Урожай зависит от погоды от искусства земледельца

Обновлено: 07.07.2024

А. Вблизи посмотришь — скала и скала, только сильно наклонилась к воде, вот-вот свалится.
Б. И этот каменный великан будто надвигается на тебя через речку.

В.Шаман-скала стоит на правом берегу, прямо напротив посёлка, что на левом берегу.
Г. С левого же берега, из посёлка, видишь каменного человека: нос есть, скулы, острая борода, трещины похожи на глазницы.

СИНТАКСИС ПРИЛОЖЕНИЕ А9

Задание 1. Укажите верную характеристику предложения Г.

3) сложное бессоюзное

4) простое с однородными членами

А. Европа – колыбель культуры, а Греция – колыбель европейской цивилизации.

Б. Раздвинулась историческая перспектива, открылось богатство и разнообразие культур. В. Когда были прочтены египетские и клинописные письмена, когда была открыта цивилизация острова Крит, а в Туркмении, Ираке, Испании, Сахаре были найдены следы одной из величайших технологических революций, в результате которой человечество перешло к оседлому образу жизни, наши представления о прошлом во многом изменились.

Г. Это мнение казалось непоколебимой истиной до тех пор, пока не началась эпоха археологических открытий.

Задание 2 . Какая характеристика соответствует предложению Б?

1) сложное бессоюзное

2) сложное с союзной и бессоюзной связью

4) сложное с подчинением и сочинением

A. Слово же неизгладимое имеет строгие ограничения в воз­можности сочетаться с другими словами и употребляется практически только с существительным впечатление.

Б. Особую группу фразеологизмов представляют фразеоло­гические сочетания — соединения слов, одно из кото­рых несвободно в своём употреблении.

B. Между тем только одно из них — впечатление — мо­жет свободно употребляться в речи и входить в разные словосочетания.

Г. Выражение неизгладимое впечатление, например, со­стоит из двух слов, и каждое из них имеет своё особое лексическое значение

Задание 3 . Какая характеристика соответствует предложению А?

1) простое с однородными и обособленными членами

4) бессоюзное сложное

A. Сюда входит внеязыковое содержание текста и сово­купность языковых средств, с помощью которых оно передаётся.

Б. Условно их можно разделить, как это делают психоло­ги, на две группы: объективные и субъективные.

B. Современная психология и психолингвистика опре­деляют ряд факторов, влияющих на восприятие тек­ста.

Г. К объективным относятся свойства и качества самого текста.

Задание 4. Какая характеристика соответствует предложению Г?

1) сложное бессоюзное

2) сложное с сочинительной и подчинительной связью

4) сложное с бессоюзной и союзной (подчинительной) связью

A. Рассказать о том, что происходит на стадионе, действительно, не так уж сложно.

Б. Спортивный репортаж.

B. Кажется, что же тут сложного — говори и говори себе!

Задание 5. Укажите верную характеристику предложения Г.

3) сложносочинённое с подчинением

4) сложное с сочинительной, подчинительной и бессо­юзной связью

A. Профессор Анри Лот, открывший эту живопись, на­звал, разумеется в шутку, изображённых там людей марсианами.

B. Среди наскальных рисунков в Сахаре есть изображения людей в странных одеяниях, напоминающих скафандры.

Г. Вскоре, и уже всерьёз, его стали поправлять, утверж­дая, что это не марсиане, а жители Юпитера.

Задание 6. Укажите верную характеристику предложения В.

3) сложное бессоюзное

4) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью

A. Конец кабинетным спорам могли положить лишь прак­тические поиски, которые и начал в конце XIX века князь Щербатов, директор Исторического музея.

Б. Под Тайницкой башней Кремля найдена была большая и высокая подземная палата с прекрасно сохранивши­мися белокаменными сводами, а под Арсенальной баш­ней нашли ход, круто уходивший вниз, разветвляясь в двух направлениях.

B. Больше ста лет идут споры о том, существовала ли библиотека Ивана Грозного и могла ли сохраниться до наших дней.

Г. Книг найти не удалось, но были небезынтересные от­крытия.

Задание 7. Какая характеристика соответствует предложению Б?

1) сложное с сочинением и подчинением

2) простое со сравнительным оборотом

3) сложноподчинённое, включает три грамматические основы

4) сложноподчинённое, включает две грамматические ос­новы

А. Предметы, пролежавшие в земле тысячелетия, не изменятся за несколько лет, пока организуется экспедиция, а фольклорные сокровища изменяются на глазах.

Б. Мало кто знает, что работа фольклориста так же интересна и увлекательна, как поиски археолога или геолога.

В. Археологи, ведущие раскопки, действуют в более спокойных условиях.

Г. В то же время она безумно сложна, так как здесь требуется высокий профессионализм, всесторонние знания и большое напряжение.

Задание 8. Какая характеристика соответствует предложению А?

1) простое с однородными сказуемым

3) сложное бессоюзное

4) сложное с разными видами связи

А. К какому классу относятся зёрна, определяется прежде всего их всхожестью и чистотой.

Б. Урожай зависит от погоды, от искусства земледельца, от уровня агротехники, но больше всего – от качества семян.

В. Для первого класса, например, на двадцать пять – тридцать тысяч зёрен допускается не более пяти сорных семян других растений.

Г. В соответствии с посевными качествами их делят на классы: первый, второй и третий.

Задание 9. Укажите сложноподчинённое предложение

А. Вблизи посмотришь — скала и скала, только сильно наклонилась к воде, вот-вот свалится.
Б. И этот каменный великан будто надвигается на тебя через речку.

В.Шаман-скала стоит на правом берегу, прямо напротив посёлка, что на левом берегу.
Г. С левого же берега, из посёлка, видишь каменного человека: нос есть, скулы, острая борода, трещины похожи на глазницы.

Задание 10. Какая характеристика соответствует предложению В?

1) простое с вводным словом и обособленным оборотом

3) сложное бессоюзное

А. Понятно, что у сов волей-неволей должен был развиться прекрасный слух.

Б. Почти все совы, как известно, ночные охотники.

В. Из птиц, пожалуй, лучше всех распознают, откуда до­носится звук, совы.

Г. В лунные, светлые ночи и в сумерках можно ловить добычу, пользуясь зрением, а что делать, когда на не­бе

сплошь тучи и облака?

Похожие документы:

Окружной методический центр центрального окружного управления департамента образования города москвы в помощь выпускнику. Как успешно подготовиться к егэ по русскому языку и литературе выпуск 8

. Кодификатор элементов содержания по русскому языку для составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена в 2011 г. Кодификатор элементов содержания .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа может быть использована в качестве материала для проведения переводного экзамена по русскому языку в 10 класса, так как в ней представлены задания по всем разделам, изучавшимся по программе 10 класса.

Итоговая контрольная работа по русскому языку. 10 класс. Вариант № 1.

В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?

А. К какому классу относятся зерна, определяется прежде всего их всхожестью и чистотой.

Б. Урожай зависит от погоды, от искусства земледельца, от уровня агротехники, но больше всего – от качества семян.

В. Для первого класса, например, на двадцать пять – тридцать тысяч зерен допускается не больше пяти сорных семян других растений.

Г. В соответствии с посевными качествами их делят на классы: первый, второй и третий.

1) А, В, Г, Б 2) А, Г, Б, В 3) Б, Г, А, В 4) Б, В, Г, А

2. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?

К говорящ.. кукл. с замолчавш.. посетительниц..й;

По побледневш.. кож. в зимн.. сияни.

По петляющ.. дорог. к младш.. дочер…

К ближн.. акци. об играющ.. ребенк..

3. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь?

Запреш..ся в комнате, промокший плач..

Исполнить туш. ветер свеж..

отвлеч..ся от дела, пять дач.

несеш..ся с горы, озимая рож..

4. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

Вы..вление, зат..мненный, ст..раться

Те..ретический, постр..ение, дисципл..нировать

Уд..вольствие, к..ммуникабельный, бл..стеть.

5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) об..греватель, нед..печенный, н..испособнейший

2) пр..забавный, пр..вратности (судьбы), пр..небрегать

3) ра..хаживать, бе..полезный, в..бодрить

4) с..ронизировать, по..грать, от..гравшись

6. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква У?

Деревья руш..тся, движ..щаяся артиллерия

Щекоч..щий лицо, звуки слыш..тся

Молнии блещ..т, колыш..щиеся ветки

Листь держ..тся, трепещ..щие от восторга

7. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?

8. В каком слове на месте пропуска пишется НН?

1) воще..ый блестящий пол 3) ледя..ой взгляд

2) офицеры контуже..ы 4) необоснова..ый вывод

9. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?

1) юркий мыш..нок 3) ч..порный человек

2) с благородной душ..й 4) удобная ж..рдочка

10. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) Герой, (не)навидя рабство, пытается изменить отношения между людьми.

2) (Не)понятное нам правило трудно запомнить.

3) Еще видны остатки (не)растаявшего снега.

Так и (не)появившийся на сцене ревизор тревожит всех обывателей.

Дефис ставится в обоих случаях.

В каком слове на месте пропуска пишется Ъ?

1) в..ехать, 2) п..едестал, 3) пред..явитель, 4)интерв..юировать

В каком слове на месте пропуска пишется Ь?

Какое слово соответствует следующему лексическому значению: относящийся к человескому обществу, к общественным наукам?

гуманный, 2) гуманитарный, 3) генетический.

Определите стиль приведенного ниже текста:

За месяц до отъезда из Москвы у нас не стало денег – это папа готовился к рыбной ловле… И вот началась ловля. Уселся отец на берегу, разложил вещи, опустил садок в воду, закинул удочки – нет рыбы. Такое вот поначалу было невезение.

Определите тип речи текста задания № 15.

Укажите слово, в котором допущена орфографическая ошибка:

Он включил свет, и от всех расставленных и разложенных в комнате предметов упали густыи тени, отчего количество экспонатов будто увеличилось.

Укажите слово, которое употреблено в несвойственном ему значении:

Его первая жена умерла, но в памяти мужа она была вечной идиллией красоты и женственности.

Укажите антоним к слову относительный.

Укажите синоним к слову длинный.

Исправьте речевую ошибку в предложении, запишите правильный вариант:

В этом году несколько школ провели эксперимент: заместо обычной пятибалльной оценки знания оценивали от 1 до 12.

Прочитайте текст и выполните сформулированные ниже задания.

Что значит способность верить? Доказано, что люди наиболее активны, когда вероятность успеха составляет примерно 50%. В этом случае деятельность требует веры и в то же время позволяет верить в успех. Если вера не нужна (когда гарантировано 100% успеха) или невозможна (100% неудачи), работа становится бездушной, постылой и оттого малоэффективной.

Подрастающий человек обычно идеализирует жизнь, и почти наверняка его вера пошатнется в юности. Что ж, не бывает так: прожил жизнь и не чихнул. Но чем лучше питали человека в детстве добром и красотой, чем больше вокруг него ценили правду и труд, тем крепче будет его нравственное здоровье. Вера в добро со временем укрепится в нем и станет основой мировоззрения.

Какое утверждение соответствует точке зрения автора, высказанной в тексте?

Вера – это замена знания, если оно труднодоказуемо. 2)Нравственность невозможна без религии.

Вера помогает при познании мира. 4) Убеждение полностью основано на вере.

Определите стиль и тип речи текста.

разговорный стиль; повествование. 3) публицистический стиль; рассуждение.

публицистический стиль; описание. 4) художественный стиль; рассуждение.

В каком предложении есть контекстные антонимы?

Напишите номера тех средств выразительности, которые использованы в тексте.

риторический вопрос 2) антитеза (противопоставление)

3) ряды однородных членов 4) синонимы 5)синтаксический параллелизм

Напишите сочинение-рассуждение (отзыв, рецензию) по прочитанному тексту. Разделяете ли вы точку зрения автора? Аргументируйте свое мнение.

Объем сочинения не менее 150 слов.

Итоговая контрольная работа по русскому языку. 10 класс. Вариант № 2.

В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?

А. Предметы, пролежавшие в земле тысячелетия, не изменятся за несколько лет, пока организуется экспедиция, а фольклорные сокровища изменяются на глазах.

Б. Мало кто знает, что работа фольклориста так же интересна и увлекательна, как поиски археолога или геолога.

В. Археологи, ведущие раскопки, действуют в более спокойных условиях.

Г. В то же время она безумно сложна, так как здесь требуется высокий профессионализм, всесторонние знания и большое напряжение.

1) А, В, Г, Б 2) В, Б, А, Г 3) Б, Г, В, А 4) Б, В, А, Г

2. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?

О выгоревш..й лент. к пахнущ..й лили..;

В пронесш..ся вихр. после давн..й поездк…

К вечерн..й прохлад. на син..й краск.

4) В утренн..м туман. к поющ..й молодеж..

3. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь?

Доч.. рыбака, пожилой врач..

Мяч.. для волейбола, спряч.. в траве

Идти проч. пробежиш..ся по стадиону,

Сжеч.. мусор, чертеж.. студента

4. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

Сх. матический, к. мпонент, предл..гается

Обн..вленный, сост..вление, проб..раться

Обог..щение, сл..жившийся, д..льнейшая.

5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) под..брать, пр..образ, н..илучший

2) пр..обретенье, пр..светлый, пр..рост

3) в..лелеять, обе..доленный, ра..грести

4) вз..скательный, от..скать, по..сковый

6. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Я?

Флаги ре..т, люб..щие искусство

Готов..щийся к экзамену, листья колебл..тся

Рабочие стро..т, привлека..щийся к ответу

Маляры крас..т, ненавид..щие обман

7. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?

8. В каком слове на месте пропуска пишется НН?

1) ружье заряж..о 3) бронирова..ый автомобиль

2) прямая моще..ая дорога 4) глиня..ый горшок

9. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?

1) упавший ж..лудь 3) затяжной прыж..к

2) умелый ж..нглер 4) в чуж..м краю

10. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) (Не)успевшие отцвести лесные цветы поблекли.

2) Я увидел (не)похожего на брата седоватого мужчину.

3) В играх Сережа оказался очень (не)ловким.

(Не)доумевая, Петя внимательно посмотрел на отца.

Дефис ставится в обоих случаях.

(по)нашему уговору, (оловянно)серый

В каком слове на месте пропуска пишется Ъ?

1) от..явленный, 2) в..юга, 3) пред..история, 4)четырех..этажный

В каком слове на месте пропуска пишется Ь?

1) туш.. для ресниц, 2) фонар..щик 3) не спит..ся 4) много туч..

Какое слово соответствует следующему лексическому значению: лишенный оригинальности, избитый?

бравый, 2) банальный, 3) бравурный.

Определите стиль приведенного ниже текста:

Я возвращался домой пустыми переулками станицы; месяц полный и красный, как зарево пожара, начинал показываться из-за зубчатого горизонта домов; звезды спокойно сияли на темно-голубом небе, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права.

Определите тип речи текста задания № 15.

Укажите слово, в котором допущена орфографическая ошибка:

Он включил свет, и от всех раставленных и разложенных в комнате предметов упали густые тени, отчего количество экспонатов будто увеличилось.

Укажите слово, которое употреблено в несвойственном ему значении:

Скандал разразился, когда свекровь не позволила невестке внести свою лепту в горницу и поставить рядом с кроватью.

Укажите антоним к слову продолжительный.

Укажите синоним к слову значительный.

Исправьте речевую ошибку в предложении, запишите правильный вариант:

Депутаты Государственной Думы стали в курсе этого решения лишь сегодня.

Прочитайте текст и выполните сформулированные ниже задания.

Ничто не представляет таких возможностей для развития личности, как культура. И в науке, и в культуре в целом всегда сокрыта универсальная тайна наших способностей, их происхождения, их начальной энергии, которая, очевидно, так и останется тайной.

Мы знаем, что способность созидать сочетается в человеке со способностью разрушать, что наряду с культурой, которая для нас истинна и нам во благо, давно уже параллельно развивается псевдо- или антикультура, результат которой – апокалипсис, гибель человека и самой природы.

Тем более необходимо в наше время – время высочайшего развития науки и техники – разобраться, под каким знаком культуры этот уровень достигнут теми или иными людьми. Что они представляют – культуру или антикультуру?

Выдающиеся люди оказывают непрерывное воздействие на наш духовный мир, влияют на повседневную, элементарную оценку того, что происходит рядом с нами. Нам нужно понять, что вокруг нас хорошо и что плохо. Ошибиться в этой оценке нам никак нельзя.

Однако такое распознание отнюдь не просто, не элементарно. Псевдокультура ни словом, ни жестом может и не отличаться от культуры, но делом, но последствием слова – отличается. Теперь-то мы знаем, что далеко не всегда время исправляет ошибки, оно, вопреки истине, может многократно их повторять и усугублять.

Наше же время такое, что каждая ложь, каждая даже невольная ошибка дополняют и усиливают ошибку глобальную, умаляя и ослабляя при этом культуру истинную, умаляя и ослабляя то достоинство человека и человечества, которые только и могут быть апокалипсису противопоставлены. (По С.Залыгину)

В каком значении автор использует слова АНТИКУЛЬТУРА и ПСЕВДОКУЛЬТУРА?

эти слова используются как синонимы и означают разрушительную деятельность в разных сферах жизни.

АНТИКУЛЬТУРА – возврат к старому, отжившему, а ПСЕВДОКУЛЬТУРА – новая, негативная, враждебная человеку культура.

ПСЕВДОКУЛЬТУРА – то, что направлено на разрушение культуры, а АНТИКУЛЬТУРА – коммерческая подделка под культуру.

Эти слова используются как синонимы слова АПОКАЛИПСИС.

Определите стиль и тип речи текста.

разговорный стиль; повествование.

публицистический стиль; рассуждение.

публицистический стиль; описание.

художественный стиль; повествование, описание, рассуждение.

Какое из перечисленных слов объясняется в самом тексте?

1) универсальный; 2) апокалипсис; 3) усугублять; 4) глобальный.

Напишите номера тех средств выразительности, которые использованы в тексте.

риторический вопрос 2) антитеза (противопоставление)

3) неполные предложения 4) синонимы 5) синтаксический параллелизм

Напишите сочинение-рассуждение (отзыв, рецензию) по прочитанному тексту. Разделяете ли вы точку зрения автора? Аргументируйте свое мнение.

Приметы на 15 февраля: ритуалы со свечами на Сретение Господне

Наши предки верили, что в этот день зима встречается с весной, поэтому его называли и Зимобором. В народе верили, что весна приходит постепенно, и первая встреча с ней приходится на Сретенье, следующая – на День сорока святых (22 марта), и последняя – на Благовещенье (7 апреля).

Наши предки заметили, что именно в этот день могут ударить последние морозы, и уже не за горами первые теплые деньки.

Традиции и приметы


Сретение – православный праздник, поэтому, по традиции, нужно было сходить в храм, исповедоваться и причаститься. Люди верили, что молитвы на Сретение обладают особой силой.

Было принято совершать добрые дела, помогать бедным, больным и нуждающимся. Чтобы весь год жить в достатке, 15 февраля нужно было накормить бездомных животных.

Традиционным праздничным угощением были блины. Пекли и баранки, но их скармливали скоту, чтобы защитить его от болезней. В этот день было принято приглашать к себе родственников, ходить в гости, собираться всей семьей за праздничным столом.

Освещенная вода и свечи

На Сретение освящали воду, она ценилась, как и крещенская. Когда-то эту целебную воду начинали собирать с сосулек, капающих во время оттепели. В народе верили, что такая вода лечит болезни, раны, избавляет от сглаза и порчи.

Ей кропили воинов перед серьезным боем, а также ульи в начале сезона, окропляли домашний скот, когда первый раз выгоняли на пастбище после долгой зимы.

Заболеть на Сретение - дурной знак, он предупреждает о том, что и в будущем возможны проблемы со здоровьем.

Приметы о погоде и урожае


Наши предки обращали внимание на погоду:

  1. Если вечером ударил мороз, видно звездное небо – весна будет поздней, холодной, со снегопадами.
  2. Снег 15 февраля предрекал дождливую и долгую весну. Метель или вьюга говорили о том, что не стоит рассчитывать на хороший урожай. Многое зависело и от времени снегопада. Если он пошел утром, можно ждать весну, днем – март месяц будет холодным, но в апреле погода резко изменится, а если вечером – зима будет длинной, а лето – холодным. Чем больше снега выпадет в этот день, тем дождливее будет весна.
  3. Капель, оттепель – весна придет рано, в этом году уродиться пшеница.
  4. Ветер в этот день говорил о том, что можно рассчитывать на большой урожай фруктовых деревьев.

Запреты на 15 февраля

В этот день, как и в другие православные праздники, нельзя было выполнять тяжелую и грязную работу, стирать, убираться, топить баню. И, конечно, не разрешалось ссориться или ругаться, грустить и унывать.

Но были и традиции, связанные именно с 15 февраля:

  1. В этот день нельзя было отправляться в дальнюю дорогу, путешествие. Считалось, что человек, нарушивший запрет, долгое время не сможет вернуться домой. Это примета появилась не случайно. После 15 февраля погода переменчивая. Крестьянин, отправляясь в дорогу на санях, мог задержаться в пути из-за внезапно начавшейся оттепели, когда проехать на них было практически невозможно. Предсказывать погоду тогда не умели, крестьяне предпочитали не рисковать, старались отложить свою поездку.
  2. По приметам, нельзя класть деньги на стол, а иначе дом покинет удача, год будет безденежным. Не стоит хранить деньги кухне, а иначе семья будет нуждаться.
  3. 15 февраля нельзя было давать в долг или же занимать деньги. Передавая кому-то даже небольшую сумму, можно потерять удачу, любые займы предвещали финансовые трудности и ссоры с близкими людьми. Возвращение денег, одолженных до праздника, - к значительному денежному вознаграждению в будущем.
  4. Потеря денег в этот день – к удаче, можно надеяться на финансовый успех, богатство. Поднимать с земли чужие монетки и купюры не стоит, на них может быть порча.

Ещё по теме


Исследования социологов показали, что самыми тревожными регионами России в 2021 году стали Москва, Санкт-Петербург, Волгоградская область и Пермский край. Причина тревоги очевидна: коронавирус, повышение цен, рост преступлений.


Что означают и какие подарки можно дарить: в топе деньги, цветы и мягкие игрушки

Каждый такой презент может многое рассказать о человеке: раскроет особенности его характера, а также подскажет, как он, на самом деле, относится к своей во второй половине


Любовный гороскоп на 2022 год: самый счастливый месяц года для каждого знака зодиака

2022 год – благоприятное время для построения серьезных отношений, браки, заключенные в это время будут стабильными и гармоничными

Нива жизни Терентия Мальцева

Нива жизни Терентия Мальцева - img_1.jpg

Нива жизни Терентия Мальцева - img_3.jpg

Нива жизни Терентия Мальцева - img_4.jpg

Автор, достаточно наблюдавший жизнь и быт крестьянства России, с горечью спрашивает:

В те несколько минут жаркого июньского утра, когда он шел от своего дома к площади через живой коридор рукоплещущих ему дорогих и близких людей, он повторил снова весь свой жизненный путь. Он шел по земле, политой соленым потом отца, деда и прадеда, по земле, на которой родила его мать. На этой земле он вырастил немало хлеба, служению ей и народу посвятил свою жизнь. И от волнения не находил слов, чтобы выразить благодарность партии и правительству, колхозникам за помощь и поддержку, за пережитые вместе трудности и за счастье видеть благодатные результаты поисков и труда. И когда разнеслись по площади торжественные звуки Гимна Советского Союза и с бронзового бюста упало белое полотнище, он провел ладонью по влажным глазам и низко, в пояс, поклонился собравшемуся народу.

ТЕРЕНТИЙ — КРЕСТЬЯНСКИЙ СЫН

Первое воспоминание о детстве — мать. Она лежит на лавке в переднем углу и манит его к себе. Голос у матери слабый, жалостливый. Тереше два года и десять месяцев, он не понимает, почему у матери влажные и соленые ладони! Мальчик прячет в них свое лицо и затихает. Он ждет: сейчас войдет в избу отец и мать сразу засмеется и встанет. Но отец не идет и не идет с поля: хлеб поспел, вся деревня жнет. Избу заволакивают густые сиреневые сумерки. Мать что-то шепчет и прижимает его к груди…

У бабушки Анастасии Федотовны, матери отца Тереши, было три сына. Старший, Максим, остался после смерти мужа, Абрама Васильевича, десяти годков, Семену минуло пять, а Иван народился, когда семья уже осталась без кормильца.

— Сколь ни горюй, а хозяйство правь, — вздохнула тяжко вдова, и после этих слов никто не слышал от нее ни жалоб, ни стонов. Мужики в поле, и она в поле. Пашет, боронит, косит. Женщины с серпами выходят — она поперед всех на своей полосе. И дольше всех не гаснет лучина зимними вечерами в окнах вдовьей избушки: то полотно ткет, то на кроснах половики выкладывает, узор к узору. Подрастают сыновья, ладные, справные. Довольны старики в общине:

— Ребята у Федотовны труда не гнушаются, от веры не отходят и бога не гневят.

Федотовна же будто клятву дала остаться вдовой, не дать сынов в обиду чужаку: ни с чем покидали ее избу сваты.

Сыновья тем временем в силу входили. Максим в поле за хозяина управлялся. А случалось на кулачки подраться — один в кругу оставался, соперники не выдерживали боя. Без усилий приподымал он телегу, груженную снопами, и переставлял из колеи в колею. Дивились в селе богатырству его. Семен хотя и уступал старшему брату, но тоже был десятка не робкого, и силушкой природа не обделила. А нрав дала крутой. Быстро серчал Семен, от обиды в лице менялся, не разговаривал по нескольку дней. Потом отходил и зла не держал. Сосед-богатей Никифор Мальцев, нанимавший Семена с подростков в батраки, относился к нему уважительно.

Максима, как главу семьи, в армию не взяли. Но в тысяча восемьсот семьдесят седьмом году пришел черед служить Семену, исполнился ему тогда двадцать один год. Служба выпала нелегкая — в Туркестанском краю. Вдоль Тобола, потом вверх по Иртышу, а от Семипалатинска до Ташкента сухими степями, безводными пустынями вели пешком новобранцев. Видел Семен тучные стада баев и худые кибитки пастухов, прекрасные сады и голодных, в лохмотьях детей. Доброе его сердце заходилось от жалости: видно, и в теплой благодати хорошо живется только богатым.

Через восемь долгих лет вернулся в родительский дом артиллерист-бомбардир Семен Абрамович Мальцев и не застал в живых старшего брата. Умер Максим в одночасье от неведомой болезни, оставив жену с двумя малыми детьми. Все в одной избе по разным углам: постаревшая, будто осевшая вместе с бревенчатыми стенами мать, вдова Максима с сиротами, Иван с молодой женой. За старшего в большой семье стал Семен. В тот же год и женился. Друг по военной службе Дорофей привез себе невесту издалека, за сорок верст, из села Барабы. Приглянулась Семену подружка Дорофеевой невесты — Васса. Высокая, статная, чернобровая, с васильковыми глазами, кроткого и доброго нраву. Из бедной семьи была Васса и не побоялась войти в такой же бедный дом.

Читайте также: