Сооружение для хранения больших партий зерна и доведения его до кондиционного состояния

Обновлено: 18.09.2024

ЗЕРНОХРАНИ́ЛИЩЕ, 1) со­ору­же­ние для хра­не­ния зер­на. З. долж­но на­дёж­но за­щи­щать зер­но от ат­мо­сфер­ных осад­ков, грун­то­вых и по­верх­но­ст­ных вод, рез­ких пе­ре­па­дов тем­пе­ра­тур, вре­ди­те­лей зер­на и зер­но­про­дук­тов , быть при­спо­соб­лен­ным для за­груз­ки и вы­груз­ки зер­на и кон­тро­ля за его со­стоя­ни­ем при хра­не­нии. Не­смот­ря на мно­го­ве­ко­вой опыт соз­да­ния З., на­чи­ная от про­стей­ших (ямы, ам­фо­ры, ам­ба­ры) до совр. со­ору­же­ний вме­сти­мо­стью в сот­ни тыс. тонн, про­бле­мы строи­тель­ст­ва и экс­плуа­та­ции З. по-преж­не­му ак­ту­аль­ны, осо­бен­но для раз­ви­ваю­щих­ся стран, где по­те­ри зер­на при хра­не­нии пре­вы­ша­ют 10%.

Элеватор зерновой — это агрегат, как правило, состоящий из целого комплекса. Элеватор предназначен для хранения крупных партий зерна и доведения его до соответствующего кондиционного состояния.

Современное элеваторное оборудование позволяет успешно решать проблемы, связанные с очисткой, сушкой, хранением и транспортировкой сельскохозяйственного зернового продукта.

1 Общие сведения о работе

Все технологические процессы на элеваторе в настоящее время практически полностью автоматизированы. Управление производством осуществляется с центрального пульта управления.

Это позволяет полностью исключить ошибки персонала и предотвращает сбои во время работы элеватора.

Зерновой элеватор с железнодорожным подъездом

Зерновой элеватор с железнодорожным подъездом

Данный агрегат представляет собой взаимосвязанные между собой:

  • корпуса;
  • силосов (емкостей) изготовленные из монолитного или сборного железобетона;
  • рабочего здания;
  • оборудования погрузки (прием) и отдачи зерна;
  • зерновая сушилка разных типов и других дополнительных элементов.

Это основной стандартный тип строения зернового элеватора, однако, бывают и расхождения в тех или иных моделях и аналогах.
к меню ↑

1.1 Какие бывают типы силосов?

Различают два типа силосов – круглые и квадратные. Силосы круглой формы имеют стандартные размеры (высота до 30 м и диаметр до 9 м) и квадратные (высота до 30 м и 3×3 м по осям). Круглые силосы компонуют обычно в 3, 4 или 6 рядов.

Бывают также силосы квадратной формы. Квадратные силосы сооружают по ширине в 6, 8 или 12 рядов. Вместимость таких корпусов составляет от 11,2 до 48 тысяч тонн зерна.

За рубежом давно и все чаще в Украине, и в России используют металлические емкости (силосы) вместимостью 2,55 — 3 тысячи тонн, высотой 11,9 м и 15 м с диаметром 18 м.

Чертеж элеватора силосного типа

Чертеж элеватора силосного типа

Эти конструкции располагают по 2-4 силоса в один ряд. Производство элеваторов осуществляется из высококачественного металла с высоким содержанием цинка(380-420 г/м 2 ) и имеет более 10 лет гарантии на отсутствие коррозии.
к меню ↑

2 Принцип работы элеватора

Корпуса элеватора, как отмечалось ранее, сблокированы между собой и с административно-производственным зданием, в котором расположено все технологическое, а также транспортное оборудование.

Итак весь принцип работы состоит из нескольких этапов:

  1. Прием и подработка зерна на элеваторе. Оно доставляется на авто, железнодорожным либо водным транспортом. Разгрузка производится специальными устройствами.
  2. Обработка зерна на элеваторе. После взвешивания зерно, поступившее в рабочую башню посредством норий проходит через зерноочистительные машины-сепараторы, избавляясь от всевозможных примесей.
  3. Хранение зерна на элеваторе. Зерно хранится в силосах, часть из которых оснащена установками для дезинфекции и активного вентилирования. Температура зернового продукта измеряется термоподвесками, которые устанавливаются на разных уровнях.

2.1 Взаимодействие всех процессов во время работы зернового элеватора

При разгрузке (прием зерна) из автотранспорта используют подземные бункера, сообщенные нижней транспортерной галереей с нориями рабочей башни элеватора. Нория – это устройство ковшового типа для перемещения грузов в вертикальном направлении. Авторазгрузчик снимает зерно через боковой либо задний борт. Выгрузка из железнодорожных вагонов происходит также с использованием приемных бункеров.

Загрузка зерновозов из элеватора

Загрузка зерновозов из элеватора

Из водных судов зерновой продукт выгружают посредством пневматических установок. Учет зерна на элеваторе осуществляется путем взвешивания с использованием автомобильных и вагонных платформенных весов. Зерно, доставленное водным транспортом, взвешивается ковшовыми весами элеватора. Таким образом, когда происходит прием зерна, его подсчитывают путем взвешивания тем или иным способом. Итак, данный процесс называется учетом зерна на элеваторе.

После обработки зерна, происходит сушка зерна в зерносушилках. По завершении сушильного процесса зерно с помощью верхнего конвейера поступает на надсилосный транспортер со сбрасывающей тележкой, разгружающей зерно в силос для дальнейшего хранения.

Передача зерна из силосов на нижние конвейера, установленные в подсилосных помещениях, производится через отверстия в воронках в днищах силосов.
к меню ↑

2.2 Технология работы зернового элеватора (видео)


к меню ↑

2.3 Из чего состоит зерновой элеватор?

Общепринятый типовой агрегат состоит из следующих отделений:

  • весовое отделение;
  • приемное отделение (для разгрузки автотранспорта и ж/д вагонов);
  • рабочая башня, в ней установлены агрегаты для предварительной, первичной и если возникает необходимость, то для вторичной очистки зерна, а также система для очистки от легких примесей, аспирации;
  • сушильное отделение, состоит из емкостей для накопления влажных и сухих материалов и требуемое количество сушилок различных модификаций оснащенных горелками под соответствующий вид топлива;
  • отделение хранения, представляет собой силосы (емкости), расположенные в один ряд или сблокированные в несколько взаимосвязанных рядов, что дает возможность хранить различные культуры либо разные сорта одной и той же культуры в одном элеваторе;
  • отделение отгрузки, система бункеров-хоперов для отгрузки продукции в авто и ж/д транспорт;
  • металлоконструкции (норийные вышки, транспортерные мосты и галереи);
  • транспортное оборудование соединяет все маршруты элеватора (транспортеры различных модификаций и видов, также нориями);
  • электрические и автоматизированные системы (освещение, датчики, кабельная продукция и пр.);

Элеватор старого образца

Элеватор старого образца

2.4 Какие бывают зерновые элеваторы?

В зависимости от своего целевого назначения элеваторы зерновые подразделяются на следующие основные виды:

  • заготовительные или хлебоприемные (емкость 15-100 тысяч тонн, прием от хозяйств зерна, производят очистку, сушку и отгрузку потребителю);
  • производственные (емкость 10-150 тысяч тонн, возводят при мельницах, крупяных, комбикормовых, крахмалопаточных заводах и т.д.;
  • базисные (емкость 100-150 тысяч тонн, служат для длительного хранения зерна получаемого и отправляемого посредством железнодорожного транспорта вагонными нормами);
  • портовые и перевалочные (емкость 50-100 тысяч тонн, сооружаются в местах перевалок зерна с одного вида транспорта на другой — морские порты, крупные железнодорожные станции).

Самый первый силосный зерновой агрегат был построен в США в 1845 году в Дулуте. На постсоветском пространстве первый силосный элеватор сконструирован в 1887 году в Нижнем Новгороде.

ЭЛЕВАТОР зерновой, сооружение для хранения больших партий зерна и доведения его до кондиционного состояния; высокомеханизир. зернохранилище силосного типа. В зависимости от назначения Э. подразделяют на хлебоприёмные, или заготовительные (принимают зерно от х-в, очищают от примесей, сушат и отгружают потребителю; ёмкость 15-100 тыс. т); производственные (сооружают при мельницах, крупяных, комбикормовых, крахмало-паточных з-дах и т. п.; 10- 150 тыс. т); базисные (предназначены для длит, хранения зерна, принимаемого с ж.-д. транспорта и отгружаемого в ж.-д. вагоны; 100-150 тыс. т); перевалочные и портовые (строят в местах перевалок зерна с одного вида транспорта на другой - на крупных ж.-д. станциях, в мор. портах; 50-100 тыс. т).

Э.- это соединённые в корпуса силосы (ёмкости) из монолитного или сборного железобетона (вые. обычно 30 м, круглые в плане, диаметром 6-7 м), сблокированные с рабочим зданием, где размещено осн. технологич. и транспортное оборудование. Зерно из приёмных бункеров поднимают транспортёрами на верх рабочего здания, взвешивают, очищают от примесей, сушат в зерносушилках и направляют по верхнему конвейеру на надсилосные транспортёры, к-рые сбрасывают его в силосы. Выгружают зерно на нижние конвейеры (их устанавливают в подсилосном этаже) через отверстия с воронками в днищах силосов. Часть силосов оборудуют установками для дезинфекции зерна и активного вентилирования. Темп-ру зерна измеряют термоподвесками, устанавливаемыми на разных уровнях. На совр. Э. управление машинами и механизмами автоматизировано. На крупных Э. применяют телевидение. Первый силосный Э. построен в США (г. Дулут) в 1845; в России (Н. Новгород) - в 1887.

За рубежом распространены также Э. с силосами из металла (сталь, алюминий), большего диаметра (до 30 м) и высоты (до 60 м), прямоугольными в плане.

Лит.: Кулаковский А. Б., Федосеев В. В., Элеваторы СССР, М., 1966; Новое в строительстве зернохранилищ и предприятий системы заготовок, М., 1972.

Зерновой элеватор - это, как утверждает всезнающая Wikipedia, сооружение для хранения больших партий зерна и доведения его до кондиционного состояния.

Зерновой элеватор – это, как утверждает всезнающая Wikipedia, сооружение для хранения больших партий зерна и доведения его до кондиционного состояния. Элеватор представляет собой высокомеханизированное зернохранилище силосного типа. Сегодня мы расскажем о том, какими бывают элеваторы для хранения зерновых, а также о том, какое оборудование при этом используется.

Своей компетенцией в данном вопросе для наших читателей решил поделиться один из поставщиков данной категории оборудования, поставляющий элеваторное оборудование в Украине.

Элеватор – важное звено в агропроме

Комплекс сортировки и хранения собранных полевых культур носит общее название – элеватор. Это слово объединяет ряд строений и механизмов производственного цикла. Работающие заводы АПК встречаются во всех странах с развитым сельским хозяйством. На территории Украины функционирует около 7000 частных и государственных элеваторов. В общем исчислении, они перерабатывают и хранят более 50 млн. тонн зерновых культур, что является внушительным показателем.

Нагрузка на производственные мощности предельно высокая и периодически необходимо менять износившиеся узлы или строить новые сооружения. Это позволило украинскому рынку элеваторного оборудования крепко закрепиться на позициях, ведь сельское хозяйство занимает второе место в экономике страны после промышленности.

Строительство элеваторов

В Украине есть достаточное количество успешных строительных компаний, которые возводят новые производственные комплексы не только у себя на родине, но и приглашаются для работы в страны Европы и ближнего зарубежья. Среди заказчиков частные и государственные холдинги. Весь цикл возведения завода заключается в следующем:

  • исследование местности к подготовке технического задания;
  • разработка проекта элеватора с подбором необходимого оборудования;
  • расчёт сметной документации и согласование;
  • строительство элеватора;
  • пусконаладка.

Пусконаладочные работы

Процесс пусконаладочных работ, после возведения новых элеваторных комплексов, разделяют на два вида: пусконаладочные и наладочные. Первые работы исполняются в индивидуальном и совокупном тесте оборудования. Вторые работы следуют после сдачи завода в эксплуатацию при освоении мощности завода согласно проекту.

Пусконаладочные работы вступают в фазу после завершения монтажа оборудования. Перед персональными испытаниями оборудования, должен закончится монтаж систем обеспечения: электричества, контрольно-измерительных приборов, электроники, системы смазки и средств защиты.

Испытания оборудования

В процессе индивидуальных испытаний, специалисты проверяют технологическое и транспортное оборудование на добросовестность сборки и крепления его узлов. Не должны присутствовать подсосы воздуха, утечки воды и пара. Все качания, шатания и вращения рабочих элементов должны соответствовать норме. Пружины и натяжные ремни, обеспечивающие работу приводов, должны быть отрегулированы в необходимых параметрах.

В оборудовании множество вращательных элементов, поэтому пусконаладчики особое внимание уделяют уровню смазки. На регулировку работоспособности каждого отдельного оборудования затрачивается от 3-х до 5-и часов. После окончания этих работ, подписывается акт рабочей комиссии и завод признаётся принятым заказчиком.

Производство оборудования

Проекты комплексов разрабатываются под существующие виды оборудования. Расчёты ведутся с учётом технических характеристик и требуемого объёма выработки конечной продукции.

Производство элеваторов и элеваторного оборудования в Украине позволяет максимально сократить завоз аналогов из-за рубежа и использовать продукцию внутреннего рынка. Стоит добавить, что Украина сама успешно экспортирует продукцию для строительства агропромышленных комплексов на Запад и в Европу.

Большинство производственных компаний обновили технологичные мощности по последнему слову техники, тем самым повысив качество выпускаемого ассортимента. Элеваторы могут незначительно отличаться друг от друга но все они включают в себя следующие сооружения и механизмы:

  • корпуса:
  • железобетонные ёмкости (силосы);
  • рабочее строение;
  • оборудование приёмки и отдачи зерна;
  • сушилка.

Практически все производственные узлы имеют запас мощности. Как показывает статистика, большинство заводов используют ¾ от своего потенциала. Это связывают с тем, что покупатель обычно перестраховывается и делает заказ с планом увеличить объёмы производства. Но в большинстве случаев этого не происходит.

Современные элеваторы – это заводы, управляемые автоматикой. Объёмы человеческого труда максимально сокращены. Контроль за процессами осуществляет электроника, через компьютерные программы. Таким образом цифровые технологии нашли применение и в АПК.

Вместо эпилога

Устойчивая продажа элеваторов в Украине говорит об одном, что сельскохозяйственный сектор продолжает стабильно существовать. Несмотря на уверенный спрос, ежегодно аграрники испытывают дефицит для хранения полевых культур, который исчисляется несколькими десятками миллионов тонн. Но положительная тенденция продаж способна снизить дефицит мощностей.

Читайте также: