Урок биологии 5 класс фгос покрытосеменные растения

Обновлено: 05.10.2024

Тема: Отдел Покрытосеменные (цветковые) растения.

Задача урока: познакомить учащихся с особенностями и многообразием покрытосеменных растений.

Познавательные: формирование умения выделять и сравнивать существенные и несущественные признаки для построения анализа.

Регулятивные: формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, самостоятельно вносить необходимые коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце.

Коммуникативные: формирование умения пла­нировать общие способы работы в совместной деятельности под руководством учителя.

Планируемые результаты обучения:

Метапредметные: учащиеся учатся выделять существенные признаки покрытосеменных растений

Личностные: у учащихся развиваются представления о единстве органического мира.

Основные понятия урока: покрытосеменные растения, цветок, однолетние, двулетние и многолетние растения, жизненные формы.

Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении различных вопросов.

Тип урока: комбинированный с использованием презентации.

Оборудование: Учебники, рабочие тетради, таблицы, презентация, раздаточные материалы.

1. Организационный момент.

Актуализа­ция опорных знаний урока.

Проверка опорных зна­ний учащихся, необходимых для изучения нового мате­риала

- Почему голосеменные - наиболее высокоорганизо­ванные растения по сравнению с папоротниковыми? (Размножаются с помощью семян в отсутствие во­ды, споровые - только во влажной среде.)

- Почему эту группу растений называют голосемен­ными? (Семена располагаются на чешуях шишек, они не защищены.)

- Назовите представителей голосеменных растений. (Сосна, ель, пихта, лиственница, кипарис, туя, можжевельник, тис, кедр, саговник, гинкго.)

- Как человек использует хвойные растения? Что по­лучает из них? (В процессе фотосинтеза выделяют кислород, очищают воздух. Хвойные леса являются средой обитания животных; древесина используется в мебельной промышленности. В хозяйстве получают сырье для бумажной промышленности, легкой про­мышленности. Из семян сибирской сосны изготавливают кедровое масло.)

- Какие условия необходимы для жизни сосны и ели? (Ель - теневыносливое растение, оно может расти под кронами других деревьев. Сосна - светолюбивое хвойное. Для ее роста необходимо достаточное количество света.)

Учащиеся, которые подготовили презентации, пока­зывают их своим одноклассникам. Учитель заранее проверяет эти презентации.

Раздаю кроссворд для проверки домашнего задания.

Раздаю листок самоконтроля. Приложение 3

2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Мотивирую учащихся к определению темы и поста­новке целей урока.( слайд 1-3)

тема и цели открываются по щелчку после ответа учащихся)

Цветы нам дарят настроенье,
И пробуждают вдохновенье,
Как символ чистой красоты,
Ведь очень трудно без мечты!

3. Изучение новой темы.

Гуляя по лугу, лесу, парку, мы всегда обращаем внимание на цветущие деревья, кустарники, травы. Как приятно любоваться неповторимой красотой цветов, вдыхать тонкий аромат, наблюдать за копошащимися в цветках пчёлами, бабочками. Что же объединяет все эти растения? Слайд 5

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос.

Во - первых, все они имеют цветок. Отсюда и название растений - цветковые. Ещё эти растения называют покрытосеменные. Дело в том, что семена у них располагаются не открыто на чешуях, а внутри плода. Слайд 6

Таким образом, покрытосеменные, или цветковые, растения - это растения, которые имеют цветок и плод с семенами. Слайд 7

Также у них есть корень, стебель и листья. Покрытосеменные - самые высокоорганизованные растения. Слайд 8

Физкультминутка- сосчитай цветы.

Побежала Таня за цветами,

Свой букет она подарит маме.

Вот ромашка с золотым сердечком,

У нее высокий стебелёк,

Рядом с нею синий, будто речка,

Солнышком нагретый василёк.

Колокольчик в шапочке лиловой

Весело кивает головой.

Одуванчик, улететь готовый,

Шепчется с гвоздикой полевой.

Всех цветов не сосчитать в букете!

Раздаю материал для заполнения таблицы Приложение 2

Отличительные черты покрытосеменных растений от голосеменных

Имеют корень, стебель, листья.

Не образуют цветы

Имеют корень, стебель, листья, цветки.

Разная форма листьев.

Семена находятся в плоде.

В настоящее время известно около 250 тысяч разных покрытосеменных растений. Среди них есть как высокие деревья, так и приземистые кустарники и травы. Слайд 10

Показываю растения степей и пустынь. Слайд 11,12.

Покрытосеменные растения имеют важное значение в природе и жизни человека. Они участвуют в образовании кислорода. Растения служат пищей и образуют местообитания для животных. Слайд 13.

Далее рассказываю о значении цветковых растений для человека. Слайды 14-18

Покрытосеменных растений на нашей планете много. Однако в последнее время из-за хозяйственной деятельности человека их число стало сокращаться. Люди массово вырубают леса, распахивают степи, осушают болота, загрязняют почвы. Слайд 19

Просмотр редких и исчезающих растений Слайд 20.

Почему голосеменные и покрытосеменные называют высшими семенными растениями?

(Ответы: появление в процессе эволюции растений, образующих семена, защищенные оболочкой и снабженные запасом питательных веществ, обеспечило более высокую, чем у споровых, выживаемость зародышей на начальных этапах их роста и развития, когда формируются зачаточные органы: корень, стебель, листья. Кроме того, в этих случаях процесс оплодотворения не зависит от обязательного наличия воды. Эти преимущества обеспечили прогресс семенных растений и позволили им широко расселиться по всей территории Земли. )

5. Домашнее задание. Слайд 21.

1. Изучить параграф 17.

2.Вопросы после параграфа

3.Подготовить презентацию или доклад о редких и исчезающих цветковых растениях.

Предлагаю Вам оценить свою работу на уроке. Сдаем листы для самоконтроля.

Всем спасибо за сотрудничество на уроке.

До новых встреч!

Конспект урока по биологии на тему Покрытосеменные растения ФГОС 5 класс

1. Голосеменное растение "приходящее" в дом на Новый год.

3. Части какого музыкального инструмента, делают из ели?

6. Как называются листья у наиболее известных голосеменных растений?

7. В каком европейском городе многие дома стоят на сваях из лиственницы?

1. Как называют лес, состоящий в основном из елей?

2. Это растение из голосеменных в отличии от своих хвойных и вечнозеленных собратьев,сбрасывает на зиму хвою.


Урок знакомит с отделом наиболее совершенных высших растений, имеющих цветок. Вы узнаете, что покрытосеменные растения, как и голосеменные, размножаются с помощью семян, которые образуются после отцветания. Также вы узнаете, что органы покрытосеменных растений подразделяют на репродуктивные, или генеративные, и вегетативные. Познакомитесь с периодом жизни однолетних, двулетних и многолетних растений. В данном уроке приводятся следующие понятия: цветок, пестик, тычинка, корень, стебель, лист, побег, корневище, луковица, клубень.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Покрытосеменные растения"

На прошлом уроке мы говорили о голосеменных высших растениях. Свое название голосеменные получили потому, что их семена лежат открыто на поверхности чешуи шишек.

Покрытосеменные растения, как считают учёные, произошли от древних голосеменных. Это самая молодая и в то же время самая многочисленная группа царства Растения.

Она включает примерно 250 тыс. видов, произрастающих во всех климатически зонах.

Покрытосеменные, или цветковые, ― отдел наиболее совершенных высших растений, имеющих цветок. Цветок — это орган семенного размножения. Стеблевая часть цветка представлена цветоножкой, верхнюю часть которой называют цветоложем. Цветок снаружи окружает околоцветник. Он выполняет защитную функцию, и к тому же лепестки могут привлекать опылителей.


В середине цветка находятся репродуктивные части, участвующие в размножении: пестик (или пестики) и тычинки.

Пестик — это женский репродуктивный орган цветковых растений.

Тычинка — это мужской репродуктивный орган, в котором образуется пыльца.

Пыльца ― порошкообразные споры, обычно желтого цвета, содержащие мужские половые клетки.

Цветок может иметь и пестик, и тычинки и тогда он будет обоеполым цветком. У однополых цветков имеются или только тычинки (тычиночные, или мужские, цветки), или только пестик (пестичные, или женские, цветки).


Покрытосеменные растения, как и голосеменные, размножаются с помощью семян, которые образуются после отцветания. Но семена их защищены околоплодником, т. е. они покрыты, что способствует их лучшему сохранению и распространению.

Отсюда и название этого отдела высших растений ― покрытосеменные (или цветковые).

Все покрытосеменные, несмотря на своё многообразие, имеют общий план строения. Их органы подразделяют на репродуктивные, или генеративные, и вегетативные.

Репродуктивные, или генеративные, органы связаны с половым размножением растений. К ним относят цветок и плод с семенами.

Вегетативные органы составляют тело растения и осуществляют его основные функции, включая вегетативное размножение ― это один из способов бесполого размножения. К ним относят корень, стебель, лист.

Роль корня в жизни растения очень велика. Его функция ― это питание растения, т. е. всасывание воды и минеральных веществ. Другая функция корня ― укрепление растения в почве, а также вегетативное размножение растения. У многих растений корни участвуют в запасании питательных веществ.

Например, у моркови, редьки, свёклы корнеплод, представляющий собой утолщенный главный корень, специально приспособлен для отложения питательных веществ.

Стебель ― это осевой орган высших растений, состоящий из отдельных участков (узлов), от которых отходят боковые органы (листья, ветви), и междоузлий.

У большинства покрытосеменных растений стебли прямостоячие и растут вертикально вверх. Такие стебли имеют хорошо развитую механическую ткань. Они могут быть одревесневшими, как у березы, или травянистыми, как у кукурузы.

Вьющиеся стебли, поднимаясь вверх, обвивают опору. Лазающие стебли поднимаются вверх, цепляясь за опору усиками (например, горох) или придаточными корнями, отрастающими от стебля (например, плющ). Ползучие стебли стелются по земле, например, как у земляники.


Стебель с листьями и почками называется побегом. Побег — это один из основных вегетативных органов высших растений.

Некоторые побеги сильно изменились и приспособились к определенным условиям существования. Это видоизмененные побеги.

Например, корневище является подземным побегом, имеющим чешуевидные листья, придаточные корни и почки.

Например, луковица ― это специализированный подземный укороченный побег. В его чешуйках листового происхождения запасаются органические вещества.

Клубень ― это также видоизмененный подземный побег, у которого на первый план выступает запасающая функция.

К вегетативным органам покрытосеменных растений относят и листья.

Лист ― это вегетативный орган растения, занимающий боковое положение и осуществляющий воздушное питание растений.

Именно листья в своих зелёных клетках образуют большую часть органических веществ. Кроме того, лист выполняет такие важные функции, как испарение воды и газообмен с внешней средой через устьица.

Рассматривая рисунки простых листьев, вы непременно обратите внимание на то, что все они имеют общие черты.


Лист, в отличие от других органов растения, имеет форму пластинки. Это позволяет ему уловить большее количество солнечного света. Главная часть листа так и называется ― листовая пластинка. Пластинка переходит в стеблевидный черешок. Листовые черешки растений способны изгибаться, поворачивая пластинку к свету. Черешок переходит в основание ― часть листа, посредством которой он присоединяется к стеблю.

На основании листа могут быть выросты, которые называются прилистники. Их обычно два. Они могут быть свободными или срастаться с основанием.

У растений просветы между большими листьями заняты меньшими по размеру листьями. Это листовая мозаика ― пример приспособления растений к лучшему использованию света.

Покрытосеменные очень разнообразны. Среди них имеются вечнозелёные деревья, например лавровое дерево и листопадные деревья, а также кустарники и полукустарники, однолетние и многолетние травы.

Самым маленьким кустарником в мире являются карликовые ивы, растущие в тундре Гренландии. Высота взрослых кустов не превышает 5 см.

Встречаются растения, которые используют в качестве опоры другие растения. Растения-паразиты (например, омела), высасывающая воду и органические вещества из других растений.

Также встречаются плотоядные растения, ловящие и переваривающие мелких насекомых, например росянка.

Период жизни покрытосеменных растений может быть различным.

Если растение проживает только один вегетативный период (то есть период, когда возможет его рост и развитие), например с весны по осень, то такое растение называют однолетним. К однолетним растениям относят горох, кукурузу, астру и другие.

Двулетние растения в первый год накапливают питательные вещества в корнях и стеблях, а на следующий год заканчивают свою жизнь цветением и плодоношением (капуста, морковь, свёкла и другие).

У многолетних растений цветение и плодоношение может быть многократным. К таким растениям относят картофель, чеснок, лук и другие.


Покрытосеменные приспособились к самым различным условиям: от ледяных пустынь Арктики до экваториальных лесов Амазонии. Они растут в воде и в безводных пустынях, образуют леса и ковром разнотравья покрывают степи.

Покрытосеменные являются важной по значению группой растений для человека.

Сельскохозяйственные растения дают человеку пищу, корма для животных и сырье для промышленности, поэтому их можно разделить на пищевые, кормовые и технические.

Выращиванием растений занимается отдельная отрасль сельского хозяйства ― растениеводство.

Лекарственные растения человек применяет в медицине и ветеринарии.

А декоративные растения человек для украшения места жительства.

Растения, которые выращивает человек, называют культурными, например овощные, хлебные зерновые культуры, плодово-ягодные, масличные, лекарственные, декоративные. Такие растения не способны полноценно существовать без помощи человека.

Царство Растения. Покрытосеменные (цветковые) растения

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать условия для выяснения знаний о цветковых растениях; содействовать в усвоении знаний о разнообразии жизненных форм растений; способствовать выявлению признаков однолетних, двулетних и многолетних растений; обеспечить развитие умения ставить цель и планировать свою деятельность.

Планируемые образовательные результаты

Метапредметные

Научиться приводить примеры разнообразия жизненных форм растений в природе; знать признаки однолетних, двулетних и многолетних растений; использовать учебник как источник информации о разнообразии покрытосеменных растений.

Познавательные: находить информацию о цветковых растениях в научно-популярной литературе, интернет ресурсах, переводить её из одной формы в другую,

перерабатывать полученную информацию, применять для решения познавательных задач логические действия: анализ, сравнение, обобщение, устанавливать причинно- следственные связи, строить рассуждения, отвечать на вопросы по теме исследования, наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; выполнять задания в соответствии с поставленной целью; работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, таблицы, раздаточный материал); делать самостоятельные выводы, оценивать свои успехи.

Коммуникативные: оказывать в сотрудничестве взаимопомощь и проявлять активность для решения познавательных задач; слушать и понимать речь других, вступать в беседу на уроке; оформлять свою мысль в устной и письменной речи.

Развивать представление об усложнении растений; проявлять ценностное отношение к природе, осознавать важность знаний о покрытосеменных растениях.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Покрытосеменные, или цветковые растения. Цветок. Плод. Деревья. Кустарники. Травы.

Растения: однолетние, двулетние, многолетние.

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока.

Проверяет готовность к уроку.

Коммуникативные: взаимодействуют с учителем и обучающимися в ходе формирования групп;

Регулятивные: проверяют наличие Рабочего листа, раздаточного материала, управляют поведением и деятельностью.

Актуализация знаний

Целеполагание

Направляет на формирование темы и цели урока.

Выявляет уровень знаний учащихся.

Активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию – Почему эти растения называют цветковыми?

Работа в группах. Среди предложенных названий растений выбирают растения, которые имеют цветок. Учащиеся обсуждают, выделяют и называют цветковые растения.

Учащиеся в группах определяют цели и выдвигают задачи урока.

Познавательные: актуализируют свои знания, устанавливают связи между частным и общим.

Коммуникативные: работа в группах, вырабатывают общее решение.

Регулятивные: выполняют задание в соответствии с поставленной целью.

Познавательные: получают информацию о цветковых растениях.

Коммуникативные: работа в группах, вырабатывают общее решение.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

Изучение нового материала

1.Покрытосеменные растения.

Предлагает учащимся провести исследование, используя раздаточный материал и задание в Рабочем листе. Почему цветковые растения называют покрытосеменными?

Проводит инструктаж по ТБ.

Рассказывает о происхождении покрытосеменных растений.

2.Жизненные формы цветковых растений.

Ответить устно на вопросы:

-Что общего между деревьями, кустарниками и травами?

-Чем они отличаются?

Задаёт познавательные вопросы.

К какой форме растений относится банан?

К какой группе растений относится ряска?

Учащиеся в группах проводят исследование, находят внутри плодов семена. Отвечают на вопрос: почему цветковые растения называют Покрытосеменными?

Работают с рисунком 79 учебника.

2.Учащиеся работают в группах, заполняют таблицу в Рабочем листе

Обсуждают вопросы в группах и дают ответы.

Познавательные: выстраивают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: взаимодействие в групповом коллективе, высказывают и отстаивают свою точку зрения.

Регулятивные: выполняют задание в соответствии с поставленной целью, по предложенному плану.

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делают выводы на основе полученной информации,

проводят сравнение объектов.

Коммуникативные: проявляют активность

в решении познавательных задач.

Регулятивные: анализируют, сравнивают, делают самостоятельно выводы.

Физкультминутка

Предлагает по названию растения определить его жизненную форму.

Кустарники –хлопаем в ладоши.

Деревья – поднимаем руки, дерево качается.

Ромашка, шиповник, береза, сирень, ландыш, василёк, липа, клён, смородина, тополь, жёлтая акация.

3.Продолжительность жизни растений.

Используя гербарий растений и выданные морковь, свёклу определить к какой группе по продолжительности жизни они относятся.

Гербарий растений: одуванчик, ландыш, овёс, кукуруза, просо, пшеница, бархатцы, пастушья сумка, свёкла, морковь.

Работая в группе с раздаточным материалом и гербарием, определяют растения по продолжительности жизни, обсуждают в группах и дают ответы на вопросы.

Работают с терминами: однолетние, двулетние, многолетние.

Познавательные: умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации,

проводить сравнение объектов.

Коммуникативные: проявляют активность

в решении познавательных задач.

Регулятивные: анализируют, сравнивают, делают самостоятельно выводы

4.Значение покрытосеменных растений.

1.На каких примерах можно показать разнообразие покрытосеменных растений?

2.Проектная деятельность учащихся.

Учащиеся называют группы растений: лекарственные, масличные, плодово-ягодные, овощные, хлебные, декоративные.

Познавательные: определять роль растений для жизни на Земле, обосновывать своё мнение.

Находить информацию о цветковых растениях в научно-популярной литературе, интернет ресурсах, переводить её из одной формы в другую.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для представления результата своей деятельности, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные: выполняют задание, работая в группе в соответствии с целью.

Закрепление пройденного материала.

1.Каковы отличительные признаки покрытосеменных растений?

1.Называют отличительные признаки покрытосеменных растений, записывают в Рабочем листе.

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, умение строить речевое высказывание.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные: внесение необходимых дополнений в осознание усвоенного материала.

Задание на дом

Задаёт домашнее задание

П.23; с. 127-132 Вопросы. Задания.

Записывают задание, получают рекомендации к их выполнению.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Достигнуты ли цель и задачи урока?

-Работая в группе, я…

-Мне трудно представить, что…

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

Выставляют оценки в дневник.

Познавательные: рефлексия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Читайте также: