Первые очаги земледельческой культуры возделывания пшеницы и ячменя появились

Обновлено: 15.09.2024

Яркой археологической культурой эпохи энеолита была трипольская культура (IV - III тыс. до н. э. некоторые исследователи указывают хронологические рамки существования этой культуры - V- начало III тыс. до н. э). Ее название происходит от с.Триполье на Киевщине, где нашли глинобитные площадки, оказавшиеся полами жилищ. Элементы этой культуры нашел при раскопках 1893-1906 гг. археолог В. Хвойка.

Распространенные на значительной территории энеолитические поселения объединены рядом общих признаков: использованием медных изделий наряду с каменными; господством мотыжного земледелия, домашнего скотоводства, наличием расписной глиняной посуды и статуэток, глинобитных домов и земледельческих культов.

Относительно определения территории расселения исследователи единодушны: на позднем этапе своего развития трипольские племена занимали огромные пространства Восточной Европы - от Слободской Украины ( Слобожанщина ) в Словакии, Румынии, от Черниговщины и Полесья до Черного моря и Балканского полуострова.

Хозяйство трипольцев постоянно развивалось. Сначала доминировало оседлое скотоводство, существовало мотыжным земледелие, различные вспомогательные хозяйственные промыслы, было распространено производство глиняной посуды, кремневых орудий, прядение и ткачество. Археологи узнают трипольские поселения прежде всего по совершенной, богато орнаментированной глиняной посуде.

Экономической основой этого яркого археологического сообщества было выращивание пшеницы и ячменя, а также разведение крупного рогатого скота, коз, овец, свиней. Пашенное земледелие трипольцев имело залежную форму - с истощением земли трипольцы переселялись все дальше на восток. Постоянно рос обмен с различными соседними племенами, в частности Дунайско-балканского региона. На позднем этапе развития трипольской культуры из-за изменения экономической ситуации и влияния кочевых племен усилилась роль оседлого скотоводства, усовершенствовалось производство кремневых орудий, глиняной посуды, появились крупные горны для обжига посуды. В этот период изготавливалось больше оружия из кремня, камня и меди.

Духовная культура трипольцев была достаточно развитой. Она содержала различные земледельческие культы - космогонические представления, культ матери-земли, домашних животных (в основном быка), огня. Трипольское земледельческое общество достигло высокого уровня развития и стояло на пороге цивилизации.

Земледельческий энеолит на территории бывшего СССР имеет три центра — Среднюю Азию, Кавказ и Северное Причерноморье.

Основные энеолитические памятники Средней Азии сосредоточены в предгорьях Копетдага, на границе пустынь.

К периоду раннего энеолита относятся комплексы типа Анау 1А и Намазга 1 (V —середина IV тысячелетия). Здесь продолжалось развитие земледелия. Поля обваловывали для удержания воды во время разлива рек, усовершенствовали палку-копалку, которая снабжалась каменным кольцевидным утяжелителем, культивировали пшеницу и ячмень. Животные этого периода представлены костями коров, овец, свиней. Скотоводство вытесняет охоту.

Геометрических орудий нет, хотя характер кремневой индустрии микролитичный. Она испытывает упадок, что объясняется появлением орудий из меди.

В период Намазга II, начало которого датируют 3500 годом до н. э., поселения были средних или небольших размеров (до 12 га). Число поселков растет, причем часты группы мелких поселений, в центре которых находилось поселение побольше. Поселки имели общее зернохранилище и общее святилище с жертвенным очагом в центре, которое, вероятно, было также местом собраний. Важны Карадепе и поселения в Геоксюрском оазисе. У Геоксюра исследованы зачатки оросительной системы в виде небольших арыков. В составе стада преобладала овца, постоянно встречаются кости свиньи, еще совершенно нет домашней птицы.

Поздний энеолит характеризуется комплексами времени Намазга III. В земледелии был сделан большой шаг вперед: появились искусственные водоемы и первые оросительные каналы. Один из водоемов имел площадь 1100 кв. м при глубине до 3 м. Таким образом, полив полей мог быть многократным, что делало возможным получение двух урожаев в год.

В составе стада больших изменений не произошло. Его отражают статуэтки животных: преобладает овца. На поселениях часто встречаются коллективные погребения в специальных гробницах. Инвентарь в них беден, представлен обычно сосудами, корзинами (прослеженными по отпечаткам), немногочисленными украшениями.

В Закавказье выявлено много энеолитических раннеземледельческих памятников конца VI — начала IV тыс., но энеолит там изучен пока недостаточно — ни одно поселение не раскопано полностью. В единую раннеземледельческую культуру Закавказья, которая делится на внутренние локальные варианты, входят Шулаверисгора (в Грузии), Техут (в Армении) и другие. Поселения расположены в долинах рек, на холмах, имеющих естественную защиту, группами по 3—5.

На поселениях найдены в основном роговые и костяные орудия обработки почвы: землекопные лопаточки, копалки, мотыги; утяжелители тоже роговые или каменные. В одном из роговых орудий видят примитивное, может быть, тягловое рало. Предполагают, что ралом проводили на поле борозды уже после его обработки мотыгами или копалками. В засушливых районах требовалось искусственное орошение. На поселениях Арухло 1 (Армения) и Имрисгора(Грузия) найдены примитивные каналы, при помощи которых осуществлялся полив, вероятно, одноразовый.

Закавказье представляет собой один из центров, откуда происходят культурные растения. В числе культивировавшихся кроме типичных для того времени пшеницы и ячменя входят просо, рожь, бобовые и виноград.

Урожай убирали костяными или деревянными уже изогнутыми серпами с вкладышами из обсидиана, закреплявшимися битумом. Зерно мололи зернотерками или толкли в ступках. Хранили его в ямах или в постройках округлой формы, в крупных (до 1 м высоты) сосудах, вкопанных в землю внутри помещений.

На поселениях обычны обсидиановые орудия, но следов обработки обсидиана там нет. Видимо, орудия из этого камня были привозными и являлись предметом обмена.

Энеолит степной полосы.

В степной полосе от р. Эмбы до р. Днепра, а в некоторые периоды до Днестровско-Прутского междуречья в середине III тысячелетия до н. э. сложилась культурно-историческая общность, которую часто называют древнеямной культурой. Общими признаками всех вариантов является погребальный обряд, форма и орнаментация керамики, а также межплеменные связи.

Древнеямные племена хоронили умерших в могильных ямах, от которых и произошло название всей общности. Над ямами возводились курганы. Это древнейшие курганы нашей страны.. Сложное культовое сооружение, каким является курган, на данном этапе говорит об иных идеологических представлениях, вероятно, вызванных социально-экономической базой. Под курганами в могильных ямах покойники лежат скорченно, они часто окрашены, а инвентарь при них обычно очень беден. Его составляют кремневые стрелы, скребки, ножи, костяные гарпуны, крючки, шилья, бусы, булавки.

Эпоха древнеямной общности положила начало широкому освоению степной полосы, что стало возможным с распространением скотоводства.

Утверждение производящей экономики привело к улучшению условий жизни и к быстрому росту человеческих коллективов, что, в свою очередь, повлияло на продвижение древнеямных племен до нижнего течения Дуная и Северо-Восточной Болгарии.

Дальнейшее развитие древнеямных племен привело к их взаимодействию с новой, так называемой катакомбной культурно-исторической общностью, которая, однако, не полностью вытеснила ямные племена.

Катакомбная общность, как и древнеямная, не может быть названа археологической культурой в полном смысле этого понятия. Они объединяют ряд родственных культур.

Основная форма катакомбной керамики — сосуд с выпуклыми боками и цилиндрической шейкой. Керамика плоскодонная, что соответствует стационарным печам с плоским подом. Орнамент шнуровой.

Форма могильной ямы с ответвлением в сторону (катакомбой) послужила основанием для археологического названия племен, но под курганными насыпями встречаются и иные виды могильных ям. Если же это все-таки катакомба, то покойники лежат в ответвлениях, в скорченном положении, причем вход в катакомбу закладывали бревнами или камнями, а яму засыпали камнями. При костяках обнаружен инвентарь: посуда, украшения, орудия труда, а также кости животных.

Катакомбные поселения обычно расположены на естественно укрепленных обрывами высоких речных мысах, а по течению Донца — в поймах. Берега рек удобны для пастбищ и подсобного земледелия. В реках ловили рыбу. На поселениях во множестве встречаются рыбные кости. Основой хозяйства было развитое скотоводство

Металлических вещей еще немного, часто встречаются каменные орудия: топоры, булавы, стрелы. Самым характерным предметом катакомбной культуры являются каменные сверленые полированные топоры.

Катакомбную культурную общность обычно считают существовавшей между 2000 и 1 600 гг. до н. э.

Основная территория формирования срубной культуры лежит по Волге от Самары до Волгограда и от Волги до Уральска. Одной из разновидностей погребального обряда было захоронение покойника в скорченном положении в срубе высотой в один-два венца. Жилищами служили полуземлянки значительной площади иногда до 150 кв. м и более. Их стены были укреплены бревнами. Внутри жилища располагалось несколько очагов. Видимо, здесь жило несколько парных семей.

Керамика срубной культуры приспособлена к плоскому поду печей, она плоско-донная. Преобладают баночные, почти цилиндрические сосуды и острореберные, как бы из сложенных основаниями двух усеченных конусов.

Металлических вещей в срубное время много — и мелких, и крупных. В металлургии происходят значительные изменения. Степные племена получают металл не из кавказских месторождений, а с Урала, из Средней Азии, Казахстана.

Набор бронзовых вещей в срубное время велик и разнообразен.

Основу хозяйства племен срубной культуры составляло скотоводство. Наибольшими были стада коров, обычны лошади. Найдены псалии — части удил, что говорит об использовании лошади для верховой езды. Растет роль земледелия, хорошо известны широкие металлические серпы с крюком для прикрепления к рукояти и бронзовые мотыги.

К концу срубной культуры в погребениях часто встречаются железные ножи.

Андроновская культура. Ее максимальная территория простиралась от Урала до Енисея и от тайги до Тянь-Шаня. Датируется она обычно от середины II по начало I тысячелетия до н. э., т. е. она одновременна срубной культуре. Название дано по могильнику у д. Андроново в Минусинских степях.

Основную роль в хозяйстве андроновцев играло скотоводство: разводили коров, овец, лошадей. Здесь впервые в азиатских степях была освоена верховая езда. Земледелие, хотя и было развито, оставалось подсобным видом хозяйства. Роль охоты и рыболовства была еще значительной. Поселения располагались по речным поймам, удобным для земледелия,

Андроновские погребения отмечены низкими курганными насыпями, иногда с оградками из камней. Под насыпями — могильные ямы со вставленными в них срубами, имеющими деревянный потолок. Могилы содержат скорченные костяки, реже — трупосожжения. Погребальный инвентарь состоит из каменных стрел, бронзового оружия и орудий, бус, а иногда золотых и медных серег.

На востоке их территории располагались крупнейшие оловянные рудники, откуда на запад шло олово, уже сплавленное с медью.

У андроновских племен были широко распространены металлические изделия: ножи, кинжалы, массивные, топоры, копья, серпы, шилья. Для добычи руды применялись глубокие подземные выработки. Добывалось и золото.

«С начала 11-го тысячелетия до н. э. в Плодородном полумесяце ( Юго-Западная Азия) быстро развиваются умения и приспособления , изобретенные для того , чтобы извлечь максимальную пользу из нового изобилия диких зерновых. В число этих изобретений входили серпы с кремниевым лезвием , укрепленные в деревянной или костяной рукоятке , для срезания стеблей дикого хлеба , корзины , в которых зерно переносилось к месту обитания , ступы и пестики или каменные блоки для размельчения и лущения , метод прокаливания зерен на огне , благодаря которому при хранении они не давали ростков , наконец ямы — хранилища , выкапываемые в земле и иногда промазываемые глиной. Свидетельства о наличии этих навыков во множестве можно обнаружить на стоянках охотников-собирателей Плодородного полумесяца начиная с рубежа 12−11-го тысячелетий до н. э.

Начало сельскому хозяйству в Плодородном полумесяце положили такие культуры , как пшеница-двузернянка , пшеница-однозернянка. А также ячмень , горох , нут , вика четкообразная , лен. В Евразии сельское хозяйство распространялось куда быстрее , чем в Америке и Африке. Этот факт сыграл свою роль в ускоренной экспансии евразийской письменности , металлургии , технологий и имперских государств. Самые древние образцы культурной пшеницы-двузернянки происходят из региона Плодородного полумесяца и относятся к 8500 году до н. э."

Самый древний хлеб

Египтяне , считая зерна пшеницы святыней , клали их в могилы с умершими. Зерно было обнаружено в гробницах фараонов , захороненных более пяти тысяч лет назад. В одной из египетских пирамид был обнаружен хлеб , которому , как утверждают археологи , четыре тысячи лет. Этот самый древний в мире хлеб хранится ныне в Лондоне , в Британском музее.

Хлебные ритуалы

Посев и сбор зерновых культур: пшеницы , ячменя , кукурузы — с древних времен сопровождался ритуалами. Так , в землях Европы люди верили , что дух , обитающий в хлебном поле , уходит в еще не сжатое зерно. Поэтому никто не хотел срезать последнюю несжатую полоску. Жнецы по очереди метали в нее серпами до тех пор , пока не срезали все колосья. У шотландцев , наоборот , срезание последних колосьев было почетной обязанностью. Они считали , что в этот миг на жнеца или жницу переходила благотворная сила духа зерна. Последний сноп связывали так , чтобы он напоминал женскую фигуру , и нарекали Матерью хлеба. Это был особый , строго соблюдавшийся обряд.

Богиня хлеба

Справка

С историей хлеба связано очень много обрядов , традиций. В Польше при рождении девочки закладывают тесто , замешанное на меду. Подобно сыру , тесто зреет до дня ее свадьбы.

В Словакии пряник , выпеченный из медового теста , по народному обычаю преподносят невесте. Она хранит его в сундуке и вручает в день свадьбы своей дочери. А у нас в России дорогих гостей и невесту встречают хлебом-солью.

Плодородный полумесяц

Плодородный полумесяц — это условное название региона на Ближнем Востоке , в котором в зимние месяцы наблюдается повышенное количество осадков.

Он считается первым из центров , где зародились земледелие и скотоводство , появившиеся в каменном веке.

Полумесяц занимает современные территории Ливана , Палестинской автономии , большую часть Израиля , Сирии , Ирака , юго-восток Турции и северо-запад Иордании. Иногда в его состав включают также долину нижнего течения Нила ( Египет).

Памятник пекарю

В Риме сохранился 13-метровый памятник Марку Вергилию Эврисаку , пекарю , предпринимателю. Сын греческих эмигрантов , выходец из семьи мельников и пекарей , он в 173 году до н. э. создал большую пекарню и снабжал хлебом всю столицу.

На рельефах с памятника Эврисаку изображено приготовление хлеба на разных его стадиях. Ослы работают на двух мельницах , работники у стола сеют муку , хозяин берет пробу муки. Машину для вымешивания теста вращает осел. Погонщик следит за тем , хорошо ли тесто вымешано. На двух больших столах тесто раскатывают и формуют.

Согласно археологическим и историческим данным, наиболее ранние следы перехода к оседлому земледелию обнаружены на территории восточного Средиземноморья, от долины р. Иордан в Палестине до Персидского залива, по долинам рек Ефрат и Тигр в Месопотамии. Здесь простирались обширные площади диких злаков, а на склонах гор паслись многочисленные стада диких коз и баранов, газелей и ослов. Использование этого природного изобилия и, вероятно, случайное окультуривание злаков (пшеница и ячмень) привело к возможности заготавливать продукты питания впрок и улучшить экономическое положение человеческих сообществ. Расчеты показывают, что для поддержания существования племени из 25-30 охотников – собирателей требовался участок земли площадью около 650 кв. км, а для 150 земледельцев – всего 15 кв. км. Все это могло привести к коренным изменениям в общественной жизни древних людей и послужило причиной быстрого роста народонаселения в земледельческих областях с оседлым образом жизни.

Вместе с развитием земледелия шел процесс приручения и одомашнивания диких животных. Первые одомашненные овцы известны на территории Ирака в Шанидаре 9 тыс. лет до н.э. и на территории Израиля в Иерихоне – 7 тыс. лет до н.э. Свиньи и козы были одомашнены 7 тыс. лет до н.э. в Турции (Чейюню), в Израиле (Иерихон), Иране (Али-Кош). Позднее, около 6,5 тыс. лет до н.э., в Турции (Чатал-Хююк) и в Греции (Аргос) появляются домашние быки и коровы. Интересно отметить, что найденное в местечке Ла-Марше (Франция) изображение на камне лошадиной головы в уздечке, датированное 12000 лет назад, позволяет предполагать, что лошадь, как и собака, были одомашнены в Европе еще в палеолите. Другие животные попали в услужение к человеку значительно позже. Однако первый плуг с помощью тягловой силы быка был использован в Месопотамии не ранее середины V тысячелетия до н.э.

В это время в тропической Африке климатические условия также были более благоприятными, чем в настоящее время. Влажные циклоны проникали вглубь Сахары, принося обильные зимние дожди с Атлантики. Площадь пустыни уменьшилась до узкой полосы, окруженной лесистыми нагорьями и высокотравными саваннами, населенными многочисленными копытными животными и хищниками. Установлено, что 6 – 5 тыс. лет до н. э. оз. Чад занимало площадь свыше 1 млн. кв. км, т.е. в 10 раз больше, чем сейчас. По его берегам, на плато Аир-Азбин и Дарфур, в нагорьях Ахаггар и Тибести жили охотники – собиратели, оставившие многочисленные наскальные рисунки древних животных. В долине Нила 5 – 3 тыс. лет до н. э. также процветала земледельческая культура. Здесь выращивали посевы пшеницы и ячменя. Основой обильных урожаев были высокие разливы Нила, воды которого несли плодородный ил, оседавший на затапливаемых землях. Чем выше был подъем воды в реке и шире разлив Нила, тем большие площади были увлажнены и удобрены плодородным илом, тем богаче был урожай зерновых культур. В других районах Африки также быстро развивалось земледелие и скотоводство, продвигаясь все дальше на запад, до самого Сенегала.

Однако к началу II тысячелетия до н. э. климат стал меняться в сторону иссушения. Послеледниковое влажное потепление кончилось. Сахара вновь перешла в наступление на окружавшую ее саванну. Озера высохли, травы выгорели, земли северной Африки превратились в величайшую пустыню, которая на многие века стала непреодолимой преградой для общения северных племен, живших на побережье Средиземного моря, с глубинными районами Африки. Пастухи и охотники, жившие в сахарской саванне, покинули богатые ранее земли, разбрелись отдельными племенами к югу в поисках новых плодородных земель и богатых охотничьих угодий. Но тропические и экваториальные широты Африки мало пригодны для жизни из-за распространенной там малярии, разносимой москитами, сонной болезни, переносимой мухой цеце, и речной слепоты (бильгарциоза), вызываемой водными паразитами. Поэтому в Африке длительное время рост населения сдерживался неблагоприятными условиями среды. Высокая смертность наблюдается в этих широтах Африки и в наши дни.

Нельзя не отметить, что в неолите (новом каменном веке) наряду с искусными изделиями из камня и кости начинают появляться изделия из металла. Первым металлом, который человек стал использовать в своем хозяйстве, была медь. Уже около 9 тыс. лет до н э. люди в юго-восточной Европе выковывали из самородного холодного металла орудия и орнаменты. Несколько позже они научились нагревать металл на огне, делая его более мягким и податливым, а также закалять его. Около 6 тыс. лет до н. э. человек научился извлекать медь из руды, сильно нагревая и расплавляя ее. Но прошло еще не менее тысячи лет, прежде чем люди научились изготавливать орудия и оружие (топоры, ножи) из расплавленной меди, залитой в глиняные формы. Около 5 – 4,5 тыс. лет до н. э. появляются первые изделия из сплава меди и олова – т.е. бронзы. Но значительно позже, около 2 тыс. лет до н.э., то есть всего 4 тысячи лет назад люди научились делать первые изделия из железа. Освоение прочного металла открыло новые возможности в развитии земледелия и другой хозяйственной деятельности людей и способствовало дальнейшему расселению человека по Земле.

Таким образом, распространение древнего человека по планете, освоение им новых ландшафтов, развитие технических достижений в области обработки камня и костей, использования дерева, глины и металла, рост культуры земледелия и скотоводства – происходили на фоне значительных изменений природной среды, которые стимулировали расселение людей и внедрение новых методов природопользования. На ранних этапах этногенеза природа формировала физический тип человека и его способность адаптации к разнообразным ландшафтно-климатическим условиям.

По мере своего развития, победив в жестоком противостоянии силам природы, человек уже в историческое время перешел к активному воздействию на ландшафтную среду, изменяя ее для своих нужд. По-видимому,уже в эпоху бронзы(вШумерской, Египетской, Античной цивилизациях) появились, а затем – в эпоху железа ив историческое время все более расширяются антропогенные видоизмененные ландшафты, появляются и грандиозные технические достижения, создаются выдающиеся архитектурные и историко-культурные достопримечательности.

Дикая двузернянка, тетраплоидная пшеница Triticum dicoccoides, давшая начало культурной двузернянке или полбе Triticum dicoccum. До раннего бронзового века полба оставалась важнейшей посевной культурой Плодородного полумесяца (изображение с сайта www.abc.net.au)

Когда, где и как появились культурные растения? На эти вопросы ученые ищут ответы уже два века. За это время появилось множество фактов и гипотез, их так или иначе объясняющих. А за последние полтора десятка лет появился целый набор молекулярных и генетических данных, существенно дополняющих и расширяющих наши знания о культурных растениях. Наиболее любопытные подробности молекулярная генетика раскрыла в самом процессе одомашнивания растений. Стало ясно, что с помощью одной-двух мутаций можно изменить облик дикого растения и получить хозяйственно важные свойства.

Центры происхождения культурных растений по Вавилову — это места наибольшего морфологического и сортового разнообразия. Именно в этих местах следует искать потенциальных основателей для новых сортов и отдельных полезных свойств растений. Сейчас показано, что в центре происхождения не обязательно должно быть наибольшее сортовое разнообразие. Мало того, сейчас находят примерно равное число аргументов три концепции происхождения культурных растений: моноцентрическая (все культурные растения из одного центра), полицентрическая (было несколько независимых центров или очагов происхождения земледельческих культур) и диффузная (никаких центров не было вовсе). Авторы статьи полагают, что история народов и ландшафтов до того разнообразна, что все три концепции могут быть отчасти верными. Однако, несмотря на различие в земледельческих и культурных традициях у разных народов, все они в результате создали посевные растения с совершенно определенными признаками: неломким колосом, голозерностью, высокой продуктивностью, коротким периодом цветения и созревания, то есть скороспелые.

Появление в культуре кукурузы, которая берет начало от своего дикого предшественника теосинте, также связано с мутацией регуляторного гена. Теосинте отличается от кукурузы длинными пазушными побегами. Останавливает их рост специальный белок, кодируемый геном tb1 . Ключевым моментом в превращении теосинте в кукурузу стала мутация в регуляторной части этого гена, а не белоккодирующей.

Читайте также: