При скрещивании чернозерного овса в потомстве оказалось расщепление на 12

Обновлено: 15.09.2024

Задача 218.
Скрещивание растений овса с черным зерном между собой в потомстве дало 317 чернозерных, 76 серозерных и 24 белозерных растений; скрещивание этих же чернозерных растений с белозерными дало 151 растение с черным зерном, 79 - с серым и 74 - с белым. Объясните расщепления. Как наследуется окраска зерна у овса? Определите генотипы исходных форм.
Решение:
А - ген черной окраски зерна;
а - ген белой окраски зерна;
В - ген серой окраски зерна;
б - ген белой окраски зерна;
(А_В_) - черная окраска зерна по фенотипу;
(А_в_) - черная окраска зерна по фенотипу;
(а_В_) - серая окраска зерна по фенотипу;
(аавв) - белая окраска зерна по фенотипу.

Установлено, что при скрещивании растений овса с черным зерном между собой в потомстве наблюдается появление растений трех фенотипов, из них двух новых - серого и белого. Так как при скрещивании растений овса с черным зерном между собой в потомстве наблюдается расщепление по фенотипу в соотношении - 13 : 3 :1 (317:76:24 = 317/24 : 76/24 : 24/24 = 13,2 : 3,2 : 1), т.е. приблизительно как 12:3:1, то это соответствует доминантному эпистазу. Причем растений овса с серыми зернами в три раза больше, чем с белыми, то серая окраска зерна у растений овса является доминантной по отношению к белой. Ген А эпистатичен гену В, и последний в его присутствии не проявляется. Значит, у овса чёрная окраска семян определяется доминантным геном А, а серая окраска - доминантным геном В. При отсутствии в генотипе обоих доминантных генов окраска семян белая.
Так как при анализирующем скрещивании этих же чернозерных растений с белозерными в потомстве наблюдается расщепление по фенотипу -
растение с черным зерном : растение с серым зерном : растение с белым зерном = 2:1:1 (151:79:74 = 151/74 : 79/74 : 74/74 = 2:1:1), то это значит, что исходная форма чернозерного овса является гетерозиготой, несет в себе ген В и ген А в равной степени. Генотипы исходных форм АаВв.

Для доказательства приведем схемы скрещивания:

1. Схема скрещивания растений овса с черным зерном между собой

Р: АвВв х АаВв
Г: АВ, Ав, АВ, Ав,
аВ, ав аВ, ав
F1:
1ААВВ; 2ААВв; 2АаВВ; 4АаВв; 1ААвв; 2Аавв; 1ааВВ; 2ааВв; 1аавв.
Наблюдается 9 типов генотипов. Расщепление по генотипу - 1:2:2:4:1:2:1:2:1.
Фентип:
ААВВ - черная окраска зерна - 6,25%;
ААВв - черная окраска зерна - 12,5%;
АаВВ - черная окраска зерна - 12,5%;
АаВв - черная окраска зерна - 25%;
ААвв - черная окраска зерна - 6,25%;
Аавв - черная окраска зерна - 12,5%;
ааВВ - серая окраска зерна - 6,25%;
ааВв - серая окраска зерна - 12,5%;
аавв - белая окраска зерна - 6,25%.
Наблюдаемый фенотип:
Черная окраска зерна - 75%;
серая окраска зерна - 18,75%;
белая окраска зерна - 6,25%.
Наблюдается 3 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу - 12:3:1 (75% : 18,75% : 6,25% = 75/6,25 : 18,75/6,25 : 6,25/6,25 = 12:3:1).

2. Схема скрещивания растений овса с черным белозерными зерном (анализирующее скрещивание)

Р: АвВв х аавв
Г: АВ, Ав, ав
аВ, ав
F1:
1АаВв; 1Аавв; 1ааВв; 1аавв.
Наблюдается 4 типа генотипа. Расщепление по генотипу - 1:1:1:1.
Фенотип:
АаВв - черная окраска зерна - 25%;
Аавв - черная окраска зерна - 25%;
ааВв - серая окраска зерна - 25%;
аавв - белая окраска зерна - 25%.
Наблюдаемый фенотип:
Черная окраска зерна - 50%;
серая окраска зерна - 25%;
белая окраска зерна - 25%.
Наблюдается 3 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу - 2:1:1.

Выводы:
1) У овса чёрная окраска семян определяется доминантным геном А, а серая окраска - доминантным геном В. Ген А эпистатичен гену В, и последний в его присутствии не проявляется. При отсутствии в генотипе обоих доминантных генов окраска семян белая.
2) Генотип исходных форм - гетерозигота (АаВв).

Гены, подавляющие действие других генов, называются ингибиторами (супрессорами, эпистатичными, а подавляемые гипостатичными. При доминантном эпистазе в качестве ингибитора выступает доминантный ген (чаще его ставят на второе место в паре и обозначают буквой А, рецессивный а, а при рецессивном эпистазе - рецессивный. При доминантном эпистазе при скрещивании гетерозигот есть два типа расщепления: 12:3:1; 13:3. При рецессивном эпистазе - 9:3:4.

Расщепление по фенотипу при эпистазе - 13:3


Задача 220.
У льна кроме растений, имеющих нормальные лепестки, встречаются отдельные растения с гофрированными лепестками. При скрещивании двух форм растений с нормальными лепестками, имеющих разное происхождение, в F1 потмство имеет нормальные лепестки, а в F2 получено следующее потомство: 105 растений с нормальными лепестками и 24 - с гофрированными. Объясните расщепления. Как наследуется форма лепестков у льна? Определите генотипы исходных форм.
Решение:
А - ген гофрированности лепестков;
а - ген нормальной формы лепестков;
В - ген-ингибитор гофрированности лепестков;
b - ген неспособный подавлять гофрированность лепестков;
ААВВ - доминантная дигомозигота - нормальная форма лепестков;
aabb - рецессивная дигомозигота - нормальная форма лепестков;
АаBb - дигетерозигота - нормальная форма лепестков.

Установлено, что при скрещивании растений льна с нормальными лепестками, имеющих разное происхождение, в потомстве все гибриды имеют нормальные лепестки.
Так как при скрещивании растений F2 между собой в потомстве наблюдается расщепление по фенотипу в соотношении:
13 : 3 (105:24 = 105/24 : 24/24 = 4,375 : 1), т.е. приблизительно как 13:3, то акое соотношение фенотипов соответствует доминантному эпистазу. При этом растений льна с нормальными лепестками больше, чем с гофрированными, то нормальная форма лепестков у растений льна является доминантной по отношению к гофрированной. Ген А эпистатичен гену В, и последний в его присутствии не проявляется. Значит, у льна нормальная форма лепестков определяется доминантным геном А, а гофрированная - доминантным геном В. При отсутствии в генотипе обоих доминантных генов форма лепестков нормальная.
Из чего следует, что исходные формы имеют генотипы: ААВВ и aabb, а потомство F1 - AaBb.

Схема скрещивания (1)
Р: ААBB x aabb
Г: АВ ab
F1: AaBb - 100%.
Фенотип:
AaBb - нормальная форма лепестков - 100%.
Наблюдается единообразие первого поколения.

Схема скрещивания (2)
Р: АвВв х АаВв
Г: АВ, Ав, АВ, Ав,
аВ, ав аВ, ав
F2:
1ААВВ; 2ААВв; 2АаВВ; 4АаВв; 1ААвв; 2Аавв; 1ааВВ; 2ааВв; 1аавв.
Наблюдается 9 типов генотипов. Расщепление по генотипу - 1:2:2:4:1:2:1:2:1.
Фентипы:
ААВВ - нормальная форма лепестков - 6,25%;
ААВв - нормальная форма лепестков - 12,5%;
АаВВ - нормальная форма лепестков - 12,5%;
АаВв - нормальная форма лепестков - 25%;
ААвв - гофрированная форма лепестков - 6,25%;
Аавв - гофрированная форма лепестков - 12,5%;
ааВВ - нормальная форма лепестков - 6,25%;
ааВв - нормальная форма лепестков - 12,5%;
аавв - нормальная форма лепестков - 6,25%.
Наблюдаемый фенотип:
нормальная форма лепестков - 81,25%;
гофрированная форма лепестков - 18,75%.
Наблюдается 2 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу - 13:3 (81,25% : 18,75% = 81,25%/18,75% : 18,75/18,75% = 4,3:1 или 13:3).

Выводы:
1) форма лепестков у льна наследуется по механизму доминантного эпистаза.

неаллельных генов: ореховидный гребень определяется взаимодействием доминантных аллелей этих генов, сочетание одного гена в доминантном, а другого в рецессивном состоянии определяет развитие либо розовидного, либо гороховидного гребня, особи с простым гребнем являются рецессивными по обеим аллелям. Каким будет потомство при скрещивании двух дигетерозигот?

Коричневая окраска меха у норок обусловлена взаимодействием доминантных аллелей. Гомозиготность по рецессивным аллеям одного или двух этих генов даёт платиновую окраску. Какими будут гибриды от скрещивания двух дигетерозигот?

У люцерны наследование окраски цветков – результат комплементарного взаимодействия двух пар неаллельных генов. При скрещивании растений чистых линий с пурпурными и желтыми цветками в первом поколении все растения были с зелёными цветками, во втором поколении произошло расщепление: 890 растений выросло с зелёными цветками, 306 – с жёлтыми, 311 – с пурпурными и 105 с белыми. Определите генотипы родителей.

У кроликов рецессивный ген отсутствия пигмента подавляет действие доминантного гена наличия пигмента. Другая пара аллельных генов влияет на распределение пигмента, если он есть: доминантный аллель определяет серую окраску (т.к. вызывает неравномерное распределение пигмента по длине волоса: пигмент скапливается у его основания, тогда как кончик волоса оказывается лишённым пигмента), рецессивный – чёрную (т.к. он не оказывает влияния на распределение пигмента). Каким будет потомство от скрещивания двух дигетерозигот?

У овса цвет зёрен определяется взаимодействием двух неаллельных генов. Один доминантный обусловливает чёрный цвет зёрен, другой – серый. Ген чёрного цвета подавляет ген серого цвета. Оба рецессивных аллеля дают белую окраску. При скрещивании чернозерного овса в потомстве оказалось расщепление: 12 чернозерных : 3 серозерных : 1 с белыми зёрнами. Определите генотипы родительских растений.

Цвет кожи человека определяется взаимодействием генов по типу полимерии: цвет кожи тем темнее, чем больше доминантных генов в генотипе: если 4 доминантных гена – кожа чёрная, если 3 – тёмная, если 2 – смуглая, если 1 – светлая, если все гены в рецессивном состоянии – белая. Негритянка вышла замуж за мужчину с белой кожей. Какими могут быть их внуки, если их дочь выйдет замуж за мулата (АаВв) ?

Наследование яровости у пшеницы контролируется одним или двумя доминантными полимерными генами, а озимость – их рецессивными аллелями. Каким будет потомство при скрещивании двух дигетерозигот?

Птицы Говоруны отличаются умом и сообразительностью. Хохолки на голове бывают белые и красные (окраска красных наследуется двумя парами генов). Скрещиваются две птицы с белыми хохолками, и у них выводится птенец с красным хохолком на голове. Каковы генотипы родителей и птенца?

На Третьей планете системы Медуза Алиса Селезнева обнаружила цветы с обычной сердцевиной и зеркальной сердцевиной (зеркальная сердцевина определяется двумя парами генов). Можно ли получить цветы с зеркальной сердцевиной, если скрестить два растения с обычными сердцевинами? При каких генотипах родителей?

Два соседа поспорили: как наследуется окраска у волнистых попугайчиков? Бендер считает, что цвет попугайчиков определяется одним геном, имеющим 3 аллеля: С о - рецессивен по отношению к двум другим, С г и С ж кодоминантны Поэтому у попугайчиков с генотипом С о С о – белый цвет, С г С г и С г С о – голубой, С ж С ж и С ж С о – жёлтый цвет и С г С ж – зелёный цвет. А Паниковский считает, что окраска формируется под действием двух взаимодействующих генов А и В. Поэтому попугайчики с генотипом А*В* - зелёные, А* вв – голубые, ааВ* - жёлтые, аавв – белые.

У овса цвет зерен определяется 2 парами несцепленных генов. Доминантный ген одной пары определяет черный цвет зерен, доминантный ген другой пары – серый цвет зерен. Ген черной окраски подавляет ген серой окраски. Рецессивные гены обеих пар определяют белую окраску зерен.

А) При скрещивании чернозерного овса в потомстве было получено расщепление на 110 чернозерных, 27 серозерных и 9 белозерных растений. Определить тип наследования и написать схему скрещивания.

Б) При скрещивании белозерного овса с чернозерным было получено потомство, 1/2 которого имела черные зерна и 1/2 - серые зерна. Написать схему скрещивания.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Взаимодействие генов

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Взаимодействие генов

Типы взаимодействия генов Эпистаз – подавление одного гена другим Комплемента.

Типы взаимодействия генов Эпистаз – подавление одного гена другим Комплементарность – дополнение одного гена другим, совместное их проявление Полимерия – обусловленность степени проявления одного признака несколькими генами

Доминантный эпистаз В этом случае геном-подавителем является доминантный ген.

Доминантный эпистаз В этом случае геном-подавителем является доминантный ген В случае дигибридного скрещивания расщепление во втором поколении будет 13 : 3 или 12 : 3 : 1

Задача на эпистатическое взаимодействие генов У овса цвет зерна определяется.

Задача на эпистатическое взаимодействие генов У овса цвет зерна определяется двумя парами не сцепленных между собой генов. А-черный цвет, ген-подавитель а-белый цвет В-серый цвет b-белый цвет При скрещивании чернозерного овса в потомстве оказалось расщепление на 12 чернозерных, 3 серозерных и 1 с белыми зернами. Определите генотип скрещиваемых особей и их потомства.

Решение Расщепление 12 : 3 : 1 характерно для доминантного эпистаза при скрещ.

Решение Расщепление 12 : 3 : 1 характерно для доминантного эпистаза при скрещивании дигетерозиготных форм: P AaBb x AaBb Черн. Черн. Гаметы АВ Ab AB Ab aB ab aB ab ?

F1 Составим решетку Пеннета: Гаметы АВ Ab aB ab AB AABB AABb AaBB AaBb Ab AAB.

F1 Составим решетку Пеннета: Гаметы АВ Ab aB ab AB AABB AABb AaBB AaBb Ab AABb AAbb AaBb Aabb aB AaBB AaBb aaBB aaBb ab AaBb Aabb aaBb aabb

Рецессивный эпистаз Геном-подавителем является рецессивный ген. В случае скре.

Рецессивный эпистаз Геном-подавителем является рецессивный ген. В случае скрещивания дигибридов при рецессивном эпистазе расщепление во втором поколении наблюдается в отношении 9 : 3 : 4.

Комплементарность (кодоминирование) Это явление, при котором сошедшиеся два н.

Комплементарность (кодоминирование) Это явление, при котором сошедшиеся два неаллельных гена дают новый признак При скрещивании дигибридов во втором поколении происходит расщепление по фенотипу в отношении 9 : 3 : 3 : 1. В других случаях комплементарности возможно расщепление в отношении 9 : 7, или 9 : 6 : 1, или 9 : 3 : 4.

Задача на комплементарное взаимодействие генов У душистого горошка розовая ок.

Задача на комплементарное взаимодействие генов У душистого горошка розовая окраска цветков проявляется только при наличии двух доминантных генов А и В. Если в генотипе имеется только один доминантный ген, то окраска не развивается. Какое потомство F1 и F2 получится от скрещивания растений с генотипами AAbb и aaBB?

Решение Найдем потомство первого поколения: Р AAbb х aaBВ белые белые Гаметы.

Решение Найдем потомство первого поколения: Р AAbb х aaBВ белые белые Гаметы aB Ab F1 AaBb розовые

Найдем потомство второго поколения: F1 AaBb х AaBb розовые розовые Гаметы AB.

Найдем потомство второго поколения: F1 AaBb х AaBb розовые розовые Гаметы AB Ab AB Ab aB ab aB ab ?

F2 Ответ: в первом поколении все растения будут с розовыми цветками, во втор.

F2 Ответ: в первом поколении все растения будут с розовыми цветками, во втором проявится расщепление в соотношении 9 розовых : 6 белых Составим решетку Пеннета: Гаметы АВ Ab aB ab AB AABB AABb AaBB AaBb Ab AABb AAbb AaBb Aabb aB AaBB AaBb aaBB aaBb ab AaBb Aabb aaBb aabb

Еще один пример комплементарного взаимодействия генов – окраска оперения у по.

Еще один пример комплементарного взаимодействия генов – окраска оперения у попугайчиков-неразлучников: A – голубой пигмент а – отсутствие голубого пигмента B – желтый пигмент b – отсутствие желтого пигмента A.B. – зеленый цвет аabb – белый цвет

Определите генотипы и фенотипы потомства у попугайчиков-неразлучников по схем.

Определите генотипы и фенотипы потомства у попугайчиков-неразлучников по схеме: Р ♀ . . . . Х ♂ . . . . голубой желтый F1 белый : ?

Проверьте свое решение: Р ♀ Aabb Х ♂ aaBb голубой желтый Гаметы Ab ab aB ab.

Проверьте свое решение: Р ♀ Aabb Х ♂ aaBb голубой желтый Гаметы Ab ab aB ab F1 aabb : AaBb : aaBb : Aabb белый зеленый желтый голубой

Комплементарное взаимодействие генов по типу моногибридного скрещивания Групп.

Комплементарное взаимодействие генов по типу моногибридного скрещивания Группы крови: I группа –JОJО II группа – JAJA, JAJO III группа – JBJB , JBJО IV группа - JAJB

Решите задачу на наследование групп крови Р ♀ . . Х ♂ . . I IV F1 ?

Решите задачу на наследование групп крови Р ♀ . . Х ♂ . . I IV F1 ?

Проверьте свое решение: Р ♀ JОJО Х ♂ JAJВ I IV Гаметы JО JA JВ F1 JAJО : JВJ.

Проверьте свое решение: Р ♀ JОJО Х ♂ JAJВ I IV Гаметы JО JA JВ F1 JAJО : JВJО I I I I I

Полимерия Явление, когда один и тот же признак определяется несколькими аллел.

Полимерия Явление, когда один и тот же признак определяется несколькими аллелями. Расщепление при дигибридной полимерии с усиливающими друг друга генами будет 1 : 4 : 6 : 4 : 1, а без усиления 15 : 1.

Задача на наследование признака по типу полимерии Красная окраска зерен пшени.

Задача на наследование признака по типу полимерии Красная окраска зерен пшеницы определяется двумя парами неаллельных несцепленных генов: А1 и А2. Каждый из доминантных аллелей определяет красную окраску, а рецессивные – белую. Один доминантный ген дает слабоокрашенные зерна, при наличии двух доминантных генов зерна окрашены интенсивнее. Определить расщепление по фенотипу в потомстве от скрещивания дигетерозиготных растений.

Решение P A1a1A2a2 х A1a1A2a2 розовые розовые Гаметы A1A2 A1a2 A1A2 A1a2 a1A2.

Решение P A1a1A2a2 х A1a1A2a2 розовые розовые Гаметы A1A2 A1a2 A1A2 A1a2 a1A2 a1a2 a1A2 a1a2 ?

F1 Составим решетку Пеннета: Ответ: расщепление по фенотипу 1 : 4 : 6 : 4 .

F1 Составим решетку Пеннета: Ответ: расщепление по фенотипу 1 : 4 : 6 : 4 : 1 Гаметы A1A2 A1a2 a1A2 a1a2 A1A2 A1A1A2A2 A1A1A2a2 A1a1A2A2 A1a1A2a2 A1a2 A1A1A2a2 A1A1a2a2 A1a1A2a2 A1a1a2a2 a1A2 A1a1A2A2 A1a1A2a2 a1a1A2A2 a1a1A2a2 a1a2 A1a1A2a2 A1a1a2a2 a1a1A2a2 a1a1a2a2

По типу полимерии наследуется цвет кожи у человека: А1А1А2А2 – чернокожие А1А.

По типу полимерии наследуется цвет кожи у человека: А1А1А2А2 – чернокожие А1А1А2а2 или А1а1А2А2 – темные мулаты А1а1А2а2 или а1а1А2А2 или А1А1а2а2 – средние мулаты А1а1а2а2 или а1а1А2а2 – светлые мулаты а1а1а2а2 –белые

В каком случае у средних мулатов может родиться белый ребенок? Р ♀ . . . . Х.

В каком случае у средних мулатов может родиться белый ребенок? Р ♀ . . . . Х ♂ . . . . средний средний мулат мулат F1 . . . . белый

Проверьте свое решение: Р ♀ А1а1А2 а2 Х ♂ А1а1А2а2 средний средний мулат мул.

Проверьте свое решение: Р ♀ А1а1А2 а2 Х ♂ А1а1А2а2 средний средний мулат мулат F1 а1а1а2а2 белый Ответ: ребенок может родиться белым в случае, если родители дигетерозиготны

Спасибо за сотрудничество!

Спасибо за сотрудничество!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 952 человека из 80 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Курс добавлен 23.11.2021
  • Сейчас обучается 49 человек из 30 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 33 человека из 19 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 562 329 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 18.02.2018 1095
  • PPTX 440.8 кбайт
  • 1 скачивание
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Береснева Виктория Вячеславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Рособрнадзоре рассказали, как будет меняться ЕГЭ

Время чтения: 2 минуты

Петербургская учительница уволилась после чтения на уроке Введенского и Хармса

Время чтения: 3 минуты

Время чтения: 3 минуты

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

Онлайн-конференция о создании школьных служб примирения

Время чтения: 3 минуты

Полный перевод школ на дистанционное обучение не планируется

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: