Рассмотрите листья пшеницы как они соединены со стеблем какое имеют жилкование сделайте рисунок
Обновлено: 18.09.2024
1 . Рассмотрите корневую систему злакового растения. Чем она отличается от корневых систем растений класса двудольных?
У двудольных растений корневая система чаще всего стержневая, а в злаковых растений корневая система мочковатая.
2 . Рассмотрите стебель пшеницы (ржи, ячменя). Как называют такой стебель? В чём его особенность?
У пшеницы (ржи, ячменя) узлы выглядят толще, чем междоузлия. Это происходит в результате того, что деление клеток стебля происходит в каждом междоузлии. Междоузлия стебля пшеницы (ржи, ячменя) полые, а узлы — заполнены тканями. Такой тип стебля называют соломиной.
3 . Изучите строение листа злаков. Рассмотрите основание листа — влагалище. Какое оно имеет значение для растения?
Листья пшеницы (ржи, ячменя) — узкие и длинные. Жилкование листа у этих растений параллельное. Основание листа более широкое, оно имеет вид трубки и полностью охватывает стебель. Называется это основание — влагалище.
Такой тип основания и способ его крепления помогает растению лучше защитить междоузлия, в которых происходит деление и рост стебля, а значит находятся наиболее уязвимые клетки. Кроме того, в основании влагалища находится плёнчатый выступ — язычок, который защищает соединение листа со стеблем от попадания воды.
4 . Рассмотрите соцветие пшеницы. Как его называют?
Соцветие пшеницы — сложный колос.
5 . Выделите из соцветия цветок пшеницы и рассмотрите его. Найдите цветковые чешуи. Сколько тычинок в цветке? Найдите пестик, рассмотрите его. Сколько рылец имеет пестик?
Строение цветка пшеницы:
2 цветковые чешуи;
2 цветковые плёнки;
3 тычинки;
1 пестик с двумя мохнатыми рыльцами;
формула цветка ↑ $О_$ $Т_$ $П_$
6 . Рассмотрите плод пшеницы. Как его называют?
Плод пшеницы — зерновка.
Корневая система — мочковатая.
Стебель — соломина.
Лист — узкий, длинный, параллельное жилкование, основание — влагалище.
Соцветие — сложный колос.
Цветок — состоит из двух цветковых чешуй, двух цветковых плёнок, трёх тычинок и одного пестика с двумя мохнатыми рыльцами.
Формула цветка − ↑ $О_$ $Т_$ $П_$
Плод — зерновка.
45. Перечислите основные признаки, характерные для покрытосеменных растений.
• Наличие цветков и семян, заключенных в плод;
• Семенная кожура и околоплодник защищают зародыш от неблагоприятных воздействий и обеспечивают его питательными веществами;
• Тело разделено на органы: корень, стебель лист;
• Более развита проводящая система, усложнено и совершенствовано строение тканей;
• Опыление происходит при помощи насекомых и за счет распространения животными семян плодов;
• Обладают внутренним оплодотворением;
• Имеют интенсивный обмен веществ;
• Существуют во всех трех жизненных формах;
• Диплоидны.
46. Рассмотрите рисунки. Напишите названия изображенных жизненных форм растений, обозначенных цифрами.
1. Трава
2. Дерево
3. Кустарник
4. Кустарник
5. Трава
47. Рассмотрите рисунки. Какими цифрами обозначены части растений классов Двудольные и Однодольные? Впишите цифры в соответвтующие строки.
Однодольные: 1, 3, 5
Двудольные: 2, 4, 6
2. Рассмотрите листья шиповника: как они расположены на стебле, какое имеют жилкование. Листья у шиповника простые или сложные?
Листья длиной 4-9 см, расположенные на побеге спирально, длинночерешковые, непарноперистые, с парными прилистниками, сросшимися с черешком или редко сросшимися. Листья шиповника сложные с перистым жилкованием.
Сделайте рисунок.
3. Рассмотрите цветок шиповника. Опишите его. Подсчитайте и запишите число лепестков венчика, чашелистиков чашечки.
Ярко розовый. 5 чашелистиков и 5 лепестков венчика.
4. Рассмотрите и зарисуйте тычинки и пестики.
5. Рассмотрите внешний вид плода. Разрежьте его и рассмотрите внутреннее строение. Найдите плоды-орешки. Сделайте рисунки.
2. Рассмотрите листья пшеницы. Как они соединены со стеблем? Какое имеют жилкование?
Листья без черешка, жилкование параллельное
Сделайте рисунок
3. Рассмотрите особенности строения корневой системы пшеницы. К какому типу корневых систем она относится?
Корневая система мочковая
4. Рассмотрите соцветие пшеницы. Как оно называется? С помощью лупы рассмотрите цветок. Найдите тычинки и пестики. Сосчитайте их. Сделайте рисунок соцветия и цветка.
3 пестика и тычинки
5. Рассмотрите плод. Как он называется? Опишите его внешний вид. Сделайте рисунок.
Продольное зерно, покрытое кожистым околоплодником золотисто-желтого цвета.
1. Тюльпан (лилейные);
2. Цветная капуста (крестоцветные);
3. Фасоль (бобовые);
4. Вишня (розоцветные);
5. Земляника (розоцветные);
6. Томат (пасленовые);
7. Клевер (бобовые);
8. Василек (сложноцветные);
9. Астра (сложноцветные);
10. Паслен (пасленовые);
11. Овес (злаковые).
51. Рассмотрите цветок и плод гороха. Опишите его строение и сделайте рисунок.
Цветок: цветоножка, цветоложе, чашелистик, лепесток, тычинка, пестик.
Горох представлен стручком. Стручок – это сухой многосемянный плод с длинной тонкой перегородкой, разделяющей его полость на две камеры. Семена прикрепляются к перегородке. При созревании створки плода начинают раскрываться снизу.
52. Запишите формулу цветка.
Ч5-0 Л5 Т5 П1
53. На рисунке подчеркните цветки растений, которые относятся к семейству бобовых.
54. Каково строение вегетативных органов злаковых растений? Сделайте рисунок листа. Перечислите представителей семейства злаков. Какими общими признаками они обладают?
Просо, ковыль, пшеница, рожь, кукуруза, маис, костер, ячмень
Относятся к травам, имеют параллельное жилкование листа, цветок с трехлучевой симметрией, обладающий тремя лепестками, тремя тычинками и пестиком. Их плод – зерновка.
55. Каково строение цветка тюльпана? Сделайте рисунок. Какими общими признаками обладают растения семейства лилейных?
1 – стебель; 2 – пестик; 3 – внешние листочки околоцветника; 4 – внутренние листочки околоцветника; 5 –рыльце пестика; 6 – завязь; 7 – тычиночная нить; 8 – пыльники.
Листья цельные, чаще всего без черешка. В основном травы. Подземный побег – луковица. Плод – коробочка или ягода.
56. Рассмотрите цветок и плод дикой редьки. Опишите его строение, сделайте рисунок.
Цветки обычно с желтыми, реже белыми или пурпурными лепестками, собраны на верхушках главного или боковых побегов в соцветия – кисти. Плод – плотный стручок длиной 4-8 см и диаметром 0,5 см.
57. Запишите формулу цветка дикой редьки.
Ч4 Л4 Т2+4 П1
58. Рассмотрите цветок и плод картофеля. Опишите его строение, сделайте рисунок.
Цветки белые, розовые и фиолетовые, собраны щитком на верхушке стебля. Плод – многосемянная, темно-зеленая, ядовитая ягода диаметром 2 см.
59. Запишите формулу цветка картофеля. Напишите названия других видов растений, цветки которых имеют такую же формулу.
Ч(5) Л(5) Т5 П1
Паслен черный, томат
Рассматриваем корневую систему пшеницы. Она, как и у всех злаковых растений, мочковатая.
Рассматриваем стебель пшеницы. Его называют соломинкой. Он имеет междоузлия, которые представляют собой утончающиеся участки. Такое формирование обеспечено делением клеток стебля в каждом междоузлии. Междоузлия у пшеницы полые, узлы заполнены тканями.
Изучаем строение листа злаков. Рассматриваем основание листа — влагалище. Какое оно имеет значение для растения?
У пшеницы листья узкие, длинные и с параллельным жилкованием. Широкое основание листа, которое имеет вид трубки, называется влагалищем. Оно расположено чуть выше узла и необходимо для защиты делящихся клеток у основания междоузлия. Наличие таких участков является главным отличительным признаком злаковых растений. Рядом с местом отхождения листовой пластины от влагалища мы можем увидеть язычок, внешне напоминающий плёнчатый вырост, который служит барьером для жидкости, которая может попасть между влагалищем и стеблем растения.
Рассматриваем соцветие пшеницы – сложный колос.
Выделяем из соцветия цветок пшеницы и рассматриваем его. Находим цветковые чешуи. В каждом цветке содержится по две цветковые чешуи, три тычинки, две цветковые плёнки и один пестик с расположенными на нем мохнатыми сидячими рыльцами. Формула цветка пшеницы будет выглядеть так: ↑0(2) + 2Т3П1.
Рассматриваем плод пшеницы. Его называют зерновка. У зерновки выделяют околоплодник, эндосперм, семядолю, почечку, стебелек, корешок и зародыш.
Стр. 173
№ 1. Какие растения семейства лилейных вы знаете?
Я знаю такие растения семейства лилейных: спаржа, чеснок, репчатый лук, алоэ, тюльпан, ландыш майский, лилия. Одни из них выращиваются для употребления в пищу, а другие – для изготовления лекарств.
№ 2. На основании каких признаков лилейные растения отнесены к классу однодольных?
Признаки, благодаря которым лилейные растения отнесены к классу однодольных:
Мочковатый тип корневой системы;
Линейное или дуговое жилкование листьев;
Простой околоцветник у цветков;
Цветок делится на части: три чашелистика, шесть тычинок, три лепестка;
Наличие одной семядоли у зародыша.
№ 3. В чём сходство и различие в строении цветков тюльпана и ландыша?
У тюльпана и ландыша цветки правильной формы с шестью тычинками и одним пестиком, с простым околоцветником (шесть лепестков).
Различие в том, что у ландыша околоцветник сростнолистный, а у тюльпана раздельнолистный.
№ 4. Какие плоды бывают у лилейных растений?
У лилейных растений плоды либо ягоды, либо коробочки.
№ 5. Какой стебель называют соломиной?
Соломина – это стебель с полыми междоузлиями и узлами, которые заполнены тканью.
№ 6. Как соломина растёт в длину?
В процессе роста происходит деление клеток у основания каждого междоузлия соломины, благодаря чему она удлиняется. Этот вид роста имеет свое название – вставочный.
№ 7. Каковы отличительные признаки семейства злаков?
Отличительные признаки семейства злаков:
Мочковатая корневая система;
Стебель – соломина со вставочным ростом;
Параллельное жилкование листьев;
Длинные и узкие листья, сидячие (без черешков);
Наличие влагалища – широкого основания листа, которое имеет вид трубки;
Наличие язычка – выроста в месте отхождения листовой пластинки от влагалища;
Мелкие цветки с простыми соцветиями – колосками, которые часто образуют сложные соцветия – метёлку или сложный колос;
Количество цветков разное – от одного и до нескольких десятков;
Три тычинки в цветках, один пестик с мохнатыми сидячими рыльцами, две цветковые плёнки и две цветковые чешуи;
Плод в виде зерновки;
Формула цветка: ↑0(2) + 2Т3П1.
№ 8. Какие культурные и дикорастущие злаки вы знаете?
Из культурных злаков мне известны такие растения: пшеница, сахарный тростник, овёс, рожь, рис, кукуруза. Из дикорастущих трав я знаю о таких растениях: ковыль, пырей ползучий.
Стр. 173
Чем можно объяснить, что среди растений семейства лилейных часто встречаются первоцветы?
Корень большинства растений семейства лилейных представляет собой корневище или луковицу, в которых накоплено большое количество питательных веществ. Благодаря этому растение может активно прорастать и цвести уже ранней весной, являясь первоцветом.
Стр. 173
На основании строения цветка злаков предположите, каким способом опыляются эти растения. Приведите доказательства своих предположений.
Растения семейства злаковых относятся к ветроопыляемым. Доказать это можно, внимательно рассматривая их цветы. Они мелкие, отличаются неброской расцветкой и формой, легкие и собраны в соцветия. Каждый из цветков имеет несколько тычинок, расположенных на длинных тычиночных нитях, с большими пыльниками.
Благодаря тому, что длинные тычиночные нити выносят пыльники за пределы чешуй и плёнок цветка, их семя легко сдувается ветром. Пестик с мохнатыми рыльцами быстрее и лучше улавливает пыльцу на ветру.
У пшеницы (ржи, ячменя) выглядят толще, чем междоузлия. Это происходит в результате того, что деление клеток стебля происходит в каждом междоузлии. Междоузлия стебля пшеницы (ржи, ячменя) полые, а узлы — заполнены тканями. Такой тип стебля называют соломиной.
3. Изучите строение листа злаков. Рассмотрите основание листа — влагалище. Какое оно имеет значение для растения?
Листья пшеницы (ржи, ячменя) — узкие и длинные. Жилкование листа у этих растений параллельное. Основание листа более широкое, оно имеет вид трубки и полностью охватывает стебель. Называется это основание — влагалище.
Такой тип основания и способ его крепления помогает растению лучше защитить междоузлия, в которых происходит деление и рост стебля, а значит находятся наиболее уязвимые клетки. Кроме того, в основании влагалища находится плёнчатый выступ — язычок, который защищает соединение листа со стеблем от попадания воды.
4. Рассмотрите соцветие пшеницы. Как его называют?
Соцветие пшеницы — сложный колос.
5. Выделите из соцветия цветок пшеницы и рассмотрите его. Найдите цветковые чешуи. Сколько тычинок в цветке? Найдите пестик, рассмотрите его. Сколько рылец имеет пестик?
Строение цветка пшеницы:
6. Рассмотрите плод пшеницы. Как его называют?
Плод пшеницы — зерновка.
- Корневая система — мочковатая.
- Стебель — соломина.
- Лист — узкий, длинный, параллельное жилкование, основание — влагалище.
- Соцветие — сложный колос.
- Цветок — состоит из двух цветковых чешуй, двух цветковых плёнок, трёх тычинок и одного пестика с двумя мохнатыми рыльцами.
- Формула цветка — ↑О (2)+2 Т3 П1.
- Плод — зерновка.
Название семейства
Другие особенности
цветки собраны в соцветие кисть, с правильными крестообразно расположенными лепестками и двойным околоцветником
стручки или стручочки
двудольные, сетчатое жилкование, листья расположены поочерёдно или собраны в прикорневую розетку, корневая система стержневая, у некоторых растений могут развиваться корнеплоды
цветки одиночные либо собраны в соцветие кисть или головка, неправильные, со сросшимися чашелистиками чашечки и сросшимися двумя лепестками венчика
двудольные, на корнях образуются клубеньки богатые веществами, содержащими азот, сетчатое жилкование
цветки крупные одиночные или собранные в соцветие, правильные с двойным околоцветником и множеством пестиков
многоорешек, костянка, яблоко
двудольные, могут быть травянистыми растениями, а также плодово-ягодными деревьями и кустарниками, сетчатое жилкование
Паслёновые
цветки одиночные крупные либо собраны в соцветия, правильные, со сросшимися чашелистиками чашечки и сросшимися лепестками венчика
ягода или коробочки
двудольные, в основном травы, отличаются повышенным содержанием ядовитых для человека веществ в стебле, листьях и плодах, сетчатое жилкование
цветки собраны в соцветие корзинка, могут быть правильной и неправильной формы (язычковые, трубчатые, воронковидные и ложноязычковые), с плохо развитыми или отсутствующими чашелистиками и сросшимися пятью лепестками
двудольные, соцветие корзинка, сетчатое жилкование
цветки одиночные крупные либо собраны в соцветия, правильные, с простым околоплодником
однодольные, корень мочковатый, стебель видоизменённый (корневище или луковица) дуговое или линейное жилкование, простой околоплодник цветка
цветки мелкие, собраны в соцветие колосок, сложный колос или метёлка, неправильные
однодольные, корень мочковатый, стебель — соломина, лист узкий, длинный, с параллельным жилкованием и основанием влагалищем
130. Выпишите цифры, под которыми указаны признаки, характерные для соответствующего семейства.
- 1. Параллельное жилкование
- 2. Сетчатое жилкование
- 3. Стержневая корневая система
- 4. Мочковатая корневая система
- 5. Формула цветка *Ч4 Л4 Т4+2 П1
- 6. Формула цветка *Ч5 Л5 Т∞ П1
- 7. Формула цветка *Ч(5)Л(5) Т5 П1
- 8. Формула цветка ↑Ч(5) Л1+2+(2) Т(9)+1 П1
- 9. Формула цветка ↑О(2)+2 Т3 П1
- 10. Формула цветка *О3+3 Т6 П1
- 11. Плод ягода
- 12. Плод коробочка
- 13. Плод костянка
- 14. Плод стручок
- 15. Плод боб
Крестоцветные (Капустные): 2, 3, 5, 14
Паслёновые: 2, 3, 7, 11, 12
Розовоцветные: 2, 3, 6, 12
Мотыльковые (Бобовые): 2, 3, 8, 15
Лилейные: 1, 4, 10, 11, 12
131. Используя определительные карточки, определите несколько растений, относящихся к семействам, с которыми вы познакомились.
Определительная карточка для определения растений семейства бобовые.
Все листочки с короткими черешочками……. 3
Средний листочек с более длинным черешочком, чем боковые
Люцерна хмелевидная
Клевер луговой
Клевер гибридный
Чина луговая
Горошек заборный
Горошек мышиный
Определительная карточка для определения растений семейства крестоцветные.
Читайте также: