две части теоретическую, с которой познакомлю вас я. И практическую, где будут представлены мастер классы по использованию технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками по разным направлениям.

Изначально Генрих СауловичАльтшуллер разработал свою теорию для решения технических и инженерных задач. Однако со временем основные принципы перекочевали и в педагогику. Технологии ТРИЗ является очень актуальной на сегодняшний день. Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом.

Система ТРИЗ в обучении детей — это практическая помощь ребенку для нахождения наилучшего решения поставленной задачи в создавшейся ситуации. Принцип такой: "Есть задача — реши ее сам", но не путем проб и ошибок, а путем алгоритма размышлений, приводящих ребенка к лучшему решению

Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.

Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми. Еще один огромный плюс этой теории заключается в том, что она работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнеров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. В детских садах используются следующие методы ТРИЗ

- Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

- Метод каталога. Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.

- Метод фокальных объектов. Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.

- Метод морфологического анализа. В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.

- Мышление по аналогии. Так как аналогия - это сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать

- Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками). моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое – жидкое –газообразное). И другие методы.

1. позволяет рассмотреть, из чего состоит и частью чего является интересующий нас объект; знакомит с функциональными особенностями отдельных частей, самой системы и подсистемы в целом при переходе по вертикали снизу вверх;

2. позволяет провести анализ интересующего нас объекта по времени на уровне системы, надсистемы и подсистемы;

Эти методы чаще используются в младшем возрасте в совместной деятельности воспитателя с детьми через освоение образовательных областей; познание, чтение художественной литературы, художественное творчество.

Кто это? Цыпленок. Давайте переместимся на нашем волшебном лифте вниз, в подсистему. Что у него есть, из чего он состоит? Поднимаемся вверх – частью чего он может являться, где мы можем его встретить? Так как наш лифт волшебный, он может перемещаться не только вертикально, но и горизонтально. Перемещаемся влево, это прошлое системы. Чем был цыпленок в прошлом? А кем он станет в будущем? …

В старших группах мы соблюдаем правильную последовательность, так как она дает более многоплановый взгляд на рассматриваемую систему. Эту систему можно рассмотреть с детьми с разных точек зрения, в зависимости от того, в какой надсистеме она рассматривается.

Задача педагога научить детей мыслить системно с помощью системного оператора, используя таблицу, схемы. Развивать представление о строении и этапах развития системы развивать образное представление творческих потенциалов.

В младших группах мы рассматриваем подсистемные признаки, сразу после названия системы (объекта, а потом уже определяем в какую надсистему она входит.

А также формирования у детей представления об изменениях объекта во времени, используя в работе технологические цепочки. В зависимости от возраста увеличиваем длину цепочки.

Для более успешного запоминания порядка рассматривания систем можно использовать стихотворение.

Если мы рассмотрим что-то.

Это что-то для чего-то.

Это что-то из чего-то.

Это что-то часть чего-то.

Чем-то было это что-то.

Что-то будет с этим что-то.

Что-то ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!

автор: М. С. Гафитулин.

Технологию ТРИЗ можно использовать во всех видах деятельности. И сейчас мы перейдем к практической части нашего семинара.

Передаю слово Епифановой Наталье Николаевне, она представит игры по ТРИЗ, которые можно использовать на занятиях по формированию элементарных математических представлений.

Никонова Наталья Васильевна покажет, как можно использовать методы ТРИЗ в развитии речи.

Копосова Наталья Станиславовна представит использование приемов ТРИЗ в рисовании.

Мы с вами побывали в удивительной стране, которая называется ТРИЗ, мы постарались подобрать вам игры, в которые вы можете играть в совместной деятельности с детьми.

А в удивительной стране есть сердечки, напишите на них, пожалуйста, о том, что вам понравилось или не понравилось? Ваши пожелания, предложения и опустите в шкатулку.

если вы хотите идти на работу как на праздник;

если вам нравится, когда глаза детей блестят;

если вы хотите получать от каждого занятия максимум удовольствия;

если вы желаете общаться с умными, думающими детьми;

если вы хотите получить ключи к творчеству, сочинительству, займитесь ТРИЗом!

У меня здесь есть волшебная шкатулка, а в ней подарок для вас – это буклеты с играми.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Цель: повысить уровень компетенции педагогов в применении технологии ТРИЗ.

Познакомить с методикой проведения игр и упражнений по технологии ТРИЗ.

Сформировать у участников семинара-практикума мотивацию на использование технологии ТРИЗ в своей педагогической деятельности

В ТРИЗ ничего не берётся извне, всё находится в голове, просто необходимо научить ребёнка логически размышлять. Каждый ребёнок изначально талантлив, но этому его нужно научить. Дети учатся играя.

Занятия, игры можно планировать в свободное время, во вторую половину дня, на прогулке, в индивидуальной работе. Технология ТРИЗ тем и хороша, что можно применять в работе только её элементы. Принцип проведения – от простого к сложному.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить.

Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.

Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам: корректируется первоначальная формулировка задачи; строится модель; определяются имеющиеся вещественно – полевые ресурсы; составляется ИКР (идеальный конечный результат); выявляются и анализируются физические противоречия; прилагаются к задаче смелые, дерзкие преобразования.

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. В детских садах используются следующие методы ТРИЗ:

- Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

- Метод каталога. Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.

- Метод фокальных объектов. Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.

- Метод морфологического анализа. В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.

- Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками). моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое – жидкое –газообразное).

- Мышление по аналогии. Так как аналогия - это сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать

- Типовые приёмы фантазирования (ТПФ). Чтобы у ребёнка развить фантазию вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства объекта. Приёмы волшебства: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот.

В дошкольном детстве дети любят создавать что – то новое и очень этим гордятся. Однако, наблюдая за детьми в группе, мы не редко замечаем, что не все работы отличаются самостоятельностью, оригинальностью и проявлением творческих способностей.

Как развить у детей творческое начало, как помочь ребенку, какие условия создать для его творческого роста, для того, что бы ребенок ни терялся, а радовался, оставшись один на один со сложной задачей.

Главная цель, которую ставят перед собой ТРИЗ - педагоги это: - формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности, а именно, развитие у воспитанников с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения. Таким образом, методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку её девиз - творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала.

(Слайд) Основной критерий в работе с детьми при использовании ТРИЗ – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем.

Зачастую, вы - педагоги уже используете данную технологию, даже не подозревая об этом.

В настоящий момент теория решения изобретательских задач в ДОУ имеет большое количество конкретных выражений. Наибольшей популярностью характеризуются следующие методы и приёмы.

Основными правилами МШ являются:

Для лучшего закрепления опыта итоги, полученные в ходе мозгового штурма, следует облечь в форму практической деятельности и создать какой-либо продукт, напоминающий о проведенной игре: рисунок, поделку и пр.

(Слайд) Метод синектики (усовершенствованный мозговой штурм)

Виды связей между объектами могут быть разными:

(Слайд) Метод каталога

Цель: Развивать навыки анализа и синтеза, творческое воображение, фантазию.

Сущность метода:

Усовершенствование предметов, через присвоение качеств других предметов. (машина — часы (свойства) - круглые, ходят, блестящие; галоши- блестящие, черные, непромокаемые, удобные)

Группирование предметов (отбираем предметы для чайной посуды — выделение лишнего: кастрюля, сковорода).

(Слайд) Метод ресурсов

Цель: Развитие фантазии, умения моделировать.

Сущность метода:

1.Химическое поле:

2.Механическое поле:

3.Аккустическое поле:

(Слайд) Моделирование маленькими человечками (ММЧ)

Одним из самых наглядных воплощений технологии ТРИЗ в действии относится метод моделирования маленькими человечками. Благодаря нему дошкольники учатся представлять, как изнутри выглядят объекты живой и неживой природы, что за процессы в них совершаются, какими являются наполняющие их вещества. Маленькие человечки могут представать в виде рисунков, игрушек или самих детей. Этот метод используется, когда воспитателю требуется объяснить, например, процесс таяния сосульки: зимой крошечным жителям холодно, и они крепко держатся за руки, в то время как с установлением весенней теплоты они приходят в движение, превращаясь в воду. (уже не держатся за руки, а слегка касаются друг друга). При переходе в газообразное состояние , МЧ начинают двигаться , разбегаясь в разные стороны. Эта технология развивает сообразительность, внимательность, наблюдательность, а также учит моделировать и схематизировать.

(Слайд) Метод "Системный анализ”

Помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место функций объектов и их взаимодействие по каждому под системному и над системному элементу.

(Слайд) Метод противоречий. Восприятие одного и того же предмета (действия, явления…) в качестве противоположных оценок (хорошо- плохо; опасно – неопасно..)

Выбирается любой объект (действие, явление…) и выявляются положительные, и, в то же время, отрицательные моменты. Например, книга — что хорошо, а что плохо.

(Слайд) Метод фантазирования: сделать наоборот, увеличить – уменьшить, динамика – статика и др. Прием "увеличения”. Проснувшись однажды утром, жители нашего города увидели, что трава в городе "выросла до пятого этажа”. Что будет происходить дальше? Кому это понравится, а кому нет? Какие проблемы возникнут у жителей города? Какие будут последствия?

(Слайд) Коллаж из сказок (придумывание новых сказок на основе уже известных детям сказок, знакомые герои в новых обстоятельствах, сказка от стишка, спасательные ситуации в сказках, сказки от "живых” капель и клякс).

Вот мы с вами рассмотрели несколько методов ТРИЗ.

  1. Задания на проверку инерции мышления
    Требуется быстро отвечать на вопросы заданий. Подумать при этом можно, но не долго.
    1. Сколько пальцев на 2-х руках, а на 4-х?
  2. На болоте сидит по-французски говорит. Кто это? (объясни с каких пор лягушки стали говорить, да еще и по-французски).
  3. Решите проблемную ситуацию: (мозговой штурм)

- Кузнечик прыгал – прыгал и ножку повредил. Как ему помочь?

- Как директору зоопарка точно и быстро можно измерить ядовитую змею?

- Если бы я был птицей, я бы…

- Если бы я был музыкальным инструментом, я бы…

- Что произойдет, если животные будут говорить человеческим голосом?

- Что произойдет если горы будут превращаться в сахарные?

- Жизнь человека никогда не кончится?

- Каждый человек носит все, что у него есть?

Можно использовать слова, пантомиму, мимику.

- Что чувствует цветок, когда его поливает дождь?

- А если люди прошли по полянке, на которой растет цветок?

  1. Помоги Золушке (мозговой штурм или спасательные ситуации в сказках)

Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?
Ответы детей: надо пойти к соседям, попросить у них; сходить в магазин, купить новую; можно пустой бутылкой; или найти круглое полено, помыть его и им раскатать; резать тесто маленькими кусочками, а потом чем – нибудь тяжелым прижимать.

  1. Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем – то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить?
    Ответы детей: (На черного зайца легче охотиться лисе . . . Особенно его хорошо видно на снегу . . . Теперь ему только под землей надо жить . . . Или там, где вообще нет снега, а только черная земля . . . А гулять ему теперь надо только ночью . . . Ему надо жить с людьми, чтобы они заботились о нем, охраняли его . . .)
  2. Спасательные ситуации в сказках.

"Однажды котенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть . . .” Предложите свои варианты спасения котенка.

  1. (Системный анализ)
    1. В этом задании вам предлагается система. Необходимо, подобрать как можно больше слов, входящих в эту систему. Первой команде система ЛЕС, второй команде РЕКА. (Лес - охотник, волк, деревья, кусты, тропа; Река - берег, рыба, рыбак, вода, тина).
    2. Составьте рекламное объявление для газеты так, чтобы слова начинались на одну букву.
      Пример: продается певчий пушистый попугай Паинька, пятилетний, полузеленый. Предпочитает питаться печеньем, пить пепси-колу. Пожалуйста, приходите посмотреть.

    Таким образом, мы сегодня убедились, что использование в работе методов и приемов ТРИЗ позволяет снять психологические барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить.

    Мельникова Ольга Владимировна

    Цель : Повысить уровень компетенции педагогов в применении технологии ТРИЗ.

    Познакомить с методикой проведения игр и упражнений по технологии ТРИЗ;

    Создать условия для практического освоения технологии ТРИЗ.

    Сформировать у участников семинара – практикума мотивацию на использование технологии ТРИЗ в своей педагогической деятельности.

    1 слайд - титульный

    Здравствуйте, гости званые,

    Гостьюшки, мои желанные

    Много гостей, много и новостей

    А чтоб семинар был веселей

    Вы хотите поиграть?

    Вы сегодня ночью спали?

    Утром встали, танцевали?

    На семинар вы опоздали?

    Ручки и блокноты взяли?

    Сколько вас всего, узнали?

    На вопросы отвечали?

    Технология ТРИЗ является очень актуальной на сегодняшний день. Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом.

    ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считал основатель теории Генрих Саулович Альтшуллер и его последователи.

    Цель ТРИЗ – не просто развивать фантазию ребенка, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать взрослым – педагогам, родителям, инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира.

    При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы.

    В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. В детских садах используются следующие методы ТРИЗ

    - Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

    - Метод каталога. Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.

    - Метод фокальных объектов. Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.

    - Метод морфологического анализа. В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.

    - Мышление по аналогии. Так как аналогия - это сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать

    - Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками). моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое – жидкое –газообразное).

    И другие методы о которых я расскажу позже.

    5 слайд Приемы ТРИЗ

    1. из чего состоит и частью чего является интересующий нас объект; знакомит с функциональными особенностями отдельных частей, самой системы и подсистемы в целом при переходе по вертикали снизу, вверх;

    2. позволяет провести анализ интересующего нас объекта по времени на уровне системы, надсистемы и подсистемы;

    Эти методы чаще используются в младшем возрасте в совместной деятельности воспитателя с детьми через освоение образовательных областей; познание, чтение художественной литературы, художественное творчество.

    Для более успешного запоминания порядка рассматривания систем можно использовать стихотворение.

    Если мы рассмотрим что-то.

    Это что-то для чего-то.

    Это что-то из чего-то.

    Это что-то часть чего-то.

    Чем-то было это что-то.

    Что-то будет с этим что-то.

    Что-то ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!

    Мы с вами побывали в удивительной стране, которая называется ТРИЗ, я постаралась подобрать вам игры, в которые вы можете играть в совместной деятельности с детьми.

    если вы хотите идти на работу как на праздник;

    если вам нравится, когда глаза детей блестят;

    если вы хотите получать от каждого занятия максимум удовольствия;

    если вы желаете общаться с умными, думающими детьми;

    если вы хотите получить ключи к творчеству, сочинительству, займитесь ТРИЗом!

    А сейчас я хочу узнать полезным ли была наша встреча, что вам понравилось или не понравилось? Ваши пожелания, предложения.

    Читайте также: