Свинья под дубом описание

Обновлено: 07.07.2024


Свинья паслась под большим дубом. Ей нравились желуди, падающие с дерева. Как-то раз она стала рыть корни дуба. Ворон, который сидел на дереве, сказал ей, что это принесет вред дубу. Однако свинья в ответ сказала, что ей все равно. Потом дуб обвинил свинью в том, что она не испытывает чувства благодарности по отношению к нему. Он сделал попытку объяснить свинье, что желуди, которые она так любит, растут на дереве. Но свинья не имела возможности посмотреть вверх и посмотреть, что это действительно так. Она осталась при собственном мнении и продолжила наносить вред дубу.

Анализ басни

История создания

Басня “Свинья под дубом” была написана И. А. Крыловым около 1823 г. и впервые напечатана в газете “Северная пчела” за 1825 г.

Смысл названия

В названии заложено центральное противопоставление басни. Свинья символизирует собой жадность и невежество, дуб выступает символом вечности и мудрости.

Основная тема произведения

Основная тема произведения – осуждение слепого невежества.

Жадная Свинья живет только в свое удовольствие. Ее главная цель – побольше набить желудок. Съев упавшие с Дуба желуди и проспавшись, Свинья хочет продлить наслаждение и начинает подрывать корни Дуба. В ее глупой голове образы еды и могучего дерева никак не связаны между собой.

Грязное, невежественное животное может стать причиной гибели исполина. Дуб предлагает Свинье задрать рыло и самой убедиться, откуда она получает еду.

Анализ Свинья под дубом

Проблематика

В эпоху Крылова (как, впрочем, и во все времена) находилось множество невежественных людей, резко отрицательно относившихся к знаниям и науке. Они решительно осуждали научный прогресс, объявляя его источником всевозможных бед.

По мнению автора, такие невежды напоминают неблагодарную Свинью из басни. В основе негативного отношения к знаниям лежит простая лень, стремление жить только для себя, не заботясь об остальных. Порицая науку, невежественные люди в то же время нисколько не стесняются пользоваться всеми благами научного и технического прогресса.

Композиция произведения традиционна для жанра басни: аллегорическая основная часть и финальный авторский вывод.

Мораль

На простом и наглядном примере Крылов показывает, что “плодами” научных знаний в той или иной степени пользуются все без исключения. Только самые глупые и ограниченные люди не понимают этого очевидного факта. К сожалению, есть множество примеров того, как обладающие властью невежды становились препятствием на пути развития науки. Только при условии полного искоренения невежества человечество сможет успешно продолжать свое развитие.

Свинья под Дубом вековым Наелась желудей досыта, до отвала; Наевшись, выспалась под ним; Потом, глаза продравши, встала И рылом подрывать у Дуба корни стала.

Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни Свинья под дубом

Только невежи ругают науку, не понимая, что имено ей обязаны благам.

Так устами дерева звучит мораль произведения. Важная сущность в басни заключается, в том, что иногда некоторые не ценят все данное природой и искажают ее естественные функции. Поэтому обличение пороков отражается главным образом, в невежестве и эгоизме.



Мораль произведения

Нравственный вывод и суть содержатся в заключительных четырёх строках. Образ главной героини объединяет в себе черты глупых и невежественных людей, выступающих против просвещения и отрицающих пользу науки. Более того, подобные личности зачастую не подозревают о том, что мир устроен не так, как они себе представляли. Используя плоды науки, они отрицают её существование. Пороки, которые высмеиваются в этой басне:

  • нежелание видеть свои недостатки;
  • невежество;
  • лень;
  • неумение видеть причинно-следственные связи.

Наука, просвещение, образование — пустые слова для невежественных людей. Но подобные ограниченные персонажи не только пользуются благами цивилизации, не задумываясь об их происхождении, но и причиняют вред своей глупостью. Поэтому они представляют опасность для культурного общества.

Человек, портящий то, чем пользуется, подобен свинье, подрывающей корни дуба — источника пропитания. Такой индивид причиняет вред не столько себе, сколько потомкам. На его век хватит пищи и других благ, а о других он не заботится. Не обращая внимания на советы мудрых людей, глупец гордится способностью поступать по-своему. В этом и заключается драматизм ситуации: пороки, которых нужно стыдиться, превозносятся как достоинства.



Анализ басни Свинья под дубом

Баснописец И.А. Крылов писал свои произведения доступным и простым языком и пытался приучить с детства к способности ценить и не поступать чрезмерно грубо. Жанр первым возвысил Эзоп, и многие произведения, были написаны именно этим языком. В разных ситуациях невозможно было выразить открыто свою точку зрения, поэтому Эзопов язык был важным составляющим в данном типе произведения.

Противоположный по значению персонаж- это ворон, который пытается образумить и проучить свинью, но она ничего не может понять, и не способна это принять, так и в жизни во многих ситуациях, появляется персонаж, способный проучить и избавить от невежества. Дуб своей мудростью отражает в данном образе умного человека, который молча пытается проучить свинью, поставить на путь истины, тем самым отождествляет мораль и восстанавливает справедливость. Дуб настаивал на том, что она неблагодарная и не ценит его заботу.

Личность баснописца

Чтобы лучше понять творческий замысел автора, следует узнать побольше о нём самом. Крылов прославился не только как баснописец, но и как автор произведений, написанных в других жанрах. Среди его работ были такие:

  • поэтические;
  • публицистические;
  • сатирические.


Однако больше всего Ивана Андреевича привлекало написание басен, которых в его творческой биографии насчитывается более 230. При жизни писателя вышло 9 сборников. Крылов нередко обращался к творчеству других авторов, у которых заимствовал идеи для своих произведений.

Баснописцы и философы, которые вдохновляли его на создание басен:

  • Лафонтен.
  • Эзоп.
  • Федр.
  • Бабрий.

Несколько интересных Басен

  • Басня Эзопа Лисица и Cобаки
    Текст и анализ басни Лисица и Cобаки
  • Басня Эзопа Галка и Вороны
    Текст и анализ басни Галка и Вороны
  • Басня Эзопа Душегубец
    Текст и анализ басни Душегубец
  • Басня Толстого Черепаха и Орел
    Черепаха просила орла, чтобы научил её летать. Орёл не советовал, потому что ей не пристало, а она все просила.
  • Басня Эзопа Коза и Осел
    Текст и анализ басни Коза и Осел

Популярные сочинения

Главные герои

В поучительной басне Ивана Андреевича Крылова можно выделить три ключевых персонажа:

1) Свинья – необразованная, прожорливая, глупая и жадная. Объедается желудями, но даже не задумывается, откуда они взялись. Думает только о личной выгоде, живет одним днем.

2) Ворон – дальновиден и умен. Думает о будущем, пытается образумить невежду-Свинью.

3) Дуб – старый молчаливый мудрец. Хранитель многовековых знаний и традиций.

Читайте по теме: Здесь можно посмотреть другие басни Крылова для читательского дневника.

Ход урока

Чтение учащимися статьи

Чтение учителем текста басни

Анализ текста по вопросам

1. Какова причина шума, переполоха на псарне?

2. С помощью каких слов и выражений рисует Крылов волнение? (Обратить внимание на глаголы: поднялся (двор), (псы) залились, рвутся (в драку), (псари) кричат, бегут (с дубьем.)

3. Каково поведение Волка в этот момент? (Зол, опасен, хитер, чувствуется разница между делом и словом персонажа.)

4. Каким изобразил его Крылов? (Щелкает зубами, ощетинился, глазами всех съест.)

Чтение речи Волка , при этом желательно передать заискивание, скрытое притворство, присущее Волку.

6. Почему Ловчий не выслушал Волка до конца, перебил его речь? (Не верит ему.)

7. Кто кому противопоставлен в басне? (Волк Ловчему.)

8. Что можете сказать о Ловчем? О качествах его характера? Почему он не верит Волку? (Он умудрен жизнью, много повидал, сразу видит обман. Чувствуется надежность этого человека, уверенность в правоте своего дела.)

Чтение речи Волка с соответствующей интонацией.

10. О каких качествах Волка вы теперь можете сказать?

11. Действует ли в этой басне прием олицетворения и аллегории?

12. Можно ли мораль этой басни применить только для этого конкретного случая (война 1812 г.)? (Суть морали актуальна и в наши дни в определенных ситуациях.)

Произведение проникнуто патриотическим пафосом, чувством любви к Родине, ответственности за ее судьбу. В этой басне мораль заключается в словах Ловчего, реплика которого звучит последней.

Знакомство с текстом . Анализ басни по вопросам :

1. Найдите, где в тексте басни спряталась мораль. В чем ее смысл?

5. Можно ли сказать, что Лисица издевается над Вороной? (Лисица преследует свою цель, хочет любыми путями получить сыр. Ворона же принимает похвалы как вполне заслуженные, думает, что все сказанное Лисицей – правда.)

6. В чем смысл басни? (Нужно уметь случайно не оказаться Вороной, уметь правильно оценивать свои способности, возможности.)

7. Можно ли принять к сведению мораль этой басни сегодня?

8. Какие слова и выражения из этой басни и сегодня живут в нашей речи?

Выразительное чтение произведения в лицах.

Анализ басни по вопросам :

1. Интересна ли басня?

2. Что же лучше: быть грамотным ученым или оставаться неученым, невеждой?

3. Кто такой невежда? (Неученый, необразованный ученьем, книжным знанием, непосвященный.)

4. Объясните аллегорию басни. (Глупый, необразованный человек (Свинья) пользуется плодами просвещения (желуди), они ему приятны. Но невежда не в силах понять, откуда берутся эти плоды, не в силах откликнуться на советы грамотных людей
(Ворон, Дуб). Сам того не осознавая, губит своим невежеством начало познания (Корни). Не понимает, что науки должны развиваться.)
6. Какая интонация звучит в реплике Дуба? (Отчаяние, беспомощность.)

7. Актуальна ли мораль басни в наше время?

8. Чему вас научила эта басня?

И. А. Крылов в своих баснях высмеивал пороки людей. Самих людей представлял в образах птиц, зверей, растений. Обобщения в баснях глубоки, мы учимся понимать истинные нравственные ценности, пользоваться народной мудростью, тем самым накапливая жизненный опыт.

Домашнее задание:

выучить наизусть понравившуюся басню.

Великий мастер русских басен Иван Андреевич Крылов действительно нашел себя именно на этом поприще. В какой-то момент они его так увлекли, что он уже до конца своих дней не мог от них отказаться. Он стал автором 236 басен, которые собраны в девять сборников. Многие выражения его произведений стали крылатыми. Некоторые свои сюжеты он заимствовал у французского баснописца Лафонтена, который, в свою очередь, позаимствовал немало увлекательных сюжетов у древнегреческих баснописцев и поэтов: Эзопа, Федра и Бабрия.

Главная мысль

Важнейшая мысль заключена в последних четырех строках басни. Справедливый баснописец хотел обличить недалеких людей, которые не смотрят дальше собственного носа.

Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 1 класса, 2 класса, 3 класса, 4 класса, 5 класса.

Краткое содержание для читательского дневника

1) В тот день Свинья объелась желудями и крепко задремала под старинным Дубом.

2) Проснувшись, сытая Свинья зачем-то принялась портить корни, подрывая их рыльцем.

3) Ворон, сидящий на высокой ветке, заметил ее проделки и посоветовал остановиться, чтобы не навредить дереву.

4) Свинья не желала его слушать, ведь для нее были важны только желуди, а от Дуба она проку не видала.

5) Тогда разгневанный Дуб сам обратился к неблагодарной Свинье.

6) Если бы Свинья посмотрела вверх, она бы поняла, что ее любимое лакомство растет именно на могучем древе.

Сюжетная линия

Произведение представляет собой иронический рассказ. Идеей написания стали жизненные проблемы, о которых в то время говорить открыто запрещалось. Действующими персонажами басни являются ворон и свинья. Автор представил образы с противоположными характерами, выступающие в роли порока и добродетели. С этим произведением дети знакомятся на уроках русской литературы в 5 классе.

История создания начинается с эпизода жизни свиньи, которая нашла ветвистый дуб с больши́м количеством желудей. Она начинает их есть. После отдыха она принимается рыть корни и искать новую пищу.

Ворон сидел на макушке дерева и наблюдал за действиями свиньи

Ворон сидел на макушке дерева и все это время пристально наблюдал за действиями свиньи. В басне птица представлена как здравомыслящий персонаж. Такая характеристика помогает доказать читателям, что на любое глупое существо найдется умное и подскажет, как правильно поступить. Главное — это уметь слушать.

Ворон делает замечание свинье о том, что ее рытье может навредить всему дереву. Поврежденные корни высохнут, и дуб полностью погибнет.

Свинья не хочет слушать пернатого и говорит, что какова дальнейшая судьба дерева, ей вовсе не интересно. Она хочет есть и будет продолжать свои действия. Животное не осознает, что под высохшим дубом она больше не сможет полакомиться желудями.

Если разбирать произведение подробно и по плану, то можно увидеть, что эта история описывает особенность значения каждой мелочи в жизни человека.

Посредством аллегории и представленных образов писатель хочет донести до читателей, что нельзя губить начало. Благодаря использованию художественных приемов, баснописец аллегорически изображает людей, которые не желают принимать научные труды, но при этом используют их результат в жизни, не чувствуя при этом угрызений совести и благодарности.

  • Эгоизм.
  • Невежество.
  • Скудоумие.
  • Жадность.

Люди, которые думают только о себе, не понимают, какой вред причиняют своими действиями окружающим.

Суть басни

Аллегорические образы помогают выразить основную мысль и цель высказывания автора, которая означает то, что не все ценят дары природы. И убивая это, люди убивают себя. Свои мысли автор выражал посредством литературных приемов:

Тема эгоизма

Кроме Крылова, такие приемы использовали многие авторы, они не могли высказать проблемы вслух, а описывали их в своих сочинениях и сказках. Баснописец Лессинг использовал подобные методы иносказания для того, чтобы озвучить свое недовольство происходящим вокруг с помощью другого языка.

Крылов умел правильно высказываться, он характеризовал своих героев и высмеивал их каждый раз по-разному, всегда неся при этом какой-то смысл и мораль. Свинья и ворон представлены как два разных уровня мышления. Вывод можно сделать только один: свинья — глупая, ворон — мудрый.


На это свинья отвечала, что судьба дуба ее совсем не волнует, это дерево она считает бесполезным. Интересны ей только желуди. Возмущенный дуб назвал свинью неблагодарной и посоветовал ей посмотреть наверх, на ветви дерева, чтобы увидеть, что желуди, которые так нравятся свинье, растут именно на дубе.

В конце басни автор указывает следующую мораль – невежды, ругающие науку и просвещение в целом, одновременно с этим пользуются плодами просвещения и научных трудов, не понимая, что является источником этих плодов.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Читайте также: