Красивый золотой ходили сажали тропа зерно

Обновлено: 18.09.2024

1. Формирование навыка грамотного письма Учитель начальных классов Завалишина Т.А.

2. В чем причина бесконечных ошибок наших учеников?

Многие ошибки идут из начальной
школы. Поэтому, надо еще в
начальной школе проводить работу
по предупреждению ошибок.

3. 6 этапов решения орфографической задачи по М.Р.Львову

увидеть орфограмму в слове;
определить вид: проверяемая или нет;
если да, к какой теме относится,
вспомнить правило;
определить способ решения задачи в
зависимости
от
типа
(вида)
орфограммы;

определить "шаги", ступени решения и их
последовательность, т.е. составить алгоритм
решения задачи;
решить
задачу,
т.е.
выполнить
последовательные действия по алгоритму;
написать
слова
решением
задачи
самопроверку.
в
соответствии
и
с
осуществлять

5. Две ступени орфографического действия:

постановка орфографической задачи
(выделение орфограммы)
ее решение (выбор письменного знака в
соответствии с правилом)

6. Наиглавнейшие задачи учителя:

7. Факторы, способствующие формированию грамотного письма:

8. Зрительный фактор

е)
прием,
заставляющий
думать
над
написанием;
ж) диктант с обоснованием;
з)
перед
диктантом,
изложением,
сочинением : выписать трудные слова и
включить их в работу на уроке;
и) обратная связь - работа с сигнальными
карточками.

11. Слуховой фактор

а) " Найди опасное место".
б) " Светофор" (красный сигнал в
опасном месте).
в) "Зажги маячок" (проведение
звукового анализа с составлением
схемы)

12. Рукодвигательный фактор

Любого орфографического навыка
можно достичь только при помощи
упражнений, т.е. при ритмичном
движении пишущей руки. Сама рука,
двигаясь
по
строке,
создает
графический образ того или иного
слова, "запоминает" и затем пишет
его автоматически.

13. Проговаривание

14. Орфография

Орфография – это совокупность правил,
устанавливающих:
1) единообразное написание морфем (т.е.
значащих частей слова: корней, приставок,
суффиксов и окончаний);
2) раздельное и слитное написание слов и их
частей;
3) употребление прописных букв;
4) правила переноса слов;
5)
непроверяемое
написание

случае
затруднения
следует
прибегнуть
к
орфографическому словарю)

15. Дисграфия и дислексия- неспособность к письму и чтению

Дисграфия и дислексиянеспособность к письму
и чтению
у
ученика
недостаточно
развит
фонематический слух (фонематическое
восприятие);
он страдает фонетико- фонематическим
недоразвитием речи (ФФН);
появление специфических ошибок не
связанных
с
применением
орфографических правил русского языка.

16. Ошибки при письме

1) пропуск гласных и согласных букв (день-"днь", между-"межу");
2) перестановка букв, лишние буквы (лужа-"нулжа");
3) пропуск слогов, лишние слоги (дорожке-"дожке", тишина"тишинына");
4) замена гласных в ударном положении (задача-"задоча");
5) замена йотированных гласных (идет-"идют")
6) замена согласных:
7) обозначение твердости-мягкости согласных на письме
гласными (кругом-"крюгом", люди-"луди");
8) обозначение мягкости при помощи ь (васильки-"василки",
большие-"болшие");
9) недописывание слов (мышка-"мышк");
10) замена слов, искажение слов (мишка-"книжка", лепечут"требпечут");
11) раздельное и слитное написание слов, предлогов (по
лицу-"полицу","столбом-"с толбом").

17. Ошибки при чтении


пропуск букв, слогов, предлогов;
замена и перестановка букв, слогов;
"застревание" на какой-либо букве,
слоге, слове;
недочитывание окончаний слов;
искажение слов;
добавление лишних букв, слогов и
даже слов;
"угадывание" слов.

18. Дидактические игры по формированию и развитию ФФВ.

19. "Математическая грамматика"

"Математическая
грамматика"
Выполните действия, указанные на
карточке ("+","-") и при помощи
сложения и вычитания букв, слогов,
слов, найти искомое слово.
Например: С+том-м+лиса-са+ца=?

20. "Составь предложение"

"Составь предложение"
Дидактическая цель: закрепление умения
составлять
предложения с
однородными
членами и ставить знаки препинания при них.
1. пашут, собирают урожай, растят телят
2. в лесу, в поле, в саду, на огороде
3. утром. днем и вечером
4. реки, пруды и озера
5. глиняная, стеклянная, фарфоровая
6. сказки, рассказы, басни, стихотворения

21. Опорные таблицы

На
таблице
ученик
видит
необходимое для ответа слово, учится
давать с опорой на нее точные смысловые
ответы.
Одновременное слуховое и зрительное
восприятие нового слова способствует
осознанию и вхождению его в активный
словарь ученика.

22. Используется в связи с теоретическими сведениями по фонетике и графике.

23. Таблица № 2

Части слова:
Приставка
Корень
Суффикс
Окончание
Стрела
Стрелой
Перестрелка
Застрелил
Стрелок
Стреляю
говор
разговор
заговор
уговор
поговорим
говорливый

24. Таблица № 3.

наезд
отъезд
подъезд
объезд
съезд
въезд
вошел
обошел
отошел
пошел
сгорел
сжал
сдавил
сдал
разжал
разговаривал
разбогател
раздавил
запись
надпись
пропись
перепись
зашел
прошел
надорвал
сбросил
сбежал
сделал
сглупил
сдвинул
сдунул
сжалился
расшил
расковал
распилил
растащи

25. №4. Суффиксы

Печка
Столики
Пальчики
Домишко
Крылышко
Юленька
Людочка
Водица
Больница
Лапище
Образовать слова с суффиксами:
- ист
журнал, фигуры, шахматы, баян, гитара, такси, машина, трактор.
-ник
грибы, печь, река, птица, колхоз.
-тель
учить, писать, читать, любить, заклинать, водить.
-ищ
лапа, нога, рука, нос, волосы, усы, когти, хвост, дом, волк.
-щик
нырял, чистил, носил, точил, курил, кладовая, угнал, кран.
-еньк
рыжий, черный, добрый, синий, Маша, Юля.
- очк
Люда, Юра, мама.
-ечк
подушка, Аня, Таня.
-оват
хитрый, кислый.
классный
связист
лыжник
учитель
часовщик
лисенок
грачонок
хитрющий
большущий
сладковатый

26. Таблица № 5

В корне слова безударные гласные а, о, е, и, я
проверяются ударением!
Сосна – сосны
Ножи – нож
Дарил – дарит
Одевает – одел
Загляделся – взгляд
Долина – долы
Запах – пахнет
Подобрать проверочные слова.
Красивый, золотой, ходили, сажали, тропа, горячий, зерно,
гнездо, спасает, украшает, сосна, охраняет.
Грозовая, листы, молотилка, гроза, голодание, стрела,
накатался, плита, доска, кора, пастух, поглядел.
Замерзали, поспешили, оставалось, показали, веселый,
дома, окно, подхватил, потянул, ночной, заслонила.
Катает, качает, копает, гребет, одевает, мячи, болты, поля,
семья, лицо, посидел, поседел, таскал, висит, плетет.

27. Таблица № 6

В корне слова сомнительные согласные:
б
д
г
в
з
ж
п
т
к
ф
с
ш
Проверяй гласной!
Низко – низок
Просьба – просить
Дерзкий – дерзок
Жуткий – жуток
Лодка – лодочка
Ловкий - ловит
Подобрать проверочные слова.
1. Низко, близко, отряд, снег, сад, лук, ночлег, круг, травка, народ,
ястреб, берег, грядка, лодка, луг.
2. Легкие, прорубь, назад, вперед, бег, город, разведчик, ходьба,
варежки, пруд, шапка, сапожки, указка.
3. Дерзкий, просьба, молотьба, меткий, сладкий, резкий, шефский,
посев, дуб, мед, друг, чиж, скользко.
4. Молод, молот, ловкий, плод, плот, дорожка, рот, род, соседка,
березка, пруд, прут.

28. Таблица № 7

В корне слова проверяй непроизносимые согласные!
Солнце – солнышко
Устно – уста
Поздний – опоздал
Лепестки – лепесток
Ненастный – ненастье
Праздник – празден
Грустный – грустит
Местность –место
счастливый – счастье
сердце – сердечко
здравствуй – здравие
звездный – звезды
гигантские – гиганты
радостный – радость
чудесный – чудесен
опасный – опасен
вкусный – вкусен
прекрасный – прекрасен
ужасный – ужасен
интересный – интересен

29. Таблица № 8

ъ
Разделительные знаки.
ь
пиши после приставки
пиши перед окончанием и в корне
объявление
съездил
подъем
въехал
съемка
необъятные
предъюбилейный
семья
веселье
вьет
пьет
вьюга
съезд
подъезд
въезд
разъезд
объезд
отъезд
съел
объел
подъел
взъерошенный
съежился
объединение
соловьи
воробьи
свиньи
деревья
ульи
ручьи
муравьи
братья
друзья
перья
ненастье
чья? чьи?
Я вью
Ты вьешь
Он вьет
пью
пьешь
пьет
лью
льешь
льет

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Как научить ребёнка грамотно писать?

В начальной школе закладываются основы грамотности, и одной из важных задач обучения русскому языку является формирование орфографической зоркости. Важность этой задачи обусловлена тем, что орфографическая грамотность выступает составной частью языковой культуры, обеспечивает точность выражения мыслей и взаимопонимания в письменном общении.

Сформировать орфографическую зоркость – значит научить ребёнка думать над языком, а не заучивать десятки правил и определений, научить слышать и видеть орфограммы и знать, как найти способ её проверки.

Результаты обучения орфографии зависят от того, насколько развита способность ставить перед собой орфографические задачи. Ребёнка важно научить:

– ставить орфографические задачи (находить орфограммы);

– устанавливать тип орфограммы, то есть правильно выполнять алгоритм решения орфографической задачи;

– осуществлять орфографический самоконтроль.

М.Г. Львов выделял шесть этапов, которые должен пройти школьник, решая орфографические задачи:

1. Увидеть орфограмму в слове.

2. Определить её вид.

3. Определить способ решения задачи в зависимости от вида орфограммы.

4. Определить шаги, ступени решения и их последовательность, т.е. составить алгоритм решения.

5. Решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму.

6. Написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить проверку.

При точном соблюдении шагов алгоритм всегда приведёт к правильному решению.

Алгоритм проверки безударной гласной корня

1 шаг. Найди в слове корень.

2 шаг. Узнай, есть ли в корне безударный гласный.

3 шаг. Измени слово или подбери родственное.

4 шаг. Сравни проверяемое и проверочное слова. Скажи, как надо писать корень.

Проговори отчётливо. Напиши. Проверь написанное. Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие орфографического материала. Без целенаправленной деятельности со стороны учителя, без систематического повторения материала формирование орфографического навыка будет проходить медленно.

Качество обучения младших школьников орфографии и формированию навыка зависит от средств, методов и форм, применяемых в процессе обучения, от эффективности контроля учителем за ходом и качеством формирования орфографического навыка и закрепления изученного материала.

Для игры заготавливаются для каждого игрока карточки. Карточка разделена на 8 частей. В каждой части записаны слова с пропущенными безударными гласными в корне. Для закрывания клеток у каждого ученика должны быть фишки из плотной бумаги. У ведущего заготовлены карточки, на которых записаны все проверочные слова.

Ведущий достает по одной карточке, читает написанное на ней проверочное слово, а игроки закрывают фишками клетки с родственными словами. Игра продолжается, пока два-три человека не закроют свои карточки. Они выходят к доске, читают свои слова, объясняют, какие гласные в них пропущены, доказывают проверочным словом.

Ответ

красивый, золотой, ходили, сажали, тропа, зерно, гнездо украшает, охраняет, столбы, полянка, косилка, запах, говорили, зонты, цветы, пастух, бобы.

б) грозовая, листы, гроза, голодание, стрела, накатался, плита, доска, кара, пастух, поглядел, полевой, посмотрел, зелёный, сосновый, легла, посинел, обещают, начинается, сливались

Ответ

А) Красивый, золотой ходили сажали тропа зерно гнездо украшает сосна охраняет столбы снопы водянистый полянка косилка дожди запах говорили зонты цветы пастух бобы

Б) грозовая листы молотилка гроза голодание стрела накатался плита доска кора пастух поглядел полевой посмотрел солить отцветает зелёный сосновый легла посинел обещают начинается

Ответ

Грузовая,листы,гроза стрела накатался,плита,доска,постух,посмотрел

Ответ

Ответ

Ответ

Ответ

Катает
качает
капает
гребет
одевает
резиновые
мячи
болты
дворовый
хоровое пение
пуля
плетет
подметает
лежит
лизал
слезал с дерева
ловил
таскал
семья
лицо
сосна
кора
деревья
весит
поседел к старости
скотина
пастух
вареники



Другие вопросы по Русскому языку

Предмет

1.обозначьте род, число и падеж. сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она. по дороге зимней, скучной тройка борзая бежит, колокольчик однозвучный утомительно гремит.

Предмет

Прочитайте , озаглавьте текст, затем спишите , вставляя пропущенные буквы и дописывая - тся или ться. определите переходность глаголов. некоторые птицы зимой в снегу. рябчику под снегом тепло ноч..вать, под снегом
он . там ему и тепло , и пища, и можно. серая куропатка не любит в снегу и летает в деревню. куропатка в ночь и утром летит на старое своё место. ястреб её перелёты. бывает так: она только вылететь соб..рается, а
ястреб уже её. тетерев часто сидит на берёзе и почками. когда ястреб, он быстро вниз и в снегу под берёзами. не может ястреб копнуть ногой и схватить тетерева. тетерев под снегом не бегает. ему бы только . укажите
онородные члены, соединенные одиночным союзом и. подчеркните словосочетания с глаголом в роли главного слова.

Презентация на тему: " Формирование навыка грамотного письма Учитель начальных классов Завалишина Т.А." — Транскрипт:

1 Формирование навыка грамотного письма Учитель начальных классов Завалишина Т.А.

2 В чем причина бесконечных ошибок наших учеников? Многие ошибки идут из начальной школы. Поэтому, надо еще в начальной школе проводить работу по предупреждению ошибок.

3 6 этапов решения орфографической задачи по М.Р.Львову увидеть орфограмму в слове; определить вид: проверяемая или нет; если да, к какой теме относится, вспомнить правило; определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;

4 определить "шаги", ступени решения и их последовательность, т.е. составить алгоритм решения задачи; решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму; написать слова в соответствии с решением задачи и осуществлять самопроверку.

5 Две ступени орфографического действия: постановка орфографической задачи (выделение орфограммы) ее решение (выбор письменного знака в соответствии с правилом)

6 Наиглавнейшие задачи учителя: научить видеть орфограмму; научить думать при письме.

7 Факторы, способствующие формированию грамотного письма: зрительный; слуховой; руководительный; речедвигательный, т.е. артикулярный

8 Зрительный фактор Золотое правило ученика: никогда не спеши, если точно не знаешь: сначала предупреди ошибку

10 е) прием, заставляющий думать над написанием; ж) диктант с обоснованием; з) перед диктантом, изложением, сочинением : выписать трудные слова и включить их в работу на уроке; и) обратная связь - работа с сигнальными карточками.

11 Слуховой фактор а) " Найди опасное место". б) " Светофор" (красный сигнал в опасном месте). в) "Зажги маячок" (проведение звукового анализа с составлением схемы)

12 Рукодвигательный фактор Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, "запоминает" и затем пишет его автоматически.

13 Проговаривание Орфографическое проговаривание, т.е. проговаривание так, как надо писать.

14 Орфография Орфография – это совокупность правил, устанавливающих: 1) единообразное написание морфем (т.е. значащих частей слова: корней, приставок, суффиксов и окончаний); 2) раздельное и слитное написание слов и их частей; 3) употребление прописных букв; 4) правила переноса слов; 5) непроверяемое написание (в случае затруднения следует прибегнуть к орфографическому словарю)

15 Дисграфия и дислексия- неспособность к письму и чтению у ученика недостаточно развит фонематический слух (фонематическое восприятие); он страдает фонетико- фонематическим недоразвитием речи (ФФН); появление специфических ошибок не связанных с применением орфографических правил русского языка.

16 Ошибки при письме 1) пропуск гласных и согласных букв (день-"днь", между-"межу"); 2) перестановка букв, лишние буквы (лужа-"нулжа"); 3) пропуск слогов, лишние слоги (дорожке-"дожке", тишина- "тишинына"); 4) замена гласных в ударном положении (задача-"задоча"); 5) замена йотированных гласных (идет-"идют") 6) замена согласных: 7) обозначение твердости-мягкости согласных на письме гласными (кругом-"крюгом", люди-"луди"); 8) обозначение мягкости при помощи ь (васильки-"василки", большие-"болшие"); 9) недописывание слов (мышка-"мышк"); 10) замена слов, искажение слов (мишка-"книжка", лепечут- "требпечут"); 11) раздельное и слитное написание слов, предлогов (по лицу-"полицу","столбом-"с толбом").

17 Ошибки при чтении пропуск букв, слогов, предлогов; замена и перестановка букв, слогов; "застревание" на какой-либо букве, слоге, слове; недочитывание окончаний слов; искажение слов; добавление лишних букв, слогов и даже слов; "угадывание" слов.

18 Дидактические игры по формированию и развитию ФФВ. "Телевизор" месяц

19 "Математическая грамматика" Выполните действия, указанные на карточке ("+","-") и при помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов, найти искомое слово. Например: С+том-м+лиса-са+ца=?

20 "Составь предложение" Дидактическая цель: закрепление умения составлять предложения с однородными членами и ставить знаки препинания при них. 1. пашут, собирают урожай, растят телят 2. в лесу, в поле, в саду, на огороде 3. утром. днем и вечером 4. реки, пруды и озера 5. глиняная, стеклянная, фарфоровая 6. сказки, рассказы, басни, стихотворения

21 Опорные таблицы На таблице ученик видит необходимое для ответа слово, учится давать с опорой на нее точные смысловые ответы. Одновременное слуховое и зрительное восприятие нового слова способствует осознанию и вхождению его в активный словарь ученика.

22 Используется в связи с теоретическими сведениями по фонетике и графике.

23 Таблица 2 Части слова: Приставка Корень Суффикс Окончание Стрела говор Стрелой разговор Перестрелка заговор Застрелил уговор Стрелок поговорим Стреляю говорливый

24 Таблица 3. наезд запись отъезд надпись подъезд пропись объезд перепись съезд зашел въезд прошел вошел надорвал обошел сбросил отошел сбежал пошел сделал сгорел сглупил сжал сдвинул сдавилсдунул сдал сжалился разжал расшил разговаривал расковал разбогател распилил раздавил растащи

25 4. Суффиксы Печка классный Столики связист Пальчики лыжник Домишко учитель Крылышко часовщик Юленька лисенок Людочка грачонок Водица хитрющий Больница большущий Лапище сладковатый Образовать слова с суффиксами: -ист журнал, фигуры, шахматы, баян, гитара, такси, машина, трактор. -ник грибы, печь, река, птица, колхоз. -тель учить, писать, читать, любить, заклинать, водить. -ищ лапа, нога, рука, нос, волосы, усы, когти, хвост, дом, волк. -щик нырял, чистил, носил, точил, курил, кладовая, угнал, кран. -еньк рыжий, черный, добрый, синий, Маша, Юля. - очк Люда, Юра, мама. -ечк подушка, Аня, Таня. -оват хитрый, кислый.

26 Таблица 5 В корне слова безударные гласные а, о, е, и, я проверяются ударением! Сосна – сосны Ножи – нож Дарил – дарит Одевает – одел Загляделся – взгляд Долина – долы Запах – пахнет Подобрать проверочные слова. Красивый, золотой, ходили, сажали, тропа, горячий, зерно, гнездо, спасает, украшает, сосна, охраняет. Грозовая, листы, молотилка, гроза, голодание, стрела, накатался, плита, доска, кора, пастух, поглядел. Замерзали, поспешили, оставалось, показали, веселый, дома, окно, подхватил, потянул, ночной, заслонила. Катает, качает, копает, гребет, одевает, мячи, болты, поля, семья, лицо, посидел, поседел, таскал, висит, плетет.

27 Таблица 6 В корне слова сомнительные согласные: б д г в з ж п т к ф с ш Проверяй гласной! Низко – низок Просьба – просить Дерзкий – дерзок Жуткий – жуток Лодка – лодочка Ловкий - ловит Подобрать проверочные слова. 1. Низко, близко, отряд, снег, сад, лук, ночлег, круг, травка, народ, ястреб, берег, грядка, лодка, луг. 2. Легкие, прорубь, назад, вперед, бег, город, разведчик, ходьба, варежки, пруд, шапка, сапожки, указка. 3. Дерзкий, просьба, молотьба, меткий, сладкий, резкий, шефский, посев, дуб, мед, друг, чиж, скользко. 4. Молод, молот, ловкий, плод, плот, дорожка, рот, род, соседка, березка, пруд, прут.

28 Таблица 7 В корне слова проверяй непроизносимые согласные! Солнце – солнышко Устно – уста Поздний – опоздал Лепестки – лепесток Ненастный – ненастье Праздник – празден Грустный – грустит Местность –место счастливый – счастье сердце – сердечко здравствуй – здравие звездный – звезды гигантские – гиганты радостный – радость чудесный – чудесен опасный – опасен вкусный – вкусен прекрасный – прекрасен ужасный – ужасен интересный – интересен

29 Таблица 8 Разделительные знаки. ъ ь пиши после приставки пиши перед окончанием и в корне объявление семья съездил веселье подъем вьет въехал пьет съемка вьюга необъятные предъюбилейный съезд соловьи подъезд воробьи въезд свиньи разъезд деревья объезд ульи отъезд ручьи съел муравьи объел братья подъел друзья взъерошенный перья съежился ненастье объединение чья? чьи? Я вью пью лью Ты вьешь пьешь льешь Он вьет пьет льет

Читайте также: