Эти сельскохозяйственные культуры выращивали чуваши а рожь пшеница ответы

Обновлено: 18.09.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Л.Ф.Никифорова

Тестовый контроль

на уроках культуры родного края

Чубаево 2011

Сельское хозяйство? Земледелие% система: растительные культуры: орудия труда

1? Основные занятия чувашей – это

А) земледелие в сочетании с животноводством?

Б) земледелие: охота: рыболовство: бортничество

В) земледелие: ткачество: вышивка

2? Чуваши использовали

А) однопольную систему земледелия

3?Подберите соответствующие пары

1) рожь - а)кантёр

10)лен - к)хура тул

Зерновые культуры, высевавшиеся чувашами Поволжья, по количеству занимаемых площадей (по степени убывания):

а) пшеница, рожь, овес, ячмень, полба;

б) рожь, овес, ячмень, полба, пшеница; +

в) рожь, пшеница, овес, ячмень, полба;

г) рожь, ячмень, полба, пшеница, овес.

5. Большую часть пахотной земли чуваши засевали:

6.Орудия труда для обработки земли:

а) плуг, соха, борона, серп, колотушка;

б) плуг, соха, борона, каток, колотушка; +

в) плуг, серп, борона, каток, колотушка;

г) плуг, соха, борона, цеп, колотушка.

7.Эти понятия соотносятся с устройством и функционирование старинного плуга – акапу= :

а) два колеса, плужный нож, 3 человека, 4-8 лошадей;

б) три колеса, плужный нож, 3 человека, 4-8 лошадей;

в) два колеса, плужный нож, 1 человек, 1 лошадь;

г) четыре колеса, плужный нож, 1 человек, 2 лошади.

8. Поставьте орудия труда в очередь: по мере использования их в работе%

Земледелие: обработка земли и сев, уборка урожая

1. Эти понятия относятся к началу сева:

а) Три горсти семян, ложка каши – на лемех плуга, духи земли.+

б) Утро, опахивание деревни, три горсти семян, куриное яйцо, духи земли.

в) Ночь, три горсти семян, куриное яйцо, духи земли.

г) Ночь, горсть семян, куриное яйцо, обливание водой, духи земли.

2? Какой из весенних обрядов напоминает свадебный обряд;

Эти понятия соотносятся с последовательностью пахотных работ и уборки урожая :

а) пахота, суха пётти , вёрлёх кларни: сев, ака пётти: сноп ( к.лте) , копна ( =.мел) , молотьба, скирда ( капан) , авён , авён пётти ;

б) суха пётти , пахота, бороньба, молотьба, вёрлёх кларни: сев, ака пётти: скирда ( капан) , сноп ( к.лте) , копна ( =.мел) , авён , авён пётти ;

в) суха пётти , пахота, бороньба, сев, ака пётти: вёрлёх кларни: авён , сноп ( к.лте) , копна ( =.мел) , скирда ( капан) , молотьба, авён пётти ;

г) суха пётти , пахота, бороньба, вёрлёх кларни: сев, ака пётти: сноп ( к.лте) , копна ( =.мел) , скирда ( капан) , авён , молотьба, авён пётти .

4? Распределите следующие обряды на две группы

2ака пётти А) обряды сева

3вёрлёх кёларни Б) обряды пахоты

5? Основное орудие уборки урожая был

А) серп? Б)коса В)молотилка

Б)постройка для содержания живности

В)постройка для сушки снопов?

Скотоводство, обряды

1?Всех животных чуваши делили на несколько групп

Б)выльёх-ч.рл.х: йыт-качка: тискер кайёксем: в.=ен кайёксем? -

В) выльёх-ч.рл.х: йыт-качка: кайёксем

2?Назовите обряды связанные с

А) отелом коровы

В)выходом домашнего скота в стадо

3?Домашние животные старинного чувашского подворья%

А) лошади: коровы: овцы: куры: гуси: утки: индейки

Б) лошади: коровы: овцы: свиньи: козы: куры: гуси: утки: индейки

В) коровы: овцы: куры: гуси: утки

Г) лошади: коровы: овцы: козы: куры: гуси: утки: индейки?-

4? Ал валли это:

а) Ручные орудия труда.

б) Перчатки или варежки.

в) Посуда, в которую клали кусочки жертвенной пищи.

г) Кусочки пищи, которые держали в руках во время молитв на обрядах. -

Пчеловодство

13? Эти понятия соотносятся с темой пчеловодства%

А) борть: колодные улья: пасека: пыл ч\ке: Кепе

Б) борть: колодные улья: рамочные улья: пасека: Пихампар

В) борть: колодные улья: рамочные улья: пасека: хурт ч\ке: Кепе?

Г) борть: колодные улья: рамочные улья: Кепе

Охота и рыболовство

14? Охота и рыболовство занимало в быту чувашей%

А) небольшое место?

Б) значительное место

В) вообще не имело никакого значения

Г) было главным занятием

15? По своей разновидности транспорт делился на%

А) летний: зимний: водный?

Б) весенний: зимний: летний: водный

В) летний: осенний: зимний

Г)летний: зимний: осенний: весенний

16? Экологические взгляды чувашей проявлялись в%

А) чистоте и порядке в поселениях: озеленении поселений и дворов: запрете на добычу самок с детенышами

Б) чистоте и порядке в поселениях: экономичности и бережливости: озеленении поселений и дворов: запрете на добычу самок с детенышами?

В) чистоте и порядке в поселениях: скудности жизни: озеленении поселений и дворов: запрете на добычу самок с детенышами

Г) чистоте и порядке в поселениях: экономичности и бережливости: запрете на добычу самок с детенышами

Пища? Продукты питания и блюда из зерновых

17? К зерновым продуктам питания чувашей относились%

А) мука: крупа: толокно: солод?

Б) мука: крупа: солод

В) мука: крупа: толокно: солод: кисель

Г) мука: крупа:толокно

18? В состав хлеба обычно входили следующие ингредиенты%

А) пшеничная мука: дрожжи: соль: вода

Б) ржаная мука: дрожжи: соль: солод: вода

В) полбенная мука: дрожжи: соль: вода

Г) ржаная мука: дрожжи: соль: вода?

19? Древнейшее земледельческое блюдо%

20? Блюда из муки и толокна это%

А) пашалу: =\х\: капёртма: хёпарту: шёрттан: юсман: икерч.: салма: =ёмах: ним.р: тинк.ле

Б) =ёкёр: пашалу: салат: Пете: хёпарту: йёва: турёх: икерч.: салма: =ёмах: ним.р: тинк.ле

В) =ёкёр: пашалу: =\х\: капёртма: хёпарту: йёва: юсман: икерч.: салма: =ёмах: ним.р: тинк.ле?

Г) пашалу: =\х\: шерпет: хёпарту: йёва: юсман: икерч.: салма: =ёмах: ним.р: тинк.ле

Продукты питания и блюда животного происхождения

21? Продукты животного происхождения%

А) мясо: сало: рыба: яйцо: молоко

Б) мясо: сало: кровь: рыба: яйцо: молоко?

В) мясо: сало: рыба: яйцо: кровь

Г) мясо: сало: кровь: рыба: яйцо: молоко: мед

22? Блюда из мясных продуктов%

А) уйран: молоко: шерпет: максёма

Б) уйран: конопляное молоко: шерпет: максёма?

В) уйран: конопляное молоко: шерпет: максёма: кёрчама

Г) уйран: льняное молоко: шерпет: максёма

23? В рецептуру старинного чувашского пива входили следующие ингредиенты%

А) хмель: солод: вода: дрожжи?

Б) хмель: солод: вода

В) хмель: солод: вода: дрожжи: сахар

Г) хмель: солод: вода: дрожжи: мука

Наиболее распространенные среди чувашского населения безалкогольные напитки:

а) уйран: молоко, шерпет: максёма*

б) уйран: конопляное молоко, шерпет: максёма*

в) уйран: конопляное молоко, шерпет: максёма: кёрчама*

г) уйран: льняное молоко, шерпет: максёма?

24? К алкогольным напиткам не относится%

А) вино из березового сока

Б) вино из меда и хмеля (кёрчама)

В) медовое вино (симпыл)

25? Крепкие алкогольные напитки употребляли%

А) старшие мужчины: молодежь: женщины

Б) только мужчины постарше?

26? Материалы для изготовления посуды%

А) глина: древесина: металл: камень: кожа

Б) глина: древесина: металл: кожа?

В)глина: войлок: древесина: металл: кожа

Г)глина: древесина: металл

27? Отношение чувашей к пище характеризовалось%

А)сдержанностью: осуждением скудости в питании: не использованием жарения: широким использованием зелени

Б) сдержанностью: осуждением излишеств: использованием жарения: широким использованием сахара

В) сдержанностью: не использованием зелени: широким использованием жарения

Г) сдержанностью: осуждением излишеств: не использованием жарения: широким использованием зелени?

28? Образ жизни чувашей характеризовался%

А)регулярными физическими нагрузками: открытостью в проявлении эмоций: соблюдением меры во всем

Б) регулярными физическими нагрузками: сдержанностью в проявлении эмоций: соблюдением меры во всем: осуждением обидчивости?

В) регулярными физическими нагрузками: сдержанностью в проявлении эмоций: соблюдением меры во всем: поощрением обидчивости

Г) регулярными физическими нагрузками: коммуникабельностью: соблюдением меры во всем: осуждением обидчивости

29? Старинный народный чувашский календарь относится к%

Г) не относится ни к одной системе

30? Система распределения годов: по количеству месяцев в чувашском календаре%

31? Объясните значение дней недели%

32? Чувашские сутки начинались%

А)днем в полдень

Б) утром с восходом солнца

В) вечером с появлением луны?

Г)ночью в полночь

33? Обряды: посвященные повиновению предков%

А) вирем: хывни: =им.к

Б)калём: ч\клеме: =им.к

В) калём: хывни: =им.к?

Г) сурхури: калём: хывни: =им.к

34? Первый день нового года по чувашскому календарю%

35? В последний день старого года по чувашскому календарю проходил обряд%

36? Праздник акатуй можно связать со следующими понятиями:

А) спортивные соревнования: начало работ по обработке урожая: сохранение традиций*

Б)музыкальные соревнования: завершение работ по обработке земли и посеву: сохранение традиций*

В) спортивные соревнования: завершение работ по обработке земли и посеву: сохранение традиций?

Г) спортивные соревнования: завершение работ по обработке урожая: сохранение традиций?

37? Обряд =умёр ч\к характеризуется%

А) отсутствием мясной пищи: обливанием водой: участием детей: использованием животных*

Б) наличием мясной пищи: обливанием водой: участием детей: использованием птиц*

В) обливанием водой: не участием детей: использованием птиц*

Г) отсутствием мясной пищи: обливанием водой: участием детей: использованием птиц?

38? В цикл осенних обрядов включались%

А) вырма: ч\клемме: кил-йыш пётти: карта пётти

Б) хывни: =умёр ч\к: карта пётти: кил-йыш пётти

В) карта пётти: хывни: ч\клеме: ларма

Г) хывни: ч\клемме: кил-йыш пётти: карта пётти?

39? Зимние обряды: проходившие с привлечением молодежи%

А) улах: сурхури: кёшарни: ларма: =ёварни?

Б) кёшарни: улах: сурхури: хывни

В) улах: суха пётти: кёшарни: ларма: =ёварни

Г) мёнкун: кёшарни: ларма: сурхури: =ёварни

40? Чувашские народные музыкальные инструменты подразделяются на следующие группы%

А) духовые: струнные: мембранные: самозвучащие?

Б) духовые: смычковые: мембранные: самозвучащие

В) ударные: струнные: мембранные: самозвучащие

Г) мембранные: духовые: струнные: ударные

41? К чувашским народным музыкальным духовым инструментам относятся%

А) шёпёр: сёрнай: т\т: палнай: кавал: х\пх\?

Б) шёпёр: купёс: т\т: палнай: кавал: х\пх\?

В) к.сле: сёрнай: т\т: палнай: кавал: х\пх\

Г) шёпёр: сёрнай: т\т: палнай: кавал: тренчел

42? К чувашским народным музыкальным струнным инструментам относятся%

А) купёс: шёпёр: тёмра: к.сле: тренч.л

Б) тёмра: кавал: к.сле:купёс: т\т

В) купёс: тёмра: к.сле: тренч.л?

Г) к.сле: кавал: купёс: тёмра: палнай

43? Чувашская свадьба характеризуется следующими особенностями%

А) невеста и жених родом из одного поселения: запрет женитьбы на родственниках до 7 колена: жених приезжал к невесте и забирал ее: начало свадьбы одновременно у жениха и невесты

Б) невеста и жених родом не из одного поселения: запрет женитьбы на родственниках до 7 колена: жених приезжал к невесте и забирал ее: начало свадьбы одновременно у жениха и невесты: девственность брачующихся?

В) невеста и жених родом не из одного поселения: запрет женитьбы на родственниках до 5 колена: жених приезжал к невесте и забирал ее: девственность брачующихся

Г) невеста и жених родом не из одного поселения: запрет женитьбы на родственниках до 7 колена: невеста приезжала к жениху: начало свадьбы одновременно у жениха и невесты: девственность брачующихся

44? Сугубо мужским занятием в чувашских семьях было%

А) ухаживание за лошадьми: кузнечное дело: сенокос: бондарное дело: изготовление лаптей и емкостей

Б) ухаживание за лошадьми: кузнечное дело: лесозаготовки: бондарное дело: изготовление лаптей и емкостей

В) ухаживание за лошадьми: коровами: птицей: кузнечное дело: лесозаготовки: бондарное дело: изготовление лаптей и емкостей

Г) ухаживание за лошадьми: кузнечное дело: лесозаготовки: игра на музыкальных инструментах: изготовление лаптей и емкостей

45? Отходничество в чувашских селениях характеризовалось%

А) достаточным заработком: развращением молодежи: приобретением дурных привычек

Б) недостаточным заработком: образованием молодежи: обучением русскому языку

В) достаточным заработком: развращением молодежи: обучением русскому языку: приобретением дурных привычек?

Г) недостаточным заработком: обучением русскому языку: приобретением культурных традиций

46? По чувашским народным поверьям причинами заболеваний были%

А) насыл злых духов: плохая одежда: недобрый взгляд: безделье

Б) злое дело: недобрый взгляд: гнев: насыл злых духов: трудная работа

В) насыл злых духов: купание в реке: недобрый взгляд: безделье

Г) насыл злых духов: злое дело: гнев: недобрый взгляд: безделье?

47? Средства: использовавшиеся для лечения%

А) травы: корни: мед: глина: зола: деготь: кровь и мясо животных: баня: окуривание: физический труд: наговоры?

Б) травы: корни? мед: глина: зола: деготь: кровь и мясо животных: окуривание: наговоры

В) травы: корни: мед: глина: зола: деготь: кровь и мясо животных: баня: окуривание: физический труд

Г) мед: глина:кровь и мясо животных: баня: окуривание: физический труд: наговоры?

48? Чувашские народные представления о посмертном существовании человека связаны с%

А)потусторонним миром: трудом: аналогичным труду при жизни: встрече с родственниками и близкими: наказанием за грехи?

Б) потусторонним миром: трудом: аналогичным труду при жизни: встрече с верховными божествами: мучением за грехи

В)нижним миром: верхним миром: блаженной жизни: встрече с родственниками и близкими: наказанием за грехи

Г) потусторонним миром: трудом: аналогичным труду при жизни: вечными муками: вечным блаженством

49? Чувашские обряды поминовения сопровождались%

А) деликатностью в отношениях: толерантностью: честностью: эстетичностью: низкой самооценкой

Б)трудолюбием: общительностью: толерантностью: честностью: низкой самооценкой: склонностью к нигилизму

В) трудолюбием: деликатностью в отношениях: толерантностью: честностью: эстетичностью: низкой самооценкой: склонностью к нигилизму?

Г) трудолюбием: деликатностью в отношениях: толерантностью: честностью: эстетичностью: высокой самооценкой

50? Религия предков чувашей – это

А)христианство Б)язычество? В)иудаизм

51? Весенний праздник земли: отмечали: когда долгота дня доходила до 17 час…

А)акатуй Б)=им.к В)=ин=е? Г)калём

52? Языческие святилища у чуваш – это.

А)погосты Б)киремети? В)Капица

53? Обычное место заселения деревень в Чувашии

А)около рек? Б)около оврагов В)в лесах

54? Молодежные праздники – это

А)=ин=е: =ёварни: =ветке Б)ниме: нартукан: акатуй

В)уяв: ларма: х.р сёри

55?В основу язычества у наших предков было положено учение

А)зороастризма Б)Будды В)Всевышнего?

56? Языческие жрецы у чуваш назывались

А)вохвы б)пророки в)йомзи?

57?Чувашские родовые знаки – это

А)земельные брусы: Б)бирки В)тамги?

58? Расшифруйте родовые знаки

59?Старинный орнамент чувашской вышивки содержит знаки

60? Во главе чувашской семьи стоял

А)дедушка? Б)отец В)брат

61? В основу чувашской семейной педагогики было положено

А)юрта? Б)чум В)дом

63? Вплоть до 19 века у наших предков было запрещено

А)брать в жены из своей деревни?

Б)воровство девушек из соседней деревни

В)женитьба на родных сестрах

64? Посаженным отцом на чувашской свадьбе называли

А)хёйматлёх? Б)тамата В)мён к.р\

65?Символ чувашской деревни

А)дуб Б)ветла В)вязь

А)вёйё Б)вёйё карти В)уяв? Г)ларма

А)молодежные? Б)традиционные В)языческие

А)юпа? Б)=им.к В)калём

69? Жертвоприношение богу плодородия Акару

А)хурт ч\ке Б)уй ч\ке? В)выльёх ч\ке

70? Молодежные обряды: предшествующие чувашской свадьбе%

А)ларма: х.р =ура=ни?

Б)евч. Яни: х.ве хупни

71?Обряд: связанный с рождением ребенка

А)ача чёкёч.? Б)шыва к.ртни В)=уралнё кун

72? Дерево: из материала которого изготовляют лапти%

А)дуб Б)вязь В)липа?

Ответы к тестам

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольное тестирование проводится по истории и культуре родного края (автор Е. Енькка) в 7 классе в конце 2 четверти.

Контрольное тестирование по истории и КРК за 2 четверть 7 класс

1 Основные занятия чувашей – это

А) земледелие в сочетании с животноводством?

Б) земледелие, охота, рыболовство, бортничество

В) земледелие, ткачество, вышивка

2. Чуваши использовали:

А) однопольную систему земледелия

Б) двухпольную систему земледелия

В) трехпольную систему земледелия

Г) многопольную систему земледелия

3. Зерновые культуры, высевавшиеся чувашами Поволжья, по количеству занимаемых площадей (по степени убывания):

а) пшеница, рожь, овес, ячмень, полба;

б) рожь, овес, ячмень, полба, пшеница; +

в) рожь, пшеница, овес, ячмень, полба;

г) рожь, ячмень, полба, пшеница, овес

Б) постройка для содержания живности

В) постройка для сушки снопов?

5. Этих домашних животных наиболее разводили древние чуваши:

А) Лошади свиньи, коровы, овцы, птицы

Б) Лошади, коровы, овцы, верблюды, птицы

В) Лошади, коровы, овцы, птицы

Г) Лошади, овцы, птицы

6. Эти понятия соотносятся с темой пчеловодства:

А) борть, колодные улья, пасека, пыл ч\ке, Кепе

Б) борть, колодные улья, рамочные улья, пасека, Пихампар

В) борть, колодные улья, рамочные улья, пасека, хурт ч\ке, Кепе

Г) борть, колодные улья, рамочные улья, Кепе

7. Охота и рыболовство занимало в быту чувашей:

А) небольшое место?

Б) значительное место

В) вообще не имело никакого значения

Г) было главным занятием

8. У древних предков чувашей был свой родовой знак:

9. По своей разновидности транспорт делился на:

А) летний, зимний, водный

Б) весенний, зимний, летний, водный

В) летний, осенний, зимний

Г) летний, зимний, осенний, весенний

10. Наиболее характерные продукты питания чувашской кухни это:

а) Хлеб, крупы, кисломолочные продукты, рыба;

б) Хлеб, крупы, молочные продукты, мясо, ягоды, грибы;

в) Хлеб, зелень, кисломолочные продукты, мясо, рыба;

г) Хлеб, зелень, крупы, кисломолочные продукты, мясо.

11. Продукты животного происхождения:

А) мясо, сало, рыба, яйцо молоко

Б) мясо, сало, кровь, рыба, яйцо, молоко

В) мясо, сало, рыба, яйцо, кровь

Г) мясо, сало, кровь, рыба, яйцо, молоко, мед

12. Самыми часто употребляемыми продуктами питания животного происхождения на чувашском столе были:

А) мясные продукты

Б) рыбные продукты

В) молочные продукты

13. Этот мясной продукт мог храниться и не портиться в течение нескольких месяцев и лет:

14. Экологические взгляды чувашей проявлялись в:

а) чистоте и порядке в поселениях, озеленении поселений и дворов, запрете на добычу самок с детенышами;

б) чистоте и порядке в поселениях, экономичности и бережливости, озеленении поселений и дворов, запрете на добычу самок с детенышами; +

в) чистоте и порядке в поселениях, скудности жизни, озеленении поселений и дворов, запрете на добычу самок с детенышами;

г) чистоте и порядке в поселениях, экономичности и бережливости, запрете на добычу самок с детенышами.

Международный день Книгодарения отметили в подготовительной группе

Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №16 "Красная Шапочка" города Новочебоксарска Чувашской Республики

Бульвар Зеленый, 10а

Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, вы разрешаете использование cookie-файлов. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

Чуваши в Сибири: народ из Поволжья

Тайга.инфо: Чуваши ведь пришли к нам из Поволжья?

А современная чувашская народность сформировалась к концу XV века. Чуваши в это время находились на территории Казанского ханства, но когда в 1551 году Иван Грозный построил крепость Свияжск недалеко от Казани, чуваши добровольно вошли в состав Российского царства.

Торговые связи Волжской Булгарии с Сибирью установились сразу же после образования этого государства. Чуваши продолжили заниматься торговлей с народами Западной Сибири — сибирскими татарами, вогулами и остяками (прежнее название хантов и манси). После поездки хана Кучума в Казань вместе с ним в Сибирь пришли служилые чуваши, которые потом растворились среди искеро-тобольской группы сибирских татар. От тех времен сохранились такие названия географических объектов, как Чувашская гора в Тобольске, Чувашский городок, Чувашский мыс — места, где жили служилые чуваши.

В XVII — XVIII веках уже не только торговля и служба привлекают чувашей в Сибирь, но и обширные земли, пригодные для сельского хозяйства. Сколько чувашей в эти века переселилось в Сибирь, сказать трудно даже приблизительно. Но, во всяком случае, не так много. Этот процесс тормозило крепостное право.

Соответственно, после отмены крепостного права началась массовая миграция чувашей в Сибирь. Их влекли земельные богатства Сибири, ведь в Поволжье удобной для сельского хозяйства земли уже не хватало. Известно, что в основном они расселялись в Тобольской, Томской и Енисейской губерниях. Согласно подсчетам историков, начиная с 1885 года и до конца века, ежегодно переселялись примерно по полторы тысячи крестьян из Казанской и Симбирской губерний, но чувашей среди этих переселенцев было не так много.

Мощный поток чувашских переселенцев в Сибирь приходится уже на годы столыпинских реформ. Крестьянам-переселенцам из Казанской губернии предоставлялись земельные наделы в Тобольской, Томской и Иркутской губерниях. Они и стали основным местом расселения чувашей.

Тайга.инфо: Что изменилось при советской власти?

— Следующая волна миграции — 1920-е годы и особенно годы голода в Поволжье. В голодном 1921 году в Сибирь приехали почти 18 тыс. чувашей. Это немного для Поволжья, где проживало в это время более 600 тыс. чувашей, но очень существенно для Сибири, чувашское население которой увеличилось сразу в 12 раз.

Затем последовали потоки вынужденных мигрантов, связанных с раскулачиванием и массовыми репрессиями 1930-х годов. А в послевоенные годы чуваши ехали в Сибирь на учебу, а также для работы на стройках и крупных промышленных объектах. Примерно 35 тыс. чувашей в эти годы приехали в Алтайский и Красноярский края, в Тюменскую и Иркутскую области.

В 1960-е годы шло дальнейшее освоение Сибири. И многие чувашские семьи откликнулись на призыв партии и правительства и отправились в Сибирь. Когда они приезжали в колхоз, им выделяли землю, лес на корню для строительства дома и усадебных построек, иногда корову и небольшую материальную помощь. Ставить дом помогали односельчане.

С освоением нефтяных месторождений в Западной Сибири число чувашей в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах увеличилось вдвое.

Однако в конце XX века началась обратная миграция чувашей из Сибири в европейскую часть страны, и их численность стала уменьшаться. Следует также иметь в виду и межнациональные браки, особенно в городах, что приводит к ассимиляции и сокращению численности этого народа.

Тайга.инфо: Сколько чувашей проживает в Сибири?

— Основная часть чувашей проживает в Чувашии — почти 900 тыс. человек. Следом идут Татарстан, Башкортостан, Самарская и Ульяновская области (в каждой из них проживает по 100 — 120 тыс. чувашей). В Сибири по сравнению с этими регионами чувашей проживает немного.

Перепись 1897 года зафиксировала более 4 тыс. чувашей в Сибири, из которых почти 3 тыс. приходилось на Томскую губернию, и примерно по 600 человек — на Енисейскую и Тобольскую. А в Омском уезде проживал всего 21 мужчина из Чувашии. Согласно переписи 1926 года, в Сибири проживали 48,5 тыс. чувашей, причем 46,5 тыс. из них были сельскими жителями. К 1939 году их численность увеличилась до 88 тыс. человек, а городскими жителями были уже 20 тыс. чувашей.

Численность чувашей продолжала расти и в последующие годы. В 1959 году в Сибири и на Дальнем Востоке насчитывалось уже 115 тыс. чувашей, при этом в Сибири проживали более 100 тыс. человек. К 1989 году их численность увеличилась до 145 тыс., но потом начала сокращаться. В итоге, в 2002 году их осталось 102 тыс., при этом больше половины приходилось на Западную Сибирь и одна треть — на Восточную.

В настоящее время больше всего чувашей проживают в Тюменской области (более 30 тыс.), следом идет Красноярский край — почти 17 тыс., Кемеровская область — 15,5 тыс., Томская область — около 6 тыс.); в Омской и Новосибирской областях проживают по 4 тыс. чувашей, в Алтайском крае — чуть больше 3 тыс., в Иркутской области — 4,5 тыс. чувашей.

Тайга.инфо: Как расселялись чуваши в Сибири? Образовывали ли отдельные селения или жили вместе с остальными переселенцами и старожилами?

— Чуваши в Сибири селились вместе с русскими и украинцами, но часто образовывали и отдельные чувашские селения. Так, в Тюменской области в первой половине XX века было несколько десятков чувашских селений: Петрунькино, Половинка, Польяновка, Рысево, Ангарка, Горьковка, Канаш. В Омской области есть семь селений, в которых чуваши составляют большинство населения: деревни Казанка, Машканка, Чебачиха, Салоревка, Выборненовка, Белотуровка и Екатериновка. В Новосибирской области — Витинск, Новопокровка, Новониколаевка. Деревня Чуваши в Новосибирской области была основана в 1866 году. По названию деревни несложно догадаться, кто именно ее основал.

В Кемеровской области центром чувашской культуры стала деревня Михайловка в Прокопьевском районе. В Красноярском крае есть 12 чувашских сел и деревень, среди которых: Покровка, Малкас, Александровка, Казанка, Чистополка, Средняя Шилка, Канаш, Московка и другие. В Иркутской области известны чувашские деревни Тагна, Новолетники, Масляногорск.

Тайга.инфо: Чем занимались чуваши в Сибири?

— Основное занятие чувашских переселенцев — сельское хозяйство, но занимались они также лесными промыслами, охотой и рыбной ловлей. Характерно, что на рыбалку ходили в основном подростки и любители этого занятия. Рыбу съедали внутри семьи, на продажу, как это было, к примеру, у чатских татар, она не шла.

Из сельскохозяйственных культур чуваши выращивали рожь, полбу, овес и ячмень. В Сибири они быстро освоили пшеницу, которая и стала их основной зерновой культурой, вытеснив озимую рожь. Иногда сеяли гречиху и горох, если позволяли климатические условия места поселения. Кроме того выращивали лен, коноплю и хмель. Огромное значение для чувашей в Сибири приобрел картофель, который давал стабильные урожаи в этом регионе.

Чувашский язык постепенно выходит из употребления в Сибири. В 1959 году 72% чувашей считали чувашский язык родным, а в 1989 году — только треть. Молодежь даже из чувашских деревень, говорит, в основном, по-русски даже в быту.

Тайга.инфо: Какие традиции и обряды чуваши сохранили и сохраняют в Сибири?

Обязательными для чувашской усадьбы были летняя кухня и баня. А в 1990-е годы непременным атрибутом стал гараж. Любопытно, что несмотря на появление современных строительных материалов, чуваши в Сибири до сих пор предпочитают рубленые дома.

Верующие чуваши — в основном, православные. В то же время в их верованиях сохранилось очень много языческих элементов — почитание огня, воды, земли и солнца. Многие верят в добрых богов, которых возглавляет Тура, и злых духов, возглавляемых Шуйтаном. Почитают домашних духов — хозяина дома и хозяина двора.

Собственно говоря, это сочетание христианства и язычества повлияло на праздники. Чуваши отмечают праздник почитания солнца Саварни, в чем-то похожий на Масленицу; весенний праздник жертвоприношений солнцу и верховному богу (слившийся затем с православной Пасхой); праздник весенней пахоты Акатуй, зимний праздник испрашивания хорошего приплода скота Сурхури. Сейчас в чувашских деревнях остались только Акатуй и христианские праздники. В праздники чуваши любят кататься на конях, на проводы зимы обязательно устраивают скачки.

В традиционной пище преобладают: супы, каши (гречневая и пшенная), вареный картофель, ржаной хлеб, пироги и лепешки. На праздники готовится большой круглый пирог с мясной или рыбной начинкой и луком — хупла. Мясо ели редко, в основном предпочитали молочную пищу — простоквашу и творожные сырки. В 1950-е годы под влиянием русских и украинцев чуваши-сибиряки стали коптить свиное сало.

Варят домашнее пиво, исконно чувашский напиток, которое постоянно подогревают и разливают ковшом. Раньше его варили слабое и практически безалкогольное. Хотя на праздник обязательно делали крепкое и ячменную водку рэкэ. От татар и русских в чувашскую кухню были заимствованы чай и квас. На праздники готовят кровяную колбасу шартан. Хотя пасеки были практически в каждом селении в Западной Сибири, мед в основном шел на продажу, в пищу мед чуваши употребляли в незначительных количествах. В целом, традиционная модель питания чувашей Западной Сибири незначительно отличается от таковой у чувашей Поволжья.

Тайга.инфо: Какие общественные организации заботятся о сохранении традиций и культуры чувашей?

Тайга.инфо: Кто из чувашей наиболее известен в Сибири?

Заслуженный Покровский родился и вырос в Чувашии. После окончания Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры долгие годы работал в Красноярске, где почти 20 лет был ректором Красноярского государственного художественного института.

Но, конечно, самым известным партийным и государственным деятелем Сибири стал первый секретарь Тюменского и Новосибирского обкомов КПСС Федор Горячев, выходец из крестьянской семьи деревни Полибино Симбирской губернии. За время его пребывания в должности первого секретаря Новосибирского обкома были созданы научные центры Академии наук СССР, ВАСХНИЛ, Академии медицинских наук СССР, начато массовое строительство жилья и строительство метро в Новосибирске, построен второй мост через Обь.

Из известных чувашей, связанных с Сибирью, можно назвать также скульптора Александра Тумандейкина, композитора Николая Пуганова, героя Советского Союза Александра Парминова, Героя Социалистического Труда Поликарпа Прокопьева.

Читайте также: