Схема для описания посуды в детском саду

Обновлено: 05.10.2024

Муниципальное

образовательное

логопедической

Составление

описательного

Воспитатель

Познакомить с чайной посудой, столовой и кухонной, уточнить её название и

назначение, учить различать и называть части предметов посуды, а также

предметы сходные по назначению.

-связная речь: учить составлять короткий описательный рассказ о предметах

- словарь и грамматика: учить сравнивать различные предметы по материалу,

размерам, назначению, употребляя названия качеств (стеклянный, металлический,

фарфоровый и т.д.), активизировать употребление слов противоположного

значения (антонимов) (глубокая - мелкая, высокий - низкий); закреплять умение

классифицировать предметы по качеству (стеклянный, металлический,

деревянный); учить образовывать по аналогии названия предметов посуды

(хлебница, сахарница, супница).

Воспитывать у детей бережное отношение к посуде.

Материалы к занятию:

Картинки с изображением чайной посуды, картинки с изображением столовой и

кухонной посуды, предметы чайной, столовой и кухонной посуды, разрезные

картинки с изображением посуды, персонаж из передачи «Спокойной ночи,

1) - Что делают хозяева, когда к ним приходят гости? (Угощают чаем). На столе

стоит различная посуда, надо выбрать ту, которая нужна для чая.

-Как мы назовём эту посуду? (Чайная)

-Почему сервиз называют чайным? (Потому, что из него пьют чай)

-Какие предметы посуды нужны для чаепития? (Чайник, заварочный чайник,

сахарница, блюдце, чашка, маленькая ложка, конфетница, салфетница). Дети

выбирают нужную посуду, называют её и объясняют для чего она предназначена.

- Как называется посуда, в которой готовят на кухне? (Кухонная)

- В какой посуде варят, жарят? (кастрюлю, сковорода)

- С помощью какой посуды наливают суп? (половником)

- В какой посуде моют фрукты и промывают макароны? (Дуршлаг)

- И кастрюли, и сковородки ставят на плиту, они долго стоят на огне и не портятся.

Это потому, что они сделаны из металла. Он не бьётся. Он сильно нагревается от

огня, поэтому ни в коем случае нельзя дотрагиваться до кастрюли, стоящей на

плите. Показать на небольшой опыт: над зажжённой свечкой надо недолго

подержать ложку, после чего дать потрогать детям.

- Что обычно делают взрослые, когда им нужно взяться за горячий предмет?

- Когда вы садитесь обедать, какая посуда вам нужна? (Столовая)

-Назовите предметы столовой посуды? (Глубокая тарелка, мелкая тарелка,

большая ложка, вилка, ножик, хлебница, салфетница, солонка, перечница)

2) Работа с рисунком

-Какая посуда изображена на рисунке?

- Назовите, из каких частей состоит эта посуда?

У чайника: Ручка, крышка, носик, стенки, донышко.

У чашки: Ручка, стенки, донышко, край.

У вазы: горлышко, донышко, стенки.

3) Сравнение предметов посуды

а) – Давайте сравним чайник и чашку.

- Какие одинаковые части есть у этой посуды? (Донышко, стенки, ручки)

- Что есть у чайника и нет у чашки? (Крышка, носик)

- Что есть у чашки и нет у чайника? (края)

- Что из них по размеру больше? (Чайник)

- Что меньше? (Чашка)

б ) – Теперь сравним чашку и вазу.

Какие одинаковые части есть у них? ( Донышко, стенки, края)

- Чем отличаются? (У чашки есть ручка, а у вазы нет; у вазы есть горлышко, а у

- Чашка низкая, а ваза-…(высокая)

Степашку и Филю. Он накрыл на стол. (Конфеты в чашке, чай налит в сахарницу,

сахар насыпан в блюдце, вместо чайной ложки лежит столовая). Хруша просит нас

посмотреть и сказать, правильно ли он это сделал? Дети смотрят и делают

заключение, что Хрюша всё перепутал.

- Давайте исправим ошибки Хрюши?

Дидактическая игра «Угадай,чего не стало?

- Ребята, за то, что вы помогли Хрюше правильно накрыть на стол, он хочет с вами

Дети закрывают глаза, со стола убирается один из предметов посуды. Они

отгадывают, чего не стало. ( На столе нет чашки). Игра проводится несколько раз.

Дети прощаются с Хрюшей.

- А если посуду невозможно разбить, значит, она какая? (Крепкая, прочная)

-Сейчас мы поговорим о том, какая бывает посуда, и поиграем в игру «Скажи

-Посуда бывает хрупкая, а бывает наоборот, какая? (Прочная)

-Вы поняли, как играть в эту игру? Итак, начинаем: прочная - ….(хрупкая), широкая

- ….(узкая), низкая - …(высокая), мелкая - …(глубокая), маленькая - …(большая),

белая - …(чёрная), толстая - …(тонкая), тупая - (острая)

-Из чего делают посуду? (Из глины, из фарфора, из стекла и т. д.)

-Посуда из фарфора какая? (Фарфоровая)

-Из глины - …(глиняная), из стекла - …(стеклянная), из хрусталя - …(хрустальная),

из керамики - …(керамическая), из пластмассы - ….(пластмассовая), из дерева -

…(деревянная), из железа - …(железная), из чугуна - …(чугунная), из алюминия -

…(алюминивая), из серебра - …(серебряная)

-Как называется посуда, в которой подают на стол: хлеб - …(хлебница), суп - …

(супница), конфеты - …(конфетница), салфетки - …(салфетница), сухари - …

(сухарница), соль - …(солонка), соус – (соусница), перец - …(перечница),

бутерброды – (бутербродница), масло – (маслёнка).

предлагается прослушать стихотворение и сказать, что это за произведение и о

чем в нем говорится.

Мимо курица бежала

И посуду увидала:

Вы от куда и куда?!

И ответила посуда:

«Было нам у бабы худо,

Не любила нас она,

Била, била сна она,

-Почему посуда убежала от Федоры?

-Как ухаживают за посудой? (Моют, чистят, вытирают, натирают)

Давайте мы с вами покажем, как нужно мыть посуду.

Раз, два, три, чётыре,

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку.

Мы посуду перемыли

Ничего мы не забыли.

Давайте попробуем собрать разбитую посуду.

Дети собирают картинки и говорят, какую посуду они собрали.

- Где продаётся посуда?

- Как называется этот магазин? (Посудохозяйственный магазин)

Сейчас мы поиграем в магазин посуды. (Выставляем на стенд картинки с

изображением посуды.) Посмотрите, какая красивая посуда есть в нашем

магазине. Вы можете ее купить, но надо правильно рассказать, что это за посуда,

какая она, для чего нужна?

Воспитатель приглашает к столу ребенка. В случае затруднения оказывает ему

Тема: Составление описаний посуды с опорой на схему и образец.

Программное содержание:

- учить детей составлять описательные рассказы о посуде, используя при этом план-схему, продолжать учить связности, развернутости, непрерывности высказывания;

- воспитывать бережное отношение к предметам, изготовленным руками других людей;

- развивать внимание, зрительную память, мыслительные операции обобщения, сравнения, классификации.

Речевой материал: блюдце, тарелка, бокал, стакан, чайник, кружка, селедочница, кофейник, сковорода, солонка, сахарница, кастрюля и т.д.

«Скачет сито по полям,

А корыто по лугам…

И помчалися по улице ножи:

Вот и чайник за кофейником бежит,

Тараторит, тараторит, дребезжит…

А за ними блюдца, блюдца –

Вдоль по улице несутся -

На стаканы – дзынь! – натыкаются,

И стаканы – дзынь! – разбиваются.

И бежит, бренчит, стучит сковорода:

Рюмки да бутылки,

Скачут по дорожке…

А за ними вдоль забора

Скачет бабушка Федора:

Затем логопед предлагает детям вспомнить, из какой сказки эра героиня и что с нею произошло.

Кастрюля – металлическая, большая, вместительная.

Чашка – фарфоровая, белая, хрупкая.

Сковорода – металлическая, круглая, прочная.

Стакан – прозрачный, стеклянный, хрупкий.

Ложка – столовая, металлическая, твердая и т.д.

Раз, два, три, четыре, пять - Дети сжимают пальцы рук в кулаки и разжимают их.

Вышла чашка погулять.

- Буль - Буль. Поочередно прикасаются пальцами правой руки к левой,

Ой - ой - ой! начиная с большого, в медленном и быстром темпе.

Нужен сахар кусковой. Хлопают ладонями по коленям.

Раз, два, три, четыре, пять - Сжимают и разжимают пальцы.

Вышел сахар погулять.

Мимо ложка пролетает, Водят указательным пальцем одной руки по ладони другой.

Сахар в чашке растворяет.

- Дзынь - дзынь. Поочередно прикасаются пальцами правой руки к левой,

Ой -ой - ой! начиная с большого, в медленном и быстром темпе.

Нужен пряник расписной! Хлопают ладонями по коленям.

Раз, два, три, четыре, пять - Сжимают и разжимают пальцы.

Вышел пряник погулять.

Рядом зубки поджидают - Прижимают ладони ко рту и вытягивают руки перед собой.

В прятки с пряником играют:

- Хруст - хруст. Стучат кулаками друг о друга (2 раза).

Ай - ай - ай! Прижимают ладони к щекам и покачивают головой.

По столу растекся чай! Поглаживают колени ладонями.

Раз, два, три, четыре, пять - Сжимают и разжимают пальцы.

Вышла тряпка погулять.

Тряпка в чае извозилась, Потирают ладони друг о друга.

Тряпка фыркала и злилась:

Раз, два, три, четыре, пять - Стучат кулаками по бедрам (5 раз).

Не хочу с тобой играть! Топают ногами. (М.Яснов)

Затем логопед уточняет пункты плана рассказывания по схеме:

  • цвет,
  • величина,
  • форма,
  • материал,
  • части посуды,
  • предназначение,
  • действия с посудой – и дает образец рассказа по пунктам плана.

После прослушанных рассказов логопед спрашивает детей, чей рассказ им понравился больше всего и просит объяснить, почему. Затем дает анализ рассказа каждого ребенка от лица Федоры и благодарит детей за работу.

з) подведение итога, оценка деятельности детей.

Затем логопед от имени Федоры дает оценку работе каждого ребенка и всей группы в целом и объявляет окончание занятия.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Непосредственной организованной образовательной деятельности

Педагога с воспитанниками средней группы

Общеобразовательной направленности

Цель : Продолжать учить детей составлять описательный рассказ предмета по схеме.

Задачи Образовательные: Формировать умение составлять описательный рассказ, активизировать в речи прилагательные. Обогащать и активизировать словарь детей, развивать связную, грамматически правильную речь. Совершенствовать умение владеть речью, как средством общения.

Р азвивающие: Развивать диалогическую речь, зрительное внимание . воображение, творческую активность, продолжать закреплять умение классифицировать посуду.

В оспитательные: Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности, самостоятельности.

Материалы и оборудование:

- картинки, с изображением предметов посуды с недостающими деталями;

-карточки с изображением посуды (чайная, столовая, кухонная).

Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мои друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

В:- Ребята у меня для вас есть загадка отгадаете:

«Я рукотворная, воды не боюсь, для еды гожусь,

В Ребята, а помните сказку, в которой вся посуда убежала от хозяйки?

А как она называется?

Д: Федорино горе

В:Кто написал эту сказку?

Д: К. И. Чуковский

В: А почему вся посуда убежала от Федоры?

В: Правильно, потому что она не ухаживала за своей посудой, не мыла её. А ведь потом Федора исправилась и стала ухаживать и заботиться о посуде.

И сегодня утром рано позвонила мне Федора. Ей нужна ваша помощь. Дело в том, что у Федоры день рожденье и она пригласила гостей. А у неё не хватает чайной посуды. И Федора очень просит вас помочь ей приобрести посуду.

- Ребята, я предлагаю вам порассуждать, зачем нам вообще нужна посуда?

Д: Посуда нужна чтобы, есть, пить, готовить, хранить продукты.

В:- А, где можно приобрести посуду?

- Закрываем глаза! Один, два, три. Покружись и в волшебном магазине очутись! Открываем глаза.

На полках расставлены предметные картинки с изображением посуды. Ребята проходят, рассматривают посуду.

- Смотрите, сколько много разной посуды. Вам нравится? Будем покупать посуду для Федоры? Вы помните, что это волшебный магазин, и посуда здесь продается необычным способом.

Нам продадут посуду, если мы расскажем о ней.

- ребята, но прежде чем мы будем выбирать и покупать посуду, давайте поиграем

Вот большой стеклянный чайник, (одна рука на поясе, другая изогнута, как носик)

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки, (приседают, одна рука на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца, (кружатся, рисуя руками круг)

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки, голова на тонкой ножке (поднятые вверх руки смыкают над головой)

Вот пластмассовый поднос. (руки вперёд вместе)

Он посуду нам принес.

- Поиграли? Ну, тогда пора выбирать посуду.

И не забывайте, что Федоре нужна чайная посуда.

Дети ходят по магазину выбирают посуду, которую хотят купить для Федоры.

В: Мы посуду выбрали, а сейчас мы будем покупать её. (Детям предлагаю сесть)

А что бы, нам было легче рассказывать, у нас есть помощник – схема.

- Давайте разберем схему, посмотрим, какие здесь есть обозначения.

Разбираем с детьми схему.

Р. – Я хочу купить для Федоры - чайник.

Это чайник. Заварочный чайник – это чайная посуда. Чайник красного цвета в белый горошек, небольшого размера, фарфоровый. У чайника есть дно, стенки, носик, ручка, крышка. В чайнике заваривают чай.

- Ребята, можно я буду продавцом?

- Молодцы! Всю необходимую посуду мы купили в магазине? Тогда нам пора возвращаться в группу. Раз, два, три. Покружись и в нашей группе очутись.

- Вот мы с вами и вернулись в группу.

Ребята, какую посуду мы купили в магазине для Федоры?

Д: чайник, блюдца, сахарница, чашки, чайные ложки и конфетницу.

В: Как одним словом можно назвать эту посуду?

Д: чайная посуда

В: А какая ещё бывает посуда?

В: Ребята, мы вспомнили какая разная бывает посуда. А где хранится посуда?

Чай наливаем (в чашку)

Сахар хранится в (сахарнице)

Хлеб положим в (хлебницу)

Суп варим в (кастрюле)

Котлеты жарятся в (сковороде)

- Ребята, какие вы молодцы, а сейчас я предлагаю расписать для Федоры в подарок ещё другую посуду. Вы согласны?

Дети входят в кабинет и останавливаются возле телевизора.

II. Введение в тему занятия.

Дети рассматривают картинки на столах и фланелеграфе и составляют предложения:

  • У меня нет чашки.
  • У меня нет чайника. И т.д.

Картинки помещаются на фланелеграф.


- О чем мы будем сегодня говорить?

- Да, мы будем составлять предложения, рассказы, отгадывать загадки о посуде.

III. Упражнение на пространственное ориентирование.

- Назовите предмет, который находится справа от чашки.

- Назовите предмет, который находится под самоваром. И.т.д.

Названные предметы убираются. Остается чашка.

1. Рассматривание таблицы.


2. Дети называют, что где находится на таблице, логопед зарисовывает на доске.

Дети встают около своих стульчиков, им раздаются плоскостные изображения чашек с приклеенными к ним кусочками ваты.

Упражнение повторяется 2-3 раза.

VI. Составление предложений по мнемодорожкам.


- От Федоры убежала вся посуда. Расскажите, какая посуда убежала от Федоры.

- От Федоры убежала голубая чашка.

- От Федоры убежал красный чайник. И т.д.

Дети получают конверты с разрезанными на 4 части картинками с изображением посуды.

- Некоторая посуда разбилась. Соберите разбитую посуду и расскажите, что вы склеили. Не забывайте говорить, какого цвета ваша посуда.

- Я склеила голубую чашку.

- Я склеил зеленую кастрюлю.


  1. Рассматривание картинок.
  2. Рассказывание стихотворения ребенком.
  3. Рассказывание стихотворения детьми и выполнение пальчиковой гимнастики.

В руки мы картинки взяли,
И посуду мы назвали:
Чайник, чашка, блюдце, вилка,
Миска, ложка, нож, бутылка.

IX. Отгадывание мнемозагадок.

Дети отгадывают мнемозагадки и объясняют, как они догадались.

Картинки-отгадки помещаются на фланелеграф.

Это кастрюля. Она бывает разного цвета. На похожа на прямоугольник, бывает большой и маленькой. Она железная. У нее есть крышка, дно, стенки, ручки. В ней можно варить суп.


Это ложка. Она стального цвета. Состоит из двух частей: одна часть прямоугольная, другая – овальная. Она маленькая. Она железная. С ее помощью можно есть.


Это сковорода. Она стального цвета, бывает черная. Состоит из двух частей: одна часть прямоугольная, другая – круглая. Она бывает большая и маленькая. Она железная. В ней можно пожарить картофель.


X. Физкультурная минутка.

XI. Составление рассказа-описания чайника.

1. Отгадывание загадки.

Хоть и задрал он кверху нос,
Но это вовсе не всерьёз.
Ни перед кем он не гордится,
Кто пить захочет – убедится.

2. - Мы будем учиться составлять рассказ-описание чайника.

3. На фланелеграф выставляется карточка с вопросом.

- О чем мы скажем сначала?

- Это чайник. Чайник – это посуда.

Логопед заполняет мнемотаблицу на доске.

4. На фланелеграф выставляется карточка с цветовыми пятнами.

- О чем мы скажем потом?

- Какого цвета наш чайник?

5. На фланелеграф выставляется карточка с изображением геометрических фигур

- О чем нужно сказать теперь?

- Какой формы чайник?

Аналогично разбираются следующие пункты плана:

8. Из чего состоит.

9. Для чего служит.

10. Составление рассказа-описания стула логопедом.
Это чайник. Он красный с белыми точками. Чайник круглый, пузатый. Он большой. Сделан этот чайник из глины, он глиняный. У чайника есть носит, крышка, ручка, стенки, дно. В чайнике можно кипятить воду, заваривать чай.

Читайте также: